ФЗ о лечебно оздоровительных местностях

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ

«О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительныхместностях и курортах»

(вредакции, актуальной с 30 декабря 2013 г.,

сизменениями и дополнениями, внесенными в текст, согласно Федеральнымзаконам:

от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ,

от29.12.2006 г. № 258-ФЗ, от 08.11.2007 г. № 258-ФЗ, от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ,

от30.12.2008 г. № 309-ФЗ, от 27.12.2009 г. № 379-ФЗ, от 18.07.2011 г. № 219-ФЗ,

от 25.06.2012 г. № 93-ФЗ, от 28.12.2013 г. № 406-ФЗ)

Принят Государственной Думой 27 января 1995 года

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительныеместности и курорты являются национальным достоянием народов РоссийскойФедерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятсясоответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим своиособенности в использовании и защите.

Настоящий Федеральный закон определяет принципыгосударственной политики и регулирует отношения в сфере изучения,использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов,лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории РоссийскойФедерации.

Содержание

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующиеосновные понятия:

природные лечебные ресурсы — минеральные воды,лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объектыи условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организацииотдыха;

лечебно-оздоровительная местность — территория,обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения ипрофилактики заболеваний, а также для отдыха населения;

курорт — освоенная и используемая влечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающаяприродными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями исооружениями, включая объекты инфраструктуры;

курорт федерального значения — освоенная ииспользуемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория,находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органовгосударственной власти;

курорт регионального значения — освоенная ииспользуемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория,находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной властисубъекта Российской Федерации;

курорт местного значения — освоенная и используемая влечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся введении органов местного самоуправления;

курортный регион (район) — территория с компактнорасположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной(горно-санитарной) охраны;

курортное дело — совокупность всех видовнаучно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения ипрофилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;

округ санитарной (горно-санитарной) охраны — особоохраняемая территория с установленным в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования,обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов илечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязненияи преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей икурортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды,лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Востальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контурокруга санитарной (горно-санитарной) охраны является границейлечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);

пользователи — юридические и физические лица,осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов наосновании лицензии;

технологическая схема разработки и использованияприродных лечебных ресурсов — проектный документ, устанавливающийтехнические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов,нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанныхресурсов при эксплуатации;

курортный фонд Российской Федерации — совокупностьвсех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительныхместностей, а также курортов и курортных регионов (районов).

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о природныхлечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах

1. Законодательство о природных лечебных ресурсах,лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положенияхКонституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона,принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актовРоссийской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актовсубъектов Российской Федерации.

2. Законодательство о природных лечебных ресурсах,лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающиев связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределахуказанных особо охраняемых территорий, так и расположенных вне их границ.

3. Отношения, связанные с использованием и охраной природныхресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным ииным законодательством о природных ресурсах.

4. Имущественные отношения в области использования и охраныприродных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортоврегулируются гражданским законодательством, если иное не установленофедеральным законом.

Статья 2.1. Установление лечебных свойств природныхлечебных ресурсов и утверждение классификации природных лечебных ресурсов

1. Лечебные свойства природных лечебных ресурсовустанавливаются на основании научных исследований, соответствующей многолетнейпрактики.

2. Классификация природных лечебных ресурсов, медицинскиепоказания и противопоказания к их применению в лечебно-профилактических целяхутверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральныморганом исполнительной власти.

Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительнойместностью, курортом

1. Признание территории лечебно-оздоровительной местностьюили курортом осуществляется в зависимости от ее значения ПравительствомРоссийской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации или органом местного самоуправления на основанииспециальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

2. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметьфедеральное, региональное или местное значение.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью иликурортом федерального значения Правительством Российской Федерации посогласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью иликурортом регионального значения органом исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органамиисполнительной власти.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью иликурортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъектаРоссийской Федерации.

3. Порядок и особенности функционирования отдельного курортаопределяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курортаположение о нем соответственно утверждается уполномоченным ПравительствомРоссийской Федерации федеральным органом исполнительной власти либосоответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Глава II. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральныхорганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации и органов местного самоуправления

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики всфере санаторно-курортного лечения и отдыха;

устанавливает границы и режим округов санитарной(горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение;

устанавливает таможенные, инвестиционные льготы,стимулирующие сохранение и развитие курортов;

осуществляет международное сотрудничество в сфере изучения ииспользования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей,курортов и курортных регионов (районов).

Статья 4.1. Полномочия федеральных органов исполнительнойвласти

Уполномоченный Правительством Российской Федерациифедеральный орган исполнительной власти:

устанавливает нормы и правила пользования природнымилечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами;

ведет государственный учет курортного фонда РоссийскойФедерации и государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей икурортов, включая санаторно-курортные организации;

осуществляет государственную экспертизу программ развитиякурортов и курортных регионов (районов), разведанных запасов природных лечебныхресурсов, имеющих федеральное значение;

утверждает классификацию природных лечебных ресурсов,медицинские показания и противопоказания к их применению влечебно-профилактических целях.

Статья 5. Полномочия органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации

К полномочиям органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации по регулированию отношений в области функционирования,развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природныхлечебных ресурсов относятся:

признание территории лечебно-оздоровительной местностью иликурортом регионального значения;

установление границ и режима округов санитарной(горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов,имеющих региональное значение;

определение формы и размеров платы за пользованиетерриториями курортов регионального и местного значения в пределах норм,установленных законодательством Российской Федерации и законодательствомсубъектов Российской Федерации;

регулирование в области использования и охраны курортов,лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, заисключением переданных в ведение Российской Федерации;

международное сотрудничество в сфере изучения и использованияприродных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов икурортных регионов (районов);

ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей икурортов регионального значения, включая санаторно-курортные организации.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления

К полномочиям органов местного самоуправления порегулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов,лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

представление в орган исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации предложения о признании территории лечебно-оздоровительнойместностью или курортом местного значения;

участие в реализации государственных программ освоенияземель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов(программ) развития курортов и курортных регионов (районов);

абзац 4 статьи 6 утратилсилу согласно Федеральному закону от 25 июня 2012 г. № 193-ФЗ;

участие во внешнеэкономической деятельности, направленной напривлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрииотдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов;

ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей икурортов местного значения, включая санаторно-курортные организации.

Статья 7. Координация деятельности влечебно-оздоровительных местностях и на курортах

Государственную политику и координацию деятельности в сферекурортного дела и отдыха реализует специально уполномоченный ПравительствомРоссийской Федерации федеральный орган, который осуществляет:

ведение государственного реестра курортного фонда РоссийскойФедерации;

разработку и координацию федеральных программ развитиякурортов;

организацию научных исследований в целях расширениякурортного фонда Российской Федерации и повышения эффективности егоиспользования;

подготовку кадров в сфере курортного лечения;

абзац 6 статьи 7 утратилсилу согласно Федеральному закону от 25 июня 2012 г. № 193-ФЗ.

Статья 8. Разграничение полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной властисубъектов Российской Федерации

Разграничение полномочий между органами государственнойвласти Российской Федерации и органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации в области использования и охраны природных лечебныхресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется настоящимФедеральным законом, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 9. Право государственной собственности на природныелечебные ресурсы

1. Природные лечебные ресурсы являются государственнойсобственностью.

Они могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации(федеральная собственность) либо принадлежать на праве собственности субъектамРоссийской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Вопросы владения, пользования и распоряжения природнымилечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации исубъектов Российской Федерации.

3. От имени Российской Федерации и субъектов РоссийскойФедерации права собственника осуществляют указанные в настоящем Федеральномзаконе органы государственной власти в рамках их компетенции, установленнойнормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

4. Содержание права государственной собственности наприродные лечебные ресурсы определяется федеральным законом на основании Гражданскогокодекса Российской Федерации.

Статья 10. Предоставление природных лечебных ресурсов

1. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим ифизическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целяхотдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива.

2. Предоставление природных лечебных ресурсов для целей, непредусмотренных настоящим Федеральным законом, как правило, не допускается.Правительство Российской Федерации в исключительных случаях при наличииположительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологическойэкспертизы разрешает использование природных лечебных ресурсов для целей, несвязанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не повлечетущерба для курортно-рекреационного потенциала соответствующих территорий.

3. Природные лечебные ресурсы предоставляются на основаниилицензий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Разработка месторождений минеральных вод илечебных грязей и использование других природных лечебных ресурсов

1. Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и другихприродных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с лицензией. Накурортах, в курортных регионах (районах) разработка природных лечебных ресурсовосуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями иорганизациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.

2. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, атакже других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебныхресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами исроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатацииуказанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемахих разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируетсяспециальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержаниеполезных и вредных для человека компонентов.

3. Технология добычи, подготовки и использования минеральныхвод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных ккатегории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защитуместорождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезныхископаемых от утраты лечебных свойств.

4. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целяхв соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такойдеятельности.

Статья 12. Прекращение, приостановление и ограничение правапользования природными лечебными ресурсами

1. В случае нарушения установленных правил использованияприродных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсамиможет быть прекращено, приостановлено или ограничено в установленном закономпорядке.

2. Прекращение, приостановление и ограничение правапользования природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от иныхвидов ответственности, предусмотренных законодательством.

Глава IV. Экономическое регулирование в сфере курортного лечения и отдыха

1. Поддержка развития курортов федерального значенияявляется расходным обязательством Российской Федерации.

Поддержка развития курортов регионального значения являетсярасходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Поддержка развития курортов местного значения являетсярасходным обязательством поселений и городских округов.

Поддержка развития курортов может осуществляться из другихне запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

2. Координацию и обеспечение выполнения федеральных программразвития курортов осуществляет специально уполномоченный ПравительствомРоссийской Федерации федеральный орган.

3. Пункт 3 статьи 13 утратилсилу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

Статья 14. Имущество санаторно-курортных организаций ипорядок его использования

1. Санаторно-курортным организациям для осуществлениялечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населенияпредоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природныхресурсах земельные участки и иные природные ресурсы.

2. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей икурортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательствомдля проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых территориях.

3. Санаторно-курортные организации используют здания,строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактикизаболеваний и отдыха населения, если иное не следует из федерального закона.

Статья 15. Статус санаторно-курортных организаций

1. Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебныйпроцесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют наосновании предоставленной в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации лицензии на осуществление медицинской деятельности.

2. Реорганизация санаторно-курортных организацийосуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.

Статья 16. Организация санитарной (горно-санитарной) охраныприродных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности,а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектамии территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округовсанитарной (горно-санитарной) охраны.

2. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной)охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортовфедерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а длялечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения- исполнительными органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации.

3. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охранывыделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все видыхозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями ииспользованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целяхпри условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов исооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферыкурортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающуюсреду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения наразмещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, атакже на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейсязагрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

4. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной)охраны осуществляется: в первой зоне — пользователями, во второй и третьейзонах — пользователями, землепользователями, землевладельцами, арендаторами,собственниками земельных участков и проживающими в этих зонах гражданами.

5. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очаговзагрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются засчет средств пользователей, землепользователей, землевладельцев, арендаторов,собственников земельных участков и граждан, нарушивших режим санитарной(горно-санитарной) охраны.

6. Пункт 6 статьи 16 утратилсилу согласно Федеральному закону от 25 июня 2012 г. № 193-ФЗ.

Глава VI. Разрешение споров в области использования и охраны природныхлечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Споры в области использования и охраны природных лечебныхресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также имущественныеспоры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам,лечебно-оздоровительным местностям и курортам, а также здоровью человека,подлежат рассмотрению в судебном порядке.

2. Экономические споры и споры в сфере управленияразрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно-процессуальнымзаконодательством.

3. По соглашению сторон экономические споры междуорганизациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами-предпринимателямимогут решаться третейским судом.

Статья 18. Разрешение международных споров

Международные споры в области использования и охраныприродных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортовРоссийской Федерации разрешаются в порядке, установленном в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, за исключениями, установленнымимеждународными договорами Российской Федерации.

Статья 19. Виды ответственности

За нарушения настоящего Федерального закона устанавливаетсядисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовнаяответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Государственный надзор и муниципальный контрольв области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебныхресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Государственный надзор в области обеспечения санитарной(горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительныхместностей и курортов осуществляется уполномоченными федеральным органомисполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации при осуществлении в пределах своей компетенции государственногонадзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорийсоответственно федерального и регионального значения, а также уполномоченнымфедеральным органом исполнительной власти при осуществлении федеральногогосударственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

2. Муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной)охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей икурортов осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления приосуществлении в пределах своей компетенции муниципального контроля в областиохраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значенияв соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VIII. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации в областирационального использования и охраны природных лечебных ресурсов,лечебно-оздоровительных местностей и курортов установлены иные правила, чемпредусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правиламеждународного договора.

Статья 22. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня егоофициального опубликования.

2. Поручить Правительству Российской Федерации привести всоответствие с настоящим Федеральным законом нормативные правовые актыфедеральных органов исполнительной власти.

3. Утвержденные до вступления в силу настоящего Федеральногозакона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебныересурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсовсчитать округами горно-санитарной охраны.

4. Отношения в сфере использования лечебно-оздоровительныхместностей и курортов регулируются в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года№ 310-ФЗ»Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XIПаралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи какгорноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательныеакты Российской Федерации».

Добавить комментарий