Как продлить сертификат

Сегодня численность владельцев ключей электронной подписи в Беларуси превысила 800 тысяч, и эта цифра постоянно растет. Компании, которые выбрали для себя цифровой документооборот, в какой-то момент сталкиваются с необходимостью продлить срок действия сертификата ЭЦП. Ведь без своевременного проведения этой процедуры документы будут считаться недействительными, из-за чего работа фирмы на время может приостановиться.

Какие функции имеет электронная подпись?

К электронному аналогу подписи предъявляются все те же требования, что и к традиционной. Их функциональность также равноценна. Пользоваться ЭЦП стоит в том случае, если вам нужен хранитель основных данных, способный:

  • подтвердить достоверность документации;
  • проконтролировать уникальность представленных данных;
  • уберечь официальные бумаги от подделки при передаче важных документов онлайн.

ЭЦП, которую выдает Национальный центр электронных услуг, позволяет заверять электронные документы на территории Республики Беларусь при заключении соглашений и сделок как между компаниями, так и между физическими лицами (как установить ЭЦП).

Нужно учитывать, что любые коррективы после заверения документа электронной подписью вносить уже нельзя. Если на бумажном носителе допускается редактирование определенных отметок после заверки, то в электронном необходимо аннулировать некорректную версию документа, создать новый и повторно подписать электронной подписью и отправить компании контрагенту. В этом и заключается их различие.

Сколько действительна ЭЦП?

Продлить действие ЭЦП

Цифровые подписи могут быть актуальны год или два. После нескольких дней с даты устранения кода сертификат ЭЦП нужно продлить, так как документация с подписью с истекшим периодом будет считаться недействительной.

Пользователи имеют право на обновление цифровой подписи в течение трех месяцев с того момента, как срок эксплуатации закончился. При продлении возможно внесение изменений в сведения, которые содержатся в ключе (кроме смены УНП).

Самый привычный и до недавнего времени единственный способ продлить действие ЭЦП — прийти в ГосСУОК, заранее записавшись на процедуру на сайте. Сделать это в учреждении могут как индивидуальные предприниматели, так и обычные граждане РБ, а также любые фирмы.

Для этого нужно иметь на руках и передать специалистам документы для продления ЭЦП:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • бумага с необходимыми данными о пользователе;
  • копия квитка, подтверждающего расчет.

С октября 2020 года продление действующей ЭЦП не обязывает владельца подписи или ответственного сотрудника с доверенностью от начальника присутствовать лично.

Перерегистрация в удаленном режиме стала возможна после запуска платформы на едином портале электронных услуг. Она открыта специально для тех юрлиц и физлиц, которые в работе или обыденной жизни пользуются преимуществами электронной подписи, но срок эксплуатации сертификата ЭЦП у них истек.

Чтобы продлить ЭЦП без посещения учреждения, клиенту нужно зайти на сайт portal.gov.by, перейти в раздел «Дистанционное издание сертификата индивидуального предпринимателя (физического лица) с использованием действующего сертификата» и отправить письмо о продлении с указанием продолжительности запуска обновленного сертификата ЭЦП. Она может составлять 12 или 24 месяца.

Оплатить услугу можно онлайн: через Assist или ЕРИП. Также отправить деньги на счет можно с применением сформированного при предоставлении услуги счета-фактуры.

Когда оплата произведена, пользователю автоматически выдается сертификат открытого ключа, который располагается в специальном облаке на сервере. Войти в него можно после получения дальнейших указаний удобным способом: на личную страницу на платформе, на электронную почту или в SMS-сообщении.

При необходимости пользования ключом ЭЦП несколькими представителями фирмы руководитель должен удовлетворить запросы сотрудников на доступ к подписи.

При наличии СОК каждый может разработать электронную цифровую подпись. С ней доступно подписание любых документов, подача декларации, которую периодически запрашивает налоговая, или отчета в Фонд социальной защиты населения.

Кроме того, юридическое лицо и физлицо вправе запросить любую электронную услугу на portal.gov.by и провести много других процедур. Например, гражданам РБ таким способом можно получить информацию о сумме любых выплат, например, пенсии или пособия, получить пропуск на пребывание в ограниченной для посещений местности. Всего для них доступно 38 электронных услуг и 7 административных процедур. Посмотреть весь перечень предлагается на сайте НЦЭУ.

Как продлить ключ ЭЦП юридическому лицу?

Последовательность действий для продления ключей ЭЦП компаниями ничем не отличается от описанной выше схемы для индивидуальных предпринимателей. В Удостоверяющем центре обновление могут осуществить как физические, так и юрлица. Замена требует предоставления того же перечня документов.

Различные фирмы могут пользоваться подписью в течение всего времени ее работы (1 или 2 года), после этого также должны продлить ЭЦП.

Если не продлить сертификат вовремя, на сайте возникнет ошибка безопасности. Чтобы защитить информацию и сохранить доверие посетителей, рекомендуем продлевать SSL-сертификат за 2 недели (для EV за 30 дней) до истечения срока действия.

Подписка

Чтобы не забыть продлить сертификат, вы можете оформить подписку на срок до 5 лет. В течение этого времени сертификат будет автоматически отправляться на перевыпуск за 14 дней до истечения срока действия. Вам потребуется только подтвердить право владения доменом и установить новые файлы на домен.

Продление сертификата вручную

Этот способ подойдет, если автопродление отключено или изменились данные компании. Вы вручную подтверждаете заявку на выпуск сертификата.

В личном кабинете перейдите в раздел «Товары» — «SSL сертификаты» — кликните на сертификат и кнопку «Продлить».

В открывшемся окне уточните период продления сертификата, e-mail для подтверждения домена* и кликните кнопку «В корзину».
*Список e-mail адресов изменить нельзя — его предоставляет сертификационный центр.

Оплатите продление удобным способом — со счета личного кабинета, банковской картой, через Webmoney или Яндекс.Деньги.

Подтвердите выпуск сертификата и установите его на сайт.

Если Вы закрыли окно без оплаты — вернитесь и завершите заказ в разделе «Клиент» — «Корзина».

В этой статье мы рассмотрим как выполняется продление сертификата и лицензии на использование 1С-Отчетности.

При подключении сервиса 1С-Отчетность на имя выбранного сотрудника оформляется сертификат ключа электронной подписи, который требуется для осуществления электронного документооборота. Как правило, в качестве такого сотрудника выступает руководитель организации.

Сертификат для 1С-Отчетности издается сроком на один год. По истечении указанного срока необходимо продлить сертификат.

Срок действия сертификата можно посмотреть в настройках подключения (в форме 1С-Отчетность: меню «Настройки» — «Настройки обмена с ФНС, ПФР и Росстатом» — «Учетная запись документооборота») (рис. 1).

Рис. 1

При этом открывается форма учетной записи (рис. 2), в нижней части которой отображается информация о сертификатах.

Рис. 2

Также по кнопке «Показать сведения о лицензии» можно посмотреть срок действия лицензии на использование сервиса 1С-Отчетность.

Примечание

При наличии договора ИТС ПРОФ, срок действия лицензии на сервис 1С-Отчетность равен сроку действия договора ИТС ПРОФ. В случае продления договора ИТС ПРОФ, лицензия на 1С-Отчетность продлевается автоматически. При наличии договора ИТС Техно, пользователь приобретает лицензию на сервис 1С-Отчетность по любому из платных тарифов. Срок действия платного тарифа — один календарный год. Подробнее о тарифах и условиях подключения см. .

Если до окончания срока действия лицензии на 1С-Отчетность остается менее 30 дней, при открытии формы помощника «Изменение настроек подключения к 1С-Отчетности» флажок «Продление лицензии на 1С-Отчетность» будет установлен.

Если сроки действия сертификата и (или) лицензии истекли, соответственно, будут установлены флажки «Продление сертификата» и «Продление лицензии на 1С-Отчетность» (рис. 3). В связи с продлением сертификата потребуется его переиздание (флажок «Переиздание сертификата» будет установлен автоматически).

Рис. 3

Флажок «Переиздание сертификата» (рис. 3), устанавливается автоматически при возникновении следующих событий:

  • изменилось краткое наименование организации;
  • изменился ОГРН;
  • изменилась электронная почта;
  • изменился регион при подключенном направлении ФСРАР (Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка);
  • изменился владелец ЭП;
  • изменился СНИЛС владельца;
  • изменилось подразделение владельца;
  • изменилась должность владельца;
  • необходимо продлить сертификат.

Сведения об организации и ответственном лице включаются в состав полей сертификата, поэтому при изменении сведений необходимо переиздать сертификат.

Все вышеуказанные пункты переиздания сертификата отслеживаются программой автоматически и с помощью установки соответствующих флажков рекомендуются к изменению в форме помощника «Изменение настроек подключения к 1С-Отчетности».

Внимание

При переиздании сертификата обязательно потребуется перегенерация ключа электронной подписи.

Также программа автоматически отслеживает и уведомляет абонента 1С-Отчетности о приближающемся окончании сроков действия сертификатов, лицензий и изменении других реквизитов, выдавая соответствующее напоминание (рис. 4).

Рис. 4

В программе реализована возможность безбумажного продления сертификата 1С-Отчетности. Такая возможность избавляет пользователя от необходимости во встрече с обслуживающим партнером для удостоверения личности владельца сертификата и документального оформления продления.

Для использования этой возможности должны соблюдаться следующие условия:

  • прежний сертификат 1С-Отчетности должен быть действителен, чтобы пользователь мог подписать действующей ЭП Заявление на продление сертификата;
  • прежний сертификат должен быть оформлен на законного представителя (руководитель организации, индивидуальный предприниматель);
  • вновь издаваемый сертификат также должен оформляться на законного представителя;
  • не изменяются ключевые атрибуты сертификата: ФИО и СНИЛС владельца, ИНН организации.

Подробнее о том, как выполнить безбумажное продление сертификата см. .

Создание ключа электронной подписи

Если требуется переиздание сертификата, перед отправкой помощник перейдет к шагу для создания ключа электронной подписи (рис. 5). Чтобы приступить к созданию ключа, нажмите кнопку «Создать ключ электронной подписи».

Внимание

Если ЭП хранится в облаке, то создавать ключ электронной подписи не требуется.

Рис. 5

Ключ электронной подписи генерируется с помощью программы-криптопровайдера. В зависимости от криптопровайдера, он может быть размещен на внешнем устройстве или на компьютере пользователя. После выбора размещения электронного ключа будет предложено задать пароль (рис. 6).

При создании ключа для инициализации генератора случайных чисел потребуется в произвольном порядке нажимать клавиши на клавиатуре или двигать мышью.

Рис. 6

После создания ключа электронной подписи заявление будет отправлено (рис. 7).

Рис. 7

После получения заявления представитель оператора ЭДО свяжется с пользователем, используя данные, указанные в контактной информации заявления, для решения организационных вопросов по изменению настроек подключения (оформление документов, проведения оплаты и пр.).

Чтобы завершить изменение настроек подключения к 1С-Отчетности, необходимо дождаться одобрения заявления.

Добавить комментарий