Электронное и дистанционное обучение

Всероссийский конкурс Министерства образования и науки

Российской Федерации

«Мой педагогический опыт»

Описание педагогического опыта работы

«Применение дистанционных образовательных технологий в основной школе в условиях реализации ФГОС»

Шафикова Татьяна Сергеевна

учитель информатики и ИКТ

МБОУ «СШ №1»

Нижневартовск

2018г.

  1. Введение
    1. Актуальность и новизна представляемого опыта работы 3
  1. 4
    1. Использование элементов технологии дистанционного обучения в учебном процессе 4
    2. Использование элементов технологии дистанционного обучения во внеурочной деятельности 6
    3. Использование элементов технологии дистанционного обучения при подготовке к экзаменам 7
    4. Использование элементов технологии дистанционного обучения при работе с одаренными детьми 8
    5. Контроль за качеством уровня обученности обучающихся с применением дистанционных форм обучения 9
  2. Результаты реализации проекта 10
    1. Позитивная динамика уровня обученности обучающихся за последние три года. 10
    2. Позитивная динамика «качества знаний» обучающихся за последние три года 10
    3. Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах разных уровней 10
    4. Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по предмету 10
    5. Результативность распространения данного опыта работы 11
    6. Своевременное повышение квалификации 12
  3. Заключение 12
  4. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов 12
  5. Приложение 13
  • Введение

1.1 Актуальность и новизна представляемого опыта работы

Современная Россия переживает процесс активных преобразований, время перехода от индустриального общества к обществу информационному. C изменением характера современного общества происходит также изменение требований к системе образования в целом. Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях. Изменились требования к результатам освоения основных образовательных программ, условиям реализации и структуре основной общеобразовательной программы, которые не возможны без наличия информационной образовательной среды, широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Новые ФГОС обязывают педагога использовать в образовательном процессе информационно – коммуникационные технологии и соответственно научить своих обучающихся их эффективному и разумному использованию.

Школа сегодня и сегодняшний учебный процесс предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: ученика, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получении необходимой информации, и учителя, как консультанта, который должен обладать умением и навыками использования компьютерных технологий. В связи с этим необходимо внедрить современные компьютерные технологии в учебный образовательный процесс, где компьютер является не только необходимым средством обучения, но и непосредственно объектом изучения, т.к. нынешнее поколение тесно связано с компьютером. Тем самым привить интерес подрастающего поколения к условиям жизни в информационном обществе. Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения качественного общего образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации общего образования позволит широкое использование обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Обучение с использованием дистанционных технологий выполняет дополнительные дидактические функции и, соответственно, расширяет возможности обучения; позволяет повысить качество образования за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения. Новизна применения дистанционных технологий кроется еще и в специфике региона, где обучающиеся достаточно продолжительный период не имеют возможности посещать образовательное учреждение в силу объективных причин (болезнь, карантин, актированный день и т.д.). В этом случае дистанционное обучение становится «волшебной палочкой» для всех участников образовательного процесса. А для детей с ОВЗ такие образовательные технологии позволяют индивидуализировать обучение. Каждый обучаемый может заниматься по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения для освоения изучаемого предмета. В дистанционном обучении также реализуются модели совместной учебной деятельности школьников.

Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий актуально в процессе внедрения ФГОС нового поколения..

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  1. потребность в интерактивном взаимодействии учеников и учителей;
  2. работа с часто болеющими детьми;
  3. работа с обучающимися во время актированных дней или карантина;
  4. работа с одаренными детьми;
  5. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.);
  6. участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;
  7. подготовка к экзаменам (ВПР, ГВЭ, ЕГЭ).

    В процессе проведения обучения в дистанционном режиме учителю необходимо использовать:

    ∙​ электронную почту (с её помощью налаживается общение между учителем и учеником: рассылка учебных заданий и материалов; получение учителем уведомлений о выполнении задания обучающимся, о количестве попыток выполнения задания и др.);

    ∙​ ресурсы мировой сети Интернет (можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный или справочный материал для повторения или изучения тем курса, так и выгрузка собственных разработок заданий/уроков/тем).

    В своей практике использую следующие сайты с видеоуроками:

    • ​http://interneturok.ru/,

    На данных сайтах представлены материалы опытных преподавателей. Ученик в удобном для себя темпе, в удобное время может усвоить урок. А если вдруг что-то окажется непонятным, то можно либо заново просмотреть урок, либо обратиться к своему учителю за консультацией.

    • Социальные сети, мессенджеры (ВКонтакте, Viber, WhatsApp).

    Данные ресурсы могут быть использованы как средство общения учителя как с одним обучающимся, так и с группой. Например, для устранения «пробелов» при изучении темы.

    ∙​ Гипертекстовые среды (интернет – серверы, где учитель может разместить учебные материалы, которые могут носить обучающий характер или же контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов). Одним из таких инструментов в дистанционном обучении является сайт http://reshuege.ru/.

    Уроки повторения в конце учебного года по информатике с обучающимися 9 и 11 классов провожу в форме «Интернет – урока». После повторения теоретического материала одного из разделов информатики, например «Алгоритмизация», обучающиеся самостоятельно выполняют Online тестирование по этому разделу. При выполнении Online тестирования или работе на сайте http://reshuege.ru/ прослеживается индивидуальный подход к ребенку. Учитель выступает в роли контролера, который следит за работой детей и направляет, если у ребенка затруднения при выполнении задания. Работать с сайтом http://reshuege.ru/ можно не только с выпускниками, но и с остальными обучающимися, начиная с 7 класса.

    • Сервисы Web 2.0 (средства создания интерактивного контента, персонального Интернет-ресурса педагога, хранения различного типа файлов и др.)

    Данные сервисы позволяют учителю в максимально доступной, занимательной, красочной форме представить необходимый материал для изучения или повторения темы обучающимся, которые достаточно продолжительный период не имеют возможности посещать образовательное учреждение в силу объективных причин (болезнь, карантин, актированный день и т.д.). В этом случае дистанционное обучение становится «волшебной палочкой» для всех участников образовательного процесса. А для детей с ОВЗ такие образовательные технологии позволяют индивидуализировать обучение. Каждый обучаемый может заниматься по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения для освоения изучаемого предмета.

    В своей педагогической практике применяю следующие сервисы:

    • https://readymag.com (создание интерактивной инструкции);
    • https://roundme.com (создание виртуальных панорам);
    • https://h5p.org (создание интерактивного диалогового тренажера);
    • https://learningapps.org/ (создание интерактивного контента (игры, ребусы, ленты времени и т.д.))
    • http://ru.wix.com/ и http://www.tilda.cc/ru/ (создание Web-сайта (страницы) учителя (обучающегося));
    • Yandex Диск, YouTube – для хранения различных типов файлов и др.
    • Использование элементов технологии дистанционного обучения во внеурочной деятельности.

    Внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса, одна из форм организации свободного времени обучающихся, ориентированная на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели. Внеурочная деятельность — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и учителем, с целью создания ученического коллектива, развития творческих способностей, познавательной активности, общекультурных интересов школьников, способствовать повышению интереса к предмету и, как следствие из всего вышесказанного, качественного повышения уровня обученности.

    В применении элементов дистанционного обучения во внеурочной деятельности я выделила следующие положительные стороны:

          • повышение эффективности и качества учебной (положительная динамика уровня обученности учащихся) и внеурочной деятельности (создание творческих работ, проектов, результативность участия в олимпиадах различного уровня, творческих конкурсах различного уровня и направленности);
      • активизация познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций;
      • усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;
      • формирование различных УУД в области информатики и информационных технологий;
      • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
      • развитие способности свободного культурного общения школьников с учителем и между собой с использованием современных дистанционных технологий обучения.

    Во внеурочной деятельности кроме различных мероприятий (игр, викторин, предметных недель и др.), в реализации которых дистанционные технологии играют немаловажную роль, особое внимание уделяю олимпиадной подготовке учащихся. Для достижения наилучшего результата я организовала работу по подготовке обучающихся к олимпиадам различного уровня следующим образом:

  1. сентябрь – октябрь – работа по подготовке учащихся к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников;
  2. октябрь – ноябрь – работа по подготовке к городскому этапу Всероссийской олимпиады школьников;
  3. октябрь – ноябрь – работа по подготовке к Всероссийскому конкурсу «Бобер»;
  4. ноябрь – работа по подготовке обучающихся к 1 туру олимпиад по основам наук УрФО;
  5. декабрь – январь – работа по подготовке к Всероссийской игре-конкурсу «Инфознайка».

К олимпиадам готовимся с первой встречи на уроке информатики. С самого начала учебного года на стенде вывешены олимпиадные задания прошлых лет. Стараюсь по каждой теме решить с ребятами одну, две нестандартные задачки, на дом предлагаю интересные задачи в электронном формате (для желающих).

Школьный тур олимпиады провожу для всех учащихся, жертвую одним уроком в каждом классе. Предлагаю прорешать олимпиадные задания предыдущих лет. Далее победителям школьного тура предлагаю самостоятельно прорешать задания уже прошедших олимпиад, если возникают вопросы занимаемся после урока.

Подготовка к дистанционным олимпиадам, например, «Инфознайка», «Бобер» или «Бобер» проходит подобным же образом, но участвовать в такой олимпиаде могут все желающие ребята, т.е. «отборочный» тур не проводится.

  • Использование элементов технологии дистанционного обучения при подготовке к экзаменам.

При тематическом предэкзаменационном повторении учитель сталкивается с рядом проблем: требуется систематически повторять с обучающимися решение заданий базовой сложности, постоянно разбирать задания повышенного уровня сложности. Но время урока ограничено, за 40 минут подробно разобрать способы решения заданий повышенного уровня сложности, отработать их на множестве примеров невозможно. А после 6-7 уроков на дополнительных занятиях время есть, но сил умственных и физических разбираться в тонкостях решений, у обучающихся уже нет. Поэтому домашние задания с готовыми решениями для самоконтроля представляются несомненным удобством. Не следует опасаться, что обучающиеся бездумно перепишут решения, опыт показывает, что большинство из них ответственно подходят к своей подготовке к экзамену. В любом случае, проверить уровень знаний всегда можно при выполнении проверочной или тестовой работы в классе или предложить индивидуальную работу конкретному ребенку дистанционно.

На данном сайте помимо возможностей для организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся учителю предоставлены широкие инструменты для создания и проверки работ учащихся. Он может формировать наборы заданий по любой теме или комбинации тем, включая в работу необходимое количество задач либо из предлагаемых на сайте, либо придуманных самим учителем. После того, как работа сформирована, система регистрирует ее под определенным номером, который она выдает учителю. Этот номер сообщается обучающимся, которые дома вводят его на странице тестирования. При этом система генерирует два варианта работ: домашнее задание — в этом случае по окончании работы обучающийся сможет проконтролировать себя, увидев решения задач, и контрольное тестирование, после прохождения которого система не сообщит учащимся правильные ответы и решения задач. В обоих случаях, кроме статистики успехов на индивидуальных страницах обучающихся, система заполняет страницу статистики для учителя. Для каждой из составленных работ создается таблица с данными по всем обучающимся в целом и по каждому в отдельности, включая его ответы на задания, правильные ответы, набранный первичный и тестовый баллы.

  • Использование элементов технологии дистанционного обучения при работе с одаренными детьми.

Одной из эффективных форм работы с одаренными детьми является внедрение дистанционного обучения в образовательную деятельность. Дистанционные технологии обучения позволяют создать такие принципы психологической комфортности и творчества (креативности), которые расковывают ученика, предполагают его ориентацию на творческое начало в учебной деятельности и приобретение им собственного опыта активного применения фундаментальных знаний и практических умений и навыков. Таким образом, становятся актуальными методические разработки, реализуемые с использованием дистанционных технологий: интерактивные инструкции и журналы, виртуальные панорамы, интерактивные тренажеры, диалоговые тренажеры, интерактивный контент (игры, ребусы, ленты времени и др.).

Одной из таких моих разработок является серия интерактивных журналов «Математика», посвященных одной из основных тем курса математики основной школы — «Сложение и вычитание десятичных дробей», которая «красной нитью» прослеживается в заданиях Всероссийской проверочной работы в 5 и 8 классах, Основном государственном экзамене, Едином государственном экзамене, заданиях математических Олимпиад различного уровня. В рекомендациях примерной основной образовательной программы по математике для 5 класса на изучение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» отводится всего 6 часов. Этого времени, конечно, недостаточно для углубленного изучения данной темы. Поэтому данная тема рассматривается и в рамках углубленного курса внеурочных занятий по математике «Одаренок» с обучающимися 5 класса. Беря во внимание и учитывая физиологические и психологические особенности данного возраста, также стоит отметить и тот факт, что, ученикам пятого класса достаточно тяжело освоить такой объемный материал. Поэтому целесообразно материалы курса данной темы представить в более наглядном и доступном для детей этой возрастной группы виде: интерактивный журнал, он-лайн игры по тематике уроков, диалоговый тренажер и др.

  • Контроль за качеством уровня обученности обучающихся с применением дистанционных форм обучения

С целью выявления индивидуального характера усвоения учебного и внеучебного материала, проблем в усвоении материала и «прикидки» рациональных путей их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому ученику, предполагается, в качестве инструмента контроля за качеством индивидуального усвоения, применение мониторинга ученика.

Мониторинг ученика – это форма организации, сбора, хранения, обработки и представления информации об учебной деятельности обучающегося по предмету (курсу), обеспечивающая отслеживание показателей уровня усвоения материала по отдельным темам, а также дающая возможность прогноза развития УУД ученика по предмету (курсу).

Этапы работы по составлению мониторинга:

  1. составление (использование готовых) заданий (тестовых, проверочных, он-лайн игр и др.) для определения уровня сформированности УУД по теме;
  2. непосредственное выполнение заданий обучающимися;
  3. обработка результатов диагностирования – внесение результатов в таблицу (для оценки уровня усвоения материала используется система баллов (Табл.1));
  4. выработка рекомендаций (планов работы по повышению качества знаний, уровня сформированности УУД по теме у отдельных обучающихся) при необходимости.

Таблица 1

№ п/п Уровень усвоения темы Характеристика уровня Балл
допустимый знания обучающегося в основном соответствуют требованиям программы (различает, запоминает, воспроизводит); 1
оптимальный знания обучающегося полностью соответствуют требованиям программы (понимает, применяет, сформированы основные УУД по теме); 2
творческий/

продвинутый

обучающийся способен применять сформированные УУД в нестандартных ситуациях, создавать собственные задания и т.д. 3
  • Результативность реализации проекта

Дистанционное обучение в школе – идеальное подспорье в создании образовательного пространства, формировании у обучающихся познавательной самостоятельности и активности, развития критического мышления. В связи с этим отмечаются высокие результаты обучения и воспитания обучающихся за последние три года:

3.1 Позитивная динамика уровня обученности обучающихся за последние три года.

В течение трех лет общая успеваемость обучающихся 5-11 классов составляет 100%.

3.2 Позитивная динамика «качества знаний» обучающихся за последние три года. Наблюдается тенденция к повышению качества обученности с 48 % в 2014-2015 учебном году до 53% в 2016-2017 учебном году. В 2016-2017 учебном году «качество знаний» обучающихся по итогам Всероссийской проверочной работы составило 53%.

3.3 Увеличение количества обучающихся (в процентах), принимающих участие в предметных олимпиадах разных уровней на 33%.

Обучающиеся, посещающие внеурочные занятия по информатике и математике — постоянные призеры всероссийских и международных дистанционных предметных олимпиад по этим предметам (Табл.2).

3.4 Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по предмету (проектов, исследований, рефератов и др.).

Отмечается увеличение количества и повышение качества проектно-исследовательских работ учащихся. Проектные работы, рефераты выполнены по основным вопросам математической культуры, Интернет – технологий в математике и т.д.. Обучающиеся представляют на школьных, городских научно-практических конференциях 3-4 работы ежегодно. Работы отличаются глубиной знаний, научностью изложения, исследовательской направленностью, социальной значимостью (Табл.2).

Таблица 2

Показатели 2014-15 уч. г 2015-16 уч. г. 2016-17 уч. г.
Увеличение количества участников в предметных олимпиадах (кол-во участников/ кол-во призеров):

— школьные

— муниципальные

— окружные

— всероссийские

— международные

Увеличение и повышение качества творческих работ обучающихся (проектов, исследований проектно-исследовательской деятельности)

(кол-во работ/кол-во призеров)

— школьный уровень

— муниципальный уровень

— региональный уровень

— всероссийский уровень

3.5 Результативность распространения данного опыта работы

Данный опыт работы был представлен:

  • в рамках I Международного конкурса профессионального мастерства «Мастерская компетентностного обучения» (1 место) ;
  • в рамках II Международного конкурса «Педагогический марафон успеха» (1 место) ;
  • в рамках XI Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России» (II место) ;
  • в рамках городского конкурса профессионального мастерства среди педагогов образовательных организаций по созданию цифровых образовательных ресурсов «А я делаю так! — 2017» (II место) ;
  • на Всероссийском (с международным участием) фестивале методических идей «Инновационный подход к обучению и воспитанию» ;
  • в рамках участия в Международном научно – методическом проекте «Методичка.орг» ;
  • на Межвузовской заочной on-line конференции «Актуальные проблемы преподавания математики и информатики в ВУЗе и школе» ;
  • на 4-м научно — методическом семинаре «Современные обучающие технологоии в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС» .

3.6 Своевременное повышение квалификации.

Достижению высокой результативности как личной педагога, так и образовательной деятельности его обучающихся во многом способствует своевременное повышение квалификации педагога. В рамках подготовки и применения данного проекта было пройдено обучение на следующих курсах, семинарах повышения квалификации педагога:

  1. Современные информационные технологии в образовании в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (удостоверение, 72 ч., 2013г.) ;
  2. Основы разработки электронных образовательных ресурсов (сертификат, 72 ч., 2014г.) ;
  3. Современные обучающие технологии в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС (сертификат, 36ч., 2014г.) ;
  4. Обучение с использованием социальных сетей (сертификат, 72 ч., 2016г.) .

4.Заключение

Современное обучение основывается на применении деятельностного подхода и электронной информационной образовательной среды образовательного учреждения, в которой, согласно требованиям ФГОС, должно быть организовано дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, как между собой, так и с другими организациями социальной сферы. В связи с этим нельзя не согласиться с тем, что применение дистанционного обучения становится особенно актуальным. Кроме того, практика организации электронного обучения показывает, что материалы, первоначально приготовленные для проведения дистанционного обучения, используются затем в очном обучении, следовательно, происходит взаимная интеграция очного и основанного на использовании дистанционных образовательных технологий обучения.

  1. Список используемой литературы и интернет- ресурсов
  1. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. – В 2-х частях, 2015
  2. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании М.: Интеллект-Центр, 2013
  3. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций, 2017
  4. Перминова Л.М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения. Педагогика. 10, 2013
  5. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2, 2010.
  6. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Пед. общ-во России, 2012
  7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» – . URL:http://президент.рф/news/6683
  8. Концепция модернизации российского образования – . URL:http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml
  9. ФГОС общего образования. – . URL:http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob 2/
  10. Канал на портале YouTube Школа им. Н.И. Лобачевского — . URL:
  11. Канал на портале YouTube Одесской частной гимназии для одаренных детей «Мрия урок» — . URL:
  12. Меташкола – школа для одаренных детей — . URL: https://metaschool.ru/
  13. Urokimatematiki.ru – . URL: https://urokimatematiki.ru/
  14. Олимпиадные задания по математике — . URL: http://ruolimpiada.ru/olimpiada-po-matematike-5-klass-zadani/
  1. Приложение

Список ссылок на Web-страницы

http://tanechkaschool1.wixsite.com/shafikovatatyana/kopiya-rasprostranenie-opyta?lightbox=dataItem-iurykx7y1

http://tanechkaschool1.wixsite.com/shafikovatatyana/kopiya-dostizheniya?lightbox=dataItem-iuryldn81

http://tanechkaschool1.wixsite.com/shafikovatatyana/kopiya-dostizheniya?lightbox=dataItem-iuryldrd1

http://tanechkaschool1.wixsite.com/shafikovatatyana/platform?lightbox=dataItem-j2eo6iy9

http://tanechkaschool1.wixsite.com/shafikovatatyana/kopiya-rasprostranenie-opyta?lightbox=dataItem-iurykx7m

http://tanechkaschool1.wixsite.com/shafikovatatyana/kopiya-dostizheniya?lightbox=dataItem-iuryldp7

http://tanechkaschool1.wixsite.com/shafikovatatyana/kopiya-rasprostranenie-opyta?lightbox=dataItem-iurykx8u1

http://tanechkaschool1.wixsite.com/shafikovatatyana/kopiya-rasprostranenie-opyta?lightbox=dataItem-iurykx9y1

http://tanechkaschool1.wixsite.com/shafikovatatyana/kopiya-samoobrazovanie?lightbox=dataItem-iurykho3

Опубликовано в 2014, Выпуск Ноябрь 2014, ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Новгородова Н.Г.

Доцент, кандидат технических наук. «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

ЭЛЕКТРОННОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация

В статье рассмотрены аспекты электронного и дистанционного образования. Отмечено общее в организации электронного и дистанционного образования, а также принципиальное отличие этих форм образования. Описаны инструменты учебного процесса электронного образования, эффективность их использования.

Ключевые слова: дистанционное и электронное образование, информационно-образовательная среда, 3D-визуализация.

Novgorodova N.G.

Professor, Cand. Tech. Sci. «Russian State Vocational Pedagogical University»

E-LEARNING AND DISTANCE EDUCATION

Abstract

Keywords: distance and electronic education, informational and educational environment, 3D-visualization.

В конце 2012 года был принят и в сентябре 2013 года был введен в действие новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ», в статье 16 которого говорится, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ» .

Согласно статье 16 Федерального Закона, «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников» .

Теперь стало понятно, что взаимодействие между обучающимися и педагогическими работниками с применением электронных образовательных ресурсов, содержащихся в какой-либо системе электронного дистанционного обучения (базе данных) – это и есть электронное обучение, а проведение уроков на расстоянии без использования виртуальных обучающих сред – это обучение с применением дистанционных образовательных технологий .

В настоящее время широкое распространение получает термин «смешанное (комбинированное) обучение» (blended learning), под которым понимают такую организацию образовательного процесса, при которой технологии электронного обучения сочетаются с традиционным преподаванием в аудитории по расписанию в очном режиме (face-to-face learning). Становится понятным, что дистанционное обучение – это одна из возможных организационных моделей, реализуемых на базе электронного обучения .

В Российском государственном профессионально–педагогическом университете, как и практически во всех вузах страны, создана Информационно-образовательная среда (ИОС). В ней преподаватели размещают методические материалы, конспекты лекций, материалы к консультациям по текущим учебным вопросам, электронные групповые журналы с текущими рейтинговыми оценками успеваемости студентов и многое другое.

Использование возможностей ИОС существенно сокращает время на получение студентами необходимых консультаций преподавателя и освобождает аудиторный фонд университета от занятости под текущие консультации. Расположенный в ИОС электронный групповой журнал с текущими рейтинговыми оценками успеваемости студентов в сравнении с нормативными текущими оценками семестра стимулирует студентов на внесение изменений в индивидуальную образовательную траекторию.

Особо хочется отметить такие виды самостоятельной работы студентов, как лабораторный практикум и курсовое проектирование по инженерным направлениям подготовки. В проектировании машиностроительных объектов наметилась тенденция проектирования в 3D, а затем на основе полученной модели оформлять чертежи в соответствии с ЕСКД (Единой системой конструкторской документации). Для создания 3D-моделей в нашем университете используют графический пакет Autodesk Inventor Professional.

Студенты, получившие стартовые навыки работы в этом графическом пакете, как правило, работают в нем увлеченно и грамотно. Каждый студент, проектируя редукторную передачу в графическом пакете Autodesk Inventor, может рассказать о том, как именно он моделировал каждую деталь, как осуществлял сборку узлов. При выполнении курсового проекта в 3D-формате студенты уверенно проводят защиту проектов и приобретают современные навыки электронного проектирования .

Трехмерная модель может быть переведена в формат трехмерной картинки посредством сохранения в приложении Autodesk Design Review. И этот формат модели является замечательным дидактическим инструментом преподавателя – позволяет осуществить 3D-визуализацию: модель любой детали очень удобно «вытащить» из редуктора, повращать и показать со всех сторон, комментируя особенности ее конструкции. А то, что все детали такой редукторной передачи расцвечены в различные цвета облегчает их восприятие аудиторией. Модели в формате 3D-визуализации возможно использовать в процессе чтения мультимедийной лекции, на практическом занятии и при подготовке студентов к лабораторному практикуму .

Применение 3D-визуализации в лабораторном практикуме позволяет решить сразу несколько задач: замена дорогостоящего лабораторного оборудования на 3D-визуализацию лабораторных установок; позволяет смоделировать и визуализировать сложные узлы лабораторной установки, что, безусловно, облегчает понимание студентами устройства лабораторной установки. Например, устройство цангового зажима на рисунке или схеме сложно разобрать, а в 3D-модели – очень просто и понятно. Электронные методические указания к выполнению лабораторного практикума с 3D-визуализацией повышают интерес к практикуму и облегчают подготовку к его выполнению.

Сегодня большая часть отечественного общества переходит на планшеты и смартфоны, что позволяет получить очень быстро любую информацию по интернету, связаться с нужным человеком, оперативно решить производственную или образовательную задачу, отправить или получить электронное письмо. Сегодня мы не мыслим себя без компьютера, ноутбука, Smart-технологий, которые становятся информационно более насыщенными и одновременно более сложными. И чем более человек информационно компетентен, тем он нужнее и востребованнее в информационном обществе.

Современный уровень информационных технологий настоятельно требует трансформации образовательных технологий. Сегодня любой студент при помощи планшета или смартфона легко может найти ответ на вопрос преподавателя. Соответственно, преподавателю не стоит пересказывать этот материал на аудиторных занятиях, а надо перестроить образовательный процесс в дискуссионно-познавательный по учебной тематике на основе ИКТ. Такой вид образовательного процесса позволит студентам научиться формировать свое мнение по теме занятия, высказывать это мнение публично и аргументировать его.

В условиях перехода к информационному обществу информационная компетентность специалиста становится одной из основных составляющих его профессиональной мобильности. Информационная компетентность позволяет вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности человека. Формирование потребности студентов современных вузов к самообразованию и самореализации возможно только с применением информационных технологий и инновационного преобразования методологии образовательных процессов. Поскольку работодатели сегодня основными критериями пригодности выпускников к профессиональной деятельности считают такие качества, как умение креативно мыслить и умение работать в команде, то именно эти качества и следует развивать у студентов в течение всего образовательного процесса в вузе .

Литература

  1. Викторова Т. С., Мушкатова М. С. Переход от дистанционного обучения к электронному на современном этапе. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.architektura-btlarusi.ru/PUBLIKACII/perehod_ot_distancionnogo_obucheniy_k_elektronnomu/ (дата обращения 27.11.2014 г.).
  2. Корниенко С. А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы / С. А. Корниенко // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 175-182.
  3. Новгородова Н.Г. Инженерное курсовое проектирование в информационном графическом пространстве. : материалы междунар. науч.-метод. конф. «Информатизация инженерного образования” ИНФОРИНО-2014 (15-16 апреля 2014 г.). М.: Национальный исследовательский университет «МЭИ», 2014. – С. 257-261.
  4. Новгородова Н.Г., Чубаркова Е.В. Формирование профессиональной мобильности в информационном обществе. Социально-профессиональная мобильность в ХХI веке: сборник материалов и докладов Междунар. конф. Екатеринбург, 29-30 мая 2014 г./ под ред. Г. М. Романцева, В. А. Копнова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. – 352 с. ISBN 978-5-8050-0535-1 – С. 82-87.
  5. ФЗ № 273-ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

References

  1. Viktorova T. S., Mushkatov M. S. Transition from remote training to electronic at the present stage. Electronic resource. Access mode: http://www.architektura-btlarusi.ru/PUBLIKACII/perehod_ot_distancionnogo_obucheniy_k_elektronnomu/ (date of the address of 27.11.2014).
  2. Korniyenko S. A. Electronic training as implementer of an educational program / S. A. Korniyenko//Pedagogics: traditions and innovations: materials V междунар. науч. конф. (Chelyabinsk, June, 2014). – Chelyabinsk: Two Komsomol members, 2014. – Page 175-182.
  3. Novgorodova N. G. Engineering course design in information graphic space. : materials междунар. науч. – a method. конф. «Informatization of engineering education” of IN-FORINO-2014 (on April 15-16, 2014). M.: National research university «MEI”, 2014. – Page 257-261.
  4. Novgorodova N. G., Chubarkova E.V. Formation of professional mobility in information society. Social and professional mobility in the XXI century: collection of materials and reports Mezhdunar. конф. Yekaterinburg, on May 29-30, 2014 / under the editorship of G. M. Romantsev, V. A. Kopnov. Yekaterinburg: Publishing house of Dews. the state. the prof. – пед. un-that, 2014. – 352 pages of ISBN 978-5-8050-0535-1 – Page 82-87.
  5. Federal Law No. 273-FZ of 21.12.2012 «About education in the Russian Federation”.

Образовательный омбудсмен предлагает родителям школьников узнать ответы на самые распространенные вопросы о дистанционном обучении.

1. Как должно быть организовано дистанционное обучение?

Учебные заведения были заблаговременно предупреждены о введении локдауна, и, судя по предыдущему опыты, имели время подготовиться к дистанционному обучению.

Что должно было сделать учебное заведение в пределах организации дистанционного обучения:

  • определить формы организации образовательного процесса при дистанционном обучении (учебные занятия, консультации, вебинары, онлайн форумы, виртуальные экскурсии и т.п.);
  • выбрать и принять конкретные электронные образовательные платформы, онлайн сервисы и инструменты, с помощью которых организуется образовательный процесс при дистанционном обучении.

В то же время педагогические работники выбирают формы, методы и средства дистанционного обучения, определяют, в синхронном или асинхронном режиме проводить конкретное учебное занятие.

Обратите внимание, что не менее 30% учебного времени, предусмотренного образовательной программой учреждения образования, организуется в синхронном режиме — во время которого учитель и ученики одновременно взаимодействуют и общаются между собой в электронном образовательной среде (обычно онлайн уроки). А 70% учебного времени осуществляется взаимодействие в асинхронном режиме, то есть с задержкой во времени, применяя при этом интерактивные образовательные платформы, электронную почту, форумы, социальные сети и др.

Во время дистанционного обучения должно обеспечиваться регулярное взаимодействие учителя с учениками и родителями.

При дистанционном обучении родители должны способствовать выполнению ребенком образовательной и учебных программ, достижению предусмотренных ими результатов обучения, реализации индивидуальной образовательной траектории, заботиться о физическом и психическом здоровье детей, формировать у них навыки здорового образа жизни, а также способствовать соблюдению учащимися академической добродетели .

2. Что такое асинхронный и синхронный режим обучения?

Асинхронный режим — это когда взаимодействие между субъектами дистанционного обучения осуществляется с задержкой во времени. Причем применяются интерактивные образовательные платформы, электронная почта, форумы, социальные сети и др.

Для организации обучения в асинхронном режиме учитель предоставляет учащимся для обработки различные учебные материалы (видео и аудио, презентации, виртуальные музеи и библиотеки и т.д.) и задания для проверки и оценки знаний. Ученики изучают и выполняют задания в удобное для себя время, в собственном темпе и общаются с учителем различными способами.

Синхронный режим — это взаимодействие между субъектами дистанционного обучения, во время которой участники одновременно находятся в электронном образовательной среде или общаются с помощью средств аудио-, видеоконференции. Иначе говоря, это непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в режиме реального времени во время видеосвязи — «прямой эфир». Ученики видят и слышат своего педагога и могут сразу задать вопрос, если что непонятно. Обычно — это онлайн уроки. Напоминаем, что не менее 30% учебного времени организуется в синхронном режиме.

3. Должен ли учитель проводить онлайн-уроки?

Да, это обязанность учителя. Дистанционное обучение вводится приказом по учреждению образования, где должны быть определены его составляющие именно в этом учебном заведении и предусмотрены как синхронный, так и асинхронный режим проведения занятий.

В синхронном режиме организуется не менее 30% учебного времени, предусмотренного образовательной программой учреждения, остальные учебного времени организуется в асинхронном режиме.

МОН рекомендует использовать смешанный подход, который может помочь учителю объединить преимущества синхронного и асинхронного режимов, обучение в режимах онлайн и офлайн. В результате, с одной стороны, ученики смогут придерживаться более или менее привычного для них расписания, а с другой — не будут перегружены онлайн-присутствием.

4. Какой должна быть продолжительность онлайн-уроков?

Опыт весеннего карантина и тех школ, где дистанционное обучение вводилось осенью прошлого года, показал (и это учтено в Методических рекомендациях МОН), что преподавание учебного материала во время сплошного видео урока продолжительностью 35-40 минут неэффективно, ведь ученик устает и перестает воспринимать информацию . Именно поэтому продолжительность онлайн-урока должна быть не более, чем обычный очный урок.

Существуют определенные требования, сколько времени дети всех возрастов могут непрерывно работать с техническими средствами во время урока, чтобы не наносить вред здоровью. Эти требования сформулированы, в частности, в новом санитарном регламенте:

  • для учащихся 1 классов — не более 10 минут;
  • для учащихся 2 — 4 классов — не более 15 минут;
  • для учащихся 5 — 7 классов — не более 20 минут;
  • для учащихся 8 — 9 классов — 20 — 25 минут.
  • При сдвоенных учебных занятиях для учащихся 10 — 11 (12) классов — не более 25 — 30 минут на первом учебном занятии и не более 15 — 20 минут на втором учебном занятии.

Также во время онлайн урока, когда дети неподвижно сидят у экрана, учитель должен не забывать о чередовании умственной активности с физической, предлагая ученикам подвижные и игры, проводя гимнастику для глаз.

В приложении 3 регламента можно ознакомиться с перечнем упражнений для профилактики зрительной и статической усталости.

5. На каких платформах (сервисах) должно организовываться дистанционное обучение?

Электронные образовательные платформы, онлайн сервисы и инструменты, с помощью которых организуется образовательный процесс при дистанционном обучении, выбирает и утверждает педагогический совет учебного заведения. Рекомендуем педагогам выбирать для дистанционного обучения одну или две образовательные платформы. Это облегчит учащимся, учителям и родителям организацию обучения и пользования соответствующими электронными ресурсами.

Также мы уже неоднократно акцентировали внимание на полезности и удобства G Suite for Education (это Google Classroom, Google Meet и набор других инструментов) — бесплатного пакета облачного программного обеспечения цифровых инструментов от компании Google для организации дистанционного обучения.

Подпишитесь на рассылку и получайте актуальную информацию

6. Учитель и / или директор школы отказывает в проведении онлайн обучения, мотивируя это тем, что у учителей старые телефоны и компьютеры или они вообще отсутствуют. Что делать?

Обратитесь письменно к директору школы и напомните, что основатель учебного заведения, согласно Положению, должен организовать система-техническое обеспечение дистанционного обучения в учебном заведении, а руководитель учреждения в пределах его полномочий может принимать решение о предоставлении педагогическим работникам персональных компьютеров во временное пользование .

Такое решение может приниматься, если карантин или другие чрезвычайные обстоятельства делают невозможным посещение учебного заведения и педагогический работник не может использовать для организации дистанционного обучения системотехническое обеспечения учебного заведения и одновременно у него отсутствует собственная компьютерная техника.

А если учитель и директор не реагируют на ваши просьбы и заявления — обратитесь в соответствующее управление образования. Также предлагаем обратиться к образовательному омбудсмену.

7. Что делать, если отсутствуют онлайн уроки?

Первый шаг — это поговорить с классным руководителем или учителем, чтобы выяснить причины, почему не проводятся онлайн уроки. Если из-за того, что у учителя нет компьютерной техники или интернета, просим ознакомиться с предыдущим разъяснением (вопросы и ответ № 6). Если учитель отказывается от коммуникации, не объясняет причину, и ситуация с проведением онлайн уроков после разговора не изменилась — обратитесь к руководителю учебного заведения. А если директор не отреагировал на ваши просьбы и заявления — обратитесь в соответствующее управление (департамента, отдела) образования.

8. Как будут оценивать учащихся во время дистанционного обучения?

Оценивания результатов обучения учащихся может осуществляться очно или дистанционно, в синхронном или асинхронном режиме с использованием информационно-коммуникационных технологий, в частности, видеоконференцсвязи и должно осуществляться с соблюдением требований академической доброчесности.Результаты оценки фиксируются в классных журналах (электронных или печатных).

Формирующее, текущее и итоговое оценивание результатов обучения, выбор форм, содержания и способа оценивания осуществляют педагогические работники учебного заведения. Учебное заведение имеет право определить собственные подходы к контролю и оценке результатов обучения учащихся, а также определить сроки проведения и оценки итоговых контрольных работ для учеников, не имеющих технической возможности пройти онлайн-обучения и оценки.

9. Как получить информацию об успеваемости ученика при дистанционном обучении?

Прежде всего родителям стоит поговорить со своим ребенком. Спросите, как проверяет и выставляет учитель оценки за выполненные работы. Если учитель использует для дистанционного обучения образовательные платформы, например, Google Classroom, он может выставлять там оценки все присланные работы. Попросите ребенка зайти на Google Classroom и показать, какие оценки и комментарии оставлял педагог. Если учитель проводит дистанционное обучение другими способами — обратитесь к классному руководителю с просьбой сообщить оценки ребенка.

Если в учебном заведении используется электронный журнал и дневник, в них выставляются оценки. Доступ к электронному дневнику должны иметь как ученики, так и родители.

10. Правомерно ли, что учителя дают задания в вайбере, дети его выполняют, учитель проверяет и созванивается с теми, кто выполнил плохо?

Это не совсем правомерно. Ведь не менее 30% учебного времени должно организовываться в синхронном режиме. То есть учитель обязательно должен проводить онлайн-уроки, непосредственно взаимодействовать с учениками. Отправка задач в вайбер и их проверка — это лишь один небольшой элемент асинхронного режима дистанционного обучения. Учитель должен не просто давать ученику задачи и проверять их, но и объяснять учебный материал, делиться полезными учебными материалами для лучшего усвоения учащимися темы урока. Также педагог должен обращать внимание не только тем ученикам, которые выполняют задачи плохо, а всем ученикам без исключения. Ведь ученики, которые выполнили задание успешно, также требуют внимания учителя, его похвалы. Отсутствие коммуникации демотивирует учеников.

11. Учитель не выходит на связь, дистанционное обучение не проводится. Что делать?

Если дистанционное обучение по определенному предмету не проводится — обратитесь к классному руководителю, чтобы выяснить причины. Если они вызваны отсутствием компьютерной техники или интернета, просим ознакомиться с предыдущим разъяснением (вопросы и ответ № 6). Если учитель продолжает не выходить на связь и не объясняет причину — обратитесь с заявлением к руководителю учебного заведения. Если сам руководитель учреждения не реагирует на ваше обращение — обратитесь в местное управление / департамента образования.

12. Сколько может длиться онлайн обучение перед компьютером (ноутбуком) или по телефону детей разного возраста? Должен ли быть перерыв при дистанционном обучении?

Конечно, перерыв должен быть. Если учитель проводит онлайн урок, он чередовать виды учебной деятельности, организуя во время урока гимнастику для глаз и для профилактики статической усталости. Новый Санитарный регламент определяет следующие требования, сколько времени дети всех возрастов могут непрерывно работать с техническими средствами во время урока:

  • для учащихся 1 классов — не более 10 минут;
  • для учащихся 2 — 4 классов — не более 15 минут;
  • для учащихся 5 — 7 классов — не более 20 минут;
  • для учащихся 8 — 9 классов — 20 — 25 минут.
  • При сдвоенных учебных занятиях для учащихся 10 — 11 (12) классов — не более 25 — 30 минут на первом учебном занятии и не более 15 — 20 минут на втором учебном занятии.

Также, когда учитель планирует нагрузки каждого урока, он должен учитывать, что самостоятельно ученик прорабатывает материал дольше, чем если бы он слушал объяснения учителя. Поэтому важно, чтобы учитель оптимизировал тематическое планирование, изымал несущественные фрагменты, комбинировал материал нескольких тем в одну.

Прорабатывая учебный материал и выполняя задания в асинхронном режиме, ученики при работе с техническими средствами и обучения в целом в любом случае обязательно должны делать перерывы и упражнения для профилактики зрительной и статической усталости. Эти упражнения приводятся в приложении 3 Санитарного регламента. Здесь важную роль уже играет саморегуляция учеников и родительский контроль.

13.Какая специфика дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями?

При дистанционном обучении учащихся с особыми образовательными потребностями учитывается индивидуальная программа развития. В зависимости от особых потребностей может предусматриваться привлечения вспомогательных технологий дистанционного обучения (озвучивание данных с экрана, голосовой ввод текста, субтитры, клавиатуры со специальными возможностями и т.п.) с учетом индивидуальных потребностей, возможностей, способностей и интересов ребенка.

Образовательный процесс при дистанционном обучении лиц с особыми образовательными потребностями обеспечивается при участии ассистента учителя и / или ассистента ученика, проводятся дополнительные психолого-педагогические и коррекционно-развитию занятия с учетом индивидуальной программы.

Если ученики с особыми образовательными потребностями по состоянию здоровья, из-за отсутствия или ограниченного доступа к Интернету, технических средств обучения не могут принять участие в синхронном режиме — использовать доступные средства коммуникации: телефонная, почтовая связь и др.

Если во время чрезвычайных обстоятельств для лиц с особыми образовательными потребностями, ввиду нарушения или другие особенности их развития, не может быть проведено оценивание результатов обучения с использованием технологий дистанционного обучения, такую ​​оценку может осуществляться очно после завершения / ослабления карантина (в пределах учебного года или до начала нового учебного года).

14. В семье отсутствует ноутбук (современный телефон) и / или скоростной интернет. Как должно осуществляться дистанционное обучение?

Для учеников, которые не могут принять участие в синхронном режиме взаимодействия по уважительным причинам (состояние здоровья, отсутствие доступа или ограниченный доступ к сети Интернет и / или технических средств обучения, в частности детей из семей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, многодетных, малообеспеченных семей и т.п.), учебное заведение обеспечивает использование других средств коммуникации, доступных для учащихся (телефонная, почтовая связь и т.д.).

Департамент образования и науки Киева выдал Рекомендации, в которых предлагает следующие способы решения проблемы для школ. Согласно этим рекомендациям, администрация учебных заведений:

  • совместно со Службой по делам детей и семьи обрабатывает информацию о детях, которые весной 2020 не были охвачены дистанционным обучением, и разрабатывает меры по привлечению таких учащихся к обучению с использованием дистанционных технологий в период ограничительных противоэпидемических мероприятий с 08 до 25 января 2021;
  • выявляет детей из социально незащищенных, многодетных семей и других, которые не имеют технических возможностей для занятий с использованием технологий дистанционного обучения дома, и обеспечивает таким ученикам организацию дистанционного обучения в период ограничительных противоэпидемических мероприятий с 08 до 25 января 2021 в школьных кабинетах по графику с соблюдением санитарных норм, предусмотренных Регламентом и постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 22 августа 2020 №50.

15. Как перевести ребенка на дистанционное обучение не только во время локдауна, а на весь учебный год?

Дистанционная форма получения образования остается добровольной, то есть исключительно по желанию учеников и их родителей, и такую ​​возможность имеет любой ученик для реализации индивидуальной образовательной траектории.

Для того, чтобы перевести ребенка на дистанционную форму получения образования, один из родителей должен подать заявление руководителю учебного заведения в заведение образования, которое предоставляет услуги именно по дистанционной форме получения образования. Поскольку не во всех заведениях можно получать образование по дистанционной форме, узнать об этих учебные заведения можно в соответствующем управлении (департаменте) образования.

Если возникают обстоятельства, что объективно невозможно личное подачи заявления, можно подавать сканированную копию или фотокопию заявления любыми средствами связи (по факсу, электронной почте и т.п.). В заявлении должна быть информация о том, есть ли у ученика условия для дистанционного обучения в синхронном и асинхронном режимах, в частности, доступ к сети Интернет, персональный компьютер (с возможностью использования средств аудио-, видеоконференцсвязи).

Зачисление (перевод) на дистанционную форму получения образования осуществляется по приказу руководителя учреждения образования, как правило, к началу учебного года или семестра (триместра) обучения.

16. Учитель не обладает современными технологиями и поэтому не проводит дистанционное обучение. Что делать?

В новых условиях, которые возникли из-за пандемии и трансформировали образование, владение цифровыми навыками, умение пользоваться технологиями дистанционного обучения — это уже требование, необходимость.

Педагогический работник обязан овладевать цифровые компетенции, потому что это требование времени. Учитель постоянно должен искать возможности для обучения (курсы, вебинары, пособия в различных форматах и ​​т.д.). Сейчас возможностей развивать свои цифровые навыки немало. Руководитель учебного заведения должен этому помочь. Поэтому обратитесь к классному руководителю и директору учебного заведения и объясните ситуацию. Хотя учитель уже давно должен был начать обучение по освоению технологий. А пока конкретный педагог учится, администрация заведения должна предложить альтернативные варианты проведения дистанционного обучения.

17. Во время дистанционного обучения учитель общается на русском языке, хотя язык обучения в нашей школе (классе) украинский. Что делать?

Обратиться к классному руководителю и сообщить об этом. Если обращение было безрезультатным — обратиться к руководителю учебного заведения. Ведь педагог, который проводит дистанционное обучение на русском, грубо нарушает требования статьи 7 Закона Украины «Об образовании», которая четко определяет, что языком образовательного процесса является государственный язык. Так же, стоит учитывать, что 16 января 2021 вступает в силу норма статьи 30 Закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», согласно которой, государственный язык обязателен к использованию. Если на школьном уровне решить проблему не удалось — обращайтесь в местное управление / департамента образования. Также с этим вопросом вы можете обратиться к образовательному и / или языковому омбудсмену.

18. Можно ли ученику записывать онлайн урок с учительницей? Можно ли просить у учительницы записывать онлайн уроки и предоставлять к ним доступ родителям, потому что ребенок один дома и не может сама включить и настроить ноутбук?

Асинхронный режим обучения предполагает, что учитель может записать онлайн урок и предоставлять его ученикам для обработки. Если ученик хочет записать онлайн урок, он должен предупредить об этом учителя.

Стоит знать и строго соблюдать требования закона о том, что допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека. Запись урока является определенным сбором информации о лице. Но если во время онлайн урока осуществляются противоправные действия лицом, занимающим должность, связанную с выполнением функций государства или органов местного самоуправления, должностных или служебных полномочий, запись допускаются без их разрешения при условии, что съемки направленные на защиту прав человека.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Украины, физическое лицо может быть снято на фото-, кино-, теле- или видеопленку только с его согласия. Согласие лица на съемку его на фото-, кино-, теле- или видеопленку допускается (согласие по умолчанию), если съемки проводятся открыто на улице, на собраниях, конференциях, митингах и других мероприятиях публичного характера.

Поэтому ученик и / или родители должны предупредить учителя о записи онлайн урока.

Подробнее о фото и видеофиксации во время образовательного процесса можно прочитать в наших разъяснениях на сайте образовательного омбудсмена.

19. Чем дистанционное обучение отличается от семейного обучения и экстерната?

Дистанционная форма получения образования — это индивидуализированный процесс получения образования, который происходит в основном за опосредованного взаимодействия удаленных друг от друга участников образовательного процесса в специализированной среде, функционирующей на базе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

Простыми словами, во время дистанционного образования учитель постоянно коммуницирует с учениками, проводит онлайн уроки, взаимодействует с учеником в асинхронном режиме.

Семейная (домашняя) форма получения образования — это способ организации образовательного процесса детей самостоятельно их родителями для получения формальной (дошкольного, полного общего среднего) и / или неформального образования. Ответственность за получение образования детьми на уровне не ниже стандартов образования несут родители. Оценивания результатов обучения и присуждение образовательных квалификаций осуществляются в соответствии с законодательством. То есть в семейной форме получения образования именно родители организуют образовательный процесс ребенка и несут ответственность за получение ребенком образования и уровень его знаний.

Экстернатная форма получения образования (экстернат) — это способ организации обучения соискателей образования, по которым образовательная программа полностью усваивается соискателем самостоятельно, а оценивания результатов обучения и присуждения образовательной квалификации осуществляются в соответствии с законодательством. То есть ученик изучает всю программу самостоятельно, освобождаясь от школьных занятий, но обязан подтверждать уровень своих знаний на определенном уровне образования.

20. Ребенку трудно учиться дистанционно, не воспринимает информацию, теряется внимание. Что делать?

Дистанционное обучение является вызовом как для тех, кто учит, так и для учащихся. Длительное пребывание перед экранами гаджетов повышает усталость и расфокусирует внимание, ведь такая деятельность не свойственна детскому возрасту. Поэтому потеря внимательности во время урока может быть нормой.

При дистанционном обучении ребенка родителям прежде всего нужно понимать, что ребенок может не иметь никаких проблем с вниманием, а просто переутомляться от онлайн уроков, самостоятельной работы материала и постоянной работы с гаджетами. Поэтому эту проблему стоит решать с помощью организационных решений.

Мы подготовили для вас несколько советов о том, как помочь ребенку организовать учебный процесс дома:

1. Планируйте день и следите за соблюдением режима дня. Если в школе есть фиксированное расписание уроков, которые требуют включения в строго определенное время — распечатайте этот расклад, чтобы он был у ребенка перед глазами. Если в учебном заведении нет четкого расписания при дистанционном обучении — разработайте такой расклад для ребенка самостоятельно.

2. Выберите вместе с учеником одежду для «работы». Так называемый «дресс-код» поможет ребенку «войти в роль ученика» и сосредоточиться на работе.

3. Организуйте рабочее место. Оно должно хорошо освещаться (по возможности — дневным светом), быть удобным и оборудованным необходимой техникой.

4. Чередуйте периоды учебы и отдыха. Заметьте, мы привыкли отдыхать с использованием гаджетов, однако при дистанционном обучении такой отдых не является изменением деятельности: глаза не отдыхают от монитора, а мозг от обработки информации. Также помните о необходимости физической активности. Прогулки на свежем воздухе, танцы и зарядка во время перерывов станут помощниками для отдыха тела и психики ребенка.

5. Разработайте систему поощрений. Составьте вместе со своим ребенком своеобразный чек-лист поощрений за успехи в учебе. Не советуем мотивировать ученика финансовыми вознаграждениями. Лучше мотивировать впечатлениями: просмотром кино дома, чтением книг, прогулками в парк, посещением катка и тому подобное. Такой чек-лист можно нарисовать или создать в графическом редакторе и повесить в рабочем уголке.

6. Еще одной формой поддержки мотивации ребенка к обучению является постоянная фиксация успехов в учебе. Например, ученик получил высокую оценку за домашнее задание, внимательно выслушал новую тему от учительницы прочитал параграф с новым материалом: это надо обязательно отметить, создавая своеобразный «путь к успеху». Такое отслеживание родителями детских успехов поможет ребенку чувствовать свой прогресс и стремиться к большему.

Данные вопросы и ответы размещены на официальном сайте образовательного омбудсмена.

Добавить комментарий