Государственный экологический мониторинг

10.5.Экологический мониторинг. Экологическая экспертиза. Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия

Экологический мониторинг – систематические наблюдения и оценка состояния окружающей среды и воздействия на нее.

Наиболее универсальным является комплексный экологический мониторинг окружающей среды.

Комплексный экологический мониторинг окружающей среды – это организация системы наблюдений за состоянием объектов окружающей природной среды для оценки их фактического уровня загрязнения и предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых организмов.

При проведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды:

а) проводится постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а также оценка состояния и функциональной целостности экосистем;

б) создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.

Система комплексного экологического мониторинга предусматривает:

– выделение объекта наблюдения;

– обследование выделенного объекта наблюдения;

– составление для объекта наблюдения информационной модели;

– планирование измерений;

– оценку состояния объекта наблюдения и идентификацию его информационной модели;

– прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;

– представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

Экологический мониторинг возник на стыке экологии, биологии, географии, геофизики, геологии и других наук. Выделяют различные виды мониторинга в зависимости от критериев: биоэкологический (санитарно-гигиенический), геоэкологический (природно-хозяйственный), биосферный (глобальный), космический, геофизический, климатический, биологический, здоровья населения, социальный и др.

В зависимости от степени выраженности антропогенного воздействия различают мониторинг импактный и фоновый. Фоновый (базовый) мониторинг – слежение за природными явлениями и процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется на базе биосферных заповедников. Импактный мониторинг – слежение за антропогенными воздействиями в особо опасных зонах.

В зависимости от масштабов наблюдения различают мониторинг глобальный, региональный и локальный.

Пункты экологического мониторинга располагают в крупных населенных пунктах, промышленных и сельскохозяйственных районах (города, автомагистрали, территории промышленно-энергетических центров, атомных электростанций, нефтепромыслов, агроэкосистем с интенсивным применением пестицидов и удобрений и др.).

На уровне локального (санитарно-гигиенического, биоэкологического, импактного) мониторинга наиболее важным является контроль следующих показателей:

Концентрация загрязняющих веществ, наиболее опасных для природных экосистем и человека, в жизнеобеспечивающих средах:

– в атмосферном воздухе: оксиды углерода, азота, диоксид серы, озон, пыль, аэрозоли, тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор, углеводороды;

– в поверхностных водах: радионуклиды, тяжелые металлы, пестициды, бенз(а)пирен, pH, минерализация, азот, нефтепродукты, фенолы, фосфор;

– в почве: тяжелые металлы, пестициды, радионуклиды, нефтепродукты, бенз(а)пирен, азот, фосфор;

– в биоте: тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор.

На уровне регионального (геосистемного, природно-хозяйственного) мониторинга ведутся наблюдения за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов (бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем и т.д.), регистрируются отличия их параметров от фоновых территорий, вследствие антропогенных воздействий.

На уровне глобального (биосферного, фонового) мониторинга отслеживаются изменения в биосфере в целом. Объектами глобального мониторинга являются атмосфера, гидросфера, почвенный покров, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни всего человечества.

Особую роль в системе экологического мониторинга играет биологический мониторинг, то есть мониторинг биотической составляющей экосистем (биоты). Биологический мониторинг – это контроль состояния окружающей природной среды с помощью живых организмов. Главный метод биологического мониторинга – биоиндикация, которая заключается в регистрации любых изменений в биоте, вызванных антропогенными факторами. Биоиндикация – обнаружение и определение биологически и экологически значимых антропогенных нагрузок на основе реакции на них живых организмов и их сообществ. Живые организмы, по наличию, состоянию и поведению которых можно судить об изменении в окружающей среды, называются биоиндикаторами.

Ведение экологического мониторинга позволяет количественно оценить все те негативные процессы в природе, которые вызывает деятельность человека. Оно же позволяет увидеть и положительные результаты природоохранных мероприятий.

Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, а также определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных последствий.

В Республике Казахстан осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Экологическая экспертиза проводится в целях:

1) определения и ограничения возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной, нормотворческой и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;

2) соблюдения баланса интересов экономического развития и охраны окружающей среды, а также предотвращения ущерба третьим лицам в процессе природопользования.

Государственная экологическая экспертиза проводится уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и местными исполнительными органами в пределах их компетенции.

Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и должна предшествовать принятию правовых, организационных и хозяйственных решений в части природопользования и воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы реализация проекта запрещается.

В последние десятилетия была сформулирована проблема сохранения биологического разнообразия, т.е. сохранения всей существующей на земле совокупности биологических видов и их местообитаний. Одним из истоков данной проблематики является концепция биоцентризма, рассматривающая все биологические виды, включая человека, одинаково ценными. В действительности жизнь бесконечна в многообразии форм своего существования. Но лишь некоторые из них совместимы с существованием человека.

Тем не менее, биологическое разнообразие ценно как основа:

1) дальнейшей эволюции живой природы;

2) приспособляемости биоты к возможным изменениям внешней среды;

3) сохранения биологических связей и зависимостей, обеспечивающих устойчивость экосистем (и не известных в полном объеме учеными).

При использовании понятия биологического разнообразия необходимо понимать, что биологическое разнообразие не эквивалентно экологическому благополучию. Во-первых, в ряде случаев, сформировавшиеся устойчивые экосистемы являются монодоминантными и их уничтожение (например, вырубка леса) приводит к смене биоценоза и возрастанию биологического разнообразия. К увеличению биоразнообразия может приводить и загрязнение природной среды, что также связано с расширением возможностей для межвидовой конкуренции.

Несмотря на все принимаемые меры абсолютное количество возобновляемых природных ресурсов – лесов, пахотных угодий, пригодных для питьевых целей водоёмов год от года сокращается. Это говорит о том, они недостаточно эффективны, а декларируемые задачи преследуют чаще всего политические цели.

Контрольные вопросы

1. Понятие о природопользовании и охране природы.

2. Современный этап охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в Казахстане и за рубежом.

3. Что такое природные ресурсы?

4. Ресурсы биосферы.

5. Как классифицируются природные ресурсы?

Задание для практических занятий

Законодательное управление природоохранной деятельностью

Законодательно регламентированный механизм охраны природы предполагает следующие аспекты:

– обязательность учета и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными органами статистики и природопользования;

– систему планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды;

– механизм договоров и лицензий на комплексное природопользование;

– систему экологических ограничений по территориям, устанавливаемую предприятиям – природопользователям по предельным объемам использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещению отходов производства;

– платность использования природных ресурсов. Плата взимается за право пользования ресурсами в пределах установленных лимитов, сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, на воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов производства или другие виды загрязнения в пределах или сверх установленных лимитов;

– создание систем внебюджетных государственных экологических фондов: федеральных, республиканских, краевых и др.

– создание фондов охраны окружающей среды за счет средств населения, добровольных взносов;

– систему экологического страхования. Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении предприятию (источнику загрязнения) имущественных претензий пострадавшими организациями о возмещении ущерба за загрязнение окружающей среды на территории действия конкретного договора страхования;

Механизм стимулирования охраны окружающей среды за счет:

– освобождение от налогообложения экологических фондов;

– установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным или частным предприятиям, учреждениям, организациям;

– передача части средств экологических фондов на договорных началах под процентные займы предприятиям для участия в проведении природоохранных мероприятий;

– применение поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию;

– введение специального налогообложения экологически вредной продукции, или продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

– применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды и др.

Тестовые вопросы для самоконтроля

1. Природные ресурсы – это

A) все то, что окружает живой организм;

B) совокупность экологических факторов, влияющих на организм;

C) элементы природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые им в производство;

D) элементы среды, прямо или косвенно влияющие на организм;

Е) биогеоценоз.

2. Природные ресурсы по сфере использования делятся на:

A) энергетические, атмосферно-газовые, водные ресурсы;

B) сельскохозяйственные, здравоохранительные, эстетические, научные;

C) реальные и потенциальные;

D) неисчерпаемые и исчерпаемые;

Е) физические и материальные.

3. Космос, водные ресурсы планеты и энергию солнца относят к

A) неисчерпаемым ресурсам;

B) возобновимым ресурсам;

C) относительно возобновимым ресурсам;

D) невозобновимым ресурсам;

Е) относительно неисчерпаемым ресурсам.

4. Как называются ресурсы, процессы восстановления которых протекают с разной скоростью от нескольких лет до нескольких тысячелетий?

A) потенциальные ресурсы.

B) невозобновимые ресурсы.

C) реальные ресурсы.

D) возобновимые ресурсы.

Е) исчерпаемым ресурсам.

5. Чистый воздух, водные ресурсы в регионе, экосистемы относят к:

A) невозобновимым ресурсам;

B) неисчерпаемым ресурсам;

C) относительно возобновимым ресурсам;

D) сельскохозяйственным ресурсам;

Е) энергетическим ресурсам.

6. Под природопользованием понимают:

A) область знаний, разрабатывающая принципы рационального природопользования;

B) изменение природы в результате прямого воздействия человека;

C) система международных, государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану природных ресурсов;

D) улучшение состояния природной среды в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей людей;

Е) ухудшение состояния природной среды в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.

7. Охрана природы – это …

A) область знаний, разрабатывающая принципы рационального природопользования;

B) использование природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества;

C) система международных, государственных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;

D) улучшение состояния природной среды в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей людей;

Е) нет правильного ответа.

8. Из перечисленных природных ресурсов выберите невозобновимые.

A) ископаемые руды, ископаемое топливо.

B) травы, животные.

C) чистый воздух, леса.

D) климатические ресурсы.

Е) растения.

9. Ресурсы, установленные на основе теоретических расчетов и обследований, включая те, которые в настоящее нельзя освоить по техническим или экономическим соображениям, называются:

A) реальные;

B) потенциальные;

C) неисчерпаемые;

D) возобновимые;

Е) исчерпаемые.

10. Природные ресурсы по происхождению делятся на:

A) реальные и потенциальные;

B) энергетические и сельскохозяйственные;

C) исчерпаемые и неисчерпаемые;

D) минеральные, климатические, водные, земельные, почвенные, биологические;

Е) климатические, водные, земельные.

11. К невозобновимым ресурсам относятся:

A) лесные ресурсы;

B) животный мир;

C) полезные ископаемые;

D) энергия ветра;

E) солнечная энергия.

12. К возобновимым природным ресурсам относятся:

A) лесные ресурсы, почва;

B) животный и растительный мир;

C) полезные ископаемые;

D) энергия ветра;

E) солнечная энергия.

13. Укажите относительно возобновимые ресурсы:

A) лесные ресурсы, почва;

B) животный и растительный мир;

C) полезные ископаемые;

D) энергия ветра;

E) солнечная энергия.

14. Классификация природных ресурсов по их использованию:

А) возобновимые, невозобновимые;

В) исчерпаемые, неисчерпаемые;

С) земельные, водные, лесные, минеральные и др;

D) возобновимые, невозобновимые, относительно возобновимые;

E) производственные, здравоохранительные, научные и др.

15. Плодородие почвы относится к природным ресурсам:

A) исчерпаемым;

B) невозобновимым;

С) возобновимым;

D) неисчерпаемым;

E) относительно возобновимым.

16. Незаменимый ресурс – это:

А) воздух;

B) горючие вещества;

C) сырье;

D) металлы;

Е) энергия.

17. К неисчерпаемым ресурсам относится:

А) уголь;

В) солнечная энергия;

C) нефть;

D) известняки;

E) полиметаллические руды.

18. В какой период наблюдался демографический взрыв?

A) Во второй половине 20 века.

B) В первой половине 19 века.

C) Во второй половине 19 века.

D) В первой половине 20 века.

E) Во второй половине 18 века.

19. Способ оценки качества природной среды по состоянию её биоты на основе наблюдений за составом и численностью определенных видов:

А) биоиндикация;

B) экспресс-метод;

C) мониторинг;

D) контроль;

Е) популяционный анализ.

20. Природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных богатств, называются:

A) природными условиями;

B) условиями существования;

C) природой;

D) природными ресурсами;

Е) природной средой.

Темы для контрольных работ и докладов на СРС

1. Проблема обеспеченности человеческого общества природными ресурсами.

2. Защита атмосферы.

3. История взаимодействия природы и общества.

4. Охраны водных ресурсов.

5. Защита окружающей среды от особых видов воздействия.

6. Эффективность использования биоиндикаторов для оценки окружающей среды.

7. Перспективы использования ветровой энергии в Казахстане.

8. Экономические механизмы стимулирования охраны окружающей среды.

Глава X. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

Статья 63. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются: регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:

  • государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
  • государственного мониторинга атмосферного воздуха;
  • государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  • государственного мониторинга земель;
  • государственного мониторинга объектов животного мира;
  • государственного лесопатологического мониторинга;
  • государственного мониторинга воспроизводства лесов; (абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 27-ФЗ)
  • государственного мониторинга состояния недр;
  • государственного мониторинга водных объектов;
  • государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
  • государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
  • государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;
  • государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;
  • государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
  • государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
  • 4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:

    поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;

    поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

    оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

    определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;

    выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

    направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;

    направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

    выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов; оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;

    создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;

    хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

    Статья 63.2. Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

    1. Государственный фонд данных является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:

    информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

    результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;

    данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

    2. Создание и эксплуатация государственного фонда данных осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), обязаны направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных.

    4. Порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных, перечень видов включаемой в него информации, порядок и условия ее представления, а также порядок обмена такой информацией устанавливается Правительством Российской Федерации.

    5. Информация, включаемая в государственный фонд данных, подлежит использованию органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

    6. Информация, включенная в государственный фонд данных, предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    7. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе стихийного бедствия, а также о состоянии окружающей среды в границах зон чрезвычайных ситуаций, подлежит незамедлительному представлению в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    8. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая о возможном вредном воздействии на человека состояния окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, подлежит незамедлительному направлению в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

    9. Обмен информацией в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также между единой системой государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предоставление такой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам осуществляются на безвозмездной основе.

    10. На основе информации, содержащейся в государственном фонде данных, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти подготавливает ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды, порядок подготовки и распространения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Добавить комментарий