Головная фракция этилового спирта

К внутригосударственному согласованию подготовлен проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции». По мнению экспертов, он может оказаться самым скандальным из документов такого рода, разработанных за полтора минувших года в России. Регламент противоречит не только нормам ВТО и мировой практике, но и таит немалую разрушительную силу для целого ряда отраслей, причем не только алкогольных. Прокомментировать ситуацию «РГ» попросила председателя правления Национального института технического регулирования Дмитрия Петрова.

РГ: Дмитрий Юльевич, как же так: минувшей осенью, на предварительном этапе подготовки документа, на его разработчика — федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) — обрушился шквал критики. Ожидалось, что при доработке проекта она будет учтена. Выходит, в документе все осталось по-прежнему?

Петров: Если вы имеете ввиду запрет на производство и оборот алкогольной продукции в пластиковой потребительской упаковке — а именно он вызвал наиболее острое неприятие фигурантов техрегламента — то да, он сохранился и в нынешней редакции.

РГ: Значит, не исключено, что пивовары опять будут «бунтовать»?

Петров: Их позиция понятна. Производители пива больше, чем в других сегментах алкогольной промышленности, потребляют пластиковой тары.

РГ: Регулятор исключений не делает?

Петров: Не делает. Представители Росалкогольрегулирования утверждают, что упаковка из пластика выделяет в пищу опасные для здоровья человека вещества. Вино, разлитое в ПЭТ-упаковку, имеет запах пластика, а пиво в процессе хранения окисляется.

РГ: Но если это действительно так, о чем спор — здоровье нации и без того подорвано.

Петров: Так это или не так, до конца неясно. У Росалкогольрегулирования нет строгой научной аргументации. Ссылаясь в своих публичных дискуссиях на некие «научные труды», его представители затрудняются даже назвать их авторов.

Полиэтилен признан безопасным для использования в качестве пищевой упаковки на территории всех стран — членов ВТО. За рубежом не только пиво, но и дорогие коньяки можно встретить в пластиковой упаковке.

С 1 июля Россия станет полноправным членом Всемирной торговой организации. И есть серьезный риск, что начнется это членство с конфуза. В Соглашении ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер сказано: «В тех случаях, когда член ВТО не применяет международный стандарт, руководство или рекомендацию в качестве условия импорта, ему следует указать причину этого и, в частности, указать, считает ли он, что стандарт не является достаточно строгим и не обеспечивает надлежащий уровень санитарной или фитосанитарной защиты».

Иными словами, если какая-либо страна — член ВТО вводит требования, более жесткие, чем международные, она обязана обосновать, что без этих требований невозможно обеспечить необходимый уровень безопасности своих граждан. А вот сделать это нашему Росалкогольрегулированию будет весьма непросто.

Исследования ПЭТ-упаковки проводились практически во всех развитых странах мира, в том числе в Германии, Италии, США, Австралии… Результаты всех исследований однозначны — ПЭТ-упаковка не изменяет вкусовых и иных качественных характеристик пищевой продукции, включая алкогольсодержащие, не агрессивна, не оказывает вредного влияния на здоровье человека.

РГ: Каково мнение на этот счет других наших ведомств?

Петров: Минздравсоцразвития также признает отсутствие доказательств вредности бутылочного пластика, но запрет поддерживает по той причине, что переход исключительно на стеклянную или алюминиевую тару приведет к повышению цен на пиво, а значит снизит его доступность для детей (в письме министерства так и сказано — не для молодежи, а «для детей», вот что значит знать жизнь).

Минэкономразвития и Минпромторг инициативу Росалкогольрегулирования не поддерживают. Интересно, что мнения разделились и у наших партнеров по Таможенному союзу — Казахстана и Белоруссии.

Казахстан — «за» (здесь аналогичный запрет примерно по тем же мотивам действует с 2004 года и казахам ничего не хотелось бы менять), Белоруссия столь же решительно «против». К слову, в ходу мнение, что Казахстан ввел это ограничение для того, чтобы хотя бы в какой то мере препятствовать импорту пива из России, поскольку его транспортировка в стеклянной бутылке приводит к увеличению дорожных расходов, а, следовательно, и к росту цены.

РГ: Миром движут интересы.

Петров: Помимо публично декламируемых целей эксперты говорят о двух возможных причинах происходящего. Первая касается производителей стеклянной и алюминиевой упаковки — это они воспользовались случаем устранить прямых конкурентов.

Вторая приписывает инициативу производителям крепкого алкоголя. С их стороны возможен более тонкий ход. Поскольку, как я уже говорил, доля ПЭТ-упаковки крепкого алкоголя ничтожно мала по сравнению с использованием ее для пивоваренной продукции, значит, запрет на ее использование неминуемо приведет к удорожанию пива и, следовательно, повышению конкурентоспособности крепкого алкоголя.

Но главное даже не в этом. Негативные последствия от принятия этого техрегламента разборками с ВТО не ограничатся.

Стоит напомнить, что одной из основных целей реформы технического регулирования, начатой еще в 2003 году, было устранение административных барьеров и создание благоприятных условий для инвестиций. Однако в данном случае мы будем иметь в итоге картину прямо противоположную.

Пивоварам придется в срочном порядке менять линии по розливу пенного напитка в пластиковую упаковку на принципиально иное оборудование. Вполне возможно, что не все выдержат это испытание, и часть мелких компаний закроется. А дальше — по цепочке.

Сильнейший удар будет нанесен по производителям ПЭТ-преформ (заготовок для бутылок). Заводов по их выпуску в России около 70, и ряд региональных администраций уже официально выразили обеспокоенность их будущим.

Следующими в ряду пострадавших окажутся нефтехимики. Потребность в сырье для ПЭТ-преформ — гранулированном полиэтилентерефталате (ПЭТФ) снизится примерно на 30%, что не может не сказаться на судьбе инвестиционных проектов, которые реализованы или реализуются в отрасли.

А ведь сумма общих инвестиций сюда уже превысила 1,5 млрд долларов.

Производство ПЭТФ — дело для России относительно новое, непростое и наукоемкое (это одно из направлений тонкой нефтехимии). То есть пострадает отрасль, где реально и весьма активно внедряются инновации.

Ущерб будет нанесен и переработчикам использованных ПЭТ-бутылок. А это 30 предприятий, превращающих их в упаковочные ленты, волокна, пленки, бутылки для непищевых жидкостей. Еще десять лет назад у нас был всего один такой завод.

Если к этому добавить, что упадут объемы производства в смежных областях (например, терефталевой кислоты), то суммарное сокращение рабочих мест, по оценкам экспертов, достигнет 70 тысяч, а ежегодные бюджетные потери — 50 млрд рублей.

РГ: Насколько реален такой сценарий?

Петров: Трудно сказать. Я думаю, 50 на 50. Конечно, всегда хочется надеяться на здравый смысл, но Росалкогольрегулирование настойчиво, и его энергично поддерживает Казахстан.

Крепость – содержание безводного (чистого) этилового спирта в алкогольном напитке. Концентрацию спирта можно рассчитать двумя методами – по массе и по объему, но так как масса жидкости не равна её объему, результаты будут отличаться. Это вызывает путаницу среди потребителей, а разные обозначения на этикетках еще больше усугубляют ситуацию. В зависимости от страны и производителя крепость может выражаться в градусах (°), процентах (%) и proof.

В России со времен СССР традиционно используются градусы, указывающие концентрацию спирта по массе. В этом случае градус – одна сотая (0,01) часть безводного (100%) спирта, которая весит 7,94 грамма. На этикетке бутылки находится число с маленьким кружочком, например, 40° или 45°. Это самая точная метрика, но в 70-х годах XX века, когда начался экспорт водки в капиталистические страны, в СССР наряду с отечественной системой начали использовать западную маркировку крепости – в процентах. Проблема в том, что сами проценты могут исчисляться как по объему, так и по массе, поэтому без дополнительного указания способа расчета не имеют смысла. Недостаток измерения по объему в том, что не учитываются различия в весе воды, спирта и других веществ в составе напитка, также не берется во внимание степень очистки спирта.

В общепринятой международной системе крепость алкогольных напитков обозначают в процентах от объема и маркируют надписью (% vol.), от английского «volume» — объем. Альтернативное обозначение – % ABV (Alcohol by volume). Российские производители для внутреннего рынка используют маркировку (% об.), которую в народе называют «оборотами», хотя на самом деле «об.» получено сокращением слова «объем». Это значит, что (% vol.), (% ABV) и (% об.) выражают одинаковую крепость, но отличаются от градусов (°). Например, 40% vol. = 40% ABV = 40% об. ≠ 40°.

Крепость в градусах больше (концентрация этилового спирта выше) крепости в процентах по объему. Если в 1 литре водки 40° содержится 572 г воды и 381 г спирта, то в аналогичном количестве водки 40% об. будет 635 г воды и 318 г, что соответствует примерно 35°.

Универсальной формулы пересчета объемных долей в весовые, которую можно было бы применить для всех алкогольных напитков, не существует, поскольку кроме воды и спирта нужно учитывать и другие вещества в составе: сахар, кислоты, танины, сивушные масла и пр., а их концентрация всегда разная.

Однако разницу в крепости 1-4 градуса могут почувствовать только опытные дегустаторы, поэтому зачастую потребители не обращают внимания на разные обозначения крепости, считая, что все маркировки одинаковы.

В Российской империи до изобретения ареометра (прибора для определения концентрации спирта в водном растворе) крепость алкогольных напитков измеряли поджиганием – тестируемое спиртное наливали в специальный мерный ковшик, поджигали и ждали, когда пламя погаснет. Затем смотрели на объем оставшейся жидкости. Если выгорела примерно половина, значит, напиток прошел тест.

Спиртометр предназначен только для измерения крепости спирто-водочной смеси, для пива, вина, виски и коньяка прибор не подходит

В Америке и Британии использовали более быстрый способ проверки качества. На Диком Западе продавцы смачивали порох алкоголем и поджигали. Если смесь воспламенялась, высокая крепость напитка считалась доказанной – proof (с английского языка переводится как «доказательство»). Примерная крепость алкоголя, при которой загорается порох – 50% об., а по американской шкале это равно 100 proof («пруф»), то есть стопроцентное доказательство качества.

Такой же метод применяли и моряки британского флота, когда проверяли, не слишком ли сильно разбавлена водой их законная порция рома. Однако «британский пруф» (Br. proof) равен 57% об., поскольку учитывается не чистый, а разбавленный спирт, также вместо литра за единицу объема взят галлон. Для перерасчета «британского пруфа» в объемные проценты использовался коэффициент 1,75. Это значит, что 40% об. = 70 Br. proof (40 × 1,75 = 70). В 1980 году Британия перешла на указание крепости алкоголя по объему, присоединившись ко всем другим европейским странам, а Br. proof стал историей.

Современный proof (alcohol proof, proof spirit) — единица измерения крепости напитков, которая равна двойному содержанию спирта в объеме жидкости. Это значит, что 80 proof = 40% об. = 40% vol. Чтобы получить привычные русскоязычному человеку «обороты», достаточно разделить «пруф» на два.

В основном proof используют производители из США, отдавая дань традициям. Однако на всех бутылках американского спиртного, которое поставляются на экспорт, наряду с «пруфами» обязательно указаны «обороты» (% vol.), поскольку это международный стандарт. Маркировку ABV можно встретить на зарубежном пиве, зачастую она тоже дублируется процентами по объему.

Добавить комментарий