Классификация групп по размеру

Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность различных классификаций. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные», 2) деление их на «формальные» и «неформальные», 3) деление на «группы членства» и «референтные группы». Как видно, каждая из этих трех классификаций задает некоторую дихотомию.

Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено американским исследователем Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп — непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествляться с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. Если признак всех малых групп — их контактность, то нецелесообразно внутри них выделить еще какие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные • группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных кок-тактов, а для общения между членами используются различные «посредники», в виде средств связи, например), но по существу исследуются в дальнейшем именно первичные группы, так как только они удовлетворяют критерию малой группы. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.

Второе из исторически предложенных делений малых групп — это деление их на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено также американским исследователем Э. Мэйо при проведении им знаменитых хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, система подчинения, так называемая «структура власти»: представление об отношениях в группе по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, такие, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, т.е. отсутствует строгая структура «власти»..1 Неформальная группа может создаваться внутри формальной (как это и было в экспериментах Мэйо), когда, например, в школьном классе. возникают мелкие группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, и когда, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри определенной формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игры в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания Друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.

Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Она была впервые введена в 1942 г. американским исследователем Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, на нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятие референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Классификация малых групп.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Классификация малых групп.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Классификация малых групп.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Проблема классификации социальных групп неоднозначно решалась на протяжении всей истории развития социальной психологии. Например, Юбенк, американский исследователь, выделял семь различных принципов построения классификаций: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе, а также добавлялись время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней. Общей чертой классификаций выступала форма жизнедеятельности группы.

В отечественных традициях социальной психологии основой должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений.

Согласно Г. М. Андреевой, в социальной психологии группы делятся прежде всего на условные и реальные (рис. 12.1).

Классификация групп (по Г. М. Андреевой)

Рис. 12.1. Классификация групп (по Г. М. Андреевой)

Основными здесь выступают реальные группы. Среди реальных существуют такие, которые формируются для общепсихологических исследований – реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе.

В свою очередь естественные группы подразделяются на большие и малые группы. В социальной психологии солидную традицию исследования имеют преимущественно большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, другие – организованные, длительно существующие, устойчивые группы (классы, нации), значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В свою очередь малые группы подразделяются на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся (коллективы), развитые.

В западной традиции, в рамках интеракционизма, существует подход, пытающийся совместить социально-психо- логический подход с социологическим. Так, Т. Шибутани утверждал, что группы могут различаться по размеру, «…от двух любовников, страстно сжимающих друг друга в объятиях, до миллионов мужчин и женщин, мобилизованных на войну». Однако в данном подходе, пишет Г. М. Андреева, трудно дать единый перечень характеристик, или признаков (параметров), группы. Гораздо продуктивнее сделать это по отношению к конкретным видам групп, к анализу групп различного типа.

Г. Г. Дилигенский, выделяя виды больших социальных групп, указывал в основном на два вида. Основанием этого деления является характер межгрупповых и внутригрупповых социальных связей. В первом случае люди объединяются в группы общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли людей (объективные макро-группы). Во втором случае это группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей (субъективно- психологические). Для уяснения соотношения между этими видами он вводит понятие психологической общности. Для понимания сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б. Ф. Поршнева о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития человечества.

В первом случае процессы, явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, являются вторичными по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу, первичное явление. В данном случае психологическая общность является первичным основанием.

В основу детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки:

  • • по времени существования выделяются длительно существующие большие группы (классы, нации) и коротко существующие (митинги, аудитории, толпа);
  • • по характеру организованности-неорганизованности – организованные группы (партии, союзы, толпа). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации);
  • • по признаку контактности взаимодействия можно говорить об условных и реальных группах. Так, половозрастные и профессиональные группы являются условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания;
  • • по открытытости и закрытости больших групп. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп;
  • • по наличию определенного количества общих признаков и механизму связей с общностью больших социальных групп. Так, Г. Г. Дилигенский выделяет два типа социальных групп. Первый тип – объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак, например демографический, – тогда тип составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д. Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (в системе производства, семье). Эти группы по своему составу гомогенны, однородны, но именно по признаку их выделения. Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По своему социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа. Если в первом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во втором – субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной.

А. Л. Журавлев при классификации малых групп также различает группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя (рис. 12.2). Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности, а также в какой степени приложимы (релевантны) знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.

Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э. Мэйо. Формальные группы – группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, т.е. определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов.

Виды малых групп

Рис. 12.2. Виды малых групп

Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность.

Неформальные группы – объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы). В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

В субъективном, психологическом плане группы (и формальные, и неформальные) образуются в процессе реализации индивидами потребностей в общении, однако в рамках неформальных групп общение и возникающие на его основе психологические взаимоотношения являются ведущей сферой активности, здесь центральным феноменом психологии малых групп является психологическая общность.

Основными критериями феномена психологической общности группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентаций и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность – тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов. Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др.

Референтность малой группы – значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).

С практической точки зрения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные группы – временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством практического психолога-тренера.

  • См.: Михайлова Е. В. Раздаточные материалы по дисциплине «Социальная психология». М., 2011.
  • Шибутани Т. Социальная психология. С. 35.
  • См.: Андреева Г. М. Социальная психология. С. 144.
  • См:. Дилигенский Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших групп // Методологические проблемы социальной психологии / отв. ред. Е. В. Шорочова. М., 1975. С. 196–205.
  • См.: Социальная психология / отв. ред. А. Л. Журавлев. М., 2002.
  • См.: Социальная психология / отв. ред. А. Л. Журавлев.
  • Там же. С. 195.

Малые группы представляют собой социально-психологические общности, которые играют важную функциональную роль в жизни общества. В малых группах отражаются все те общественные отношения, в которые люди включены и которые преломляются в своеобразные внутригрупповые отношения (национальные, профессиональные, семейные). Малые группы – важнейший элемент социализации индивида, подготовки его к жизни в обществе.

Главным предметом исследования социологов являются вопросы формирования, функционирования, развития и распада малых групп. В их анализе выделяют следующие концептуальные подходы:

1. Социометрический подход (основоположник Дж. Морено). В его основе лежат количественные измерения уровня отношений симпатий и антипатий к членам той или иной группы.

2. Теория групповой динамики (К. Левин, Дж. Хомане). Она предполагает анализ форм и видов взаимоотношений пений внутри группы: групповые связи, групповые нормы, групповые цели и т.д.

3. Теории группового поведения – бихевиоризм (П. А. Сорокин), исследующие основы взаимодействия членов группы, мотивы групповой динамики, групповые конфликты, причины распада групп и др.

В социологии малые группы рассматриваются как определенные микросистемы, в которых реализуются многие социальные отношения: разделение труда, взаимодействие, лидерство, иерархия престижа, обычаи, традиции, символы и т.д. Особенностями и основными признаками малых групп считаются малочисленный состав; общность групповых норм, ценностей, целей и линии поведения; непосредственность и устойчивость межличностных контактов; общая деятельность и т.п. Исходя из этого малые социальные группы можно определить как малочисленные по составу объединения людей, которые характеризуются общностью норм, ценностей, интересов, непосредственностью контактов членов группы и выполняют роль той микросреды, где проходит социализация и самореализация личности.

Исследователи определяют пределы количественного состава малых групп:

нижний предел – два-три человека (немецкий социолог Георг Зиммель использовал термины «диада» и «триада»);

верхний предел – 7–12 человек, ибо только в таких группах сохраняются устойчивые и непосредственные контакты. В группе из 20–25 или 30–35 человек непосредственность контактов существует, но уже имеются определенные ограничения. Если это, например, школьный класс или студенческая группа, то такого рода ограничениями будут временны́е рамки учебных занятий или общественной деятельности. Более устойчивы непосредственные контакты в группах совместного проживания (в семье или студенческом общежитии), в группах по интересам и т.д.

Типология малых групп

В основу классификации малых групп могут быть положены различные критерии.

Глубина, устойчивость и характер взаимоотношений между членами. По данному критерию различают первичные и вторичные группы.

Первичные группы представляют собой объединения людей, которые характеризуются эмоционально окрашенными, тесными взаимными контактами «лицом к лицу», а также устойчивыми неформальными отношениями (семья, близкие люди, дружеская компания, соседи, родственники). Члены первичных групп социально идентифицированы, они воспринимают себя как коллективное единство, т.е. «мы». В таких группах тоже могут возникать проблемы, противоречия и даже конфликты.

«Не следует предполагать, что единство первичной группы есть единство сплошной гармонии и любви. Это всегда дифференцированное и, как правило, состязательное единство, допускающее самоутверждение и различные… страсти».

Первичные группы дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства: помогают освоить социальные роли в коллективе, формируют основы социального сознания, т.е. способствуют его первичной социализации и закладывают начала его вхождения в другие социальные группы. В частности, семья как первичная группа является специфической микросредой, в которой формируется и самореализуется индивид. Здесь он приобретает культуру межличностных отношений, осваивает первые социальные роли, усваивает нормы поведения, опыт лидерства или демократических отношений. Межличностные отношения в семье строятся на взаимной привлекательности и ответственности ее членов друг за друга. Семейные конфликты очень часто являются причиной распада данного коллективного единства. Как отмечает П. А. Сорокин, коллективное единство «перестает существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между частью и всеми его членами». Это в той или иной степени относится и к другим первичным группам: соседским, игровым и т.д. В целом же первичный опыт учит людей реализовывать общие интересы и поддерживать друг друга.

Вторичные группы – это объединения людей, в которых контакты между членами группы носят утилитарный, безличный характер; взаимодействия их определенным образом формализованы, функциональны. Между членами группы не обязательны дружеские, личностные отношения, все определяется социальными ролями в профессиональном коллективе, спортивном клубе, студенческой группе, бригаде и т.д. Вторичные группы характеризуются наличием общих целей и задач. В них почти всегда присутствует некоторое число первичных групп (например, студенческая группа включает группу совместно проживающих в общежитии людей, группу симпатизирующих друг другу студентов, в нее могут входить и семейные пары).

Вторичные группы больше ориентированы на реализацию цели, в то время как первичные – на укрепление межличностных связей и отношений внутри группы.

Способ организации групповой деятельности и формы социального контроля. По этому критерию выделяют формально-организованные (формальные) и неформальные группы.

Формальные группы представляют собой объединения людей, деятельность которых строго регламентирована официальными правилами, институтами, документами (законом, договором, положением, уставом, инструкцией и др.). Система внутригрупповых отношений в них характеризуется четким распределением ролей (руководитель – подчиненный, староста студенческой группы – заместитель, общественный деятель – рядовой студент и т.д.), их строгой заданностью и необходимостью выполнения. Как правило, структура формальной группы заранее определена системой более высокого ранга: администрацией организации или того подразделения, в которое данная группа (бригада, спортивная команда, депутатская комиссия, кафедра) входит. Социальный контроль в подобных группах также осуществляется сверху вниз. Исходя из этого система внутригрупповых отношений в формальных группах строится не на групповых интересах, а на «законодательных» предписаниях, невыполнение которых грозит определенными санкциями, вплоть до насильственной изоляции от группы (увольнение или исключение). По своим параметрам формальная группа очень близка к организации.

Неформальные группы – это группы, стихийно или осознанно сформированные на основе общих интересов, норм, ценностей, взаимных симпатий. Внутригрупповые отношения в них строятся по принципу относительной независимости и свободы, характеризуются нечетко выраженной целью взаимосвязей членов группы, а социальный контроль осуществляется по горизонтали и основывается на традициях, выражая групповое мнение. Спецификой неформальных групп является то, что они могут быть ситуативными группами, т.е. образованными в связи с возникновением определенных ситуаций (рок-группы, группы любителей бега и т.п.); как правило, они недолговечны и с изменением ситуации могут исчезнуть. В неформальных группах обычно роли не предписаны, а возникают стихийно. По характеру интересов, значимости норм и ценностей неформальные группы подразделяются на социально значимые и асоциальные. К первым можно отнести дружеские компании, любительские спортивные объединения, клубы по интересам и т.п.; ко вторым – девиантные группы (хулиганы, наркоманы, алкоголики, проститутки и пр.).

Неформальные группы образуются как в открытых сообществах (школа, институт, предприятие и т.п.), так и в закрытых структурах, например, в армии, в местах лишения свободы могут возникать структуры на принципах землячества, общей хозяйственной деятельности.

Продолжительность функционирования. Определяющим основанием является прочность, устойчивость отношений и взаимодействия членов группы. По данному критерию выделяют устойчивые и временные группы.

К устойчивым группам в большей степени относят первичные (семья, родственники), формальные (цех, бригада, фирма, воинское подразделение) и статусные (профессиональные) группы.

Временные малые группы подразделяют на два вида:

а) целевые группы. Они специально создаются для решения каких-либо конкретных задач. К ним могут относиться объединения, формируемые для творческих целей (научные группы, группы дизайнеров), экспериментальные группы, создаваемые для проведения медико-биологических, социальных или других экспериментов, а также контрольные группы, формируемые для проверки чистоты эксперимента и методики его проведения.

Разновидностью целевых групп могут выступать группы давления. Если такая группа оказывает влияние извне – это собственно группа давления, если же она образуется внутри малой группы, – группировка. И группа давления, и группировка представляют собой разновидность временной малой группы, в которую объединяются люди для реализации общих целей и интересов. Им свойственна единая тактика поведения в деле оказания давления для принятия нужных решений;

б) ситуативные группы. Они чаще всего образуются стихийно в связи с конкретной ситуацией, с исчезновением которой исчезает и группа. Примером таких групп могут служить туристские группы выходного дня, экскурсионные группы, группы пикетчиков, пассажиры купе и др.

Референтные группы (терминология М. Шерифа, Р. Мертона) выделяют по степени отношения индивида к социальным нормам и ценностям. Это так называемые группы сравнения, ценности и нормы которых человек для себя выбирает, хотя сам может к ним и не принадлежать. В литературе выделяют три вида референтных групп:

1. Нормативные референтные группы –

это группы, нормы и ценности которых формируют личностные качества человека и предопределяют его дальнейшие действия (семья, друзья, производственный коллектив).

2. Позитивные референтные группы –

с этими группами индивид себя идентифицирует и стремится войти в состав такой группы (спортивные группы, политические объединения, досуговые группы).

3. Негативные референтные группы – это группы, ценности которых личность отвергает и в своих действиях пытается дистанцироваться от членов указанных групп (наркоманы, преступники).

Референтные группы могут быть реальными или воображаемыми. К последним относятся группы, нормы и ценности которых отражаются в сознании индивидов как идеалы для подражания. Реальные референтные группы выступают для личности в качестве образца норм, ценностей, мыслей и поведения (космонавты, разведчики, мастера спорта и т.д.). В социологии референтная группа может быть источником социальной мобильности.

Наконец, по степени взаимодействия общества и группы, уровню свободы во внутригрупповых отношениях выделяют группы закрытые (формальные группы, организации) и открытые (как правило, неформальные).

Классификация малых групп по реальности существования

Существуют различные виды малых групп: условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, референтные и нереферентные.

Если в основе классификации лежит реальность существования, то малые группы бывают условные и реальные.

Определение 1

Под условными группами понимаются группы, которые объединены по определенному общему признаку. Это может быть возраст или пол и др.

Для людей, которые находятся в этих группах, свойственно не знать друг о друге, но при этом они могут быть в определенных, относительно схожих отношениях с другими представителями своей группы.

Определение 2

Под реальными группами понимается такой вид групп, нахождение в которых характерно для обычной жизни и профессиональной деятельности.

Это может быть учебный класс в школе или производственная бригада. Реальные группы в свою очередь можно разделить на естественные и лабораторные. Лабораторными являются группы, которые созданы для научного их исследования.

Характеризуя психологию группы, важно помнить, что это субъект деятельности, и по этой причине вся специфика деятельности отражается в ней. Различные малые группы имеют свое психологическое своеобразие. Так, класс учеников, группа туристов, спортивная команда являются похожими группами, но осуществляют разную деятельность и разные задачи. Для того чтобы определить состав определенной группы, важно обратить внимание на ее своеобразие среди аналогичных групп. Так, психология любой студенческой группы, имеет общие черты с другими студенческими группами, но для каждой свойственны свои психологические отличия.

Классификация малых групп по характеру организации и взаимодействия

Если в основе классификации лежит характер организации и взаимодействия, то выделяются формальные и неформальные группы.

Определение 3

Формальная, или как ее еще называют, официальная группа – это вид группы, которая обладает юридически фиксированным статусом, а ее члены при разделении труда объединяются деятельностью и структурой, которая социально задана.

Определение 4

Неформальная (неофициальная) группа – это вид группы, которая не обладает юридически фиксированным статусом и образуется, основываясь на личных предпочтениях.

Для формальной группы свойственно функционировать, основываясь на заранее установленных, общественно фиксируемых задачах, положениях, инструкциях и уставах. Формирование неформальной группы происходит исходя из личной симпатии и антипатии ее представителей.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Классификация малых групп по степени развитости

Если в основе классификации лежит степень развитости, то выделяют слаборазвитые и высокоразвитые группы. Уровнем группового развития является оценка степени сформированности отношений в группе. Зарубежная социальная психология в качестве параметров группообразования считает время функционирования группы, есть ли в группе отношения власти и подчинения, наличие групповых коммуникаций, количество взаимных выборов. Отечественная же социальная психология выделяет всего два аспекта. Речь идет о степени опосредованности межличностных отношений составом совместной работы, иными словами это цели, ценности, организация, а также о социальном характере данных целей и ценностей, иными словами это уровень соответствия их общественно-историческому процессу, под которым понимается прогресс, стагнация или регресс.

Определение 5

Под слаборазвитой группой понимается такой вид группы, которая находится на первом уровне своего существования.

Существует несколько типов слаборазвитых групп:

  • ассоциация, это группа, взаимоотношения в которой обычно опосредуются исключительно задачами, которые имеют личное значение;
  • корпорация, это группа, которая характеризуются замкнутостью, высокой централизацией и авторитарным типом управления, либо ставит на главное место узко индивидуальные интересы, при этом противопоставляя себя иным социальным коллективам;
  • диффузная группа, особой чертой которой является отсутствие сплоченности и ценностно-ориентационного единства. Для таких групп не характерна совместная деятельность, которая способна опосредовать отношения ее представителей.
Определение 6

Под высокоразвитыми группами понимается вид групп, которые давно сформировались. Для них характерно единство целей и общих интересов, высокоразвитая система отношений.

Общение в такой группе опосредованно личной значимостью и общественно значимым составом групповой работы. Коллектив является ярким примером такого вида группы. Он предстает в качестве высшей формы объединения людей, которая характеризуется благоприятными условиями для осуществления совместной деятельности.

Коллектив имеет наивысшую сплоченность, единство стремлений в достижении общественно и личностно важных задач, взаимное упрочнение формальных и неформальных структур, социально зрелые групповые явления (групповые нормы, коллективное мнение, настроение, традиции и обычаи), деловые и товарищеские взаимоотношения, доброжелательность, дружбу, товарищество, взаимопомощь, согласованность действий, коллективизм, эмоциональный подъем, высокую групповую идентифицированность ее представителей, умение сочетать личное с коллективным, настроение удовлетворенности представительством в группе и гордость к принадлежности ей. Для данного коллектива свойственно чувствовать честь группы, необходимость ее уважения и укрепления.

Определение 7

Под диффузными группами понимаются группы, имеющие случайный характер, в них объединение людей происходит исключительно на основе общих эмоций и переживаний.

Классификация малых групп по ориентации людей

Если в основе классификации лежит ориентация людей, то выделяются референтные и нереферентные группы.

Определение 8

Референтная, или как ее еще называют, эталонная группа – это группа, которая служит ориентиром для людей в их интересах, предпочтениях, симпатиях и антипатиях.

Существует две функции референтной группы:

  • нормативная функция, когда референтная группа является источником норм поведения, социальной установки и ценностной ориентации индивида;
  • сравнительная функция, когда референтная группа является эталоном, при помощи которого человек может оценить себя и другого.
Определение 9

Нереферентными группами являются группы членства, в которых люди действительно находятся и занимаются деятельностью.

Существует еще множество классификаций малых групп. Это и общность профессионального или любительского интереса, и долговременность и кратковременность, и устойчивость и нестабильность, и открытость или закрытость. На все это важно обращать внимание при исследовании темы, для четкого представления степени подчиненности личности коллективу, специфики контроля за коллективной деятельностью, характера распределения ролей и задач членов группы, характера общения и связи между ними.

Существует три источника, которые служат основой для образования и формирования малых групп в современных реалиях:

  • распределение труда, производственная необходимость. Речь идет о бригадах, участках, цехах, отделах, классах, курсах, лабораториях;
  • необходимость человека общаться, принадлежать к какой-либо общности, помогать другому и себе. Речь идет о клубах по интересам, группах общения;
  • вынужденная деятельность. Речь идет об воинских подразделениях, заключенных, детских домах, больницах, группах продолжительного отдыха и др.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Неоднозначность понятия малой группы породила различные основания для классификации: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. Социальные психологи наиболее часто выделяют следующие классификации:

  • 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»,
  • 2) деление их на «формальные» и «неформальные»,
  • 3) деление на «группы членства» и «референтные группы».

Деление малых групп на первичные и вторичные ввел американский социолог Ч. Кули (1864-1929). Он ввел в классификацию малых групп такой признак, как непосредственность контактов. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются непосредственные взаимоотношения, в которых существенная роль принадлежит их индивидуальным особенностям. Вторичная образуется из людей, между которыми непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей.

Во вторичной группе роли четко определены, но ее члены мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для малых первичных групп. Так, в образовательном учреждении распространенные первичные группы – учебные группы студентов и коллективы кафедр, а общей вторичной группой выступает весь коллектив образовательного учреждения. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.

Известный социальный психолог Ш. Бюлер подразделяет группы на естественные и искусственные в зависимости от действия двух факторов: естественных потребностей и рациональной точки зрения. В качестве примера естественной группы указывается семья – наиболее ярко выраженная организация, основанная на естественных факторах. Классическим примером искусственной группы является современное предприятие или фабрика – организация, построенная на рациональных основах.

Деление малых групп на формальные и неформальные впервые предложено американским исследователем Э. Мэйо (1880-1949) при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. По его мнению, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы позиции се членов, они предписаны групповыми нормами, распределены роли всех членов группы, система подчинения руководству.

Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, учебная группа, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо выделил «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже.

Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.

В настоящее время имеется большое количество экспериментальных исследований, посвященных выявлению влияния определенного соотношения формальной и неформальной структур группы на ее сплоченность, продуктивность и т.д. Особое значение проблема имеет при исследовании вопроса об управлении и руководстве группой. Данная классификация малых групп не может считаться строгой, хотя построенная на ее основе классификация структур является полезной для развития представлений о природе групп.

Третья классификация малых групп различает группы членства и референтные группы. В начале 40-х г. XX в. американский социальный психолог Г. Хаймен впервые использовал термин «референтной группы». Понятие «референтная группа» (от англ. refer – относиться) в социальной психологии, социологии и психологии означает социальную (экономическую, политическую, культурную, профессиональную и др.) группу, к которой данный индивид относит себя сознательно.

Референтная группа – группа, типичная для определенной социокультурной системы, выступающая этагоном для индивидов.

В экспериментах Г. Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, куда индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Г. Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем американский психолог и социолог Г. Келли (1905-1966), разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную. Сравнительная функция проявляется в том, что индивид сравнивает поведение с нормами референтной группы как с эталоном, а нормативная – оценивает его с позиции принятых в группе норм.

В отечественной социальной психологии А. В. Петровский определил референтную группу как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из всего состава реальной группы и особо значимых для индивида. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения», т.е. появляется промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид.

Деление на группы членства и референтные группы открывает перспективу для прикладных исследований, в частности в области изучения противоправного поведения подростков. Например, почему человек, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная команда, начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально совсем не включен (каких-то сомнительных элементов «с улицы»). Механизм воздействия референтной группы позволяет дать первичную интерпретацию этого факта: группа членства потеряла свой авторитет для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой.

Кроме рассмотренных, существуют и другие классификации малых групп. Так, А. В. Петровский различает группы по степени их развития, учитывая при этом характер межличностных отношений. Иерархию реальных контактных групп он представляет следующим образом:

  • • диффузная группа – в ней взаимоотношения опосредуются только симпатиями-антипатиями, но не содержанием групповой деятельности;
  • • ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;
  • • корпорация – взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;
  • • коллектив – взаимоотношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

Высказываются предположения, что виртуализация жизни, развитие информационных сетей могут привести к возникновению виртуальных групп «по интересам», объединенных общением с помощью электронной «паутины» Интернета.

Таким образом, подведем итог классификации малых групп (рис. 5), наиболее часто используемых в социальной психологии.

Классификация малых групп

Рис. 5. Классификация малых групп

Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.

Реальные группы – это действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Естественными называют группы, которые образуются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. Лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно – только в лаборатории.

Формальные (официальные) группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, студенческая группа). Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Неформальные (неофициальные) группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Слаборазвитыми являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования). Высокоразвитые малые группы представляют собой социально-психологические общности, в которых налажены деловые и личные взаимоотношения, четко распределены обязанности, есть признанные лидеры и т.п. Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы.

Корпорация (от новолат. corporatio – объединение) – юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них (т.е. самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.

Коллектив характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении.

Референтная группа – любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

Добавить комментарий