Форма расчета базы обязательных отчислений

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Excel

Приложение N 1
к Порядку предоставления сведений
о базе расчета обязательных
отчислений (неналоговых платежей) в
резерв универсального обслуживания

Форма расчета
базы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за _____________ квартал 200__ г.

/----------------------------------------------------------------------------------------\
| Стр. | /-\ /-\ |
| | Вид документа: первичный | | корректирующий | | (нужное отметить знаком V) |
| 1 | \-/ \-/ |
| |---------------------------------------------------------------------------------|
| 2 | Расчет представляется: |
| | Федеральное агентство связи |
| | в _____________________________________________________________________________ |
| | /---\ |
| 3 | на |0|2| страницах. |
| | \---/ |
| |---------------------------------------------------------------------------------|
| 4 | Наименование организации: |
| |---------------------------------------------------------------------------------|
| |---------------------------------------------------------------------------------|
| 5 | Фамилия, Имя, Отчество индивидуального предпринимателя |
| |---------------------------------------------------------------------------------|
| |---------------------------------------------------------------------------------|
| 6 | Адрес организации, физического лица: |
| |---------------------------------------------------------------------------------|
| |---------------------------------------------------------------------------------|
| 7 | Код города и номер контактного телефона: ____________________________________ |
| | |
| | /-----------------------\ |
| 8 | ИНН организации, физического лица | | | | | | | | | | | | | |
| | \-----------------------/ |
| |---------------------------------------------------------------------------------|
| | Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем |
| | расчете, подтверждаю: |
| | Для организации: |
| | |
| 10| Руководитель организации ______________________________________________________ |
| | (фамилия, имя, отчество) |
| | /---\ /---\ /-------\ |
| | ____________________________________________________ | | | | | | |2|0| | | г. |
| | (подпись) \---/ \---/ \-------/ |
| | цифрами: день, месяц, год |
| | |
| 11 | Главный бухгалтер: ____________________________________________________________ |
| | (фамилия, имя, отчество) |
| | /---\ /---\ /-------\ |
| | ____________________________________________________ | | | | | | |2|0| | | г. |

| | (подпись) \---/ \---/ \-------/ |
| | цифрами: день, месяц, год |
| | |
| 12 | Индивидуальный предприниматель: _______________________________________________ |
| | (фамилия, имя, отчество) |
| | /---\ /---\ /-------\ |
| | ____________________________________________________ | | | | | | |2|0| | | г. |
| | (подпись) \---/ \---/ \-------/ |
| | цифрами: день, месяц, год |
| | |
| 13 | М.П. |
| \---------------------------------------------------------------------------------|
| заполняется работником Россвязи |
| /---------------------------------------------------------------------------------|
| | /---\ /---\ /-------\ |
| 14 | Расчет представлен: | | | | | | |2|0| | | г. |
| | \---/ \---/ \-------/ |
| | цифрами: день, месяц, год |
| 15 | уполномоченным /-\ /-\ /---\ |
| | представителем | | по почте | | на | | | страницах. |
| | \-/ \-/ \---/ |
| | (нужное отметить знаком Х) Зарегистрирован за N _____________ |
| | |
| 16 | ____________________________________________________ _________________________ |
| | (фамилия, и., о. и должность работника Россвязи) (подпись) |
\----------------------------------------------------------------------------------------/
 _________________________________________________________________________
 (наименование организации, Ф.И.О. Индивидуального предпринимателя)
 /---\
 за ___________ квартал 200__ г. Стр. |0|2|
 \---/

Показатели

Код строки

Значения показателей, руб.

1

2

3

Доход по обычным видам деятельности (сумма строк с 030 по 090)

010

От услуг присоединения

030

От услуг по пропуску трафика

040

От услуг связи, оказанных абонентам и иным пользователям (сумма строк с 051 по 067)

050

От услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа

051

От услуг междугородной и международной телефонной связи

052

От услуг внутризоновой телефонной связи

053

От услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов

054

От услуг телефонной связи с использованием средств коллективного доступа

055

От услуг телеграфной связи

056

От услуг связи персонального радиовызова

057

От услуг подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования

058

От услуг подвижной радиотелефонной связи

059

От услуг подвижной спутниковой радиосвязи

060

От услуг связи по предоставлению каналов связи пользователям

061

От услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации

062

От услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации

063

От телематических услуг связи

064

От услуг связи для целей кабельного вещания

065

От услуг связи для целей эфирного вещания

066

От услуг связи для целей проводного радиовещания

067

Прочие доходы по обычным видам деятельности

090

Ставка отчислений в резерв универсального обслуживания (%)

100

Сумма исчисленных отчислений в резерв универсального обслуживания (строка 050 х строка 100)

110

Сумма отчислений к доплате (уменьшению)

120

Сумма задолженности перед резервом универсального обслуживания

130

Сумма отчислений, подлежащая уплате в резерв универсального обслуживания (строка 110 + строка 120 + строка 130)

140

Сумма отчислений в резерв универсального обслуживания, указанная в ранее предоставленной форме

200

Корректировка суммы отчислений в резерв универсального обслуживания (строка 200 — строка 110)

210

Фимина Н. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В 2019 году отчислениям в резерв универсального обслуживания было уделено особое внимание. В начале апреля Минфин обнародовал законопроект о включении данного платежа в Налоговый кодекс. Пока документ находится на стадии обсуждения, развернувшаяся дискуссия – хороший повод вспомнить об отчислениях в резерв и обобщить типичные заблуждения практикующих специалистов о порядке начисления и внесения этого платежа.

Заблуждение 1: интернет-кафе отчисления не осуществляют

В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ) резерв универсального обслуживания формируется в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров. Отчисления в резерв производятся операторами сети связи общего пользования.

На практике перечень видов деятельности, которые осуществляют хозяйствующие субъекты, достаточно широк. Поэтому у практикующих специалистов могут возникать вопросы о необходимости производить отчисления в конкретных ситуациях.

Типичный пример – интернет-кафе (интернет-клуб). Организация предоставляет пользователям доступ к Интернету либо за отдельную плату (почасовую), либо бесплатно (входит в стоимость услуг). Попробуем разобраться, должны ли интернет-кафе делать отчисления в резерв универсального обслуживания.

Основные положения в отношении расчета сумм отчислений утверждены ст. 60 Закона № 126-ФЗ.

Плательщиком обязательных отчислений является оператор связи общего пользования – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

К сведению: сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории России (п. 1 ст. 13 Закона № 126-ФЗ). Соответственно, доходы от оказания услуг связи общего пользования – это доходы от деятельности по оказанию услуг электросвязи в России неограниченному кругу лиц (любому пользователю).

В соответствии с п. 2 ст. 57 Закона № 126-ФЗ к универсальным услугам связи относятся услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету:

  • с использованием средств коллективного доступа;

  • с использованием точек доступа.

Таким образом, хозяйствующий субъект, оказывающий данные услуги, является оператором связи общего пользования.

Распространено следующее заблуждение: достаточно изменить наименование интернет-кафе, например, на «компьютерный клуб», оформить оказание услуг по предоставлению доступа в Интернет как «предоставление компьютера» и не придется получать соответствующую лицензию оператора связи и перечислять отчисления в резерв универсального обслуживания.

Однако практика показывает, что контролирующие органы в таких ситуациях все равно настаивают на том, чтобы оператор связи надлежаще оформил вид деятельности. Например, в Решении Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2014 по делу № А25-869/2014 указано, что на основании материалов проверок, размещенных на сайте прокуратуры Тульской области (old.prokuror-tula.ru), по постановлению прокурора Зареченского района г. Тулы Арбитражный суд Тульской области оштрафовал ООО «Оптимум» на 30 000 руб.

К тому же за неуплату отчислений в резерв установлена ответственность.

Если операторы сети связи общего пользования не осуществили обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания, инспекция может взыскать пени за их несвоевременную или неполную уплату (п. 6 ст. 60 Закона № 126-ФЗ). Пени за каждый день просрочки рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений по ставке, равной 1/300-й ключевой ставки ЦБР, действующей на день начисления пеней (ст. 68 Закона № 126-ФЗ).

К сведению! Статья 13.38 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несвоевременную или неполную уплату оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Речь идет о наложении административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 руб.

Заблуждение 2: переплату по отчислениям в резерв универсального обслуживания вернуть нельзя

Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в РФ порядке ведения бухгалтерского учета (п. 2 ст. 60 Закона № 126-ФЗ). Расчет производится организацией самостоятельно по ставке обязательного отчисления в размере 1,2%.

Если оператор сети связи общего пользования неправильно рассчитает сумму обязательного отчисления, вернуть переплату можно. Однако иногда приходится обращаться в судебные инстанции.

Так, по материалам одного дела на протяжении трех лет (2014 – 2016 годы) оператор ошибочно определял базу расчета обязательных отчислений: учитывал доходы организации от всех видов деятельности (а не только от оказания услуг связи общего пользования). В итоге у него образовалась переплата в резерв универсального обслуживания на сумму более 4 млн руб.

Оператор неоднократно обращался в Федеральное агентство связи с заявлением о возврате излишне уплаченных обязательных отчислений, но переплата не была возвращена.

В соответствии с п. 6 ст. 60 Закона № 126-ФЗ в тех случаях, когда обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания в установленные сроки не осуществлены или осуществлены в неполном объеме, контролирующий орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за их несвоевременную уплату. Однако обратная ситуация (переплата) в Законе № 126-ФЗ прямо не предусмотрена.

Тем не менее первая, апелляционная, кассационная инстанции организацию полностью поддержали. Установив, что оператор связи ошибочно определял базу расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, они указали, что излишне уплаченные денежные средства подлежат возврату (Решение Арбитражного суда Москвы от 20.06.2018 по делу № А40-71407/17-82-448).

Заблуждение 3: если крайний срок уплаты отчислений приходится на выходной, платить нужно заранее

Периодом для расчета и оплаты отчислений в резерв является срок не более 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы от оказания услуг связи (ст. 60 Закона № 126-ФЗ). Никаких исключений для ситуаций, когда крайний срок уплаты отчислений приходится на выходной или нерабочий праздничный день, в Законе № 126-ФЗ не предусмотрено.

В соответствии со ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Однако согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Это исключает применение данной нормы в рассматриваемой ситуации.

Аналогичное правило установлено в действующем налоговом законодательстве РФ. В соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый выходным или нерабочим праздничным, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Однако положения НК РФ на отчисления в резерв, осуществляемые операторами связи, пока не распространяется.

Вместе с тем некоторая судебная практика подтверждает, что если крайний срок уплаты отчислений приходится на выходной, произвести платеж можно в ближайший следующий рабочий день (решения Арбитражного суда Красноярского края от 12.12.2018 по делу № А33-28279/2018, Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.07.2017 по делу № А58-4041/2017 и др.).

Заблуждение 4: нулевая отчетность по отчислениям в резерв не сдается

Согласно п. 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного Приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41, оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально представляет в Россвязь сведения о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания по установленной данным приказом форме. Сделать это нужно не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала.

В норме речь идет обо всех хозяйствующих субъектах, имеющих лицензию на оказание услуг связи общего пользования. Соответственно, не установлено никаких исключений для операторов, которые временно деятельность не ведут.

Подтверждают данную точку зрения и суды. Например, в Решении Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2016 по делу № А32-46156/2015 указано, что названный порядок не освобождает от предоставления сведений о нулевом или отрицательном балансе для подтверждения невозможности обязательных отчислении, не содержит положений, прямо предусматривающих освобождение оператора связи от обязанности представлять сведения о базе расчета, потому что он не оказывает услуги связи.

Заблуждение 5: сумму отчислений в резерв можно включить в расходы при УСНО

Порядок учета сумм отчислений в резерв универсального обслуживания зависит от системы налогообложения, которую применяет оператор связи.

При применении общей системы налогообложения данные затраты можно учесть на основании п. 46 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В норме прямо указаны отчисления в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством РФ, регулирующем деятельность в области связи.

Перечень расходов, которые можно признать при «упрощенке», строго ограничен. Он приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в котором не предусмотрены отчисления в резерв универсального обслуживания, производимые в соответствии со ст. 59 и 60 Закона № 126-ФЗ. Поэтому такие платежи (отчисления) в расходах не учитываются. Подтверждает данную правовую позицию Письмо Минфина РФ от 10.07.2007 № 03-11-04/2/175.

Добавить комментарий