Экологический налог 1

Экологический налог в России в 2019 году не введен, законодательная инициатива по этому вопросу на сегодня оформлена в виде ]]>проекта закона]]>, вносящего изменения в НК РФ. Если предложенные поправки будут приняты, новый формат взимания экологических платежей заработает с начала 2020 года. Суть предложения — в унификации подхода в расчетах с бюджетом по платежам, направляемым на сохранение благоприятной экологической ситуации.

Содержание

Новый экологический налог

Минфин путем ввода в Налоговый кодекс очередной главы для нового вида налога стремится объединить в одном платеже плату за выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, за размещение отходов производства и потребления. Эта мера призвана обеспечить высокую собираемость средств на решение экологических проблем. То есть, планируется не увеличить уровень фискальной нагрузки на налогоплательщиков, а трансформировать действующие сегодня сборы в налоговые поступления. Плюсы этого шага есть для всех участников взаимодействия:

  • государство получает больше гарантий в вопросах собираемости средств, так как ответственность за неуплату налога больше, чем в отношении неналоговых сборов;

  • для представителей бизнеса упрощается работа с законодательной базой за счет унификации подхода в расчетах с бюджетом и сосредоточении информации об алгоритме работы с фискальной системой в одном документе.

Экологический налог в 2019 году рассматривается как замена платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Объектом налогообложения будет выступать объем загрязнения в результате осуществления выбросов в воздух, в объекты водных ресурсов, при захоронении, накоплении или размещении отходных масс. Налог не будет взыскиваться за урон окружающей среде при проведении мероприятий, финансируемых из бюджетов разных уровней. Освобождение от налога предлагается ввести для процедуры накопления отходов с целью их дальнейшей утилизации или обезвреживания (льгота сохраняет актуальность в течение 11 месяцев со дня появления отходов).

Экологический налог предполагается рассчитывать отдельно по каждому объекту и источнику загрязнения, загрязняющему веществу. Налоговая база может быть представлена объемом выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты, показателями объема или массы фактически образовавшихся в налоговом периоде и размещенных отходов за вычетом материалов, направленных на переработку. При определении размера налоговой базы будут учитываться выделенные нормативы отходов и объемы превышения обозначенных лимитов.

Читайте также: Модуль природопользователя

Ставка экологического налога в 2019 году предлагается к вводу по дифференцированной шкале с привязкой к классу опасности отходных масс и виду загрязняющего вещества. Законопроектом предусматриваются тарифы налогообложения в рублях за каждую тонну по видам загрязняющих веществ – минимальная ставка равна 0,1 руб., а максимальные значения исчисляются в миллионах рублей за тонну. В зависимости от класса опасности, присвоенного отходам, предусмотрены ставки от 1,1 руб. (V класс для практически неопасных отходов добывающей промышленности) до 4643,7 руб. за тонну (отходы чрезвычайной опасности I класса). Если раздельный учет по видам отходов налогоплательщиком не ведется, ко всему объему образованных отходов применяется наибольшая ставка.

Проектом предусмотрен механизм индексации с 2021 года базовых ставок с учетом коэффициента-дефлятора, учитывающего уровень изменения потребительских цен. Если же речь идет о загрязнении территорий или природных объектов, находящихся под особой охраной, к ставкам налогообложения применяется особый корректирующий коэффициент, равный 2. Помимо этого, в законопроекте по экологическому налогу (в 2019 году еще не принятому) рассматривается комплекс других понижающих и повышающих коэффициентов, в частности:

  • при внедрении новейших технологий, действие которых направлено на минимизацию объема выбросов, коэффициент равен 0;

  • корректировка на 0,3 осуществляется при размещении своих отходов (в пределах лимитов) на собственных площадках;

  • коэффициент 0,33 актуален при размещении отходных масс IV класса опасности, которые были получены в результате обезвреживания отходов II класса;

  • 0,5 – если размещаются отходы IV или V класса опасности, которые были образованы при утилизации промышленных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;

  • 0,67 – при размещении обезвреженных отходов II класса, которым присвоен уровень III класса опасности;

  • 0,49 – при размещении отходов III класса, которые образованы после обезвреживания отходов IV класса;

  • 1 – за выбросы или отходы в пределах соответствующих нормативов и лимитов;

  • 25 – при превышении размера выделенных лимитов по размещенным отходам, а также при соблюдении временно разрешенных объемов выбросов, сбросов;

  • 100 – за превышение нормативов выбросов и сбросов, действующих для объектов I и II категорий.

Налогоплательщики смогут воспользоваться налоговым вычетом путем уменьшения обязательства перед бюджетом на размер расходов, связанных с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду, произведенных в налоговом периоде, но не более 70% от суммы налога за год.

Экологический налог (в 2019 году рассматривается лишь законопроект) — это налог с годовым налоговым периодом. Обязательства налогоплательщики должны будут исчислять самостоятельно по каждому объекту. В течение года необходимо вносить авансовые платежи (за исключением субъектов малого и среднего бизнеса) в размере ¼ от суммы налога за прошлый год – до 20 числа в первом месяце после истекшего квартала. Окончательное погашение обязательств за год должно производиться в срок до 1 марта (включительно). Организациям ежегодно придется подавать декларацию по налогу.

Плательщики экологического налога

Налог будут обязаны платить организации, ИП и физические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность в территориальных границах РФ с нанесением вреда окружающей среде путем образования отходов или через осуществление выбросов в воздух, сбросов в водные объкты.

Экологический налог в РФ по твердым бытовым отходам должны будут платить региональные операторы по обращению с коммунальными отходами.

Не являются налогоплательщиками лица, ведущие деятельность только на объектах IV категории (с соответствующим документальным подтверждением), или образующие лишь твердые коммунальные отходы.

Регистрация налогоплательщиков в ИФНС осуществляется с привязкой к месту нахождения объектов налогообложения, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Экологический сбор введен поправками к Федеральному закону № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. еще в 2014 году. Суть закона состоит в том, чтобы внедрить расширенную ответственность производителей и импортёров в сфере экологии, в частности ответственность за образующиеся от эксплуатации товаров и упаковки отходы.

  1. Общая информация: экологический сбор
  2. Перечень товаров на утилизацию
  3. Как провести утилизацию?
  4. Нормативы утилизации товаров
  5. Какую отчетность необходимо подавать производителям и импортерам товаров?
  6. Порядок, формы и сроки представления экологической отчетности
  7. Как отчитываться за экологический сбор?
  8. Расчет суммы экологического сбора
  9. Экологический сбор: Куда направляются средства?

Общая информация: экологический сбор

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории России и осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств – членов ЕЭС, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации. Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно путем организации инфраструктуры по сбору таких товаров либо путем заключения договоров на утилизацию товаров с третьими лицами. Данный норматив можно выполнить в ходе утилизации не только отходов, образованных от конкретного товара, но и от группы аналогичных товаров в соответствии с перечнем товаров.

Перечень товаров на утилизацию

Перечень товаров утверждён Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (ред. от 16.06.2018) «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств”.
Распоряжение состоит из разделов:

Раздел I. Товары, за исключением упаковки товаров, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств, включающий 46 различных групп товаров.
Раздел II. Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств, включающая 8 групп упаковки.

Утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Принадлежность товара к перечню товаров, подлежащих утилизации, определяется его наименованием (физическими и химическими характеристиками) по ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Производитель или импортер может вступить в ассоциацию по выполнению данных нормативов на основе договора, если он не хочет или не может утилизировать отходы самостоятельно. В случае неисполнения или частичного исполнения ассоциацией обязательств по утилизации отходов, которые переданы ему производителем, импортером товаров, обязательства признаются не переданными в объеме не исполненных ассоциацией обязательств, то есть если ассоциация «недоутилизировала» отходы, виноват будет производитель/импортер.

Заказать услугу

Кстати!

Письмо Росприроднадзора от 26.01.2017 № АС-10-02-36/1417 «О направлении информации об утилизации отходов от использования товаров, упаковки»:
Одновременно необходимо отметить, что при заключении между производителем, импортером товаров и оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором или индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов), договора на оказание услуг по утилизации отходов стороны самостоятельно, с учетом требований природоохранного законодательства, определяют условия о форме, предмете и содержании договора и после его заключения обязуются исполнять положения, предусмотренные договором, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

Как провести утилизацию?

Обязанность по утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации либо со дня уплаты экологического сбора. Утилизация отходов подтверждается заключенными договорами с третьими лицами (при передаче им отходов) и актами по утилизации. Письмом Росприроднадзора от 15.12.2016 N АС-10-01-36/25460 введены рекомендованные формы актов утилизации.

Обратите внимание!

Утилизация отходов от использования товаров и упаковки – это лицензируемый вид деятельности, если отходы не отнесены к V классу.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления”
Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности
1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности” с учетом положений настоящего Федерального закона.

Нормативы утилизации товаров

Нормативы утилизации для каждой группы товаров, группы упаковки товаров устанавливаются в процентах от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, выраженного в единицах массы или единицах товаров, либо упаковки товаров, выраженного в единицах массы упаковки. Производители упаковки не обязаны утилизировать ее – утилизацией упаковки занимаются производители товаров в этой упаковке.
Если нормативы утилизации перевыполнены, то на следующий год нормативы уменьшаются на эту разницу. Норматив также может быть снижен, если упаковка производится из вторичного сырья. Нормативы утилизации устанавливаются для групп товаров в процентах от общего количества выпущенных товаров с учетом экономических и экологических условий и пересматриваются раз в 3 года.

Представление отчетности заявители могут осуществлять одним из трех способов:

  • С помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя «Модуль природопользователя”, размещенного на официальном сайте Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет”;
  • С помощью размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет” «Личного кабинета” природопользователя;
  • С помощью иного программного обеспечения, в случае соблюдения требований к формату, публикуемому на официальном сайте Росприроднадзора.

Какую отчетность необходимо подавать производителям и импортерам товаров?

Вся отчетность, которую необходимо подавать производителям и импортерам товаров:

  • Декларация количества произведенных товаров и упаковки. Декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от этих товаров и упаковки. Отчетность представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • В случае невыполнения нормативов – расчет суммы экологического сбора и его уплата.

Декларация о выпущенных товарах и упаковке составляется в соответствии с Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417.

Если товар произведен в РФ и вывезен на экспорт, в декларации он не указывается. Производители товаров включают в декларацию информацию о товарах на основе первичных учетных документов. Импортеры товаров – на основании таможенных документов. Декларация заполняется для каждого наименования товара, количество указывается в килограммах. Если вы зарегистрировали юридическое лицо (или ИП) в течение года, то декларация заполняется от даты регистрации до конца года. При этом Росприроднадзор может затребовать в ходе проверки достоверности декларации заверенные копии документов, на основе которых она составлена. декларация предоставляется в срок до апреля года, следующего за отчётным.

Порядок, формы и сроки представления экологической отчетности

Порядок, формы и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 (ред. от 17.10.2018) «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров”. Отчетность об утилизации представляется в срок до 1 апреля за истекший год.

Отчетность, как и декларация, подается производителями товаров в территориальное отделение Росприроднадзора, а импортерами – в центральный аппарат Росприроднадзора. В качестве подтверждающих документов Росприроднадзор вправе запросить копии договоров производителя с третьим лицом, утилизировавшим его отходы либо, если производитель утилизирует отходы самостоятельно, – копии актов об утилизации. Договор можно заключать не только с оператором и региональным оператором, но и с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов).

Как отчитываться за экологический сбор?

В январе 2019 г. Минприроды выпустило письмо с разъяснениями по вопросу формирования отчётности и уплаты сбора за 2018 год. В данном письме было, в частности, сказано,

Отчетность, декларация и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) в 2018 году подавались за 2017 отчетный год (с применением нормативов утилизации, установленных на 2017 год распоряжением Правительства Российской Федерации 4 декабря 2015 г. N 2491-р).
При подаче в 2019 году декларации за отчетный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год.
В 2019 году за отчетный 2018 год отчетность составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением N 2971-р.
В 2019 году за отчетный 2018 год расчет суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, с применением нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением N 2971-р, и ставок экологического сбора, утвержденных Постановлением N 284 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1293).
Отмечаем, что новый подход по использованию в отчетности и в расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской за год, предшествующий отчетному периоду, применяется с отчетного периода за 2018 год. Использование для расчета суммы экологического сбора и за 2017 год, и за 2018 год одних и те же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и уплата экологического сбора за 2017 год не освобождают производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2019 году экологический сбор за 2018 год при невыполнении ими в течение 2018 года нормативов утилизации.
Таким образом, при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2018 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2017 год и нормативы утилизации на 2018 год, установленные распоряжением N 2971-р.

Письмо от 22/02/2019 г. подтвердило данную трактовку положений нормативных актов:

В соответствии с пунктом 9 Постановления № 1417 и пунктом 9 Правил № 1342 отчетным периодом для представления декларации и отчетности признается календарный год. На основании п.5 ст.2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107 «Об исчислении времени» календарным годом считается период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Согласно п.10 Постановления № 1417 декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Правила взимания экологического сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора». Таким образом, в 2019 году импортеры и производители товаров, отчитываясь за 2018 год, указывают в декларации, отчетности, расчете экологического сбора количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров в 2017 году, применяя нормативы утилизации отходов от использования товаров 2018 года, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р.

Таким образом, из-за «нового подхода» к формированию отчётности было не совсем понятно, как отчитываться в апреле 2019 года. Если производитель/импортер отчитался в прошлом апреле за товары, выпущенные в 2017 оду и отходы от них, утилизированные в том же 2017 году, значит ли это, что придется вновь учитывать эти показатели и платить дважды за одно и то же? На момент апреля 2019 года мы ждали дополнительных разъяснений по данному вопросу от Росприроднадзора или Минприроды.

Экологический сбор: расчет суммы

Если нормативы утилизации не выполнены либо выполнены не полностью, нужно рассчитать сумму экологического сбора и подать расчет в Росприроднадзор до 15 апреля года, следующего за отчетным. Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Для упаковки он уплачивается производителем товара в упаковке, а если товар не является готовым к употреблению, то платится сбор только за упаковку. Ставки по сбору установлены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 N 284 «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)”. Ставки установлены в рублях за тонну отходов и сформированы по каждой группе товаров и упаковки, варьируя от 2025 руб./тонну аккумуляторов свинцовых («Группа N 38») до 33476 руб./тонну для Группы N 37 «Элементы первичные и батареи первичных элементов” и Группы N 39 «Батареи аккумуляторные”

Согласно ч. 5 и 6 статьи 24.5 Федерльного закона № 7-ФЗ:
5. Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

Порядок взимания экологического сбора устанавливается Правительством Российской Федерации через Постановление от 08.10.2015 N 1073 (ред. от 23.08.2018) «О порядке взимания экологического сбора”. Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 утверждена форма расчета суммы экологического сбора. Данная форма включает:

Раздел 1. Общие сведения о производителе, импортере готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров
Раздел 2. Расчет суммы экологического сбора

При расчете сбора используется показатель количества товаров (готовых товаров/упаковки), выпущенных в обращение на территории РФ, который необходимо брать из декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации. Итоговое количество, подлежащее утилизации, включается в расчет в соответствии с указанным количеством из отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Сумма экологического сбора за готовые товары и сумма сбора за упаковку определяются путем суммирования значений по группам товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации. Итоговая сумма определяется путем суммирования суммы сбора за готовые товары и суммы сбора за упаковку.

Если товар упакован в упаковку, произведенную сторонней организацией, вам необходимо еще на этапе декларирования количества товаров запросить сведения о ее производстве и составе, чтобы выяснить, какую долю в составе упаковки составляет вторичное сырье, что позволит воспользоваться понижающим коэффициентом при расчете.

К заполненной форме расчета экологического сбора прилагаются документы:
а) копии платежных документов об уплате экологического сбора;
б) документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

Кто является администратором платежей?

Администратором платежей является Росприроднадзор. Расчет суммы можно провести с помощью программных средств или на бумажном носителе. Датой представления расчета суммы экологического сбора в электронной форме считается дата его отправления через Интернет в Росприроднадзор, на бумажном носителе датой считается отметка Росприроднадзора о его получении с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления. Администратор платежей может составить акт проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения при выявлении данных фактов. Акт направляется плательщику в течение 3 дней, плательщик же может в течение 10 дней направить администратору копии документов, подтверждающих обоснованность расчета, уплату сбора, а также пояснения о причинах несоответствия сведений, представленных плательщиком.

15(3). В акте контроля указываются:

а) факты ошибок, допущенных при выполнении расчетов, и противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров, при представлении отчетности о нормативах и при проведении контроля выполнения установленных нормативов утилизации, а также федерального государственного экологического надзора;

б) факты невнесения, внесения не в полном объеме или несвоевременного внесения экологического сбора;

в) факт завышения размера исчисленного и (или) уплаченного экологического сбора;

г) требование о представлении администратору экологического сбора в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования обоснованных пояснений, касающихся расчета суммы экологического сбора, и (или) внесения в него исправлений для устранения фактов, указанных в подпункте «а” настоящего пункта, путем внесения изменений в расчет суммы экологического сбора, которые повторно направляются администратору экологического сбора, и (или) погашения задолженности по экологическому сбору в случае выявления фактов, указанных в подпункте «б” настоящего пункта.

Если же плательщик не сможет обосновать правильность расчетов, сумма платы может быть взыскана в судебном порядке. Кроме того, возможно зачисление сумм сбора в счёт будущих платежей или возврат платы по заявлению после составления акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора. Заявление может быть подано плательщиком или его представителем администратору в течение 3 лет со дня последней уплаты (взыскания) экологического сбора с приложением документов:

а) позволяющих определить уплату (взыскание) экологического сбора в размере, который превышает размер экологического сбора, подлежащего уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) экологического сбора;

б) подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление или заверенную копию указанного документа;

в) подтверждающих полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, указанное в пункте 19 настоящих Правил, подается представителем плательщика.

В случае невнесения, внесения не в полном объеме сбора и (или) непредставления расчета суммы сбора плательщиком в установленные сроки администратор направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности и представлении расчета суммы экологического сбора, на это отводится 15 дней, поле чего взыскание начинается в судебном порядке.

Экологический сбор: Куда направляются средства?

Средства, полученные в виде сбора, направляются на реализацию государственных программ в форме субсидий на мероприятия региональных программ по обращению с отходами. Причем приоритетно субсидии расходуются на утилизацию в рамках региональных программ тех самых отходов, которые не утилизированы производителями/импортерами и за которые уплачен сбор, во вторую очередь финансирование направляется на строительство, реконструкцию объектов обработки, утилизации отходов.

Согласно пояснениям разработчиков, которые готовили подзаконные акты в данной сфере, только за 2 года уплаты сбора станет возможным строительство 24 сортировочных комплексов и 831 технологической линии по переработке отходов, 261 комплекс по переработке для повторного использования отходов, 507 приемно-заготовительных пунктов сбора отходов.

При условии фактической реализации такого финансового инструмента государство могло бы в короткие сроки обновить объекты утилизации и обработки отходов, а также снизить количество свалок и полигонов захоронения отходов, внедрить раздельный сбор и т.д. К сожалению, на данный момент в РФ лишь 7–8 % отходов отправляются на утилизацию или обезвреживание, остальные – либо размещаются на полигонах, либо складируются на незаконных свалках.

Проконсультироваться сейчас

Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.

Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».

После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

Комментарии Минфина об экологическом налоге

В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.

Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.

Кто налогоплательщик

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что считается объектом налогообложения

Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.

Объект налогообложения Не объект налогообложения
негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источниками негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней
негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных вод размещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это)
образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасности накопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

  • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
  • в отношении каждого загрязняющего вещества;
  • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

Налоговая декларация: сроки и особенности представления

Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.

Узнать больше

Реакция бизнес-сообщества

Выступая на Всероссийском налоговом форуме, директор Департамента доходов Минфина Елена Лебединская отметила, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам обсуждалось в том числе и предложение о переходном периоде в 10 лет в части ответственности бизнеса. По ее словам, с этим предложением всем согласились. «Ни у кого нет желания резко увеличивать ответственности и вводить какие-то репрессивные меры».

Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.

Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства. Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога. Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.

Экологический налог. ПлательщикиПлательщики экологического налога — организации и индивидуальные предприниматели (ст. 204 НК РБ).
Плательщики за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов — собственники отходов производства.
Плательщиками не признаются бюджетные организации, за исключением бюджетных организаций, которые признаются плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения.

Объекты налогообложения экологическим налогом:

  1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;
  2. сброс сточных вод;
  3. хранение, захоронение отходов производства.

Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее трех тонн в год;
  • сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;
  • хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;
  • хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов;
  • хранение и захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы;
  • захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

  • выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;
  • сбросов сточных вод;
  • отходов производства, подлежащих хранению, захоронению.

Ставки экологического налога (ст. 207 НК РБ)
1. Ставки экологического налога по объектам налогообложения, указанным в подпунктах 1-3 пункта устанавливаются в размерах согласно приложениям 4-5, приложению 6 к Указу № 29 от 25.01.2018
3. К ставкам экологического налога, указанным в приложениях 4-6 Указа 29, применяются следующие коэффициенты:
3.2. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, — 0,27.
Для целей настоящей главы под выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующимися при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, понимаются выбросы от сгорания топлива, при котором вырабатывается электрическая энергия, отпускаемая населению для целей освещения, питания электробытовых приборов и стационарных электроплит, а также тепловая энергия, отпускаемая населению для целей отопления и горячего водоснабжения, в том числе для объектов здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, обеспечивающих социально-бытовые нужды населения.
Коэффициент, указанный в части первой настоящего подпункта, не применяется к ставкам экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при теплоэнергообеспечении технологических процессов собственного производства;
По вопросу, касающемуся применения коэффициента 0,9 при расчете экологического налога, см. письмо Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 26.08.2011 N 01-1-17/4077-вн (право на применение субъектом хозяйствования понижающего коэффициента 0,9 к ставкам экологического налога дает только экологический сертификат соответствия, подписанный Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Председателем Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь).
3.3. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата — 0,9.
Применение этого коэффициента к ставкам экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов осуществляется владельцами этих объектов в случае предъявления им собственниками отходов производства экологического сертификата соответствия;
3.4. за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) — 0,006.
Для целей настоящей главы к сбросу сточных вод владельцами коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения) относятся сброс сточных вод от населения, проживающего в жилых домах, а также сброс сточных вод от объектов здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, обеспечивающих социально-бытовые нужды населения;
3.5. за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями, использующими в работе:
невозобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,5;
возобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,2.

Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал.
Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
При расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится суммирование объемов выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества.
Сумма экологического налога может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод, хранения, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение или в комплексных природоохранных разрешениях (далее — годовой объем), и соответствующих ставок экологического налога.

Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов.
Исчисленная сумма экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух уменьшается плательщикам ежеквартально (в размере не более исчисленной суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в указанный период) на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в строительство и (или) реконструкцию газоочистных установок, установок по использованию возобновляемых источников энергии, а также в создание автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Исчисленная сумма экологического налога за сброс сточных вод уменьшается плательщикам ежеквартально (в размере не более исчисленной суммы экологического налога за сброс сточных вод в указанный период) на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в строительство и (или) реконструкцию сооружений, установок и (или) устройств, предназначенных для удаления из сточных вод загрязняющих веществ, обработки осадка и выпуска очищенных сточных вод в водные объекты.
Исчисленная сумма экологического налога за хранение, захоронение отходов производства уменьшается плательщикам ежеквартально (в размере не более исчисленной суммы экологического налога за хранение, захоронение отходов производства в указанный период) на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в строительство и (или) реконструкцию собственниками отходов объектов хранения, захоронения и (или) обезвреживания, использования отходов.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые декларации (расчеты) за хранение отходов производства на объектах хранения отходов представляются плательщиками — владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу.
Налоговые декларации (расчеты) за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов представляются в налоговый орган в порядке и сроки, установленные частью первой настоящего пункта, владельцами объектов захоронения отходов.
Уплата экологического налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Исполнение налогового обязательства плательщика за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства возлагается на владельцев объектов захоронения отходов производства в пределах сумм экологического налога за захоронение отходов производства, поступивших от собственников отходов производства.

Перечисление собственниками отходов производства экологического налога за захоронение отходов производства владельцам объектов захоронения отходов производится отдельной платежной инструкцией непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае неперечисления собственниками отходов производства в срок (10-го числа), сумм экологического налога за захоронение отходов производства:
для каждого собственника отходов производства, допустившего нарушение, указанное в абзаце первом настоящей части, владельцами объектов захоронения отходов производства на сумму, соответствующую двойному размеру не перечисленного в срок экологического налога, увеличивается сумма исчисленного экологического налога за захоронение отходов производства;

собственники отходов производства производят перечисление владельцам объектов захоронения отходов производства экологического налога за захоронение отходов производства в сумме, соответствующей тройному размеру не перечисленного в срок экологического налога;

после составления для подтверждения задолженности актов сверки расчетов с плательщиками — владельцами объектов захоронения отходов производства в порядке и сроки, установленные для представления налоговой декларации (расчета), в налоговые органы по месту постановки на учет по каждому собственнику отходов производства представляются сообщения о задолженности по уплате сумм экологического налога за захоронение отходов производства по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа. Форма и форматы сообщений, а также порядок их представления в налоговый орган устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь;
налоговыми органами производится взыскание сумм экологического налога за захоронение отходов производства с собственников отходов производства.
Плательщики, осуществляющие исчисление и уплату экологического налога представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты):
не позднее 20 апреля календарного года исходя из установленного годового объема.
Уплата экологического налога производится по выбору плательщика один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года или ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога;

не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов и не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим, производят доплату экологического налога. В случае, когда указанные объемы не превышают установленных годовых объемов, излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном статьей 60 настоящего Кодекса.

Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Спустя три месяца после запуска оно работает уже по всей стране, там зарегистрировалось почти два миллиона казахстанцев. Что нужно знать о приложении Ashyq, читайте в справке Sputnik Казахстан.

В воскресенье, 23 мая, стало известно, что работа над проектом полностью завершилась. Теперь он официально передан государству, а именно в министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности.

На сегодня приложение скачали более 1,7 миллиона человек, при этом их число постоянно растет. Ежедневно пресекаются более 100 попыток инфицированных граждан посетить общественные места.

Куда можно попасть по Ashyq

Сейчас Ashyq работает:

  • в аэропортах ряда городов, а также на ж/д-вокзалах;
  • фитнес-клубах, включая йога-центры;
  • спа-центрах, саунах, бассейнах;
  • компьютерных клубах, включая PlayStation клубы;
  • боулинг-клубах;
  • кинотеатрах, театрах и филармониях;
  • объектах общественного питания, летних площадках, фудкортах, банкетных залах, за исключением объектов по типу столовых, стритфудов;
  • межобластных и городских нерегулярных (туристических) перевозках;
  • бильярдных клубах;
  • концертных залах, караоке;
  • выставках, океанариумах и иных общественных заведений и пространствах всех городов республики.

Как работает Ashyq

Мобильное приложение Ashyq позволяет за счет использования QR-кода и интеграции с общей базой Минздрава определить статус посетителя: является ли он на данный момент носителем вируса или нет.

Посетителю необходимо скачать Ashyq на свой телефон, авторизоваться по номеру телефона, ввести ИИН и просканировать QR-код заведения для регистрации своего посещения. При выходе сканировать QR-код не нужно. Это требование действовало только до 13 апреля.

Казахстанцы могут проверить статус в Ashyq без QR-кода

Стоит отметить, что Ashyq не располагает данными с республиканской базы ПЦР, а только получает информацию по запросу.

Разработчики уверяют, что пользователям не стоит переживать о персональных данных, так как все серверы приложения находятся под контролем государственного серверного центра АО «НИТ».

Как объекты бизнеса могут воспользоваться Ashyq

Объекты бизнеса для пропуска посетителей должны добавить «режим охранника». Для подключения необходимо:

  1. Зайти на сайт infokazakhstan.kz;
  2. В разделе «мои заявки» выбрать «Ashyq QR», ввести данные и войти в личный кабинет;
  3. Для активации режима нужно нажать: «действие», режим «охранник» и ввести номер, который используется объектом;
  4. Выбрать пункт: «включить режим охранника».

Как проверить свой статус

Проверить свой статус в приложении Ashyq можно, скачав его на мобильный (приложение работает на iOS и Android), а затем направив на QR-код, который есть на входе в заведениях, участвующих в проекте Ashyq. Кроме того, узнать свой статус можно на сайте https://ashyq.kz/. Причем, QR-код, размещенный на сайте — нейтральный и не привязан ни к одному из объектов бизнеса.

Альтернативу приложению Ashyq запустили в Казахстане

Проверить свой статус в приложении Ashyq казахстанцы также могут, не сканируя QR-код. Для этого нужно ввести свой ИИН во вкладке «Профиль».

Что делать, если у меня нет мобильного телефона

В таком случае сотрудники заведения могут проверить человека по базе — для этого нужно назвать свой ИИН.

Что значит тот или иной статус

В приложении Ashyq есть только четыре статуса:

  1. «зеленый» статус — не имеется ограничений для передвижения, он означает, что пользователь имеет отрицательный ПЦР-тест на коронавирус; действует он лишь 72 часа, после чего меняется на синий;
  2. «синий» статус — означает, что ограничений для входа также нет, исключение составляют организации, где обязательно наличие ПЦР-теста на коронавирус;
  3. «желтый» статус — запрещается вход в общественные заведения, он означает, что пользователь был в контакте с больным COVID-19 и может заходить только в аптеки и продуктовые магазины;
  4. «красный» статус — означает, что у пользователя положительный ПЦР-тест, вход для него запрещен на все объекты бизнеса.

Как отображается статус у вакцинированных

Сейчас статус определяется только по базе ПЦР-тестов, вакцинированные пока не учитываются.

Приложение «Ashyq» не учитывает статус вакцинации. Статус посетителя «красный/желтый» показывает только инфицированных и контактных лиц соответственно

Если вы получили две дозы вакцины от коронавируса и у вас есть электронный паспорт вакцинации, в приложении будет отображаться либо «синий», либо «зеленый статус» (при наличии свежего отрицательного ПЦР-теста).

Информация о том, что после вакцины статус автоматически станет «зеленым», пока не соответствует действительности.

Однако с 1 июля планируется интегрировать приложение Ashyq с базой электронных паспортов вакцинации: полностью привитые граждане в будущем будут всегда иметь «зеленый» статус в приложении и смогут спокойно посещать общественные места.

Что делать, если Ashyq не работает

В последние две недели в приложении периодически возникают сбои, и оно недоступно. На этот случай власти предложили альтернативу Ashyq – приложение Aitu. Дело в том, что у разработчика есть подписанные меморандумы о неразглашении и ответственности за безопасность данных.

В системе Aitu также имеются данные с республиканской базы ПЦР, поэтому в случае обнаружения человека с «красным» статусом приложение выдаст информацию пользователям.

Кроме того, сейчас ведутся переговоры с банками второго уровня для того, чтобы сервис стал доступен в популярных среди казахстанцев мобильных приложениях.

Можно ли ввести чужой ИИН в Ashyq

С 26 мая приложением Ashyq нельзя пользоваться, не зарегистрировавшись в мобильной базе граждан eGov, так как их интегрировали.

Вакцинированного казахстанца не выпускают из Нур-Султана из-за Ashyq

Номер телефона из базы мобильных граждан привязан к ИИН. Ввести другой в новой версии приложения уже нельзя. В Минцифры считают, что это не даст ввести другой ИИН в приложении.

Доступен ли Ashyq для иностранцев

С конца апреля мобильное приложение доступно для иностранцев, которые теперь даже при отсутствии ИИН могут узнать свой эпидемиологический статус. В «режиме охранника» мобильного приложения имеется кнопка – проверка «нерезидента». Необходимо ввести номер паспорта — буквы и цифры без пробелов — и нажать: «проверить».

Что будет, если заведение нарушило карантин

В случае выявления нарушений, объект проверяет мониторинговая группа. Участник, нарушивший действующий алгоритм работы, не может вернуться в проект раньше, чем через две недели. При повторном нарушении объект отключат от Ashyq на два месяца.

Куда обращаться в случае возникновения вопросов

Для получения консультации для бизнеса необходимо обратиться по номеру 1432. Для граждан — 1414.

Добавить комментарий