Финансовой отчетности

Понятие и назначение отчетности. Бухгалтерская отчет­ность — единая система данных об имущественном и финан­совом положении организации на определенную дату и о фи­нансовых результатах ее хозяйственной деятельности за отчет­ный период, представляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Цель бухгалтерской отчетности состоит в обобщении учетных данных за определенное время и представлении их в наглядной форме заинтересованным пользователям.

Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса. Органическая связь между бухгалтерским учетом и отчетностью устанавливается в том случае, когда по­лучаемые в учете итоговые данные вливаются в соответствую­щие формы отчетности в виде синтезированных показателей.

Концептуальной основой бухгалтерской отчетности органи­заций в условиях рынка является формирование отчетных по­казателей как для внутренних, так и для внешних пользовате­лей. Отчетность необходима для руководства хозяйственной де­ятельностью и служит базой для принятия управленческих ре­шений и последующего планирования хозяйственной жизни предприятия. Кроме того, она служит важной предпосылкой эф­фективных деловых связей всех участников рыночных отноше­ний (инвесторов, кредиторов, банков, фискальных органов и т. д.) с целью привлечения дополнительного притока капитала как од­ного из источников расширения деятельности организации.

По данным бухгалтерской отчетности пользователи могут: оценить риски предпринимательской деятельности, возможно­сти выдачи кредитов и займов, финансовое положение потен­циальных клиентов, поставщиков, покупателей, конкурентов или партнеров; начислить налоги; рассчитать дивиденды; при­нять решение о целесообразности и условиях ведения дел с теми или иными партнерами.

Значение бухгалтерской отчетности состоит в том, что, используя учетную информацию, пользователи могут прини­мать решения для выполнения важных текущих и стратегичес­ких задач организации.

Отчетные данные представляются в виде систематизированных групп, которые облегчают их понимание и использование. Бухгалтерская отчетность является источни­ком информации для финансового анализа, определения финан­совой устойчивости, платежеспособности и доходности органи­зации, а также выявления тенденции ее дальнейшего развития.

По данным бухгалтерской отчетности анализируются по­казатели выполнения плановых заданий, устанавливаются от­клонения фактических показателей от плановых заданий и нор­мативов, дается оценка возможных последствий и намечаются пути их устранения.

Классификация пользователей бухгалтерской отчетнос­ти. Пользователями бухгалтерской отчетности являются заин­тересованные в информации о деятельности той или иной орга­низации физические или юридические лица. Каждая группа пользователей предъявляет свои требования к отчетности, по­скольку на основе отчетной информации принимаются различ­ные решения в отношении организации.

Классифицировать пользователей информации организа­ций необходимо по различным признакам: отношение к хозяй­ствующему субъекту, страновая принадлежность, частота об­ращений к отчетности, наличие финансового интереса, зависи­мость от типа организации и соотношение ее целей и целей пользователей (рис. 1).

Рис. 1. Классификация пользователей бухгалтерской отчетности

По отношению к хозяйствующему субъекту различают внешних и внутренних пользователей. Характеристика пользо­вателей представлена в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика пользователей бухгалтерской отчетности

Внутрен­ние поль­зователи Требования к информации Внешние

пользователи

Требования к информации
Руководи­тели раз­личных уровней управления Для принятия управленческих решений необхо­дима как отчетная, так и текущая ин­формация в де­нежном и нату­ральном выраже­нии Инвесторы Нуждаются в информации о на­личии и движении имущества, финансовых результатах дея­тельности для оценки величины дивидендов и иных доходов от участия в капитале, в оценке рисков инвестиций
Работники Оценка возмож­ных дополнитель­ных выплат или социальных про­грамм за счет при­были Государственные служащие Для формирования проектов доходов и расходов бюджетов различных уровней и оценки эффективности целевых про­грамм
Налоговые орга­ны Для контроля за правильностью и своевременностью уплаты на­логов
Представители страховых ком­паний Для оценки страховых рисков и разработки новых пакетов стра­ховых услуг
Общественность Оценка потенциальных работо­дателей, возможность выгодного приобретения ценных бумаг ор­ганизации и т.

п.

Банки и иные кредитные орга­низации Оценка кредитоспособности за­емщиков
Поставщики и иные кредиторы Оценка платежеспособности
Покупатели и клиенты Оценка возможности длительных и выгодных отношений, конку­рентоспособности и т. п.

По критерию страновой принадлежности пользователи подразделяются на отечественных и зарубежных. Зарубежные пользователи, ориентированные на правила составления финан­совой отчетности, используемые в их странах, или на междуна­родные стандарты финансовой отчетности (МСФО), российскую отчетность как достоверную не воспринимают.

В зависимости от финансового интереса различают пользователей с прямым финансовым интересом (учредители, инвесторы и т. п.), с косвенным финансовым интересом (налого­вые органы, банки, страховые компании, поставщики и покупа­тели и др.) и без финансового интереса (общественность, орга­ны статистики, СМИ и т. п.).

В зависимости от типа организации можно выделить пользователей, имеющих интересы на международных рынках; крупные и средние организации, имеющие целью повышение своей инвестиционной привлекательности; малые организации, а также крупные и средние организации, не заинтересованные в раскрытии достоверной информации о себе.

В зависимости от соотношения целей пользователей и целей организации следует выделить преимущественных и про­чих пользователей. Так, для англо-американской учетной сис­темы преимущественными пользователями являются инвесто­ры, для континентальной системы — кредиторы, для восточных стран, в том числе России, — государственные контролирую­щие органы. Особенность преимущественных пользователей заключается в том, что они имеют самые сильные факторы воз­действия на отчитывающуюся организацию: финансовый инте­рес; непосредственный контроль, обеспеченный системой санк­ций; общественное мнение.

По критерию частоты обращения к отчетности пользо­вателей подразделяют на реальных и потенциальных. Первые чаще обращаются к финансовой отчетности и предъявляют к ней свои требования, которые воплощаются в бухгалтерском законодательстве, учитываемом при составлении отчетности. Вторые — прочие. В зависимости от силы потребности в бух­галтерской информации потенциальные превращаются в реаль­ных пользователей.

Виды и классификация отчетности. Отчетность является основным источником информации о деятельности организации любой формы собственности. В зависимости от пользователей отчетность юридических лиц подразделяют на следующие виды:

• индивидуальная бухгалтерская отчетность;

• консолидированная финансовая отчетность;

• управленческая отчетность;

• налоговая отчетность;

• статистическая отчетность.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность — это отчет­ность одного юридического лица, которая содержит сведения о состоянии имущества организации и источников его формиро­вания на отчетную дату, а также о финансовых результатах финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. Она составляется и представляется пользователям в соответ­ствии с правилами и требованиями Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете” и норма­тивными актами Минфина РФ. Данный вид отчетности являет­ся обязательным для организаций всех форм собственности.

Консолидированная финансовая отчетность — это отчет­ность группы юридических лиц, призванная характеризовать финансовое положение на отчетную дату и финансовые резуль­таты за отчетный период группы организаций. Данная отчет­ность не является обязательной и составляется на основе бух­галтерских отчетов организаций, входящих в группу, и разработочных таблиц, составленных по данным бухгалтерского учета организаций. Правила ее составления и представления опреде­ляются МСФО-27 и нормативными актами Минфина РФ, в час­тности приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. № 112 «О методических рекомендациях по составлению и представ­лению сводной бухгалтерской отчетности” (далее — Приказ № 112).

Управленческая отчетность — это отчетность, которая составляется за любой отчетный период (календарный или фи­нансовый год) для внутреннего использования в управлении хозяйствующим субъектом в соответствии с регламентами, пре­дусмотренными в компании или группе компаний. Состав уп­равленческой отчетности определяется потребностями менедж­мента компании, который принимает на основе полученной ин­формации управленческие решения. Этот вид отчетности включает в себя информацию всех ее видов: бухгалтерской, на­логовой, статистической, оперативной и др.

Налоговая отчетность основана на данных налогового уче­та, составляется и представляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), а также отчетность по обяза­тельным платежам и сборам, установленным другими законо­дательными и нормативными актами. Данные налоговой отчет­ности могут являться коммерческой тайной для всех пользова­телей, кроме налоговых инспекций.

Статистическая отчетность основана на данных бух­галтерского и оперативного учета и формируется по правилам, установленным Государственным комитетом РФ по статисти­ке. Она в большинстве своем ориентирована на отрасли промыш­ленности, а также предназначена для сбора и обработки инфор­мации о массовых социально-экономических явлениях. Эта от­четность непубличная (отдельные данные могут быть коммер­ческой тайной).

Кроме того, организации могут представлять специализи­рованную отчетность в ФСФР (Федеральная служба по финан­совым рынкам) (эмитенты ценных бумаг, например, акционер­ные общества), в комитеты по управлению федеральным и му­ниципальным имуществом и т. д.

Однако бухгалтерская отчетность представляется всем пользователям — в налоговые органы, комитет государствен­ной статистики, ФСФР и комитеты по управлению государ­ственным имуществом.

Специализированные формы отчетности составляются мно­гими министерствами и ведомствами.

Бухгалтерская отчетность классифицируется по различ­ным признакам.

На рис. 2 представлена следующая классификация отчет­ности:

В зависимости от назначения:

Рис. 2. Классификация бухгалтерской отчетности

• внутренняя (управленческая) — для руководителей раз­личных уровней управления, составляется по правилам и в сро­ки, установленные руководством хозяйствующего субъекта;

• внешняя (финансовая) — для внешних пользователей (ин­весторов, кредиторов, налоговых служб), формируется по пра­вилам, установленным государством.

2. В зависимости от периода:

• промежуточная — составляется нарастающим итогом с начала года (квартал, полугодие, 9 месяцев);

• годовая — содержит итоговые показатели деятельности организации за календарный год.

3. По степени детализации:

• общая — она характеризует хозяйственную деятельность всей организации;

• специальная — раскрывает информацию об отдельных направлениях деятельности организации (например, матери­ально-техническое снабжение, строительство и т. д., а также расчеты с дебиторами или кредиторами, продажи по регионам или видам продукции, работ, услуг).

4. По степени обобщения:

• единичная (индивидуальная) — охватывает показатели отдельной организации, подразделения, выделенного в отдель­ный баланс;

• сводная — раскрывает объединенные показатели юриди­ческого лица, включая филиалы и подразделения, выделенные на отдельный баланс;

• консолидированная — раскрывает информацию о группе взаимосвязанных организаций, каждая из которых может быть самостоятельным юридическим лицом (холдинг, финансово промышленная группа и т. п.).

Наряду с классификацией бухгалтерской отчетности, при­веденной на рис. 2, имеет право на существование другая классификация1, в которой предусматриваются три уровня ее основания (рис. 3).

Рассказова-Николаева С.А., Калинина Е.М. Годовой отчет органи­зации. — М.: АКДИ «Экономика и жизнь”, 2009. — С. 19.

Первый уровень — «статус пользователя”: внутренний и внешний. Именно этот признак является определяющим при разработке бизнес-процессов подготовки отчетности, так как формат, содержание и сроки представления внутренней отчет­ности регулируются самой организацией, а возможность вли­ять на них ограничена (особенно если речь идет об обязатель­ной отчетности). Организации имеют возможность менять фор­мы бухгалтерской отчетности, а налоговой — кодифицирован­ной, — нет.

Второй уровень — это признак «обязательности отчетнос­ти”. Он имеет место как при формировании внутренней, так и внешней отчетности. Если внутренняя отчетность собирается в

Рис. 3. Виды отчетности

целях формирования внешней отчетности, то внешние требова­ния к формату, содержанию и срокам представления отчетности будут оказывать существенное влияние на процесс ее формиро­вания. Такие виды отчетности, как сводная (индивидуальная) отчетность по РСБУ или годовой отчет, отнесены к обязательной внешней отчетности, хотя очевидно, что сводная отчетность по РСБУ не составляется организациями, которые не являются ма­теринскими (головными) компаниями групп. Например, ООО не будет составлять годовой отчет по правилам, предусмотренным ФСФР, если они не осуществляют эмиссию облигаций.

Третий уровень — это вид отчетности в соответствии с ее содержанием: бухгалтерская (финансовая), налоговая, статис­тическая, управленческая, специализированная. Авторы дан­ной классификации такое деление отчетности считают услов­ным. Например, управленческая отчетность может включать отчеты по налогам, а Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности по РСБУ — данные управленческой отчетности.

Однако в российском законодательстве о бухгалтерском учете и отчетности понятия «сводная” и «консолидированная” отчетность употребляются как синонимы, в то время как в меж­дународной практике принято их разграничивать.

Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (одобренной приказом Мин­фина РФ от 1 июля 2004 г. № 180) предусматривается два вида отчетности: индивидуальная бухгалтерская и консолидирован­ная финансовая.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: инфор­мационную и контрольную. Она предназначена для выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствую­щего субъекта — чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками; представления в надзорные органы, выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и налогообложении.

Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности состоит в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйству­ющем субъекте.

Консолидированная финансовая отчетность как разно­видность бухгалтерской отчетности предназначена для харак­теристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Эта отчетность выполняет исключитель­но информационную функцию и представляется заинтересован­ным внешним пользователям.

Главная задача консолидированной отчетности заключает­ся в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой ин­формации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи требуется обязательное сопоставление показате­лей в формате российских ПБУ и МСФО, а также аудит и пуб­ликация результатов.

Консолидированная финансовая отчетность и содержащие­ся в ней сведения не могут быть использованы в целях осуще­ствления налогового администрирования и налогового контроля (ст. 2, п. 3 проекта закона «О консолидированной отчетности”).

В приказе № 112, а также в отдельных изданиях по бух­галтерской (финансовой) отчетности отмечается, что если у организации имеются дочерние и зависимые общества, то по­мимо собственной бухгалтерской отчетности (индивидуальной) составляется консолидированная бухгалтерская отчетность, включающая показатели головной организации, дочерних и за­висимых обществ.

Отдельные авторы считают, что в организациях системы потребительской кооперации также составляется консолидиро­ванная (в организациях, создавших предприятия в форме об­ществ с ограниченной ответственностью, в которых они явля­ются единственными учредителями) и сводная отчетность (по системе союза потребительских обществ).

Состав, адреса и сроки представления индивидуальной бухгалтерской отчетности. Все организации обязаны состав­лять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

В соответствии со ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете” и c приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бух­галтерской отчетности организаций”, за исключением отчетнос­ти бюджетных и общественных организаций, не осуществляю­щих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), бухгалтерская отчетность состоит из следующих форм:

• бухгалтерского баланса (ф. № 1);

• отчета о прибылях и убытках (ф. № 2);

• отчета об изменении капитала (ф. № 3);

• отчета о движении денежных средств (ф. № 4);

• приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);

• отчета о целевом использовании (ф. № 6);

• пояснительной записки;

• аудиторского заключения.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Минфином РФ.

Общественными организациями (объединениями), не осу­ществляющими предпринимательской деятельности и не име­ющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже то­варов (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности пред­ставляется только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Состав бухгалтерской отчетности субъектами малого пред­принимательства представляется бухгалтерским балансом и от­четом о прибылях и убытках. Они имеют право не составлять от­четы об изменении капитала (ф. № 3), о движении денежных средств (ф. № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) при отсутствии необходимых данных.

Некоммерческие организации могут, как и субъекты мало­го предпринимательства, не представлять отчеты форм № 3—5 при отсутствии необходимых данных для их заполнения. Одна­ко им рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчет­ности отчет о целевом использовании полученных средств (ф. № 6).

Так, например, на основании постановления Совета Цент­росоюза от 12 ноября 2009 г. (протокол № 3-с) некоммерческие организации потребительской кооперации обязаны представ­лять следующие формы бухгалтерской отчетности:

• бухгалтерский баланс (ф. № 1);

• отчет о прибылях и убытках (ф. № 2), (приложение 3);

• приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5), (прило­жение 4);

• отчет о финансовых результатах (годовая ф. № 5-ф), (при­ложение 5);

• справку о финансовых результатах (квартальная ф. № 5-фр), (приложение 6).

В состав бухгалтерской отчетности входит пояснительная записка, что требует ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете”.

Субъекты малого предпринимательства могут записку не представлять. Пояснительная записка должна содержать суще­ственную информацию об организации, ее финансовом положе­нии, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерс­кой отчетности.

Пояснительная записка составляется в произвольной фор­ме. Более подробно материал о составлении пояснительной за­писки рассмотрен в теме 7 «Пояснительная записка”.

Аудиторской проверке подвергаются не все организации. Обязательной аудиторской проверке (в соответствии со ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности” от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ) подлежат:

1) организации организационно-правовой формы открыто­го акционерного общества;

2) организации, являющиеся кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридичес­ких лиц;

3) организации, объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) которых (за исключени­ем сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих коо­перативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по со­стоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, пре­вышает 20 млн руб. Для муниципальных унитарных предпри­ятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть снижены;

4) иные организации, определенные федеральными законами.

По результатам аудиторской проверки итоговую часть аудиторского заключения в обязательном порядке включают в состав годового отчета организации, подлежащие обязательно­му аудиту.

Если организация самостоятельно приняла решение про­водить аудиторскую проверку, аудиторское заключение, под­тверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав годовой бухгалтерской отчетно­сти.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные про­водить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о предоставлении годовой отчетности в объеме бухгалтерского баланса и отчета о прибы­лях и убытках.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные прово­дить аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ, в составе годовой бухгалтерской отчетности имеют право не представлять отчет об изменениях капитала (ф. № 3), отчет о движении денежных средств (ф. № 4) и приложение к бухгал­терскому балансу (ф. № 5) при отсутствии соответствующих данных.

Промежуточная бухгалтерская отчетность организации любой формы собственности состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Однако по запросу заинтересо­ванных лиц (например, собственника организации или банка, который рассматривает вопрос о выдаче кредита) организация может представить полный комплект отчетности.

Бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительно­му письму организации, оформленному в установленном поряд­ке и содержащему информацию о составе представляемой бух­галтерской отчетности.

В формах бухгалтерской отчетности, представляемой орга­низацией в соответствующие адреса, обязательно наличие сле­дующих сведений:

• наименование составляющей части бухгалтерской отчет­ности;

• указание отчетной даты, по состоянию на которую состав­лена бухгалтерская отчетность, или отчетный период, за кото­рый составлена бухгалтерская отчетность;

• организация (полное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, зарегистриро­ванными в установленном порядке);

• идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный налоговыми органами;

• вид деятельности, который признается основным в соот­ветствии с требованиями нормативных документов, утвержда­емых Государственным комитетом РФ по статистике;

• организационно-правовая форма/форма собственности согласно ОКОПФ с указанием кода собственности по ОКФС;

• единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб. — код по ОКЕИ 384; млн руб. — код по ОКЕИ 385);

• местонахождение (адрес) организации;

• дата утверждения (указывается установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности);

• дата отправки/принятия (указывается конкретная дата почтового, электронного и иного отправления бухгалтерской отчетности или дата фактической ее передачи по принадлеж­ности).

Данные представляемой бухгалтерской отчетности приво­дятся в тысячах рублей без десятичных знаков, а при суще­ственных оборотах продаж и объемах обязательств — в милли­онах рублей без десятичных знаков.

Руководитель и главный бухгалтер организации в конце каждой формы промежуточного и годового отчета проставляют свои подписи и дату подписания. Отчетной датой считается пос­ледний календарный день отчетного периода.

Отчетной датой для всех организаций является календар­ный год — с 1января по 31декабря включительно. Для вновь со­здаваемых организаций первым отчетным годом считается пе­риод со дня ее государственной регистрации по 31 декабря со­ответствующего года, а для организации, созданной после 1 ок­тября (включая первое число октября) — с даты государствен­ной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Сроки представления годовой бухгалтерской отчетнос­ти. Все организации, за исключением бюджетных, представ­ляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с уч­редительными документами учредителям, участникам органи­зации или собственникам ее имущества, а также территориаль­ным органам государственной статистики по месту их регист­рации. Государственные и муниципальные унитарные предпри­ятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, упол­номоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в со­ответствии с законодательством РФ. Кроме того, согласно НК РФ бухгалтерская отчетность представляется в налоговые органы.

Годовая бухгалтерская отчетность организаций представ­ляется не позднее 1 апреля, т. е. в течение 90 дней, но не ранее 60 дней по окончании отчетного года, а промежуточная — в те­чение 30 дней по окончании квартала текущего года.

Организации представляют годовую бухгалтерскую отчет­ность учредителям, в налоговые органы, территориальным орга­нам государственной статистики по месту их регистрации, а так­же в другие адреса в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации.

Для заинтересованных пользователей бухгалтерская отчет­ность является открытой. Организация может выдать копии форм бухгалтерской отчетности с возмещением затрат на ко­пирование.

В отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, ОАО, банки и другие кредитные, страховые организации, биржи и инвестиционные фонды не позднее 1 июня, следующе­го за отчетным годом, обязаны опубликовать свою бухгалтерс­кую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения.

Основные требования к адресатам представления и срокам подготовки, представления и публикации бухгалтерской отчет­ности содержатся в нормативных актах: Закон «О бухгалтерс­ком учете”, Закон «Об акционерных обществах”, Положение № 34н, приказ от 30 декабря 1996 г. № 112 «О методических ре­комендациях по составлению и представлению сводной бух­галтерской отчетности” (в ред. приказа Минфина РФ от 12 мая 1999 г. № 36н) (далее — Рекомендации № 112), Порядок публи­кации годовой отчетности ОАО, утвержденный приказом Мин­фина РФ от 28 ноября 1996 г. № 101 (далее — Порядок № 101), Положение № 06-117/пз-н, Правило (стандарт) № 6. Аудитор­ское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности, ут­вержденное постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (далее — Правило № 6).

В указанных нормативных актах устанавливаются разные термины сроков: сроки составления (п. 2.12 Рекомендаций № 112), сроки подписания (Правило № 6), сроки предваритель­ного утверждения и сроки утверждения (Закон «Об акционер­ных обществах”), сроки представления (п. 2 ст. 15 Закона «О бух­галтерском учете” и п. 86 Положения № 34), срок публикации (п. 1.1 Порядка № 101). Такое разночтение не позволяет быстро решать вопросы с сокращением сроков подготовки индивиду­альной и сводной отчетности по РСБУ и консолидированной от­четности по МСФО.

По нашему мнению, при составлении учетной политики организации практическим работникам следует более четко указывать, о каких сроках идет речь и на какие сроки органи­зация может самостоятельно реально влиять.

Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения

В бухгалтерском балансе бюджетных учреждений, как и в балансах промышленных предприятий, реализуется принцип двусторонности, то есть хозяйственные средства учреждения отражаются вдвоем разрезах: по их вещественным составом и размещением (актив баланса) и по источникам их формирования и целевому назначению (пассив баланса).

Все бюджетные учреждения независимо от их профиля и отраслевого назначения составляют бухгалтерские балансы по единой форме согласно Порядку составления месячной, квартальной и годовой финансовой отчетности учреждениями и организациями, которые получают средства государственного и / или местных бюджетов, ежегодно утверждается приказом Государственного казначейства Украины (ГКУ ).

Бухгалтерский баланс — это отчет о состоянии средств учреждения, отражает ее активы, капитал и обязательства в синтезированном виде на определенную дату. По составу статей, их группировкой по разделам баланс бюджетного учреждения значительно отличается от балансов производственных или торговых предприятий, работающих на основе самоокупаемости и самофинансирования, и имеет целью не раскрытия информации для внешних пользователей о финансовом состоянии учреждения, а обеспечение контроля и анализа использования средств общего и специального фондов.

Состав статей актива баланса свидетельствует принадлежность бюджетных учреждений к отраслей непроизводственной сферы, а состав статей пассива указывает, что это учреждения государственной и коммунальной форм собственности, содержащихся полностью или частично за счет государственного и / или местных бюджетов.

В общем виде баланс бюджетного учреждения строится по формуле:

Активы в балансе, в свою очередь, делятся на необоротные и оборотные (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Строение баланса бюджетного учреждения (по разделам)

К активам бюджетных учреждений относятся ресурсы, которые ими контролируются и должны принести им экономическую выгоду в будущем путем использования их в процессе оказания услуг в соответствии с уставной деятельностью, при обмене на другие активы или при погашении обязательств учреждения.

Внеоборотные активы — это средства, приобретенные или созданные бюджетным учреждением для долгосрочного использования (свыше одного года) в процессе хозяйственной деятельности и не предназначены для продажи. К ним относятся: основные средства, другие необоротные материальные активы, нематериальные активы. Все они показываются в

балансе в двух оценках: по первоначальной и остаточной стоимости, а в итог баланса включается только остаточная стоимость, то есть баланс составляется по принципу «баланса-нетто»:

К оборотным активам относятся средства, предназначенные для непроизводственного потребления или использования в процессе уставной хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в течение одного года или меньше. К ним относятся: денежные средства, запасы, дебиторская задолженность и др. Оборотные активы показывают в балансе бюджетного учреждения достаточно детализировано (по их видам, назначению и местам хранения), что необходимо для контроля за их наличием и целесообразным использованием в соответствии со сметой.

Расходы бюджетных учреждений включают фактические расходы материальных, трудовых и денежных ресурсов на содержание учреждения и его уставную хозяйственную деятельность, которые осуществляются за счет общего и специального фондов. При этом расходы специального фонда показывают по видам средств.

Активы и расходы бюджетных учреждений не оцениваются по способности их трансформации в денежные средства, а потому и разделы актива баланса не размещаются по признакам растущей ликвидности, как это принято в балансе хозрасчетных предприятий.

Источниками формирования активов и расходов бюджетных учреждений являются собственные средства (капитал), обязательства и доходы. К собственному капиталу относятся: фонд в необоротных активах и фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах, которые отражают стоимость государственного (коммунального) имущества, переданного в постоянное непосредственное распоряжение бюджетного учреждения, а также результаты выполнения сметы по общему и специальному фондам. К этому разделу относят также и результаты переоценок активов в случаях повышения их стоимости.

Обязательства учреждения относятся к привлеченным средствам. Они возникают в результате прошлых событий и после их урегулирования в будущем уменьшится экономическая выгода учреждения через выплату наличных, передачу других актов или безналичного перечисления средств. Замена одного обязательства другим не уменьшает общей суммы долга и не вызывает потерю экономических выгод, поэтому не может считаться полноценным погашением обязательства. Краткосрочные обязательства подлежат погашению в течение одного года, а долгосрочные — в течение периода, превышающего один год с даты баланса. В балансе бюджетного учреждения краткосрочные и долгосрочные обязательства показывают в одном разделе. При этом краткосрочные обязательства показывают по видам: займы, векселя выданные, с заработной платы, по страхованию, по налогам и платежам и тому подобное.

Бюджетные учреждения не имеют собственных оборотных средств и покрывают расходы (расходы) за счет бюджетных ассигнований (доходов общего фонда) и поступления специальных средств (доходов специального фонда). Именно эти суммы и показываются в третьем разделе пассива баланса. При этом доходы специального фонда показываются по источникам поступления средств. Здесь же показывают доходы от реализации продукции, изделий и выполнения работ по хозяйственным договорам.

К баланса бюджетных учреждений прилагаются справки о движении ассигнований общего и специального фондов, позволяющие органам Государственного казначейства, финансовым органам и вышестоящим организациям контролировать поступление и использование бюджетных ассигнований и специальных средств.

Все бюджетные учреждения составляют единый баланс по всем средствам общего и специального фондов, то есть средства бюджета и внебюджетные поступления и их использование показываются в одном балансе. Составляется баланс на основании выверенных данных об остатках на счетах аналитического И синтетического учета на конец отчетного периода. Каждое учреждение заполняет в балансе только те строки, которые касаются ее деятельности.

Организации Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда общегосударственного социального страхования на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляют балансы по образцам, определенными данными фондами. Хозрасчетные предприятия и организации, которые получают средства общего фонда бюджета, а также общественные объединения, получающие бюджетные средства не на свое содержание, а на выполнение отдельных программ, отчитываются об их использовании по специальным формам отчетности (ф. № 2 «Отчет о поступления и использования средств общего фонда «; ф. № 4-3» Отчет о поступлении и использовании других поступлений специального фонда «; ф. № 4-3.1» Отчет о поступлении и использовании других поступлений специального фонда (займы международных финансовых организаций «)) , но баланс составляют по форме, предусмотренной П (С) БУ 2 «Баланс».

Квартальные балансы бюджетных учреждений в части расходов и доходов составляются нарастающим итогом с начала года, то есть в балансе показываются общие суммы доходов и расходов с начала бюджетного года до отчетной даты. При составлении заключительного годового баланса учреждения, начиная с 2000 г.., Определяют финансовый результат выполнения сметы с целью отражения его в балансе в составе собственного капитала. В связи с этим все доходы и расходы бюджетного учреждения в конце года (перед составлением заключительного баланса) списывают на счет 43 «Результаты выполнения смет» отдельно по общему и специальному фондам. Поэтому в третьем разделе заключительного баланса по активу состоянию па конец года могут быть только суммы остатков незавершенного производства в производственных (учебных) мастерских, расходы под урожай следующего года в подсобных (учебных) сельских хозяйствах и незавершенных и не сданных заказчику договорных научно-исследовательских работ. Соответственно в третьей главе пассива «Доходы» на конец года могут быть только остатки по статье «Доходы по расходам будущих периодов», где отображаются полученные авансом средства специального фонда, тратиться которые будут в следующем году (например, плата за обучение, вносимая сразу за год ).

Таковы основные особенности строения баланса бюджетных учреждений.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите специфические особенности и задачи бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях на современном этапе.

2. Раскройте строение бюджетной системы Украины и роль органов государственного казначейства в организации учета исполнения бюджетов.

3. Охарактеризуйте этапы развития бюджетного учета.

4. Что такое бюджетная классификация и какова ее строение?

5. Назовите виды смет доходов и расходов бюджетных учреждений и охарактеризуйте порядок их составления, рассмотрения и утверждения.

6. Дайте общую характеристику плана счетов бюджетных учреждений.

7. Охарактеризуйте формы учета, которые используются в бюджетных учреждениях.

8. Раскройте взаимосвязь основных учетных регистре! мемориально-ордерной (журнал-главной) формы учета.

9. Назовите основные типовые формы мемориальных ордеров, еще используются в бюджетных учреждениях.

10. Раскройте содержание и структуру баланса бюджетных учреждений

V9: Тема 09. Отчетность бюджетных организаций

S: Основными этапами санкционирования расходов бюджетов, согласно статье 219 Бюджетного кодекса РФ, являются:

-: утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;

-: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

+: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

S: Бухгалтерский баланс субъекта бюджетного учреждения — это:

+: составная часть бухгалтерской отчетности, обеспечивающая пользователей информацией о финансовом положении организации, которое определяется существующими в распоряжении организации активами (ресурсами), структурой обязательств и капитала, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования.

-: документ бухгалтерского учета, представляющий совокупность показателей, характеризующих финансовое и хозяйственное состояние фирмы на определенную дату, чаще всего на конец или начало календарного периода.

-: форма обобщения и отражения в стоимостных показателях бюджетных и внебюджетных средств по видам, размещению и использованию и по источникам их образования в денежной оценке на определенную дату.

S: Балансы органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов и главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств имеют:

+: разную структуру;

-: одинаковую структуру;

-: отличаются на один раздел.

S: В структуру бухгалтерского баланса финансовых органов включены:

+: нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета;

-: финансовые активы, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета;

-: финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета.

S: В структуру бухгалтерского баланса органов Федерального казначейства включены:

-: финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета ;

+: финансовые активы, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета;

-: нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета.

S: В структуру бухгалтерского баланса Главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств включают:

-: финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета;

-: нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета;

+: финансовые активы, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета.

S: Сколько уровней в системе нормативного регулирования бюджетной отчетности можно выделить:

-: два;

-: три;

+: четыре.

S: Пользователями бюджетной отчетности являются:

+: руководство и сотрудники бюджетного учреждения; главные распорядители, распорядители; федеральное казначейство; министерство финансов РФ; федеральная служба финансово-бюджетного надзора; контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

-: руководство и сотрудники бюджетного учреждения; главные распорядители, распорядители; федеральное казначейство; министерство финансов РФ; федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

-: министерство финансов РФ; федеральная служба финансово-бюджетного надзора; контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

S: Лица, подписывающие бюджетную отчетность:

-: руководитель и главный бухгалтер;

-: руководитель и главный бухгалтер главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов ;

+: руководитель и главный бухгалтер главного распорядителя средств бюджетов.

S: Бюджетная отчетность подразделяется на виды в зависимости от:

+: периодичности представления; степени консолидации показателей; состава отчетности;

-: степени консолидации показателей; состава отчетности;

-: периодичности представления; степени консолидации показателей.

S: Из каких разделов состоит Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127):

+: доходы бюджета, расходы бюджета, источники внутреннего и внешнего финан­сирования дефицитов бюджетов;

-: доходы бюджета, расходы бюджета;

-: доходы бюджета, расходы бюджета, источники финансирования дефицитов бюджетов.

S: К первому уровню нормативного регулирования бюджетной отчетности относятся:

+: Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ;

-: Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

-: Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

S: К третьему уровню нормативного регулирования бюджетной отчетности относятся:

-: приказы и письма Минфина России и Федерального казначейства;

+: методические рекомендации, приказы и письма Минфина России и Федерального казначейства;

-: письма Минфина России, методические рекомендации.

S: Заключительные корреспонденции по закрытию счетов текущего финансового года отражается:

-: Дт 040110100 Кт 040120000

+: Дт 040120300Кт 040110100

-:Дт 040130200 Кт 040120100

S: __________ устанавливает государственные задания в виде субсидий, доводит лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета:

-: Распорядитель бюджетных средств

+:Главный распорядитель бюджетных средств

-: Получатель бюджетных средств

S: __________ принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства:

-:Главный распорядитель бюджетных средств

-: Распорядитель бюджетных средств

+: Получатель бюджетных средств

S: Счет 050100000 «Лимиты бюджетных обязательств» предназначен:

-: для учета учреждениями, финансовыми органами показателей утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода

-: для учета финансовыми органами, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй года планового периода, подлежащих распределению в установленном порядке по подведомственным им распорядителям, получателям бюджетных средств, а также сумм внесенных изменений в показатели распределенных в течение текущего финансового года лимитов бюджетных обязательств.

+: для учета финансовыми органами, получателями бюджетных средств (в том числе главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств как получателями бюджетных средств), объема прав в денежном выражении на принятие учреждением бюджетных обязательств, их исполнение в текущем, очередном финансовом году, первом и втором году планового периода, а также сумм внесенных изменений в показатели лимитов бюджетных обязательств.

S: Счет 050106000 «Лимиты бюджетных обязательств в пути» отражает следующие операции:

-: по дебету счета отражаются суммы утвержденных по главным распорядителям бюджетных средств показателей лимитов бюджетных обязательств (внесенных изменений) в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 01000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств»

+: по кредиту счета отражаются суммы лимитов бюджетных обязательств в пути в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 05000″Полученные лимиты бюджетных обязательств»

38

Федеральноеагентство по образованию

Государственноеобразовательное учреждение

Высшегопрофессионального образования

«Петрозаводскийгосударственный университет»

Приладожскийфилиал ГОУ ВПО ПетрГУ

Курсовая работа

по дисциплине: «Бухгалтерскийфинансовый учет»

на тему: «Бухгалтерская отчетностьорганизации»

выполниластудентка

заочногоотделения

экономическогофакультета 1 курса

специальность:

«Бухгалтерскийучет, анализ и аудит»

НауманИрина Владимировна

Научныйруководитель:

ЕвпаловаГлафира Николаевна, ст. преподаватель

Сортавала

2010г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Виды бухгалтерской отчетностии бухгалтерских балансов, сроки ихсоставления и представления……………………………………………………………………..5

1.1. Понятие отчетности и бухгалтерскогобаланса и требования, предъявляемые кним………………………………………………………………………………………….5

1.2. Классификация отчетности и бухгалтерскихбалансов……………………………..8

1.3. Подготовительные работы в бухгалтерскомучете перед составлением бухгалтерскойотчетности. Процедура закрытия счетовна примере организаций агропромышленногокомплекса (АПК)……………………………………………….10

Глава 2. Бухгалтерскийбаланс…………………………………………….…………..16

2.1. Актив баланса и порядок его заполнения…………………………………………..16

2.2. Состав пассива баланса и его составление…………………………..………….22

Глава 3. Другие формы бухгалтерскойотчетности…………………………………..27

3.1. Отчет о прибылях иубытках………………………………………………………27

3.2. Другие формы отчетности…………………………………………………………33

Заключение………………………………………………………………………………35

Список использованных источников илитературы………………………………….37

ВВЕДЕНИЕ

В ходе своей деятельности любоепредприятие (в лице его руководителей)осуществляет какие-либо хозяйственныеоперации, принимает те или иные решения.Практически каждое такое действиенаходит отражение в бухгалтерскомучете.

Информация о хозяйственных операциях,произведенных экономическим субъектомза определенный период времени, обобщаетсяв соответствующих учетных регистрах ииз них переносится в сгруппированномвиде в бухгалтерскую отчетность. Такаяпроцедура обобщения учетной информациинеобходима в первую очередь самомупредприятию и связана с необходимостьюуточнения, а в ряде случаев и корректировкидальнейшего курса финансово-хозяйственнойдеятельности конкретного предприятия.Поэтому бухгалтерская отчетность должнавыявлять любые факты, содержание которыхможет оказать влияние на оценкупользователями информации о состояниисобственно­сти, финансовой ситуации,прибылей и убытков.

Пользователями такой информации являютсяруководители, учредители, участники исобственники имущества предприятия.Содержание отчетности о деятельностипредприятия, имущественном положениии степени финансовой устойчивостипредставляет интерес для потенциальныхинвесторов, заинтересованных во вложениикапитала.

В настоящее время у предприятий повышаетсясамостоятельность в принятии, а,следовательно, и в последующей реализацииуправленческих решений в условияхконкуренции, их юридическая и экономическаяответственность за результатыхозяйственной деятельности. Каждыйруководитель стремится к финансовойустойчивости хозяйствующего субъекта.В свою очередь бухгалтерская отчетностьслужит базой для анализа финансовогоположения предприятия.

Бухгалтерская отчетность необходимадля :

-составления выводов о перспективахсотрудничества;

-оценки ликвидности, платежеспособности,финансовой устойчивости и результативностидеятельности;

— проверки правильности начисленияналогов и взносов и т.д.

В «прозрачности» бухгалтерской отчетностизаинтересованы:

  • администрация предприятия в целях:информационного обеспечения, оценкиэффективности деятельности предприятияи экономического анализа ранее принятыхрешений, предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельностипредприятия, выявления внутреннихрезервов;

  • сторонние пользователи информации,имеющие прямой финансовый интерес -работники, акционеры, инвесторы,кредиторы, поставщики и т.п. ;

  • налоговые и контрольно-ревизионныеорганы, внебюджетные фонды, статистическиеуправлениях и т.п.

Цель курсовой работы – изучить ипроанализировать сущность бухгалтерскойотчетности предприятия, ее классификацию,принципы составления, требования,предъявляемые к составлению некоторыхформ; рассмотреть особенности составления бухгалтерского баланса, а также раскрытьсодержание других форм бухгалтерскойотчетности.

Глава 1. ВИДЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИИ БУХГАЛТЕРСКИХ БАЛАНСОВ, СРОКИ ИХСОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ .

    1. Понятие отчетности и бухгалтерскогобаланса и требования предъявляемые кним.

Бухгалтерская (финансовая) отчетностьпредставляет собой совокупность формотчетности, характеризующих имущественноеи финансовое положение предприятия заотчетный период в удобной и понятнойформе. Она базируется на обобщенииданных бухгалтерского учета и являетсяинформационным звеном, связующимпредприятия с их партнерами-пользователямиинформации о деятельности предприятия.

Она составляется на основаниисинтетического и аналитического учета,подтверждается первичными документами,использует также данные оперативной истатистической отчетности. Взаимоотношенияпредприятий в области их снабженческой,производственной и сбытовой деятельностиуниверсальны. В связи с этим установленыединые формы бухгалтерской отчетности,порядок их заполнения и представлениядля предприятий и организаций всехотраслей народного хозяйства. Единаяпо составу и показателям бухгалтерская(финансовая) отчетность имеет цельюудовлетворение потребностей в необходимойинформации всех пользователей.

Различают следующие виды отчетности,формируемые бухгалтерской службой:бухгалтерская, статистическая, оперативнаяи налоговая.

Бухгалтерская отчетностьсодержит сведения об имуществе,обязательствах и финансовых результатахв стоимостном выражении на основанииданных бухгалтерского учета.

Статистическая отчетность отражаетотдельные показатели хозяйственнойдеятельности предприятия как внатуральном, так и в стоимостном измерениии составляется по данным статистическогонаблюдения, бухгалтерского и оперативногоучета.

Оперативная отчетностьвключает информацию о системе показателей,характеризующих деятельность отдельныхподразделений за короткие периоды — сутки, пятидневки, недели, декаду,половину месяца. Она составляется наоснове оперативного и управленческогоучета. На основе данных этой отчетностиосуществляется оперативное управлениепроцессами производства, снабжения,сбыта, финансовой деятельностью идругими бизнес-процессами.

Налоговая отчетность содержит данныео величине налоговой базы и суммахналоговых платежей. Составляется всоответствии с требовании НК РФ.

Бухгалтерская отчетность включаетбухгалтерский баланс; отчет о прибыляхи убытках; приложения к ним; пояснительнуюзаписку и аудиторское заключение, еслиорганизация в соответствии сзаконодательством подлежит обязательномуаудиту.

Самой важной формойбухгалтерской отчетности являетсябухгалтерский баланс (форма №1).Бухгалтерский баланс состоит из двухравновесных частей: в одной отражаютсясредства по их составу, а в другой поисточникам формирования. Важнейшая егоособенность – равенство итогов активаи пассива. Современная форма балансаоснована на конвергенции как статистической,так и динамической теорий учета.Существует множество видов бухгалтерскихбалансов в зависимости от целей ихсоставления.

Требования к информации, формируемойв бухгалтерской отчетности, определеныЗаконом о бухгалтерском учете, Положениемпо ведению бухгалтерского учета иотчетности в РФ и Положением побухгалтерскому учету «Бухгалтерскаяотчетность организации» (ПБУ 4/99).

Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность,целостность, последовательность,сопоставимость, соблюдение отчетногопериода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношениюк допущениям и требованиям, раскрытымв Положении по бухгалтерскому учету»Учетная политика предприятия» (ПБУ1\98).

Требования достоверности и полнотыозначает, что бухгалтерская отчетностьдолжна давать достоверное и полноепредставление об имущественном ифинансовом положении организации, атакже о финансовых результатах еедеятельности. При этом достоверной иполной считается бухгалтерскаяотчетность, сформированная и составленнаяисходя из правил, установленныхнормативными актами системы нормативногорегулирования бухгалтерского учета вРоссийской Федерации.

Требование нейтральностиозначает, что при формированиибухгалтерской отчетности должна бытьобеспечена нейтральность информации,т. е. исключено одностороннее удовлетворениеинтересов одних групп пользователейбухгалтерской отчетности перед другими.

Требование целостностипредполагает необходимость включенияв бухгалтерскую отчетность данных обовсех хозяйственных операциях,осуществленных как в организации вцелом, так и ее филиалами, представительствамии иными подразделениями, в том числевыделенными на отдельные балансы.

Требование последовательностиобеспечивает соблюдение постоянствав содержании и формах бухгалтерскогобаланса, отчета о прибылях и убытках ипояснений к ним от одного отчетногогода к другому.

В соответствии с требованиямисопоставимости в бухгалтерской отчетностидолжны содержаться данные, позволяющиеосуществить их сравнение с аналогичнымиданными за годы, предшествовавшиеотчетному. В Положении оговорено, чтоесли они не сопоставимы по ряду причин,то данные предшествующих периодовподлежат корректировке по установленнымправилам.

Для составления бухгалтерскойотчетности отчетной датой считаетсяпоследний календарный день отчетногопериода. Требование правильногооформления связано с соблюдениемформальных принципов отчетности :составление ее на русском языке, валютеРФ, подписание руководителями организациии специалистом, ведущим бухгалтером.

В ПБУ 4/99 определены подходы к раскрытиюсущественной информации, ориентированныена ее важность для заинтересованныхпользователей.

В бухгалтерской отчетности недопустимыподчистки, помарки. В случаях исправленияошибок делаются соответствующиеоговорки, заверенные подписывающимиотчет лицами с указанием даты исправления.

Достоверность еще один важнейший признаккачества учетной информации, гарантирующийее пользователям не только объективноеописание, приемлемое отражение всесобытий, которые она должна представлять,но и отсутствие существенных ошибок иотклонений. На достоверность информацииоказывают влияние правдивостьпредоставленных данных; преобладаниесодержание над формой; осмотрительность;возможность проверки; сопоставимость.

Добавить комментарий