Государственная оценка земель

Статьями 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость, а для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» было принято решение о проведении государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Государственная кадастровая оценка земель (ГКОЗ) проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, в целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности использования земель.

Проведение работ по государственной кадастровой оценке земель является необходимым мероприятием для реализации статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей исчисление налогооблагаемой базы на основании кадастровой стоимости земельного участка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 установлены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, где определен порядок проведения данных работ. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации не реже одного раза в 5 лет.

Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (ГКОЗ НП), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39, и Техническими рекомендациями по ГКОЗ НП, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152, в 2011 году на территории Краснодарского края проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Краснодарского края в соответствии с государственным контрактом от 20.12.2010 № 4КЦП 2010 являлся ФГУП «Госземкадастрсъемка»-ВИСХАГИ.

Работы выполнены в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39, Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152, а также Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ), что подтверждается положительным экспертным заключением НП «Кадастр-оценка» от 28.10.2011 № Э11-0705-01-02.

Результаты оценки утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 № 1756 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края».

Уведомление о размещении результатов обработки перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2020 году

Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» уведомляет об окончании обработки перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2020 году.

Перечень земельных участков включает земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов Смоленской области, и сформирован Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по состоянию на 1 января 2020 года.

Обработка указанного перечня осуществлялась областным специализированным государственным бюджетным учреждением «Фонд государственного имущества Смоленской области» в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития от 12.05.2017 № 226.

Результаты обработки перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2020 году

Коды расчета видов использования, применяемые в результатах обработки перечня земельных участков

ИЗВЕЩЕНИЕ

о размещении промежуточных отчетных документов об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости — земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Смоленской области, а также о порядке и сроках представления замечаний к промежуточным отчетным документам

В соответствии с приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 22.07.2019 № 746 «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Смоленской области», областным специализированным государственным бюджетным учреждением «Фонд государственного имущества Смоленской области» в 2020 году проводится государственная кадастровая оценка объектов недвижимого имущества — земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Смоленской области.

По состоянию на 1 января 2020 года государственной кадастровой оценке подлежат 460 268 земельных участков.

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о кадастровой оценке) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр) 04.08.2020 размещен в фонде данных государственной кадастровой оценки проект отчета от 10.07.2020 № 01-2020 «Об определении государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Смоленской области» (далее – проект Отчета).

Ознакомиться с проектом Отчета можно на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://rosreestr.ru/) в разделе «Деятельность» — «Кадастровая оценка» — «Определение кадастровой стоимости» — «Как определена кадастровая стоимость» — «Проекты отчетов об определении кадастровой стоимости» https://rosreestr.ru/wps/portal/cc_ib_svedFDGKO), а также на официальном сайте ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» — www.smolfond.ru в разделе «Определение кадастровой стоимости». Дата окончания срока ознакомления с проектом отчета: 02.10.2020.

В соответствии со статьей 14 Закона о кадастровой оценке ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» принимает замечания к промежуточным отчетным документам.

Замечания к проекту Отчета представляются любыми заинтересованными лицами в течение пятидесяти дней со дня размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки сведений и материалов, содержащихся в промежуточном отчете. Последний день приема замечаний 22.09.2020. Замечания к проекту Отчета, наряду с изложением их сути, в обязательном порядке должны содержать:

— фамилию, имя и отчество (последнее — при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, представившего замечание к промежуточным отчетным документам;

— кадастровый номер и (или) адрес объекта недвижимости, в отношении определения кадастровой стоимости которого предоставляется замечание к промежуточным отчетным документам;

— указание на номера страниц промежуточных отчетных документов, к которым представляется замечание (по желанию).

Замечания к промежуточным отчетным документам, не соответствующие указанным выше требованиям, рассмотрению не подлежат.

По итогам рассмотрения замечания ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» осуществляет пересчет кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых не было представлено замечание, если бюджетным учреждением выявлена необходимость такого пересчета.

К замечанию к промежуточным отчетным документам могут быть приложены документы, подтверждающие наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также декларация о характеристиках объекта недвижимости.

Замечания к промежуточным отчетным документам могут быть поданы следующими способами:

— почтовым отправлением в ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» по адресу: 214018, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Тенишевой, д. 22;

— при личном обращении в ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» по адресу: г. Смоленск, ул. Тенишевой, д. 22, каб. 326, 410, 418, 415. Режим приема замечаний: понедельник-пятница с 9:00 до 17:00, обед с 13:00 до 13:48.

— по электронной почте ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области»: gsuf@mail.ru .

Форма предоставления замечаний к промежуточным отчетным документам, а также форма декларации о характеристиках объекта недвижимости размещена на официальном сайте ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» www.smolfond.ru в разделе «Определение кадастровой стоимости». Телефон для справок 8(4812) 31-52-90, факс 8(4812) 31-52-90.

Акт проверки соответствия материалов требованиям законодательства в целях размещения предварительных отчетных документов в фонде данных государственной кадастровой оценки от 31.07.2020 № 2020-67/2

ИЗВЕЩЕНИЕ
об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Смоленской области
Во исполнении приказа заместителя Губернатора Смоленской области – начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 22.07.2019 № 746 областным специализированным государственным бюджетным учреждением «Фонд государственного имущества Смоленской области» (далее – бюджетное учреждение) проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Смоленской области.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Смоленской области, утверждены приказом и.о. начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 16.11.2020 № 1341, который опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 25.11.2020 № 6701202011250001 и вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования – 26.12.2020.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков применяются с 01.01.2021.
Обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, рассматривает бюджетное учреждение.
Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее также — заявители).
Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть подано в течение пяти лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о соответствующей кадастровой стоимости.
Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, подается в бюджетное учреждение лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».
Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, должно содержать:
1) фамилию, имя и отчество (последнее — при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер телефона для связи с заявителем, почтовый адрес и адрес электронной почты (при наличии) лица, подавшего заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) кадастровый номер объекта недвижимости (объектов недвижимости), в отношении которого подается заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
3) указание на содержание ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, с указанием (при необходимости) номеров страниц (разделов) отчета, на которых находятся такие ошибки, а также обоснование отнесения соответствующих сведений, указанных в отчете, к ошибочным сведениям.
К заявлению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, по желанию заявителя могут быть приложены документы, подтверждающие наличие указанных ошибок, а также иные документы, содержащие сведения о характеристиках объекта недвижимости.

Форма заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и требования к его заполнению утверждены приказом Росреестра от 06.08.2020 № П/0286.
Бюджетное учреждение рассматривает заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.
Сведения о бюджетном учреждении:
Наименование: областное специализированное государственное бюджетное учреждение «Фонд государственного имущества Смоленской области».
Адрес: 214018, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Тенишевой, д. 22.
Телефон/факс: (4812) 31-52-90.
Адрес электронной почты: gsuf@mail.ru
Официальный сайт: www.smolfond.ru
Режим работы: понедельник-четверг с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 17:00, перерыв с 13:00 до 13:48.

Приказ и.о. начальника Департамента «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Смоленской области» от 16.11.2020 № 1341 в редакции приказа от 02.02.2021 № 98 Приложение №1; Приложение №2; Приложение №3

Акт проверки соответствия отчета об итогах государственной кадастровой оценки требованиям к отчету об итогах государственной кадастровой оценки

Добавить в «Нужное»

Обновление: 20 октября 2017 г.

Совершению сделок на рынке недвижимости предшествует этап анализа и подбора продавцом и покупателем наиболее выгодных предложений с учетом предъявляемых требований. Выбор из нескольких удовлетворяющих условиям покупателя участков с аналогичными либо схожими условиями производится потенциальным покупателем, исходя из их цены. Ориентируясь на параметры собственного участка и рыночную ситуацию, продавец выставляет предполагаемую цену продажи. Чтобы сделка была выгодна обеим сторонам, продавец и покупатель должны понимать, как узнать рыночную стоимость земельного участка.

Что такое рыночная стоимость земельного участка

Под рыночной стоимостью земельного участка понимают наиболее вероятную цену участка при реализации его на открытом и конкурентом рынке, когда стороны сделки обладают информацией о реализуемом объекте с учетом общей рыночной ситуации и тенденций на рынке недвижимости.

Рыночная стоимость земельного участка отличается от его справедливой стоимости, которая определяет конечную полезность приобретаемого земельного участка для покупателя и стоимость отчуждения – потери экономических выгод при прекращении использования продавцом. На рыночную стоимость влияет состояние спроса и предложения на объекты недвижимости, аналогичные реализуемому в конкретной сделке, рыночная цена не может значительно отличаться от цен на эквивалентные или близкие по параметрам объекты.

Способы оценки рыночной стоимости земельного участка

Существует три основных способа определения рыночной стоимости земельного участка:

  • метод сравнения продаж;
  • доходный метод;
  • затратный метод.

Метод сравнения продаж подразумевает анализ имевших место за последнее время сделок по продаже земельных участков, аналогичных или максимально схожих с реализуемым участком. Для уточнения рыночной стоимости в этом случае используется система скидок и наценок, применяемых для выяснения стоимости конкретного объекта с учетом существующих отличий (как в лучшую, так и в худшую сторону) от объектов, цена реализации которых известна.

Доходный метод предполагает оценку рыночной стоимости исходя из дохода или выгоды, получение которых потенциально возможно при использовании приобретаемого объекта. Здесь ключевое значение будет иметь характер земельного участка, разрешенные официально методы землепользования на нем, а также возможные затраты на внесение необходимых изменений, постройку либо модернизацию объектов, находящихся на участке.

Затратный метод применяется для оценки земельного участка с точки зрения имеющихся затрат по его приобретению, эксплуатации и поддержанию в конкурентном состоянии. Оценивается стоимость понесенных затрат на подведение коммуникаций, удобрение почв, озеленение, осушение, бурение скважин и получение разрешений от контролирующих органов на проведение подобного рода работ.

Результаты произведенной оценки напрямую зависят от того, как определить рыночную стоимость земельного участка. Расчет по каждому из методов для конкретного участка может дать разные конечные значения, которые и задают область, в пределах которой находится рыночная цена объекта.

Таким образом, метод сравнения отражает взаимодействие спроса и предложения, метод затрат — интересы продавца, а метод доходов — интересы покупателя, то есть всех сторон, действующих на конкурентом рынке недвижимости.

Параметры, по которым оценивается земельный участок

На цену земельного участка влияют следующие основные параметры, без наличия информации по которым определение рыночной стоимости земельного участка не может считаться достоверным:

  • размер и форма участка;
  • назначение и разрешенный метод использования земли;
  • имеющийся ландшафт;
  • наличие и возможность подведения коммуникаций;
  • территориальное расположение участка;
  • наличие и состояние строений;
  • экология района расположения.

Также на рыночную стоимость будут существенно влиять такие факторы, как развитие района расположения, изменение ситуации по транспортной доступности, нахождение участка близко к городу и перспективы по включению в городскую черту, а также наличие обременений, например наличие арендаторов, которое ограничит свободу в использовании участка на обозначенный договором аренды срок.

При изменении рыночной ситуации и существенных колебаниях цен эквивалентных объектов рыночная стоимость участка подлежит соответствующей корректировке.

Процедура оценки рыночной стоимости земельного участка

Процесс вычисления рыночной стоимости является сложным и многофакторным. Вопрос, как узнать рыночную стоимость земли на конкретном участке до момента заключения сделки, является ключевым как для продавца, так и для покупателя участка.

Решить проблему достоверного вычисления стоимости земельного участка можно, обратившись к профессиональным оценщикам. В Российской Федерации деятельность профессиональных оценщиков сертифицируется и законодательно регулируется, а результаты оценки признаются официальным документом, удостоверяющим рыночную стоимость земельного участка на дату оценки. После заключения договора процедура оценки рыночной стоимости земельного участка оценщиком будет включать в себя следующие этапы:

  • проверка документов, удостоверяющих права на объект оценки;
  • сбор и анализ сведений, влияющих на стоимость земельного участка;
  • расчет возможностей по эффективному использованию участка;
  • произведение расчетов по исчислению рыночной стоимости участка с использованием различных методик;
  • подготовка отчета, содержащего данные земельного участка, выводы оценщика и конечную рыночную цену;
  • выдача заказчику удостоверенного профессиональным оценщиком отчета, содержащего данные по цене и дату, на которую данная цена актуальна.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс .

Бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки определен Федеральным законом №237-ФЗ от 03.07.2016 г.»О государственной кадастровой оценке» и включает в себя следующие этапы:

  • Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки.
  • Определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки
  • Утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

1. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с распоряжениями Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №Сл-326-25614/18 от 12.11.2018 г., №Сл-326-25607/18 от 12.11.2018 г., №Сл-326-26657/18 от 13.11.2018 г., №Сл-326-29217/18 от 16.11.2018 г. в 2019 году будет проведена государственная кадастровая оценка объектов незавершенного строительства, сооружений, земель водного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов.

Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки.

В перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки на иную дату. В перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном порядком формирования и предоставления перечня.

В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости. Порядок рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее форма, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 846.

2. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки.

Определение кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

По итогам определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, бюджетным учреждением в соответствии с требованиями к отчету составляются в форме электронного документа промежуточные отчетные документы, которые являются проектом отчета.

В случае соответствия промежуточных отчетных документов требованиям к отчету орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки промежуточных отчетных документов размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в промежуточных отчетных документах, в объеме, предусмотренном порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, а также сведения о месте размещения таких документов на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на шестьдесят дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости, информация о котором содержится в промежуточных отчетных документах

Замечания представляются в течение пятидесяти дней со дня размещения указанных сведений и материалов любыми заинтересованными лицами в бюджетное учреждение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Бюджетное учреждение вносит изменения в промежуточные отчетные документы по итогам рассмотрения замечаний к ним не позднее окончания срока размещения сведений и материалов в фонде данных и в течение десяти дней после истечения указанного срока составляет отчет, включающий в себя справку с информацией об учтенных и неучтенных замечаниях к промежуточным отчетным документам с обоснованием их учета, отказа в учете или об отсутствии замечаний, а также об исправлении выявленных органом регистрации прав нарушений требований к отчету.

В течение двадцати рабочих дней орган регистрации прав проводит проверку отчета на соответствие требованиям к отчету и направляет в бюджетное учреждение и Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области предписание об устранении выявленных нарушений или уведомление об отсутствии нарушений.

В случае отсутствия нарушений, бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отсутствии нарушений направляет в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области три экземпляра отчета на электронном носителе в форме электронного документа и одну копию отчета на бумажном носителе.

3. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и в течение тридцати рабочих дней со дня принятия такого акта обеспечивает его официальное опубликование и информирование о его принятии.

Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования).

Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение трех рабочих дней со дня официального опубликования акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее 1 декабря года проведения государственной кадастровой оценки направляет его копию и экземпляр отчета, составленного на электронном носителе в форме электронного документа, в орган регистрации прав для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.

Государственная кадастровая оценка земель — оценка для определения кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе расчетного рентного дохода («Правила проведения государственной кадастровой оценки земель», Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 г. №316). Расчетный рентный доход вычисляется методом капитализации земельной ренты, определяемой как разность между валовым доходом и затратами на производство продукции.

Кадастровая стоимость земель лесного фонда

Кадастровая стоимость земель лесного фонда (на 1 января 2008 г.) определяется следующими факторами: продуктивностью лесных земель, рыночными ценами за древесину, отпускаемую на корню, оценочными затратами на лесовозобновление, лесоохрану и периодом оборота рубки. Эти параметры, в свою очередь, определяются составом и бонитетом древесных пород, дефицитностью лесных ресурсов и удаленностью лесных угодий от центров лесных хозяйств .

Максимальная кадастровая стоимость земель лесного фонда зафиксирована в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах — в среднем она составляет 14 900 рублей за гектар. Самые высокие показатели отмечены для Республики Адыгея и Краснодарского края, соответственно, 26 360 и 25 390 рублей за гектар. В этом регионе распространены ценные породы деревьев: бук, дуб высокорослый, сосна, кавказская пихта. Большая часть лесов, расположенных на склонах гор, относится к защитным лесам, не подлежащим промышленной разработке. Кроме того, в этих республиках имеется большой дефицит лесоматериалов, что приводит к высоким рыночным ценам на древесину.

Ряду областей центра Российской Федерации также присуща высокая кадастровая стоимость земель лесного фонда, более 10 000 рублей за гектар. Это Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Рязанская, Смоленская и Тамбовская области. Для этих областей характерен дефицит лесных земель и преобладание ценных высокобонитетных лесных насаждений из дуба высокорослого, сосны и ели. В эту же группу субъектов Российской Федерации входит и Московская область, для которой высокая кадастровая стоимость определяется ее столичным положением, дефицитом лесных ресурсов и доминированием защитных лесов.

В эту же группу входят Республика Мордовия, Чувашская Республика, Нижегородская, Пензенская и Ульяновская области из Приволжского федерального округа и Приморский край из Дальневосточного федерального округа.

Средней кадастровой стоимостью земель лесного фонда (5000–10 000 рублей за гектар) отличаются основные производящие древесину области европейской части России: Ленинградская, Псковская, Вологодская, Костромская, Тверская, Брянская и Новгородская, расположенные в южной и средней тайге; сюда же относятся Республики Марий Эл, Татарстан и Удмуртская Республика, Кировская, Оренбургская, Самарская и Саратовская области (Приволжский ФО). Средними показателями кадастровой стоимости земель лесного фонда обладают Хабаровский край и Еврейская автономная область (Дальневосточный ФО).

Низкой кадастровой стоимостью земель лесного фонда (1000–5000 рублей за гектар) отличаются все субъекты Российской Федерации Сибирского ФО, субъекты Северо-Западного ФО — Республики Карелия и Коми, Архангельская и Калининградская области, субъекты Дальневосточного ФО — Республика Саха (Якутия) и Камчатский край, Амурская и Сахалинская область. Причины низкой кадастровой стоимости во всех этих субъектах различны, но в основном она связана с лесоизбыточностью.

Очень низкие значения кадастровой стоимости земель лесного фонда (менее 1000 рублей за гектар) характерны для субъектов РФ, расположенных в отдаленных районах с преобладанием тундры и лесотундры, имеющих низкую продуктивность лесов, — Мурманской, Магаданской и Тюменской областей, Чукотского АО. Очень низкие значения кадастровой стоимости земель лесного фонда характерны также для Астраханской области и Республики Калмыкия, где кадастровая стоимость земель лесного фонда соответствует абсолютной ренте — 860 рублей за гектар.

Кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения

На карте представлены базовые показатели кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2006 г. Около70% кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения определяется плодородием почв, на остальные факторы — местоположение и технологические свойства приходится около 30% .

В Южном федеральном округе установлена самая высокая кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения. Самые ценные сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых составляет 83 920 рублей за гектар, расположены в Краснодарском крае. Средневзвешенная кадастровая стоимость земель Южного и Северо-Кавказского федеральных округов составляет 31 150 рублей за гектар. Высокие величины кадастровой стоимости, более 35 000 рублей за гектар, отмечены в Республиках Адыгея, Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкарской Республике, Ставропольском крае и Ростовской области. Такие же высокие значения кадастровой стоимости отмечены в ряде областей черноземной зоны Центрального ФО — в Воронежской, Белгородской, Курской. Высокие показатели кадастровой стоимости земель в Московской и Ленинградской областях обусловлены их столичным местоположением. Высокие показатели кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения более 20 000 рублей за гектар отмечены в ряде регионов Центрального (Тульская, Рязанская, Орловская, Липецкая и Владимирская области) и Приволжского ФО (республики Мордовия и Чувашская).

Средние показатели кадастровой стоимости (10 000–30 000 рублей за гектар) отмечены в Тверской, Костромской, Брянской, Калужской, Смоленской областях Центрального ФО, Вологодской Псковской, Новгородской областях Северо-Западного ФО, почти во всех областях и республиках Приволжского и Уральского ФО, в 30% субъектов Сибирского и Дальневосточного ФО.

Низкие значения кадастровой стоимости (менее 10 000 рублей за гектар) характерны для многих субъектов Сибирского и Дальневосточного ФО, ряда субъектов Северо-Западного ФО. По абсолютной ренте (860 рублей за гектар) оцениваются северные территории страны (Мурманская и Магаданская области, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Таймырский, Эвенкийский, Чукотский и Корякский автономные округа, Республика Саха).

Полученные данные по кадастровой оценке сельскохозяйственных угодий необходимы для взимания земельного налога, установления арендной платы, величины ипотечного кредита. Данная методика государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий нуждалась в серьезной корректировке. Основные недостатки методических подходов к оценке сельскохозяйственных угодий сводились к следующему :

  1. Неправомерность использования фактической урожайности и затрат вместо нормативных. От такого подхода в свое время предостерегал еще В.В. Докучаев, указывая, что при этом платится «налог на интеллигентность».
  2. Межрегиональная несопоставимость оценок. Земли соседних областей, а иногда и земельно-оценочных районов внутри областей, оцениваются по-разному, даже если находятся в близких природных условиях. В субъектах Российской Федерации приняты шкалы с разными свойствами. В расчеты оценочных показателей заложены не единые для России экономические нормативы, в каждом регионе существуют свои местные нормативы, отражающие средние по региону, оценочному району экономические условия сельскохозяйственного производства. Несопоставимость оценок исключает возможность использования результатов земельно-оценочных работ на едином рынке земель России.
  3. Неучет климатических показателей. Известно, что одна и та же почва в разных климатических условиях будет иметь различную продуктивность, а следовательно, и разную оценку.

Отмеченные недостатки методических подходов приводят к несоответствию значений кадастровой стоимости земель и данных природно-сельскохозяйственного районирования. Например, кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области составляет 18 020 рублей за 1 гектар, в Башкирии — 17 460, в Ивановской области — 18 350, в Ярославской области — 18 780 рублей за 1 гектар. Между тем, по всем показателям — почвенным, климатическим, возможностям возделывания более ценных культур, размерам полей, доле пашни в сельскохозяйственных угодьях — Ивановская и Ярославская области уступают Пензенской области и Башкирии.

Необходимо также отметить, что величина абсолютной ренты (минимальный доход, который может быть получен с сельскохозяйственных угодий) не может быть одинаковой для всей территории России. Указанные выше недостатки методических рекомендаций были учтены при подготовке новых методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных Министерством экономического развития Российской Федерации (приказ №445 от 20.09.2010).

П.М. Сапожников

  • Кадастровая стоимость земель лесного фонда (на 1 января 2008 г.), масштаб 1:60 000 000
  • Кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения (на 1 января 2006 г.), масштаб 1:60 000 000

Добавить комментарий