Код по окз

В ЕТКС специалист по охране труда найдет перечень своих трудовых обязанностей, требования к квалификации и объему профессиональных знаний, которыми он должен обладать. Наша статья содержит информацию об особенностях использования справочников ЕТКС и ЕКС, а также других нормативных документов, которые устанавливают кодовое обозначение должности специалиста по охране труда.

Специалист по охране труда в ЕТКСов

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) — это документ, созданный с целью унификации и приведения к единым стандартам всех существующих в России профессий. Стоит отметить, что в ЕТКС кода специалиста по охране труда не существует, т. к. данная специальность не является рабочей. Информации о руководителе службы охраны труда ЕТКС также не содержит.

Сведения об обязанностях таких специалистов, а также о предъявляемых к их квалификации требованиях можно найти в документе, который носит название «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (ЕКС). Он был введен приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении…» от 17.05.2012 № 559н. Вся необходимая информация содержится в разделе под названием «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда».

Код должности специалиста по охране труда в ЕТКС

Согласно ЕКС, занимающее вышеуказанную должность лицо обязано иметь специализированное высшее образование или, если имеющееся у него образование не соответствует направлению деятельности, свидетельство о профессиональной переподготовке. Кроме того, справочником установлены определенные требования к стажу работы такого специалиста.

О плане работ специалиста по охране труда читайте в статье

Код специалиста по охране труда по ОКПДТР

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) — это нормативный документ, присваивающий каждой профессии, установленной ЕКС и ЕКТС, уникальный порядковый номер. Этот номер позволяет с легкостью идентифицировать наименование должности сотрудника вне зависимости от того, в каком регионе страны и на каком предприятии он трудится. Внедрение такого классификатора позволило упростить процедуру ведения учета и составления отчетности, начисления заработной платы и формирования пенсионных выплат, а также способствовало решению ряда других вопросов, возникающих при ведении кадровой политики.

В настоящее время в ОКПДТР специалист по охране труда имеет код 22659122149, где 2 — код должности, 2659 — серийно-порядковый номер, 1 — контрольное число, 22149 — код по ОКЗ.

Код инженера по охране труда по ОКЗ

Код должности специалиста по охране труда в ОКПДТР включает в себя код по ОКЗ (общероссийскому классификатору занятий), который состоит из 5 цифр и позволяет отнести ее к группе должностей с определенными характеристиками. ОКЗ — это документ, который включает в себя группировки, созданные посредством объединения определенных занятий. Основанием для его использования является приказ Росстандарта «О принятии и введении в действие…» от 12.12.2014 № 2020-ст.

Код ОКЗ специалиста по охране труда — 22149, где 2 — код основной группы (специалисты высшего уровня квалификации), 2149 — код, присвоенный специалистам в области техники, не входящим в другие группы.

Согласно ОКЗ, к обязанностям лиц, относящихся к этой начальной группе, в числе прочих относится выявление потенциально возможных опасностей, обеспечение исполнения правил безопасного использования приборов и соблюдения техники безопасности. Это значит, что соответствующие обязанности должны найти свое отражение в должностной инструкции, применяемой в организации.

ВАЖНО! Классификаторы ОКПДТР и ОКЗ взаимосвязаны, благодаря чему каждый объект ОКПДТР можно отнести к группировке, определенной ОКЗ. Постановление Госстандарта РФ «О принятии и введении в действие…» от 26.12.1994 № 367 содержит информацию о наименовании должности служащего, присвоенном ей коде, контрольном числе и соответствующем коде по ОКЗ.

ПКГ специалиста по охране труда

Понятие ПКГ (профессиональной квалификационной группы) установлено в ст. 144 Трудового кодекса РФ. Согласно положениям данной статьи, под этим понимается группа профессий рабочих и должностей служащих, формируемая с учетом особенностей сферы, в которой они ведут свою деятельность, а также требований к уровню квалификации, необходимому для полноценного выполнения установленных трудовых обязанностей.

Перечень ПКГ установлен приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении профессиональных…» от 29.05.2008 № 247н, в соответствии с которым специалист по охране труда отнесен к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня».

Понятие базового оклада, который отражает минимально возможную сумму заработка без учета компенсационных, стимулирующих и других надбавок, подлежащая выплате работнику, входящему в профессиональную квалификационную группу, при выполнении им установленной нормы рабочего времени устанавливает ст. 129 Трудового кодекса РФ.

Специалист или инженер по охране труда — какое наименование должности является корректным

Приказом Минздравсоцразвития «Об утверждении…» от 17.05.2012 № 559н, вступившим в силу 01.07.2013, в ЕКС была введена новая должность под названием «специалист по охране труда». Она заменила использовавшуюся ранее должность «инженер по охране труда», которая в обновленном справочнике отсутствует. При этом в ОКПДТР соответствующие правки внесены не были, из-за чего указанные документы одну и ту же должность называют по-разному. Так какой же термин является корректным и подлежит использованию при составлении штатного расписания и иных внутренних документов предприятия?

Для ответа на этот вопрос стоит воспользоваться положениями ст. 5 Трудового кодекса РФ, согласно которым нормативные правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти РФ федерального уровня, не могут противоречить положениям ТК. В то же время, в соответствии со ст. 217 Трудового кодекса РФ, на любом предприятии, в штате которого содержится более 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда. Это значит, что наименование должности «специалист по охране труда», используемое в едином квалификационном справочнике, отвечает требованиям действующего законодательства и именно его стоит применять при разработке внутренней нормативной документации в организации.

Нужно ли применять Профстандарт при приеме на работу специалиста по охране труда, объяснено в материале КонсультантПлюс. Еще больше полезных материалов вы увидите, если оформите пробный бесплатный доступ к К+

Практическое использование квалификационных справочников и классификаторов

ЕКС широко используется в практической деятельности организаций и предприятий. На основании сведений, содержащихся в этом справочнике, во всех организациях страны составляются внутренние нормативные документы: должностные инструкции, программы по подготовке специалистов и повышению их квалификации и пр.

Код, присвоенный работнику в соответствии с ОКПДТР, используется в следующих случаях:

  • при заполнении личной карточки работника по форме Т-2;
  • подготовке отчетности, передаваемой в Пенсионный фонд;
  • разработке внутренних нормативных документов, регулирующих деятельность предприятия (в этом случае в готовом документе необходимо в качестве источника информации сослаться на ОКПДТР);
  • составлении штатного расписания (на некоторых предприятиях).

О должностной инструкции специалиста по охране труда мы писали в статье

Итак, должности специалиста по охране труда в соответствии с используемыми в Российской Федерации классификаторами и квалификационными справочниками присвоены уникальные коды, которые используются при разработке локальных нормативных актов, составлении отчетности и оформлении личной карточки работника. При этом в ОКПДТР должность специалиста по охране труда отсутствует (там упоминается только инженер по охране труда), поэтому при разработке внутренней нормативной документации стоит применять наименование, установленное в едином квалификационном справочнике, т. к. именно такая формулировка указана в действующем Трудовом кодексе РФ.

***

Еще больше материалов в рубрике «Охрана труда»

действуетРедакция от 16.06.1998Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ МПС РФ от 11.11.97 N 23Ц (ред. от 16.06.98) «О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ, ВЫДАЧИ СВИДЕТЕЛЬСТВ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ ЛОКОМОТИВОМ, МОТОРВАГОННЫМ ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ НА ПУТЯХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИСВОЕНИЯ КЛАССА КВАЛИФИКАЦИИ МАШИНИСТАМ ЛОКОМОТИВОВ И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА»
Вид документа приказ, положение
Принявший орган мпс рф
Номер документа 23Ц
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 16.06.1998
Номер регистрации в Минюсте 1428
Дата регистрации в Минюсте 15.12.1997
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был —
  • (в ред. от 11.11.97 — «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 1, 1998,
  • «Российские вести», N 10, 21.01.98)
Навигатор Примечания
ПРИКАЗ МПС РФ от 11.11.97 N 23Ц (ред. от 16.06.98) «О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ, ВЫДАЧИ СВИДЕТЕЛЬСТВ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ ЛОКОМОТИВОМ, МОТОРВАГОННЫМ ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ НА ПУТЯХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИСВОЕНИЯ КЛАССА КВАЛИФИКАЦИИ МАШИНИСТАМ ЛОКОМОТИВОВ И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА»

О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ КЛАССА КВАЛИФИКАЦИИ МАШИНИСТАМ ЛОКОМОТИВОВ И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение распространяется на машинистов локомотивов (электровоз, тепловоз, паровоз, газотурбовоз) и моторвагонного подвижного состава (электропоезд, дизельпоезд) (далее — локомотивов) железных дорог МПС России, а также машинистов предприятий и организаций, не входящих в систему МПС России, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

2. Машинистам локомотивов присваиваются третий, второй и первый классы квалификации.

Присвоение класса квалификации машинистам локомотивов производится, как правило, после прохождения в установленном порядке курсов повышения квалификации в образовательных учреждениях и образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку.

3. Первый класс квалификации присваивается машинистам локомотивов, проработавшим на локомотивах соответствующего вида тяги в качестве машиниста после присвоения второго класса квалификации в пассажирском, пригородном и грузовом движениях не менее двух лет, а для лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование по тяговым специальностям, не менее одного года и обеспечившим безаварийную работу в течение этого срока.

Второй класс квалификации присваивается машинистам локомотивов, проработавшим на локомотивах соответствующего вида тяги в качестве машиниста после присвоения третьего класса квалификации в пассажирском, пригородном, грузовом движении, на маневровой и других видах внепоездной работы не менее двух лет, а для лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование по тяговым специальностям не менее одного года и обеспечившим безаварийную работу в течение этого срока.

Третий класс квалификации присваивается машинистам локомотивов, имеющим стаж работы машинистом на локомотивах данного вида тяги не менее одного года и обеспечившим в течение этого периода безаварийную работу.

4. Машинисты локомотивов, имеющие первый, второй или третий классы квалификации один раз в пять лет подлежат испытанию на подтверждение своего класса квалификации в комиссии локомотивного депо. При этом комиссия вправе принять решение о подтверждении класса квалификации или дать в дорожную квалификационную комиссию рекомендации о понижении или повышении класса квалификации машинисту первого и второго класса, либо о повышении класса квалификации машинисту третьего класса. По указанным рекомендациям дорожная квалификационная комиссия принимает окончательное решение. Комиссия локомотивного депо самостоятельно принимает решения о понижении класса квалификации машинистам третьего класса, а также об использовании машиниста в соответствующем виде движения.

5. Машинисты — инструкторы локомотивных бригад допускаются к испытаниям на присвоение класса квалификации при стаже работы, предусмотренном для машинистов локомотивов соответствующего класса квалификации, при этом в стаж работы включается работа в качестве машиниста локомотива и машиниста — инструктора локомотивных бригад.

6. Машинисты локомотивов первого класса квалификации преимущественно обслуживают скоростное, пассажирское движение, а также могут быть использованы в пригородном, грузовом движении и на маневровой работе.

Машинисты локомотивов второго класса квалификации преимущественно обслуживают пассажирское, пригородное движение, а также могут быть использованы в грузовом движении и на маневровой работе.

Машинисты локомотивов третьего класса квалификации обслуживают грузовое движение и используются на маневровой работе. В исключительных случаях (локомотивное депо, обслуживающее чисто пассажирское и пригородное движения) с разрешения заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству машинисты локомотивов, не имеющие первого или второго классов квалификации, могут допускаться к обслуживанию пассажирского и пригородного движения. В этом случае локомотивная бригада состоит:

а) из машиниста локомотива, имеющего третий класс квалификации локомотива, и помощника машиниста локомотива со стажем работы не менее одного года;

б) из машиниста локомотива, не имеющего класса квалификации, но имеющего стаж работы помощником машиниста локомотива не менее трех лет, из них последний год работы действующим помощником машиниста после получения им свидетельства на право управления локомотивом, и помощника машиниста локомотива, имеющего свидетельство на право управления локомотивом.

II. Порядок присвоения класса квалификации

7. Машинисты локомотивов, представленные на присвоение первого, второго и третьего класса квалификации, подвергаются проверке знаний законодательства Российской Федерации, приказов, указаний, инструкций и иных актов МПС России согласно перечню, указанному в пункте 3 Положения о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах, а также проверке знаний о порядке действий в нестандартных ситуациях.

8. Испытания на присвоение второго и первого классов квалификации, а также при восстановлении класса квалификации проводятся дорожными комиссиями в составе: начальника службы локомотивного хозяйства или его заместителя (председатель), дорожного ревизора по безопасности движения поездов, старшего ревизора службы локомотивного хозяйства, начальника отдела ремонта службы локомотивного хозяйства, инженера службы локомотивного хозяйства по эксплуатации и ремонту автотормозов, а также представителя соответствующего выборного профсоюзного органа. Указанная комиссия принимает решение о присвоении класса квалификации.

9. Испытания на присвоение третьего класса квалификации проводятся комиссиями локомотивных депо в составе: начальника депо (председатель), представителя ревизорского аппарата отделения железной дороги или представителя ревизорского аппарата железной дороги, заместителя начальника локомотивного депо по ремонту, машиниста — инструктора локомотивных бригад, а также представителя соответствующего выборного профсоюзного органа. Указанная комиссия принимает решение о присвоении класса квалификации.

Результаты испытаний оформляются актом формы ТУ-139. Акт подписывается всеми членами комиссии.

Представление машинистов локомотивов в дорожную комиссию для проведения испытаний на присвоение второго и первого классов квалификации производится начальником локомотивного депо.

10. Министр путей сообщения Российской Федерации по представлению Департамента локомотивного хозяйства может повысить класс квалификации (вплоть до первого) без сдачи испытаний особо отличившимся машинистам локомотивов, устойчиво обеспечивающим безопасность движения поездов, высокий уровень показателей использования локомотивов, экономию топлива и электроэнергию, увеличение сроков службы подвижного состава в результате внедрения передовых методов труда.

11. Всем лицам, выдержавшим испытания на присвоение класса квалификации в соответствии с настоящим Положением, выдается свидетельство единого образца, которое подписывается: о присвоении первого и второго классов квалификации — начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги; третьего класса квалификации — начальником локомотивного депо.

12. Класс квалификации, присвоенный машинистам локомотивов железных дорог узкой колеи, действителен лишь при работе на указанных локомотивах.

13. Машинисты локомотивов, имевшие перерыв в работе на локомотивах более трех лет, теряют право на ранее присвоенный класс квалификации по окончании указанного срока. При перерыве в работе от одного года до трех лет за такими машинистами ранее присвоенный класс квалификации сохраняется в течение 6 месяцев. В течение этого срока они обязаны пройти внеочередные испытания на подтверждение ранее присвоенного класса квалификации в соответствующих комиссиях согласно пунктам 8 и 9 настоящего Положения. В случае неподтверждения ранее присвоенного первого или второго класса квалификации дорожная квалификационная комиссия при службе локомотивного хозяйства присваивает машинисту локомотива класс квалификации, соответствующий его уровню знаний. В случае, когда установленные настоящим пунктом сроки превышены, класс квалификации присваивается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящим Положением.

За руководителями и специалистами управлений и отделений железных дорог и локомотивных депо, которые по занимаемой должности связаны с эксплуатацией локомотивов и работой локомотивных бригад, при переходе на работу машинистами локомотивов ранее присвоенный им класс квалификации сохраняется в течение 6 месяцев. В течение этого срока они обязаны пройти внеочередные испытания на подтверждение ранее присвоенного класса квалификации в соответствующих комиссиях согласно пунктам 8 и 9 настоящего Положения.

14. При переходе машинистов на работу с локомотивов одного вида тяги на локомотивы другого вида тяги ранее присвоенный машинистам класс квалификации сохраняется в течение года с момента перехода на локомотивы другого вида тяги. В течение этого срока они обязаны пройти внеочередные испытания на подтверждение ранее присвоенного класса квалификации в соответствующих комиссиях согласно пунктам 8 и 9 настоящего Положения.

III. Порядок понижения класса квалификации

15. За невыполнение своих обязанностей: необеспечение безопасности движения и порчу локомотива по вине машиниста машинисту может быть понижен класс квалификации.

Решение вопроса о понижении класса квалификации машинистов локомотивов первого и второго классов квалификации осуществляется дорожной квалификационной комиссией, а машинистов локомотивов третьего класса квалификации — квалификационной комиссией локомотивного депо с учетом всех обстоятельств невыполнения машинистом своих обязанностей.

16. Машинистам локомотивов, которым класс квалификации был присвоен в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения, понижение класса квалификации может быть произведено только Министром путей сообщения Российской Федерации.

17. При лишении машиниста свидетельства на право управления локомотивом на срок более трех месяцев он может быть допущен к работе в качестве машиниста лишь по истечении указанного срока и после прохождения испытаний на подтверждение класса квалификации.

18. Машинистам локомотивов, которым понижен класс квалификации, соответствующий класс квалификации может быть присвоен вновь на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящим Положением.

19. В случае лишения машинистов локомотивов свидетельств на право управления локомотивом или понижения у машинистов локомотивов присвоенного класса квалификации начальник локомотивного депо пересылает в службу локомотивного хозяйства железной дороги соответствующие свидетельства.

20. Свидетельства о присвоении класса квалификации машиниста локомотива хранятся в отделе кадров локомотивного депо. Всем работникам, имеющим свидетельство о присвоении класса квалификации машиниста локомотива, в служебном удостоверении делается отметка «Свидетельство о присвоении класса квалификации машиниста локомотива N _______ сдано в отдел кадров локомотивного депо».

Каждый случай утраты свидетельства расследуется начальником локомотивного депо. Новое свидетельство может быть выдано в службе локомотивного хозяйства и в локомотивных депо железных дорог МПС России.

21. Форма свидетельства о присвоении класса квалификации машиниста локомотива утверждается Министерством путей сообщения Российской Федерации.

577 БЗ-ОСНОВА.png

С 1 июля 2021 года в форму СЗВ-ТД Постановлением Правления ПФ РФ от 27.10.2020 N 769п внесены изменения. До начала применения обновлённой формы ещё есть время разобраться с правилами её заполнения.

Код выполняемой функции

В течение 2020 года работодатели в форме СЗВ-ТД не заполняли графу 5 – Код выполняемой функции. Обязанность указывать соответствующий код действует с 1 января 2021 года. В настоящее время код формируется на основании информации, содержащейся в профессиональном стандарте. Иными словами, работодателю для того, чтобы корректно отразить код выполняемой функции необходимо обратиться к профстандарту по соответствующей должности. Подробно порядок формирования данного цифро-буквенного кода мы рассмотрели ранее.

С 1 января 2021 года принцип определения кода выполняемой функции изменяется. И надо будет руководствоваться не профессиональным стандартом, а Общероссийским классификатором занятий – ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий (принят и введён в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст).

Код будет состоять только из цифровых значений. Буквы использоваться не будут. Формат кода – пять цифр «XXXX.X». Из них:

— первые четыре цифры – это код группы занятий по Общероссийскому классификатору;

— последний пятый знак – контрольное число.

В принципе, понадобится просто взять число, которое классификатором присвоено определённой должности. Для того, чтобы детально понять, как сформировать код выполняемой функции по новым правилам, посмотрим на применяемую Общероссийским классификатором занятий (далее – ОКЗ) систему кодирования.

В целом схема кодирования в ОКЗ также имеет вид: XXXX X, где:

основная группа;

подгруппа;

малая группа;

начальная группа;

контрольное число.

Для формирования кода выполняемой функции нам понадобится код начальной группы, присвоенный должности и соответствующее контрольное число. Но сначала надо понять к какой основной группе относится конкретная должность. Основных групп десять. Это:

1. Руководители

2. Специалисты высшего уровня квалификации

3. Специалисты среднего уровня квалификации

4. Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учётом и обслуживанием

5. Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности

6. Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства

7. Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий

8. Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители

9. Неквалифицированные рабочие

0. Военнослужащие.

Например, нам надо определить код выполняемой функции для должности «Бухгалтер по расчёту заработной платы». В классификаторе ищем должность бухгалтер. Она, должность, включена во вторую основную группу. Код начальной группы – 2411. Контрольное число – 6.

Соответственно, код выполняемой функции – 2411.6. Именно его надо будет указать в форме СЗВ-ТД.

Стоит отметить, что в настоящее время допускается вариант, когда графа 5 не заполняется. Это будет в случае, если по должности не утверждён профессиональный стандарт. Со следующего полугодия графа «Код выполняемой функции» (будет графа 6) должна быть заполнена в обязательном порядке.

Работа в районах Крайнего Севера

С 1 июля 2021 года форма СЗВ-ТД дополняется информацией о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях (графа 4). В том случае, если сотрудник трудится в такой местности в графе 4 потребуется проставить:

— РКС – для Крайнего Севера;

— МКС – для приравненных местностей.

Следует отметить, что дополнение формы данной информацией крайне полезно. Дело в том, что работа в особых климатических условиях предоставляет работникам право на досрочную пенсию. Информация о работе в данных местностях отражается в бумажной трудовой книжке, но в СЗВ-ТД в настоящее время нет возможности указать соответствующую местность. Поэтому данное дополнение очень актуально.

Информация о правопреемстве

Форма также дополнена информацией об организации, правопреемником которой является работодатель.

Так, если будет иметь место факт правопреемства, в реквизитной части формы потребуется заполнить на предшественника следующие данные:

— регистрационный номер в ПФР;

— наименование организации;

— ИНН;

— КПП.

В принципе, в отношении предшественника указывается та же информация, что и на действующего работодателя.

Данная информация актуальна для тех ситуаций, когда имела место реорганизация работодателя. Во всех остальных случаях строки об организации, правопреемником которой является работодатель, остаются незаполненными.

Кадровая.png

Добавить комментарий