Фискальная политика налогов

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

Ответ:

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.

Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.

Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

  1. Ибрахим М.А. Эволюция теоретических основ фискальной политики государства // Вестник ГУУ. 2017. №2. – С. 135–140. . – Режим доступа – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-teoreticheskih-osnov-fiskalnoy-politiki-gosudarstva-1.
  2. Ибрахим М.А. Ключевые проблемы фискальной политики государства в условиях падения уровня экономики Российской Федерации // Вестник ГУУ. 2018. №1. – С. 127–131. . – Режим доступа – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-problemy-fiskalnoy-politiki-gosudarstva-v-usloviyah-padeniya-urovnya-ekonomiki-rossiyskoy-federatsii.



SCIENCE TIME

ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОМ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Динмухаметов Илънур Фаизович, Институт экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань

E-mail: dinmuhametov. ilnur@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам бюджетно-налоговой политики государства. Рассмотрены определения фискальной политики. Приведена классификация инструментов фискальной политики, рассмотрены особенности каждого из них. Представлена взаимосвязь государственных расходов и налогов и их влияние на совокупный спрос.

Ключевые слова: фискальная (бюджетно-налоговая) политика, налоги, государственные расходы, совокупный спрос.

В современной экономике государство активно участвует в деятельности рыночных механизмов, помогая компенсировать их слабости и уменьшить социальную напряженность в обществе. Для стабилизации экономики у государства есть два основных инструмента. Это бюджетно-налоговая (фискальная) и кредитно-денежная политика.

Фискальная политика играет важную роль в целостном управлении экономикой. Она является одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики фискальная политика является основной частью государственной экономической политики.

С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усилилось значение фискальной политики. Фискальная политика как важнейший элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейших функций, таких как мобилизация, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению в целях решения социально-экономических проблем страны.

Изучение бюджетно-налоговой политики на сегодняшний день является актуальным. Фискальная политика является одним из факторов, влияющих на дальнейшее социально-экономическое развитие в России. Значимость

государственных расходов и налогов в обеспечении макроэкономической стабильности обусловлена возможностью сознательно и целенаправленно определять их воздействие на экономические процессы.

В рыночной экономике чрезвычайно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей обстановке в стране с целью правильного принятия управленческого решения.

В литературе встречается большое число определений фискальной политики. Рассмотрим некоторые из них.

Под фискальной политикой принято понимать государственное воздействие на экономику посредством управления компонентами государственных финансов: государственными расходами, трансфертными выплатами, налогами, бюджетным дефицитом (профицитом), государственным долгом.

Фискальная политика — это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — сознательное манипулирование государственным бюджетом, направленное на стабилизацию экономического развития.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Все несколько вышеперечисленных определений, несмотря на некоторые различия в формулировках, отражают сущность фискальной политики. Из этих определений следует, что фискальная политика представляет собой совокупность финансовых мероприятий правительства государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей.

Выделяют следующие цели фискальной политики:

-сглаживание колебаний экономического цикла;

-обеспечение устойчивого экономического роста;

-достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства — это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели,

поставленные перед фискальной политикой.

Основными инструментами фискальной политики являются правительственные (государственные) расходы, государственные трансферты и налоги.

Под правительственными расходами понимаются государственные закупки товаров и услуг. Это могут быть различные виды закупок (строительство за счет бюджетных средств дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки, закупки военной техники и т.д.). Главный признак этих закупок состоит в том, что потребителем выступает государство. Государственные закупки разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства и закупки для регулирования рынка.

Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д.

Налоги, как один из главных инструментов фискальной политики, представляют собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Они выполняют нетолько фискальную функцию — по аккумуляции денежных средств в бюджет, но и распределительную, стимулирующую и контролирующую функции. Высокие налоговые ставки ведут к тому, что работать много и хорошо зарабатывать становится невыгодно, а низкие налоговые ставки могут ударить по доходам бюджета. При правильном применении налогового инструмента он может принести немалую пользу, при ошибочном — непоправимый вред.

Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом фискальной политики — государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели государства.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: ДО = С + I + О + Хп следует, что государственные закупки (О) являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов(1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Воспользуемся графиком макроэкономического равновесия (рис. 1).

На оси абсцисс отложим величину ВНП, а на оси ординат — совокупные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг, т.е. сумму потребления, инвестиций и государственных расходов.

Рис. 1 Влияние государственных расходов на совокупный спрос

Государственные расходы вызывают перемещение точки равновесия вверх по прямой 45°. Они увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а, следовательно, и производство ВНП. В результате государственных закупок совокупный спрос возрастает на величину государственных расходов под эти закупки.

Сокращение государственных расходов приведет к тому, что точка равновесия будет сдвинута вниз по прямой 45°. Это означает снижение совокупных расходов и сокращение равновесного ВНП.

Рассмотрим, как воздействуют на совокупный спрос налоги — другая составляющая фискальной политики. Увеличение налоговых ставок ведет к снижению реального чистого дохода населения, а, следовательно, и к сокращению потребительских расходов населения, которое отразится на всей сумме совокупных расходов. Если размеры инвестиций и государственных расходов прежние, то снижение потребительских расходов приведет к тому, что прямая С + I + О на графике будет сдвинута вниз. Это вызовет сокращение ВНП и занятости.

Рост налогов вызывает снижение доходов населения. Но не весь доход идет на потребление. Некоторая его часть поступает в сбережения. Если бы этого не происходило, тогда вся сумма налогов означала бы лишь вычет из

«

SCIENCE TIME

потребления. Но поскольку располагаемый доход распадается на две части -потребление и сбережения, то, следовательно, снижение дохода вызовет сокращение как потребления, так и сбережений.

Рост налогов, таким образом, вызывает снижение располагаемого дохода, а это ведет к сокращению потребления и сбережений на каждом уровне ВНП. При этом размер сокращения потребления и сбережений определяется такими параметрами, как MPC (предельная склонность к потреблению, показывает, насколько увеличится потребление при увеличении текущего дохода на единицу) и MPS (предельная склонность к сбережению, показывает, насколько увеличатся сбережения при увеличении текущего дохода на единицу).

Чтобы узнать, насколько уменьшатся сбережения при росте налогов, необходимо приращение налогов умножить на MPS (AT □ MPS). Аналогично рассчитывается сокращение потребления (AT □ MPC).

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:

-сдерживающая политика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стимулирующая фискальная политика имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем ЧВП к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции. Данный тип фискальной политики проводится в случае рецессионного разрыва, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей.

Ее инструментами выступают:

а)увеличение государственных закупок;

б)снижение налогов;

в)увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и направлена на уменьшение совокупного спроса. Данный тип фискальной политики применяется для преодоления инфляционных разрывов. Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

-сокращение государственных закупок;

-увеличение налогов;

-сокращение трансфертов.

Таким образом, после рассмотрения сущности налогово-бюджетной политики, можно сделать вывод, что фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с

— стимулирующая политика;

«

помощью изменения величины доходов и расходов государственного бюджета. Инструменты фискальной политики по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Инструменты фискальной политики взаимосвязаны и их роль в реализации той или иной политики государства велика. Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленным на поддержание экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а, следовательно, и на объем производства.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Агапова Т. А., Серёгина С. Ф.Макроэкономика : учебник — 10-е изд.,перераб. и доп. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. — 560 с.

2.Воронин А.Ю., Киршин И.А.Макроэкономика — I: Учеб.пособие. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 110 с.

3.Журавлева Г.П. Экономическая теория (политэкономия): Учебник.— 5-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 864 с.

4.Золотарчук В.В.Макроэкономика: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 608 с.

5.Косов Н.С. Основы макроэкономического анализа : Учеб. пособие.- Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.- 140 с.

6.Самойлов А. Фискальная политика в ходе экономического цикла — Режим доступа. — URL:http://modern-econ.ru/makro/ stabilizaciya/fiksalnaya-politika/ekonom-cikl.html

Участие государства в регулировании экономических процессов при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговые льготы, налоговые санкции, налоговая база и некоторые другие.

Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка, определяющая процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, осуществлять налоговое регулирование. Ощутимый эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Как отмечает В. В. Пансков, роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования различных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

В результате использования гибкой системы налоговых ставок централизованная единая система налогообложения может быть сформирована таким образом, чтобы являться достаточно гибкой и соответствовать складывающейся реальной экономической конъюнктуре.

Кроме налоговых ставок, эффективным средством реализации налоговой политики являются налоговые льготы, что связано с предоставлением полного или частичного освобождения от налогообложения отдельных категорий юридических и физических лиц.

Проведению эффективной налоговой политики способствует также то, что законодательство может предусматривать многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот,

связанные с видами и формами предпринимательской деятельности. Используемые в мировой практике налогообложения налоговые льготы сложно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда сеть заинтересованность государства в развитии предпринимательской активности, и оно готово стимулировать или, наоборот, дестимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам тс или иные налоговые льготы, государство, прежде всего, активизирует воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы. При этом следует отмстить, что с совершенствованием налоговых механизмов формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее типичным и часто используемым формам налоговых льгот следует отнести:

  • o полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения;
  • o отнесение убытков на доходы будущих периодов;
  • o применение сниженной налоговой ставки;
  • o полное или частичное освобождение от налогообложения для определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности;
  • o освобождение от налога отдельных социальных групп населения;
  • o возможность получения отсрочки или рассрочки налогового платежа и т.д.

Наиболее частый объект налогового стимулирования — инвестиционная деятельность, поскольку во многих странах полностью или частично освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на эти цели.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка

Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога (налоговые каникулы).

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо доходы следующего года или следующих лет. В ряде стран осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др.

В ряде зарубежных стран предоставляются различные виды льгот в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, нередко устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации и другие. Иногда налоговые льготы устанавливаются в зависимости от гражданства в целях стимулирования иностранных инвестиций.

Резкий рост бюджетных расходов во многих странах со всей остротой поставил вопрос об упорядочении предоставления различных налоговых льгот. Эго связано с тем, что установление широкого перечня налоговых льгот зачастую приводит к уменьшению налоговой базы, вследствие чего для сохранения необходимого государству уровня налоговых поступлений оно прибегает к установлению более высоких налоговых ставок.

Кроме того, льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков, независимо от вида их деятельности, и создаст неравные условия для предприятий в различных сферах экономики.

Использование налоговых льгот, или преференций, является характерным примером прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны. Подобные налоговые освобождения практикуются в основном сроком на три-пять лет. В российской налоговой практике в самом начале экономических реформ (в первой половине 1990-х годов) предусматривалось полное освобождение в течение двух лет от налога на прибыль совместных предприятий с иностранным капиталом, что способствовало притоку в страну прямых иностранных инвестиций. Гораздо дольше существовала льгота малым предприятиям, которые освобождались от налога на прибыль полностью в течение первых двух лет с момента организации и частично в течение двух последующих лет. Под льготное налогообложение во многих странах подпадает прибыль, направляемая на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготами по уплате налогов нередко имеют право пользоваться организации инвалидов, предприятия, использующие на производстве наемный труд представителей социально уязвимых групп населения. Российское налоговое законодательство предусматривает и такую форму освобождения от налогов, как инвестиционный налоговый кредит, представляющий собой направление налогов в течение определенного договором времени не в бюджет, а на инвестиции данного конкретного налогоплательщика.

В отличие от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики. В частности, в этом случае используются такие экономические, финансовые и налоговые рычаги, как ускоренная амортизация, уменьшенная по времени против общих правил, или дифференцированная налоговая ставка, отсрочка и рассрочка уплаты налога, создание свободных от налогообложения различных резервных, инвестиционных и иных фондов и другие конкретные виды налоговых льгот и преференций.

Достижение цели формирования необходимых финансовых ресурсов для органов власти всех уровней обеспечивается путем установления в общегосударственном законодательстве системы федеральных, региональных и местных налогов. Широкое применение во многих экономически развитых странах получила практика предоставления права регионам и муниципалитетам устанавливать надбавки к общефедеральным налогам.

Важным элементом налогового механизма являются налоговые санкции. Они, с одной стороны, являются инструментом в руках государства, нацеленным на обеспечение безусловного выполнения налогоплательщиком налоговых обязательств. С другой стороны, налоговые санкции нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создаст дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства, инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Система налогообложения большинства стран предусматривает, в частности, различные виды формирования налоговой базы, связанной с амортизационными отчислениями. В основном на практике используют нормативную, пропорциональную и ускоренную амортизацию. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, т.е. списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и соответственно к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит, и налоговых выплат. Вместе с тем этот вид амортизации способствует созданию условий для роста инвестиционной активности. Законодательством отдельных стран разрешено, кроме того, списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования. Во многих странах осуществлен переход к использованию неравномерного метода амортизационных списаний: в первый год-два списывается наибольшая часть стоимости, а по отдельным видам оборудования производится единовременное списание стоимости в начале срока службы.

Налоговая политика государства имеет относительно самостоятельное значение, поскольку от ее результатов в значительной степени зависит то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику. Имея указанную самостоятельность, налоговая политика должна базироваться на основе научной теории налогов. Однако следует заметить, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики.

Как указывает В.В. Пансков, в конце XIX — начале XX в. финансовая наука определила свой предмет как финансы государства, хотя финансы других публично-правовых союзов и были включены в предмет науки, но их содержательная разработка относится к более позднему периоду. Эволюция взглядов на финансовое хозяйство государства, на его задачи и функции связана в своей основе и с эволюцией взглядов на роль государства в экономике, и с общей теорией государства.

Добавить комментарий