Коэффициент платной деятельности

Особенности определения базовых нормативов затрат для расчета нормативных затрат средних образовательных учреждений

Молчанова Ольга Владимировна Molchanova Olga Vladimirovna

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит», e-mail:

Асабаева Диана Жангирхановна

Asabaeva Diana Zhangirkhanovna

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», аспирант кафедры «Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит», e-mail: d.asabaeva@mail. ru

Статья посвящена особенностям расчета базовых нормативов затрат для расчета нормативных затрат средних образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги на муниципальном уровне. Раскрываются основные этапы расчета базовых нормативов затрат на оказание образовательных услуг. Предлагается основная формула расчета базового норматива затрат. Проводится анализ преимуществ и перспектив применения базового норматива на практике.

Ключевые слова: базовый норматив затрат; субсидия; общехозяйственные затраты; затраты, непосредственно связанные с оказанием муниципальной услуги.

Деятельность средних образовательных учреждений финансируется за счет бюджетных ассигнований. Начиная с 2017 года объем бюджетных ассигнований должен быть рассчитан на основе нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.

Основополагающим этапом расчета нормативных затрат является расчет базового норматива затрат. С помощью базового норматива и вспомогательных коэффициентов высчитывается субсидия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

На данный момент на этапе перехода от сметного бюджетного финансирования к нормативному бюджетному финансированию, главной проблемой остается эффективность распределения бюджетных средств, ведь при сметном бюджетном финансировании отсутствовал единый подход к расчету субсидии, которая определялась исходя из фактических данных с учетом индексации.

Базовый нормативпредставляетсобойинструмент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

систематизированного подхода к расчету затрат муниципальных учреждений.

Правильный его расчет способен решить вышеуказанные проблемы и добиться оптимизации расходов образовательных учреждений.

Данный процесс является достаточно трудоемким и на муниципальном уровне требует рассмотрения аналитической базы по всем образовательным учреждениям, находящимся в ведении муниципалитета. Целью данной статьи является рассмотрение основных этапов расчета базового норматива затрат на оказание муниципальных услуг и определение эффективности его использования для расчета затрат образовательных учреждений. Внедрение методики расчета базового норматива позволит повысить эффективность распределения бюджетных средств и обеспечить прозрачность бюджетного финансирования учреждений.

Согласно статье 69.1 БК РФ финансирование бюджетных учреждений происходит на основе предоставления субсидий, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания .

Объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и работ.

Образовательные услуги, предоставляемые муниципальными образовательными учреждениями, содержатся в ведомственном перечне муниципальных услуг, который утверждается муниципалитетом. Муниципальные услуги, предоставляемые средними образовательными учреждениями, можно распределить на три основные группы в зависимости от трех ступеней общего образования. Градация в каждой из групп осуществляется исходя из характеристик обучающихся: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ);ученики, проходящие обучение по состоянию здоровья на дому и обучающиеся, у которых отсутствуют вышеперечисленные характеристики (далее — основная группа).

Нормативные затраты на оказание образовательной услуги

рассчитываются по следующей формуле:

Ы’ = К’ хК’ хЫ где:

отруотр терубаз •> ^^ •

-размер норматива затрат на оказание ьой муниципальной услуги с показателями отраслевой специфики в у-ой муниципальной организации;

-отраслевой корректирующий коэффициент к базовому нормативу затрат на оказание ьой муниципальной услуги;

К^ — территориальный корректирующий коэффициент к базовому

нормативу затрат на оказание ьой муниципальной услуги в у-ой муниципальной организации;

Ыбаз — значение базового норматива затрат на оказание ьой муниципальной услуги .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значение базового норматива затрат складывается из норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, и норматива затрат на общехозяйственные нужды на оказание услуги.

Расчет базового норматива представляет собой сложный и трудоемкий процесс, который сопряжен с отсутствием эмпирического опыта, так как на законодательном уровне повсеместное использование нормативного метода расчета затрат для формирования объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания утверждено с 2016 года.

На муниципальном уровне орган, курирующий деятельность образовательных учреждений, на первоначальном этапе осуществляет расчет затрат по каждому учреждению на плановый год. Затраты рассчитываются на основании постановлений Правительства РФ, приказов соответствующих министерств, санитарно-эпидемиологических правил. В случае их отсутствия нормативные затраты могут быть рассчитаны на основе экспертной оценки, учитывая при этом фактические показатели и опыт других регионов.

Затем расчетные затраты должны быть распределены на затраты, непосредственно связанные с оказанием муниципальной услуги, и затраты на общехозяйственные нужды.

К первой группе затрат относятся нормативные затраты на оплату труда работников, включая отчисления в фонды социального страхования, обеспечивающих предоставление муниципальной услуги; нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания муниципальной услуги; прочие нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием муниципальной услуги. Следует отметить, что помимо педагогов к работникам, обеспечивающим предоставление муниципальной услуги, относятся: административно-хозяйственный персонал (руководители, специалисты), учебно — вспомогательный персонал, медицинский персонал.

Во вторую группу затрат входят: затраты на коммунальные услуги; затраты на приобретение транспортных услуг; нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с содержанием зданий и особо ценного движимого имущества, также обеспечивающего создание условий для осуществления присмотра и ухода для ьой муниципальной услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за образовательным учреждением; затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением; нормативные затраты на приобретение услуг связи; прочие затраты .

Для примера рассмотрим расчет некоторых затрат по статье 225классификации операций сектора государственного управления (далее -КОСГУ) «Работы, услуги по содержанию имущества» для образовательного учреждения средняя образовательная школа №47 с соответствующим распределением их по следующим видам затрат: затраты на содержание объектов недвижимого имущества (далее — СНИ), затраты на содержание особо ценного движимого имущества (далее — СОЦДИ), нормативные затраты на прочие общехозяйственные нужды (ПНЗ) (таблица 1).

Таблица 1

Затраты по статье 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию

имущества»

Вид затра тНаименование показателяПериодичностьСтоимость, руб.Значение натуральной нормы, ед.Сумма затрат, руб.

1. Содержание нефинансовых активов:

вывоз твердых бытовых отходовтариф на вывоз твердых бытовых отходов 460 руб.46013762 843

СНИдератизация12 раз в год, относительно площади, согласно техническому паспорту, по тарифу 0,63 руб.83 27024 723

вывоз сухого мусоратариф 4418 руб., от количества рейсов4 41828 836

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прочистка канализационных колодцевтариф 13 000 руб., от количества колодцев13 000226 000

Противопожарные мероприятия:

СНИперезарядка углекислотных огнетушителейПерезарядка осуществляется 1 раз в 5 лет, стоимость 310 руб., годовая норма 310/5=62 руб.624248

перезарядка порошковых огнетушителейПерезарядка осуществляется 1 раз в 5 лет, стоимость 303 руб., годовая норма 303/5=61 руб.61191 159

Ремонт оборудования и инвентаря:

-медицинский кабинет

СОЦ ДИВесы медицинские7 80017 800

Холодильник21 400242 800

Бактерицидный облучатель воздуха1 15011 150

СОЦДИ123 803

СНИ51 756

Итого175 559

Стоимость по каждой статье затрат определяется либо ценой на приобретаемый ресурс, либо тарифом на необходимую услугу. При этом, фактическая рыночная цена ресурса, также как и тариф (при отсутствии утвержденного на планируемый год), должна быть принята с учетом индекс -дефлятора. Нормы (натуральные показатели) устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также федеральными органами исполнительной власти, государственными стандартами, строительными и санитарными нормами и правилами, федеральными стандартами и регламентами (паспортами) оказания государственных услуг

Подобным образом осуществляется распределение всех статей затрат по группам затрат по каждому учебному заведению.

Стандартный перечень расходов по образовательному учреждению включает в себя затраты по следующим статьям КОСГУ: 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда»; 220 «Оплата работ, услуг, включая подстатьи:221 «Услуги связи», 223 «Коммунальные услуги», 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие работы, услуги»; 290 «Прочие расходы», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также необходимо отметить, что затраты первой группы погашаются за счет субвенций из регионального бюджета, тогда как затраты второй группы финансируются за счет субсидий из бюджета муниципального образования.

По каждому учреждению формируются нормативные затраты, распределяемые в соответствии с вышеуказанной группировкой. Затраты по каждому учреждению распределяются по группам учеников пропорционально количественному составу каждой из групп. Данное распределение требует тщательного анализа потребности конкретной группы в определенном виде затрат. Например, при формировании затрат на группу учащихся, проходящих обучение на дому по состоянию здоровья, не учитываются затраты на коммунальные услуги, затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, а также услуги связи, транспортные услуги и прочие общехозяйственные затраты. Рассмотрим распределение затрат по услугам,

предоставляемым образовательным учреждением средняя образовательная школа №47.

Таблица 2

Распределение нормативных затрат по услугам, предоставляемым образовательным учреждением средняя образовательная школа №47

Реализация основных общеобразовательных программ начального общего образованияРеализация основных общеобразовательных программ основного общего образования

Основ-ная группаПроходящие обучение по состоянию здоровья на домуОбучающие-ся с ОВЗОсновная группапроходящие обучение по состоянию здоровья на домуобучающиеся с ОВЗИтого

Итого прямые затраты4 876 672748 96819 372 6005 611 5592 769 83914 206 31447 585 952

Количество учащихся (прямые затраты)105820812719188655

Оплата труда работников, непосредственно связанных с оказанием услуги4 830 367745 44019 280 8725 555 5522 761 46014 123 40647 297 097

Материальные запасы, потребляемые в процессе оказания муниципальной услуги46 3053 52891 72856 0078 37982 908288 855

Итого общехозяйственные затраты658 29301 304 047796 22101 178 6583 937 219

Количество учащихся (общехозяйственные затраты)105208127188628

Затраты на коммунальные услуги132 9690263 406160 8300238 079795 284

Затраты на содержание недвижимого имущества31 902063 19738 586057 120190 805

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраты на содержание особо ценного движимого имущества42 377083 94851 256075 876253 457

Затраты на услуги связи2 40304 7602 90604 30214 371

Затраты на транспортные услуги0000000

Затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с содержанием зданий и особо ценного движимого имущества365 586724 209442 185654 5732 186 553

Прочие общехозяйственные затраты83 0550164 528100 4570148 708496 748

Итого5 534 965748 96820 676 6476 407 7802 769 83915 384 97251 523 171

Прямые затраты рассчитываются исходя из численности учащихся и норматива финансирования, устанавливаемого законодательными актами на региональном уровне.

Что касается общехозяйственных затрат, то общая сумма по каждой группе затрат распределяется пропорционально количеству учеников по каждой услуге.

Муниципальные органы осуществляют свод затрат по всем курируемым образовательным учреждениям в разрезе групп учеников, формируемых в зависимости от формы обучения.

Исходя из сводных данных по затратам и общему количеству учеников по определенной форме обучения, высчитывается средняя норма по статьям затрат. Таким образом, базовый норматив затрат на оказание ьой муниципальной услуги высчитывается по формуле:

где, 3)- общая сумма по >му виду затрат;

п1 — общее количество учеников по ьой муниципальной услуге.

В целом, базовый норматив складывается из усредненных нормативов по всем видам затрат по ьой муниципальной услуге и определяет среднюю стоимость содержания 1 ученика в год.

Затем усредненные нормы по статьям затрат суммируются по каждой группе учеников. Таким образом, высчитывается усредненный базовый норматив затрат.

Данный метод представляет собой медианный метод расчета базового норматива. Однако следует отметить, что также возможно применение метода наиболее эффективного учреждения, при котором нормы определяются на основе анализа и усреднения показателей деятельности учреждения, которое имеет минимальный объем затрат на оказание единицы услуги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, с помощью усредненного норматива затрат возможно высчитать субсидию по учреждениям, оказывающим одинаковую муниципальную услугу.

Рассмотрим нормативы затрат по группам затрат по программам начального общего образования, рассчитанные по 62 образовательным учреждениям города Астрахани, в расчете на 1 ученика (рис.1).

Прочие общехозяйственные затраты Затраты на оплату труда работников,…

Затраты на транспортные услуги Затраты на услуги связи

Затраты на содержание особо ценного.

Затраты на содержание недвижимого.

Затраты на коммунальные услуги

Материальные запасы, потребляемые в.

Оплата труда работников,.

0 2°<00о 4°>000 6°>000 8°>оо0 1о°.оо0

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

■проходящие обучение по состоянию здоровья на дому

■Основная группа

Рис.1. Структура базовых нормативов на оказание образовательных

услуг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из рис. 1 видно, что наибольшую долю в общих затратах занимает норматив по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании образовательной услуги, максимальное значение которого характерно для группы обучающихся, проходящих обучение по состоянию здоровья на дому.

Таким образом, сопоставление составляющих базового норматива позволяет определить, какая статья затрат в той или иной образовательной услуге требует наибольшего финансирования, что, в свою очередь, дает возможность определить основные направления финансирования.

Применение базового норматива отражает общий, системный подход к расчету затрат для образовательных учреждений, находящихся на территории муниципалитета. Преимуществом использования базового норматива является возможность выявления среди образовательных учреждений максимальных

1,045 0

01 1,045

I/533 2,022

89,925

отклонений, что в последующем позволит выявить резерв снижения нормативных затрат на оказание образовательных услуг.

Заключение

В 2016 году повсеместно на муниципальном уровне произошло утверждение нормативно-правовых актов, регламентирующих расчет нормативных затрат для муниципальных учреждений, в том числе произошло утверждение базовых нормативов затрат для средних образовательных учреждений. В последующие годы эффективность использования нормативного метода для расчета затрат муниципальных учреждений будет проверена на практике. Однако на данный момент можно выделить несколько неоспоримых преимуществ расчета базового норматива затрат:

-возможность определения основных направлений финансирования;

-возможность проведения сравнительного анализа базовых нормативов затрат образовательных учреждений, находящихся в ведении муниципалитета;

-возможность выявления максимальных отклонений базовых нормативов, с целью последующей корректировки;

-возможность определения эффективности предоставления учреждением той или иной образовательной услуги.

Таким образом, с учетом вышеперечисленных возможностей, нормативный метод расчета затрат позволит усилить контроль за распределением бюджетных средств и оптимизировать затраты образовательных учреждений. Что, несомненно, поможет стимулировать учреждения к более эффективному расходованию бюджетных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внедрение нормативного бюджетного финансирования в образовательных учреждениях является значимой ступенью к совершенствованию системы образования в Российской Федерации. Все вышеуказанные мероприятия способны повлиять на обеспечение прозрачности и эффективности бюджетного финансирования учреждений.

Список литературы

1.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (с изменениями и дополнениями)//URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/

2.Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и не отнесенных к иным видам деятельности, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением: Приказ Минфина России от01.07.2015№104н//URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183863/

3.Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н// URL: http://base.garant.ru/70408460/5/

4.Асабаева Д.Ж. Проблемы внедрения нормативного метода расчета затрат на оказание муниципальных услуг в сфере образования// Д.Ж. Асабаева// Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире: сб. науч. тр. — Омск, 2016. — 136-140.

Добавить комментарий