Федеральный закон о радиационной безопасности

DOI: 10.21870/0131 -3878-2017-26-2-107-121

Анализ национальной системы нормативного и правового обеспечения радиационной безопасности населения и охраны окружающей среды вблизи объектов и территорий, загрязнённых техногенными и природными радионуклидами в результате прошлой деятельности

Панов А.В., Санжарова Н.И., Переволоцкий А.Н., Переволоцкая Т.В., Наумов В.С.

ФГБНУ ВНИИ радиологии и агроэкологии, Обнинск

Проведён анализ существующей национальной нормативно-правовой базы по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения и охраны окружающей среды вблизи объектов и территорий, загрязнённых естественными и техногенными радионуклидами в результате прошлой деятельности. Определены основные проблемы гармонизации международной и национальной нормативно-правовых баз. Выявлено, что национальная система радиационной защиты до настоящего времени не перешла в полной мере на рекомендуемые международными организациями типы ситуаций контролируемого облучения, не введены граничные дозы и референтные уровни для всех ситуаций облучения, отсутствуют официальные критерии реабилитации территорий, загрязнённых радиоактивными веществами в результате прошлой деятельности предприятий. Выделены особенности проведения оценок радиационного риска для человека. Показано, что в отечественных документах учитывается целый ряд факторов формирования риска, а также возможна индивидуальная оценка радиационного риска. Сопоставление национальных и международных документов свидетельствует об отсутствии достаточной законодательной и нормативной базы в области радиационной защиты биоты. Представлены предложения по совершенствованию национальной системы нормативного регулирования по обеспечению радиационной безопасности населения и охраны окружающей среды вблизи объектов и территорий, загрязнённых техногенными и природными радионуклидами в результате прошлой деятельности.

Ключевые слова: радиоактивное загрязнение, объекты, территории, радиационная безопасность, население, окружающая среда, природные и техногенные радионуклиды, нормативно-правовое регулирование, законодательство, нормирование.

Введение

Одной из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности Российской Федерации при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях является обеспечение ядерной и радиационной безопасности . Успешное решение этой актуальной проблемы зависит от создания надлежащей нормативно-правовой базы, гармонизированной с подходами, рекомендованными международными организациями, в первую очередь, Международной комиссией по радиологической защите (МКРЗ) и Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), а также учитывающей опыт развитых стран по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при ликвидации и утилизации ядерно и радиационно опасных объектов, отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов и реабилитации радиоактивно загрязнённых территорий.

В настоящее время нормативно-правовое регулирование радиационной безопасности населения и окружающей среды в Российской Федерации осуществляется на основе многоуровневой системы нормативных и правовых актов, которая включает в себя:

Панов А.В.* — зам. директора, д.б.н., проф.; Санжарова Н.И. — директор, д.б.н., проф., чл.-корр. РАН; Переволоцкий А.Н. — вед. научн. сотр., д.б.н.; Переволоцкая Т.В. — ст. научн. сотр., к.б.н.; Наумов В.С. — ст. научн. сотр., к.х.н. ФГБНУ ВНИИРАЭ. •Контакты: 249032, Калужская обл., Обнинск, Киевское шоссе, 109-й км. Тел. (484) 399-69-59; e-mail: riar@mail.ru.

-общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые, согласно Конституции Российской Федерации, являются составной частью её правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации) ;

-федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, включая акты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование безопасности и государственное управление использованием атомной энергии, а также нормативные правовые акты Госкорпорации «Росатом»;

-нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по предметам их ведения.

В Российской Федерации основы государственной политики в области ядерной и радиационной безопасности обеспечиваются в результате реализации Федеральных целевых программ «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ЯРБ-1) и «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года» (ЯРБ-2) . Одной из ключевых в области ядерной и радиационной безопасности в ЯРБ-1 была выделена проблема реабилитации объектов и территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате прошлой деятельности предприятий ядерной и неядерной отраслей промышленности. В результате подведения итогов реализации программы ЯРБ-1 было отмечено, что до настоящего времени в полной мере не реализованы некоторые требования международных актов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, ратифицированных Российской Федерацией. Поэтому среди проблем, требующих изучения и оценки, немаловажное значение имеют вопросы разработки законодательной и нормативно-методической базы, направленной на решение задач в указанной области деятельности. Анализ действующего в настоящее время нормативно-правового регулирования в области ядерной и радиационной безопасности населения и охраны окружающей среды вблизи объектов и территорий, загрязнённых техногенными и природными радионуклидами в результате прошлой деятельности, позволяет сделать вывод о необходимости его совершенствования.

Целью настоящей работы является анализ национальной системы правового и нормативного обеспечения радиационной безопасности населения и охраны окружающей среды вблизи объектов и территорий, загрязнённых техногенными и природными радионуклидами в результате прошлой деятельности предприятий ядерной и неядерной отраслей промышленности и разработка предложений по ее совершенствованию.

Анализ национальной нормативно-правовой базы по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения и охраны окружающей среды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Российской Федерации для регулирования вопросов в области радиационной безопасности разработана и внедрена в практику нормативно-правовая база, основополагающими документами которой являются: законодательные , нормативные и методические документы. Следует отметить, что разработан ряд нормативных документов, направленных на решение вопросов по обеспечению радиационной безопасности населения, проживающего на территориях или вблизи территорий, загрязнённых в результате радиационных аварий и испытаний ядерного оружия .

Многолетний опыт промышленного освоения ядерной энергии, деятельность ряда отраслей промышленности и военно-промышленного комплекса привели к формированию и накоп-

лению на площадках предприятий и в окружающей среде значительного количества природных и техногенных радионуклидов, определяющих радиоактивное загрязнение объектов и территорий. Это приводит к формированию дополнительных дозовых нагрузок у населения, проживающего в регионе расположения радиоактивно загрязнённых объектов и территорий, персонала, работающего на таких предприятиях, и биоты на загрязнённых территориях. Решение данной проблемы не представляется возможным без проведения комплексной оценки современного состояния объектов и территорий, а также определения приоритетных направлений их реабилитации . Также очевидно, что в современных условиях научное обоснование подходов к обеспечению радиационной безопасности населения должно базироваться на информации о реальных уровнях и структуре доз облучения за счёт техногенных и природных источников излучения. В связи с этим, особую актуальность приобретает разработка нормативных документов, направленных на обеспечение радиационной безопасности населения и охраны окружающей среды вблизи объектов и территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате прошлой деятельности предприятий ядерной и неядерной отраслей промышленности. Основой для выработки и решения поставленной задачи должны стать критерии, обеспечивающие радиационную защиту населения и окружающей среды, а также производные контролируемых параметров, которые позволят реализовать такую защиту на практике.

В системе государственного регулирования радиационной безопасности Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009) и Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010) представляются базовыми нормативными документами Российской Федерации, которые устанавливают основные дозовые пределы, допустимые уровни воздействия ионизирующего излучения и другие требования по ограничению облучения населения в соответствии с Федеральным законом № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» . Нормативными документами установлены допустимые пределы доз облучения населения в результате использования техногенных источников ионизирующего излучения при нормальных условиях эксплуатации: средняя годовая эффективная доза равна 0,001 Зв или эффективная доза за период жизни (70 лет) — 0,07 Зв. В отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 Зв. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов . Для природных источников ионизирующего излучения вводится приемлемый (<5 мЗв/год), повышенный (5-10 мЗв/год) и высокий (>10 мЗв/год) уровни облучения, при этом в последнем случае предусматривается проведение защитных мероприятий .

Дозовые нагрузки на человека при облучении техногенными источниками излучения оцениваются по следующим среднегодовым производным показателям:

-мощность дозы гамма-излучения, обусловленная загрязнением техногенными радионуклидами объектов и территорий;

-поверхностная плотность загрязнения почвы техногенными радионуклидами объектов и территорий;

-среднегодовая объёмная активность отдельных радионуклидов в воздухе или их поступление в организм с вдыхаемым воздухом;

-удельная активность отдельных радионуклидов в пищевых продуктах или их поступление в организм с пищей;

-удельная активность отдельных техногенных радионуклидов в питьевой воде.

Гигиенические нормативы для ограничения облучения человека при воздействии природных источников ионизирующего излучения несколько отличаются от техногенного облучения и включают следующие показатели:

-эффективная удельная активность природных радионуклидов в объектах среды обитания (в строительных конструкциях зданий и сооружений, а также в почвах, грунтах и породах на открытой территории);

-мощность дозы гамма-излучения в помещениях зданий и сооружений и на открытой местности;

-плотность потока радона с поверхности почв и грунтов и мощность дозы гамма-излучения (для территорий, на которых планируется возведение новых объектов капитального строительства);

-среднегодовое значение эквивалентной равновесной объёмной активности (ЭРОА) изотопов радона в воздухе помещений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что для вариантов облучения человека от техногенных и природных источников ионизирующего излучения численные значения производных параметров при нормировании дозовых нагрузок для персонала и населения могут отличаться.

В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определённого промежутка времени и в пределах, определённых санитарными нормами и правилами . В соответствии с ОСПОРБ-99/2010 радиационная безопасность населения на территориях, где вследствие прошлой хозяйственной деятельности или радиационных аварий имеется остаточное радиоактивное загрязнение или источники потенциального облучения, обеспечивается мерами защиты на основе принципа оптимизации, направленными на локализацию источника, ограничение доступа и/или информирование населения о факторах радиационной опасности . Действующими Нормами радиационной безопасности для защиты населения при обнаружении локальных радиоактивных загрязнений («последствий прежней деятельности») рекомендованы двухуровневые критерии вмешательства :

-уровень исследования — 0,01 до 0,3 мЗв/год. Это такой уровень радиационного воздействия источника на население, при достижении которого требуется выполнить исследование источника с целью уточнения оценки величины годовой эффективной дозы и определения величины дозы, ожидаемой за 70 лет;

-уровень вмешательства — более 0,3 мЗв/год. Это такой уровень радиационного воздействия, при превышении которого требуется проведение защитных мероприятий с целью ограничения облучения населения. Масштабы и характер мероприятий определяются с учётом интенсивности радиационного воздействия на население по величине ожидаемой коллективной эффективной дозы за 70 лет.

Практически все нормативные документы для принятия управленческих решений по обеспечению радиационной безопасности населения базируются на оценках доз облучения . При этом основным дозовым пределом сверхфонового техногенного облучения устанавливается 1 мЗв/год. Данный дозовый предел регламентирует дозовую нагрузку на население, проживающее на территориях, загрязнённых вследствие аварии на ЧАЭС, на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча . Согласно санитарно-гигиеническим требованиям по обеспечению радиационной безопасности населения,

проживающего в районах ядерных взрывов в мирных целях или вблизи них, устанавливается доза критической группы населения не более 0,3 мЗв/год, а в случае превышения дозы облучения проводятся мероприятия по локализации источника облучения .

Основные дозовые пределы являются критерием принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий. Однако они не в полной мере отражают эффекты радиационного воздействия на облучаемую популяцию, для чего применяется понятие «радиационный риск». В соответствии с общепринятой в мире линейной беспороговой теорией зависимости риска стохастических эффектов от дозы величина риска пропорциональна дозе излучения и связана с дозой через линейные коэффициенты радиационного риска злокачественных новообразований, принятые 5,510-2 Зв-1 для всего населения и 4,1 -10-2 Зв-1 для взрослых, а наслед-

2 1 2 1

ственных эффектов — 0,2-10- Зв- и 0,1-10- Зв- соответственно. Усреднённая величина риска,

-2 -1

используемая для установки пределов доз населения, равна 5-10- Зв- . В НРБ-99/2009 устанавливаются пределы доз облучения в течение года в условиях нормальной эксплуатации источников ионизирующего излучения, исходя из величин индивидуального пожизненного риска 5-10-5 для населения при уровне пренебрежимо малого риска 10-6 . Уровень допустимого риска соответствует величине регламентированного дозового предела 1 мЗв/год. Существующие методические документы в области оценки радиационного риска устанавливают порядок выполнения прогнозной и ретроспективной оценки рисков проживания различных возрастных групп на радиоактивно загрязнённой территории после аварии на ЧАЭС , проведение статистических оценок рисков населения на основе данных радиационного мониторинга в зоне расположения радиационно опасных объектов .

Действующими Нормами радиационной безопасности установлены граничные значения обобщённого риска для обоснования радиационной защиты населения от источников потенциального облучения . К числу таких источников могут относиться объекты и территории, загрязнённые техногенными и природными радионуклидами в результате прошлой деятельности предприятий ядерной и неядерной отраслей промышленности. Анализ данных о состоянии загрязнённых объектов и территорий, в том числе включённых в Федеральную целевую программу (ФЦП) «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» , показал, что в результате деятельности предприятий ядерной и неядерных отраслей промышленности, радиационных аварий и инцидентов на территории ряда субъектов Российской Федерации образовались объекты и обширные территории, загрязнённые техногенными и природными радионуклидами, которые могут существенно отличаться по особенностям радиоактивного загрязнения (пространственное распределение, изотопный состав), конструкционным особенностям объекта, особенностям нахождения радионуклидов (в составе водных растворов, захоронённое, на поверхности почвы и т.д.). В силу этого необходимо, основываясь на типе производства и потенциальной опасности для населения и окружающей среды, проведение классификации (категорирования) объектов и территорий с учётом комплекса факторов: уровни и характер загрязнения; сценарии загрязнения; возможные направления использования после реабилитации и т.п.

Анализ национальных законодательных документов позволяет констатировать, что к настоящему времени в Российской Федерации разработана и внедрена в практику соответствующая нормативно-правовая база, основанная на достижениях отечественной и мировой науки . Однако, в сфере радиационной безопасности населения и окружающей среды вблизи

объектов и территорий, загрязнённых техногенными и природными радионуклидами в результате прошлой деятельности предприятий ядерной и неядерной отраслей промышленности, остаётся ряд нерешённых методологических проблем, которые определяют необходимость усовершенствования нормативной базы и разработки серии документов, определяющих критерии отнесения территорий к участкам «последствий прежней деятельности», критерии принятия решения по проведению их обследования, порядок рекогносцировочных и детальных обследований участков и критерии определения правового статуса территории по результатам обследования.

Основные проблемы гармонизации международных и национальных подходов к нормативным документам в области радиационной безопасности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

населения и окружающей среды

В области радиационной безопасности существует ряд авторитетных международных организаций, определяющих стратегию регулирования и научного обоснования в области радиационной безопасности, такие как Научный комитет ООН по действию атомной радиации (НКДАР ООН), МКРЗ, МАГАТЭ и др. . Практически во всех странах мира, в том числе и в России, рекомендации МКРЗ являются основой при разработке нормативно-правовой базы в области радиационной защиты. В целом, национальная нормативная база соответствует современному международному уровню, однако имеются некоторые отличия по детализации, научным подходам, положенным в её основу.

Согласно Публикации 103 МКРЗ Комиссия по радиологической защите рассматривает ситуации облучения как ситуации планируемого, аварийного и существующего облучений и рекомендует диапазоны граничных доз и референтных уровней :

-до 1 мЗв/год — это диапазон доз в условиях планируемого облучения населения;

-свыше 1 мЗв/год, но не более 20 мЗв/год — относятся к ситуациям, когда отдельные лица или общество получают прямую выгоду от ситуации облучения и имеется учёт индивидуальных доз облучения, их мониторинг или оценка;

-свыше 20 мЗв/год, но не более 100 мЗв/год — диапазон доз, применяемых в экстремальных ситуациях.

Перед применением вышеуказанных диапазонов доз рекомендуется охарактеризовать ситуацию облучения в отношении его происхождения, приносимой им пользы индивидуумам и обществу, другие социальные критерии, а также практическую достижимость снижения или предотвращения облучения. Рекомендациями радиоактивное загрязнение территорий в результате прошлой деятельности отнесено к ситуации существующего облучения с введением референтных уровней доз, выше которых следует планировать и оптимизировать защитные мероприятия . В Публикации 111 МКРЗ, исходя из опыта прошлой деятельности, Комиссией в качестве начального уровня предлагается ввести значение годовой эффективной дозы 1 мЗв. Комплекс проводимых защитных мероприятий должен обеспечивать последовательное снижение численности населения на радиоактивно загрязнённой территории, у которой будет превышена доза 1 мЗв/год .

К настоящему времени отечественная нормативно-правовая база в области радиационной безопасности не перешла к определению видов ситуации облучения согласно международным Рекомендациям и выделяет аварийную, нормальную эксплуатации, локальное радиоактивное загрязнение («последствия прежней деятельности») . Дополнительное облучение жителей на территориях прошлой деятельности подпадает под ситуацию «существующего об-

лучения» , но не имеет правовой трактовки в существующих НРБ-99/2009 . В данном аспекте представляется целесообразным использование референтных уровней для обеспечения радиационной безопасности населения, рекомендованных в Публикации 103 МКРЗ , а также определение критериев неограниченного и ограниченного использования территории с учётом множественных путей облучения .

Величины линейных коэффициентов радиационного риска, принятые в НРБ-99/2009 , полностью соответствуют рекомендованным в Публикации 103 МКРЗ . При сопоставлении методологических подходов к оценке радиационного риска международными и национальными нормативными документами последние учитывают индивидуальные особенности облучения, возрастно-зависимый фактор, различные пути радиационного воздействия, выделяют группы потенциального риска, что существенно расширяет возможности оценок радиационных воздействий (табл. 1). В числе принципов радиационной защиты основными нормами безопасности (ОНБ) определяется облучение физических лиц ионизирующим излучением, которое соответствует приемлемым рискам, а также защита нынешнего и будущего поколений от неоправданных радиационных рисков . При этом важно отметить, что радиационное воздействие в контексте данного документа не соотносится с величиной радиационного риска, хотя, вероятно, это вполне оправданно, поскольку документ носит достаточно общий характер.

Таблица 1

Сопоставление методологических подходов в области радиационной

безопасности населения

Оцениваемый показательМеждународныеНациональные

Основной дозовый предел дополнительного облучения населения1 мЗв/год 1 мЗв/год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контролируемые ситуации облученияАварийного, существующего, планируемого Аварийного, нормального, локальных радиоактивных загрязнений («последствий прежней деятельности»)

Диапазоны доз (соответственно контролируемым ситуациям облучения)Диапазон референтных уровней и граничных доз Основные пределы доз, уровни вмешательства

Совпадение шкал радиационных рисковДа Да

Учёт индивидуальных показателей при облучении при оценке радиационных рисковНет

Учёт возрастно-зависимого фактора при оценке радиационных рисковНет Да

Учёт межпопуляционного переноса в коэффициентах номинального рискаНет Нет

Учёт радиационного воздействия на облучаемую популяцию по всем путям облучения, определение основного пути радиационного воздействия при оценке радиационных рисковНет Нет Да

Целесообразность проведения оценки радиационных рисков*Нет Нет

Критерии радиоактивного загрязнения, при котором проводится оценка радиационного риска*Нет Нет

Выделение группы потенциального рискаНет Нет

Учёт статистических показателей при оценке неравномерности облучения популяцииНет Нет Да

* В контексте данных вопросов не рассматривается персонал, работающие и население на территории радиоактивного загрязнения, а также в зонах действия и наблюдения радиационно опасных объектов.

В Публикации 103 МКРЗ отмечена потребность в разработке рекомендаций по воздействию радиации на окружающую среду, т.к. отсутствует единая позиция по отношению к уровням содержания радиоактивных веществ в окружающей среде . Рекомендованы пределы допустимого облучения живых организмов, ориентированные, в основном, на наиболее радиочувствительные организмы. Анализ рекомендованных пределов позволяет констатировать, что минимальные допустимые уровни хронического облучения биоты превышают допустимое дозовое воздействие на человека (1 мЗв/год) в 40-400 раз . Несмотря на то, что требования регламентирования радиационного качества окружающей среды содержатся в положениях Федерального закона «Об охране окружающей среды» к настоящему моменту в российском законодательстве отсутствует чётко сформулированная законодательная и нормативная база в области радиационной защиты биоты. В то же время, ряд шагов в направлении развития методической базы в области радиационной защиты биоты уже сделаны в рекомендациях Росгидромета Минприроды России Р 52.18.820-2015, Р 52.18.852-2016, Р 52.18.853-2016 и других работах, например, .

Следует отметить, что до настоящего времени в области радиационной безопасности актуальной остаётся задача сближения требований федеральных норм и правил с рекомендациями международных организаций, производными контролируемых параметров, включая совершенствование и разработку документов о защите населения и охраны окружающей среды вблизи объектов и территорий прошлой деятельности предприятий ядерной и неядерной отраслей промышленности . В первую очередь, необходимо создание единого подхода, который должен базироваться на общем для всех алгоритме принятия решений (включая систему критериев), в основу которого положен приоритет радиационной безопасности населения и окружающей среды, а также эффективность и экономическая оправданность проводимых реабилитационных мероприятий.

Предложения по совершенствованию национальной нормативной базы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения и охраны окружающей среды вблизи объектов и территорий, загрязнённых техногенными и природными радионуклидами

В общую структуру нормативно-правовой документации в области радиационной защиты населения и охраны окружающей среды вблизи объектов и территорий, загрязнённых естественными и техногенными радионуклидами в результате прошлой деятельности, предлагается разработать и включить ряд новых методических указаний (МУ).

-Порядок проведения инвентаризации объектов и территорий, загрязнённых естественными и техногенными радионуклидами в результате прошлой деятельности предприятий ядерной и неядерной промышленности (идентификация объекта или территории, определение основных характеристик объекта или территории, внесение сведений инвентаризации в реестр аналогичных объектов и территорий, составление акта инвентаризации).

-Методика проведения обследования и классификации объектов и территорий, загрязнённых естественными и техногенными радионуклидами в результате прошлой деятельности предприятий ядерной и неядерной промышленности (порядок проведения обследования объектов и территорий с учётом типа производства и класса опасности: определение мест отбора образцов компонентов природной среды, измерение дозовых характеристик, интенсивности потока частиц излучений, определение статистических характеристик радиационных показате-

лей, критериев классификации объектов и территорий, критериев выделения зон с различными радиационными характеристиками).

-Оценка радиационного воздействия объектов и территорий, загрязнённых естественными и техногенными радионуклидами в результате прошлой деятельности предприятий ядерной и неядерной промышленности на население и прилегающую территорию (порядок определения радиационных характеристик объектов и территорий, порядок определения доз внешнего и внутреннего облучения населения с оценкой радиационного риска).

-Критерии реабилитации объектов и территорий, загрязнённых радионуклидами в результате прошлой деятельности предприятий, с учётом планируемого направления их использования после реабилитации.

-Требования к Проектному предложению по реабилитации объектов и территорий, загрязнённых радионуклидами в результате прошлой деятельности предприятий, с учётом планируемого направления их использования после реабилитации (анализ ситуации, стратегия реабилитации, управление проектом, техническое задание на проект реабилитации).

-Методика оценки эффективности реабилитационных мероприятий объектов и территорий, загрязнённых естественными и техногенными радионуклидами в результате прошлой деятельности предприятий ядерной и неядерной промышленности (критерии и методы оценки эффективности мероприятий по реабилитации объектов и территорий, загрязнённых естественными и техногенными радионуклидами, система защитных мероприятий для населения).

-Требования по радиационной безопасности к реабилитированным объектам и территориям, загрязнённым естественными и техногенными радионуклидами в результате прошлой деятельности предприятий ядерной и неядерной промышленности (порядок использования объектов и территорий после реабилитации).

Разработка и введение в действие предлагаемых нормативных документов направлено на обеспечение безопасности населения и охраны окружающей среды вблизи объектов и территорий, загрязнённых техногенными и природными радионуклидами в результате прошлой деятельности предприятий ядерной и неядерной промышленности, как на национальном, так и на региональном и локальном уровнях.

Литература

1.Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утв. приказом Президентом РФ 1 марта 2012 г. № Пр-539).

2.Конституция Российской Федерации (с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). М.: Юрид. лит., 2014. 64 с.

3.О федеральной целевой программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № 444.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.О федеральной целевой программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 20162020 годы и на период до 2030 года»: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2015 г. № 1248.

5.О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Федеральный закон от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (с изм. от 29 декабря 2015 г.).

6.О радиационной безопасности населения: Федеральный закон от 9 января 1996 г. № Э-ФЗ (с изм. от 19 июля 2011 г.).

7.О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 414-ФЗ.

8.О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (с изм. от 15 февраля 2016 г.).

9.О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ (с изм. от 14 декабря 2015 г.).

10.Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010): СП 2.6.1.2612-10 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 апреля 2010 г. № 40).

11.Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009): СанПин 2.6.1.2523-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 июля 2009 г. № 47).

12.Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счёт источников ионизирующего излучения: СанПиН 2.6.1.2800-10 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2010 г. № 171).

13.Обеспечение радиационной безопасности населения, проживающего в районах проведения (19651988 гг.) ядерных взрывов в мирных целях: СанПиН 2.6.1.2819-10 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 183).

14.Дополнения и изменения № 25 к СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»: СанПиН 2.3.2.2880-11 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 6 июля 2011 г. № 90).

15.Оценка радиационного риска у населения за счёт длительного равномерного техногенного облучения в малых дозах: МУ 2.1.10.3014-12 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18 апреля 2012 г.).

16.Методика оценки радиационных рисков на основе данных мониторинга радиационной обстановки. Р 52.18.787-2013. Обнинск: ВНИИГМИ-МЦД, 2014. 115 с.

17.Реконструкция накопленной дозы у жителей бассейна р. Теча и зоны аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк»: МУ 2.6.1.024-95 2.6.1 (утв. Госкомсанэпиднадзором России 28 марта 1995 г., ред. от 9 января 2003 г.).

18.Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне: МУ 2.6.1.2574-2010. 2.6.1 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 января 2010 г. № 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19.Оценка средних годовых эффективных доз облучения критических групп жителей населённых пунктов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС: МУ 2.6.1.2003-05.2.6.1 (утв. Роспотребнадзором 25 июля 2005 г., ред. от 20 декабря 2013 г.).

20.Прогноз доз облучения населения радионуклидами цезия и стронция при их попадании в окружающую среду: МУ 2.6.1.2222-07 (утв. Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 июня 2007 г.).

21.Контроль доз облучения населения, проживающего в зоне наблюдения радиационного объекта, в условиях его нормальной эксплуатации и радиационной аварии: МР 2.6.1.0063-12.2.6.1 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 6 июня 2012 г.).

22.Сорокин В.С. Методы аналитического и информационного обеспечения систем управления реабилитацией территорий: дис. … канд. экон. наук. М., 2003. 166 с.

23.Радиационная защита и безопасность источников облучения: Международные основные нормы безопасности. Общие требования безопасности № GSR часть 3. Вена: МАГАТЭ, 2011. 318 с.

26.United Nations. Effects of radiation on the environment. UNSCEAR Report. New York, 1996. 86 p.

27.Применение рекомендаций Комиссии по защите населения на территориях, подвергшихся долгосрочному загрязнению в результате ядерной аварии или чрезвычайной радиационной ситуации /пер. Я. Лохард (J. Lochard) и др.; ред. К.Х. Клемент (C.H. Clement). М.: Академ-Принт, 2013. 64 с.

28.IAEA. Release of sites from regulatory control on termination of practices. Safety Guide WS-G-5.1. Vienna: IAEA, 2006.

32.Панов А.В., Санжарова Н.И., Гераськин С.А., Переволоцкая Т.В., Гордиенко Е.В., Микаилова Р.А. Анализ международных подходов к обеспечению радиационной безопасности населения и окружающей среды при реабилитации объектов и территорий, загрязнённых в результате прошлой деятельности предприятий ядерного топливного цикла //Радиация и риск. 2016. Т. 26, № 3. С. 86-103.

33.Оценка радиационно-экологического воздействия на объекты природной среды по данным мониторинга радиационной обстановки: Р 52.18.820-2015 (утв. Приказом Минприроды России от 26 мая 2015 г. № 316).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34.Порядок расчёта контрольных уровней содержания радионуклидов в морских водах: Р 52.18.852-2016 (утв. Приказом Минприроды России от 8 сентября 2016 г. № 415).

35.Порядок расчёта контрольных уровней содержания радионуклидов в пресной воде и почве: Р 52.18.853-2016 (утв. Приказом Минприроды России от 8 сентября 2016 г. № 415).

36.Практические рекомендации по вопросам оценки радиационного воздействия на человека и биоту /под общ. ред. И.И. Линге, И.И. Крышева. М.: САМ полиграфист, 2015. 265 с.

37.Коренков И.П., Шандала Н.К., Лащенова Т.Н., Соболев А.И. Защита окружающей среды при эксплуатации радиационно опасных объектов /под ред. И.П. Коренкова, К.В. Котенко. М.: БИНОМ, 2014. 440 с.

Panov A.V., Sanzharova N.I., Perevolotski A.N., Perevolotskaya T.V., Naumov V.S.

All-Russian Scientific Research Institute of Radiology and Agroecology, Obninsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•Contacts: Kievskoe Sh., 109 km, Obninsk, Kaluga region, Russia, 249032. Tel. +7(484) 399-69-59; e-mail: riar@mail.ru.

(approved by the Decision of the Chief State Medical Officer of the Russian Federation of July 6, 2011, No. 90).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26.Effects of radiation on the environment. UNSCEAR Report. New York, 1996, 86 p.

28.Release of sites from regulatory control on termination of practices. Safety Guide WS-G-5.1. Vienna, IAEA, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий