Инвентаризация отходов

Инвентаризация отходов производства и потребления – это совокупность рабочих моментов, направленных на составление и учет качественных и количественных показателей отходов. Это внутренняя процедура предприятия, результаты которой отображаются в отчетном документе, однако требования по ее проведению и оформлению не предусмотрены действующим законодательством.

Главным ее назначением является установка соответствия фактических данных об образовании отходов, полученных в ходе проверки, зарегистрированным данным в нормативах и технических документах, отражающих количественные и качественные характеристики отходов.

Да, официально в законодательстве РФ не существует такого понятия как инвентаризация отходов, которое было бы равнозначно, например, процедуре по инвентаризации выбросов. Отдельного документа, регламентирующего ее, тоже нет. Тем не менее, есть инвентаризация объектов размещения отходов (ОРО), которая считается обязательной процедурой для ЮЛ и ИП, эксплуатирующих объекты размещения отходов.

Заказать инвентаризацию отходов

Объекты размещения отходов представляют собой специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (такие как полигон), и включающие в себя объекты хранения и захоронения отходов.

Целью проведения инвентаризации отходов как внутреннего процесса можно назвать выявление вида и количества образующихся на объекте отходов, а также информацию о местах накопления отходов.

В соответствии с Приказом Минприроды России №49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов”, правила инвентаризации предназначены для ЮЛ и ИП, которые эксплуатируют объекты размещения отходов. Из этого следует, что инвентаризацию ОРО может провести владелец, арендатор, собственник и пользователь.

Важно понимать, что инвентаризация объектов размещения отходов и инвентаризация отходов производства и потребления – две отличных друг от друга процедуры.

Содержание

Для чего нужно проводить инвентаризацию отходов производства и потребления?

  • Паспортизация отходов 1-4 класса опасности;
  • Проведение биотестирования отходов (при необходимости);
  • Назначение внутренними приказами ответственных лиц за обращением с отходами;
  • Составление инструкций по обращению с отходами;
  • Правильное ведение учета отходов;
  • Оформление расчета нормативов образования отходов (при необходимости);
  • Грамотная организация мест накопления отходов на предприятии;
  • Решение вопросов о транспортировании и передаче отходов сторонним организациям для обезвреживания, утилизации, размещения отходов в соответствии с законодательством.

Кто проводит инвентаризацию отходов?

  1. Промышленные объекты 1, 2 и 3 категории опасности;
  2. Организации, эксплуатирующие объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы).

Уточним, что это обязательное мероприятие для лиц:

  • занимающихся производством отходов (собственники);
  • являющихся собственниками объектов, где размещены и обезврежены отходы;
  • занимающихся деятельностью по сбору и транспортировке отходов;
  • использующих отходы как сырье для производства.

Что касается объектов 4 категории опасности – у них образуются твердые коммунальные отходы (ТКО). На этом основании 4 категории также необходимо проводить инвентаризацию отходов.

Инвентаризация должна проводиться ежегодно, возможно несколько раз в году, если в этом есть производственная необходимость. ЭкоПромЦентр является ведущей организацией в сфере производственной экологии и предоставляет услуги только высококвалифицированных специалистов, мы проводим качественную инвентаризацию независимо от сложности и масштаба производства.

Основные этапы проведения инвентаризации отходов:

  • Издание приказа о проведении инвентаризации;
  • Процедура инвентаризации;
  • Дальнейшее обобщение полученных данных и оформление акта инвентаризации отходов.

Плюсы проведения инвентаризации отходов:

  • Позволяет грамотно организовать обращение с отходами на Вашем предприятии;
  • Выявляет все образующиеся в процессе деятельности отходы;
  • Исключает штрафы:

Инвентаризация необходима для паспортизации отходов 1-4 класса опасности. Если надзорный орган выявит на предприятии отход, на который отсутствует паспорт, штрафы для ЮЛ могут достигать до 200 000 руб. Кроме того, инвентаризация отходов обеспечивает правильное ведение журнала учета отходов. Если в журнале будет упущен какой-либо из производимых предприятием отходов, это расценивается как некорректное ведение журнала учета отходов. Штрафы за это достигают также 200 000 руб.

  • Предприятиям важно проводить инвентаризацию отходов, поскольку полученные сведения являются обязательной частью программы производственного экологического контроля. ПЭК необходимо разрабатывать предприятиям 1, 2 и 3 категории опасности согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» №7;
  • Результаты инвентаризации отходов используются в расчетах платы за НВОС;
  • Обеспечивает качественную организацию специальных мест накопления отходов на предприятии и их транспортирование.

Вебинар по ПНООЛР с разбором инвентаризации отходов

Как осуществляется инвентаризация отходов (образец)

1. Проведение инвентаризации отходов, а также мест их образования или размещения.

  • Организовывается выезд рабочей группы специалистов на предприятие;
  • Ею составляется перечень отходов, их виды определяются согласно Классификатору отходов (ФККО);
  • Собирается воедино вся информация, нужная для составления отчетности «акт инвентаризации отходов».

2. Непосредственно составление отчетности по результатам инвентаризации

  • Рассчитывается годовое количество образовавшихся или используемых отходов. Принцип расчета платы ПНООЛР берется из нормативно-методических рекомендаций, разработанных органами статистики.
  • Проводятся работы по анализу соотношения количества отходов существующим нормативам на предприятии и лимитам, установленным природоохранным законодательством;
  • Анализ на соответствие мест образования отходов тем требованиям, которые установили природоохранные органы, а также их соответствия нормативным актам, разработанным на предприятии.

Все перечисленные моменты вошли в проект ПНООЛР, а также являются главными пунктами для составления достоверной и качественной отчетности инвентаризации отходов.

Штрафы

Предприятие нельзя наказать за непроведение инвентаризации, но согласно пункту 3 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды” от 10.01.2002 №7-ФЗ, программа производственного экологического контроля (ПЭК) включает в себя сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.

Штрафные санкции за отсутствие отчета по программе ПЭК описаны в статье 8.5 КоАП за сокрытие или искажение экологической информации.

Несмотря на то, что инвентаризацию можно не проводить, природопользователям законодательно необходимо иметь паспорта отходов, вести журнал учета движения отходов, подавать отчет по форме 2-ТП (отходы) и платить экосбор.

Заказать паспорт отходов

Правила инвентаризации ОРО не распространяются на:

  • Объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации;
  • Объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, где это запрещено;
  • Специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
  • Скотомогильники.

Результатом проведенной инвентаризации можно назвать отчет о результатах инвентаризации отходов производства и потребления, отходообразующих процессов и мест накопления отходов. Данная отчетность содержит в себе следующие сведения о:

  • Технологических процессах, в результате которых образуются отходы производства и потребления;
  • Видах образующихся отходов, об их количестве;
  • Местах накопления отходов, а также о лицензируемых организациях, которым передаются отходы.

Полезно экологам!

В декабре 2020 года вышли новые методические указания по разработке ПНООЛР. Согласно им, ПНООЛР разрабатывается для 1 и 2 категорий, но при инвентаризации отходов производства и потребления вам могут помочь данные указания. Рекомендуем всем ознакомиться с указаниями по разработке ПНООЛР в Приказе Минприроды России от 07.12.2020 № 1021.

Оформление любой экодокументации, касаемо обращения с отходами должно производиться в соответствии с требованиями:

– Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 01.01.2021) «Об охране окружающей среды»;
– Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления”.

Бесплатная инвентаризация отходов

Предприятие может провести инвентаризацию своими силами, либо с привлечением экологической компании. Мы настоятельно рекомендуем доверить специалистам процедуру инвентаризации. ЭкоПромЦентр на протяжении 10 лет разрабатывает экодокументацию как для стандартных, так и для самых масштабных предприятий. Обратитесь к команде ЭкоПромЦентра прямо сейчас!

Если на предприятии больше 10 видов отходов, через 1-2 дня после обращения мы проведем бесплатную инвентаризацию источников отходов.

Заказать бесплатную инвентаризацию

  1. Консультация специалиста по изменениям в законодательстве об отходах
  2. Бесплатный выезд эколога на ваше предприятие в СПб или Лен. обл. (выезд в регионы РФ по согласованию) в течение 1-2 дней
  3. Проверка экологической документации на соответствие требованиям надзорных органов
  4. Подбор полигона и перевозчика для ваших отходов (при необходимости)
  5. Помощь в составлении технического задания на конкурс для выявления минимальной цены
  6. После встречи вы получаете рекомендации о том, как лучше поступить в сложившейся ситуации. Плюс развернутое предложение со сроками и точной стоимостью работы и ее отдельных этапов.
Инвентаризация отходов

Инвентаризация отходов производства и потребления — это внутренний документ предприятия, требования по проведению и оформлению которого действующим законодательством не предусмотрены. Мы не говорим сейчас об инвентаризации объектов размещения отходов!

Поэтому, если у вашего предприятия отсутствует инвентаризация отходов производства и потребления — предприятие не может быть наказано.
Но тем не менее, для организации процесса обращения с отходами на предприятии, проведение инвентаризации отходов необходимо прежде всего для выявления всех образующихся отходов.

Инвентаризация отходов производства и потребления — НПА

Пункт 3 статьи 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды»:

.Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
— об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
— об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
— о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
— о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
— о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Согласно Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 отходообразующий вид деятельности (процесс) в нормативах образования отходов устанавливается по данным инвентаризации отходов производства и потребления.
В качестве исходных данных для расчета образования отходов используются технологические карты, описание рецептур, технологические регламенты и другая документация, регламентирующая использование сырья и материалов, документы учета расхода сырья и материалов, получения продукции, результаты инвентаризации источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, источников образования отходов, данные контроля выбросов, сбросов и образования отходов. Исходные данные фиксируются в табличном виде (приложение N 1 к Методическим указаниям).

В приказе Минприроды России № 1028 от 08.12.2020 г. описан порядок организации учета образующихся отходов, по сути это инвентаризация отходов. Таблицу по составу образующихся видов отходов, подлежащих учету из указанного приказа можно использовать для оформления результатов инвентаризации отходов.

Материалы учета отходов являются информацией в области обращения с отходами и используются при:
проведении инвентаризации отходов;
подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности);
ведении федеральных статистических наблюдений;
расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, пункт 3.12:

предельное накопление количества отходов на территории предприятия, которое единовременно допускается размещать на его территории, определяется предприятием в каждом конкретном случае на основе баланса материалов, результатов инвентаризации отходов с учетом их макро- и микросостава, физико-химических свойств, в том числе агрегатного состояния, токсичности и уровней миграции компонентов отходов в атмосферный воздух.

Как видите упоминаний о применении результатов инвентаризации отходов в действующих нормативных правовых актах достаточно.

Для чего необходимо проведение инвентаризации отходов

Как я писала выше, проведение инвентаризации отходов прежде всего необходимо для выявления всех образующихся отходов на предприятии.

Это необходимо прежде всего:

  • для паспортизации отходов 1-4 класса опасности

в случае выявления надзорными органами образующегося на предприятии отхода без паспорта на отхода — штрафные санкции составляют на должностное лицо от 20,0 тыс. руб., на юридическое лицо — от 200,0 тыс. руб.

  • для проведения биотестирования отходов (при необходимости)
  • для назначения внутренними приказами ответственных лиц за обращением с отходами
  • для составления инструкций по обращению с отходами
  • для правильного ведения учета отходов

отсутствие отхода в журнале ведения отходов будет расценено надзорными органами как недостоверное ведение учета отходов, соответственно штраф на должностное лицо составит от 20,0 тыс. руб., на юридическое лицо от 200,0 тыс. руб.

  • для оформления расчета нормативов образования отходов (при необходимости)

если на ОНВОС 1, 2 категории в расчете нормативов образования отходов будет отсутствовать отход образующийся у предприятия, то это может повлечь наложение штрафных санкций на должностное лицо — от 20,0 тыс. руб., на юридическое лицо — от 200,0 тыс. руб.

  • для грамотной организации мест накопления отходов на предприятии

штрафные санкции на должностное лицо от 10,0 тыс. руб., на юридическое лицо — от 100,0 тыс. руб.

  • для решения вопросов о транспортировании и передаче отходов сторонним организациям для обезвреживания, утилизации, размещения отходов в соответствии с законодательством.

Проведение инвентаризации отходов

Правил проведения инвентаризации отходов производства и потребления не существует.

1.Проведение инвентаризации отходов начинается с издания приказа:

включаем в приказ по инвентаризации отходов всех руководящих должностных лиц, в подразделениях которых образуются отходы, представителей бухгалтерии. Это необходимо для получения достоверных результатов, а также для разделения бремени ответственности.

2. Далее необходимо определиться с перечнем образующихся отходов на предприятии.

В приказе Минприроды России № 1028 от 08.12.2020 г. описан порядок организации учета образующихся отходов, по сути это инвентаризация отходов.

  1. выявление веществ, материалов, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказания услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений.

  2. выявление изделий, утративших потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.

  3. отнесение отходов к конкретному классу опасности (в соответствии с ФККО, в случае если нет отхода в ФККО — согласно Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 декабря 2014 г. N 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».

  4. паспортизация отходов.

В результате выявляется состав образующихся отходов, подлежащих учету, который должен содержать информацию:

  • о наименовании отхода,
  • код ФККО,
  • класс опасности отхода,
  • происхождение и условия образования вида отхода,
  • агрегатное состояние и физическая форма отхода,
  • химический и (или) компонентный состав отхода.

Для этого необходимо:

А) визуально осмотреть территорию, места накопления отходов;

Б) привлечь технологов производственных подразделений или начальников;

В) просмотреть годовые акты списания материалов, оборудования и т.д. (привлекаем бухгалтеров).

По результатам этих действий составить перечень образующихся отходов.

Не рекомендую включать в перечень:

  • отходы, которые образовались однократно,
  • отходы, количество образования которых очень мало и они относятся к 4-5 классу опасности (надо смотреть индивидуально) и которые могут войти в состав отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам.

Помните, что с этим перечнем потом работать прежде всего вам.

3. Организовать накопление образующихся отходов, в соответствии с действующим законодательством.

У меня на сайте по этому вопросу есть следующая информация:

  • накопление отходов до 11 месяцев
  • правила хранения (накопления) отходов
  • запрет на захоронение отходов
  • сброс отходов на почву
  • площадки накопления ТКО
  • требования к месту накопления отходов ртутных ламп
  • хранение ртутных ламп
  • лом черных металлов.

4. Организовать транспортирование и передачу отходов для утилизации, обезвреживания, захоронения в соответствии с законодательством.

? Требования экологической безопасности к транспортированию опасных отходов

Лицензирование в области обращения с отходами

5. Составить акт (или любой другой документ) по результатам проведенной инвентаризации отходов.

Результаты инвентаризации отходов оформляются по свободной форме.

Помните, что под действие экологического законодательства не попадают:

  • медицинские отходы
  • биологические отходы
  • радиоактивные отходы.
19Апр

Проведение инвентаризации отходов

872 Просмотров |

От Администратор
вСтатьи

Согласно законодательству РФ все предприятия обязаны соблюдать экологические требования, в числе которых присутствует необходимость проведения инвентаризации отходов производства и потребления. По результатам инвентаризации составляется акт инвентаризации. Рассмотрим, для чего необходимо проводить это мероприятие, как часто и какие следуют санкции за отсутствие необходимой документации.

Обязательность проведения инвентаризации отходов

Опись отходовОбя­за­тель­ность ин­вен­та­ри­за­ции объ­ек­тов раз­ме­ще­ния от­хо­дов ука­за­на в ст. 67 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 10 ян­ва­ря 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окру­жа­ю­щей среды» и ст. 11 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об от­хо­дах про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния». Ис­точ­ни­ком от­хо­дов яв­ля­ют­ся не толь­ко про­из­вод­ствен­ные пред­при­я­тия, име­ю­щие ис­точ­ник за­гряз­не­ния окру­жа­ю­щей среды, на­при­мер, боль­шой завод или пред­при­я­тия, ве­ду­щие де­я­тель­ность, свя­зан­ную с при­ме­не­ни­ем ма­те­ри­а­лов, пред­став­ля­ю­щих опас­ность. Малые пред­при­я­тия и даже ИП ведут де­я­тель­ность, в ре­зуль­та­те ко­то­рой по­яв­ля­ют­ся от­хо­ды про­из­вод­ства.

На­при­мер, ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель, осу­ществ­ля­ю­щий де­я­тель­ность по ре­мон­ту и тех­ни­че­ско­му об­слу­жи­ва­нию ав­то­транс­порт­ных средств, был оштра­фо­ван по ст. 8.2 КоАП на 30 000 руб. за то, что не вел учет от­хо­дов, ис­поль­зо­ван­ных ав­то­мо­биль­ных по­кры­шек. В ре­ше­нии суда ука­за­но, что от­сут­ство­ва­ли паспорта опасных отходов, не про­во­ди­лась ин­вен­та­ри­за­ция от­хо­дов, не было учета раз­ме­щен­ных от­хо­дов, а также об­ра­зо­вав­ших­ся, ис­поль­зо­ван­ных и пе­ре­дан­ных дру­гим лицам.

Для чего проводится инвентаризация отходов?

Вред для окружающей средыЦелей проведения данной проверки достаточно много:

Устранение вреда для окружающей среды. В связи с этим в ходе инвентаризации выясняется, насколько сильно предприятие превысило допустимые нормы в ходе сбора, накопления, хранения, утилизирования или захоронения отходов.

Стоит отметить, что нарушение законов, регулирующих защиту экологии, влечет за собой не только административную и/или дисциплинарную ответственность, но еще и уголовную (глава 26 УК РФ) и имущественную (ст.15 ГК РФ, и иные). А инвентаризация отходов, проводимая на предприятии в установленные сроки, позволяет избежать этих рисков;

Инвентаризация позволяет предприятию выявить отходы, которые можно пустить в утилизацию. На основании ст.1 закона «Об отходах» (№ 89-ФЗ, от 24.06.98г.) под утилизацией понимается не уничтожение, а применение отходов:

повторное их использование в производстве (рециклинг), в том числе и в качестве основного или вспомогательного сырья;

использование в производстве в качестве сырья, но только после проведения необходимой его подготовки (регенерация);

извлечение из отходов полезных составляющих, которые можно еще раз направить в производство (рекуперация).

Фактически, инвентаризация отходов на предприятии открывает возможность для сокращения расходов на покупку сырья, или для получения доходов от продажи полезных компонентов, извлеченных из отходов, и т.д.;

Инвентаризация отходов производства и потребления позволяет организовать правильный, в том числе и бухгалтерский учет веществ, материалов и предметов, которые по ряду причин переходят или должны перейти в разряд «отходов»;Инвентаризация позволяет установить правильность классификации отходов. Отходы с 1 по 4 класс опасности представляют собой угрозу окружающей среде, а потому требуют соблюдения особых условий обращения. Кроме того, в рамках проведения инвентаризации опасных отходов проводится еще и инвентаризация объектов размещения отходов. т.е. специально оборудованных сооружений, которые используются для размещения отходов, их хранения либо захоронения. Обращаем внимание, что проверка данных сооружений осуществляется отдельно от проверки самих отходов.

Министерство природных ресурсовЗа­ко­но­да­тель­ство не регламентирует четкий порядок проведения инвентаризации. При­ка­зом Ми­ни­стер­ства при­род­ных ре­сур­сов и эко­ло­гии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 25.02.2010 N 49 утвер­жде­ны Пра­ви­ла ин­вен­та­ри­за­ции объ­ек­тов раз­ме­ще­ния от­хо­дов (далее — Пра­ви­ла), в пунк­те 4 ко­то­рых ука­за­но, что про­ве­де­ние ин­вен­та­ри­за­ции объ­ек­тов долж­но быть не реже од­но­го раза в пять лет. После сбора и об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции об объ­ек­те со­став­ля­ет­ся ха­рак­те­ри­сти­ка каж­до­го объ­ек­та раз­ме­ще­ния от­хо­дов со­глас­но при­ло­же­нию к Пра­ви­лам. В от­но­ше­нии по­ряд­ка и ре­гла­мен­та ин­вен­та­ри­за­ции пра­вил не уста­нов­ле­но, по­это­му пред­при­я­тие может уста­нав­ли­вать свои тре­бо­ва­ния. Ин­вен­та­ри­за­ция может про­во­дить­ся как си­ла­ми са­мо­го пред­при­я­тия, так и с при­вле­че­ни­ем сто­рон­ней спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной ор­га­ни­за­ции.

Ин­вен­та­ри­за­ция от­хо­дов про­во­дит­ся в несколь­ко эта­пов:

из­да­ние при­ка­за о про­ве­де­нии ин­вен­та­ри­за­ции ис­точ­ни­ков об­ра­зо­ва­ния от­хо­дов, в котором утверждаются сроки, объекты, подразделения и цели инвентаризации, а также состав комиссии для ее проведения;

на основании приказа формируется список структурных подразделений предприятия, в которых будет осуществляться проверка, график ее проведения и перечни веществ и материалов, какие в данных подразделениях можно признать отходами;

про­ве­де­ние ин­вен­та­ри­за­ции, в процессе которой осуществляется выявление и идентификация отходов, как по классам опасности, так и по прочим критериям. Причем, отнесение отходов к классам опасности осуществляется с учетом правил, какие закреплены в приказе Минприроды РФ от 05.12.2014г. № 541, а также на основе ФККО РФ (Федерального классификационного каталога отходов);

все выявленные в ходе проверки отходы заносятся в соответствующий акт инвентаризации отходов производства и потребления, образец которого должен быть утвержден Учетной политикой предприятия (предпринимателя). Данный документ предприятие может разработать самостоятельно, руководствуясь положениями статьи 9 закона № 402-ФЗ «О бухучете»;

обоб­ще­ние по­лу­чен­ных в ре­зуль­та­те ин­вен­та­ри­за­ции дан­ных и оформ­ле­ние акта ин­вен­та­ри­за­ции от­хо­дов.

Необходимые документы

На пред­при­я­тии, яв­ля­ю­щем­ся ис­точ­ни­ком от­хо­дов про­из­вод­ства, может быть из­да­на ин­струк­ция о по­ряд­ке про­ве­де­нии ин­вен­та­ри­за­ции и раз­ра­бо­та­ны до­ку­мен­ты, ко­то­рые долж­ны со­став­лять­ся в про­цес­се ин­вен­та­ри­за­ции. Могут быть раз­ра­бо­та­ны и утвер­жде­ны документы ин­вен­та­ри­за­ци­он­ные ве­до­мо­сти ис­точ­ни­ков об­ра­зо­ва­ния от­хо­дов, ве­до­мо­сти объ­ек­тов хра­не­ния и на­коп­ле­ния от­хо­дов, све­де­ния о пред­при­я­ти­ях, при­ни­ма­ю­щих от­хо­ды и дру­гие, необ­хо­ди­мые для учёта об­ра­зу­ю­щих­ся в про­цес­се де­я­тель­но­сти от­хо­дов до­ку­мен­ты в за­ви­си­мо­сти от вида де­я­тель­но­сти пред­при­я­тия.

Для про­ве­де­ния ин­вен­та­ри­за­ции необ­хо­ди­мо под­го­то­вить при­каз, в ко­то­ром долж­ны быть ука­за­ны:

со­став ин­вен­та­ри­за­ци­он­ной ко­мис­сии,

сроки ин­вен­та­ри­за­ции,

сроки оформ­ле­ния акта ин­вен­та­ри­за­ции.

После проведения инвентаризации составляются следующие документы:

опись ТМЦ инвентаризационная по форме №ИНВ-3;

ведомость для сличения результатов инвентаризации по форме №ИНВ-19;

приказ на проведение инвентаризации формы №ИНВ-22.

Однако акт инвентаризации отходов производства служит только целям бухучета. Поэтому помимо акта часто составляется еще и инвентаризационная ведомость. В этом документе указываются следующие сведения:

источник образования (получения, поступления) отходов;

общепринятая кодировка отходов;

их название и класс опасности;

химико-физические характеристики отходов;

место временного хранения, способы утилизации или удаления, и иное.

Данные инвентаризационной ведомости могут быть использованы при получении лимитов по размещению отходов, для составления отчетности по отходам, и т.д.

В про­цес­се ин­вен­та­ри­за­ции ис­поль­зу­ют­ся про­ект­ная до­ку­мен­та­ция на стро­и­тель­ство объ­ек­тов раз­ме­ще­ния от­хо­дов, дан­ные об­сле­до­ва­ний объ­ек­тов раз­ме­ще­ния от­хо­дов и дру­гая до­ку­мен­та­ция.

После про­ве­де­ния ин­вен­та­ри­за­ции, ис­хо­дя из со­став­лен­ных в про­цес­се ин­вен­та­ри­за­ции до­ку­мен­тов, со­став­ля­ет­ся акт ин­вен­та­ри­за­ции, ко­то­рый под­пи­сы­ва­ют члены ко­мис­сии.

Сроки проведения

Что касается сроков проверки, то вопрос, когда проводить инвентаризацию отходов производства, каждое предприятие решает самостоятельно. Но при этом ему нужно руководствоваться крайними сроками, установленными действующими законами:

Законом РФ №89-ФЗ «Об отходах потребления и производства»;

Приказом Минфина РФ №49 «Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств».

Со­глас­но п. 4 ст. 18 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об от­хо­дах про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния” пред­при­ни­ма­те­ли и ор­га­ни­за­ции, в ре­зуль­та­те де­я­тель­но­сти ко­то­рых об­ра­зу­ют­ся от­хо­ды на объ­ек­тах, под­ле­жа­щих эко­ло­ги­че­ско­му над­зо­ру, долж­ны раз­ра­ба­ты­вать про­ек­ты нор­ма­ти­вов об­ра­зо­ва­ния от­хо­дов и ли­ми­тов на их раз­ме­ще­ние (ПНООЛР). Ру­ко­вод­ство­вать­ся необ­хо­ди­мо ме­то­ди­че­ски­ми ука­за­ни­я­ми по раз­ра­бот­ке про­ек­тов нор­ма­ти­вов об­ра­зо­ва­ния от­хо­дов и ли­ми­тов на их раз­ме­ще­ние, утвер­жден­ны­ми При­ка­зом Мин­при­ро­ды РФ от 05.08.2014 № 349. Ре­зуль­та­ты ин­вен­та­ри­за­ции, так же как тех­но­ло­ги­че­ские карты, ре­гла­мен­ты и дру­гие ма­те­ри­а­лы, яв­ля­ют­ся ос­но­ва­ни­ем для ПНООЛР.

Кроме того, ре­зуль­та­ты ин­вен­та­ри­за­ции ис­поль­зу­ют­ся для под­го­тов­ки ста­ти­сти­че­ской от­чёт­но­сти по форме 2-ТП (от­хо­ды), утвер­жден­ной При­ка­зом Рос­ста­та от 28.01.2011 N 17, а также за­пол­ня­ет­ся эко­ло­ги­че­ский пас­порт пред­при­я­тия.

Для составления программы производственного экологического контроля необходимы сведения об образующихся на предприятии отходах. Как регламентировать процесс их инвентаризации с помощью инструкции и провести обследование, расскажем в этой статье.

Кто обязан проводить инвентаризацию отходов

Обязанность проведения инвентаризации отходов производства и потребления закреплена в ст. 67 Закона № 7-ФЗ1, где говорится, что сведения об инвентаризации отходов и объектов их размещения входят в состав программы производственного экологического контроля (ПЭК). Такую программу обязаны разрабатывать юридические лица и ИП, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), I, II и III категорий.

В статье 11 Закона № 89-ФЗ2 установлено, что юридические лица и ИП при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов.

— Реклама —

Вебинар внутри поста — copy

Следовательно, проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и объектов их размещения обязаны хозяйствующие субъекты:

  • осуществляющие свою деятельность на объектах I, II и III категорий;
  • эксплуатирующие объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы).

Хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность на объектах IV категории и прочих (бескатегорийных) с образованием отходов производства и потребления и не эксплуатируют объекты размещения отходов, не обязаны проводить инвентаризацию отходов. При этом они, конечно, могут ее проводить по своему усмотрению.

Рассмотрим это на примерах.

  • Завод по производству бумаги (объект II категории) в процессе деятельности образует отходы I-V классов опасности. При этом собственных и арендуемых объектов размещения отходов нет. Предприятие обязано провести инвентаризацию отходов производства и потребления.
  • На заводе по переработке металлов (объект I категории) образуются отходы I-V классов опасности. Предприятие имеет собственный объект размещения отходов. Завод обязан проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и объекта их размещения.
  • Индивидуальный предприниматель занимается заготовкой сельскохозяйственных культур, образуются отходы IV-V классов опасности (объекту присвоена IV категория). Такой ИП не обязан проводить инвентаризацию отходов, но при этом обязан вести первичный учет в области обращения с отходами производства и потребления согласно приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 7213.
  • У ИП образуются твердые коммунальные отходы (ТКО), при этом объект не имеет категории (условно «V категория»). Отходы передаются для размещения оператору по обращению с ТКО. Такой ИП не обязан проводить инвентаризацию ТКО, но должен осуществлять первичный учет в области обращения с отходами согласно приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 7213.

Таким образом, ответ на вопрос, надо ли проводить инвентаризацию отходов, зависит исключительно от присвоенной объекту НВОС категории. Хозяйствующие субъекты, которые не обязаны проводить инвентаризацию отходов, но у которых они образуются, для облегчения ведения первичного учета в области обращения с отходами и для минимизации спорных вопросов при проверках могут проводить инвентаризацию по собственной инициативе.

К сведению

Обязательность проведения инвентаризации отходов зависит от категории объекта НВОС.

С чего начать?

Итак, вы обязаны провести инвентаризацию отходов. С чего начать, какими нормативными документами руководствоваться? На сегодняшний день нет документов, которые бы регламентировали порядок инвентаризации отходов (аналогичных, например, принятым для инвентаризации источников выбросов). Установлен лишь порядок инвентаризации объектов размещения отходов (приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 494), но это тема для отдельного рассмотрения.

Поэтому хозяйствующие субъекты сами устанавливают порядок, регламент и сроки проведения инвентаризации отходов производства и потребления.

Как правило, инвентаризация отходов проходит в несколько этапов:

  • издание приказа о проведении инвентаризации;
  • сама процедура инвентаризации;
  • обобщение полученных данных и оформление акта инвентаризации отходов.

Инвентаризация может проводиться как силами самого предприятия, так и с привлечением сторонней организации.

Можно издать инструкцию о порядке инвентаризации и разработать формы документов, которые должны составляться в процессе инвентаризации.

Прежде всего необходимо подготовить приказ, в котором указать состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения инвентаризации и оформления акта по ее итогам →(Пример1).

ПРИМЕР 1

ООО «Ромашка»

ПРИКАЗ

от «___» __________ 20 _г.

О проведении инвентаризации отходов производства и потребления

В связи с требованиями ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в целях организации первичного учета отходов, системы раздельного сбора отходов, а также разработки мероприятий по снижению количества образования отходов,

приказываю:

1. Утвердить Инструкцию о порядке проведения инвентаризации отходов производства и потребления.

2. Провести инвентаризацию отходов производства и потребления во всех подразделениях и службах предприятия в соответствии с организационной схемой.

3. Назначить инвентаризационную комиссию в составе:

председатель комиссии: ______________________

члены комиссии: ____________________________

4. Главному бухгалтеру ______обеспечить инвентаризационную комиссию необходимой информацией по номенклатуре и количеству поступающего и списываемого сырья, материалов, изделий.

5. Инженеру по охране окружающей среды (экологу) ___________ обеспечить инвентаризационную комиссию необходимой информацией по учету данных об образовании, использовании, обезвреживании, хранении, передаче на утилизацию, захоронение, размещение отходов производства и потребления за предыдущий календарный год, а также иной информацией в области обращения с отходами, имеющейся на предприятии в период проведения инвентаризации.

5. Председателю инвентаризационной комиссии _____________:

к инвентаризации приступить _____________ и окончить ее ____________. Результаты инвентаризации оформить актом до __________ (число, месяц, год)

6. Материалы инвентаризации отходов производства и потребления направить инженеру по охране окружающей среды (экологу) не позднее ____________.

7. Секретарю-делопроизводителю ______________ ознакомить с данным приказом перечисленных лиц под роспись.

8. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой

Руководитель организации ___________

Ознакомлены:

Председатель комиссии ___________

Члены комиссии ______________

Инструкция о проведении инвентаризации отходов должна содержать общие сведения о порядке проведения, об оформлении документов и хранении полученных данных →(Пример2).

ПРИМЕР 2

Утверждаю

Руководитель «Название организации»__________________ «____» ______________ 201_ г.

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке проведения инвентаризации отходов

производства и потребления

1. Область применения…

2. Цели и задачи…

3. Сопутствующая нормативная документация…

4. Термины и определения

5. Общие положения…

6. Этапы проведения инвентаризации отходов производства и потребления…

7. Оформление результатов инвентаризации отходов производства и потребления

8. Документы и их хранение…

9. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (рекомендательное). Организационная схема структурных подразделений предприятия

10. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендательное). Перечень отходов производства и потребления, образующихся на предприятии.

11. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (обязательное). Инвентаризационная ведомость источников образования отходов…

12. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (обязательное). Сведения о наличии транспортных средств…

13. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (обязательное). Блок-схемы технологических процессов.

14. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (обязательное). Инвентаризационная ведомость объектов временного накопления/хранения отходов…

15. ПРИЛОЖЕНИЕ 7 (обязательное). Сведения о передаче отходов специализированным организациям…

16. ПРИЛОЖЕНИЕ 8 (обязательное). Перечень отходов, для которых устанавливается годовой норматив образования

17. ПРИЛОЖЕНИЕ 9 (обязательное). Форма акта проведения инвентаризации отходов производства и потребления

201_г.

Проведение инвентаризационного обследования

На подготовительном этапе изучаются следующие сведения:

  • информация о видах деятельности предприятия;
  • схема организационной структуры предприятия;
  • учетные данные (журналы первичного и общего учета отходов, форма государственной статистической отчетности 2-ТП (отходы)), договоры на передачу отходов сторонним организациям, акты приема-передачи отходов, акты выполненных работ и иные документы, свидетельствующие об образовании, использовании, обезвреживании, хранении, передаче на утилизацию, захоронение, размещение отходов производства и потребления;
  • генеральный план, представляющий собой схему расположения зданий и сооружений на территории предприятия;
  • технологические карты производственных процессов;
  • данные бухгалтерского учета о поступлении и списании видов сырья, вспомогательных материалов, готовых изделий и полуфабрикатов, которые используются (планируется использовать) в производственных процессах;
  • порядок пуска и вывода из эксплуатации оборудования;
  • иная информация о режимах работы оборудования, объемах и составе сырья и материалов, применяемых в производственных процессах, об объемах образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства;
  • материалы последней инвентаризации.

На этапе инвентаризационного обследования проводятся:

  • определение видов деятельности, характерных для каждого структурного подразделения предприятия и сопровождающихся образованием отходов;
  • обследование структурных подразделений организации в соответствии с планом-схемой расположения зданий и сооружений;
  • выявление веществ, материалов и изделий, перешедших в состояние «отход», а также определение наименований образующихся отходов производства по источникам образования отходов;
  • разработка блок-схем технологических процессов, включающих в виде отдельных блоков:
    • используемые сырье, материалы, полуфабрикаты и прочее;
    • производственные операции;
    • производимую продукцию (оказываемые услуги, выполняемые работы);
    • образующиеся отходы (по происхождению или условиям образования);
    • операции по дальнейшему обращению с отходами, включающие использование, обезвреживание, размещение отходов, передачу отходов другим структурным подразделениям или другим хозяйствующим субъектам;
  • определение мест и объектов временного хранения и накопления отходов и их характеристика;
  • обозначение источников образования отходов производства и потребления и мест их временного хранения и накопления на карте-схеме расположения зданий и сооружений организации;
  • проведение пересчета, замеров, взвешиваний количества отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определение нормативов их образования по результатам измерений;
  • расчет годового количества образующихся отходов производства и нормативов их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологических процессов исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования;
  • определение физико-химических характеристик отходов, компонентного состава отходов исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов, определение перечня опасных свойств отходов в соответствии с требованиями законодательства РФ в области обращения с отходами.

Для целей инвентаризации источников образования отходов в структурных подразделениях предприятия рассматриваются основные отходообразующие виды деятельности и процессы. Таблица ↓

Таблица. Пример отражения образования отходов в структурных образованиях предприятия

Отходообразующий вид деятельности, процесс Примерный перечень образующихся отходов
1. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автотранспорта
Техническое обслуживание автотранспортных средств Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом;

отходы минеральных масел моторных, компрессорных, индустриальных;

фильтры очистки масла, топлива, воздуха автотранспортных средств отработанные;

обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%);

покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные;

тормозные колодки, отработанные без накладок асбестовых;

лом черных металлов несортированный (вышедшие из строя узлы и детали транспортных средств);

песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%);

грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)

2. Строительная деятельность, ремонт зданий и помещений
Ремонт зданий и сооружений Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ;

смет с территории предприятия малоопасный;

Тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более);

Крупногабаритный мусор от текущего и капитального ремонта, а также отходы, образующиеся при демонтаже зданий и сооружений

3. Металлообработка
Обработка на наждачных станках Пыль (или порошок) от шлифования черных металлов, с содержанием металла 50% и более или

Абразивная пыль и порошок от шлифования черных металлов (с содержанием металла менее 50%)

Абразивные круги отработанные, лом абразивных кругов

Обработка на токарных, сверлильных, строгальных, фрезеровальных станках Стружка черных металлов незагрязненная;

стружка стальная незагрязненная

4. Обслуживание и ремонт технологического оборудования
Обслуживание металлообрабатывающих станков Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%);

отработанное индустриальное масло;

лом черных металлов в виде изделий, кусков, несортированный (вышедшие из строя металлические корпуса, узлы и детали оборудования и т. п.);

лом цветных металлов в виде изделий, кусков, несортированный

Сварочные работы Остатки и огарки стальных сварочных электродов
Обслуживание производственного оборудования Шланги и рукава из вулканизированной резины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные;

лом черных металлов в виде изделий, кусков, несортированный (вышедшие из строя металлические корпуса, узлы и детали оборудования и т. п.);

обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)

5. Эксплуатация административно-бытового комплекса (хозяйственная деятельность)
Уборка твердых покрытий территории Смет с территории предприятия малоопасный
Освещение помещений и территории Ртутные лампы, светодиодные, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак;

электрические лампы накаливания, отработанные и брак

Жизнедеятельность работников и уборка помещений Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный);

мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный (списанная мебель и т. п.);

отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки;

отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешанной канализации

Уборка помещений складского хозяйства Отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные;

отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства;

отходы полиэтиленовой тары незагрязненной;

лом и отходы изделий из полиэтилена незагрязненные (кроме тары)

Уход за древесно-кустарниковыми посадками Лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме;

растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками

Обеспечение спецодеждой персонала Обувь кожаная рабочая, потерявшая потребительские свойства;

спецодежда из х/б и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная

Приготовление пищи Пищевые отходы кухонь несортированные.
Обеспечение персонала средствами информационных технологий Системный блок компьютера, утративший потребительские свойства;

принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства;

картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные;

клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства

6. Технологический процесс производства вина
Переработка винограда Выжимки сладкие;

дрожжевые осадки отжатые;

гребни виноградные

Процесс розлива вина Лом изделий из стекла

Для удобства проведения инвентаризации лучше изначально определить организационную схему структурных подразделений, где в обязательном порядке необходимо провести инвентаризацию отходов (приложение 1 к инструкции, рисунок).

Рисунок. Организационная схема структурных подразделений предприятия, где должна проводиться инвентаризация отходов производства и потребления

Обратите внимание!

Если на предприятии структурные подразделения расположены на разных территориях, есть обособленные подразделения или несколько объектов НВОС, то проводить инвентаризацию отходов следует в каждом территориально обособленном структурном подразделении, на каждом объекте НВОС. Результаты должны вноситься в отдельные инвентаризационные ведомости.

Для небольших предприятий и ИП нет необходимости выделять отдельно организационную структуру и оформлять несколько инвентаризационных ведомостей. Это актуально только для крупных предприятий, имеющих сложную организационную структуру и большие территории. Как правило, такие предприятия имеют достаточно много объектов НВОС, обособленных и территориально разделенных структурных подразделений.

Инвентаризационное обследование делается с целью максимально задействовать руководителей всех организационных структур, чтобы у них возникло понимание проблемы отходов. Результаты инвентаризации должны стать основанием для ведения всей экологической документации в области обращения с отходами на предприятии, что в свою очередь снимает определенную ответственность с инженеров по охране окружающей среды (экологов).

После того как составлена организационная структура предприятия, необходимо определить перечень образующихся отходов (приложение 2 к инструкции) в структурных подразделениях на основании первичного учета в области обращения с отходами либо результатов ранее проведенной инвентаризации.

Данный перечень не должен быть исчерпывающим, он всего лишь служит отправной точкой. Если в ходе проведения инвентаризации выявляется образование каких-либо других отходов, то они должны быть внесены в инвентаризационные ведомости и блок-схемы технологических процессов структурных подразделений.

Далее необходимо определить источники образования отходов. Инвентаризационную ведомость источников образования отходов можно оформить следующим образом (приложение 3 к инструкции →(Пример 3).

ПРИМЕР 3

Инвентаризационная ведомость источников образования отходов

Наименование структурного подразделения Машинно-технологическая станция

(название обособленного подразделения (филиала), цеха, производственного участка, отдела и другое)

Вид деятельности, процесс Наименование материалов и изделий, переходящих в состояние «отход» Исходные данные для расчета норматива

образования отхода

Данные об отходе Движение отходов
наимено

вание источников образования отхода

количество источников образования отхода ед. изм. примечание наименование агрегатное состояние и внешний вид опасные свойства периодичность образования фактическое наличие отхода
количество ед. изм.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Эксплуатация, обслуживание и ремонт автотранспорта Автошины Автотранспорт 32 шт. R 12

(тип шины)

Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные Готовое изделие, потерявшее потребительские свойства Токсичность, пожаро-опасность 3 мес. 16 шт. Передача специализированной организации
Обеспечение спецодеждой персонала Спецодежда из хлопчатобумажных и смешанных волокон Износ спецодежды шт. 1,5 кг

(масса одного комплекта)

Спецодежда из хлопчатобумажных и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная Волокно Пожароопасность 6 мес. 2,76 кг Передача специализированной организации

Руководитель подразделения:

(должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

Ответственный за производственный контроль обращения с отходами

(должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

Инвентаризационная ведомость подписывается руководителем структурного подразделения и лицом, ответственным за ПЭК в области обращения с отходами в подразделении. Это может быть одно и то же лицо.

Продолжение статьи читайте в следующем номере.

Речь пойдет об особенностях инвентаризации отходов на предприятиях, где используются транспортные средства, о блок-схемах технологических процессов, об инвентаризации объектов временного хранения и (или) накопления отходов и о других сведениях, которые должны быть включены в акт инвентаризации отходов.

Документы

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  2. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  3. Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
  4. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов».

Прочитать статью в pdf.

Документы

  • Как_провести_инвентаризацию_отходов_производства_и_потребления_Часть_1 (2 MB)

Добавить комментарий