Как приватизировать общежитие

Жилые помещения в общежитиях отнесены к специализированному жилищному фонду, который представляет собой совокупность жилых помещений государственного и муниципального жилфондов (п. 2 ч. 3 ст. 19, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ). Такие помещения предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Соответственно, договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения (ч. 1 ст. 94, ч. 2 ст. 105 ЖК РФ).

Вместе с тем у значительной части граждан, проживающих в жилых помещениях в общежитиях, трудовые отношения, на основании которых им было предоставлено право проживания в общежитиях, давно утрачены.

В каких случаях возможна приватизация жилого помещения

Граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилфонда на условиях соцнайма, вправе приобрести их, то есть приватизировать (ст. 2 Закона от 04.07.1991 N 1541-1; гл. 8 ЖК РФ).

Что же касается жилых помещений общежитий, то таковые не подлежат приватизации (ст. 4 Закона N 1541-1).

Чтобы жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, можно было приватизировать, необходимо, чтобы они находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям/учреждениям, и были переданы в ведение органов местного самоуправления. В таком случае вне зависимости от даты их передачи в муниципальную собственность и даты предоставления гражданам применяются нормы жилищного законодательства о договоре социального найма, и, соответственно, такие помещения уже можно приватизировать на общих условиях (ст. 7 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ; ст. 2 Закона N 1541-1).

Таким образом, допустима приватизация только бывших общежитий, переданных в ведение органов местного самоуправления, поскольку такая передача позволяет сохранить все жилищные права граждан, в том числе право на приватизацию жилых помещений (ст. 18 Закона N 1541-1).

Обратите внимание!

Если общежитие передается предприятием в ведение органов местного самоуправления, но в муниципальную собственность не принято, гражданин не лишается права на приватизацию занимаемого им жилого помещения (Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2015 N 4-КГ15-66).

Каков порядок приватизации жилого помещения

Чтобы приватизировать жилое помещение, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Содержание

Шаг 1. Узнайте, находится ли ваш дом в ведении органов местного самоуправления

Обратитесь с запросом в орган местного самоуправления и получите выписку из реестра муниципального имущества. Если жилой дом включен в муниципальный жилой фонд, то вы вправе рассчитывать на приватизацию жилого помещения (ст. 18 Закона N 1541-1; ст. 7 Закона N 189-ФЗ).

Шаг 2. Подготовьте документы

Для оформления приватизации жилого помещения вам понадобятся (п. 2.5.1.1 Административного регламента, Приложения N 5 к Постановлению Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП):

1) запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;

2) документы, удостоверяющие личность заявителя и всех членов его семьи, а также лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, и лиц, имеющих право пользования данным помещением на условиях социального найма (для достигших 14-летнего возраста — паспорт);

3) свидетельство о рождении или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства), — для членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, лиц, имеющих право пользования данным помещением на условиях соцнайма, не достигших 14-летнего возраста. Представляется в отношении детей-сирот, а также если свидетельство было получено не в г. Москве;

4) документ, удостоверяющий личность представителя заявителя (в случае обращения представителя), и документ, подтверждающий его полномочия по представлению документов для подписания договора передачи, подписанию и получению указанного договора. В зависимости от категории представляемого это может быть нотариальная доверенность, решение органа опеки, попечительства, патронажа и т.д.;

5) заверенная судом копия вступившего в законную силу решения о признании недееспособным или ограниченно дееспособным заявителя, членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, а также лиц, имеющих право пользования данным помещением на условиях социального найма;

6) согласие органа опеки и попечительства на передачу жилого помещения в собственность недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина, а также детей, оставшихся без попечения родителей, детей, помещенных под надзор в специализированные учреждения (в отношении заявителя, членов его семьи, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, а также лиц, имеющих право пользования им на условиях соцнайма);

7) договор социального найма на приватизируемое жилое помещение — экземпляр заявителя (за исключением случаев утери договора социального найма);

8) ордер/выписка из распоряжения органа исполнительной власти (при наличии у заявителя); в случае утери ордера — копия распоряжения органа исполнительной власти, выданная органами, уполномоченными на предоставление сведений архивного фонда РФ, на приватизируемое жилое помещение.

Примечание. В г. Москве копию распоряжения органа исполнительной власти на бумажном носителе можно получить бесплатно в любом МФЦ (п. п. 2.3.2, 2.11.2.1, 2.11.3, 2.12 Административного регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы от 01.12.2015 N 789-ПП);

9) документ, подтверждающий наличие гражданства РФ, — для лиц, не достигших 14-летнего возраста (за исключением случаев, если родители являются гражданами РФ и зарегистрированы в приватизируемом жилом помещении);

10) выписка из домовой книги за период с 21.07.1991 до прибытия на данное место жительства либо аналогичный документ, ее заменяющий;

11) документ уполномоченного органа, подтверждающий неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства, а также документ, подтверждающий полномочия данного органа по выдаче указанного документа.

Примечание. Сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение до 31.01.1998 в г. Москве предоставляет Департамент городского имущества. В других субъектах РФ такие сведения могут предоставлять, например, БТИ или жилищный отдел местной администрации. Сведения о зарегистрированных правах после указанной даты предоставляет Управление Росреестра (Приложение N 6 к Административному регламенту, утв. Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП; ст. 62 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ);

12) выписка из личного дела (справка) с указанием периода прохождения службы, состава семьи и отражением регистрации при воинской части по периодам службы (для офицеров, в том числе уволенных в запас, и членов их семей; граждан, проходящих (проходивших) военную службу по контракту, и членов их семей; граждан, которым предоставлено (было предоставлено) в пользование служебное жилое помещение при воинской части на период трудового договора (контракта), и членов их семей);

13) справка об освобождении гражданина, участвующего в приватизации, и ее копия;

14) заверенная судом копия вступившего в законную силу приговора, а также документ, подтверждающий отбывание наказания гражданами, осужденными к лишению свободы или к принудительным работам (в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.06.1995 N 8-П);

15) заверенная судом копия вступившего в законную силу решения о наличии или отсутствии (лишении) прав на жилое помещение;

16) письменное согласие на приватизацию занимаемого жилого помещения или письменный отказ от приватизации занимаемого жилого помещения.

Указанные документы оформляются по формам, утверждаемым правовым актом Департамента, нотариально удостоверяются либо подписываются при личном обращении в МФЦ в присутствии работника МФЦ.

Шаг 3. Представьте документы в уполномоченный орган, предоставляющий услугу по приватизации жилых помещений

В г. Москве вы можете подать пакет документов лично через МФЦ или в электронной форме через Интернет (п. 2.3.1 Административного регламента).

При подаче запроса в электронной форме следует заполнить интерактивную форму запроса с указанием реквизитов документов, удостоверяющих личность заявителя. Остальные документы можно приложить к запросу в форме скан-копий документов (в формате DOC, DOCX, PDF, TIFF) либо представить лично в МФЦ в течение пяти рабочих дней со дня подачи запроса. Подача запроса и иных документов в электронной форме представителями заявителей не предусмотрена (п. п. 2.4.4, 2.5.5 — 2.5.6 Административного регламента).

Шаг 4. Подпишите договор передачи жилого помещения в собственность

Максимальный срок для заключения договора передачи жилого помещения в собственность составляет 46 рабочих дней (два месяца) (ст. 8 Закона N 1541-1; п. 2.7.1 Административного регламента).

При подписании договора передачи присутствуют включенные в договор лица, достигшие 14-летнего возраста, и/или их законные представители, а также совершеннолетние лица, имеющие право на приватизацию данного жилого помещения и добровольно отказавшиеся от своего права. При невозможности присутствия лиц, имеющих право на приватизацию данного жилого помещения и добровольно отказавшихся от своего права, представляется согласие от них на приватизацию жилого помещения, заверенное нотариально (п. 3.5.4.1.1 Административного регламента).

В случае отказа в приватизации жилого помещения получите уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги (п. 2.11.1.2 Административного регламента).

Отказ в приватизации можно обжаловать в судебном порядке (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ; п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 N 36).

Шаг 5. Получите договор передачи жилого помещения в собственность и выписку из ЕГРН

Получите в МФЦ договор передачи с отметкой о государственной регистрации перехода права собственности на приватизируемое жилое помещение, а также выписку из ЕГРН (2.11.1.1 Административного регламента; ч. 1 ст. 28 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Заключение договора передачи осуществляется бесплатно, однако за регистрацию права собственности нужно уплатить госпошлину в размере 2 000 руб. (п. 2.12 Административного регламента; пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ; ст. 17 Закона N 218-ФЗ). Если квартира приобретается в долевую собственность, то госпошлину уплачивает каждый сособственник в размере 2 000 руб., умноженных на размер доли в праве собственности (п. 2 ст. 333.18 НК РФ).

Обратите внимание!

Став собственником жилого помещения, вы будете обязаны уплачивать налог на имущество физических лиц.

Связанные ситуации

Как приватизировать квартиру? Узнать →

Как снять с квартиры статус служебного жилья? Узнать →

Полезная информация по вопросу

Портал государственных услуг Российской Федерации — www.gosuslugi.ru

Официальный сайт Департамента городского имущества г. Москвы — www.mos.ru/dgi/

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы — www.mos.ru

Ранее приватизация жилья в общежитии также была возможной. Проводилась она на основании принятого в 2008 году ЗУ № 500-VI «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий». Что же изменилось? Закон был усовершенствован. В частности, была расширена сфера его действия. В прошлом право на приватизацию не распространялось на объекты, находящиеся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении государственных учебных заведений, которым предоставлен статус общежитий семейного типа. Теперь же такие общежития Национальной академии наук Украины подлежат приватизации.
Кроме того, новый закон уточняет определение законности проживания в общежитии, владения помещениями в общежитии, проживания в общежитии в течение длительного времени.
Новшеством является и наличие в новом законе императивной нормы, обязывающей органы местного самоуправления выдать законным жителям общежитий, переданных в коммунальную собственность, специальных ордеров на право вселения на свою жилплощадь в общежитиях (на основании Жилищного кодекса УССР). Такие ордера дают право заключения договоров найма жилого помещения в общежитии. Иные граждане, проживающие в общежитиях, могут получать разрешение на проживание в общежитии в соответствии с Гражданским кодексом Украины и также заключать договор найма (или аренды) жилья.
Новым также является продление моратория на выселение законных жителей общежития, проживающих на основании ордера, до 01 января 2020 года.

Приватизация комнаты: порядок проведения

Приватизация квартир и жилых помещений (комнат) в общежитиях осуществляется в соответствии с Законом Украины «О приватизации государственного жилищного фонда», принятыми в соответствии с ним подзаконными актами и представляет собой безвозмездную передачу гражданам жилых помещений в общежитиях с одновременной передачей им в общую совместную собственность вспомогательных помещений (помещений общего пользования – кухни, туалета). Сама же процедура проходит на основании Порядка, утвержденного приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины от 16.12.2009 № 396.

В соответствии с Порядком в жилом блоке (секции) в общежитии, где проживают два и более нанимателей, общая площадь, передаваемая в собственность граждан, определяется как сумма площадей занимаемых нанимателями жилых комнат (с учетом действующих коэффициентов площади расположенных в них застекленных балконов, лоджий, кладовых, если такие имеются) и площади подсобных помещений, которая в свою очередь подлежит распределению между всеми нанимателями пропорционально площади занимаемых ими комнат.
В общежитиях с коридорной системой в собственность жителям передаются исключительно комнаты (с учетом соответствующих коэффициентов площади имеющихся пристроек (балконов, веранд и пр.)). Комнатам присваиваются соответствующие номера.
Вспомогательные помещения передаются лишь в общую совместную собственность одновременно с приватизацией жилых помещений в общежитиях на бесплатной основе. Такие помещения отдельной приватизации не подлежат.

Алгоритм действий при приватизации жилья в общежитии

Приватизация комнаты в общежитии происходит по определенным правилам. Для осуществления процедуры вам необходимо выполнить следующие шаги.
1. Обратиться в Бюро технической инвентаризации и заказать услугу по изготовлению технического паспорта на занимаемое жилое помещение (комнату).
2. Обратиться в региональное отделение «Ощадбанка» и заказать справку о неиспользовании приватизационного чека.
3. Обратиться в ЖЭК и заказать справку о составе семьи (Форма-3).
4. Сделать копии паспорта и идентификационного кода.
5. Если до того, как занять приватизированную жилую площадь, лицо проживало и было зарегистрировано по другим адресам, то необходимо в ЖЭКе или в соответствующем исполнительном органе местного или сельского совета получить справку/справки о том, где и в течение какого времени проживало лицо.
6. Обратиться в уполномоченный местной властью на приватизацию жилищного фонда орган с заявлением о приватизации комнаты/квартиры в общежитии. Заявление подается установленного образца. К заявлению следует приложить:

  • ордер на жилое помещение или договор найма (аренды) жилой площади;
  • копию техпаспорта на комнату/квартиру;
  • оригинал справки про неиспользование приватизационного чека;
  • оригинал справки о составе семьи;
  • оригиналы справки/справок о предшествующем/предшествующих местах проживания;
  • заявление-согласие на приватизацию членов семьи нанимателя, которые временно отсутствуют по месту регистрации.

После того, как все документы вами собраны и поданы, начинается процедура приватизации. Продолжаться она может от нескольких дней до нескольких недель. Поэтому в целях оперативного прохождения процедуры следует прибегнуть к услугам опытного юриста, который на законных основаниях сможет поторопить органы власти в исполнении своих обязанностей.
В результате вы получите свидетельство о приватизации жилой площади. Но на этом процедура не заканчивается. Далее вам следует обратиться в местный исполнительный орган (исполнительный комитет/администрацию местного совета, сельский совет) для регистрации права собственности на приватизированное имущество.
Нужно отметить, что согласно новым правилам регистрации права собственности на недвижимость, вступившим в силу в 2016 году, такая регистрация может осуществляться у нотариуса. Какой бы вариант вы не избрали — теперь вам не придется получать на руки свидетельство о праве собственности на недвижимость. Вся информация будет храниться на специальном ресурсе Минюста, а при необходимости вы просто можете заказать выписку из реестра.
Основные требования к лицу, претендующему на приватизацию жилой площади в общежитии
Для того чтобы иметь право на приватизацию комнаты/квартиры в общежитии наниматель должен соблюсти следующие требования закона:

  • проживать в коммунальной квартире/комнате на протяжении последних 5 лет;
  • наличие регистрации по месту проживания (в общежитии) в паспорте;
  • наличие ордера на заселение или договора найма;
  • при наличии неиспользованного приватизационного чека каждый гражданин имеет право на приватизацию 21 кв. м. жилой площади (если жилье приватизирует не отдельное лицо, а семья, государство предоставляет дополнительно 10 кв. м. для семьи).

Если лицо уже имеет приватизированную жилплощадь – оно имеет право на бесплатную приватизацию недостающих согласно норме метров, за остальное нужно будет, скорее всего, заплатить. В любом случае процедура это нелегкая, поэтому прежде чем начинать собирать какие-либо документы самостоятельно – обратитесь к юристу. Тем более, что сейчас услуги юристов стали доступны в режиме онлайн. Онлайн консультация юристов поможет предпринять правильные действия, сократить расходы и время на процедуру оформления.
Если в список лиц, приватизирующих жилье, входят дети, за них решение по приватизации принимают родители (усыновители) или попечители. Согласие на участие в приватизации детей они подтверждают своими подписями в заявлении напротив фамилии своего ребенка. Если ребенок в возрасте от 14 до 18 лет (то есть в период неполной гражданской дееспособности) дополнительно к заявлению прилагается письменное нотариально удостоверенное согласие родителей (усыновителей) или попечителей.
Важно помнить, что бесплатная передача жилья осуществляется из расчета 21 кв. м. общей площади на каждого нанимателя и дополнительно 10 кв. м. на семью. С площадями, которые превышают норму, следует разбираться индивидуально, поэтому лучше воспользуйтесь услугами юриста.

Дмитрий Алексеев

Дмитрий Алексеев

Автор статьи, практикующий юрист, эксперт по жилищному праву и ипотеке.

Март 03, 2020Нет комментариев

Приватизация комнаты в общежитии – это специфическая процедура, имеющая свои особенности, связанные с различными осложнениями, нюансами, в некоторых ситуациях осуществляется исключительно в судебном порядке.

До настоящего времени не существовало возможности гражданам приватизировать комнату в общежитии. Однако новая редакция Жилищного кодекса, недавно вступившая в законную силу, предоставила такого рода право.

Данная процедура реализуется гораздо дольше, нежели приватизация обыкновенного жилого помещения.

Приватизация комнаты в общежитии

Приватизация комнаты в общежитии

Получение жилплощади в собственность

Получение комнаты в общежитии в собственность автоматически предоставляет собственнику множество дополнительных преимуществ, а именно:

После приватизации можно сдавать комнату в наем на основании соглашения найма, соответственно получая за это дополнительный доход в виде арендной платы
Приватизированную недвижимость можно завещать (на основании завещания), предоставить в дар (на основании соглашения дарения) либо же распорядиться ею иначе
Использование недвижимого имущества как объекта залога в соответствии с соглашением ипотечного кредита
Можно продать недвижимость использовав полученные деньги в личных целях, к примеру, на покупку более комфортабельного помещения

Базовые характеристики

Согласно нормативам статьи №94 Жилищного Кодекса РФ, общежитие – это комплекс жилых помещений, которые предназначены для временного проживания лиц, состоящих в специфических отношениях с разнообразными учебными учреждениями, предприятиями (учеба, работа).

По факту прекращения правовых отношений между учебным учреждением либо предприятием и студентом либо работником, параллельно с этим человек теряет право использовать помещение в общежитии, подлежит выселению.

Регламент использования такого рода недвижимого имущества в качестве жилплощади санкционируется исключительно в случае причисления помещения к специализированному жилищному фонду.

И все же, как демонстрирует практика, чаще всего общежития не соответствуют установленным требованиям, теряют статус специализированного жилого помещения.

Какой закон регламентирует?

После того, как в 1991-м году был ратифицирован Закон №1541-1, приватизация российского жилого фонда стала возможной. Соответственно, указанный нормативно-правовой акт регулирует процесс приватизации комнаты в общежитии.

Однако в первую очередь его действие было ориентировано на разгосударствление российского жилого фонда.

В соответствии с нормативами данного законодательного документа, приватизации подлежат помещения, которые занимались гражданами на основании соглашения соцнайма, пребывающие в собственности муниципалитета либо государства, в ведении предприятий.

К тому же законодатель детерминировал некоторые ограничения на осуществление прав по приватизации. В частности, одним из таких ограничений является запрет на приватизацию общежитий.

Кто из граждан имеет право?

Приватизацию комнаты в общежитии могут реализовать граждане, проживающие на данной жилплощади, имеющие документацию на право пользования указанной недвижимости.

Кроме того, данные лица в обязательном порядке должны иметь российское гражданство.

Какие требования предъявляются к жилплощади?

В соответствии с действующим Жилищным кодексом РФК, комната в общежитии может быть приватизирована при условии наличия таких обязательных требований:

Помещение должно официально считаться жилым При условии, если произошла перепланировка комнаты, по факту которой поменялось ее целевое использование. К примеру, техническое помещение запрещено приватизировать
Комната, жилье должны использоваться непосредственно по своему прямому назначению это значит, что данная недвижимость должна быть пригодной для жизни гражданских лиц
Общежитие должно числится на балансе муниципального органа

Общежитие, в котором находится объект приватизации (комната), не должно причисляться к специализированному жилищному фонду, иначе говоря не должно являться ведомственной недвижимостью.

Обратите внимание! В соответствии с содержанием статьи №62 ЖК РФ, приватизировать можно исключительно изолированные комнаты (жилье).

Так как неизолированные помещения не могут выступать в качестве предмета соглашения социального найма.

Муниципальный орган может отказать в приватизации комнаты, которая не соответствует всем выше озвученным требованиям.

Приватизация общежития в РФ

В РФ приватизация общежитий взаимосвязана с большим количеством нюансов, которые значительным образом затрудняют данную процедуру.

Представим самые распространенные из них:

Общежитие лишилось своего статуса это проблема, которая достаточно часто возникает с теми, кто принял решение приватизировать жилье; прежде всего она полагает в том, что с общежитий, которые фактически и юридически потеряли свой законный статус, не был снят данный статус и муниципальный орган или же организация, на балансе которой числиться конкретный объект, не хотят его снимать. А значит, их как и прежде причисляют к специализированному жилому фонду
Потеря документов удостоверяющих право граждан на проживание в общежитии, легитимность заселения (если потеряны отрывные корешки, которые прилагались к ордерам, не имеются ордеры у лиц, которые заселялись на основании акта либо письма)
Отсутствие статуса у общежития в процессе осуществления приватизации госучреждений в соответствии с Указом Президента РФ №8, датированного 10-го января 1993-го года, которые числятся на их балансе, было принято решение запретить включение жилого фонда в структуру приватизируемого имущества. Данные объекты должны передаваться в собственность муниципального органа, на территории которого они расположены. И все же, ссылаясь на слабое техсостояние объекта, муниципалитет любыми способами отказывался от приема данных помещений на свой баланс

Некоторые жильцы, которые проживают в общежитии без соответствующей документации, полагают, что если они платят за коммунальные услуги, значит они автоматически приобретают право проживать на такой жилплощади.

И все же посредством оплаты ЖКУ не происходит формирование права на проживание в таком жилом помещении.

Какие документы нужны для приватизации дома в деревне ищите в статье: приватизация дома.

С чего начать в первую очередь?

Чтобы осуществить свое право на безвозмездную приватизацию комнаты, особа, которая владеет помещением в общежитии, должна начать с того, чтобы узнать в муниципалитете о юридическом статусе данного общежития.

При условии, если общежитие не имеет статуса специализированного фонда, при этом числится на балансе муниципального органа, не должно возникнуть дополнительных трудностей с приватизацией жилья.

На основании соглашения соцнайма

Ранее уже упоминалось о том, что комната в общежитии, подлежащая приватизации, в обязательном порядке должна состоять на балансе муниципальной структуры.

При этом проживание в таком помещении граждан допустимо по соглашению социального найма.

Такой документ удостоверяет, что жилье было передано в пользование собственнику на легитимных условиях.

Мнение эксперта
Дмитрий Алексеев
Автор статьи, практикующий юрист, эксперт по жилищному праву и ипотеке.

Задать вопрос

Законное основание для подписания с проживающими гражданами соглашения соцнайма – это ордер, предоставленный на конкретную комнату. Отсутствие заключенного соглашения соцнайма свидетельствует о невозможности осуществления приватизации.

Для того, чтобы подписать соглашение соцнайма нужно подать в местный административный орган иск, к которому прикладываются такие документы:

  • Паспорт собственника (оригинал, копии);
  • Бумаги, удостоверяющие отсутствие иной жилплощади;
  • Трудовая книжка (копии), при условии если комната была предоставлена гражданину на период выполнения трудовых обязанностей;
  • Документация, в соответствии с которой лицо владеет комнатой – направление на проживание либо ордер;
  • Документы, удостоверяющие рождение детей (при условии наличия);
  • Свидетельства о заключении либо расторжении брака.

Муниципальный орган обязуется в течении тридцатидневного срока выполнить рассмотрение иска, а затем подписать соглашение при условии отсутствия оснований, препятствующих этому.

Комнаты в студенческом общежитии

Относительно жилья в студенческом общежитии, такая жилплощадь предоставляется учащимся по причине обучения на срок учебы.

Соответственно, в случае отчисления либо завершения обучения в учебном заведении, студент автоматически теряет право на проживание в таком общежитии.

Данный вариант жилья не подлежит приватизации, поскольку причисляется к специализированному фонду.

При условии совместного проживания

Многие споры в случае рассмотрении указанной категории дел, появляются в случае приватизации жилой комнаты в помещениях бывших общежитий, где совместно проживает несколько лиц.

Урегулирование такого вопроса, прежде всего основывается на том, проживают ли в настоящее время такие граждане на одной жилплощади.

При условии, если на момент рассмотрения дела указанные жильцы до сих пор проживают вместе на территории комнаты общежития, уплачивая предустановленные сборы, это значит, что судебный орган не может по закону обделить одно лицо, предоставив жилье исключительно заявителю.

В соответствии с разъяснениями Российского Верховного суда, в данной ситуации нужно подписать соглашение соцнайма.

А значит, допускается возможность наличия судебного заключения относительно признания права собственности на помещение в общежитии за 2-мя гражданами на праве общей паевой собственности.

В то же время, суд предполагает возможность индивидуального оформления права собственности на такую комнату за тем гражданином, который обратился в суд за защитой своих прав, при условии:

Рассмотрения споров при которых комната предоставлялась исключительно одному жильцу
Если на момент судебного рассмотрения физическое лицо по факту самостоятельно проживает в помещении

Сколько стоит процедура приватизации

Приватизация – это безвозмездная процедура, и все же в обязательном порядке доведется оплатить за услуги по оформлению некоторых технических документов.

В то же время платными являются услуги сторонних компаний при условии, если человек примет решение ими воспользоваться.

В среднем, приватизация комнаты состоит из таких оплат:

Восстановление документации, удостоверяющей право пользования помещения данная услуга может составлять в среднем 4 тыс. рублей;
Получение либо восстановление технической документации порядка 2,5 тыс. рублей;
Получение согласования на переустройство и перепланировку сумма устанавливается в персональном порядке;
Оплата государственной пошлины 500 рублей;
Представление интересов истца в суде в среднем 10 тыс. рублей;
Регистрация прав собственности, а также получение правоустанавливающей документации от 1 тыс. рублей;
Оформление выписок из ЕГРН от 200 рублей.

Порядок действий приватизации квартиры по договору социального найма, смотрите здесь.

Видео: Как приватизировать свою комнату в общежитии?

10.07.1992 N5 3266-1 // Собр. законодательства РФ. — 1996. -ЫоЗ.- Ст. 150/ в ред. 17.07.2009. -№ 148-ФЗ.

4.О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ // Собр. законодательства РФ. -1996. -N6 3. -Ст. 145/ в ред. 17.07.2009 N0 170-ФЗ.

5.Кирилловых, А. А. Административно-правовой статус вуза: понятие и структура / А. А. Кирилловых /У Журнал российского права. — 2008. — № 5.

6.Куртапова, Т. П. Конституционные основы права человека и гражданина на образование в Российской Федерации / Т. П. Куртапова // Социальное и пенсион-

ное право. — 2009. -Nb 2.

7.Потапенко, В. С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий / В. С. Потапенко // Журнал российского права. -2009. -№ 3.

8.Рузакова, Е. В. Некоммерческая организация как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность / Е. В. Рузакова // Предпринимательское право. — 2008. -Nq 1.

9.Концепция развития законодательства о юридических лицах // Вестник гражданского права. — 2009. — No 2.

11.www. ctege. org/page.php

Приватизация жилых помещений в общежитиях

А.Э. Кочмарев

В статье рассматривается опыт правового регулирования общественных отношений, возникающих при приватизации жилых помещений в общежитиях. Рассмотрен порядок использования жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, в том числе общежития. Дан анализ судебной практики, связанной с приватизацией жилых помещений в общежитиях в Краснофлотском районном суде г. Хабаровска. Выявлены правовые основы для обращения с исковыми требованиями на участие в приватизации жилых помещений в общежитиях. Исследованы отличия приватизации жилъос помещений в общежитиях и жилых помещений квартиры.

Ключевые слова: приватизация, жилые помещения, жилищное законодательство.

Приватизация жилых помещений появилась в России с принятием Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон о приватизации) и была направлена на разгосударствление жилищной сферы и на появление собственников жилья.

Приватизации подлежали жилые помещения, занимаемые на условиях социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Законом установлены случаи ограничения реализации права на приватизацию. В частности, не подлежат привати-

зации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона о приватизации).

В Законе о приватизации всегда существовал запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях. Однако необходимо различать общежития и жилые дома, которые назывались общежитиями, но в реальности ими не являлись. Согласно Федеральному закону «О введе-

Кочмарев Александр Энгельсович — канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права ГОУ ВПО (Дальневосточная академия государственной службы» (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 31 59 75

нии в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», «к отношениям по пользованию жилыми помещениями, находившимися в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям или учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданными в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы о договоре социального найма» (ст. 7). Этот Федеральный закон вступил в силу с 22 января 2005 г., т. е. до 1 марта 2005 г., когда было введено ограничение на приватизацию, что означает возможность приватизации подобных жилых помещений. Для правильного применения данных правовых норм необходимо остановиться на понятии общежития.

Общежитие — это совокупность жилых помещений, предназначенных для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (ст. 94 ЖКРФ).

В качестве общежитий могут выступать специально оборудованные для этих целей дома либо части домов. Представляется, что в последнем случае общежитие должно иметь самостоятельный отдельный выход и быть отграничено от других частей дома. Например, общежитием может быть этаж в доме. Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42, расширяют этот перечень, относя к нему помещения.

Анализ жилищного законодательства показывает, что общежитие как объект специализированного жилищного фонда находится в управлении хозяйствующего субъекта — организации, предоставляющей жилые помещения своим учащимся, работникам, служащим у которых отсутствует жилье. После того, как правовая связь между работниками, учащимися и организациями, в которых они работают, учатся, будет утрачена, должно быть прекращено и право пользования жилым помещением в общежитии. Такие граждане подлежат выселению.

Порядок использования жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, в том числе общежития, допускается только после отнесения

такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ (п. 2 ст. 92 ЖК РФ).

Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, жилое помещение в общежитии должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, быть благоустроенным, а кроме того, укомплектовываться мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами (п. 6). Эта норма следует из п. 3 ст. 94 ЖК РФ. В Примерном Положении об общежитиях, утверждённом Постановлением Совета министров РСФСР от 11 августа 1988 г. № 328, которое продолжает действовать в части, не противоречащей ЖК РФ и указанному Постановлению Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42, к иным предметам относятся предметы культурно-бытового назначения, необходимые для проживания граждан, занятия и отдыха. Для этих целей в общежитии должны предусматриваться не только необходимые помещения и инвентарь, но и выделяться отдельные специалисты, занимающиеся вопросами культуры, физической культуры и спорта.

В нарушение этого Типовой договор найма жилого помещения в общежитии, который также утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42, не содержит в себе обязанностей для наймодателя по оборудованию жилого помещения мебелью и другими предметами.

Жилые помещения включаются в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключаются из указанного фонда на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Споры по вопросам приватизации жилых помещений в общежитиях рассматриваются в судах практически одновременно с появлением приватизации жилья с 1991 г.

Анализ судебной практики, связанной с приватизацией жилых помещений в общежитиях в Краснофлотском районном

суде г. Хабаровска до момента принятия нового Жилищного кодекса РФ, показывает, что данные споры можно классифицировать в зависимости от предъявляемых исковых требований граждан на следующие группы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1)споры, по которым исковые требования основаны на том, что помещения передавались гражданам на основании ордера, предусматривающего предоставление комнат в коммунальных квартирах;

2)споры, по которым исковые требования основаны на том, что дом, имеющий статус общежития, изначально использовался как жилой дом; по некоторым спорам истцы просили установить юридический факт пользования жилым помещением на условиях договора найма;

3)споры, по которым исковые требования сводятся к обязыванию органов местного самоуправления о принятии решения об изменении статуса общежития;

4)споры, по которым исковые требования сводятся к признанию права пользования жилым помещением, расположенным в общежитии.

На мой взгляд, верной формулировкой исковых требований является обращение гражданина в суд с иском о признании права на участие в приватизации жилого помещения, расположенного в общежитии, а также обязывании администрации города заключить договор на бесплатную передачу в собственность граждан вышеуказанных жилых помещений.

Поскольку с учетом требований действующего законодательства, а именно ст. 11 «Закона о приватизации», граждане, заселенные в общежития в связи с выполнением своей трудовой функции, проживающие там постоянно, приобретают равное право на участие в приватизации.

В данном случае необходимо ссылаться на то, что:

а)истцы, согласно ордеру (направлению), являются квартиросъемщиками комнат;

б)в соответствии с лицевым счетом, оплата коммунальных услуг и квартиры осуществляется по ставкам, предусмотренным для обычного жилья;

в)комнаты (или несколько комнат) являются изолированными, со всеми удоб-

ствами;

г)часть дома, в которой расположена спорная комната, не соответствует признакам общежития, т. к. не имеет штата обслуживания, не укомплектована мебелью и т. п.;

д)при отсутствии договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

При наличии перечисленных обстоятельств суд однозначно удовлетворяет заявленные требования и признает за истцами право собственности на жилое помещения в порядке приватизации.

Например: А.Н. проживает и зарегистрирован с 22.02.1984 г. по адресу: г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 170 «а».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно Решению Исполнительного комитета Хабаровского городского совета народных депутатов трудящихся «Об утверждении актов государственной комиссии по приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения» от 01.07.1977 г., здание по ул. Тихоокеанской, 170 «а» сдавалось в эксплуатацию как общежитие.

На основании Постановления мэра г. Хабаровска от 20.07.2001 г. № 842 «Об утверждении перечня объектов жилищного фонда и коммунальных сетей ОАО «Стройтрест-35″, передаваемых в муниципальную собственность», общежитие по ул. Тихоокеанской, 170 «а» было утверждено, как объект жилищного фонда, передаваемый ОАО «Стройтрест» в муниципальную собственность.

Согласно Постановлению мэра г. Хабаровска от 29.10.2001 г. № 1223 «О передаче жилого дома (общежития) по ул. Тихоокеанской, 170 «а» ОАО «Стройтрест-35″ на баланс МУП СЗ по ЖКУ № 6 Краснофлотского района», общежитие по ул. Тихоокеанской, 171 «а» в г. Хабаровске было передано на баланс МУП г. Хабаровска «Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам № 6».

Поскольку ст. 2 Закона Российской

Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

А, исходя из ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

На основании вышеуказанного можно сделать вывод, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Кроме того, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г., четко сказано,

что «…общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма».

Распределение обязанностей по доказыванию. Обязанность доказать заключение нанимателем договора социального найма жилого помещения, вселение истца в спорное жилое помещение и фактическое проживание в нем круга лиц, обладавших самостоятельным правом пользования спорным жилым помещением на момент вселения истца, дачу ими согласия на его вселение и условия пользования им спорным жилым помещением, обращение истца с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, круг лиц, обладающих самостоятельным правом пользования спорным жилым помещением, их согласие на его приватизацию, а при наличии среди них несовершеннолетних — также согласие органов опеки и попечительства, исходя из общего правила распределения обязанностей по доказыванию (ст. 56 ГПК РФ), возлагается на истца. Ответчик, ссылающийся на наличие оснований к отказу в приватизации спорного жилого помещения или отзыв истцом и (или) лицами, обладающими самостоятельным правом пользования спорным жилым помещением, заявления о его приватизации, должен доказать данные обстоятельства.

Вышеуказанные факты устанавливаются с использованием следующих необходимых доказательств:

1) принадлежность спорного жилого помещения к государственному (муниципальному) жилищному фонду социального использования на практике не вызывает каких-либо споров, в связи с чем, руководствуясь ст. 68 ГПК, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств, при наличии же с его стороны возражений относительно при-

надлежности спорного жилого помещения ответчик должен представить:

-выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справку БТИ о принадлежности недвижимого имущества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2)заключение нанимателем договора социального найма жилого помещения:

-ордер на жилое помещение, а при заселении жилого помещения в порядке обмена — обменный ордер и договор социального найма жилого помещения (в соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», основанием для вселения лица в жилое помещение по договору социального найма является ордер. Договор социального найма жилого помещения заключается на основании ордера в письменной форме между наймодателем — жилищно-эксплуатационной организацией и нанимателем — гражданином, на имя которого ордер выдан (ст. 674 ГК РФ, ст. 51 ЖК РСФСР). Поскольку на практике договор социального найма жилого помещения в письменной форме заключается не всегда, его представление в суд не является обязательным);

3)вселение истца в спорное жилое помещение и фактическое проживание в нем:

-справки о регистрации по месту жительства (прописке) и составе семьи;

-акт о фактическом проживании, составленный с участием соседей, представителей жилищно-эксплуатационной организации и иных лиц (это может быть и акт о вселении, составленный судебным приставом-исполнителем, если первоначальное вселение производилось по решению суда;

-квитанции о внесении коммунальных платежей;

-иные письменные доказательства и показания свидетелей, подтверждающие вселение истца в спорное жилое помещение и фактическое проживание в нем;

4)круг лиц, обладавших самостоятельным правом пользования спорным жилым помещением на момент вселения истца, их согласие на его вселение, условия вселения истца и пользования им спорным жилым помещением, а также круг лиц, обладающих самостоятельным правом пользования спорным жилым по-

мещением:

-справки о составе семьи и регистрации по месту жительства (прописке) (125);

-документы регистрационного учета: заявление нанимателя о регистрации (прописке) истца, письменное согласие членов семьи нанимателя на вселение истца;

-иные письменные доказательства и показания свидетелей, подтверждающие круг лиц, обладавших самостоятельным правом пользования спорным жилым помещением на момент вселения истца, их согласие на его вселение, условия вселения истца и пользования им спорным жилым помещением;

5)обращение истца с заявлением о приватизации спорного жилого помещения и согласие всех лиц, обладающих самостоятельным правом пользования спорным жилым помещением, на его приватизацию, а при наличии среди них несовершеннолетних — согласие органов опеки и попечительства на приватизацию:

-копия заявления о передаче спорного жилого помещения в собственность гражданина, подписанного всеми лицами, обладающими самостоятельным правом пользования спорным жилым помещением, с отметкой о его принятии (в соответствии с п. 7 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют заявление на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя);

-справки органов опеки и попечительства о даче согласия на приватизацию спорного жилого помещения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-копия ответа органа (должностного лица), ответственного за оформление документов на передачу жилого помещения в собственность гражданина, об отказе в удовлетворении его просьбы;

6)наличие оснований к отказу в приватизации спорного жилого помещения:

-выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справка БТИ о принадлежности недвижимого имущества;

-план жилого помещения и эксплика-

ция к нему, изготавливаемые БТИ*(126);

7) отзыв истцом и (или) лицами, обладающими самостоятельным правом пользования спорным жилым помещением, заявления о его приватизации:

— заявление об отзыве заявления о передаче спорного жилого помещения в собственность гражданина.

Ранее (1991 — 2004 гг.) большое количество поступающих в суды дел были связаны с тем, что дом, имеющий статус общежития, изначально использовался как жилой дом.

По данным делам истцы приводили в качестве обоснования своих требований судебные решения об установлении юридических фактов использования жилья в качестве жилой квартиры и несоответствия самого дома признакам общежития.

Основываясь на представленных решениях суда, устанавливающих юридический факт пользования жилым помещением как изолированной квартирой и юридический факт несоответствия дома признакам общежития, а также принимая во внимания то, что право истцов на занимаемое помещение, правомерность их проживания там никто не оспаривает, вселены они в него в установленном законом порядке, оплачивают квартплату по ставкам как за жилое помещение, суды признают по данной категории дел, что истцы занимают спорное жилое помещение по договору социального найма. Это означало, что в дальнейшем жилое помещение, предоставленное по договору социального найма, могло быть приватизировано в соответствии со ст. 2 Закона о приватизации.

Вместе с тем, суды удовлетворяли не все иски, связанные с приватизацией общежитий. В частности, Краснофлотский районный суд г. Хабаровска отказал в удовлетворении исковых требований Т-ва В.В. об обязывании органов местного самоуправления принять решение об изменении статуса общежития. При этом суд пояснил, что порядок изменения правового статуса общежитий определяется органами местного самоуправления. Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению

совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие нормативным правовым актам, что является его правом, а не обязанностью.

С позиции ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» снятие статуса общежития с подобных жилых домов и процедура исключения из соответствующего реестра органов технической инвентаризации вообще не требуется. Указанная правовая норма исходит из того, что дом изначально не является общежитием. В то же время, органы технической инвентаризации считают, что необходимо первоначально снять жилой дом с учета как общежитие.

Хотя подобное снятие статуса общежития (в порядке применения ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») должно быть автоматическим и не должно приводить к ущемлению прав граждан. Из этого исходит и судебная практика. В частности, по делу Гриб-й H.A. суд кассационной инстанции указал, что Краснофлотский районный суд первой инстанции «обоснованно не принял во внимание доводы ответчика о том, что договор социального найма не оформлен, а сам дом не исключен из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления, договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса дома».

За последний год начала складываться и новая обширная судебная практика по спорам, связанным с приватизацией жилых помещений, использовавшихся в качестве общежитий. Особенно это касается домов, не вошедших в указанные списки, по которым снимается статус общежития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пред ъявляемые иски по вопросам приватизации общежитий по новому ЖК РФ можно классифицировать на 3 группы:

1)о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации;

2)о признании права на приватизацию жилых помещений;

3)об обжаловании отказа органов вла-

сти в выдаче документов на приватизацию ЖИЛЬЯ.

Анализ приведенных исковых требований показывает, что в наибольшей степени отвечает интересам граждан удовлетворение требований о признании права собственности на жилое помещение, т. к. позволяет избежать многих других последующих обращений в суд в случае отказа в выдаче документов со стороны уполномоченных органов. Хотя по одному из дел суд кассационной инстанции отметил, что если истец не выполнил требований, предъявляемых к порядку оформления документов для передачи квартиры в собственность, за ним следует признавать не право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, а право на приватизацию занимаемого жилого помещения.

Удовлетворение обозначенных исковых требований происходит только в том случае, если выдерживаются установленные ст. 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» условия:

1)жилые помещения находятся в домах, построенных государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями;

2)жилые дома переданы в ведение органов местного самоуправления. Соответственно, если жилые дома по каким-либо причинам не переданы органам местного самоуправления, то это исключает возможность их приватизации, и сначала нужно будет реализовать процедуру передачи жилых домов в муниципальный жилищный фонд.

Следует заметить, что, признавая право на приватизацию в судебном порядке, необходимо доказывать не только законность вселения и проживания в жилом помещении, но проживание в нем на сегодняшний день, то есть на момент обращения в суд.

Кроме того, главным отличием в оформлении договора приватизации жилого помещения, расположенного в общежитии, от обычной квартиры, является самостоятельная подача документов на государственную регистрацию права. При этом случается приостановка регистрации права, по тем основаниям, что право на общежитие не зарегистрирова-

но за административным округом «город Хабаровск», исправление вышеуказанного недостатка осуществляется Отделом приватизации при администрации г. Хабаровска путем подачи выписки из Реестра Федерального имущества.

Большой интерес вызывает вопрос о возможности приватизации жилого помещения в жилом доме, которое будет соответствовать указанным двум признакам, однако, если граждане заселились в жилье от организаций, в которых они работают и между которыми и муниципалитетом либо уполномоченной ими организацией заключены договоры аренды жилых помещений, с одной стороны, в силу ограниченного характера права пользования подобным жилым помещением для арендатора и его работников означает невозможность приватизации. С другой стороны, анализ ситуации приводит к выводу о неправомерности заключения таких договоров, т. к. жилые помещения в общежитиях не могли передаваться ни по прежнему ЖК РСФСР, ни по ЖК РФ на основании договоров аренды. В этой связи, в судебном порядке возможно признание права собственности за проживающими гражданами в порядке приватизации.

На практике нередко возникает вопрос о возможности приватизации жилых помещений в общежитиях так называемого «коридорного» типа и койкомест в общежитиях. Представляется, что если первое осуществить возможно (появится коммунальная квартира), то второе — нельзя, т. к. у лица отсутствует отдельный жилищный объект.

Литература и источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Конституция РФ 1993 г.

2.Гражданский кодекс РФ.

3.Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики».

4.Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

5.Закон «Жилищный кодекс РСФСР».

6.Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

7.Федеральный закон «Жилищный кодекс Российской Федерации».

8.Федеральный закон «Гражданский процессуальный кодекс».

9.Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.

10.Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42.

11.Постановлением Совета министров РСФСР от 11 августа 1988 г. № 328.

12.Постановления Мэра г. Хабаровска от 20.07.2001 г. № 842 Юб утверждении перечня объектов жилищного фонда и коммунальных сетей ОАО»Стройтрест-

35″, передаваемого в муниципальную собственность».

13.Судебная практика Краснофлотского районного суда г. Хабаровска

14.Жилищное право : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / П. В. Алексий и др.; под редакцией И. А. Еремичева, П. В. Алексия. — 5-е изд., пере-раб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. — 351 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15.Жилищное право России : краткий курс. — М. : Изд-во Эксмо, 2005. — 320 с.

16.Жилищное право : учебно-практическое пособие / под ред. М. ГО. Тихомирова. — М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2007. — 445 с.

Административное противодействие нарушениям законодательства, связанного с религиозной деятельностью

М.В. Кокорин

В результате правовых реформ, проходящих в Российской Федерации, роль религий в обществе будет одним из актуальных вопросов.

Ключевые слова: правонарушение, преступное поведение, административная ответственность, поликонфессиональная и полиэтическая страна, религия, секта, конфессия.

В течение длительного времени в отечественном законодательстве считалось, что правонарушение — сугубо социальное негативное явление, религииозный и национальный аспект, практически, не учитывался. Это можно объяснить тем, что до последнего времени правонарушение на почве религии и религиозной деятельности либо использование религии для оправдания не только противоправного, но и преступного поведения не были так распространены, как в настоящее время.

Представляя собой антиобщественное, вредное явление, правонарушения вызывают соответственное отрицательное отношение. Общество в лице государства имеет право и обязано вести борьбу за искоренение правонарушений, причин и условий, способствующих их возник-

новению, во имя обеспечения нормального развития и охраны общественных интересов. Одним из методов борьбы является юридическая ответственность за совершение правонарушения.

Юридическая ответственность включает следующие виды ответственности: функция наказания, уголовная ответственность, административная ответственность (предусматривает также лишение свободы на непродолжительное время), гражданскоправовая дисциплина, дисциплинарная ответственность.

Экономическая и политическая нестабильность в стране усугубляет межнациональные конфликты, способствует росту правонарушений в обществе, которые часто принимают межконфессиональный характер. Россия по своей сути поликонфессиональная и полиэтическая

Кокорин Максим Владимирович — старший преподаватель кафедры философии ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет» (г. Комсомольск-на-Амуре). Тел.: (4217) 59 46 72

Добавить комментарий