Факторы влияющие на функции государства

Теория

Многие экономисты, сторонники теории рынка, утверждают, что рыночный механизм максимизирует совокупное благосостояние в обществе. Исходя из этого они выступают за саморегулирование экономики и устранение контроля над ценами, дерегулирование рынков капитала, снижение торговых барьеров и уменьшение влияния государства на экономику, особенно посредством приватизации имущества. В результате этого, гибкость цен, и их моментальное реагирование на изменения спроса и предложения обеспечат равновесное состояние, где общее благосостояние в обществе будет доведена до максимума. Конкурентная среда, в свою очередь, приведет к росту эффективности производства.

С другой стороны, есть экономисты, которые акцентируют внимание на ограничениях рыночного подхода. Нереалистичность допущений о свободном входе/выходе на рынок, о владении людей полной информацией о ценах на всех рынках (кроме того, случай потребления одним человеком всего может считаться Парето оптимальным исходом) обосновывает, по их мнению, необходимость реализации государственной политики, нацеленной на оптимальное и справедливое перераспределение ресурсов в экономике. По мнению сторонников государственного вмешательства в экономику, «невидимая рука» не обязательно генерирует равный результат для всех слоев населения, которые изначально имеют разные уровни благосостояния.

Кроме того, необходимы определенные условия чтобы рыночные отношения обеспечивали экономически эффективный результат. Одним из таких условий можно считать, отсутствие внешних влияний (экстерналий). Например, предприятие может нанести ущерб окружающей среде, но не платит на загрязнение. Это приводит к тому, что продукт производится выше точки равновесия, потому что ущерб природе не отражается (как дополнительная стоимость) в основной цене продукта. В результате загрязнение окружающей среды будет продолжатся бесконечно. Кроме того, в условиях рынка всегда существует проблема развития общественной инфраструктуры на необходимом уровне.

Следовательно, к основным недостаткам рыночного механизма можно отнести следующее:

— стимулирование социального неравенства, высокий уровень дифференциации доходов населения (как в случае США и Китая);

— опасность загрязнения окружающей среды и неэффективного использования природных ресурсов (проблема глобального потепления возникла именно из-за халатного отношения к окружающей среде);

— отсутствие стимулов для развития общественной инфраструктуры (транспортная, социальная инфраструктура, оборона, охрана общественного порядка, космические исследования и т.п.);

— цикличное развитие экономики и разрушительный характер экономических кризисов (за последние пятьдесят лет было выявлено более ста финансовых, банковских и экономических кризисов).

Таким образом, основными функциями государства в условиях рыночной экономики должны стать:

  • перераспределение доходов и богатства (контроль уровня неравенства), так как в странах с динамичным экономическим ростом обычно наблюдается быстрый рост неравенства, когда богатые богатеют, а бедные беднеют.
  • создание и поддержание конкурентной среды, ресурсов для обеспечения общественными товарами (public goods) – так как каждый может пользоваться общественным товаром (дороги, парки и пр.) без ограничений и бесплатно, то у частного сектора нет стимулов их предлогать.
  • макроэкономическая стабилизационная политика – так как экономическое развитие обычно носит цикличный характер (возникают перегревы и рецессии), поэтому необходима макроэкономическая политика для сглаживания отклонений от тренда.
  • необходимая законодательная база и обеспечение общественного порядка через формальные институты.

Все это определяет добавленную стоимость и пользу государственного сектора для общества и обосновывает уместность многих видов выплат государству (налоги, полномочия и доверие).

С другой стороны, чрезмерное вмешательство государства в экономику приведет к нерациональному использованию имеющихся ресурсов (природных, капитальных, людских и т.п.) из-за возможного лоббирования интересов отдельных групп, а чрезмерный госконтроль – к неблагоприятным бюрократическим ограничениям, что, в свою очередь, влечет за собой потерю значительных временных и финансовых ресурсов для частного бизнеса. Вместе с тем, денежно-кредитная политика может вызвать высокий уровень инфляции, а бюджетная политика – постоянные высокие бюджетные дефициты, которые, обычно, выше, чем социально оптимальный уровень.

Главный вывод состоит в том, что госвмешательство искажает эффективное размещение ресурсов в экономике в условиях идеального функционирования рыночных механизмов, заложенных в теории рынка (информационных, финансовых и др.), а в ином случае вполне может способствовать эффективному размещению производственных мощностей, преодолев недостатки рынка (market failure).

Практика и важность государственных институтов

Сегодня организационные и институциональные факторы – экономические, идеологические, политические и социальные – играют такую же важную роль, как технические и технологические, поскольку создают основу для эффективного распределения ресурсов. Общепринято, что одним из ключевых факторов, определяющих динамику развития стран, является сила институтов, главным образом государственных, в том числе и способность государства гарантировать выполнение контрактов, права собственности, правопорядок в целом.

Исследования Всемирного Банка показывают, что устойчивый экономический рост невозможен без хорошей институциональной среды, эффективного правительства, способного грамотно формулировать и реализовывать макроэкономическую политику. Макроэкономическая и финансовая стабильность (профицит бюджета, низкая инфляция, низкий уровень госдолга и др.) позитивно влияют на экономический рост, только для этого необходимы адекватные институты. Если стране удастся поднять качество институтов на уровень, сопоставимый с развитыми странами, это позволит сократить разрыв по ВВП на душу населения. В странах Азии с высокими показателями эффективности правительства и качества регулирования темпы экономического были выше. Кроме того, данные показатели оказывают более значимое влияние на экономический рост, чем в остальных регионах мира.

Роль государства в переходной период

Отличительной чертой многих развивающихся стран является тот факт, что наблюдается очень много проблем в функционировании рыночных механизмов, заложенных в теории рынка:

— неразвитая физическая и рыночная инфраструктура;

— высокий уровень бедности и неравномерное распределение доходов;

— низкое качество современных формальных институциональных отношений;

— относительно низкий уровень образования населения;

— высокая безработица и пр.

Следовательно, одной из основных составляющих их стратегии развития становится совершенствование институциональной среды для решения многоступенчатых задач долгосрочного развития, в отличие от развитых, где основная масса таких функций передается в сектор предпринимательства. Многие развивающиеся страны также прилагают целенаправленные усилия с целью повысить эффективность работы правительства. Одна из наиболее эффективных административных реформ была проведена в Корее, Китае, Словении и Чехии. Об этом свидетельствует как экономический успех этих страны, так и результаты многих исследований, посвященных изучению роли государства в развитии экономических процессов.

Следовательно, успешность реформ зависит от степени обеспечения следующих ключевых условий:

— четко установленные и разделенные права собственности, процедуры приобретения и передачи прав собственности;

— коммерческое законодательство и суды, обеспечивающие его выполнение, особенно законы о контракте и банкротстве;

— свободная безлицензионная организация бизнеса во всех секторах, за исключением секторов, обладающих значительным внешним эффектом, аналогичная свобода сделок и доступа к профессиям, а также обращения в государственные учреждения (равные экономиче­ские возможности);

— стабильная валюта и надежная, эффективная система финансовых трансфертов (банковская система);

— государственный надзор или контроль над естественными монополиями (отраслями с растущим эффектом масштаба), как это имеет место в отраслях, где технологическая эффективность требует таких размеров фирмы, которые покрывают 10-15 % потреб­ностей внутреннего рынка;

— обеспечение покупателей и продавцов адекватной информацией о характеристиках предлагаемой к продаже продукции, а также о состоянии предложения и спроса на всех рынках;

— автономное формирование вкусов – защита потребительских предпочтений от влия­ния производителей и поставщиков;

— контроль государства над внешними эффектами (как негативными, так и позитивны­ми экстерналиями) и снабжением населения товарами и услугами общего пользования;

— инструменты для осуществления политики денежной и финансовой стабилизации;

— системы безопасности — условия для поддержания адекватного уровня потребления пострадавших от каких-то экономических кризисов, особенно потерявших работу, получивших производственные травмы, а также нетрудоспособных;

— поощрение инноваций, в частности, выдача и защита патентов и авторских прав, а также поощрение распространения новаций.

Узбекистан

В последние годы реформы, принятые в Узбекистане привели к улучшению делового и инвестиционного климата. Реформы включают изменения в валютной и налоговой системах, отмену государственных монополий в некоторых секторах (например, экспорт фруктов и овощей) и открытие банковского сектора для иностранных инвесторов.

В октябре 2018 года правительство отменило разрешения на экспорт и лицензирование для оптовых торговцев. Во второй половине 2018 года правительство либерализовало цены на хлеб и повысило цены на энергоносители для фирм, приблизив их к уровню возмещения затрат.

Следует отметить, что несмотря на предпринимаемые меры по повышению качества работы органов государственного управления, сохраняются риски снижения эффективности их деятельности.

Согласно исследованиям Всемирного банка, в последние годы проявляются относительное отставание и сохранение разрыва Узбекистана по показателям качества государственных институтов от стран-эталонов (см. рис. 1).

Основные проблемные моменты в государственном секторе можно рассматривать по нескольким направлениям.

Качество государственных услуг. В сфере высшего образования наблюдается очень низкий охват. В республике имеется более семидесяти вузов, но они в состоянии обеспечить места только 20% желающих получать высшее образование.

Следует упомянуть качество образования в вузах и школах. Содержание и методы обучения намного отстают от мировых аналогов. Большое число выпускников, работающих не по специальности, свидетельствует о серьезных проблемах в сфере качества высшего образования.

Несмотря на то, что более половины госбюджета направляется на социальные цели доля личных расходов на здравоохранение к общим расходам на здравоохранение составляет более 50%, оказывая дальнейшее понижательное давление на потребление. Это, в условиях, что ежегодно частные расходы на здравоохранение увеличиваются в среднем на 15%.

По многим другим направлениям предоставления государственных услуг наблюдается их несоответствие имеющимся потребностям населения. В частности, это касается строительства асфальтных дорог, мостов, парков и детских площадок.

Качество государственной службы. В условиях стран с формирующимися рынками, где основная роль формирования «правильных» институтов возлагается на государство, одной из основных мер по обеспечению долгосрочного развития является создание эффективной системы управления персоналом государственной службы.

Наиболее заметное проблема в том, что в настоящее время талантливая молодежь не пытается поступить на государственную службу. В некоторой степени, государственные должности не воспринимается как почетная работа. В результате, большинство талантов ищут рабочие места в частном секторе. Кроме того, в большинстве министерств и регионов принята децентрализованная система набора персонала. Таким образом, каждое учреждение устанавливает свои собственные правила при наборе сотрудников.

Регулирующее качество и способности правительства формулировать и осуществлять разумную политику для развития частного сектора. Цели национального развития обычно представлены не в терминах результата, а в терминах процесса (улучшить, способствовать, укрепить, содействовать и т.п.).

Верховенство закона. В отчете Solo Travel Safety Report 2019, опубликованном онлайн-сервисом для путешествий wegoplaces.me, перечислены самые безопасные страны для туристов-одиночек в 2019 году. На пятую строчку в рейтинге попал Узбекистан. По Индексу правопорядка Gall up представляющей собой совокупный показатель уверенности людей в местной полиции, их чувстве личной безопасности, и количестве случаев краж, нападений или ограблений страна также входит в самую лучшую пятерку стран. Вместе с тем, не прослеживается эффект законодательных актов на развитие экономики и общества.

Контроль над коррупцией. Несмотря на то, что Узбекистан входит в число 16 стран, которые в борьбе с коррупцией демонстрируют долгосрочную положительную динамику, уровень коррупции остается относительно высокой. По Индексу восприятия коррупции организации Transparency International Узбекистан 2019 году Узбекистан занял 153-е место из 180-ти, набрав 25 баллов, в то время как в 2010 году занимал 172-е место с 16 баллами.

Рекомендации для совершенствования системы управления

Исходя из теоретических соображений, мирового опыта и текущего состояния и проблем государственного сектора можно предложить следующие рекомендации.

Сокращение излишних экономических функций государства. Предлагается перераспределение полномочий и функций между государством и частным сектором и общественными институтами, усиление конструктивного взаимодействия с ними. Например, в Республике Корея в начале 1990-х годов, с целью установления рыночно-ориентированного механизма распределения финансовых ресурсов, была осуществлена программа приватизации финансовых институтов.

Повысить кадровый потенциал государственного сектора. Для этого целесообразно:

— тестировать потенциальных претендентов на трудоустройство в государственные учреждения в целях обеспечения должной квалификации государственных служащих.

-активно привлекать на государственную службу талантливых людей из академических кругов, компаний и международных институтов.

-сформулировать конкретные требования по квалификации, способностям, задачам госслужащих.

Например, в Республике Корея Центральный институт подготовки должностных лиц (Central Officials Training Institute), ответственен за образование и обучение должностных лиц высокого уровня. В настоящее время COTI выполняет следующие функции:

  • образование и тренинги для государственных служащих выше 5-го класса.
  • руководство и поддержка всех учреждений образования и обучения, принадлежащих правительству.
  • исследования и разработки учебных материалов и методов обучения, а также международное сотрудничество, связанное с образованием и обучением правительственных чиновников.

Усовершенствовать систему продвижения по карьерной лестнице. Разработать транспарентные правила продвижения и снятия с должности государственных служащих, в которых овладение современными навыками и личностные качества человека ставятся на передний план. Например, в Республике Корея государственный служащий может быть повышен 3-мя способами. Первый способ общее продвижение или продвижение по службе с прохождением экзаменов. Второй специальное продвижение в виде поощрения за отличную эффективность работы. Третий вариант продвижения с учетом стажа в классе 7 или ниже. Большинство продвижений для 5-го класса и выше осуществляется через общее продвижение по службе. До 1990-х годов, никто не мог получить звание 5-го класса, если он не проходит тест для продвижения.

Повысить эффективность государственных инвестиций. В этом направлении целесообразна замена существующего главного критерия успешности инвестиционного проекта «ввод мощностей» («освоение выделенных средств») на критерий «достижение предварительно установленных для данного инвестиционного проекта (группы проектов) конечных целевых ориентиров».

Бахтишод Хамидов, ЦЭИР

Экономическое обозрение №7 (247) 2020

Понятие функций государства. Факторы воздействия на них

Функции государства — это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику, направленность. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние.

С учетом сказанного функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

Существенными признаками функций государства являются:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функционировании государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе;

4) особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), обусловленные применением специфических методов управления, в том числе властно-принудительных.

Сущность государства и его социальное назначение — ключевые факторы в определении направленности деятельности государства, в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества. Вместе с тем появление некоторых новых функций у государства не всегда жестко предопределено его новой сущностной характеристикой. Изменение сущности государства неизменно отражается на содержании его деятельности, так как функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям. Это наглядно видно на примере функций современного Российского государства, многие из которых претерпели значительную модификацию по сравнению с предыдущими этапами его развития.

Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также от поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе потребностей и интересов населения, экономических возможностей государства и общества, его нравственного, культурного уровня, профессионализма государственного аппарата и др.

В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому ключевое значение приобретает экономическая функция, на других — в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политической функции государственной власти.

Каждая функция имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной области общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.

Выполнение функций государства возлагается на государственные органы, их должностных лиц, государственные учреждения и организации. Они главные субъекты реализации функций государства. Однако в осуществлении этих функций участвуют и негосударственные объединения и организации, которых принято именовать участниками государственной деятельности. Основную же нагрузку и ответственность за надлежащее осуществление функций государства несут государственные органы и другие представители государственной власти. Это обусловлено характером функций государства, которые обладают следующими чертами:

1) юридическая природа и содержание, т. е. функции государства оформляются законами и другими нормативными правовыми актами, в которых устанавливаются компетенция и полномочия органов государства, государственных учреждений и организаций по выполнению конкретных функций;

2) публично-властный характер, поскольку их реализация гарантирована со стороны государства, в том числе государственным принуждением;

3) социальная значимость: функции направлены на осуществление общественных интересов, достижение общего блага, обеспечение и охрану прав и свобод человека;

4) организационно-процессуальная форма, т. е. деятельность, связанная с функционированием государства, чаще всего нормативно регламентирована, имеет определенную последовательность, конкретно оформлена;

5) объективно обусловлены конкретно-историческим этапом развития общества, факторами, воздействующими на общественный прогресс и международную систему.

Как указывалось выше, содержание функций изменяется под влиянием различных факторов. Так, большим своеобразием отличаются функции государства в периоды революционных потрясений, других радикальных социальных перемен.

Тесная связь функций государства с его сущностью и социальным назначением означает, что в содержании функций любого государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В обществе, где социальная структура имеет ярко выраженную дифференциацию, антагонизм между правящими и управляемыми, где классы и социальные группы противостоят друг другу, государство выступает в роли политической организации правящего класса или группы, оно обслуживает в первую очередь интересы этих классов и групп и одновременно осуществляет организованное насилие в отношении своих классовых противников.

Однако трактовка функций государства исключительно с классовых позиций ведет к искаженному представлению о выполнении им «общих дел». Например, в недалеком прошлом считалось, что в обществе, разделенном на классы и противостоящие друг другу группы, у государства якобы нет и не может быть надклассовых общесоциальных функций. Между тем общество представляет собой единый социальный коллектив, государственную общность, где не только сосуществуют, но даже сотрудничают правящие и управляемые. Поэтому государство, будучи механизмом управления обществом, осуществляет общесоциальную деятельность, в которой заинтересованы все классы и группы населения, все общество. К таким сферам деятельности относятся национальная безопасность, борьба со стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, поддержание общественного порядка, борьба с преступностью, использование государственно-правовых средств для разрешения межнациональных конфликтов и др.

Общесоциальная деятельность обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общих интересов. Чем больший удельный вес общесоциального начала в функциях государства, тем выше его роль как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общего компромисса, стабилизации общественных связей.

Престиж государства, политической власти, их поддержка народом непосредственно зависят от демократического содержания функций государства, умения и желания считаться и учитывать в своей деятельности многообразные интересы, опираться на общечеловеческие ценности. Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее естественные неотъемлемые права и свободы, осуществляющее террор против собственного народа или отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами.

На содержание функций государства оказывают большое влияние национальные моменты. Это особенно характерно для многонациональных государств. В таких государствах их функции также имеют определенное национальное содержание, что связано с сохранением и развитием национальной культуры, национальных традиций, самобытности и др. И хотя в современном мире практически нет однонациональных государств, национальная принадлежность выступает цементирующей базой общества.

Национальное единство укрепляет государство, поскольку политическая общность дополняется этнокультурными узами (язык, национальное сознание, обычаи и др.). В обществе политическая дифференциация нередко сглаживается (нивелируется) национальными интересами. Об этом свидетельствует мировая практика. В наши дни межнациональные конфликты стали более частым явлением, чем классовые. Идет борьба за территории, суверенитет, возможность свободного этнокультурного развития, размежевание и воссоединение, расстановку национальных кадров и т. п.

Ситуация, как правило, усугубляется в многонациональном государстве, где возникает проблема регулирования отношений между различными нациями и народностями. Так, в развитии российской государственности национальный фактор всегда играл важную роль и сохраняет значение в нынешних условиях.

Любое государство, особенно многонациональное, во избежание распада государственной общности народов, проживающих на его территории, должно выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в своей политике, в том числе при принятии государственных решений, своевременно выявлять источники обострения национальной напряженности и использовать государственно-правовые механизмы для разрешения демократическим путем национальных противоречий.

Среди факторов, воздействующих на функции государства, велико влияние научно-технического прогресса, оказывающего двойственное воздействие на деятельность государства. С одной стороны, государство должно способствовать развитию фундаментальной науки, разработке открытий и изобретений, а с другой — законодательно ограничивать негативные последствия от использования научных достижений. Так, совершенствование медицинских технологий, значительные достижения медицинской науки в области трансплантации человеческих тканей и органов, репродуктивной деятельности, генной инженерии выдвигают на первый план многие нравственные и правовые проблемы. В силу этого государство должно защищать людей от незаконных посягательств на их жизнь, физическую неприкосновенность и одновременно устанавливать ответственность медицинских учреждений, их работников за врачебную ошибку, разглашение врачебной тайны, неправильное использование методов лечения, злоупотребление доверием пациентов.

Функции государства зависят и от экологического фактора. Каждое государство обязано обеспечить защиту прав человека на жизнь в благоприятной экологической обстановке. При этом экология в условиях научно-технического прогресса приобретает, по существу, планетарное значение, поскольку речь идет о выживании человечества и цивилизации в целом.

На функции государства воздействуют также процессы информатизации общества, создание общепланетарного информационного пространства. Развитие этих процессов диктуется потребностями формирования свободного общества, участием широкой общественности в управлении делами государства, необходимостью контроля за управляющими и, наконец, законным правом граждан знать, что конкретно делается в мире, в государстве, протестовать против незаконных, несправедливых решений.

Демократическое государство призвано обеспечивать возможности для реализации свободы информации и ее равную доступность каждому. Ограничения этой свободы допустимы только соображениями национальной безопасности, неприкосновенности частной жизни, тайны следственных действий, государственной и коммерческой тайны.

На характер и содержание функций государства влияет международная обстановка. В последние годы наблюдается усиление влияния межгосударственных отношений, международных организаций, международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государства. Одновременно достигнут высокий уровень интеграционных процессов, что обусловлено большой взаимосвязью и взаимозависимостью различных государств. На мировой арене идет формирование нового соотношения сил: одни государства утрачивают положение сверхдержав, другие выдвигаются в разряд передовых. Все это не может не отражаться на деятельности государства как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

Добавить комментарий