Каким должен быть настоящий руководитель

Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности — следить за целым — составляет суть работы руководителя.

Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, контроль деятельности подчиненных и организации в целом. Профессионально подготовленного руководителя называют менеджером.

Современный менеджер выступает в системе общественного производства как управляющий — дипломат — лидер — воспитатель — организатор — инноватор — человек. Основные требования к личности: компетентность, владение навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения.

  • Дипломат. Среди перечня менеджерских умений в последнее время на первый план все чаще выдвигается умение проводить переговоры. Современные менеджеры тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, которые могли бы продвигать производство, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, налаживание контактов с властями. Эти функции сродни функциям менеджера-маклера и требуют хорошо развитых дипломатических навыков.
  • Менеджер-лидер. В российской теории менеджмента пока крепко держится традиция разделять функции менеджера и лидера. Функции первого — профессионально осуществлять действия, необходимые для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы). Вторые должны вести за собой людей, их главная функция — обеспечение бесперебойной работы человеческой подсистемы бизнеса. Современное понимание функций менеджера требуют от него профессионального владения как тем, так и другим.
  • Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производства требования к персоналу возрастают. С одной стороны, сегодня персонал должен обладать повышенной технологической эрудицией, с другой стороны — высокой нравственностью. Техническому совершенствованию работников уделяется большое внимание. Нравственное воспитание как отлаженный механизм практически не существует. Между тем история показывает, что степень воспитанности, высокая нравственность работников являются решающим условием экономического роста (этические системы оказываются мощным фактором экономического развития).
  • Менеджер-инноватор. Мир вступает в эпоху информационной культуры, и одна из главных функций менеджера — инновационная. Медлительность в ее исполнении грозит отбросить производство назад. Инновации необходимы, так как производительность труда и качество продукции легче и быстрее повышается при использовании новой техники и технологии.
  • Менеджер-человек. Менеджер — это личность, т. е. сложная совокупность врожденных (природных) и приобретенных (социальных) качеств. Они спаяны воедино в характере личности, и далеко не каждая из его черт может быть полезной в деятельности менеджера.

Все капитальные труды по менеджменту содержат перечни качеств идеального менеджера. Их можно разделить на две группы: 1) биологические и социально-экономические характеристики и 2) личностные качества.

Биологические качества менеджера. Черты данной группы носят объективный характер — не зависят от сознания и психики личности. Прежде всего это пол, возраст, здоровье, темперамент, способности.

1. Пол. Традиционно исследования в области психологии управления ориентированы на мужчину-руководителя, так как мужчины доминировали как на государственной службе, так и в бизнесе. В последние десятилетия влияние половых различий на трудовую деятельность и карьеру стало предметом специальных исследований. На основе их результатов можно выделить две группы факторов, определяющих особенности организационного поведения женщин:

  1. социокультурные (стандарты поведения, ролевые стереотипы, семейные традиции);
  2. собственно половые, биологические и психологические.

Роль социокультурных факторов проявляется в том, что подавляющее большинство женщин с детского возраста ориентировано обществом на сравнительно скромный общественный статус — мать, жена, воспитательница детей, помощница мужа. Поэтому до сих пор женщине-руководителю приходится преодолевать дополнительные трудности для достижения успеха. Успех женщин-руководителей приписывают случайности, везению, успех мужчин-руководителей — личным качествам. Учет такого рода стереотипных представлений важен для женщин-руководителей, которым приходится на деле доказывать «нормальность» своего пребывания в роли «начальника». Мужчине обычно делать это не приходится.

Вторая группа факторов проявляется в большей зависимости психического состояния женщин от физиологических циклов (беременность, кормление ребенка, менструальный цикл), заботами о семье, в более сильной, чем у мужчин, окрашенности деловых отношений в личностные тона. Однозначной оценки этих факторов в психологии менеджмента нет. Отдельные авторы, в основном женщины, расценивают их как способствующие эффективному руководству (Ф. Денмарк, А. Иглн, Б. Джонсон — «мягкость» и «человечность» руководителей-женщин, их превосходство над мужчинами в понимании личных проблем сотрудников, приверженность демократическому стилю руководства). Другие исследователи придерживаются противоположной точки зрения — повышенная эмоциональность и личностная ориентация в деловых отношениях действует как негативный фактор эффективного руководства. Но он может быть нейтрализован, если женщина-руководитель «выработает у себя высокую устойчивость к фрустрациям и эмоциональным всплескам (М. Рихтер).

2. Возраст. Вторым важнейшим биологическим признаком, влияющим на эффективность деятельности менеджера, является возраст. О действии его, конечно, можно говорить лишь в общем, усредненном плане, учитывая довольно частые исключения из правил, которые объясняются личными особенностями людей. Поэтому современная теория менеджмента не может однозначно ответить на вопрос об оптимальном возрасте для начала, расцвета и завершения деловой карьеры руководителя. Но есть общепринятое мнение о бесспорном влиянии этого фактора на эффективность деятельности менеджера — более высокие руководящие посты требуют более зрелого возраста. Некоторые управленческие структуры (армия, госаппарат) четко регламентируют занятие высоких должностей — генералом практически невозможно стать в 20-35 лет. В бизнесе этот фактор регламентирован не столь жестко. Но закономерность занятия высоких постов людьми зрелого возраста существует. В Японии средний возраст президентов крупных компаний в обрабатывающей промышленности— 63,5 года, в США — 59 лет (Т. Коно), вице-президенты несколько моложе — примерно 55,7 года. Президентом японской компании обычно становится человек, проработавший в ней не менее 30 лет и занимающий этот пост 8 лет.

Главные достоинства молодого руководителя: энергичность, высокая восприимчивость к инновациям и предприимчивость, крепкое здоровье, хорошая работоспособность. Но они уступают старшим коллегам в опытности, специфическом человеческом капитале — знаниях специфики организации, хладнокровии, мудрости, умении отличать главное от второстепенного. Там, где слабы механизмы конкурентного отбора кадров и сложно определить четкие критерии деятельности (госслужба), учет стажа и возраста целесообразен. Там, где эффективность руководства регулярно проверяется конкуренцией и результаты деятельности достаточно осязаемы (сфера бизнеса), установление возрастных барьеров нецелесообразно.

3. Здоровье. Здоровье — важный фактор эффективного руководства. В теории менеджмента термин понимается широко: включает в себя не только физические, но и психосоциальные критерии. Биологически здоровый организм человека функционирует в оптимальном режиме и адекватно реагирует на изменения в окружающей среде. Для менеджера это основное условие повседневной эффективной деятельности, так как его рабочий день часто превышает физиологические нормы, закрепленные в законодательстве. Кроме того, работа менеджера связана с высокими эмоциональными нагрузками. По данным медиков, не менее 50% здоровье человека зависит от образа жизни, 20% приходится на наследственность, 20% — на экологию, 10% — на медицину. Образ жизни — устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, удовлетворения ими физиологических и духовных потребностей, нормы общения и поведения — является определяющим фактором человеческого здоровья.

Избрать в тех или иных условиях здоровый образ жизни мы можем. Понятие же психического здоровья в психологии не получило пока развернутой оценки. По мнению российского психиатра С. С. Корсакова, оно связано с представлением о человеке как о психическом целом. В нем соединены все существенные свойства, составляющие личность, придающие ей устойчивость, уравновешенность и способность противодействовать влияниям, стремящимся эту целостность нарушить. Психическое здоровье человека зависит от социального здоровья среды, в которой личность формируется. Социальные связи (семья, родные, близкие, друзья, сотрудники и пр.) могут воздействовать как благотворно, так и негативно.

Комплексный подход к оценке психического здоровья человека позволяет выделить следующую совокупность психических проявлений:

  • свойства личности — оптимизм, уравновешенность, сосредоточенность (отсутствие суетливости), нравственность, адекватный уровень притязаний, чувство долга, уверенность в себе, необидчивость, непосредственность (естественность), неленость, чувство юмора, доброжелательность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль;
  • психические состояния — эмоциональная устойчивость (самообладание), зрелость чувств соответственно возрасту, совладание с негативными чувствами (гнев, страх, жадность, зависть), свободное, естественное проявление чувств и эмоций, способность радоваться, сохранность привычного (оптимального) самочувствия;
  • психические процессы — адекватность психического отражения (близость субъективных образов к отражаемым объектам действительности), адекватное восприятие самого себя, способность концентрации внимания на предмете или виде деятельности, удержание информации в памяти, способность к логической обработке информации, критичность мышления, креативность мышления, знание себя, дисциплина ума (управление мыслями).

К объективным факторам эффективного руководства относятся социально-экономическое положение человека, его статус в обществе и полученное образование. Исследования однозначно подтверждают прямую зависимость занятия руководящих должностей от социального происхождения и статуса человека. Ф. Е. Фидлер сказал, что «лучший способ стать президентом компании — родиться в семье, которая владеет компанией». История знает немало обратных примеров, но корреляция между социально-экономическим положением и занимаемой должностью существует.

Образование занимает промежуточное положение между объективными и субъективными факторами эффективной менеджерской деятельности, так как прочное усвоение знаний и продуктивное их использование не покупается за деньги, а зависит от свойств личности, индивидуальных способностей и уровня интеллекта. Выяснению влияния определенных качеств на эффективность руководства были посвящены достаточно многочисленные эмпирические исследования. Р. М. Стогдилл (США) обобщил результаты 163 таких работ, пытаясь установить наличие и характер зависимости между отдельными чертами и успехом руководителя. Индивидуальные качества руководителя он объединил в шесть групп:

  1. физические характеристики;
  2. социальное происхождение;
  3. способности — интеллект, рассудительность, знания, умение выражать свои мысли;
  4. личные особенности — приспособляемость, доминирование, независимость, оригинальность, уверенность в себе;
  5. отношение к задачам — трудовая мотивация, ответственность, инициатива, упорство, ориентация на производственные задачи;
  6. социальные способности и навыки — готовность к кооперации с другими, популярность, навыки общения.

Прямая зависимость между отдельными чертами человека и занятием им руководящей должности подтверждается, по мнению Стогдилла, все же достаточно редко, так как на их значимость существенно влияет конкретная ситуация.

Менеджерская деятельность связана с решением самых разнообразных задач. Основной инструмент — мышление. Как психический процесс оно направлено на вскрытие связей между предметами и явлениями действительности. Мыслительные операции по осуществлению основных функций менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) совершаются двумя моделями мышления — логическим и креативным, творческим мышлением.

Логическое мышление применяется при решении задач с конкретным набором данных и при малой степени неопределенности, оно приводит к единственно верному результату через операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Креативное мышление действует в ситуациях недостаточности конкретных данных и большой степени неопределенности. Оно не дает единственно верного результата, а предлагает ряд равноценных, один из которых может быть предпочтительней других. Креативное мышление применяет методы анализа, сравнения, синтеза, но они не являются главными.

Кроме опыта большую роль в принятии эффективного менеджерского решения играет психологическое состояние — бодрость, подъем сказываются положительно на генерировании интуитивных решении. Еще один фактор — это индивидуально-психологические особенности человека: одни люди склонны действовать практически всегда исходя только из фактов и применяя логическое мышление, другие очень часто полагаются только на свою интуицию. Креативное мышление — один из важнейших инструментов современного менеджера — можно и нужно развивать путем тренировки быстроту, гибкость и прогностичность ума. Быстрота ума — это способность в единицу времени решить такое количество задач, с которыми в состоянии справиться при случайной выборке примерно 40 человек из 100 обследуемых. Гибкость — умение быстро перестраиваться и отказываться от усвоенных ранее шаблонов. Оригинальность мышления — способность найти новое, нестандартное решение проблем. Прогностичность представляет собой умение человека предвидеть наступление вполне конкретных событий.

Руководители всех рангов относятся к категории работников, страдающих чаще, нежели остальные, серьезными хроническими заболеваниями. В возрасте 40-49 лет показатель гипертонической болезни у руководителей-мужчин превышает 50% обследованных. Причиной, по общему мнению исследователей, является стресс. Стресс — это физиологическое и психическое напряжение организма. Психологические стрессы вызываются не каким-нибудь одним, пусть очень сильным раздражителем, но серией мелких, постоянных, каждодневных волнений. Поэтому уметь противостоять стрессам и повышать свою стрессоустойчивость — важнейшее необходимое качество менеджера.

По своей эффективности руководства менеджеры различаются. От чего это зависит? Исследования и опросы показали, что в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера выделяют следующее:

  1. Желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера.
  2. Умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества).
  3. Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения.
  4. Оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере.
  5. Способность предвидеть будущее развитие событий, Предвидеть последствия решений, интуиция.
  6. Высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.

Дальнейшее изучение личностных психологических качеств, обусловливающих эффективность руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности (Р. Стоцилл):

  1. Доминантность — умение влиять на подчиненных.
  2. Уверенность в себе.
  3. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость (умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку).
  4. Креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект.
  5. Стремление к достижению и предприимчивость, способность пойти на риск (разумный, а не авантюрный), готовность брать на себя ответственность в решении проблем.
  6. Ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям.
  7. Независимость, самостоятельность в принятии решений.
  8. Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях.
  9. Общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Директор по развитию — это управленец высшего звена, занимающийся качественным изменением и продвижением компании на рынке. По сути, главная задача директора по развитию — вывести компанию на более высокий уровень. Критерием «высокого уровня» может быть прибыль, доля рынка, оборот или какие-либо условные параметры типа прибыли на 1 кв.м. или выручки на 1 сотрудника. Также параметрами роста компании может быть географический охват (в каких городах присутствует компания), автоматизация деятельности, уровень сервиса, скорость и бесперебойность производства и многое другое.

Часто директор по развитию занимается полноценным управлением некоторой частью фирмы — производством, продажами, снабжением или логистикой, региональным развитием, финансами или всем этим сразу. Если компания небольшая, то все эти функции может выполнять собственник, генеральный или коммерческий директор.

профессия директор по развитию

Места работы

Должность директора по развитию присутствует только на крупных предприятиях, т.к. они требуют более внимательного и скрупулезного управления. В небольших компаниях все функции развития и управления, как правило, лежат на генеральном директоре или владельце, а также на руководителях отделов.

обязанности директора по развитию

Обязанности директора по развитию

Основные должностные обязанности директора по развитию бизнеса включают в себя:

  • Внешнее развитие компании — открытие филиалов, партнерство, выход на новые рынки.
  • Исследования рынка и конкурентов, поиск идей для развития бизнеса.
  • Анализ и совершенствование бизнес-процессов компании.
  • Управление маркетингом (мероприятия, акции, распродажи, участие в выставках, презентации продукции и так далее) и продажами.
  • Управление ассортиментом продукции, ценообразованием, политикой продаж.
  • Управление сотрудниками (подбор, обучение, мотивация).

В редких случаях функции директора по развитию включают в себя работу с ключевыми клиентами, франчайзинг, выступление на конференциях и похожий пиар компании, разработка стратегии компании и прочие задачи.

Требования к директору по развитию

В перечень основных требований к директору по развитию входят:

  • Сильные управленческие навыки и опыт руководства людьми.
  • Знание сферы — например, в ресторанного бизнеса, металлургии, нефтегазовой отрасли…
  • Часто необходим опыт работы директором (от 1 до 3-х лет).
  • Опыт личных продаж и навыки ведения переговоров.
  • Уверенное владение ПК (Office, 1C, MS Project, Visio).
  • Английский язык для чтения документации.
  • Лидерские способности, умение работать самостоятельно.

Иногда от директора по развитию требуется знание некоторых ERP или CRM-систем, разговорный английский и опыт работы за рубежом, высшее экономическое образование.

как стать директором по развитию

Как стать директором по развитию

Чтобы стать директором по развитию нужно «просто» уметь строить бизнес (как с нуля, так и с определенной базы). Такие навыки несомненно получаются на практике — чаще всего, в сфере продаж, рекламы и маркетинга, т.к. именно там идет активное изучение рынка и работа с клиентами.

Профессия директора по развитию предполагает управленческую деятельность, поэтому кандидат должен уметь руководить людьми, управлять временем (своим и своих сотрудников), считать и экономить деньги, работать с договорами и уметь договариваться. Поэтому для успешного старта вполне подойдет любая менеджерская должность.

Высшее образование для директора все-таки вторично, однако хорошие базовые знания можно получить, выбрав специальности экономики или юриспруденции. Более практические навыки даст образование MBA или любая программа mini-MBA.

Зарплата директора по развитию

Заработная плата директора по развитию сильно зависит от региона и уровня компании. К примеру, линейка окладов директора с опытом работы от 3 лет, варьируется от 70 до 200 тысяч рублей в месяц. В то же время, зарплата директора по развитию с опытом работы более 5 лет, начинается от 100 тысяч рублей в месяц и неудержимо стремится вверх.

Средняя зарплата по рынку — около 92 тысяч рублей в месяц. Нередко к фиксированному окладу прилагаются бонусы и проценты от достигнутых результатов.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

логотип МАСПК Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Предпринимательство и инновационное развитие бизнеса».

Какой он, начальник мечты? Work.ua выделил 10 качеств, которые наиболее четко характеризуют сильного руководителя, чтобы вы с легкостью могли понять, насколько повезло вам или вашим подчиненным.

С тем, что плохие начальники существуют, сложно не согласиться. С ними сталкивался каждый, а вот какие они, талантливые руководители и эффективные менеджеры? Work.ua выделил 10 качеств начальника мечты.

Уверены, что руководителям будет интересно проверить себя, а работникам — оценить своего шефа.

Они вдохновляют

За сильным лидером хочется идти, ведь он умеет вдохновлять. А знаете, что вдохновляет сильнее всего? Когда человек верит в свое дело и горит им.

Истинная любовь к тому, чем вы занимаетесь, всегда чувствуется и подкупает.

Когда коллектив работает не только ради денег, а ради какой-то сильной цели — это совсем другой уровень. Это уже другая мотивация, другое отношение и другое качество. А ядро такого коллектива — всегда его лидер, руководитель.

Отказываются от детального контроля

Талантливые руководители умеют эффективно делегировать полномочия, не вмешиваться в рутинные процессы и не стремятся контролировать каждый шаг. Ведь помнят, что чрезмерный контроль вреден не менее, чем его полное отсутствие.

Руководитель может рекомендовать лучшие способы решения и направлять подчиненного, если тот идет в неправильном направлении.

Ставя задачу своим сотрудникам, хороший руководитель дает им право решить ее так, как им удобно и как они умеют. Конечно, если важен результат, а не метод исполнения.

Они — часть коллектива

Когда руководитель не понимает трудностей своих сотрудников и не знает, чем они живут, то не может и адекватно оценивать их работу. И соответственно, не может ставить посильные для сотрудников задачи.

Ценят людей превыше всего

Лучшие руководители осознают необходимость удовлетворить потребности как клиентов, так и сотрудников. Они готовы выслушать и обсудить любую проблему. Они понимают, что счастливые люди работают гораздо эффективнее.

Открыты к переменам

Хороших руководителей от плохих отличает гибкое мышление и открытость к переменам. То есть, они не боятся что-то менять и не держатся за неэффективные и старые методы работы. Если есть что-то, что можно улучшить, они улучшают.

К тому же, такие руководители всегда открыты к идеям и предложениям сотрудников и поощряют их активность. Они не остаются глухи к хорошим идеям и позволяют подчиненным брать на себя ответственность.

Жесткие, но справедливые

Хорошие руководители лояльны к коллективу, но в то же время они проявляют твердость, когда это необходимо. Они умеют держать баланс, в то время как плохие — впадают в крайности: либо дают подчиненным собою помыкать, либо становятся тиранами, которые никому не дают нормально работать.

Если наказывают, то справедливо. Ведь каждый должен понимать, что если нарушит правила и не сделает того, что должен был, то это не останется безнаказанным.

Адекватно относятся к ошибкам

Мы с детства растем в среде, где ошибок принято бояться и избегать. В школе за ошибки мы получали двойки. Но ошибаться — это нормально. Избежать этого можно не делая ничего.

Хороший руководитель спокойно воспринимает ошибки своих сотрудников и прорабатывает их вместе с ними. Он не строит из себя идеального парня, у которого всегда все получалось с первого раза и поэтому у всех остальных тоже должно быть так. Ведь он сам проходил тот же путь и также ошибался.

Они спокойны и уверены

Когда все вокруг паникуют, один человек всегда должен оставаться спокойным и уравновешенным, даже если внутри творится та же паника. И этот человек — руководитель. Почему? Да потому что он главный и он контролирует ситуацию. А потеря контроля неизбежно означает и потерю доверия у сотрудников.

Подчиненным можно паниковать. Руководителю – нет.

Правда, если все действительно очень плохо и даже руководителю этого не исправить, хороший менеджер не будет, с улыбкой на лице, уверять всех вокруг в обратном. Он признается, как есть. Но без суеты, трезво и спокойно.

Они могут встать за кассу

Хороший руководитель не заморочится и встанет за кассу магазина и проведет мастер-класс новичку, если это нужно. Для него это несложно, ведь он когда-то сам был на той же должности.

Они гордятся успехами своей команды

И наконец, образцовые начальники горды теми успехами, которых удается достичь их команде, и стремятся к тому, чтобы ее члены были заинтересованы в достижении поставленных ими целей.

Добавить комментарий