Экспедиторская ответственность

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Согласно ст. 95 УЖТ «Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам, в частности вследствие:Перевозка груза

  • причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);
  • особых естественных свойств перевозимого груза, грузобагажа;
  • недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, грузобагажа при приеме груза, грузобагажа для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза, грузобагажа или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути;
  • сдачи для перевозки груза, грузобагажа, влажность которых превышает установленную норму «.

Однако для освобождения от ответственности железнодорожному перевозчику недостаточно просто сослаться на одно из названных обстоятельств: он должен доказать, что именно вследствие одного из них (либо других обстоятельств, которые не могли быть предотвращены перевозчиком и устранение которых от него не зависело) возникла невозможность обеспечения сохранности груза при его перевозке.

Согласно п. 1 ст. 118 ВК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

Пункт 1 ст. 166 КТМ по рассматриваемому поводу гласит следующее: «Перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие:

  • непреодолимой силы;
  • опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;
  • любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море;
  • пожара, возникшего не по вине перевозчика;

  • действий или распоряжений властей (задержания, ареста, карантина и других);
  • военных действий и народных волнений;
  • действия или бездействия отправителя или получателя;
  • скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;
  • незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;
  • недостаточности или неясности марок;
  • забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично;
  • иных обстоятельств, возникших не по вине перевозчика, его работников или агентов».

При этом перевозчик должен доказать не только наличие одного из названных обстоятельств, но и то, что именно вследствие их наступления возникла невозможность обеспечения сохранности перевозимого груза.

Особым основанием освобождения морского перевозчика от ответственности за несохранность груза (кроме груза, перевозимого в каботаже, т.е. при внутреннем судоходстве) является навигационная ошибка (ст. 167 КТМ): перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что его утрата, повреждение или просрочка в доставке произошли вследствие действия или бездействия в судовождении или управлении судном капитана судна, других членов экипажа судна или лоцмана. Эта ошибка противопоставляется коммерческой ошибке (упущениям при приемке, погрузке, укладке, перевозке и хранении груза), за которую перевозчик несет имущественную ответственность.

Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам (п. 5 ст. 34 УАТГНЭТ).

В соответствии со ст. 118 УЖТ перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза в случаях, если:

  1. груз прибыл в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо в исправном подвижном составе без перегрузки в пути следования, а также при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза;
  2. недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом железнодорожном подвижном составе;
  3. перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя;
  4. недостача груза не превышает норму естественной убыли и погрешность измерений массы нетто;
  5. утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной.

В этих случаях перевозчик несет имущественную ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине перевозчика. Аналогичные правила содержатся и в ст. 168 КТМ, и в п. 2 ст. 118 КВВТ.Транспортное судно

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

  • в случае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
  • в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую снизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости;
  • в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

За просрочку доставки груза (а также вагонов, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими), железнодорожный перевозчик, по вине которого допущена просрочка, уплачивает пеню в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза (ст. 97 УЖТ). Освободиться от этой ответственности перевозчик может, доказав, что просрочка произошла в связи с невнесением грузоотправителем провозной платы и иных платежей за предыдущие перевозки, устранением угрожающей жизни и здоровью людей неисправности транспортных средств или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств .

За просрочку доставки груза по договору воздушной перевозки перевозчик также оплачивает штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем половину провозной платы. Он освобождается от ответственности, доказав, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК).

На внутреннем водном транспорте за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пеню в размере 9% платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не более половины провозной платы, если не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 116 КВВТ).

Перевозчик оплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен был быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки (п. 11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).

26.05.20 13:45

Вы можете надежно застраховать свою ответственность при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности. Это позволит в будущем избежать серьезных финансовых потерь и минимизирует риски вашей компании.

Услугой «Страхование ответственности экспедитора» компании «Росгосстрах» могут воспользоваться:

  • транспортно-экспедиторские компании;
  • лица, осуществляющие деятельность в таможенной сфере;
  • логистические компании и терминалы;
  • другие компании, оказывающие транспортно-логистические услуги.

Страхование ответственности экспедитора включает следующие риски:

  • организация перевозок грузов всеми видами транспорта;
  • перевозка тяжеловесных и крупногабаритных грузов (тралами, модулями, понтонными переправами и т. д.);
  • погрузо-разгрузочные работы, перевалка товара;
  • хранение, складские операции, внутрипортовое экспедирование;
  • оформление транспортных, таможенных, грузовых документов;
  • предоставление инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • морское агентирование;
  • экспресс-доставка, доставка почтовых отправлений;
  • другие транспортно-экспедиторские услуги.

Риски, которые могут быть застрахованы при осуществлении застрахованной деятельности:

  1. Ответственность за утрату, гибель, повреждение (порчу) груза — основной риск.
  2. Ответственность страхователя за финансовые убытки:
    • нарушение срока доставки груза;
    • неправильная засылка отправления;
    • ошибки при оформлении транспортных и грузовых документов.
  3. Ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.
  4. Ответственность за внесение таможенных платежей при помещении товаров под таможенные процедуры (таможенного транзита, временного ввоза и другие).
  5. Ответственность страхователя утрату,. повреждение контейнера или средства ж.-д. транспорта.
  6. Ответственность за причинение вреда окружающей природной среде.
  7. Дополнительные расходы (по утилизации, подъему/спасению транспортных средств, очистке территории, другие затраты исходя из потребности страхователя).

Без начисления дополнительной страховой премии в страховое покрытие включаются расходы страхователя по предотвращению или уменьшению размера ущерба, а также расходы других лиц, если в соответствии с законодательством или договором они должны быть компенсированы страхователем, а также согласованные со страховщиком юридические расходы и судебные издержки.

Страхованием покрывается ответственность страхователя по любой причине, в том числе (но не ограничиваясь) в результате ошибок, упущений служащих страхователя и других лиц, которых страхователь привлек для оказания экспедиторских услуг.

В договоре страхования ответственности логистической компании указывается исчерпывающий перечень случаев, не подпадающих под страховое покрытие, убытки по которым не возмещаются страховщиком.

Страховое покрытие при утрате, гибели, повреждении (порче) груза

При полной гибели, утрате груза страховое возмещение выплачивается в размере:

  • транспортных расходов, таможенных платежей и иных расходов, связанных с перевозкой, возмещение которых возложено на Страхователя в соответствии с законодательством или договором;
  • стоимости груза, указанной в счете продавца или в документах, сопровождающих отправление.

При повреждении груза размер страхового возмещения определяется на основании экспертной оценки или суммы расходов по восстановлению имущества.

Рассмотрение претензий

Решение о выплате страхового возмещения принимается в течение 10 дней со дня представления всех документов, необходимых для рассмотрения претензии.

Договором страхования гражданской ответственности транспортно-экспедиторской деятельности может быть предусмотрен закрытый перечень претензионных документов исходя из специфики деятельности Страхователя.

Страховая премия

Страховая премия рассчитывается исходя из сведений, указанных в заявлении на страхование (риски, лимиты, стоимость перевозимых грузов, объемы деятельности, сведения о привлекаемых субконтракторах) и определяется на годовой основе без заявления страховщику сведений о конкретных перевозках.

По вопросам, связанным с заключением договоров страхования, обращайтесь в Управление страхования грузов и транспортно-логистических операторов Блока корпоративного страхования:

Тел.: +7 (495) 783-24-92, email: logistic_sales@rgs.ru

Права и обязанности перевозчика и пассажира

4.1. Права перевозчика и пассажира

4.1.1. Перевозчик вправе устанавливать свои Правила воздушных перевозок. Эти Правила не должны противоречить общим Правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров. Правила перевозчика могут быть изменены им без уведомления пассажиров при условии, что изменения не применятся к пассажиру после заключения договора воздушной перевозки пассажира.

4.1.2. Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа ВС, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией. В случае изменения расписания движения ВС перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, об изменении расписания движения ВС любым доступным способом.

4.1.3. В целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни, здоровья пассажиров и членов экипажей ВС, пресечения возможных актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации соответствующие компетентные органы и уполномоченные представители Перевозчика имеют право производить личный досмотр пассажиров, ручной клади, багажа, грузов и бортовых запасов ВС.

4.1.4. Если установленные в целях обеспечения безопасности полетов ограничения по допустимой коммерческой загрузке ВС превышены, Перевозчик имеет право по своему усмотрению решить, кто из пассажиров и какой багаж не подлежит перевозке на данном ВС.

4.1.5. Перевозчик имеет право не выполнять перевозку багажа до тех пор, пока не будут оплачены все соответствующие тарифы и сборы.

4.1.6. Пассажир имеет право на достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию:

  1. ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля в соответствии с законодательством РФ;
  2. о Правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа;
  3. об условиях обслуживания на борту ВС;
  4. о типе ВС.

4.1.7. Пассажир имеет право на:

  1. выполнение перевозки по маршруту, указанному в маршрут-квитанции согласно бронированию и классу обслуживания;
  2. предоставление в салоне места согласно бронированию и классу обслуживания;
  3. выполнение перевозки в срок, указанный в маршрут-квитанции и расписании, т.к. при перевозке перевозчик несет ответственность за опоздание в доставке пассажира;
  4. возврат всей или части суммы денег за невыполненную перевозку или за изменение класса обслуживания;
  5. предоставления на борту воздушного судна комплекса услуг в зависимости от типа и оборудования воздушного судна, продолжительности полета, времени суток, в течение которых происходит полет, а также класса обслуживания, указанного в маршрут-квитанции. Объем услуг и порядок их предоставления определяется Правилами перевозчика.
  6. обеспечение на борту воздушного судна:
  • информацией об условиях полета и общих Правилах поведения пассажиров на борту воздушного судна, местах нахождения основных и запасных выходов, об условиях покидания воздушного судна в аварийных ситуациях, а также о местах расположения в салоне воздушного судна индивидуальных средств защиты и надувных трапов;
  • предоставление первой медицинской помощи;
  • на рейсах, выполняемых на ВС Boeing 737-800 и Boeing 737-300: предоставление прохладительных напитков при продолжительности полета воздушного судна до трех часов, холодного питания и прохладительных напитков при продолжительности полета воздушного судна от трех до четырех часов, горячего питания и прохладительных напитков при продолжительности полета воздушного судна свыше четырех часов и далее каждые четыре часа в дневное время и каждые шесть часов в ночное время;
  • на рейсах, выполняемых на ВС ATR 42-500: предоставление прохладительных напитков при продолжительности полета воздушного судна до трех часов, холодного питания и прохладительных напитков при продолжительности полета воздушного судна свыше трех часов».

4.2. Обязанности перевозчика

4.2.1. Перевозчик обязан:

  1. Перевозчик обязан сохранить жизнь и здоровье пассажира.
  2. Перевозчик обязан организовать, обеспечить и выполнить перевозку пассажиров, багажа регулярными рейсами в сроки и в порядке, предусмотренными договором воздушной перевозки пассажира и багажа.
  3. Перевозчик обязан предоставить пассажиру место в салоне воздушного судна согласно классу обслуживания.
  4. При бронировании, оформлении билета, регистрации, обслуживании на борту ВС, при обслуживании в аэропорту назначения, Перевозчик обязан предоставить полную и достоверную информацию пассажиру об условиях воздушной перевозки.
  5. О Правилах перевозки пассажиров и багажа, о предполетных формальностях и требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля.
  6. Если билет был неправильно оформлен, то перевозчик обязан немедленно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира.
  7. В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик обязан принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.
  8. При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах ряд услуг перечисленных в п.8.5.
  9. Перевозчик обязан принять к перевозке багаж в пределах нормы бесплатного провоза багажа.
  10. Если пассажиры следуют группой, то, по желанию пассажиров, перевозчик обязан применить к этим пассажирам сумму норм бесплатного провоза багажа каждого из пассажиров.
  11. Объединение касается только норм бесплатного провоза багажа. Багаж оформляется на каждого пассажира индивидуально.
  12. Если перевозчик не выдал пассажиру зарегистрированный багаж в аэропорту, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору воздушной перевозки пассажира, то по письменному заявлению пассажира, оформленному на основании перевозочного документа, перевозчик обязан принять необходимые меры к розыску зарегистрированного багажа.

4.3. Обязанности пассажира

4.3.1. Пассажир, обязан соблюдать законодательство Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка пассажира, багажа, касающиеся перевозки пассажира, багажа, выполнения требований по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности, а также требования, связанные с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.3.2. Пассажир обязан заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее по тексту — предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации и/или законодательством страны, на территорию, с территории или через, а также к месту посадки на борт воздушного судна.

4.3.3. Пассажир обязан прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне.

4.3.4. При международных перевозках пассажир обязан иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка.

4.3.5. При регистрации и/или оформлении багажа пассажир обязан предъявить для взвешивания весь багаж, предназначенный для перевозки в качестве зарегистрированного багажа. При регистрации и/или выходе на посадку пассажир по требованию Перевозчика обязан предъявить для взвешивания ручную кладь, а также рюкзак, детскую люльку и коляску при перевозке ребенка, предназначенные для перевозки, кроме вещей, указанных в пункте 12.4.4. настоящих Правил.

4.3.6. В случае перевозки багажа на отдельном пассажирском кресле пассажир обязан оплатить отдельное(ые) пассажирское(ие) кресло(а) для этого багажа.

4.3.7. При перевозке воздушным транспортом животных (птиц) пассажир обязан обеспечить соответствующие условия их транспортировки (см. п.13.4).

4.3.8. Пассажир обязан получить зарегистрированный багаж сразу после его предъявления к выдаче на основании отрывного талона номерной багажной бирки.

4.3.9. Пассажир обязан самостоятельно определить возможность пользования воздушным транспортом, исходя из состояния своего здоровья.

4.3.10. Пассажир обязан соблюдать Правила поведения на борту ВС указанные в п.8.4.

4.3.11. Иностранные граждане и лица без гражданства при посадке в выполняющее международные воздушные перевозки воздушное судно, следующее в пункт назначения на территории Российской Федерации, в том числе в целях транзитного проезда через территорию Российской Федерации, и при пересечении Государственной границы Российской Федерации должны:

  • обеспечить наличие при себе медицинского документа (на русском или английском языках), подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), отобранного не ранее чем за три календарных дня до прибытия на территорию Российской Федерации;
  • до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации.
  • В случае невозможности представить медицинский документ на русском или английском языках допускается его представление на официальном языке государства регистрации организации, выдавшей такой медицинский документ, с переводом на русский язык, верность которого засвидетельствована консульским должностным лицом Российской Федерации.

4.3.12. Граждане Российской Федерации, прибывающие на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку), должны:

  • обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • в целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее — ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс);
  • в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ.

Одним из наиболее распространенных нарушений перевозчиком обязательств при перевозках грузов является необеспечение их сохранности. Законодатель выделяет три формы несохранности груза: утрата, недостача и его повреждение (порча) (ст. 796 ГК).

В транспортных уставах и кодексах утрата груза определяется как неприбытие его в пункт назначения по истечении установленного времени после окончания определенного договором перевозки срока его доставки в пункт назначения.

УЖТ время, по истечении которого груз считается утраченным, определено в 30 дней, а при перевозке в прямом смешанном сообщении – в четыре месяца. Устав регулирует ситуацию, когда груз все же прибывает в пункт назначения по истечении указанных сроков. В соответствии с ч. 2 ст. 45 УЖТ в этом случае грузополучатель может его получить, но обязан возвратить перевозчику сумму, которую тот выплатил ему в порядке возмещения ущерба за несохранность груза. Если грузополучатель не воспользовался предоставленным ему правом или не сообщил перевозчику свое решение о судьбе груза в течение четырех суток со дня уведомления его о прибытии груза на железнодорожную станцию, перевозчик имеет право реализовать такой груз. При этом он руководствуется закрепленными Уставом правилами. Они заключаются в следующем. Реализация груза осуществляется на условиях договора купли-продажи исходя из его цены. Процедура реализации таких грузов определена правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В КВВТ установлены такие же сроки, по истечении которых груз считается утраченным, как и в УЖТ, т.е. соответственно 30 дней и четыре месяца при перевозках в прямом смешанном сообщении. Что касается УАТГНЭТ, то указанные сроки определены в нем в зависимости от вида сообщения, в котором осуществляется перевозка груза (городское, пригородное, междугородное) (ч. 3 ст. 14).

Недостача груза означает разницу между количеством (массой) груза, указанным в транспортном документе, и фактическим количеством (массой) груза, прибывшим в пункт назначения. Важно отметить, что количество (масса) прибывшего в пункт назначения груза определяется тем же способом, каким она устанавливалась при передаче его перевозчику для перевозки.

Повреждение (порча) груза – это результат такого воздействия на груз, которое выразилось в изменении его целостности или ухудшении свойств, качественных характеристик, повлекшем снижение стоимости груза или непригодность его для использования. Повреждение связано, как правило, с механическим воздействием на груз, а порча обычно является результатом нарушения температурного режима, воздействия атмосферного давления, влажности среды нахождения груза в процессе перевозки и т.п.

Для решения вопроса об ответственности за несохранность груза важное значение приобретает вопрос фиксации факта его несохранности. Поэтому при обнаружении признаков утраты груза, его недостачи, повреждения (порчи) необходимо составить коммерческий акт или акт общей формы, иной акт. Наиболее распространенным на практике является коммерческий акт (ст. 160 КВВТ, ст. 119 УЖТ), а на автомобильном транспорте – акт (ст. 38 УАТГНЭТ).

В ГК закреплены варианты размеров сумм, возмещаемых перевозчиком при несохранности груза. В соответствии с п. 2 ст. 796 ущерб возмещается:

  • – в случае утраты или недостачи груза – в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
  • – в случае повреждения (порчи) груза – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его стоимости;
  • – в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза.

Следовательно, основным принципом, которым необходимо руководствоваться при решении вопроса о размерах несохранности груза, – это стоимость утраченного или недостающего груза. Обычно стоимость груза указывается в договоре перевозки. Если такой пункт в нем отсутствует, стоимость груза устанавливается на основании документов, в которых указывается цена перевозимого груза, таких, например, как товарный чек, счет-фактура, накладная на товар и т.п., а при отсутствии документов, подтверждающих стоимость груза, исходят из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Если груз сдан для перевозки с объявленной ценностью, стоимость возмещения ущерба определяется в размере объявленной ценности. На практике встречаются случаи, когда грузоотправитель при объявлении ценности груза завышает се. По этому поводу Пленум ВАС РФ разъяснил, что если обнаружено явное несоответствие «объявленной грузоотправителем стоимости груза его действительной стоимости (пункт 6 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью и пункт 15 Правил предъявления и рассмотрения претензий), арбитражный суд может рассмотреть вопрос о возможности квалификации действий грузоотправителя по предъявлению перевозчику требования, основанного на объявленной стоимости груза, как злоупотребление правом (статья 10 ГК РФ)».

В этом случае, как следует из п. 2 ст. 10 ГК, арбитражный суд может отказать лицу (в нашем случае грузовладельцу) в защите принадлежащих ему прав, т.е. в возмещении причиненного ущерба.

Следует отметить, что в транспортном законодательстве, регулирующем воздушные и морские перевозки, размеры стоимости возмещения грузовладельцу ущерба при несохранности груза определяются несколько иначе. ВК предусмотрено два варианта определения стоимости возмещения. Первый – в размере объявленной ценности груза – соответствует закрепленному в ГК положению. Второй вариант, урегулированный подп. 2 п. 1 ст. 119 ВК, касается груза, принятого без объявления ценности, и характеризуется ограничением возмещения.

В КТМ вопрос о размерах стоимости возмещения грузовладельцу ущерба при несохранности груза урегулирован следующим образом. Наряду с фиксацией указанных в ГК трех вариантов определения размера стоимости утраченного или поврежденного груза п. 2 ст. 169 закрепляет положение, согласно которому общая сумма, подлежащая возмещению, исчисляется исходя из стоимости груза в том месте и в тот день, в которые груз был выгружен или должен был быть выгружен с судна в соответствии с договором морской перевозки груза. При этом стоимость груза устанавливается исходя из цены, определенной на биржевых торгах или, если нет такой цены, исходя из существующей рыночной цены, а если нет ни той, ни другой, исходя из обычной стоимости грузов того же рода и качества.

Завершая рассмотрение вопроса о размерах возмещения вследствие несохранности груза, отметим, что при повреждении (порче) груза сумма возмещения зависит от характера повреждения (порчи). В случае если последствия таковы, что не позволяют восстановить груз или использовать его часть, возмещается первоначальная стоимость груза в соответствии с одним из рассмотренных вариантов. Если же часть груза может быть использована, перевозчиком возмещается ущерб в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.

Для практического решения вопроса о предъявлении к перевозчику требования по поводу возмещения ущерба, причиненного несохранностью груза, важное значение имеет определение момента наступления и прекращения ответственности за данное нарушение обязательств.

Ответственность за несохранность груза начинается с момента принятия его для перевозки. Этот момент фиксируется в соответствующих транспортных документах. В частности, на автомобильном транспорте таким документом является транспортная накладная. Подпись на ней перевозчика удостоверяет момент принятия груза для перевозки. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте – это квитанция о приеме груза, которая выдается перевозчиком грузоотправителю после того, как груз принят перевозчиком.

Заканчивается ответственность перевозчика за несохранность груза на завершающем этапе перевозки. Как указано в транспортных законах, перевозчик несет ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки и до момента выдачи груза получателю (ст. 95 УЖТ, ч. 5 ст. 34 УАТГНЭТ, п. 1 ст. 117 КВВТ).

Факт выдачи подтверждается подписью грузополучателя в транспортной накладной при автомобильной перевозке. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте подтверждением этого факта является подпись лица, которому выдан груз, в дорожной ведомости.

Рассмотрев основные характеристики, касающиеся ответственности перевозчика за несохранность груза, отметим, что регулирующим ее базовым источником является ст. 796 ГК. При этом ГК в силу самодостаточности нормы, устанавливающей данный вид ответственности, не содержит отсылок к транспортным законам как, например, в случае с ответственностью перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за непредъявление груза (ст. 794 ГК).

Тем самым, как отмечает В. В. Витрянский, он не допускает отступлений в транспортных кодексах и уставах от законоположения об ответственности перевозчика за несохранность груза, закрепленной в ст. 796 ГК.

Все же некоторые отступления от положений ГК в отдельных транспортных законах существуют. Это касается, в частности, закрепления КТМ виновной ответственности перевозчика. Основанием освобождения его от ответственности за утрату или повреждение груза могут служить любые перечисленные в п. 1 ст. 166 КТМ обстоятельства, в том числе указанные в п. 12 иные обстоятельства, возникшие не по вине перевозчика, его работников или агентов. Между тем ст. 796 ГК устанавливает ответственность перевозчика независимо от вины. Ее положения ориентированы на общую норму, закрепленную в п. 3 ст. 401 ГК, согласно которой «лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств» (курсив наш. – В. Г). Как следует из приведенного содержания, это ответственность без вины в соответствии с предпринимательским риском.

В ст. 796 ГК, по сути, конкретизируются положения п. 3 ст. 401 ГК применительно к ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. В соответствии с п. 1 ст. 796 ГК перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Сравнение выделенных слов дает основание прийти к следующему выводу: законодатель совершенно определенно указывает, что в случае с несохранностью груза перевозчик несет ответственность без вины на основе предпринимательского риска.

Допускает отступления от положений ГК об ответственности перевозчика за несохранность груза и ВК. Так, в соответствии с п. 1 ст. 118 перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять. Между тем в п. 1 ст. 796 указывается, что перевозчик несет ответственность, если не докажет, что несохранность груза произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В юридической литературе справедливо отмечается, что это не просто текстуальное несовпадение с нормой ГК, а несовпадение смысловое. Указание в ВК на «принятие перевозчиком всех необходимых мер по предотвращению вреда» носит оценочный характер, открывающий на практике путь к различному его толкованию сторонами договора перевозки.

Выход из этой ситуации следующий. Поскольку вопрос об основаниях освобождения от ответственности перевозчика за несохранность груза урегулирован императивной нормой ГК, при воздушных перевозках грузов следует руководствоваться именно этой нормой, а не нормой, закрепленной в п. 1 ст. 118 ВК, саму же норму ВК необходимо привести в соответствие с п. 1 ст. 796 ГК.

В других транспортных законах расхождений с п. 1 ст. 796 ГК нет (ст. 117 КВВТ, ч. 5 ст. 34 УЛТГНЭТ). Лишь УЖТ, повторив положения ГК, дает перечень обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам, включив, в частности: причины, зависящие от грузоотправителя или грузополучателя; особые естественные свойства перевозимого груза, грузобагажа; недостатки тары и упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, грузобагажа, и др. (ст. 95).

Конкретизация обстоятельств в виде приведенного их перечня требует комментария. С одной стороны, опираясь на практику, его можно было бы существенно расширить, но, с другой стороны, перечень является закрытым. Поэтому было бы логично дополнить приведенный перечень пунктом «иные причины».

Таким образом, транспортные уставы и КВВТ, по сути, повторяют положения нормы ГК об ответственности перевозчика за несохранность груза без вины.

Транспортное законодательство конкретизирует положения об основаниях освобождения перевозчика от ответственности за несохранность груза. Среди них указываются непреодолимая сила, временные ограничения или запрет движения транспортных средств, иные независящие от перевозчика причины. В некоторых транспортных законах и уставах среди оснований, освобождающих перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, указано и такое, как прибытие груза в исправных вагонах, грузовых помещениях, контейнерах с исправными ЗПУ, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохран- ности груза (ст. 118 УЖТ, ст. 168 КТМ, п. 2 ст. 118 КВВТ). Абсурдность этого основания очевидна. Получается, что перевозчик обязан обеспечить не сохранность груза, а исправность мест его нахождения – грузовых помещений, контейнеров, исправность пломб, ЗПУ.

Еще один существенный момент заключается в том, что УЖТ и КТМ возлагают доказывание вины перевозчика в несохранности груза на предъявителя претензии (ст. 118 УЖТ), получателя груза (ст. 168 КТМ). Указанные нормы УЖТ и КТМ не соответствуют п. 2 ст. 401 ГК, согласно которому отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, а также п. 1 ст. 796 ГК, закрепившему положение о том, что перевозчик несет ответственность, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Данное противоречие стало объектом критики многих цивилистов. В частности, О. Н. Садиков полагает, что «правила транспортных уставов и кодексов о переложении бремени доказывания на грузовладельца соответствовали ст. 382 ранее действовавшего Гражданского кодекса 1964 г., с принятием нового Гражданского кодекса РФ утратили свое значение и применяться не должны». Этого же мнения придерживается и В. В. Витрянский, который к тому же аргументирует его ссылкой на судебно-арбитражную практику. Обращая внимание на нелогичность конструкции гражданско-правовой ответственности, когда бремя доказывания вины должника, не исполнившего свое обязательство, возлагается на кредитора (грузоотправителя, грузополучателя), он отмечает, что «ни грузоотправитель, ни грузополучатель с момента принятия груза к перевозке в пункте отправления и до выдачи его получателю в пункте назначения не имеют никакой физической возможности контролировать действия перевозчика, связанные с доставкой груза, и фиксировать допущенные им нарушения».

Подтверждением неправомерности возложения бремени доказывания вины перевозчика на грузовладельца является недвусмысленная оценка этой ситуации Пленумом ВАС РФ, который в постановлении от 06.10.2005 № 30 дал следующее разъяснение: «При применении статьи 118 Устава (УЖТ. – В. Г.) следует исходить из того, что в предусмотренных в этой статье случаях перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза при перевозке, если докажет, что они произошли, как указано в статье 796 ГК РФ, вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело» (п. 37).

Следует отметить как важный позитивный момент то обстоятельство, что в последнем транспортном законе – УАТГНЭТ – уже отсутствует специальная статья, содержащая перечень оснований освобождения перевозчика от ответственности за несохранность груза с возложением обязанностей доказывания его вины на предъявителя претензии, как это было в ранее действовавшем УАТ РСФСР (ст. 133) и имеет место в действующих транспортных законах.

В завершение рассмотрения вопросов ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза необходимо указать, что наряду с возмещением ущерба в установленных размерах перевозчик возвращает взысканную плату за перевозку груза и иные причитающиеся ему платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза.

  • Пункт 38 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации”».
  • О расчете сумм ограничения возмещения см. гл. И настоящего учебника «Перевозки воздушным транспортом».
  • В ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 327-Φ3.
  • См.: Витрянский В. В. Договор перевозки. М, 2001. С. 458.
  • См.: Витрянский В. В. Договор перевозки. С. 463.
  • Гражданское право России. Ч. 2: Обязательственное право: курс лекций / отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Бек, 1997. С. 398.
  • См.: Витрянский В. В. Договор перевозки. С. 466–467.
  • Там же. С. 467.

В ГК отсутствует норма, регулирующая ответственность за просрочку доставки груза. Она закреплена в транспортных кодексах и уставах. Определение понятия просрочки дается только в КТМ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 166 КТМ просрочкой доставки груза считается факт, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором морской перевозки груза в срок, который определен соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения – в разумный срок, который требуется от заботливого перевозчика с учетом сложившихся обстоятельств.

Приведенная формулировка весьма неконкретна, поэтому может быть по-разному истолкована сторонами договора перевозки груза. Речь идет о понятии «разумный срок», которое используется для установления факта просрочки доставки груза, если срок не установлен соглашением сторон. Неясно, каким критерием следует руководствоваться для определения так называемого разумного срока. Ничего не добавляет для его определения и требование о заботливости перевозчика, от которой зависит разумный срок, а также учет конкретных обстоятельств.

Вместе с тем представляется весьма удачной первая часть определения в КТМ просрочки доставки груза: невыдача его в срок, определенный соглашением сторон. Для грузополучателя наиболее приемлемым вариантом, безусловно, является вручение адресованного ему груза в установленный срок. Транспортное законодательство, если не прямо, то косвенно, связывает просрочку с несоблюдением срока доставки груза в пункт назначения или срока информирования грузополучателя о прибытии груза. КВВТ использует термин «несоблюдение сроков доставки грузов», но при этом не определяет момент отсчета его несоблюдения. УЖТ, устанавливая ответственность за просрочку доставки, содержит лишь перечень случаев, когда груз считается доставленным в срок (ст. 33). УАТГНЗТ закрепляет порядок исчисления просрочки, а также определяет способ фиксации времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки – отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки (ч. 11 ст. 34). Однако на практике нередки ситуации, при которых груз доставляется в пункт назначения в установленный срок, но выдача его грузополучателю задерживается по различным причинам, зависящим как от перевозчика, так и от грузополучателя. Например, задержка может быть связана с повреждением либо неисправностью транспортного средства (морского или речного судна при входе в порт), невозможностью доступа к грузу до выгрузки из транспортного средства грузов других грузовладельцев. Иногда выдача груза откладывается и по другим причинам, в частности, в связи с необеспечением грузополучателем доступа к месту приема груза (отсутствие свободного причала, невозможность подъезда к разгрузочной площадке для приема груза вследствие нахождения на подъездных путях других транспортных средств и т.п.).

Выходит, что срок доставки груза перевозчиком соблюден, а получить его в пункте разгрузки грузополучатель не может. Следовательно, просрочкой доставки груза необходимо считать не нарушение срока прибытия транспортного средства с грузом в пункт назначения, а нарушение срока вручения груза грузополучателю.

Таким образом, просрочку доставки груза можно определить как доставку груза по истечении срока, к которому перевозчик согласно договору перевозки обязан доставить его в пункт назначения и вручить грузополучателю. Ответственность перевозчика наступает, если он не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Единицу измерения просрочки на автомобильном, железнодорожном и внутреннем водном транспорте составляют одни сутки, а на воздушном – один час. Выход за рамки суток и часа рассматривается как ненадлежащее исполнение перевозчиком обязательства по соблюдению установленного договорного срока. Хотя при железнодорожных перевозках опоздание с доставкой груза менее чем на сутки считается нарушением обязательства, так как в соответствии со ст. 97 УЖТ при уплате пени «неполные сутки считаются за полные». УАТГНЭТ, КВВТ, ВК не содержат аналогичных уточнений. КТМ вопрос о единице измерения просрочки вообще не регулирует.

В качестве санкций за ненадлежащее исполнение перевозчиком обязательства по соблюдению договорного срока установлена неустойка. В транспортных уставах и кодексах применяются разные виды неустойки. В УАТГНЭТ и ВК – это штраф, а в УЖТ и КВВТ – пеня. Возникает вопрос: почему за нарушение однотипного транспортного обязательства применяются разные виды неустойки? Ведь каждый вид имеет свое содержание и особенности применения. Так, штраф – это заранее определенная сумма (твердая сумма), взыскиваемая однократно за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Пеня – это определенный процент от суммы обязательства (долга), устанавливаемый на случай просрочки его исполнения и начисляемый за каждую просроченную единицу времени (месяц, день, час).

Этому можно найти следующее объяснение. Очевидно, все дело в ограничении уплаты неустойки фиксируемой (твердой) суммой. С самого начала нарушения срока доставки груза возникают основания для применения пени. За начальный отрезок просроченного времени на перевозчика возлагается уплата грузополучателю определенного процента от суммы провозной платы за конкретный временной период (день, час). Такая санкция является не чем иным, как пеней. Но когда общая сумма достигает установленного транспортными законами предела, она не может увеличиваться, несмотря на продолжающуюся просрочку. В соответствии с КВВТ и ВК она не должна превышать половины провозной платы, а по КТМ, УЖТ и УАТГНЭТ – размера платы за перевозку. Следовательно, с момента достижения указанного предела сумма взыскания становится фиксированной и взыскивается однократно, т.е. по правилам, установленным для штрафа.

В этой ситуации правильнее было бы именовать санкцию за просрочку доставки груза «пеней», поскольку, во-первых, исполнение взыскания неустойки начинается по правилам, присущим пени, а во-вторых, на практике случаи нарушений срока доставки грузов, за которые взыскиваются максимально фиксированные суммы, достаточно редки.

Транспортные уставы и кодексы закрепляют основания освобождения перевозчика от ответственности за просрочку доставки груза. Типовыми, присущими практически всем транспортным законам основаниями являются следующие:

  • – непреодолимая сила;
  • – временные ограничения или запрет движения транспортных средств, введенные в порядке, установленном законодательством;
  • – иные причины, не зависящие от перевозчика.

На воздушном транспорте действует такое специфическое основание освобождения перевозчика от ответственности, как устранение неисправности воздушного судна, угрожающей жизни и здоровью пассажиров воздушного судна, которым перевозится также груз (ст. 120 ВК).

Наиболее развернутый перечень оснований приведен в КТМ. Помимо указанного типового перечня, он содержит основания, касающиеся опасностей и случайностей на море, спасания людей и имущества на море, действий властей, связанных с задержанием судна, его арестом, объявлением карантина (п. 1 ст. 166 КТМ).

В целом основания освобождения перевозчика от ответственности за просрочку доставки груза представляют собой обстоятельства, возникновение которых не зависит от перевозчика.

  • См. об этом подробнее: Гражданское право: учебник: в 2 т. Т. I / отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2000. С. 455.

Добавить комментарий