Коэффициенты на стесненность

1.8.1. Единичные расценки составлены сучетом доставки материалов на стройки,расположенные в черте городаСанкт-Петербурга, включающей следующиеадминистративные районы — Адмиралтейский,Василеостровский, Выборгский, Калининский,Кировский, Красногвардейский,Красносельский, Московский, Невский,Петроградский, Приморский, Фрунзенскийи Центральный.

1.8.2. В целях упрощения расчетов, дляучета разницы в транспортных расходахпо доставке материальных ресурсов наобъекты строительства, расположенныев административных районах Санкт-Петербурга- Колпинский, Кронштадский, Курортный,г.Ломоносов, Павловский, Петродворцовыйи Пушкинский, а также при осуществлениистроительства в Ленинградской областистроительными (ремонтно-строительными;монтажными) организациями Санкт-Петербурга,к сметной стоимости, исчисленной поданным единичным расценкам, должныприменяться специальные поправочныекоэффициенты, установленные в зависимостиот удаленности объектов строительстваот внешних границ выезда за чертуадминистративных районов Санкт-Петербурга,перечисленных в п.1.8.1 и условий определениятекущей сметной стоимости материалов,изделий и конструкций, не учтенных вТЕР:

N п/п

Удаленность объекта от внешних границвыезда за черту административныхрайонов, перечисленных

в пункте1.8.1

Поправочные коэффициенты к стоимостистроительно-монтажных работ (итогупрямых затрат с учетом накладныхрасходов и сметной прибыли)

стоимость неучтенных расценкамиматериалов принимается но фактическойтекущей сметной цене с учетом доставкина удаленный от города объект

стоимость неучтенных расценкамиматериалов принимается по сметнойцене с учетом доставки на объект вчерте города или по Сборнику среднихсметных цен

до35 км

1,007

1,022

36-50км

1,011

1,048

51-70км

1,016

1,064

71-90 км

1,026

1,083

91-120 км

1,034

1,122

на каждые 10 км свыше 120 км добавлять

0,006

0,018

г.Кронштадт

1,011

1,064

Примечание. Ориентировочные расстоянияот внешних границ выезда за чертуадминистративных районов г.Санкт-Петербурга,перечисленных в пункте 1.8.1, приведеныв приложении N 3

1.9. Затраты на перебазирование строительныхмашин, не учтенные в составе сметныхрасценок на эксплуатацию строительныхмашин, учитываются в сметной документациипо отдельному расчету на основаниикалькуляций, учитывающих фактическиеусловия перевозки, монтажа и демонтажамашин в соответствии с проектомпроизводства работ.

Перечень машин, затраты на перебазировкукоторых учитываются в сметах отдельно,приведен в приложении 6 «Методическихуказаний по разработке сметных норм ирасценок на эксплуатацию строительныхмашин и автотранспортных средств»(МДС 81-3.99).

1.10. Для определения сметной стоимостиработ (в том числе уникальных), отсутствующихв сборниках ТЕР, могут разрабатыватьсяиндивидуальные (фирменные, производственные)сметные нормы и расценки, утверждаемыезаказчиком в составе проекта (рабочегопроекта).

1.11. При определении стоимости строительныхработ, редко производимых на территорииСанкт-Петербурга и по этой причине невключенных в сборники Территориальныхединичных расценок, могут применятьсярасценки сборников Федеральных единичныхрасценок на строительные работы ФЕР-2001,разработанные в уровне цен базовогорайона (Московская область) по состояниюна 1 января 2000 года Госстроя России. Приэтом указанные расценки применяются сучетом следующих территориальныхпоправочных коэффициентов в базисномуровне цен на 01.01.2000 г.:

— к оплате труда рабочих-строителей иоплате труда машинистов — 1,224;

— к полной стоимости эксплуатациистроительных машин — 1,054;

— к стоимости материалов — 1,160.

1.12. При определении стоимости строительныхработ, отсутствующих в сборниках ТЕР-2001СПб и ФЕР-2001, допускается применениерасценок сборников ЕРЕР-84 на строительныеконструкции и работы, разработанные вуровне цен на 1 января 1984 года. При этомуказанные расценки применяются с учетомследующих поправочных коэффициентовв базисный уровень цен на 01.01.2000 г.:

— к оплате труда рабочих-строителей иоплате труда машинистов — 18,85;

— к полной стоимости эксплуатациистроительных машин — 20,37;

— к стоимости материалов — 21,76.

1.13. В Единичных расценках, за исключениемособо оговоренных случаев, учтенастоимость выгрузки материалов наприобъектном складе, а также затратына горизонтальный и вертикальныйтранспорт материалов, изделий иконструкций от приобъектного склададо места их установки, монтажа илиукладки в проектное положение(внутрипостроечный транспорт).

В расценках учтены в усредненном размерезатраты на содержание построечных сетейэлектроснабжения.

1.14. Каждый Сборник ТЕР содержит техническуючасть и расценки на измеритель конструкцииили работ. Прежде чем пользоватьсярасценками, необходимо ознакомиться стехнической частью.

В техническую часть помещены сведенияо назначении и порядке применениярасценок, правила исчисления объемовработ и коэффициенты, учитывающиепроизводство работ в условиях, отличающихсяот принятых в расценках.

1.15. Таблицы ТЕР содержат показателисметных затрат, установленные насоответствующий измеритель конструкцийили работ:

— прямые затраты, в том числе:

— затраты на оплату труда рабочих-строителей;

— затраты на эксплуатацию строительныхмашин, в том числе на оплату трударабочих, обслуживающих машины;

— затраты на материалы, изделия иконструкции;

— затрат труда рабочих-строителей, вчел.-ч.

— расход материалов, не учтенныхрасценками, — в физических единицахизмерения.

В графу 7 территориальных единичныхрасценок «в том числе оплата трудамашинистов», включена оплата трудаводителей автотранспортных средств(автомобилей бортовых, автомобилей-самосвалов,автомобилей-тягачей), используемых длядоставки материальных ресурсов отприобъектного склада до места производстваработ, так как в сметных расценках наэксплуатацию автотранспортных средствв разделе 40 «Автотранспортные средства»Сборника сметных расценок на эксплуатациюстроительных машин, механизмов и средствмалой механизации (журнал ССЦ) поСанкт-Петербургу накладные расходы исметная прибыль в сметной цене наэксплуатацию автотранспортных средствне учтена и эти затраты учитываются влокальных сметах при исчислении накладныхрасходов и сметной прибыли от заработнойплаты машинистов.

1.16. Нумерация, наименование и единицыизмерения в Сборниках ТЕР-2001 совпадаютс нумерацией, наименованием и единицамиизмерения аналогичных таблицГосударственных элементных сметныхнорм на строительные работы ГЭСН-2001.

1.17. В отдельных единичных расценках вграфу 4 «Прямые затраты» и графу 8″Материалы» не включена стоимостьосновных строительных материалов,изделий и конструкций, принимаемаяисходя из проектных данных и текущих(базисных) цен по условиям поставки(комплектации). Такие материалы приводятсяотдельной строкой непосредственно вединичных расценках с указанием кода,наименования и расхода на измерительрасценки. Техническая характеристикапринимается по проектным данным (рабочимчертежам).

При составлении сметной документациии при расчетах за выполненные работыстоимость работ по таким единичнымрасценкам определяется двумя строками:

— в первой, исчисляется стоимость работпо соответствующей единичной расценке;

— во второй, стоимость не учтенныхрасценками материалов, изделий иконструкций.

Допускается суммирование материалов,не учтенных расценками, по каждому изразделов локальной сметы или по объектув целом.

По некоторым материалам, изделиям иконструкциям в ТЕР указаны тольконаименования, а расход их принимаетсяпо проектным данным (рабочим чертежам).

В случаях, когда на момент составлениясметной документации отсутствуют данныео стоимости указанных материалов,необходимо использовать данные о ценах,приводимые в Сборнике средних сметныхцен на основные строительные ресурсыв Санкт-Петербурге (ССЦ) и другиесправочно-информационные материалы отекущих ценах на строительные ресурсы.По материалам поставки заказчикасведения о ценах формируются по даннымзаказчика.

1.18. В составе ТЕР не учитываются накладныерасходы, сметная прибыль и прочие(лимитированные) затраты.

1.19. Затраты на эксплуатациюмашин в ТЕР учитывают стоимостьэлектроэнергии в размере 0,35 руб./кВт.ч,включая затраты на содержание построечныхсетей электроснабжения, сжатого воздуха0,14 руб./м.

Стоимость электрической энергии принятапо тарифам, действующим при полученииэлектроэнергии от постоянных источниковэнергосистемы России. При полученииэлектрической энергии от передвижныхэлектростанций на стройку в целом илидля выполнения отдельных видов работразница в стоимости электроэнергиидолжна учитываться дополнительно влокальных сметах.

Нормативные показатели расходаэлектроэнергии на 1 млн. рублей базиснойсметной стоимости строительно-монтажныхработ в ценах 2000 года приведены вприложении N 1.

Стоимость электроэнергии в ценах 2000года, получаемой от передвижныхэлектростанций, приведена в приложенииN 2.

1.20. Цена воды в единичныхрасценках принята в размере 2,16 руб./м.В случаях, когда расход воды припроизводстве работ незначителен, еестоимость учтена в расценках и присоставлении смет не корректируется.

Если цена воды, получаемой для промывкии гидравлического испытания строящихсятрубопроводов диаметром свыше 125 мм илирезервуаров, отличается от принятой вединичных расценках более чем на 10%, торазницу в стоимости следует учитыватьв локальных сметах, принимая расходводы по нормам, указанным в единичныхрасценках или по элементным сметнымнормам на эти работы.

В некоторых расценках на специальныеконструкции и работы (земляные конструкциигидротехнических сооружений,дорожно-строительные работы и др.),стоимость воды и ее доставка к местуработ не учтена. При применении этихрасценок стоимость воды и ее доставкиследует учитывать в локальных сметахдополнительно по местным ценам иликалькуляции в соответствии с даннымипроекта организации строительства инормами расхода, указанными в таблицахединичных расценок и элементных сметныхнорм.

1.21. Цена тепловой энергии принята посостоянию на 01.01.2000 года в размере 106,4рубля за 1 Гкал.

В ТЕР учтена стоимость тепловой энергии,сжатого воздуха и воды, получаемая отпостоянных источников снабжения. Приполучении указанных ресурсов на стройкув целом или для выполнения отдельныхвидов работ от передвижных источниковснабжения, разница в их стоимостиучитывается непосредственно в локальныхсметах (включая затраты на сушку зданий,а также на отопление зданий в зимнийпериод электрокалориферами).

1.22. При строительстве в городах натерритории застроенных кварталов, еслипроектом организации строительствапредусмотрено устройство перевалочныхбаз для складирования кирпича, бетонныхи железобетонных конструкций, а такжепри поставках строительных материалови изделий через площадки промежуточногоскладирования, дополнительные затраты,связанные с погрузо-разгрузочнымиработами, транспортировкой материалови конструкций, а также с их хранениемна перевалочной базе, определяютсярасчетом, исходя из количества материалови конструкций, завозимых на перевалочнуюбазу, на основании данных проектаорганизации строительства и учитываютсяв локальных сметах.

1.23. Территориальные единичные расценкиучитывают оптимальные технологическиеи организационные схемы производстваработ, оптимальный набор строительныхмашин, автотранспортных средств иматериальных ресурсов и поэтомукорректировке не подлежат, в том числев случаях, когда:

— используются типоразмерные группымашин и механизмов, не предусмотренныеГЭСН, не меняющие принципиальнотехнологические и организационныесхемы производства строительно-монтажныхработ;

— применяются иные типы и виды машин имеханизмов, по сравнению с машинами имеханизмами, предусмотренными в СборникахГЭСН, не меняющие принципиальнотехнологические и организационныесхемы производства строительно-монтажныхработ;

— предусматривается применение машин,а фактически строительные работыосуществляются вручную, либо с применениемсредств малой механизации;

— используются иные типы и виды строительныхматериалов, изделий или конструкций, втом числе импортные, по сравнению спредусмотренными в Сборниках ГЭСН, неменяющие принципиально технологическиеи организационные схемы производствастроительно-монтажных работ, не снижающиекачественный уровень строительногообъекта.

Защитное сооружение находится под эксплуатируемым административно-бытовым зданием и имеет 2 входа: лестница в самом здании и обособленный ход (подземный тоннель) во двор предприятия. Отметка пола сооружения находится ниже уровня земли и равна – 5,1 м. Во время текущего ремонта в сооружении выполнялись следующие работы: отжиг масляной краски открытым огнем, разборка бетонных конструкций, гидроизоляция кальматроном (при неработающей вентиляции). В дефектном акте указаны особые условия и установлен коэффициент стесненности 1,2. Ведомственная проверка указывает на применение коэффициента стесненности, равного 1,2, как на завышение, мотивируя это тем, что сооружение имеет тоннель, выходящий во двор предприятия (обособленный выход).

Можно ли в данном случае для производства ремонтных работ в сооружении применить коэффициент на стесненные условия 1,2?
Можно ли одновременно с коэффициентом на стесненные условия 1,2 применить коэффициент 1,1, учитывая выполнение работ на глубине более 3 м?

При текущем ремонте повышающие коэффициенты, учитывающие стесненные условия при выполнении работ, включаются в сметную документацию на основании утвержденного в установленном порядке акта формы С-1 (Форма С-1 «Дефектный акт» утверждена постановлением Минстройархитектуры от 29.04.2011 № 14).

В случае выполнения работ подрядным способом на основании указанной сметной документации формируются стартовая цена и цена предложения подрядчика в рамках проведения подрядных торгов (переговоров). Цена предложения подрядчика – победителя подрядных торгов (переговоров) устанавливается как неизменная договорная (контрактная) цена заключенного договора строительного подряда.

Решение о необходимости применения повышающих коэффициентов к нормам труда рабочих и нормам эксплуатации машин для учета влияния усложненных и стесненных условий производства работ при строительстве на указанном объекте принимает составитель акта формы С-1 в случае установления факторов, допускающих применение коэффициентов в соответствии с НРР 8.01.104-2012.Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2012) утверждены приказом Минстройархитектуры от 23.12.2011 № 450, в редакции от 01.10.2015 № 246, в редакции постановления от 01.10.2015 № 27 (далее – НРР 8.01.104-2012, приказ № 450).

При наличии в технической части сборника, нормативы которого применены для составления сметной документации, коэффициентов, учитывающих стесненные условия производства работ, необходимо ими пользоваться. Коэффициенты к нормативам, приведенные в технической части и учитывающие условия, отличные от указанных в приложении В, применяются одновременно с коэффициентами таблицы В.1 (п. 3.8 НРР 8.01.104-2012).

В то же время при составлении сметной документации следует учесть, что коэффициенты, приведенные в таблице В.1 приложения В к НРР 8.01.104-2012, не распространяются на нормы Сборника 46 «Работы по реконструкции зданий и сооружений», кроме пп. 3.2–3.5, 4, 9.

В соответствии с п. 2 таблицы В.1 коэффициент в размере 1,2 применяется при определении сметной стоимости наружных и внутренних работ в эксплуатируемых зданиях и сооружениях, освобожденных от оборудования и других загромождающих предметов.

При этом применение коэффициента 1,2 (п. 2 таблицы В.1) должно обосновываться наличием стесненных условий, оказывающих влияние на выполнение работ по конкретному объекту:

  • ограниченность или невозможность использования строительной техники, что вызывает дополнительные переноски материалов;
  • требование особой осторожности для обеспечения сохранности объекта и безопасности сотрудников, работающих в этом здании;
  • ограниченность мест хранения материалов и механизмов, что вызывает дополнительные транспортные затраты;
  • стесненность, обусловленная наличием действующих инженерных коммуникаций, и др.

Согласно указанной ситуации работы выполняются в закрытом сооружении, находящемся ниже 5,1 м от поверхности земли, при наличии вредных условий (задымление при отжиге масляной краски открытым огнем, пыль от разборки бетонных конструкций, излишняя влажность из-за полива стен водой для лучшей пропитки бетона кальматроном при неработающей вентиляции).

Данные характеристики производства работ соответствуют указанным в п. 7.1 таблицы В.1, устанавливающем применение коэффициента 1,1 при производстве работ в закрытых сооружениях, помещениях, находящихся ниже 3 м от поверхности земли, и в п. 7.2 таблицы В.1, регламентирующем применение коэффициента 1,35 при выполнении работ с вредными условиями труда (наличие пара, пыли, вредных газов, дыма и др.).

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что при соответствующем обосновании в акте формы С-1 всех указанных случаев правомерно применение для данного объекта коэффициентов 1,2, 1,1 и 1,35, установленных пп. 2, 7.1 и 7.2 таблицы В.1 соответственно. Однако это не так. Согласно п. 3 примечания к таблице В.1 одновременное применение нескольких коэффициентов, перечисленных в пп. 1–5, 7.2, не допускается.

Таким образом, в данной ситуации можно применить коэффициенты 1,2 (п. 2 таблицы В.1) и 1,1 (п. 7.1 таблицы В.1), что не противоречит условиям, установленным НРР 8.01.104-2012, или только коэффициент 1,35.

По мнению автора, в этом случае целесообразно применение коэффициента 1,35 (п. 7.2 таблицы В1), так как он наиболее правильно отражает технологию и вредные условия выполнения работ.

В НРР 8.01.104-2012 отсутствуют указания на невозможность применения коэффициента 1,2, установленного п. 2 таблицы В.1, в связи с наличием в сооружении обособленного выхода.

Валентина Быстримович, инженер

I. Разъяснения по определениюбазовой цены проектных работ

для строительства объектовжилищно-гражданского назначения

Вопрос №1. Как определитьстоимость проектирования санитарно-защитных зон?

Ответ:

В таблице 28 «Парки, сады,скверы, бульвары. Санитарно-защитные зоны» Справочника базовых цен напроектные работы для строительства (СБЦ-2003) приведены ценовые показатели дляпроектирования санитарно-защитных зон объектов жилищно-гражданского назначения.

Цены на проектированиесанитарно-защитных зон промышленных узлов отсутствуют в действующих ценовыхдокументах на проектные работы для строительства. В связи с изложенным,стоимость проектирования указанной работы можно определить применительно поСправочнику базовых цен на проектные работы для строительства»Градостроительная документация» (таблица 1 п. 3.2 «Генеральныепланы функциональных территорий селитебных, промышленных, рекреационных идругих функциональных зон») с введением в расчет базовой цены понижающегокоэффициента, учитывающего уменьшение трудоемкости работ.

Вопрос №2. Как определитьстоимость проектирования офисного помещения на 15 сотрудников по ценовымпоказателям п. 1 таблицы 25 СБЦ-2003?

Ответ:

В соответствии с существующимпорядком расчета базовой цены проектных работ для строительства объектов,основной показатель которых отличается от приведенных в Справочнике базовых ценна проектные работы для строительства, применение цен допускается только вслучае, если показатель объекта меньше минимального или больше максимального,приведенных в таблице цен, не более, чем в 2 раза (см. п. 4 Общих указаний поприменению Справочников базовых цен на проектные работы для строительства,утвержденных постановлением Госстроя России от 07.08.2002 № 102).

Таким образом, при определениицены проектирования офисного помещения на 15 сотрудников по ценовым показателямп. 1 таблицы 25 СБЦ-2003, в котором минимальный показатель до 400 рабочих мест,в качестве аналога можно использовать административное здание на 400:2=200 рабочихмест и ввести в расчет понижающий коэффициент, учитывающий разницу втрудоемкости работ по проектируемому объекту и объекту-аналогу (15:200 ~ 0,1).

Таким образом, базовая ценапроектных работ может составить:

С = * 0,85 * 0,8 * 1,87 * 1,0965 * 0,1 = 96,189 тыс. руб.,

где:

К — 0,85 на рабочий проект;

К — 0,9 на встроенное помещение;

К — 1,87 инфляционныйкоэффициент;

К — 1,0965 районный коэффициент;

К — 0,1 на объем работ

При этом значение коэффициента наобъем работ в размере 0,1 является минимальным для оценки рассматриваемогообъекта и может быть скорректировано по договоренности с заказчиком в сторонуувеличения.

Вопрос №3. Включаются ли в составобщей площади объекта здравоохранения и отдыха открытые и остекленные балконы,лоджии и террасы?

Ответ:

При определении базовой ценыпроектирования по таблице 3 «Объекты здравоохранения и отдыха»СБЦ-2003 общая площадь зданий определяется с учетом площади балконов, лоджий,террас, принимаемых в полном объеме.

Вопрос №4. Учтены ли ценамиСправочника затраты на выполнение раздела «Энергоэффективность проектныхрешений»?

Ответ:

Ценовыми показателями,содержащимися в СБЦ-2003, учтены требования нормативных документов напроектирование по состоянию на 01.01.2003 г. (в т.ч. и по разделу»Энергоэффективность»).

Все дополнительные требованиянормативных документов, введенных в действие после 01.01.2003 г., могут бытькомпенсированы дополнительно.

Вопрос №5. Предусмотрено лиценами Справочника проектирование навесных вентилируемых фасадов?

Ответ:

Ценами СБЦ-2003 не учтены затратына разработку проектной продукции с применением навесных вентилируемых фасадов;стоимость выполнения указанных работ может быть определена дополнительно какдоля стоимости работ по архитектурно-строительному разделу и включена в объемзатрат при формировании договорной цены.

Вопрос №6. Как определяетсябазовая цена проектирования кислородно-газификационных станций?

Ответ:

Комплексными ценами напроектирование больниц, санаториев и т.п. (таблица 3 «Объекты здравоохранения иотдыха» СБЦ-2003) учтены затраты на кислородно-газификационные станции,являющиеся неотъемлемой частью инженерного обеспечения эксплуатации объектастроительства.

Стоимость проектированиякислородно-газификационных станций может быть определена по Справочнику базовыхцен на проектные работы «Объекты промышленности химических волокон» изд. 2004г. в случае, если выполнение указанных работ не учтено комплексной ценой напроектирование объектов строительства.

Вопрос №7. Как определяетсябазовая цена разработки архитектурных решений интерьеров помещений?

Ответ:

Разработка архитектурных решенийинтерьеров помещений учтена ценами на проектные работы, содержащимися вСправочниках базовых цен на проектные работы, 1995-2006 гг. издания (СБЦ), заисключением соответствующих работ, выполняемых по ГОСТ 21.507-81.

Цена выполнения указанных работ,если она не выделена в таблицах относительной стоимости к Справочникам, можетопределяться разработчиком проектной документации самостоятельно в пределахкомплексной цены на разработку проектной документации, в том числе в составеархитектурно-строительной части.

Ориентировочно, стоимость работпо промэстетике и интерьерам может составлять 5-8 % от стоимости разработкирабочей документации, в зависимости от трудоемкости работ.

Что касается оценки работ,выполняемых в соответствии с ГОСТ 21.507-81, то их стоимость ценовымидокументами, рекомендуемыми к применению Госстроем России (Росстроем), не регламентированаи может определяться по договоренности между Исполнителем и Заказчиком исходяиз трудоемкости работ, их эстетической значимости и др.

Вопрос №8. Как определитьстоимость выполнения предпроектных работ в объеме архитектурной концепции?

Ответ:

Стоимость выполненияпредпроектных работ в объеме архитектурной концепции может быть определенаисходя из относительной стоимости архитектурно-строительного раздела в составепредпроектных работ, рассчитываемых в порядке, рекомендованном Госстроем Россиив размере до 20 % от общей стоимости проектных работ (см. п. 3.1 раздела 3″Порядок определения базовых цен на выполнение отдельных видовпредпроектных работ» Разъяснений по применению Сборника цен и Справочниковбазовых цен на проектные работы для строительства» изд. 1999 г.).

В соответствии с п. 2.4 СНиП11-01-95 состав и содержание ТЭО строительства объекта соответствует стадии»проект», в связи с этим и базовая цена разработки ТЭО определяется впорядке, установленном для стадии «проект», на основании показателей,приведенных в Сборнике цен на проектные работы для строительства изд. 1987-90гг. и в Справочниках базовых цен на проектные работы для строительства изд.1995-2006 гг.

Ценовыми документами наразработку градостроительной документации (Раздел 40 «Районная планировка.Планировка и застройка населенных пунктов» Сборника цен на проектныеработы для строительства изд. 1987-90 гг. и Справочник базовых цен на проектныеработы для строительства «Градостроительная документация» изд. 1995г.) не учтены затраты на изготовление демонстрационных макетов, стоимость ихвыполнения может быть определена в соответствии с калькуляцией затрат.

Вопрос №9. Как определяетсястоимость разработки раздела «Охранно-защитная дератизационнаясистема» (ОЗДС)?

Ответ:

Ценовыми показателями СБЦ неучтены затраты на разработку раздела «Охранно-защитная дератизационнаясистема» (ОЗДС); стоимость его выполнения может быть определенадополнительно к комплексной цене исходя из трудоемкости выполнения работ наосновании калькуляции затрат.

Вопрос №10. Как рассчитатьбазовую цену на проектные работы по привязке и компоновке 9-ти этажного жилогодома, состоящего из 5-ти блок-секций повторного применения с внесениемизменений по этажности и длине в надземную часть здания?

Ответ:

В соответствии с порядком,установленным в главе 1 «Жилые дома, гостиницы, общежития» СБЦ-2003базовая цена проектирования жилых домов, состоящих из блок-секций, определяетсяпо таблице 1 «Жилые дома» с учетом компоновки дома, составляющей 20 %индивидуальной разработки, и 80 % — на разработку блок-секций с применением кпоследней, при необходимости, понижающих коэффициентов на их привязку.

При этом расчет осуществляетсяисходя из общей кубатуры дома.

Исходя из изложенного, базоваяцена проектирования 9-ти этажного дома, состоящего из пяти секций, исходя иззаданных условий, будет составлять:

* 0,85 * 1,0965 * 1,93 * (0,2 + 0,8 * 0,6) = 1720,324 тыс. руб.

Вопрос №11. Как определитьбазовую цену проектирования зданий судов?

Ответ:

Для определения базовой ценызданий судов, в т.ч. и арбитражных, могут быть использованы ценовые показателитаблицы 25 «Административные здания» СБЦ-2003, при этом решение обиспользовании данных п.п. 1-2 или п.п. 3-5 таблицы принимается в зависимости отсостава и содержания требований к архитектурным и объемно-планировочнымрешениям.

Вопрос №12. Учтена ли ценамиСБЦ-2003 стоимость проектирования котельной и теплового пункта?

Ответ:

Стоимость проектированиякотельной, теплового пункта не учтена ценами СБЦ-2003, установленными дляотдельных зданий, и может быть расценена дополнительно с применениемпонижающего коэффициента в соответствии с п. 1.8 Основных положений СБЦ-2003 г.

Вопрос №13: Учтена ли ценамиСправочника стоимость проектирования встроенных крытых бассейнов соборудованием для очистки и обеззараживания воды?

Ответ:

Ценами пп. 3-6, 9-10 табл. 3СБЦ-2003 не учтена стоимость проектирования встроенных крытых бассейнов соборудованием для очистки и обеззараживания воды и определяется дополнительно всоответствии с п. 1.8 Основных положений Справочника.

Вопрос №14. Чем отличаетсяДеловой центр от административного здания применительно к СБЦ-2003?

Ответ:

Состав функциональных помещенийДелового центра отличается от аналогичных помещений административного зданиякак расширенной номенклатурой, включающей в том числе рестораны и магазинывысшего разряда, так и повышенным требованиями к объемно-планировочным иархитектурно-строительным решениям.

Вопрос №15. Чем отличаетсяДеловой центр от офиса?

Ответ:

Приведенные в табл. 25″Административные здания» СБЦ-2003 ценовые показатели для расчетабазовой цены проектных работ установлены исходя из назначения объекта; при этомофисы предназначены для размещения структурных подразделений учреждений иорганизаций, а к деловым центрам относятся многофункциональные здания, предназначенныедля размещения в едином развитом объеме различных по назначению и использованиюгрупп помещений (административно-офисных, зрелищных, общественного питания,торговли, игорного бизнеса и др.).

Вопрос №16. Учтено ли ценамитаблицы 12 «Здания дошкольных учреждений и учебных заведений»СБЦ-2003 проектирование мастерских, газоочистных и пылеулавливающих сооружений,проектирование спортивной зоны, зоны отдыха, учебно-опытной зоны?

Ответ:

Ценовыми показателями таблицы 12″Здания дошкольных учреждений и учебных заведений» СБЦ-2003,установленными на проектирование общеобразовательных школ, учтены затраты напривязку типовых проектов спортивных сооружений, учебно-опытных зон имастерских, номенклатура которых базируется на требованиях к подобным объектам,действовавшим в начале 80-х годов. При проектировании перечисленных вышесооружений с учетом современных требований, не предусмотренных типовымипроектами, затраты на их разработку определяются дополнительно.

Аналогично следует подходить квопросу о дополнительных затратах на разработку других объектов в составе школ.

Так, учитывая усложнившеесятехнологическое оборудование и вытекающие из этого планировочные решениямастерских в общеобразовательных школах, сложность их проектирования выходит зарамки проектных работ по проектированию школ. Однако надо отметить, чтоустройства для газоочистки и пылеулавливания предусмотрены в составетехнологического оборудования мастерских, и необходимость их проектированиявозникает лишь в случаях применения заводского оборудования, что редковстречается в массовом школьном строительстве и должно быть отражено в заданиина проектирование.

Вопрос №17. Что входит в понятие»комплекс», например, детские ясли-сады?

Ответ:

Стоимость выполнения комплексныхпроектных работ, определенная по ценовым показателям, содержащимся вСправочниках базовых цен на проектные работы для строительства, в том числе и вСБЦ-2003, учитывает состав зданий и сооружений площадки строительства,необходимый и достаточный для нормальной функциональной деятельности объектастроительства. В частности, детские ясли-сады (комплексы) включают следующиефункциональные группы помещений: групповые ячейки — изолированные автономныепомещения, принадлежащие каждой детской группе; специализированные помещениядля занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми илинесколькими детскими группами; сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок,постирочная) и служебно-бытовые помещения персонала.

Работы, не учтенные комплекснойценой на проектирование объекта (в данном случае детских яслей-садов), могутопределяться дополнительно.

Вопрос №18. Какой повышающийкоэффициент применяют при разработке типовых проектов, проектов повторного(многократного) применения?

Ответ:

В настоящее время, в связи с отсутствиемИнструкции по типовому проектированию, регламент на определение базовой ценыуказанных работ не установлен.

Однако, при определении стоимостиразработки типовых проектов считаем возможным введение в расчет ценыиндивидуального проектирования повышающего коэффициента 1,4 как элементадоговорной цены, по аналогии с п. 2.3 ранее действовавших Общих указаний поприменению Сборника цен на проектные работы для строительства, утвержденныхпостановлением Госстроя СССР от 02.02.87 № 21 (изд. 2-е, дополнительное).

Вопрос №19. Как определить ценупроектирования малых форм, навесов, веранд и ограды?

Ответ:

Базовой ценой учтены толькотиповые проектные решения для возведения малых форм, навесов, веранд и ограды.

В случае если заказчик-застройщикпоручает разработчику индивидуальную разработку малых форм, что должно бытьотражено в задании на проектирование, указанная работа оплачиваетсязаказчиком-застройщиком дополнительно.

Вопрос №20. Учтена ли ценовымипоказателями СБЦ-2003 стоимость проектирования внутриплощадочных инженерныхсетей, коммуникаций, включая присоединение цехов, зданий и сооружений к ним впределах площадки строительства?

Ответ:

Ценовыми показателями СБЦ-2003,установленными на проектирование отдельных зданий и сооружений, в том числесодержащимися в таблицах 1 и 25, учтено только подключение внутреннихинженерных зданий к внешним источникам инженерного обеспечения. При этомзатраты на проектирование внутриплощадочных и внеквартальных инженерных сетейдолжны определяться дополнительно.

Вопрос №21. Учтены ли затраты наразработку систем диспетчеризации инженерных сетей и сооружений ценамиСправочника?

Ответ:

При определении стоимостипроектных работ по ценовым показателям, приведенным в СБЦ-2003 и установленнымна проектирование отдельных зданий, не учтены затраты на разработку системдиспетчеризации инженерных сетей и сооружений. В этом случае они учитываютсякомплексной ценой на выполнение проекта застройки (микрорайона, квартала,градостроительного комплекса, группы многоэтажных домов).

Вопрос №22. Как рассчитатьбазовую цену на проектирование зданий со встроенными и сблокированнымипомещениями другого назначения?

Ответ:

При определении стоимостипроектирования объекта со встроенными помещениями по СБЦ-2003 следуетруководствоваться п. 1.8 Основных положений Справочника.

При этом расчет цены долженосуществляться отдельно для основного здания исходя из его объема ивстраиваемого помещения.

Так, базовая цена основногоздания, например, административного, принимается с коэффициентом 1, а стоимостьсблокированных или встроенных — спортзала и гостиницы рассчитывается по табл. 7и табл. 2 СБЦ с понижающим коэффициентом, который определяется в зависимости отобъема выполняемых проектных работ (разделов), связанного с блокировкой, посогласованию с заказчиком.

Порядокиспользования резерва средств на непредвиденные работы и затраты приведен вМетодических указаниях по определению стоимости строительной продукции натерритории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Согласно пункту 4.33указанного документа часть резерва средств, предусмотренного в сводном сметномрасчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включатьсяв состав твердой договорной цены.
В этом случае передаваемая подрядчику часть резерва средств предназначена дляпокрытия рисков подрядной организации, связанных с возможным увеличением впериод строительства стоимости материалов и конструкций, услуг третьих лиц,ростом оплаты труда и т.п.

Согласнопункту 6 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик невправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в томслучае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможностьпредусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых дляэтого расходов.

Принеобходимости выполнения дополнительных работ, превышающих объемпредусмотренного договорной ценой резерва средств на непредвиденные работы изатраты, в проектно-сметную документацию вносятся изменения, а сметнаядокументация подлежит обязательной повторной проверке достоверности определениясметной стоимости объекта капитального строительства, строительство которогофинансируется с привлечением средств федерального бюджета. При этом выполнениедополнительных работ рекомендуется осуществлять на основании отдельногоконтракта или дополнения к основному контракту.

ВОПРОС:Как распределяется между Заказчиком и Подрядчиком резерв средств нанепредвиденные работы и затраты?

ОТВЕТ:

Всводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств нанепредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работи затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочейдокументации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решенийили условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным вутвержденном проекте.

Частьрезерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводномсметном расчете в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, можетвключаться в состав твердой свободной (договорной) цены на строительнуюпродукцию. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком зафактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается,а остается в распоряжении заказчика. (Извлечение из письма ГОССТРОЯ РФ от29.12.1993 №12-349 » О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ИСВОБОДНЫХ (ДОГОВОРНЫХ) ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯРЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ» п.3.5.9).(в ред. писем Минстроя РФ от 06.07.95 NВБ-26/12-201, от 25.04.96 N ВБ-29/12-148).

Согласноп. 3.5.9.1 «Порядка определения стоимости строительства и свободных(договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночныхотношений» (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-349) часть резерва нанепредвиденные работы и затраты передается Заказчиком Подрядчику только вслучае твердой договорной цены. При производстве расчетов между заказчиком иподрядчиком за фактически выполненные работы весь резерв остается враспоряжении заказчика. При этом сообщаем, что в связи с выходом «Порядка…» письмо Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 N БФ-39/12утратило силу. (Извлечение из письма Минстроя РФ от 30.08.1995 №12-251 » ОРЕЗЕРВЕ НА НЕПРЕДВИДЕННЫЕ РАБОТЫ»).

ВОПРОС:Непредвиденные затраты 2% можно ли применитьк ремонтным работам (капитальный и текущий ремонт)? Есть ли документальноеобоснование кроме МДС 81-35.2004? Какприменять в смете, где вставлять и на что считается? Что входит внепредвиденные затраты, кроме того что написано в МДС81-35.2004?

ОТВЕТ:

Непредвиденныев размере 2% применяются при капитальномремонте. В МДС (п. 4.96) всё описано.

Всмете начисляется на итог перед НДС (т.е. на стоимость СМР с учетом затрат навременные здания, зимнее удорожание, перевозку рабочих (если вы их берете).

Дляобоснования непредвиденных затрат, присоставлении КС, делаетсяотдельный расчет на работы (стоимость должна быть не менее резерва,предусмотренного сметой), которые не предусмотрены сметой к договору, неявляются дополнительными работами, возникшими в процессе выполнения работ, ноявляются необходимыми (допустим, ошибка в проектной документации на ремонт,если таковая имеется).

Непредвиденныезатраты- лимитированная сумма. И если ее не хватает, значит надо вносить изменения в проектно-сметную документацию и учитыватьзатраты именно на непредусмотренные работы, которые возникли в процессестроительства. А если твердая договорная цена с учетом лимитанепредвиденных не покрывает расходов на возникшие работы, то подрядчикдолжен разложить «непредвиденные затраты» все по «полочкам»(составить смету, калькуляцию и т.д.) для заказчика, и заказчикдолжен определить нужно ли это, т.к. это его дополнительные расходы. Иэто прописывается в договоре подряда обязательно т.е. » форс-мажорныеобстоятельства». При определении дополнительных затрат все прописыватьнужно в договоре подряда ОБЯЗАТЕЛЬНО.

ВОПРОС:Просим дать разъяснения по вопросу включениярезерва средств на непредвиденные работы и затраты в сводный сметный расчетстоимости строительства.

ОТВЕТ:

Наосновании Методики определения стоимости строительной продукции на территорииРФ (МДС 81-35.2004 п. 4.96), а также приказа Минрегиона РФ № 220 от 01.06.2012г. «О внесении изменений в Методику определения стоимости строительнойпродукции на территории РФ» в сводный сметный расчет стоимости строительствавключается резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размерах,установленных нормативными документами. Вышеуказанные документы включены вфедеральный реестр сметных нормативов.

ПостановлениемПравительства РФ № 628 от 25.06.2012 г. «О признании утратившими силу пунктов31.1 и 31.2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях ких содержанию» из постановления Правительства № 87 от 16.02.2008 г. исключенывышеуказанные пункты, которые были ранее включены постановлением ПравительстваРФ №1006 от 07.12.2010 г. (о включении в сводный сметный расчет стоимостистроительства резерва средств на непредвиденные работы и затраты).

ВОПРОС:Государственная экспертиза исключает резервиз сводного сметного расчета, ссылаясь на постановление Правительства РФ № 628от 25.06.2012 г. Правомерно ли замечание экспертизы?

ОТВЕТ:

Учитывая,что Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к ихсодержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от16 февраля 2008 г. № 87 (далее — Положение) предназначено для установлениятребований к разделам и содержанию проектной документации, а не к порядку учетав сметной документации отдельных видов затрат, постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 25 июня 2012 года № 628 пункты 31 (1) и 31 (2)указанного Положения были исключены.

Согласнопункту 30 Положения сметная документация на строительство объектов капитальногостроительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средствфедерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенныхв федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определениисметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которыхфинансируется за счет средств федерального бюджета (далее — федеральный реестрсметных нормативов).

Порядоксоставления сметной документации установлен Методикой определения стоимостистроительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004),включенной в федеральный реестр сметных нормативов.

Пунктом4.96 МДС 81-35.2004 (в редакции приказа Министерства регионального развитияРоссийской Федерации от 1 июня 2012 года № 220) установлен порядок учета всметной документации резерва средств на непредвиденные работы и затраты.

Учитываяизложенное, резерв средств на непредвиденные работы и затраты объектовкапитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонткоторых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, определяетсяв соответствии с п. 4.96 МДС 81-35.2004.

ВОПРОС:При составлении последней редакции МДС81-35.2004 в п.4.96. был убран последний абзац из предыдущей редакции, аименно: «при расчетах за выполненные работы по договорам с установленнойтвердой договорной ценой, резерв средств на непредвиденные работы и затраты вактах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчикомпо норме, согласованной при формировании договорной цены». Допускает ли новаяредакция МДС:

-включать резерв на непредвиденные работы в полном объеме (3,0% для объектовпроизводственного назначения) при формировании твердой договорной цены,

-включать в акты приемки выполненных работ и оплачивать по норме, согласованнойпри формировании договорной цены.

ОТВЕТ:

Всоответствии с пунктом 4.96 Методики определения стоимости строительнойпродукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), в редакцииприказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 июня 2012года № 220, резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяетсягосударственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средствсоответствующего бюджета для объектов капитального строительствапроизводственного назначения в размере, не превышающим 3-х процентов.

Приэтом возможность учета части резерва средств на непредвиденные работы и затратыв начальной (максимальной) цене контракта при подготовке конкурснойдокументации определяется государственным заказчиком по согласованию с главнымраспорядителем средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ»О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон) ценагосударственного или муниципального контракта является твердой и не можетизменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контрактана основании пункта 2.1 части 2 статьи 55, а также случаев, установленныхчастями 4.2, 6, 6.2 — 6.4 статьи 9 указанного Федерального закона.

Взаиморасчетыза выполненные работы (затраты) осуществляются в порядке, предусмотреннымгосударственным контрактом, в пределах твердой договорной цены.

Учитываяизложенное, необходимость подтверждения подрядчиком резерва средств нанепредвиденные работы и затраты, включенного в твердую договорную цену,устанавливается государственным контрактом и в случае отсутствия такогоподтверждения цена государственного контракта может быть снижена.

ВОПРОС:При прохождении экспертизы проектно-сметнойдокументации ФГУ «Главгосэкспертиза», ссылаясь на приказ Минрегиона России от01.06.2012 №220, потребовала согласовать с заказчиком размер средств нанепредвиденные работы и затраты. Заказчик ответил, что согласно постановлениюПравительства РФ от 25.06.2012 №628 «О признании утратившими силу пунктов 31(1)и 31(2) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к ихсодержанию» резерв средств на непредвиденные работы и затраты в сводный сметныйрасчет не включается, а приказ Минрегиона от 01.06.2012 №220 отменен.

ОТВЕТ:

ПриказомМинистерства регионального развития Российской Федерации от 01.06.2012 № 220внесены изменения в Методику определения стоимости строительной продукции натерритории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденную постановлениемГосударственного комитета Российской Федерации по строительству ижилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 15/1 (далее — Методика), в томчисле в пункт 4.96 раздела IV Методики, касающийся резерва средств нанепредвиденные работы и затраты.

Учитываяизложенное, объем средств на непредвиденные работы и затраты объектовкапитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонткоторых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системыРоссийской Федерации, определяется в соответствии с вышеуказанным приказом ивключается в сводный сметный расчет стоимости строительства.

ВОПРОС:В настоящее время нашей организациейпроводится проверка и согласование аукционной документации об открытом аукционев электронной форме на право заключения государственного контракта настроительство.

Поданному объекту имеется в наличии проектная документация, прошедшаягосударственную экспертизу, приказ о ее утверждении, выделены лимиты средствфедерального бюджета для производства работ по строительству на 2010 год.

Вцелях исключения возможных неточностей при расчете начальной (максимальной)цены контракта просим:

1.Пояснить порядок учета резерва средств на непредвиденные расходы при расчетеначальной (максимальной) цены контракта. Цена государственного контрактаявляется твердой.

2.Уточнить порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта с указаниемрегламентирующего документа по данному виду расчета.

3.Уточнить порядок оплаты резерва средств на непредвиденные расходы пристроительстве объекта.

ОТВЕТ:

Согласнопункту 1 Положения о Министерстве экономического развития и торговли РоссийскойФедерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от27 августа 2004 г. № 443, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированию в сфере закупок товаров и услуг для государственных имуниципальных нужд является Министерство экономического развития и торговлиРоссийской Федерации.

Учитываяизложенное, по вопросу применения положений Федерального закона от 21.06.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг для государственных и муниципальных нужд», в том числе по вопросам опорядке формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта(включение в твердые цены тех или иных затрат, в том числе и резерва средств) ипорядке расчетов за выполненные работы (прочие затраты) по государственнымконтрактам с твердой договорной ценой, рекомендуется обращаться вМинэкономразвития России.

Приэтом согласно п. 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21.06.2005 № 94-ФЗ «Оразмещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд» цена государственного или муниципальногоконтракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения заисключением случаев заключения контракта на основании пункта 2. 1 части 2статьи 55, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2-6.4 статьи9 указанного Федерального закона.

Всоответствии с п.1 статьи 6 указанного Федерального закона определениеначальной (максимальной) цены государственного или муниципального контрактаосуществляется заказчиком строительства.

Помнению Минрегиона России по решению заказчика часть резерва на непредвиденныеработы и затраты, как правило не более 50% от норматива средств, может бытьвключена в начальную (максимальную) стартовую цену торгов (аукциона).

Крометого, Минрегион России считает, что начальная (максимальная) цена конкурса(аукциона) может быть определена базисно-индексным способом с применениеминдексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минрегионом России,действовавших на момент объявления торгов и прогнозных индексов-дефляторов,устанавливаемых Министерством экономического развития Российской Федерации.Прогнозные индексы-дефляторы рекомендуется применять с учетом объемов работ,планируемых к выполнению в конкретном квартале, определенных в соответствии спроектом организации строительства (календарным планом работ).
При этом взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) осуществляются впорядке, предусмотренным государственным контрактом, в пределах твердойдоговорной цены.

Добавить комментарий