Каковы признаки внешнеэкономической сделки

В.Т. Батычко
Международное частное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

Предыдущая

7.1. Понятие, виды и формы внешнеэкономических сделок

Внешнеэкономической считается сделка, в которой хотя бы одной из сторон является иностранное лицо (физическое или юридическое), а содержанием — операции по ввозу из-за границы или по вывозу за границу товаров либо какие-нибудь подсобные операции.

Основной разновидностью внешнеэкономических сделок является договор внешнеторговой (международной) купли-продажи товара. Кроме купли-продажи, к внешнеэкономическим сделкам относят договор подряда, договор мены, договор лизинга, договор комиссии, договор страхования, а также получившие в последнее время широкое распространение договоры на предоставление различных услуг по оказанию технического содействия в сооружении промышленных объектов и выполнении строительных, научно-исследовательских, проектных работ, передаче различной документации и т.д.

Внешнеэкономические сделки могут иметь возмездный или безвозмездныйхарактер. Внешнеэкономические сделки подразделяют на:

— односторонние (выдача доверенности иностранному юридическому или физическому лицу на совершение действий от имени доверителя);

— двусторонние (договоры международной купли-продажи, бартерные контракты и т. д.);

— многосторонние (договор о совместной деятельности, учредительный договор и т.д.).

Внешнеэкономические сделки могут заключаться под определенным условием, при наступлении которого сделка либо вступает в силу, либо прекращает свое действие.

В качестве средства платежа, как правило, используется иностранная валюта. Причем стороны сделок могут выбрать валюту третьей страны.

Основания взимания, порядок исчисления и размер процентов по денежным обязательствам в РФ определяются по праву страны, подлежащему применению к соответствующему обязательству (ст. 1218 ГК РФ).

Споры, возникающие из внешнеэкономических сделок, по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение в специализированные арбитражи, представляющие собой не зависимые от государства организации, специализирующиеся на рассмотрении споров по внешнеэкономическим сделкам. Стороны могут выбрать как постоянно действующий арбитражный суд (например, Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации), так и арбитраж, который создается сторонами специально для рассмотрения спора по конкретному делу (так называемый арбитраж ad hoc).

Внешнеэкономические сделки между предпринимателями различных стран могут осуществляться как на основе свободного выбора контрагента, так и по согласованным в специальных межправительственных соглашениях (протоколах) о поставках товаров и оказании услуг индикативным спискам товаров и услуг, которые надлежит экспортировать или импортировать.

В правовом регулировании внешнеэкономических сделок большую роль играют международные договоры регионального и универсального характера. Важное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи товара, играют и международные обычаи.

По российскому законодательству сфера действия права, подлежащего применению к договору, включает в себя (ст. 1215 ГК РФ):

— толкование договора;

— права и обязанности сторон договора;

— исполнение договора;

— последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора;

— прекращение договора;

— последствия недействительности договора.

В РФ форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка (доверенность), совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права.

Форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву. Это правило применяется и в случаях, когда хотя бы одной из сторон такой сделки выступает осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо, личным законом которого в соответствии с Гражданским кодексом РФ является российское право.

Форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, — российскому праву (ст. 1209 ГК РФ). В случае если внешнеэкономические сделки заключаются на международных аукционах, иностранных биржах, то порядок подписания и форма сделок определяются соответствующими правилами аукционов и бирж.

Предыдущая

Под международной торговой сделкой понимается договор (соглашение) между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке определенного количества продукции (изделий) оговоренного качества или оказанию услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями.

Международный характер соглашения определяется субъектами договора, которые находятся в разных странах.

Основные правовые аспекты международных торговых сделок зафиксированы в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи продукции (Венская конвенция 1980 г.), Гаагской конвенции о праве, применяемом к договорам международной купли-продажи (1935 г.).

Международная торговая сделка может осуществляться в форме договора купли-продажи (контракта) или заказа. Она предполагает наличие субъекта и объекта сделки.

Субъектами могут выступать: государство, предприятия и физические лица; объектами — продукция (изделия), услуги, результаты производственного и научно-технического сотрудничества. Объекты определяют вид международных торговых сделок. Различают международные торговые сделки, связанные с реализацией продукции (изделий) в материально-вещественной форме, и сделки, связанные с организацией товародвижения.

Осуществление внешнеэкономической деятельности предполагает проведение различных операций, подразделяемых па основные и обеспечивающие (схема 12.6).

Центральное место во внешнеэкономической деятельности занимают сделки купли-продажи, оформляемые в виде контрактов. Важным моментом в составлении контракта является определение базисных условий поставки. Они определяют обязанности и расходы сторон (продавца и покупателя) по транспортированию товара, страхованию в пути, оформлению таможенных документов и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя, передачу товара от продавца к покупателю и переход права собственности на товар от продавца к покупателю.

Существуют также международные арендные отношения между партнерами, что позволяет их участникам получать

Схема 12.6. Виды внешнеторговых операций

Виды внешнеторговых операций

экономические преимущества по сравнению с приобретением продукции (изделия) в кредит: для производителей — дополнительная возможность сбыта продукции (изделий) на внутреннем и внешнем рынках, для потребителей — возможность обновлять оборудование (имущество) без единовременной мобилизации значительных финансовых средств на его приобретение.

В нормативных документах различают три вида финансовой аренды: долгосрочную (финансовый лизинг), средне- и краткосрочную (оперативный лизинг).

Наиболее типичный вариант осуществления лизинга представлен на схеме 12.7. Между лизингополучателем и лизингодателем подписывается контракт, после чего лизингодатель — лизинговая компания — приобретает у производителя продукцию (изделия) в кредит , полученный у банка . Компания приобретает продукцию (изделия) в свою собственность и сдает ее в пользование за лизинговую плату, причем поставку продукции (изделий) осуществляет производитель . После поступления платежей за лизинг от лизингополучателя лизинговая компания возвращает банку кредит. Лизингополучатель поставляет произведенную продукцию (изделие) заказчику. Условия контракта могут предусматривать техническое обслуживание изделий за счет лизинговой компании (лизингодателя) или производителя.

Если приобретается не новое изделие (оборудование), то осуществляется его реновация в специализированных фирмах за счет лизингополучателя.

Договоры лизинга имеют особенности, отличающие их от обычных договоров аренды и купли-продажи. В данном случае оговаривается техническое состояние арендуемого изделия (оборудования), так как это влияет на размер платежей; фиксируется срок аренды (лизинга); лизингодатель — лизинговая компания — обязуется информировать лизингополучателя о появлении более современных изделий (оборудования) и поставлять их, но при условии перезаключения контракта; лизингополучатель может включать в договор (контракт) право выкупа изделия (оборудования)

Схема 12.7. Взаимодействие субъектов лизинговых отношений

Взаимодействие субъектов лизинговых отношений

после окончания срока договора по выкупной стоимости; в договор включается право лизингополучателя продлить (пролонгировать) срок аренды; в договоре устанавливается базисный период, в течение которого контрагенты не имеют нрава расторгнуть контракт; лизинг может быть прерван в случае неплатежеспособности лизингополучателя.

Стоимость лизинга рассчитывается на основе конкретных расчетов и с учетом остаточной стоимости возвращаемых изделий (оборудования) после окончания срока аренды (лизинга), также с учетом издержек арендодателя (лизингодателя) и планируемой им прибыли па вложенный капитал.

Международная торговля охватывает продажу, т.е. разрешение на передачу физическими или юридическими лицами (лицензиарами) принадлежащих им прав на использование изобретения, промышленного образца и товарного знака другим физическим или юридическим лицам (лицензиатам).

Изобретения — это технические решения, обладающие существенной новизной, оригинальностью и производственной полезностью. Охрана собственности на изобретения осуществляется патентами — официальными документами, удовлетворяющими право изобретателя на владение, использование и распоряжение изобретением на определенной территории в течение установленного времени.

Большим спросом на внешнем рынке пользуются ноу-хау («знаю, как»), представляющие технические знания, умение и опыт, но не имеющие правовой охраны. Ноу-хау определяется наличием нового научно-технического достижения, имеющего коммерческую ценность. Ноу-хау может включать способы и навыки в проектировании, строительстве, монтаже, методы лечения болезней, экономические знания и т.д. Потребительские свойства ноу-хау заключаются в полезности и конфиденциальности содержащейся в нем информации.

Соглашения на передачу ноу-хау имеют определенные особенности: стороны должны четко определить содержание ноу-хау, представляющее полезность, конфиденциальность или секретность. Причем интересы экспортеров и импортеров здесь расходятся. Импортеры стремятся к сужению содержания ноу-хау; более подробно излагается весь комплекс обязательств по передаче знаний; особо прорабатываются гарантийные обязательства экспортеров в части завершения передаваемых разработок, их современного технического уровня и патентной чистоты использования решений; серьезное внимание обращается на обязательства импортера по сохранению конфиденциальности или секретности передаваемого процесса; самыми распространенными в мировой практике являются соглашения, основным содержанием которых является передача отдельных конструкций и технологических процессов, защищенных патентами. При этом патенты могут принадлежать нескольким не являющимся разработчиками ноу-хау. Торговля лицензиями может осуществляться как непосредственно между владельцами и потребителями патентов и ноу-хау, так и через посредников.

Экспорт и импорт лицензий осуществляются путем подписания лицензионных договоров, контрактов, соглашений. В международной торговле различают три вида лицензионных договоров. Договор о простой лицензии не ограничивает прав лицензиатов продавать аналогичные простые лицензии другим лицензиатам, самостоятельно производить продукцию (изделия) с использованием тех же изобретений и ноу-хау, а также сбывать ее на той же территории.

По договору об исключительной лицензии лицензиат приобретает монопольное право на ее использование, включая перепродажу другим лицам и организациям, в пределах оговоренной территории. Лицензиат лишается прав продавать аналогичную лицензию на договорной территории другим лицам и организациям, а также самому производить и продавать на этой территории продукцию (изделия) с использованием изобретений и ноу-хау, являющихся предметом лицензии. Продажа полной лицензии практически означает продажу патента, в результате чего лицензиат полностью и бессрочно теряет права на изобретение.

Определение цен лицензионных соглашений представляет сложную проблему, так как техническая сущность лицензии, определяющая ее потребительские свойства, строго индивидуализирована, и редко удается найти конкурентные материалы на аналогичные изобретения и ноу-хау. Проблема цен осложняется тем, что потребительная стоимость лицензий определяется индивидуальной полезностью.

Наиболее распространенные способы определения цен лицензий:

  • • по затратам лицензиата на разработку изобретения или ноу-хау до стадии, на которой предлагается их продажа;
  • • минимально допустимой цене для разработчика, ниже которой продажа нецелесообразна;
  • • оценке затрат покупателя па альтернативные решения для достижения тех же результатов, которые могут быть получены при использовании лицензии;
  • • прецедентам ранее заключенных лицензионных соглашений на близкие по характеру изобретения и ноу-хау.

Особое развитие международная торговля инженерно-консультационными услугами получила в результате научно-технической революции, которая способствовала концентрации капитала в области инженерной деятельности. Инжиниринговую деятельность можно разделить на проектно-консультационную, подрядную и управленческую.

Проектно-консультационная деятельность заключается в выполнении заказов на технико-экономические исследования и обоснования целесообразности развития новых производств, сооружения или реконструкции промышленных объектов. Инжиниринговые компании выполняют заказы на разработку проектов; готовят технические условия международных торгов на закупки комплектного оборудования и сооружение объектов; консультируют заказчиков при выборе поставщиков; представляют интересы заказчиков в процессе выполнения конкретных обязательств, осуществляют текущий контроль работ и приемку готовых объектов.

Подрядная деятельность инжиниринговых фирм выражается в том, что они принимают на себя роль генеральных поставщиков и генеральных подрядчиков при поставках комплектного оборудования и сооружении объектов. Инжиниринговые фирмы не производят оборудование, материалы и не выполняют строительные и монтажные работы, а от своего имени подписывают с заказчиками контракты на сооружение промышленных объектов. Как генеральные подрядчики эти фирмы разрабатывают проекты и привлекают к ним строительные и монтажные субподрядные фирмы, оставаясь полностью ответственными за выполнение всех обязательств по контрактам с заказчиками.

Управленческая деятельность инжиниринговых фирм заключается в предоставлении услуг по организации производственной структуры и административного управления предприятием на базе передового опыта в данной сфере производства. В нее входят разработка принципов планирования производства продукции (изделий) на базе маркетинговых исследований; оптимизация структуры управления, организации учета и отчетности; обеспечение и контроль качества продукции (изделий).

В международной торговой практике используются два основных метода осуществления коммерческих операций: прямой и косвенный. Прямой метод предполагает установление прямых связей между производителем (поставщиком) и конечным потребителем, а именно: поставку продукции (изделий) непосредственно конечному потребителю, закупку продукции (изделий) непосредственного самостоятельного производителя на основе договора купли-продажи.

Косвенный метод предполагает покупку и продажу продукции (изделий) через торгово-посредническое звено на основе заключения специального договора (соглашения) с торговым посредником, предусматривающего выполнение последним определенных обязательств в связи с реализацией продукции (изделий) продавца.

В процессе подготовки коммерческой сделки на основе прямых связей между контрагентами продавец может использовать различные способы установления контактов с потенциальными покупателями, а именно: направить предложение (оферту) непосредственно одному или нескольким возможным иностранным покупателям; принять участие в предложении в ответ на его запрос с указанием конкретных условий будущего контракта или проформой контракта; принять участие в торгах путем предоставления тендера организаторам торгов; принять участие в торгово-промышленных выставках и ярмарках, как международных, так и национальных; направить возможному покупателю коммерческое письмо с информацией о намерениях вступить в переговоры но поводу заключения конкретной сделки; направить проформу контракта уже известному покупателю как результат согласования условий контракта по телефону, телетайпу, телексу, электронной почте или на основе предшествующих договоренностей; поместить рекламные объявления в средствах информации, направить в адрес потенциальных покупателей каталоги, прейскуранты, проспекты с предлагаемой продукцией (изделием), организовать и провести рекламную кампанию на рынке страны-импортера.

ЗаконодательствоРоссийской Федерации не содержитлегального определения внешнеэкономическойсделки. ГК РФ упоминает данное понятиелишь в связи с формой сделки (ст.162, 1209ГК РФ). Поэтому понятие «внешнеэкономическаясделка» разработано в основном вдоктрине МЧП.

Выделяют обязательныеи факультативные признаки внешнеэкономическойсделки.

Обязательныепризнаки:

1) Нахождение коммерческих предприятий сторон сделки на территории различных государств

Термин «коммерческоепредприятие» берётся из международныхконвенций, регулирующих международныекоммерческие операции. Например: Венскаяконвенция купли-продажи товаров 1880года, Конвенция о международномфинансовом лизинге 1888 года и другиедокументы. Коммерческоепредприятие – это постоянное местоосуществления деловых операций.Т.о., национальность (государственнаяпринадлежность сторон сделки) не имеетрешающего значения.

Если российскаяфирма постоянно осуществляет своюдеятельность за границей (т.е. имееттам своё коммерческое предприятие), тодоговор между такой российскойорганизацией и другой российскойорганизацией будет признаватьсявнешнеэкономической сделкой, хотя обестороны (организации) являются российскимиюридическими лицами.

2) Связь сделки с предпринимательской деятельностью

Коммерческиепредприятия могут иметь только тесубъекты, которые осуществляютпредпринимательскую деятельность. Квнешнеэкономическим сделкам не могутбыть отнесены договоры, которыенаправлены на удовлетворение личные,семейных или бытовых потребностей.

Внешнеэкономическаясделка– это совершаемые в ходе осуществленияпредпринимательской деятельностидоговоры между лицами, коммерческиепредприятия которых находятся натерритории различных государств.

Факультативныепризнаки:

1)перемещение товаров через государственнуюграницу(этот признак является факультативным,т.к. присутствует не во всех сделках)

Например:толлинговые операции – иностраннаяфирма закупает товары у российскойорганизации, но не вывозит их с территорииРоссийской Федерации, а передаёт другойроссийской организации на переработку.Вывоза товара за территорию РФ непроисходит, но сделка являетсявнешнеэкономической.

2) Нерезидентность одного из контрагентов

В большинствеслучаев внешнеэкономическая сделказаключается с иностранным партнёром=> государственная принадлежностьсторон совпадает с местом нахожденияих коммерческих предприятий

Исключение:зарегистрированнаяв одном государстве фирма можетосуществлять свою деятельность в другомгосударстве

3) Использование при расчётах с контрагентом иностранной валюты

В большинствеслучаев при расчётах используетсявалюта, которая как минимум для однойиз сторон договора является иностранной.

Этот признакявляется факультативным, т.к. страныиногда используют международныерасчетные единицы. Например: в странахЕвропейского Союза страны рассчитываютсяв евро.

Methods of regulation of foreign trade in the Russian Federation Prudaeva Ju. (Russian Federation) Методы регулирования внешней торговли в Российской Федерации Прудаева Ю. А. (Российская Федерация)

Прудаева Юлия Александровна /Prudaeva Julia — магистрант, курс по направлению международный бизнес, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье описываются основные методы регулирования внешней торговли Российской Федерации, а также проанализированы поступления доходов в федеральный бюджет от внешней торговли с 2010 г. по 2013 г.

Ключевые слова: государственное регулирование, доходы федерального бюджета, таможенная пошлина. Keywords: state regulation, income of the federal budget, customs duty.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

1)таможенно-тарифного регулирования;

2)нетарифного регулирования;

3)запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4)мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование1.

В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка нашей страны и стимулирования прогрессивных изменений в экономике, устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Таможенная пошлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации2.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор.

Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-протекционистская функция — защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции;

-фискальная функция — обеспечение поступления средств в бюджет.

В Российской Федерации применяется Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Единый таможенный тариф (ЕТТ ТС) — свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

Ставка ввозной таможенной пошлины устанавливается в основном в процентах от таможенной стоимости либо в евро, либо в долларах США (адвалорная пошлина).

Действующие ставки вывозных таможенных пошлин утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 № 756.

Рассмотрим поступление доходов в федеральный бюджет от внешней торговли с 2010 г. по 2013 г.

Таблица 1.2.1. Доходы федерального бюджета

2010 г.32011 г.42012 г.5

1Ст. 19 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 (ред. 2013 г.).

2Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 04.03.2014) «О таможенном тарифе». 3Федеральный закон от 07.10.2011 № 272-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год».

4Федеральный закон от 02.10.2012 № 151-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2011 год».

5Федеральный закон от 30.09.2013 № 254-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2012 год»

млн. рублей%млн. рублей%млн. рублей%

Доходы бюджета, всего8305414366,8100,011367652622,6100,012855540621,1100,0

Доходы от ВЭД, всего3277703347,039,54664731177,241,04962735737,338,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таможенные пошлины, всего2853093010,188,4*3712492673,879,6*4099784419,582,6*

* Доля таможенных пошлин (всего) в доходах от ВЭД (всего)

Доходы федерального бюджета в 2013 г. составили 13019,9 млрд. руб., из них доходы от внешнеэкономической деятельности — 5011,0 млрд. руб., что составляет — 38,8 % от доходов федерального бюджета6.

Статистические данные, приведенные в таблице, позволяют сделать заключение о том, что доходы от внешнеэкономической деятельности в доходах бюджета составляют значительную часть:

-в 2010 г. — 39,5 %,

-в 2011 г. — 41,0 %,

-в 2012 г. — 38,6 %,

-в 2013 г. — 38,8 %.

Нужно отметить, что основную часть в доходах от внешнеэкономической деятельности составляют таможенные пошлины:

-в 2010 — 88,4 %,

-в 2011 г. — 79,6 %,

-в 2012 г. — 82,6 %.

Нетарифное регулирование внешней торговли товарами:

-Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, не более

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чем на шесть месяцев может устанавливать :

1)временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации;

2)ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:

а)сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б)сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;

в)снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г)снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д)ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.

Продовольственные и сельскохозяйственные товары определяются Правительством Российской Федерации.

-Недискриминационное применение количественных ограничений8:

1.В случае если допускается установление количественных ограничений экспорта и (или) импорта товара, такие ограничения применяются вне зависимости от страны происхождения товара, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2.В случае если при установлении количественных ограничений импорта товара проводится распределение долей импорта товара между заинтересованными иностранными государствами, принимается во внимание предыдущий импорт товара из таких государств.

3.Положения частей 1 и 2 данной статьи федерального закона могут не применяться в отношении товара, происходящего из иностранного государства (групп государств), с которым у Российской Федерации нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам или группам государств.

6Статистическое обозрение № 1 (88), 2014. Федеральный бюджет. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_06/Main.htm.

7 Ст. 21 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Ст. 22 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

-Распределение квоты9.

При принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

-Лицензирование в сфере внешней торговли товарами10.

1.Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

1)введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2)реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3)предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4)выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

2.Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, является лицензия, выдаваемая в соответствии с частью 5 статьи 13 данного Федерального закона.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.

3.Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 статьи 13 данного Федерального закона, формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Порядок формирования и ведения федеральным банком выданных лицензий определяется Правительством Российской Федерации.

-Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров11.

1.Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров решением Комиссии Таможенного союза, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

2.Отдельные виды товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право и порядок определения Правительством Российской Федерации организаций, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза. Перечень организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, устанавливается Правительством Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры12.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации, решениями Комиссии Таможенного союза и федеральным законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров. Например, решением Коллегии ЕЭК13 от 16 августа 2012 г. № 134 утверждены «Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений».

Литература

1.Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 30.11.2013) «Об основах государственного

регулирования внешнеторговой деятельности».

2.Федеральный закон от 02.10.2012 № 151-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2011 год».

3.Федеральный закон от 07.10.2011 № 272-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год».

4.Мировая экономика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим

специальностям. / Ред. И. П. Николаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юнити-Дана, 2012. — 399 с.

9 Ст. 23 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

10Ст. 24 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

11Ст. 26 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

12Ст. 27 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

13Евразийская экономическая комиссия.

Добавить комментарий