Инвестиционная политика предприятия представляет собой

Дореволюционные ученые рассматривали понятие «субъект» применительно к юридическому отношению в двояком смысле: с активной стороны — как носителя права и с пассивной стороны — как носителя обязанности (Г.Ф. Шершеневич). Е.Н. Трубецкой отмечал, что юридическое качество или свойство быть субъектом права и правоотношения не составляет естественного свойства человека, а есть создание объективного права. В суждениях современных ученых по поводу субъектов отмечается некоторая преемственность во взглядах. Например, указывается, что только государство определяет, кто и при каких условиях может быть субъектом, и какими качествами он должен обладать, а попытки закрепления в некоторых конституционных документах положениях, вытекающих из нормы естественного права о том, что качества объекта права как носителя мировых прав и свобод человек приобретает естественным путем, то есть они принадлежат каждому от рождения, в практическом плане является не более чем весьма привлекательной красивой декларацией.

Субъектами инвестиционной деятельности выступают инвестор, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности и др. Субъектами могут быть юридические и физические лица, иностранные и отечественные, индивидуальные, коллективные и институциональные инвесторы, инвестиционные институты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, другие государства, а также международные организации. Инвесторы могут быть государственными и частными, индивидуальными и коллективными. Существуют также следующие типы инвесторов: консервативный, агрессивный и умеренный.

В советской юридической литературе отмечалась неудачность термина «физические лица», создающего впечатление, будто индивид становится субъектом права не в силу его общественных качеств, не потому что он — представитель определенного класса или член общества, а в силу его естественных свойств как психофизиологической особи (эта точка зрения была высказана С.Н. Братусем и поддержана О.С. Иоффе) . От использования термина «физические лица» отказался и законодатель: в советском гражданском законодательстве был предусмотрен термин «гражданин» (например, ст. 8 Основ гражданского законодательства Союза ССР, ст. 9 Гражданского кодекса Казахской ССР). В Гражданском кодексе РК есть специальная статья с названием «Физические лица», в которой установлено, что под физическим лицом понимаются граждане РК, граждане других государств, а также лица без гражданства (ст. 12 ГК РК). Гражданский кодекс РФ не содержит аналогичной статьи, однако М.Г. Масевич, комментируя ст. 17, отмечает, что хотя данная статья называется «Правоспособность гражданина», она имеет в виду не только граждан РФ, но и других физических лиц, включая иностранцев, лиц без гражданства.

Основное свойство субъекта инвестиционного права юридическая способность к самостоятельным правовым действиям, включая право заключать инвестиционные договоры, нести ответственность за свои поступки. Поскольку физические и юридические лица находятся под властью и юрисдикцией государства, то и их статус определяется органами государства. Однако при этом любой субъект инвестиционного права выступает как носитель установленных нормами инвестиционного права прав и обязанностей, следовательно, с понятием субъекта права связана характеристика его правосубъектности.

Инвестиционная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера это совокупность прав и обязанностей. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Права и обязанности субъектов инвестиционного права неоднородны.

Действительно, права иностранного инвестора не совпадают с объемом прав национального инвестора. Различен у них и объем правоспособности. Также неодинаковы и основания возникновения правоспособности. Для российских инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, необходимо обязательно пройти процедуру регистрации в органах налоговой службы, и только после этого они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, носящую инвестиционный характер. В то же время в соответствии с требованиями Закона об иностранных инвестициях установлены специфические правила для иностранных инвесторов .

Далее инвестор. Под инвесторами следует понимать субъектов инвестиционного права, осуществляющих вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и их целевое использование.

Инвесторы, вкладывающие собственные средства и присваивающие результаты инвестиционной деятельности, называются индивидуальными инвесторами. Индивидуальные инвесторы, как правило, преследуют собственные цели, но, кроме того, решают задачи социально экономического характера. Индивидуальными инвесторами могут быть физические или юридические лица, объединения физических или юридических лиц, органы государственного и местного самоуправления.

Инвесторы, осуществляющие свою деятельность за счет средств других физических и юридических лиц в целях владельцев средств и распределяющие результаты инвестирования между собственниками, называются институциональными инвесторами. Институциональный инвестор

  • это финансовый посредник, аккумулирующий средства индивидуальных инвесторов и осуществляющий инвестиционную деятельность от своего лица. К ним относятся: банки, инвестиционные компании и фонды, пенсионные фонды, страховые компании. Инвесторы наделены следующими правами:
  • самостоятельно определять объем, направление и требуемую эффективность инвестиций;
  • по своему усмотрению на договорной основе привлекать других физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций; владеть, пользоваться и распоряжаться объектами инвестирования;
  • передавать права на осуществление инвестиций и их результаты другим физическим и юридическим лицам, а также органам государственной власти и местного самоуправления;
  • осуществлять контроль за целевым использованием средств;
  • объединять собственные и привлеченные средства со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений;
  • осуществлять другие права, предусмотренные договором или государственным контрактом.

Инвестор может выступать в роли заказчика, кредитора, покупателя (строительной продукции, ценных бумаг и других объектов), а также выполнять функции застройщика

Заказчик. В инвестиционном процессе участвуют и заказчики, которыми могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного проекта, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.

В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения на период в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим законодательством. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности .

Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объемы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев, оговоренных в законодательстве); передачи части полномочий другим организациям . Государственное урегулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научнотехническое развитие Республики Казахстан, обеспечивается государственными органами РК, субъекты в пределах их компетенции и осуществляется:

  • в соответствии с государственными инвестиционными программами;
  • прямым управлением государственными инвестициями;
  • введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
  • предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
  • проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
  • в соответствии с установленными законодательством, действующим на территории Республики Казахстан, условиями пользования землей и другими природными ресурсами; антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
  • экспертизой инвестиционных проектов

Государство в лице своих органов также может вступать в инвестиционные отношения. Однако государство находится в несколько ином положении, чем другие субъекты правовых отношений, а его правосубъектность имеет существенные особенности, по сравнению с правосубъектностью других субъектов права, так как именно государство законодательно закрепляет основания и порядок осуществления инвестиционной деятельности, определяет объем правомочий инвесторов и устанавливает для них определенные обязанности. Если в условиях экономики закрытого типа государство является единственным и нераздельным собственником и потому не может быть поставлено в один ряд с остальными субъектами права, то в условиях рынка государство становится таким же субъектом, как и другие участники рыночных отношений. Следовательно, государственное регулирование инвестиционных отношений должно быть направлено на создание оптимальных и наиболее приемлемых условий для функционирования законов рынка. Нарушение объективных рыночных законов может привести к негативным последствиям, поэтому экономическая политика в целом и инвестиционная политика в частности должны основываться на основных принципах открытой экономики, учитывать объективные закономерности и соответствовать современным требованиям развития общества.

В современных условиях государство, будучи основным и безусловным субъектом публично-правовых отношений, может участвовать и в частноправовых отношениях. Гражданским законодательством устанавливается, что государство выступает в гражданско-правовых (частноправовых) отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений. Но законодательное закрепление равенства государства и других участников частноправовых отношений не означает полного отказа Республики Казахстан от своего иммунитета, поэтому среди субъектов инвестиционных отношений государство занимает особое место.

Ранее только в отношении национальных инвесторов в специальном законодательстве не было практически ни одной нормы, посвященной их правовому статусу. Хотя, конечно, предполагалось, что они обладают всем комплексом прав, закрепленных в Конституции РК, в законодательных и подзаконных актах, а также обязаны соблюдать установленные ими правовые нормы. Иностранным инвесторам наряду с признанием их равных прав с национальными инвесторами предоставлялись дополнительные гарантии осуществления ими своей деятельности, в том числе гарантии от изменения законодательства,

от экспроприации, от незаконных действий государственных органов и должностных лиц, гарантии использования доходов, использования собственных валютных средств, гарантии при государственной проверке (гл. 2 Закона об иностранных инвестициях). Относительно установления национального режима иностранным инвестициям следует сказать, что в юридической литературе не всегда однозначно это воспринимается как позитивный момент.

Инвестиционным законодательством РК закреплялось особое правовое положение так называемых утвержденных инвесторов (инвесторов, заключивших контракт с Комитетом по инвестициям на осуществление прямых инвестиций в приоритетных секторах экономики), которым предоставлялись законодательные гарантии обеспечения осуществления ими инвестиционной деятельности. Согласно утратившему силу закону о государственной поддержке прямых инвестиций, предоставлялись существенные гарантии со стороны Республики Казахстан, в том числе, защита от изменений и дополнений законодательства РК и гласность в деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта. Аналогичные положения содержались в специальных нормативных актах, устанавливавших особенности правового статуса утвержденных инвесторов, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики, в частности, инвесторов, вкладывающих средства в развитие сельского хозяйства. Следует оговориться, что все эти гарантии могли предоставляться как национальным, так и иностранным инвесторам. Однако для иностранных инвестиций в приоритетных секторах экономики и социальной сферы могли устанавливаться дополнительные льготы.

В настоящее время, несмотря на уравнивание в правовом положении иностранных и национальных инвесторов, определенные различия остаются. Тем более, что эти различия обусловлены изначально не правовым режимом инвестиций, а принадлежностью их национальному или иностранному инвестору. Иными словами, есть и будут различия между иностранной частной собственностью и частной собственностью физических и юридических лиц РК. И если ранее законодательством об иностранных инвестициях для иностранных инвестиций устанавливался помимо национального режима и режим наибольшего благоприятствования, то новым инвестиционным законом устанавливается единый национальный режим. Тут следует учитывать следующее: законодательство РК основано на принципе ограниченного иммунитета (доктрина ограниченного суверенитета предполагает, что при совершении акта властвования государство пользуется иммунитетом, а если речь идет о действии государства в качестве частного лица, иммунитет не предоставляется), поэтому государство гарантирует сохранение льгот для иностранных инвестиций по контрактам о предоставлении инвестиционных преференций, заключенным до введения в действие Закона РК об инвестициях, до истечения срока, установленного в этих контрактах.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Субъект инвестиционного права – лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность и являющееся носителем определенного объема прав и обязанностей, правоспособность и дееспособность которого определяется на основе норм инвестиционного законодательства, которое обладает юридической способностью осуществлять права и исполнять юридические обязанности в определенных сферах инвестирования в объекты, разрешенные действующим законодательством.

Основное свойство субъекта инвестиционного права юридическая способность к самостоятельным правовым действиям, включая право заключать инвестиционные договоры, нести ответственность за свои поступки. Поскольку физические и юридические лица находятся под властью и юрисдикцией государства, то и их статус определяется органами государства. Однако при этом любой субъект инвестиционного права выступает как носитель установленных нормами инвестиционного права прав и обязанностей, следовательно, с понятием субъекта права связана характеристика его правосубъектности.

Инвестиционная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера это совокупность прав и обязанностей. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Права и обязанности субъектов инвестиционного права неоднородны.

Инвестиционная политика организации (предприятия) – это составная часть экономической политики, которая определяет выбор и способы реализации наиболее рациональных путей обновления и расширения производственного и научно-технического потенциала. Данная политика направлена на обеспечение выживания организации в рыночной среде, на достижение финансовой устойчивости и создание условий для будущего развития. Содержание и ключевые этапы формирования инвестиционной политики представлены на рис. 3.1.

Содержание и основные этапы формирования инвестиционной политики организации (предприятия)

Рис. 3.1. Содержание и основные этапы формирования инвестиционной политики организации (предприятия)

При разработке инвестиционной политики необходимо предусмотреть:

  • • взаимодействие инвестиционной с финансовой, ценовой, маркетинговой и другими разрабатываемыми видами политики организации;
  • • достижение экономического, научно-технического, социального эффектов от мероприятий. Для каждого объекта инвестирования используют специфические методы оценки эффективности проектов, а затем отбирают те из них, которые при прочих равных условиях обеспечивают максимальную эффективность;
  • • получение наибольшей массы прибыли на вложенный капитал при минимальных инвестиционных затратах;
  • • рациональное распоряжение средствами, выделенными на реализацию неприбыльных инвестиционных проектов, т.е. снижение расходов на достижение соответствующего экономического, научно-технического и социального эффекта реализации проектов;
  • • использование для повышения эффективности реальных инвестиций государственной поддержки в форме бюджетных кредитов, гарантий и т.д.;
  • • привлечение льготных кредитов международных финансово-кредитных организаций и частных иностранных инвесторов;
  • • минимизацию инвестиционных рисков, связанных с выполнением конкретных проектов;
  • • обеспечение приемлемой ликвидности (окупаемости) реальных инвестиций;
  • • соответствие мероприятий, которые предусмотрено осуществить в рамках инвестиционной политики, требованиям законодательных и нормативных актов Российской Федерации, регулирующих инвестиционную деятельность;
  • • повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции в различных сегментах товарного рынка.

Влияние предпринимательских рисков может быть оценено через вероятное изменение ожидаемой доходности инвестиционных проектов и соответствующее снижение их эффективности в случае наступления неблагоприятных обстоятельств. Такие риски поддаются снижению посредством самострахования (создания финансовых резервов), диверсификации инвестиционного портфеля, лимитирования, приобретения дополнительной информации и др. От некоммерческих рисков (стихийных бедствий, аварий, беспорядков и др.) защищают государственные гарантии и страхование реальных инвестиций.

Для обеспечения требуемой ликвидности инвестиций следует взвесить вероятность значительных изменений внешней среды, конъюнктуры рынка и стратегии развития организации в предстоящий период. Подобные изменения способны существенно снизить доходность отдельных объектов инвестирования, увеличить общий период их окупаемости, повысить уровень рисков, что окажет негативное влияние на инвестиционную привлекательность организации (предприятия) в целом.

В силу воздействия множества различных факторов часто приходится принимать решения о своевременном выходе из неэффективных проектов и реинвестировании высвобождаемого капитала. Вот почему необходимо оценить уровень ликвидности инвестиций, вложенных в каждый объект.

По итогам оценки проводят ранжирование реальных проектов по критерию их ликвидности. Для реализации отбирают те проекты, которые имеют максимальный уровень ликвидности (минимальный период окупаемости капитальных затрат).

При разработке инвестиционной политики учитывают следующие факторы:

  • • форму собственности и тип организации (предприятия) – специализированное или диверсифицированное;
  • • принадлежность к определенной сфере деятельности или отрасли хозяйствования;
  • • размер организации (предприятия) – малое, среднее, крупное, сверхкрупное и т.д.;
  • • конъюнктуру рынка капитала;
  • • налоговое окружение (налоговый пресс) – налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые инвестором, а также возможность использования льгот, получаемых от государственных органов управления;
  • • финансовое состояние организации (предприятия) – устойчивое, неустойчивое, кризисное и др.;
  • • технический уровень производства, наличие незавершенного строительства и неустановленного оборудования;
  • • возможность получения оборудования по лизингу и другим льготным схемам;
  • • наличие собственных финансовых средств, возможности получения кредитов и займов на приемлемых условиях;
  • • предпринимательскую и бюджетную эффективность намечаемых к реализации инвестиционных проектов;
  • • условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков;
  • • величину условно-переменных и условно-постоянных издержек, в том числе на производство и сбыт продукции;
  • • уровень цены на продукцию и величину выручки от реализации продукции (продаж).

Потребность в ресурсах для реализации инвестиционной политики организации (предприятия) определяют с учетом его производственного и научно-технического потенциала, необходимого для выпуска продукции (услуг) в соответствии с потребностями рынка.

При оценке рынка продукции организации (предприятия) принимают во внимание:

  • • географические границы рынка реализации данной продукции и возможность проникновения на новые рынки, сохранения и укрепления позиций на традиционном рынке;
  • • общий объем реализации (продаж) и его динамику за последние, как правило, три года;
  • • динамику потребительского спроса, прогнозируемого на период реализации инвестиционной политики;
  • • уровень конкуренции на рынке;
  • • технический уровень продукции и возможности повышения его за счет конкретных инвестиционных и инновационных проектов;
  • • наличие резервов производственных мощностей на случай расширения масштабов производства при благоприятной рыночной конъюнктуре и др.

Потребность организации в инвестиционных ресурсах соответствует расходам, которые предстоят с начала периода реализации инвестиционной политики. Стоимость объектов незавершенного строительства, оплаченного неустановленного оборудования, иные капитальные затраты истекших лет не включают в общий объем капиталовложений предстоящего периода.

При разработке инвестиционной политики рекомендуют определять общий объем инвестиций, способы рационального использования собственных средств и возможностей привлечения дополнительных денежных ресурсов с финансового рынка. Инвестиционные проекты в рамках долгосрочной стратегии организации (предприятия) целесообразно согласовывать между собой по объемам выделяемых ресурсов и срокам реализации исходя из достижения максимального общего экономического эффекта – прибыли (дохода) в процессе осуществления инвестиционной политики. Среднесрочную инвестиционную политику разрабатывают на период один–три года, а долгосрочную – на более длительную перспективу (свыше трех лет).

С точки зрения управления реальными инвестициями (в рамках инвестиционной политики) можно выделить следующие этапы (шаги) инвестиционного процесса в организации (на предприятии):

  • • мотивация инвестиционной деятельности;
  • • программирование инвестиций (программа развития организации (предприятия));
  • • обоснование целесообразности реализации выбранной инвестиционной программы (оценка эффективности проектов, рисков, ресурсного обеспечения и др.);
  • • страхование реальных инвестиций;
  • • регулирование инвестиционного процесса;
  • • планирование инвестиций (составление технико-экономического обоснования, планов-проектов и др.);
  • • финансовое обеспечение инвестиционной деятельности (разработка капитального бюджета);
  • • проектирование (разработка проектно-сметной документации по отдельным объектам);
  • • обеспечение реальных инвестиций (капиталовложений) материально-техническими ресурсами;
  • • освоение реальных инвестиций (процесс производства строительно-монтажных работ);
  • • мониторинг процесса освоения реальных инвестиций (оперативное управление строительным циклом);
  • • сдача готовых объектов в эксплуатацию;
  • • освоение проектных мощностей;
  • • оценка результатов инвестирования (эффективности реализованных инвестиционных проектов).

Данная последовательность может быть изменена исходя из масштабов инвестиционной деятельности и характера реализуемых проектов.

Инвестиционная политика, определенная специалистами предприятия, подлежит рассмотрению и утверждению его администрацией и собственником. Ключевые положения этой политики необходимо учитывать при технико-экономическом обосновании инвестиционных проектов, выборе различных источников финансирования, привлечении к реализации проектов сторонних организаций в порядке долевого участия в строительстве.

Эффективность инвестиционной политики оценивают по сроку окупаемости инвестиций, который определяют на основе предварительных расчетов по обоснованию инвестиционных проектов и данных общих планов развития организации (предприятия).

Качество подготовки проектов с учетом требований государственной экспертизы позволяет снизить инвестиционные риски.

Джарим Р.А., аспирант, МГТУ, г, Майкоп

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Инвестиционная политика, является составной частью экономической политики государства- Инвестиционная политика- это важный рычаг воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных уел опий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Активизация государственной инвестиционной политики на современном этапе является ключевым условием перехода российской экономики к устойчивому росту. Важнейшим направлением государственной инвестиционной политики являются: усиление государственной поддержки приоритетных направлений экономического развития, создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирую щей инвестиции в реальный сектор экономики, согласование инвестиционной политики федерального центра и регионов. При этом значение государственного инвестирования должно возрасти не столько с точки зрения объема централи^ о ванных источников, сколько с позиции государственных гарантий, страхования и ориентира для частных инвесторов. Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности пока осуществляется на базе подходов, существенно ограничивающих воздействие государства па ход рыночных преобразований и структурную перестройку экономики. При этом данные недостатки связаны не столько с ограни1 геиными возможностями бюджетной системы, сколько с неопределенной или даже ошибочной стратегией распределения централизованных инвестиций. отсутствием действенного контроля за их использованием.

Анализ свидетельствует о наличии определенной зависимости между государственны-ми приоритетами и инвестиционными мотивациями частных инвесторов, которую необходимо учитывать при разработке перспективных направлении инвестиционной политики.

Использование международного опыта по реализации государственных инвестиции как приоритетного фактора экономического роста не может быть успешным без у’чета современного состояния российских государственных финансов и. необходимости перестройки бюджетной системы. В российской экономике, как убедительно показывают итоги реформ, возрастание государственных расходов непроизводительного характера не компенсировалось соответствующим увеличением инвестиционных расходов бюджета. Напротив, оно выступило одним из факторов, обуславливающих сокращение государственных централизованных инвестиции, ослабление инвестиционной функции государства.

Важной проблемой, связанной с использованием государственных инвестиции, является их низкая по сравнению с частными инвестициями эффективность. Данные о реализации федеральных программ подтверждают, что используемые при государственных финансовых ресурсов подходы не способствуют росту эффективности инвестирования и реструктуризации национальной экономики. Отсутствие системной основы в организации инвестиционного процесса, недостаточная степень проработанности и реальности бюджетного планирования явились причинами постоянного недофинансирования государственных инвестиционных программ.

По причине отсутствия достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом уста!ювленнот на предприятиях оборудо-

вания российская экономика нуждается в притоке иностранного капитала. Действительно, иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интефироваться в мировую экономику^. С другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны. Таким образом, иностранные инвестиции могут иметь неоднозначные последствия для национальной экономики.

В связи с этим, естественно* ставиться вопрос о расширении технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышение квалификации национальных кадров-» а уже за тем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Речь идет о том. что с начала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в экономику.

Перспективы же для инвесторов: в России в настоящее, время весьма .многообещающи, Отсутствие су шест венной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и сааме главное, высокий процент прибыли делают отечественную экономику привлекательной для иностранных, предпринимателей. :.

Однако; не смотря на это, иностранные инвесторы не очень торопятся вкладывать свои капиталы в российские предприятия. Основными причинами являются:

1)не стабильность экономической и политической ситуации:

2)не совершенное и противоречивое законодательство;

3)не ясность в определении прав собственности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4)отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;

5} не стабильность рубля как национальной валюты;

6)непредсказуемость изменений в налоговой системе и др.

Государственные мероприятия по привлечению иностранных инвестиций можно свести в две группы. К первой относятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты по внешним долгам. К второй-мероприятия правительства, которые снижают налоги для внешних инвесторов и облегчают таможенные условия.

Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства тесно связана с амортизационной политикой, научно-технической политикой, политикой в отношении иностранных инвестиций. Все они являются составными частями экономической и социальной политики государства, должны вытекать из нее и способствовать ее реализации.

Инвестициоиная политика не может осуществляться без механизма ее реализации. Он должен включать в себя:

1)выбористочников и методов финансирования инвестиции;

2)определениесроков реализации;

3)выборорганов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

4)созданиенеобходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;

5)созданиеблагоприятных условий для привлечения инвестиций.

Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных, отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона отдельных инвесторов.

Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующим факторами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1)экономической социальной политикой, проводимой в регионе;

2)величиной имеющегося производственного потенциала;

3)природно-климатическими условиям к;

4)оснащенностью энергосырьёвымй ресурсами;

5)географическим, местонахождением и геополитическим положением; •

6)состоянием окружающей средЬ^ :

7)демографической ситуацией;

8)привлекательностью региона для иностранных инвестиций.

Так, основными принципами региональной инвестиционной политики па федеральном уровне могут быть следящие: •

1)государственная инвестиционная политика должна обеспечивать единство инвестиционного пространства на всей территории России, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения;

2)на федеральном уровне целесообразно разработать и реализовать ограниченное количество, но реальных федеральных среднесрочных и долгосрочных программ, органической частью которых должен стать региональный разрез, согласованный с субъектами федерации;

3)необходимо устранить много канал ьн ость и частичное дублирование одинаковых по значению потоков государственных финансов путем совершенствования их региональной привязки. Важную роль в управлении потоками играет стабильное и полное разграничение пропорций, закрепление каждого вида налоговых бюджетных доходов за федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации как экономической основы региональной инвестиционной политики этих субъектов;

4)наделение органов государственной власти субъектов федерации широкими полномочиями по экономическому, в первую очередь налоговому регулированию, стимулирующему инвестиционную деятельность:

5)разработка и применение единых общероссийских нормативно’■законодательных основ залогового права, предусматривающих, в частности, страхование инвестиций от некоммерческих рисков имуществом субъектов федерации по их усмотрению.

Для проведения эффективной муниципальной инвестиционной политики требуется выработка стратегии инвестиционной деятельности на региональном уровне целесообразно проводить с учетом следующих мер:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1)оценки собственного инвестиционного потенциала;

2)формирование и реализации стратегии регионального развития;

3)разработки . целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению Инвестиций в регион.

4)формирование банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в.инвестиционный процесс» не эффективно используемых, а также имущества для передачи в лизинг;

5} разработка программ по стимулированию отдельных территорий ггутем открытия зон свободного предпринимательства;

6)формирование бизнес-про филей по отдельным отраслям и предприятиям;

Государственная поддержка инвестиционной сферы в условиях перехода к рыночной

экономике предполагает возрастание, не столько объемов централизованных источников, сколько значение государственных гарантий, страхования и ориентира для частных инвесторов, Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности должно строиться на принципах определения приоритетных, направлений, разделения текущего и. инвестиционного бюджета на нормативной основе, четкого определения источников покрытия дефицита инвестиционного бюджета, контроля за исполнением средств.Л

Активизация инвестиционной политики регионов в условиях формирования рыночных отношений в России была вызвана реализацией курса на децентрализацию инвестиционного процесса, попытками, регионов преодолеть несовершенство федеральной инвестиционной политики и инвестиционного законодательства, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в. регионы. Помимо положительных последствий активизации инвестиционной политики регионов возник ряд проблем, связанных с углублением межрегио-

нальных противоречий: дифференцированность инвестиционной среды, разнообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных, схем продвижения проектов. Решение этих проблем предполагает учет при формировании инвестиционной политики макроэкономического и региональных аспектов, согласование интересов федерального центра и регионов» их ориентацию на достижение общих экономических результатов.

Литература;

ЬИгонин 11.В. Инвестиции, Организация управления и: финансирование; Учеб. Для вузов. -ЮМИТИ, 1999.

2.ИгонинаЯ. Л. Инвестиции: Учеб. Мод ред. В.А. Слснова, — М: 2002.

3.ШинкевичА. Н. Инвестиции. Учебное пособие. Краснодар: 2004.

Инвестиционная политика — многогранная экономическая категория, рассматриваемая на всех уровнях экономики страны, от государства в целом — инвестиционная политика государства, до уровня предприятия — инвестиционная политика предприятия.

Содержание

Инвестиционная политика

Партнеры пожимают руки

Понятие инвестиционной политики государства включает в себя, главным образом, политику приоритетов расходования государственных ресурсов, отражаемая в бюджете страны. Инвестиционная политика государства, составляющая общей экономической политики, формируется на высшем уровне управления страной. В значительной мере эта политика является определяющей и для регионального уровня, крупных государственных монополий и отдельных предприятий и организаций выполняющих заказы государства.

Инвестиционная политика это установление масштабов и направлений вложений в проекты, отвечающие интересам государства, общества или интересам отдельных компаний.

Основные направления инвестиционной политики зависят от целей каждого субъекта экономической системы. Целеполагание инвестиций различно для каждого уровня: для предприятия цель инвестиций в максимизации прибыли при уменьшении затрат на производство некоторой продукции; для государства цели более обширны — повышение безопасности страны и ее производственного потенциала, повышение жизненного уровня населения.

Инвестиционная политика государства направлена на создание инвестиционного климата в стране, инвестиционной привлекательности.

Собственные инвестиционные ресурсы ограничены, поэтому их привлечение от частных инвесторов, привлечение зарубежных инвестиций — одно из важнейших направлений инвестиционной политики в государстве. Инвестиционная привлекательность создается системой мер, направленных на комфортность бизнеса в стране. Это налоговая политика государства для инвестиций, упрощение процедуры вложения капитала и вывоза прибыли из страны, различного рода преференции, защита частного капитала от криминальных элементов и коррупционного посягательства чиновников на результаты инвестиций.

Монеты сложены в стопки

Для предприятий и организаций, относительно независимых от инвестиционной политики государства, основные направления инвестиционной политики формируются в зависимости от целей, поставленных их собственниками и управляющими компаниями. Это может быть совершенствование системы управления предприятием, повышение технической оснащенности производства, улучшение условий труда на производстве или иные мероприятия, ведущие к увеличению прибыли собственников предприятий и организаций.

Принципы инвестиционной политики:

  • принцип правовой защиты инвестиций — подразумевает законодательное обеспечение инвестиций для всех участников инвестиционного процесса;
  • принцип свободы выбора предмета инвестиций, это право инвестора выбирать объект инвестирования по своему желанию, кроме областей связанных с обороноспособностью страны и законодательно запрещенных видов деятельности;
  • принцип приоритетности — подразумевает выбор стратегических направлений инвестирования, в соответствии с основными направлениями развития экономики страны;
  • принцип максимизации эффективности инвестиций предполагает выбор наиболее экономически эффективных направлений инвестирования средств;
  • принцип контроля инвестиционного процесса предполагает регулярный мониторинг и наличие системы регулирования глобальных изменений в инвестиционной политике в случае кризисных ситуаций или при возникновении серьезных отклонений от исполнения вышеупомянутых принципов инвестирования.

Читайте так же про инвестиционную политику государства.

Инвестиционная политика предприятий и организаций

Рассмотрение инвестиционного проекта

Инвестиционная политика организации или предприятия это выбор пути собственного развития: экстенсивного или интенсивного. По сути, это выбор стратегии развития фирмы. При экстенсивном пути инвестиции направляются на увеличение масштабов производства на существующей технологической базе производства. Это присуще организациям и предприятиям, имеющим высокий уровень технического и технологического оснащения, опережающий в своей области остальных участников рынка. Расширение производства увеличивает им массу прибыли.

Эта политика временна для них. Если фирма хочет сохранить лидирующие позиции на рынке, ей придется вкладывать средства в поиск более эффективных методов производства. Остальные участники ищут пути повышения эффективности своего производства, пытаются догнать и перегнать лидеров отрасли.

Конкурентоспособность на рынке является мощным стимулом интенсивного развития предприятий и организаций, а значит, и выбора соответствующей инвестиционной политики.

Интенсивный путь развития предприятия, организации предполагает формирование инвестиционной политики предприятия, организации при которой, большая часть прибыли и амортизационные отчисления направляются на закупку нового, более производительного оборудования, внедрение прогрессивных методов управления, внедрения автоматизации и роботизации производства.

Из этого следует, что стратегия развития любой компании на рынке должна ориентироваться на интенсивный путь, где периоды экстенсивного развития входят как тактические элементы глобального интенсивного пути развития фирмы.

Формирование инвестиционной политики предприятий и организаций

Главными целями предприятия или организации является стабильное получение прибыли от своей деятельности при сохранении конкурентоспособности производимой ею продукции на рынке. Эти цели достигаются формированием и реализацией соответствующей инвестиционной политики.

Этапы формирования инвестиционной политики

Мегаполис на ладони

Формирование инвестиционной политики фирмы (предприятия, организации) предполагает:

  • определение горизонта выбираемой стратегии развития — краткосрочной, средне- или долгосрочной;
  • выбор направления развития — отраслевой или межотраслевой;
  • территориальный выбор деятельности — ориентация на местный рынок, региональный, общероссийский или международный;
  • определение источников финансирования инвестиционной политики — определение потребностей в ресурсах, возможности финансирования за счет собственных ресурсов и заемных средств, оптимизация соотношения между ними, определение источников финансирования. Иными словами, выбор инвестиционного портфеля предприятия, организации;
  • создание системы управления инвестиционной политикой — это может быть формирование специального органа управления инвестиционной политикой, или закрепление функций управления за действующими структурными подразделениями;
  • проведение мониторинга реализации инвестиционной политики — периодическое определение экономической эффективности реализуемых инвестиционных проектов и введение корректирующих поправок в случае отклонения от заданных параметров инвестиционного проекта.

Стратегия и тактика инвестиционной политики

Графики прибыли

Инвестиционная политика фирмы сочетает стратегию и тактику ее развития. Стратегический инвестиционный портфель служит основой для тактического, в котором на конкретный период выбираются конкретные проекты и определяются размер и источники инвестирования. Инвестиционный портфель фирмы это и тактическая часть инвестиционной политики.

Крупные предприятия или корпорации в формируемый портфель и вносят не только инвестиционные проекты, но и целые инвестиционные программы, объединяющие несколько проектов по отраслевой или иной принадлежности с привлечением инвестиций самого разного уровня, вплоть до бюджетных средств.

Вообще, инвестиционная политика корпораций очень часто формируется с участием государства, особенно, в инвестиционных программах государственно-частного партнерства. Эту позицию сильно усилили дополнения к Федеральному закону «О концессионных соглашениях», по которым заключение концессионного соглашения с государством стала возможным по инициативе частного инвестора.

Источники финансирования инвестиционной политики

Оригами из долларовой купюры

Выбор источников финансирования, является важнейшим элементом в стратегии и тактике формирования инвестиционной политики, то одним из важнейших. Инвесторы, а это частные инвесторы, финансовые организации, банки, государственные финансовые структуры, привлекаемые к реализации инвестиционных проектов в инвестиционных программах фирм, корпораций должны быть уверены в низких рисках своих инвестиций, в своевременном их возврате и обеспечении их доходности на запланированном уровне.

А если проект оказался провальным, то инвесторы надеются на возврат, хотя бы части, инвестиций через реализацию основных фондов и иных остатков материальных ценностей. Ликвидность инвестиционных вложений также является важной характеристикой инвестиционных проектов при разработке, особенно, тактики инвестиционной политики компаний. Инвестиционная политика банка при выдаче инвестиционных кредитов, помимо оценки исполнения инвестиционного проекта, объема кредитных ресурсов, банковской маржи и рисков не возврата кредита, всегда учитывает ликвидность инвестиций.

Банки являются одним из главных поставщиком финансов для инвестиций, поэтому они разработали собственную процедуру оценки и соответствующие требования при финансировании инвестиционных проектов.

Зачастую привлечь частного инвестора для проекта легче чем получить кредит в банке на это же цели.

Крупные предприятия и корпорации чаще всего для реализации инвестиционных проектов прибегают к выпуску ценных бумаг. В этом случае проект рекламируется, дается подробное его описание, технико-экономический расчет и подробный бизнес-план проекта. Ценные бумаги выпускают в виде акций или облигаций.

В конце 90-х годов было широко распространено создание совместных предприятий, чаще с зарубежным инвестором, для реализации конкретного инвестиционного проекта. Этот путь финансирования актуален и сейчас в период санкций, введенных против России в финансовой сфере.

И все-таки, самым распространенным источником финансирования инвестиций остаются частные инвесторы и финансовые компании, специализирующиеся на инвестициях.

При формировании инвестиционной политики предприятия или организации желательно иметь стратегического партнера или партнеров, которые в долговременной перспективе будут обеспечивать финансовую поддержку ваших инвестиционных проектов.

Инвестиционная политика представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия. Она заключается в выборе и реализации наиболее эффективных форм реальных и финансовых его инвестиций с целью обеспечения высоких темпов его развития и постоянного возрастания его рыночной стоимости. Рассмотрим кратко каждый из восьми основных этапов разработки общей инвестиционной политики предприятия.

Инвестиционная деятельность предприятия подчинена долгосрочным целям его развития. Поэтому она должна осуществляться в соответствии с разработанной инвестиционной политикой. Такая политика формируется в составе общей финансовой стратегии предприятия как самостоятельный ее блок. Этот блок является стержневым, так как направлен на реализацию не только финансовой, но и корпоративной стратегии предприятия — неполная или неэффективная реализация инвестиционной политики предприятия ставит под угрозу реализацию всего стратегического его набора.

Инвестиционная политика представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия. Она заключается в выборе и реализации наиболее эффективных форм реальных и финансовых его инвестиций с целью обеспечения высоких темпов его развития и постоянного возрастания его рыночной стоимости.

Разработка общей инвестиционной политики предприятия охватывает следующие основные этапы:

  1. Анализ инвестиционной деятельности предприятия в предшествующем периоде
  2. Исследование и учет условий внешней инвестиционной среды и конъюнктуры инвестиционного рынка
  3. Учет стратегических целей развития предприятия, обеспечиваемых его предстоящей инвестиционной деятельностью
  4. Обоснование типа инвестиционной политики предприятия по целям вложения капитала с учетом рисковых предпочтений
  5. Формирование инвестиционной политики предприятия по основным направлениям инвестирования
  6. Формирование инвестиционной политики предприятия в отраслевом разрезе
  7. Формирование инвестиционной политики предприятия в региональном разрезе
  8. Взаимоувязка основных направлений инвестиционной политики предприятия

Анализ инвестиционной деятельности предприятия в предшествующем периоде

Основной целью такого анализа является всесторонняя оценка внутреннего инвестиционного потенциала предприятия и эффективности его инвестиционной деятельности.

  • На первой стадии анализа изучаются общий объем инвестиционной деятельности предприятия по отдельным этапам рассматриваемого периода, темпы динамики этого показателя в сопоставлении с темпами развития совокупной суммой операционных активов, собственного капитала и объема реализации продукции.
  • На второй стадии анализа исследуются соотношение отдельных направлений инвестиционной деятельности предприятия — объемов его реального и финансового инвестирования. Темпы динамики этих объемов инвестирования сопоставляются между собой, определяется удельный вес каждого из направлений инвестирования, исследуются их роль в развитии предприятия.
  • На третьей стадии анализа рассматривается уровень диверсификации инвестиционной деятельности предприятия в отраслевом и региональном разрезах, определяется степенью соответствия этого уровня отраслевой и региональной политике развития операционной его деятельности.
  • На четвертой стадии анализа определяется эффективность инвестиционной деятельности предприятия в рассматриваемом периоде. С этой целью используется система показателей рентабельности инвестиционной деятельности в целом, в том числе по направлениям инвестирования; производится сравнение этих показателей с рентабельностью активов и собственного капитала; рассматриваются показатели оборачиваемости инвестиционных ресурсов; методами факторного анализа устанавливается степень влияния отдельных показателей эффективности инвестиционной деятельности на рост рыночной стоимости предприятия.

Исследование и учет условий внешней инвестиционной среды и конъюнктуры инвестиционного рынка

В процессе такого исследования изучаются:

  • правовые условия инвестиционной деятельности в целом и в разрезе отдельных форм инвестирования («инвестиционный климат»);
  • анализируются текущая конъюнктура инвестиционного рынка и факторы ее определяющие;
  • прогнозируется ближайшая конъюнктура инвестиционного рынка в разрезе отдельных его сегментов, связанных с деятельностью предприятия.

В процессе исследования конъюнктуры инвестиционного рынка следует учесть, что он состоит не только из отдельных видов финансового рынка (рынка ценных бумаг, рынка денежных инструментов инвестирования, рынка золота и других драгоценных металлов), но также из отдельных видов рынка объектов реального инвестирования.

Исследование внешней инвестиционной среды и конъюнктуры инвестиционного рынка осуществляется методами стратегического, технического и фундаментального анализа.

Учет стратегических целей развития предприятия, обеспечиваемых его предстоящей инвестиционной деятельностью

Характер целей корпоративной и финансовой стратегий предприятия, требующих инвестиционной поддержки, следует рассматривать как систему стратегических целей инвестиционной деятельности, которая должна быть отражена в его инвестиционной политике. При этом следует иметь в виду, что объективным фактором, определяющим направленность инвестиционной политики предприятия, выступает стадия жизненного цикла, в которой находится предприятие.

Обоснование типа инвестиционной политики по целям вложения финансовых ресурсов с учетом рисковых предпочтений

На этом этапе формирования общей инвестиционной политики предприятия определяется целевая функция его инвестиционной деятельности по критерию соотношения уровня ее доходности и риска. Такой критерий базируется на общей философии финансового управления предприятием, входящей в состав его стратегического набора.

В теории финансового менеджмента выделяют обычно три типа инвестиционной политики предприятия по критерию рисковых предпочтений инвестора — консервативную, умеренную и агрессивную:

  • Консервативная инвестиционная политика направлена на минимизацию инвестиционного риска как приоритетной цели.
  • Умеренная (компромиссная) инвестиционная политика направлена на выбор таких объектов инвестирования, по которым уровень текущей доходности, темпы роста капитала и уровень риска в наибольшей степени приближены к среднерыночным.
  • Агрессивная инвестиционная политика направлена на максимизацию текущего дохода от вложений капитала в ближайшем периоде.

Выбор конкретного типа инвестиционной политики предприятия по целям вложения капитала с учетом рисковых предпочтений его собственников и менеджеров осуществляется с учетом следующих факторов:

  • финансовой философии предприятия;
  • избранного типа корпоративной и финансовой стратегии предприятия;
  • наличием необходимого выбора на инвестиционном рынке соответствующих реальных инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования;
  • финансового состояния предприятия.

Формирование инвестиционной политики предприятия по основным направлениям инвестирования

На этом этапе формирования инвестиционной политики предприятия определяется соотношение объемов реального и финансового инвестирования в процессе предстоящей его инвестиционной деятельности. Оптимизация этого соотношения базируется на учете ряда объективных внешних и внутренних факторов, основными из которых являются:

  • Функциональная направленность деятельности предприятия.
  • Стадия жизненного цикла предприятия.
  • Размер предприятия.
  • Характер стратегических изменений операционной деятельности.
  • Прогнозируемая ставка процента на финансовом рынке.
  • Прогнозируемый темп инфляции.

Функциональная направленность деятельности предприятия существенным образом влияет на соотношение направлений реального и финансового инвестирования. Предприятия — институциональные инвесторы осуществляют свою инвестиционную деятельность преимущественно на рынке ценных бумаг. Следовательно, основным направлением их долгосрочной инвестиционной деятельности будет являться инвестирование в акции, облигации, сберегательные сертификаты и другие фондовые инструменты. Удельный вес реального инвестирования у таких предприятий может колебаться лишь в пределах, разрешенных законодательством для каждой из этих групп инвесторов.

В то же время у предприятий осуществляющих производственную деятельность, преимущественным направлением инвестирования будут реальные вложения (в форме капитальных вложений, покупки объектов приватизации т.п.). Именно это направление инвестирования позволяет таким предприятиям развиваться наиболее высокими темпами, осваивать новые виды продукции, проникать на новые товарные и региональные рынки.

Финансовые инвестиции таких предприятий связаны, как правило, с краткосрочными вложениями временно свободных денежных средств или осуществляются с целью установления контроля (влияния) за деятельностью отдельных фирм (предприятий-партнеров; предприятий-конкурентов и т.п.).

Стадия жизненного цикла предприятия определяет потребности и возможности осуществления различных направлений инвестирования. Так, на стадиях «детства» и «юности» подавляющая доля осуществляемых предприятием инвестиций носит реальную форму; на стадии «ранней зрелости» это направление инвестиций также преобладает; лишь на стадии «окончательной зрелости» предприятия могут позволить себе существенное расширение удельного веса финансовых инвестиций.

Размеры предприятия влияют на соотношение направлений реального и финансового инвестирования опосредованно через возможный объем формирования инвестиционных ресурсов. У небольших и средних предприятий, свободный доступ которых к заемным финансовым ресурсам ограничен, имеются определенные сложности в формировании «критической массы инвестиций», обеспечивающей рентабельное развитие операционной деятельности. В связи с этим инвестиционная деятельность небольших и средних производственных предприятий сконцентрирована преимущественно на реальном инвестировании, т.к. для осуществления финансовых инвестиций у них отсутствуют соответствующие ресурсы. В то же время у крупных предприятий уровень финансовой гибкости (доступ к внешним источникам финансирования) более высокий, что дает им возможность осуществлять финансовое инвестирование в более широких масштабах.

Характер стратегических изменений операционной деятельности определяет различную цикличность формирования и использования инвестиционных ресурсов. В современной литературе выделяется две принципиальные характеристики стратегических изменений операционной деятельности предприятия — постепенные и прерывистые изменения. Постепенные стратегические изменения характеризуются внутренней логикой динамики операционной деятельности и связаны с относительно незначительными объемами ее наращения в разрезе отдельных интервалов стратегического периода. Прерывистые стратегические изменения характеризуются существенными отклонениями объемов операционной деятельности от традиционного вектора роста и осуществляются скачкообразно.

При постепенных стратегических изменениях операционной деятельности формируемые предприятием инвестиционные ресурсы потребляются, как правило, в рамках каждого из интервалов стратегического периода на нужды реального инвестирования. В этих условиях финансовое инвестирование носит краткосрочный характер использования временно свободных инвестиционных ресурсов и осуществляется в небольших объемах. При прерывистых стратегических изменениях операционной деятельности у предприятий накапливается довольно значительный объем временно не используемых инвестиционных ресурсов, который может быть задействован в процессе финансового инвестирования — как кратко-, так и долгосрочного.

Прогнозируемая ставка процента на финансовом рынке оказывает влияние на соотношение направлений реального и финансового инвестирования предприятия через механизм формирования нормы чистой инвестиционной прибыли. В реальном инвестировании рост ставки процента вызывает соответствующее снижение нормы чистой инвестиционной прибыли, т.к. при прочих равных условиях увеличивает стоимость привлекаемых инвестиционных ресурсов. В финансовом инвестировании наблюдается противоположная тенденция — с ростом ставки процента норма чистой инвестиционной прибыли по большинству финансовых инструментов возрастает.

Прогнозируемый темп инфляции оказывает влияние на соотношение направлений реального и финансового инвестирования предприятия. Это связано с различным уровнем защищенности объектов инвестирования от действия инфляции. Реальные инвестиции имеют высокий уровень защиты от инфляции, так как цены на объекты реального инвестирования возрастают обычно пропорционально темпу инфляции. В то же время уровень защиты от инфляции большинства финансовых инструментов инвестирования очень слабый — в процессе инфляции обесценивается не только размер ожидаемой инвестиционной прибыли, но и стоимость самих инструментов инвестирования, подлежащих последующему погашению. Соответственно, прогнозируемый рост темпов инфляции будет вызывать повышение доли реального инвестирования, в то время как прогнозируемое снижение темпов инфляции вызовет активизацию финансового инвестирования предприятия.

С учетом этих факторов в процессе формирования инвестиционной политики соотношение различных направлений инвестирования дифференцируется по отдельным интервалам предстоящего периода.

Формирование инвестиционной политики предприятия в отраслевом разрезе

Определение отраслевой направленности инвестиционной деятельности является наиболее сложной задачей разработки инвестиционной политики. Она требует последовательного подхода к прогнозированию инвестиционной деятельности в увязке с общей корпоративной стратегией развития предприятия.

На первой стадии исследуется целесообразность отраслевой концентрации или диверсификации инвестиционной деятельности. Как правило начальные этапы деятельности предприятия связаны с концентрацией ее на одной отрасли, наиболее хорошо знакомой инвесторам. Обзор западной практики показывает, что многие из наиболее удачливых инвесторов достигли высокого уровня благосостояния, используя стратегию концентрации, т.е. не выходя за рамки моноотраслевой деятельности. Особенно яркие примеры дает нам производство отдельных видов наукоемкой продукции (компьютерная техника, компьютерные программы и т.п.) или продукции, удовлетворяющей новые потребности обширного круга потребителей. В то же время следует отметить, что среди инвесторов, использующих эту стратегию, наблюдается наибольшее число банкротств. Это связано с тем, что концентрация связана с более высоким уровнем инвестиционных рисков, чем могут позволить себе многие инвесторы.

Стратегия отраслевой концентрации, может быть использована лишь на первых трех стадиях жизненного цикла предприятия, т.к. при благоприятных обстоятельствах она может обеспечить наиболее высокие темпы производственного развития или увеличения капитала. На последующих стадиях жизненного цикла предприятия по мере удовлетворения потребности в продукции (товарах, услугах) основного контингента потребителей ей на смену должна прийти стратегия отраслевой диверсификации инвестиционной деятельности.

На второй стадии исследуется целесообразность различных форм отраслевой диверсификации инвестиционной деятельности в рамках определенной группы отраслей. Такими группами могут быть отрасли сельскохозяйственного производства, пищевой промышленности, транспорта и т.п. Такая отраслевая диверсификация позволяет инвестору более широко использовать накопленный опыт в сфере маркетинга, производственных технологий и т.п., а следовательно в большей мере предопределять эффективность инвестирования. Кроме того, использование отраслевой диверсификации даже в таких ограниченных рамках позволяет существенно снизить уровень инвестиционных рисков.

Диверсификация инвестиционной деятельности предприятия в рамках определенной группы отраслей связана с формированием «стратегических зон хозяйствования» (такое формирование осуществляется в процессе разработки общей стратегии экономического развития компании). На стратегической зоне хозяйствования лежит полная ответственность за разработку ассортимента конкурентоспособной продукции, эффективной сбытовой стратегии, а также обеспечивающей их инвестиционной стратегии.

Вместе с тем, такая стратегия инвестиционной деятельности также не лишена определенных недостатков. Основной из них заключается в том, что смежные отрасли в рамках определенной их группы имеют, как правило, аналогичный во времени отраслевой жизненный цикл, что усиливает инвестиционный риск, особенно в традиционных отраслях экономики. Кроме того, продукция таких отраслей подвержена обычно влиянию одинаковых во времени конъюнктурных циклов, что в еще большей степени усиливает инвестиционный риск в отдельные неблагоприятные периоды. Поэтому использование стратегии диверсификации инвестиционной деятельности в рамках определенной группы отраслей эффективно лишь при благоприятном прогнозе конъюнктуры соответствующих товарных рынков.

На третьей стадии исследуется целесообразность различных форм диверсификации инвестиционной деятельности в разрезе различных не связанных между собой групп отраслей. Необходимость использования такой стратегии определяется тем, что для многих крупных и средних компаний, осуществляющих свою деятельность на протяжении длительного периода, традиционно избранные отрасли (отдельные или в рамках определенных групп), сдерживают темпы перспективного развития, получение высокой отдачи от инвестиций, а иногда предопределяют их стратегическую уязвимость в конкурентной борьбе. Обеспечить новые возможности развития для таких предприятий может инвестирование в иные альтернативные группы отраслей.

Диверсификация инвестиционной деятельности, осуществляемая в процессе второго и третьего этапов разработки отраслевой направленности инвестиционной политики, позволяет получить эффект синергизма, при котором общий эффект полиотраслевой деятельности предприятия значительно больше, чем эффект отдельных отраслевых его подразделений. Для получения эффекта синергизма предприятие может избрать наступательную инвестиционную политику, когда в качестве критерия поиска объектов инвестирования используются будущие преимущества отраслевого конгломерата, или защитную инвестиционную стратегию, когда поиск объектов инвестирования направлен на устранение слабостей отдельных отраслевых производств.

Формирование инвестиционной политики предприятия в региональном разрезе

Необходимость осуществления этого этапа разработки инвестиционной политики предприятия определяется двумя основными условиями.

Первым условием, определяющим необходимость такой разработки, является размер предприятия. Подавляющее большинство небольших фирм и значительная часть средних предприятий осуществляют свою деятельность в пределах одного региона по месту проживания инвесторов. Для таких фирм возможности региональной диверсификации инвестиционной деятельности (особенно в части реальных инвестиций) ограничены в силу недостаточного объема инвестиционных ресурсов и существенного усложнения управления инвестиционной и хозяйственной деятельностью. Принципиальная возможность региональной диверсификации возможна лишь при финансовых инвестициях, однако их объем у таких предприятий небольшой, поэтому инвестиционные решения могут приниматься не в рамках разрабатываемой политики, а при формировании инвестиционного портфеля (т.е. на стадии тактического управления инвестиционной деятельностью).

Вторым условием, определяющим необходимость такой разработки, является продолжительность функционирования предприятия. На первых стадиях его жизненного цикла хозяйственная и инвестиционная деятельность сосредотачивается, как правило, в рамках одного региона, и лишь по мере дальнейшего развития предприятия возникает потребность в региональной диверсификации инвестиционной деятельности.

Основой разработки региональной направленности инвестиционной деятельности является оценка инвестиционной привлекательности отдельных регионов страны.

Взаимоувязка основных направлений инвестиционной политики предприятия

В процессе этого этапа обеспечивается согласованность отдельных направлений инвестиционной политики предприятия по объемам, срокам реализации и другим параметрам.

При больших объемах инвестиционной деятельности предприятия его инвестиционная политика дифференцируется в разрезе реального и финансового инвестирования.

Версия для печати

Добавить комментарий