Экспортный тариф таможенный союз таможенная пошлина

УДК 339.54

УЧЕТ ТРЕБОВАНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКСПОРТНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ

А. А. Никулина, студентка 5-го курса, факультет «таможенное дело», г. Калининград, Калининградский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА, e-mail: nastya_kuznecova_96@list.ru

А.С. Акматалиева, канд. экон. наук, доц. кафедры отраслевых и корпоративных финансов, ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», e-mail: aas.250580@mail.ru

В статье рассматриваются требования международных организаций, в состав которых входит Российская Федерация, при формировании экспортных таможенных тарифов, а также результаты исполнения таких требований.

Экспортные таможенные пошлины, ставки экспортных пошлин, экспортный тариф, экспорт, таможенно-тарифное регулирование, международные организации, ВТО, ЕАЭС

В настоящее время в международной экономике огромную роль играет такое явление, как международная интеграция. Она подразумевает под собой процессы взаимного обмена между странами опыта, технологий, экономических моделей и многое другое, что могло бы быть полезным для членов интеграционных объединений, что влечет за собой вмешательство в различные сферы жизни государства, а также приобретение ряда преимуществ и различных обязательств .

В связи с тем, что Россия является членом многих мировых сообществ, национальное законодательство (в частности, в отношении регулирования внешнеэкономических связей) в последние годы было сильно реформировано, чтобы максимально приблизить его к общепринятым в международной торговле правовым нормам. Одним из таких объединений является Всемирная торговая организация (ВТО).

Как и полагается в мировой практике, после присоединения России к ВТО возникла необходимость реформирования законодательства по ряду отраслей экономики. Так, изменения коснулись области экспортного и импортного тарифов, механизма квотирования, а также аспекты одной из приоритетных сфер в экономике РФ, сельского хозяйства .

По причине совершенно различных методов государственного регулирования отраслей экономики процесс интеграции Российской Федерации в ВТО являлся достаточно длительным и непростым. Одним из коллизионных моментов в процессе присоединения как раз и являлся вопрос, касающийся экспортного тарифа. Поскольку применение такого метода государственного регулирования для членов ВТО является недопустимым, как показатель недостаточно развитого государства в экономическом плане. Однако договоренности по ставкам экспортных таможенных пошлин все же были достигнуты. В данном вопросе в большей степени принимал участие ЕС. Таким образом, обязательства по изменению ставок вывозных таможенных пошлин в отношении достаточно разнообразного перечня товаров коснулись примерно семисот товарных позиций. К ним в первую очередь относятся товары нефтяной промышленности, металлопродукция, товары сельскохозяйственной отрасли и пр. В целях проведения «плавной» модернизации экспортного тарифа все изменения и нововведения происходили постепенно, что

способствовало наиболее «безболезненному» адаптационному периоду. Такой подход явно выражен в своевременном снижении ставок экспортных пошлин с переходным периодом от одного до пяти лет. По истечении установленных сроков в отношении некоторых товарных позиций были установлены и нулевые ставки пошлин.

Детально все особенности присоединения России к ВТО содержатся в таком документе, как «Протокол о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации» , а также в документе, представленном на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации — «Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации» .

На национальном уровне процесс присоединения обозначен Федеральным законом «О ратификации протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» от 21.07.2012 №126-ФЗ . Приложением к протоколу является «Перечень уступок и обязательств Российской Федерации по товарам». В отношении ставок вывозных таможенных пошлин действует часть V приложения. В данном Перечне уступок представлены сроки и размеры изменения ставок. Таким образом, были обнулены ставки в отношении некоторых морепродуктов, снижены комбинированные ставки вывозных таможенных пошлин в отношении пшеницы, обнулены ставки на спирт, товары из него и пр. В отношении нефти сырой и нефтепродуктов было установлено, что ставки будут формироваться в соответствии с мировыми ценами на нефть, а также с применением специального коэффициента в отдельных случаях .

Таким образом, регулирование ставок вывозных пошлин в РФ в связи с присоединением к ВТО были начаты с момента подписания договора в соответствии со всеми нормами. К ним можно отнести случаи применения режима наибольшего благоприятствования, привилегий различного рода, а также любые преимущества, применяемые к вывозимым товарам, а именно, в отношении вывозных пошлин и сборов, применяемых к какому-либо государству, они должны быть применены и в отношении аналогичного товара, предназначенного для других членов ВТО .

Результаты выполнения всех вышеупомянутых обязательств отражены в Постановлении Правительства РФ от 30.08.2013 №754 (ред. от 21.03.2019) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» .

Проанализировав данный документ и сопоставив его с требованиями ВТО, можно сделать вывод, что нынешние ставки вывозных таможенных пошлин были снижены и отрегулированы в соответствии со всеми ранее установленными договоренностями. Вступив в ВТО и приняв на себя ряд условий и обязательств перед данной организацией, Россия ставит себя в неоднозначное положение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, Россия получила следующие выгоды, которые касаются не только экспорта:

-ускорение процессов интеграции РФ в мировую экономику;

-возможность принятия участия в рассмотрении международных споров, возможность оспаривать ту или иную меру страны-члена ВТО, принятую для ограничения российского экспорта;

-получить возможность использования режима наибольшего благоприятствования и национального режима для российских товаров и услуг и пр.

Помимо положительных аспектов, рассмотрим и отрицательные. Идея снижения ставок пошлин предполагает более широкое поступление товара национального производителя, сырья на внешний рынок. Меньшие издержки при отправке товара могут способствовать увеличению объемов экспорта. Для экспортеров это играет положительную роль, когда для государства, наоборот, это «дыры в бюджете» .

В табл. 1 представлены данные об экспорте товаров из РФ в физическом и стоимостном выражении . Так, в соответствии с нижепредставленными данными, мы видим, что экспорт важнейших товаров из РФ за последние четыре года действительно вырос как в стоимостном, так и в физическом объеме. Для таких целей и были снижены ставки на экспорт товаров.

Таблица 1 — Экспорт России важнейших товаров за 2015-2018 гг.

Код ТН ВЭД2015201620172018

Наименова-млн.млн.млн.млн.

ние позициитыс. тдолл. СШАтыс. тдолл. СШАтыс. тдолл. СШАтыс. тдолл. США

1001Пшеница и меслин21234,23948,725326,84215,833026,005791,043965,608432,50

2208Водка1906836,2119,32038910,4121,22145376,0135,02266736,5149,5

2510Фосфаты кальция1976,0328,72 491,0382,22615,6339,42694,00320,2

2601Руды,конце нтраты железные21254,51013,818547,0802,321064,51588,419413,601598,10

2701Уголь каменный152662,99480,3166129,28907,2181406,213530, 0199472,4017031,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2704Кокс и полукокс2448,6357,72260,5262,12919,6592,32739,10679,2

2709Нефть сырая244485,189576, 5254767,473676, 3252637,393306, 4260171,10129049,1 0

2710Нефтепродукты171534,567403, 1156015,645951, 8148412,758244, 4159051,5078108,60

2716Электроэнер гия, млн.кВт-ч18243,0744,117693,8660,017006,5064017740,80808,9

28141 00000Аммиак безводный3585,11355,83658,6828,23168,30723,54217,801335,30

29051 1Метанол1261,4331,21497,4251,21684,00454,51827,00601,8

3102/337860, 9

104/31 05Удобрения31335,631501,26635,434341,6721534062,98222,2

4002Каучук синтетичес-936,61377,4984,31293,41021,601746,4 01014,701722,40

кий

Лесомате-

4403риалы необработан ные, тыс. куб. м19440,41339,320065,31351,819440,41467,519033,301488,20

4407Лесоматериалы14326,43073,516235,73193,918014,13989,819231,604502,70

4412Фанера клееная 1000 куб. м22093,3990,92460,0946,02472,51103,42683,101354,80

47024704Целлюлоза древесная2068,21047,52147,0997,12112,81102,32123,701505,80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4801Бумага газетная1105,6443,51062,8427,91125,4468,21163,50653,6

Ткани

52085212хлопчатобумажные 1000 кв. м82058,136,890790,740,983729,548.287463,4046,7

72Черные металлы42191,715220, 443380,114121, 842406,918762, 246399,8023357,80

Продолжение табл. 1

Код ТН ВЭДНаименование позиции2015201620172018

тыс. тмлн. долл. СШАтыс. тмлн. долл. СШАтыс. тмлн. долл. СШАтыс. тмлн. долл. США

7201Чугун5339,51381,15138,71171,84819,11628,95774,202156,00

7202Ферросплавы752,41276,2762,81216,4743,11308,5811,41362,90

7207П/ф из углеродистой стали14641,84636,715166,774471,414377,06031,015980,607955,90

72087212Прокат плоский из углеродистой стали7968,03321,08926,13311,48632,84558,383351,305034,10

7403Медь рафинированная563,23084,7511,12403,9589,93646,3652,24127,60

7502Никель необработанный226,42578,9185,71703,4136,31382,6135,11733,10

7601Алюминий необработан ный3461,16075,73481,44988,13208,15464,43056,405347,80

84-90Машины и оборудование2178,225385, 61751,024293, 42181,228069, 12434,7029059,80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теперь рассмотрим динамику дохода от экспортных пошлин в бюджет государства также за последние четыре года (табл. 2) .

Таблица 2 — Сумма доходов федерального бюджета РФ, администрируемых таможенными органами по экспорту товаров за 2014-2018 гг.__

ПоказательГоды

2014 г.2015 г.2016 г.2017 г.2018 г.

Сумма доходов ФБ, администрируемых таможенными органами, млрд. руб.7100,65008,64406,94575,76063,2

Вывозные таможенные пошлины, млрд. руб.4637,12780,42054,11968,33025,7

На рис. 1 видно, что объем доходов от статьи экспорта снижался, начиная с 2014 г. Исходя из представленных данных видно, что, несмотря на постепенно и ежегодно увеличивающийся объем экспорта в физическом и стоимостном выражении, доходы, администрируемые таможенными органами в бюджет государства от экспортных таможенных пошлин, пропорционально им не увеличивались, в 2015-2016 гг. и вовсе уменьшались. Это может свидетельствовать о негативном воздействии снижения ставок вывозных таможенных пошлин на бюджет государства.

Также, проанализировав статистические данные об экспорте РФ за последнее время, можно в очередной раз убедиться, что его основу составляют товары группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки».

Как видно на рис. 2, основную часть экспорта занимает топливо, которое формирует практически 50,9 % бюджета по статье «экспорт», где основную позицию занимают, конечно же, нефть и нефтепродукты. Данный факт также является прямым объяснением того, что результаты переговоров имеют «индивидуальный» характер. «Индивидуальный» характер выражается в возможности РФ оставить за собой право на неизменные размеры ставок

пошлин в отношении важных товаров, вывозимых с территории России, как на постоянной, так и на временной основе.

10000 5000■

п1■1_1_1■

2014 2015 2016 2017 2018 ■Сумма доход об ФБ, эдминистрируемыхтаможенными органами, млрд. руб ■Вые ‘.»з ны -е там. п., мл рд. ру&

Рисунок 1 — Динамика доходов РФ от вывозных таможенных пошлин

35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2 — Структура экспорта по группам товаров за 2015 — 2018 гг., млн долл. США

Таким образом, детально проводились разработки вопросов, касающихся стратегически важных товаров, например, в отношении нефти и нефтепродуктов. Для товаров данной отрасли, добываемых на труднодоступных участках недр, осталась возможность сохранения пониженной ставки вывозной пошлины в размере 35 % .

Процесс присоединения РФ к ВТО являлся достаточно длительным и непростым, поскольку переход России к отмене экспортного тарифа повлек бы за собой колоссальные «дыры» в федеральном бюджете. Российская Федерация имела множество противоречий с принципами ВТО, которые необходимо было учесть, поскольку одной из неотъемлемых черт Российской экономики является ее сырьевая зависимость, которая в первую очередь способствует пополнению бюджета, а также реализации мер по совершенствованию национальной экономики. Однако, несмотря на возможность применения переходного периода по указанным отраслям, Россия, ее граждане чувствуют на себе лишь негативные последствия от участия в ВТО.

Также Россия является членом такого интеграционного объединения, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Он представляет собой результат глобального слияния государств. В рамках данного объединения были отменены таможенные пошлины, таможенные границы, что должно было стать рычагом к активному развитию взаимной торговли стран-участниц. На сегодняшний день его участниками являются такие страны, как Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. Такое интеграционное объединение характеризуется действующим общим рынком товаров, единым рынком услуг и капиталов, что говорит о полноценном функционировании союза.

Особенностью применения экспортных таможенных пошлин между странами-участницами ЕАЭС является их полное отсутствие, т.е. вывозные таможенные пошлины, включая и другие пошлины, налоги и сборы отменены. Данный факт документально

подтвержден Договором о ЕАЭС п. 3 ст. 28. Такое снятие ограничений объясняется функционированием внутреннего рынка в соответствии с условиями взаимной торговли товарами между государствами-членами Союза. В рамках такого объединения страны-участницы могут получить существенные экономические выгоды. Прежде всего, это касается возможности доступа к стратегически важным видам сырья, дешевой рабочей силе и расширению рынков сбыта. Схема взаимодействия государств-членов ЕАЭС характеризуется беспошлинным провозом товаров через границы этих государств, что влечет за собой снижение транспортных издержек и, соответственно, снижение цен на потребительском рынке. Таким образом, предположительно спрос на товары повысится, тем самым увеличив предложение .

К числу положительных аспектов членства России в ЕАЭС можно отнести и возможность реализации продуктов национального производителя в отдаленные страны по равнозначным ценам, что и прежде установленные для стран ближнего расположения.

Стремление Союза к правовому единообразию выражено также и в «Договоре о функционировании Таможенного союза (ныне — Евразийский экономический союз) в рамках многосторонней торговой системы». Данный Договор закрепляет за государством-членом ЕАЭС, первым вступившим в ВТО, право и обязанность информировать других членов Союза обо всех правовых нормах требований ВТО, в результате чего указанные нормы будут применены и на уровне ЕАЭС. Такое право на себя взяла Россия. Все остальные страны-участницы ЕАЭС относятся к развивающимся странам, которым трудно конкурировать с развитыми государствами, в связи с чем результаты принятия норм ВТО на уровне Союза будут также не совсем положительными.

Таким образом, можно выделить следующие международные организации, которые оказывают основное влияние на формирование экспортного тарифа страны, а именно, Всемирная торговая организация и Евразийский экономический союз.

На основе проведенного анализа вышепредставленных данных можно сделать вывод о влиянии выполнения обязательств перед международными организациями в области регулирования экспорта. В частности, это касается ставок экспортных таможенных пошлин. Так, снижение ставок экспортных пошлин по идее должно было положительно повлиять на стоимостные, физические показатели вывозимых товаров, а точнее, на развитие экспорта государства.

В результате таких нововведений стоимостные объемы экспорта в период аналогичный периоду снижения ставок имеют неоднозначную, порой даже отрицательную динамику, особенно это заметно в 2016 г. (данный период характеризуется политико-экономической нестабильностью, в частности — для России). Все это может свидетельствовать о независимости стоимостных объемов вывозимых товаров от размера ставки экспортной пошлины.

Физические объемы поставок имеют положительную динамику. Особенно в отношении товаров группы 27 «минеральные продукты», 01 -24 «продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье», а также 28-40 «продукция химической промышленности».

Высшую юридическую силу имеет, конечно, законодательство ВТО, что объясняет также и учет их требований при формировании законодательства ЕАЭС.

Что касается изменений в области формирования ставок, экспортных тарифов, то они имеют, скорее, негативный характер для бюджета государства, а для национального производителя — положительный, ведь снижение ставок уменьшает издержки для национальных поставщиков. По идее, снижение ставок должно было повлиять и на увеличение поставок товаров, которые имеют большую степень переработки, чего опять-таки не произошло — основной объем приходится на сырье менее переработанное. Таким образом, остается тенденция сырьевой зависимости нашего государства.

Что касается учета требований ЕАЭС в области таможенно-тарифного регулирования, то вывозные таможенные пошлины в принципе отменены, что может объяснить активную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

работу стран Союза по вопросам достаточно унификации экспортного тарифа участниц ЕАЭС.

Для их решения главы государств-членов ЕАЭС взяли курс на согласование экспортной таможенно-тарифной политики Союза. Его можно будет достичь путем введения однообразного механизма установления экспортных таможенных пошлин. Данные нововведения должны будут способствовать снижению зависимости государств-членов Союза от сырьевого экспорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Вагин, В. Д. Экономический потенциал территории Российской Федерации: учебное пособие / Вагин В. Д — Санкт-Петербург: Интермедия, 2017. — 264 с.

2.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанного в г. Москве 11.04.2017 г. // Консультант Плюс. — URL: http://www.consultant.ru, свободный. — Загл. с экрана. — (Дата обращения 01.02.2019 г.).

3.Логинова, А. С. Анализ социально-экономических последствий вступления России в ВТО: моногр. / А. С. Логинова. — Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2014. — 156 с.

4.Воробина, К. С. Таможенный контроль перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза энергоносителей согласно таможенной процедуре экспорта: моногр. / К. С. Воробина, А. В. Кнышов. — Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2019. — 114 с.

5.Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации.-URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/vto/russia_vto/.

6.Постановлении Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 (ред. от 21.03.2019) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании у тратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Консультант Плюс. — URL: http://www.consultant.ru, свободный. — Загл. с экрана.

7.Бондаренко, Н. П. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности: учеб. пособие / Н. П. Бондаренко. — Санкт-Петербург: ИЦ «Интермедия», 2015. — 334 с.

8.Сайт ФТС . — URL: http://www.customs.ru/.

9.Закон РФ от 21.07.2012 № 126-ФЗ (последняя редакция) «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // Консультант Плюс. — URL: http://www.consultant.ru, свободный. — Загл. с экрана.

ACCOUNTING THE REQUIREMENTS OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS WHEN FORMING EXPORT CUSTOMS RATES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С развитием внутренней торговли в Древней Руси появились первые торговые и таможенные пошлины. Купцы, провозившие товары через заставы у крупных селений, на рынках и у городских ворот, платили специальный торговый налог (пошлину) — мыт. Его собирали княжеские чиновники (мытники).

​​​​​​​Переправа

Переправа. Рисунок из альбома австрийского путешественника Августина фон Мейерберга (середина XVII века)

Существовало несколько видов мыта. Провоз товаров по земле облагался «мытом сухим», по воде — «мытом водяным». В документе 1150 года вместе с мытом упоминается перевоз. Эту пошлину собирали с тех, кто переправлялся через реку. Власти часто проводили сбор пошлины на волоке — участке суши между двумя водоёмами, через который перетаскивали суда. Здесь было легко посчитать количество товара, а уклониться от уплаты налога — почти невозможно. С первой половины XII века на волоке между реками Ламой и Рузой находился Войницкий мыт. Через него шёл торговый путь из Новгорода в Рязанское и Владимиро-Суздальское княжества. Важным местом сбора мыта на торговом пути из северных земель во Владимир-на-Клязьме, а затем в Москву был волок между реками Яуза и Клязьма протяжённостью 8 километров. Он существовал с XII по XIV век и дал название подмосковному городу Мытищи.

С распадом Руси на удельные княжества появились новые таможенные сборы. В XIII веке, когда установилось монгольское иго, ввели новую торговую пошлину — тамгу. В документах XIV века указываются такие пошлины, как мостовщина, побережное, костки и осмничее, в актах XV века — явка, задние калачи, головщина, контарное, порядное, пятно, роговое. С XVI столетия появляются пошлины замытные, свальные, подъёмные, редкозобные, привязные, покорённые, дрягильские. Все их можно разделить на четыре группы: торговые, проездные (проезжие), пошлины обслуживания и штрафные пошлины.

Торговые пошлины

Тамга — сбор с торговых сделок, который был введён монголами в середине XIII века. Тамга пришла на смену мыту, её уплачивали в размере 3% от стоимости товара во время продажи. От слова «тамга» произошел глагол «тамжить», то есть ставить клеймо на тот товар, с которого сбор уже получен. Место, где ставили клейма, стали называть таможней, а сборщиков тамги — таможенниками.

Явка (явленное, явчая пошлина) — обязательный платёж для купцов, привозивших товары на продажу. Эту пошлину стали собирать с конца XV века, сначала с приезжих из других городов, а потом только с иностранцев.

Осмничее (осьмичее, восменичье) — пошлина, первые сведения о которой относятся к 1328 году. Она составляла 1/8 стоимости товара, откуда и пошло название. Пошлину полагалось уплачивать со всех товаров, кроме хлеба. Скорее всего, русское осмничее отличалось от введённой монголами тамги только названием.

​​​​​​​Русские купцы

Русские купцы. Рисунок из книги немецкого путешественника Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» (середина XVII века)

Порядное — пошлина, которую необходимо было заплатить при покупке оптовой (крупной) партии товара на гостином дворе для дальнейшей поштучной перепродажи в торговых рядах. Порядное заменяло некоторые разновидности тамги; впервые оно упоминается в источнике 1497 года. Порядной пошлиной облагались мёд, рыба, икра, соль и хмель, а также место для хранения товаров.

Пятно (пятинные деньги) — изначально взималось с наложения клейма (пятна) во время покупки или продажи лошади. Впервые упоминается в 1404 году. Продавец и покупатель уплачивали пошлину в складчину — от одной до четырёх денег за клеймо.

Роговое (привозное) — пошлина за продажу скота на рынке. Уплачивалась с головы крупного рогатого скота. Размер составлял от полутора до двух денег, сумма делилась поровну между покупателем и продавцом.

Проезжие пошлины

Перевоз (перевозное) — пошлина, которую платили за переправу людей, скота и товаров между берегами реки. Государственные служащие и перевозимое ими имущество пошлиной не облагались.

Мостовщина — налог за проезд (проход) по мосту, который взимался мостовщиками. Упоминается со второй половины XIV века.

Побережное — сбор с судна, причалившего к берегу. Оплачивался деньгами или товарами.

Костки и головщина — вероятно, разные названия одного налога, который уплачивал человек, сопровождавший перевозку товаров. Головщина (налог с «головы») упоминается в документах конца XV века. Её уплачивали люди, проезжающие с товарами в города или мимо городов.

Задние калачи — вид головщины. Этот сбор выплачивался купцами на обратном пути, после продажи товара.

Пошлины за обслуживание

Гостиное — пошлина, которую вносили купцы, останавливаясь в гостином дворе. Это была дополнительная плата, помимо того, что платили за проживание. Со временем пошлина разделилась на несколько подвидов: подворное, или поворотное (за въезд на территорию гостиного двора), амбарное (за укладку товара в амбаре), свальное (за разгрузку товара) и привязное (за причаливание у торговой пристани).

Померное — сбор, который платили за измерение объёма сыпучих товаров при помощи бочек или вёдер.

Весовое (весчее) или контарное — пошлина, которую брали с продажи взвешенных товаров. Так же называли сбор за определение массы товаров на весах. Контарное — пошлина, которую необходимо было заплатить за проведение торговых операций с солью.

Штрафные пошлины

Промыт (промыта) — штраф, который платили за неуплату мыта. Его брали с воза или судна. До XV века размер штрафа составлял 6 алтын с одного транспортного средства.

Заповедь (заповедные деньги) — личный штраф с торговца, нарушившего таможенные нормы. Вначале взимался независимо от количества товара и транспортных средств. Со временем заповедные деньги стали брать за уклонение от уплаты пошлины во время покупки или продажи лошади, за складирование товара вне территории гостиного двора и другие нарушения.

Выводы (исторический и финансовый)

С развитием внутренней торговли в Древней Руси появились первые торговые и таможенные пошлины

Пошлины часто собирались на волоке — участке суши между двумя водоёмами, через который перетаскивали суда. Здесь было легко посчитать количество товара, а уклониться от уплаты налога — почти невозможно

Налог — обязательный индивидуально безвозмездный платеж с организаций и физлиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбор (пошлина) — обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, за совершение действий госорганами.

Не являются налогами, сборами (пошлинами) платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых НК и иными актами налогового законодательства, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.

Косвенные налоги — НДС и акцизы.

Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка (ставки);
  • порядок исчисления;
  • порядок и сроки уплаты.

Объект налогообложения — обстоятельства, с наличием которых у плательщика Налоговый Кодекс РБ, таможенное законодательство Таможенного союза, Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства (ст 28 НК). Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения.

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (ст.41 НК).
Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговый период — календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов.

Отчетный период — период времени, по результатам которого плательщики (иные обязанные лица) обязаны представить в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) и (или) другие документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин).

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Налоговая база и налоговые ставки по республиканским налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются НК РБ или иными законодательными актами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Налоговая база и налоговые ставки по местным налогам и сборам устанавливаются местными Советами депутатов в соответствии с настоящим Кодексом.

Порядок исчисления — кто исчисляет (плательщик, налоговый агент, иное лицо) исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст.44 НК)

Сроки уплаты налога, сбора (пошлины) могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено. Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются НК РБ, Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», таможенным законодательством Таможенного союза и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Порядок уплаты — уплата налогов, сборов (пошлин), пеней производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора (пошлины), пени либо в ином порядке. Уплата налогов, сборов (пошлин), пеней производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях. Днем уплаты считается день направления банку платежных инструкций; день исполнения банком платежных инструкций — если ранее они были не исполнены по причине отсутствия денег на расчетном счете; день списания с карточки; день внесения денежных средств через кассу банк, отделения белпочты; день расчета по ЕРИП; день зачета по заявлению плательщика.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные НК либо Президентом РБ и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с НК РБ и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

  1. НДС;
  2. акцизы;
  3. налог на прибыль;
  4. налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
  5. подоходный налог с физических лиц;
  6. налог на недвижимость;
  7. земельный налог;
  8. экологический налог;
  9. налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  10. сбор за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  11. оффшорный сбор;
  12. гербовый сбор;
  13. консульский сбор;
  14. таможенные пошлины;
  15. таможенные сборы;
  16. утилизационный сбор;
  17. сбор на финансирование государственных расходов;
  18. государственная пошлина;
  19. патентные пошлины

ИТОГО 9 налогов, 7 сборов, 3 пошлины

К местным налогам и сборам относятся:
налог за владение собаками;
курортный сбор;
сбор с заготовителей.

Особый режим налогообложения применяется для плательщиков (ст. 11 НК РБ):

  1. налога при упрощенной системе налогообложения;
  2. единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  3. единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
  4. налога на игорный бизнес;
  5. налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
  6. налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
  7. сбора за осуществление ремесленной деятельности;
  8. сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
  9. единого налога на вмененный доход.

Добавить комментарий