Количество единиц товара

трудовая документация, мингарантии по оплате труда, доплаты, надбавки

Штатное расписание предприятия существенно упрощает решение целого ряда вопросов, связанных с управленческой, кадровой, бухгалтерской и плановой работой. Именно на основании штатного расписания производятся подбор персонала на вакантные должности, прием на работу, перевод работников на другую работу, планирование расходов на оплату труда, составление отчетности в службу занятости о наличии вакансий и т. д.

Как же правильно составить и утвердить штатное расписание предприятия?

Начнем с того, что собой представляет штатное расписание. Это документ, устанавливающий организационную структуру предприятия, штаты и оклады (тарифные ставки) работников. Штатное расписание содержит наименование должностей (профессий), численность работников и оклады (ставки) по каждой должности (профессии).

Где искать форму штатного расписания?

Для хозрасчетных предприятий единой типовой формы штатного расписания не существует. Так что все в ваших руках! Но если не знаете, с чего начать, за основу можно взять форму штатного расписания, утвержденную для бюджетников*. Ну и конечно, в этом нелегком деле вам поможет наша статья .

* Открывайте приказ Минфина «Об утверждении документов, применяемых в процессе исполнения бюджета» от 28.01.2002 г. № 57.

Единой типовой формы штатного расписания, которую должны применять хозрасчетные предприятия, на сегодняшний день нет.

Как выглядит штатное расписание? В общем случае штатное расписание содержит: гриф утверждения, заголовок и текст. В тексте указывают наименование структурных подразделений; наименование должностей (профессий); количество штатных единиц соответствующей должности (профессии); размеры окладов (тарифных ставок), надбавок и доплат по каждой должности (профессии); месячный фонд заработной платы для работников соответствующей должности (профессии) и в целом по предприятию.

Как составить штатное расписание?

Сейчас расскажем, а весь процесс условно разобьем на 6 этапов. Пройдем их вместе.

1 этап — определяем структуру предприятия, формы и системы оплаты труда.

Наименования структурным подразделениям, как правило, предприятия присваивают самостоятельно. Но в отдельных случаях от правильного наименования отдела или цеха может зависеть возможность получения работниками определенных льгот и гарантий. Так, если, например, работники вашего предприятия имеют право на пенсию по возрасту на льготных условиях согласно Спискам № 1** и № 2***, то при установлении наименований структурных подразделений, в которых они трудятся, учитывайте наименования, указанные в этих списках.

** Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденный постановлением КМУ от 24.06.2016 г. № 461.

*** Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденный постановлением КМУ от 24.06.2016 г. № 461.

Формы и системы оплаты труда, применяемые на предприятии, должны быть установлены в коллективном договоре (другом локальном нормативном акте работодателя, согласованном с профсоюзом (представителем трудового коллектива)).

2 этап — устанавливаем перечень должностей и профессий работников.

В штатном расписании должны быть указаны все необходимые для нормальной работы предприятия должности и профессии, в том числе те, которые занимают совместители, а также вакантные должности. Ведь именно на основании этого документа планируется необходимая численность работников.

При разработке штатного расписания имейте в виду, что работодатель имеет право давать штатным единицам только наименования, указанные в Классификаторе профессий ДК 003:2010.

Эти же наименования впоследствии будут использоваться в текстах приказов по личному составу, записях в трудовую книжку.

3 этап — рассчитываем численность штатных единиц. Под штатной единицей понимается должностная единица, установленная штатным расписанием предприятия.

Количество штатных единиц обычные предприятия определяют самостоятельно, руководствуясь экономической обоснованностью и целесообразностью содержания планируемой численности работников.

Заметьте: в зависимости от потребностей предприятия допускается устанавливать в штатном расписании количество штатных единиц по должностям менее 1 (например, 0,75 или 0,5).

Их устанавливают в случаях, если по данной должности не требуется занятость работника полное рабочее время.

В то же время на одну «целую» единицу, указанную в штатном расписании по определенной должности (профессии), может быть принят как один работник, так и, например, два работника с неполным рабочим днем на 0,5 штатной единицы каждый. Это означает, что каждый из этих двух работников отработает 50 % рабочего времени и получит, соответственно, половину оклада, установленного по этой должности.

4 этап — устанавливаем размеры окладов, надбавок, доплат. Здесь ориентиром должен быть колдоговор либо другой локальный нормативный акт работодателя (например, Положение об оплате труда), согласованный с профсоюзом (представителем трудового коллектива), в котором установлены нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат.

Важно! Как и ранее, нельзя устанавливать всем работникам оклады (тарифные ставки) в одинаковом размере. Требование о необходимости оплачивать их труд с учетом квалификации работников и сложности выполняемых работ осталось и в ст. 95 КЗоТ, и в ст. 6 Закона об оплате труда.

В штатном расписании допускается утверждение одинаковых наименований должностей с разными должностными окладами (тарифными ставками).

При составлении штатного расписания на 2017 год учитывайте, что оклад (месячная тарифная ставка) работника не может быть меньше прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января 2017 года (т. е. 1600 грн.).

Заметьте: в штатном расписании по отдельным должностям могут быть указаны доплаты и/или надбавки, которые являются составляющими системы оплаты труда и носят постоянный характер. А вот «трудовую» доплату до минзарплаты в штатном расписании отражать не нужно, поскольку ее размер может меняться в зависимости от выполненной нормы труда в текущем месяце.

5 этап — подготавливаем проект штатного расписания. Перед утверждением штатного расписания готовится его проект, который согласовывается с руководителями отделов (служб).

Нужно ли проект штатного расписания согласовывать с профсоюзом?

Считаем, что нет, если порядок установления размеров окладов (ставок), доплат и надбавок регулирует колдоговор (другой локальный нормативный акт работодателя, который согласован с профсоюзом (представителем трудового коллектива)), а штатное расписание составляется на его основе (с учетом его требований).

6 этап — утверждаем штатное расписание. Обычно штатное расписание утверждают путем издания соответствующего приказа (распоряжения) по основной деятельности. Допускается также утверждение штатного расписания непосредственно грифом утверждения (см. далее).

Штатное расписание, как правило, вводится в действие с начала календарного года и действует в течение всего года. В то же время коммерческие предприятия могут утверждать штатные расписания с желаемой периодичностью, хоть ежемесячно.

Если срок действия штатного расписания не оговорен, то оно действует бессрочно вплоть до утверждения нового.

При необходимости в штатное расписание могут быть внесены изменения. Если они не существенны, то, как правило, издают приказ о внесении изменений в штатное расписание. Если же изменений много, то имеет смысл изложить штатное расписание в новой редакции.

Приведем образец штатного расписания предприятия, утвержденного непосредственно грифом утверждения.

Опубликовано 28.09.2019 15:35 Administrator Просмотров: 16756

На практике мы часто встречаемся с ситуацией, когда у разных поставщиков один и тот же товар называется по-разному. Что делать в этом случае: «плодить» номенклатуру в справочниках 1С: Бухгалтерии, или есть другое решение? Поговорим об этом в статье.

Каждая организация должна обеспечить достоверный учет. А достоверность определяется документами. Таким образом, чтобы у налоговиков не возникло вопросов, бухгалтер должен каждый факт хозяйственной деятельности подтверждать документально. Это касается и учета товарно-материальных ценностей. Однако здесь у бухгалтеров возникают сложности, т.к. в документах от поставщиков одна и та же номенклатура может называться по-разному. Чаще всего, на практике в учетной программе пишут название номенклатуры от поставщика, т.е. как в первичном документе (накладной). В результате одна позиция на складе в базе отображается как несколько позиций.


Это приводит к тому, что справочник номенклатуры разрастается до неимоверных размеров, и у бухгалтера возникают сложности при поиске той или иной номенклатурной позиции в дальнейшем – при перемещении со склада, списании, реализации. Кроме того, при большом количестве номенклатуры отследить повторяющиеся позиции часто не так-то просто, ведь бухгалтер может не знать, одна и та же это номенклатура или нет.

Еще один вариант, который часто применяют на практике – самостоятельно изменить номенклатуру при вводе в программу, то есть, по сути, перефразировать наименование ТМЦ. Однако при этом варианте, скорее всего, придется доказывать контролерам, что поставленный товар и товар, принятый к учету – это одно и то же. Иначе проверяющие посчитают, что компания приняла на учет и использовала в деятельности вовсе не тот товар, который купила по документам. Это приведет к тому, что они «снимут» вычеты НДС и расходы. Кроме того, велика вероятность, что контролеры расценят оприходованные ТМЦ как излишки и включат их в доходы при расчете налога на прибыль (п. 20 ст. 250 НК РФ).



Как видно, оба описанных варианта ведут к негативным последствиям. С одной стороны, недопустимо учитывать ТМЦ по наименованиям, отличным от наименований поставщика. А с другой – нельзя допускать разрастания справочника номенклатуры.

Действующее законодательство не содержит прямого запрета переименовывать поступающие ТМЦ в соответствии с потребностями внутреннего учета компании. Однако не стоит забывать, что учет ТМЦ должен, прежде всего, обеспечивать контроль за их сохранностью и использованием (п. 6 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н). А раздутый номенклатурный перечень и хаотичное переименование номенклатуры этому не способствуют.

Многие бухгалтеры находят выход, оформляя переименование номенклатуры через комплектацию. Для этого в программе используется документ «Комплектация номенклатуры». Однако данный вариант некорректен. Этот документ используют, когда есть необходимость собрать из нескольких комплектующих единицу товара и передать ее в эксплуатацию (например, комплектующие для сборки компьютера), или когда нужно из нескольких товарных единиц сформировать комплекты для продажи (например, у вас есть отдельные позиции посуды – чашки, блюдца, чайники, из которых вы собираете на продажу сервизы). Переименование номенклатуры – явно не тот случай. Подробнее о комплектации можно прочитать в нашей статье Работа с документом «Комплектация номенклатуры» в 1С: Бухгалтерии 8 редакции 3.0.

Компании все же могут унифицировать номенклатуру, но им следует ответственно подойти к этому вопросу (п. 3 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н). Для этого в учетной политике необходимо прописать возможность создавать группы однородных материалов и присваивать собственные наименования номенклатуры. Тогда при проверке получится доказать, что это те же самые товары, что указаны в документах поставщика.

Организация себя обезопасит, если предусмотрит в учетной политике, что она ведет учет ТМЦ по своей внутренней номенклатуре (письмо Минфина России от 28.10.2010 № 03-03-06/1/670). В момент поступления материальных ценностей от поставщика будет составляться акт перевода наименования номенклатуры. Утвержденного бланка такого акта нет, поэтому его можно составить в свободной форме. Главное, чтобы он содержал все обязательные реквизиты, предусмотренные законом (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Как вариант, можно составить акт по аналогии с актом о переводе одних единиц измерения в другие или даже объединить оба акта в один. Обязательно укажите в акте данные поставщика и реквизиты первичного документа – накладной. Впоследствии они помогут доказать контролерам, что это именно тот товар, который вы купили ранее, но под другим наименованием.

Когда в компании огромный перечень номенклатуры, целесообразно составить таблицу соответствия. Для этого утвердите приказом вашу внутреннюю номенклатуру ТМЦ в виде таблицы соответствия.


Учтите, данная таблица будет регулярно обновляться, ведь ваша номенклатура постоянно меняется.

Если организация большая и номенклатуры много, то также приказом можно назначить ответственного за ввод новых позиций в справочник номенклатуры. Это может быть инженер, технолог либо другой специалист, который хорошо разбирается в специфике вашей номенклатуры и может определить, речь об одном и том же товаре или нет.

Опыт из практики: Удобнее, если таблица соответствия наименований номенклатуры будет в Excel. Особенно, если список номенклатуры очень большой. Во-первых, это даст возможность оперативно ее обновлять. А во-вторых, у вас будет возможность ее отфильтровать и воспользоваться поиском нужной номенклатуры.

Не стоит забывать, что основанием для постановки ТМЦ на учёт служат все же первичные документы – товарные накладные, товарно-транспортные накладные или акты приема-передачи. При поступлении ТМЦ на склад кладовщик составляет приходный ордер по форме М-4, либо проставляет на первичном документе поставщика оттиска штампа, содержащего те же реквизиты, что и приходный ордер (п. 49 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н). Поэтому важно увязать первичный документ с актом переименования или таблицей соответствия. Разрабатывая собственные формы первичных учетных документов дополните приходный ордер или штамп графой с реквизитами накладной и акта о переименовании:

Образцы перечисленных в статье документов вы можете скачать по .

Автор статьи: Анна Куликова

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Добавить комментарий