Экологический аудит предприятия

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА

Т. Эрматов, доцент Ф. Илхомжонова

Ташкентский финансовый институт (Узбекистан, г. Ташкент)

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема экологического аудита, история становления экологического аудита и крупнейшие промышленные катастрофы стимулировавшие развитие экологического аудита. Особое внимание обращается решению важных задач развития предприятий с помощью экологического аудита.

Ключевые слово: окружающая среда, экологический аудит, экология, риск.

Современное промышленное производство не только обеспечивает общество продукцией, но и оказывает негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду: токсичные выбросы отравляют воздух, опасные отходы захламляют территорию, неочищенные сточные воды губят водоемы. Во многих государствах, предприятия несут юридическую ответственность за соблюдение природоохранных требований.

Для оценки степени воздействия на биосферу, соблюдения требований законодательства и соответствия мировым экологическим стандартам, солидные и ответственные компании вводят в систему менеджмента экологический аудит. Экологический аудит — независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности.

История становления экологического аудита берет свое начало с 1970-х гг. ХХ века. К этому времени развитие промышленного производства в экономически развитых странах Европы и Северной Америки привело к резкому увеличению мощностей предприятий, что в свою очередь повлекло за собой возрастание количества отходов, загрязняющих окружающую среду. Крупные компании этих стран начали в судебном порядке привлекать к юридической ответственности за нанесение

ущерба окружающей среде, что нередко приводило их к значительным финансовым потерям, так как предприятия начали выплачивать крупные суммы по решению судов за причиненный ущерб.

Предприятия вынуждены были привести свою деятельность в соответствие нормам экологического законодательства. И первым шагом на этом пути была оценка соответствия осуществляемой ими деятельности нормам законодательства об охране окружающей среды.

Такая оценка по определенной аналогии с финансовым аудитом получила название экологического аудита. К середине 90-х годов ХХ века экологический аудит стал использоваться в виде метода внутреннего административного управления для усиления контроля за деятельностью предприятия.

Экологический аудит получил широкое распространение в Канаде, Великобритании, Швеции, США, Нидерландах и других промышленно развитых странах. Одними из первых компаний, разработавших собственные программы экологического аудита, были US Steel, Allied Chemical и Occidental Petroleum. После крупнейших аварий на химических предприятиях в Великобритании (1974 г.) и Италии (1976 г.) была принята директива ЕЭС (1982 г.) об экологическом аудировании и перечислим далее в хронологическом порядке крупнейшие промышленные катастрофы, стимулировавшие развитие экологического аудита.

1974 г., Фликсборо (Великобритания). Взрыв циклогексанового облака на заводе по производству полиэтилена: полное разрушение завода, 28 погибших, более 400 раненых.

Убытки составили около 200 млн долл. США в современных ценах.

1984 г., Бхопал (Индия). Утечка токсичных газов на заводе по производству пестицидов: 2300 погибших, 20000 раненых.

Было выплачено в виде компенсаций 470 млн долл. США.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1986 г., Чернобыль (Украина).

Авария на атомной электростанции: заражена территория, на которой проживает 6,5 млн человек.

По оценкам белорусских ученых, убытки достигают 700 млрд руб. в ценах 1992 г. (по оценкам зарубежных экспертов, они составляют 100 — 150 млрд долл. США).

1988 г., Пайпер Альфа (Северное море). Взрыв и разрушение платформы для бурения скважин на шельфе Северного моря: 167 погибших.

Убытки — 1200 млн долл. США. Платформа была застрахована на сумму 800 млн долл.

Введение экологического аудита во Франции преследовало цели проверки безопасности производства и оказание помощи властям в принятии мер по изучению рисков и обеспечению безопасности.

В Норвегии целью аудита стало усиление экологической деятельности в государственном и частном секторах в дополнение к традиционным инспекционным проверкам промышленных предприятий. Экологический аудит стали проводить при приобретении или передаче недвижимости.

В США экологический аудит начали осуществлять в случаях возникновения конфликтов между предприятием (компанией) — нарушителем и Национальным Агентством по охране окружающей среды при осуществлении экологической программы на предприятии или несоответствия ее экологическому законодательству. Следует отметить, что в этой стране при повторном наруше-

нии экологического законодательства применяется обязательное аудирование.

Во многих странах с 1991 г. коммерческие банки стали использовать экологический аудит в целях минимизации рисков неплатежей по ссудам. Это было вызвано тем, что часто предприятия-заемщики не выполняли требования природоохранного законодательства, что повышало риск наложения на них соответствующих санкций, в том числе и финансовых. Аудиторские проверки позволяли выявить такие риски.

Всемирный банк рассматривает экологический аудит как методическое изучение экологической информации об организации, сооружении или объекте для выяснения степени соответствия критериям экоаудита. Экологический аудит становится своего рода «моментальной фотографией» экологической обстановки на аудируемом объекте.

Международная торговая палата Совета Европейского Сообщества экологическое аудирование рассматривает как средство, инструмент управления, представляющее систематическую, периодическую, объективную и документированную оценку системы управления и процессов, установленных для охраны окружающей среды, а также для контроля воздействия и оценки согласованности деятельности предприятия с экологической политикой.

Европейский банк реконструкции и развития представляет экологический аудит как исследования окружающей среды, проводимые для определения воздействия на окружающую среду и потенциальных обязательств, связанных с передачей собственности или последующей деятельностью.

В настоящее время одним из направлений экологического аудита является определение наиболее приемлемых форм оптимизации производственной деятельности с учетом технических. экономических, и экологических аспектов, поиск механизмов, обеспечивающих быстрое выявление и выполнение мер, требующих умеренных расходов, но способных привести к значительному улучшению состоянию окружающей

среды. Это позволяет оценить и проанализировать уровень существующие рекомендации и решения, заблаговременно принять необходимые меры. Подобные выявление проблем является важным шагом для разработки рекомендаций по мало затратным мерам улучшения состояния окружающей среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачей аудита является поиск оптимальных путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности.

Экологический аудит, нужно рассматривать, как развитие и использование эффективной системы оценок фактических результатов любой природоохранной деятельности, которая может существенным образом повлиять на изменение экологической ситуации, в первую очередь, на уровне отдельных предприятий.

Экологический аудит, пользующийся высокой популярностью среди производственных предприятий на Западе благодаря своей экономической эффективности, способствует решению многих хозяйственных проблем. С помощью экологического аудита решаются важные задачи развития предприятий, в том числе:

создание инвестиционной привлекательности бизнеса;

снижение штрафных рисков в отношении платежей за природопользование, нанесение ущерба окружающей среде и другим хозяйствующим субъек-

снижение финансовых рисков, связанных с правами собственности на природные объекты и результаты хозяйственной деятельности;

снижение или исключение риска уплаты штрафных санкций за нарушение налогового законодательства в области природопользования неуполномоченным лицам;

повышение конкурентоспособности продукции;

развитие производства и приведение его в соответствие с международными стандартами.

Таким образом, исходя из этого определения можно сделать вывод, что экологический аудит — особый вид оценки соблюдения природоохранных требований, которому свойственны следующие черты:

а)независимость (т.е. проводится какими-либо сторонними субъектами, специализирующимися на аудиторской деятельности и привлекаемых отдельно для каждого случая);

б)комплексность (т.е. системный характер, оценка всех существующих аспектов хозяйственной деятельности с экологической точки зрения);

в)документированность (результаты аудита выражаются в мотивированном заключении или акте, где описываются объекты проверки, ее ход и результаты);

г)наличие практических рекомендаций по итогам проверки.

там;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1.Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Юрист, 2010. — 487 с.

2.Иутин И.Г. Экологический аудит: роль, сущность и вопросы, требующие правового регулирования // Журнал российского права. 2008. №2. С. 17.

3.HeadG.L., S. Horn П. Essentials of Risk Management, Vol. 1,2. — Insurance Institute of America, 2011.

ECOLOGICAL AUDIT AS A FACTOR OF REDUCING ECOLOGICAL RISK

T. Ermatov, associate professor F. Ilhomzhonova Tashkent financial institute (Uzbekistan, Tashkent)

Экологический аудит – это независимая комплексная оценка предприятия, дающая представление об уровне работы по защите окружающей среды. Данное понятие введено на уровне федерального законодательства в 2002 году. Также экологический аудит на промышленном предприятии необходим для получения сертификата в системе ISO 14000 и некоторых других международных сертификатов.

Аудит может потребоваться разным категориям лиц:

  • собственнику промышленного предприятия – объекта;
  • контролирующим органам государственной власти;
  • общественным организациям;
  • другим юридическим или физическим лицам.

Данная процедура может быть обязательной или добровольной. Обязательный экологический аудитобычно инициируется государственным контролирующим органом. Он производится с целью проверки соответствия требованиям экологического законодательства или быть одной из составляющих процесса:

  • приватизации;
  • ликвидации или присоединения;
  • реструктуризации;
  • банкротства;получения лицензии.

Также процедура может быть проведена по инициативе руководства объекта, в таком случае экологический аудит предприятия – пример ответственного отношения к вопросам защиты окружающей среды. Добровольный (или инициативный) аудит производится силами предприятия (внутренний) или с привлечением сторонних экспертов (внешний). Результаты позволяют найти проблемы, возникающие в системе экологического менеджмента, и наметить пути решения.

Цели процедуры экоаудита

Основная причина проведения экологических изысканий – необходимость привести систему экологического менеджмента в соответствие требованиям закона, которые зачастую весьма сложны. Во время процедуры собирается полная и достоверная информация, проверяется соблюдение хозяйствующим субъектом принятых в отрасли экологических стандартов. Также целью экоаудита может быть:

  • внедрение системы экологического менеджмента, в том числе в рамках подготовки к сертификации;
  • разработка политики в сфере природоохраны, выработка приоритетов работы в данном направлении;
  • оценка, анализ природоохранных аспектов работы предприятия;
  • обнаружение и определение путей решения экологических проблем.

Критерии могут быть различными в зависимости от того, кто инициирует проведение экологического аудита на предприятии, и каковы его цели и задачи. В качестве критериев выступают как международные стандарты, так и внутренние, различные государственные программы и планы, и конечно, нормы законодательства.

Процедура экологического аудита на предприятии – основные этапы

Процедуру можно разделить на несколько этапов. В ходе подготовки определяется группа аудиторов, цели и задачи, сроки проведения. Изучается проектная документация, определяется степень ее полноты, а также соответствия целям аудита. Утверждается план обследования, приоритетом при планировании является оперативность проверки.

В ходе подготовки определяются:

  • местоположение, тип объекта;
  • организационная структура;
  • основной вид деятельности;
  • основные технологические процессы;
  • деятельность в сфере природопользования и обеспечения экологической безопасности;
  • состояние окружающей среды на объекте, прилегающей территории.

Затем следует основной этап – совещание аудиторов с руководством объекта, обследование предприятия и сбор недостающих данных. Обязательно производится осмотр объекта аудиторской группой и составляется протокол. На этом этапе производится документирование свидетельств и хода процедуры. Содержание процедур на данном этапе зависит от таких факторов, как масштабность проверяемого объекта, профиль его деятельности, предъявляемые экологические требования.

Последний этап включает составление отчета по экоаудиту, а также разработку предложений по улучшению в зависимости от стоящих целей и полученных данных. По результатам и на основании протокола также составляется экоаудиторское заключение. Это формальный документ, который должен соответствовать требованиям приказа Государственного комитета по охране окружающей среды № 181 от 1998 года.

Почему стоит заказать услугу в «ГеоКомпани»

«ГеоКомпани» получила рейтинг надежности «Высокий» на портале «ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС». Мы работаем в данной сфере с 2012 года, а опыт наших специалистов еще больше, к тому же, все специалисты регулярно обновляют допуски. Все отчеты и заключения проходят независимую экспертизу.

ОТ 120 000 РУБЛЕЙ ЗА ОБЪЕКТ

Заказать

ГеоКомпани предлагает доступные цены на услуги и всегда формирует стоимость экспертизы под ключ, без доплат в дальнейшем. Мы работаем исключительно с лицензированным программным обеспечением и внедряем современные методы.

Экологическийаудит

Экологическийаудит представляетсобой открытый для развития метод врамках более общей системыэкологического менеджмента, спомощью которого в стратегию бизнесаи в основные параметры производственногопроцесса поэтапно внедряются все болеежесткие экологические требования.Экологический аудит (эко-аудит) — это иинструмент для систематической проверкивнутри­фирменного экологическогопотенциала и экологических рисков.Система экологического менедж­ментапо международному стандарту ISO 14000 — эточасть общей системы менеджмента, котораяохватывает организационную структуру,процессы планирования, распределениеответственности, методы, процессы,ресурсы для развития, реализации,выполнения, оценки и сохраненияэкологиче­ской политики.

Основные функцииэко-аудита состоят в том, чтобы:

  • определитьсоответствие деятельности фирмыдекларируемой ею политики в областиохраны окружающей среды и экологическомузаконодательству, а также экономическимцелям фирмы;

  • определитьэффективность системы экологическогоменеджмента в компании;

  • предоставитьинформационное обеспечение менеджментудля принятия решений в области охраныокружающей среды;

  • обеспечить защитуперсонала предприятия, местногонаселения и окружающей природной средыот возможных вредных воздействий;

  • проанализироватьвозможность возникновения экологическиопасных аварий;

  • определить реальноевоздействие фирмы на окружающуюприродную среду;

  • «подтолкнуть»фирму к усовершенствованию ееэкологической политики и производственнойдеятельности.

Впервые системаэкологического аудита была примененафирмами в США в 1970-е годы с цельюдос­тижения требований, заложенныхв американском природоохранномзаконодательстве того периода. К концу1980-х годов некоторые компании достиглидаже более жестких в сравнении спредусмотренных законодательст­вомпоказателей. Активный эко-аудит, так жекак и активный экологический менеджмент,с тех пор стал применяться в стратегиикомпаний США и постепенно завоевываетвсе большее доверие у европейских фирм.

Современные системыэкологического менеджмента выросли израспространившихся с начала 80-х годовХХ столетия систем управления качеством(TQM -TotalQualityManagement),когда многиефирмы почувствовали возможностьполучения выгоды от контроля за качествомвыпускаемой продукции. Система управлениякачест­вом исходила из требования»отсутствия дефектов качества»производимой продукции. Такой подходосновы­вался на теоретическомпредположении о том, что снижениедефектов на всех стадиях производственногопро­цесса ведет к снижению издержекпроизводства. Для многих предусмотрительныхкомпаний контроль за эколо­гическимипараметрами качества продукции сталодним из важных пунктов улучшения своейстратегии.

Цели, виды и методыэкологического аудита.

Можно выделить двеосновные цели эко-аудита: во-первых,предоставлениеинформации об экономической деятельностифирмы и ее соответствии уста­новленнымстандартам (прежде всего, экологическим)для всех заинтересованных внешнихпользова­телей; во-вторых,выработкаполезных рекомендаций в отношениидальнейшего улучшения органи­зацииэко-менеджмента и эко-контроллинга, атакже повышения эффективности проводимыхфирмой природоохранных мероприятий.

На практикеприменяются различные виды эко-аудита.В их числе следующие.

Системный аудит- исследованиеорганизации предприятия и его процессовв отношении их структурной и функциональнойдееспособности.

Аудит процессов- проверкаопределенных производственных процессови процедур с точки зре­ния мероприятийдля защиты окружающей среды.

Контрольный аудит- например,проверка выполнения законодательныхпредписаний.

Аудит по особымповодам. Кпримеру:

  • аудит обработкиспециальных отходов;

  • аудит влиянияпроизводственного процесса на здоровьелюдей;

  • аудит (экологическогожизненного цикла) продукции;

  • аудит качествапродуктов;

  • аудит выбросов(сбросов) предприятия в окружающуюсреду.

Эко-аудит проводитсяна практике как по инициативе, исходящейизвне предприятия (внешний ау­дит), кпримеру, через приглашенного аудитора,так и изнутри предприятия (внутреннийаудит) через внутреннюю ревизию, сразличным ритмом на основе стандартизованнойсистематики. Аудиторские проверкиразличаются их периодичностью. Так, длябыстро изменяющихся сценариев (как вобласти маркетинга) они могут проводитьсячерез короткие промежутки времени; дляобластей, которые ме­няются медленнои лишь в течение более продолжительныхвременных отрезков (к примеру, основ­ныесредства) — через более продолжительныевременные интервалы.

Традиционнаяаудиторская проверка основана надопущении, что фирма сама определяетсвои це­ли и задачи. Как правило, всистему экологической аудиторскойпроверки включаются следующие основныевиды деятельности и области:

  • организационнаяструктура предприятия; административныеи операционные процедуры;

  • технологическиепроцессы;

  • документация,отчеты;

  • экологическаяконцепция предприятия.

Требования ксовременной системе эко-аудитапредполагают реализацию принципаперсональной ответственности зарезультаты природопользования,необходимость ведения протокола припроведе­нии про верки, а такжесоставление отчета и публикациюрезультатов аудита.

План проведенияэкологического аудита.

План проведенияэко-аудита включает, как правило,сле­дующие основные стадии:

Предварительнаястадия:

  • планированиехарактера и основных областей аудиторскойпроверки, установление рамочных целей,задач и приоритетов; разработка стратегиидля их достижения, графика аудиторскойпроверки; сбор предварительной информациииз вторичных источников, таких какрезультаты предыдущего аудита, отчетыкорпорации;

  • подбор кадров дляаудиторской проверки из высококвалифицированныхспециалистов не толь­ко в областиэкологии и экономики, но и в областиинженерных знаний, касающихсяпроизводствен­ных процессов на данномпредприятии (оптимальной являетсягруппа из трех-пяти человек);

  • ознакомление группыаудиторской проверки с основнымихарактеристиками отрасли, в кото­ройфункционирует предприятие, типомпроизводственной системы, принятой нанем, особенностями, которые проистекаютиз географического положения предприятия.

Стадия собственноаудита:

  • анализ сертификатов,отчетов, лицензий на выбросы и т.п.;

  • проверка экологическойполитики и программ, принятых напредприятии (аудиторы должны оценитьглубину и приемлемость программвнутреннего контроля, включая контрольза процедурой менеджмента и технологическийконтроль, а также риски, связанные свозможностью ослабления контроля);

  • проверка эффективностисистемы менеджмента, персональнойответственности и компетент­ностиперсонала;

  • конфиденциальныеинтервью с персоналом на всех уровняхорганизации по поводу эффектив­ностисистемы менеджмента и особенно повопросам управления снижением уровнязагрязнения;

  • инженерный контрользаводского оборудования, в том числеофисного, организации рабочих мест,энергетических систем и определениеучастков, особо опасных с точки зренияутечки ядов и прочих жидких, твердых илетучих загрязнителей.

Рис. Стадииэкологического аудита

На заключительнойстадии:

  • производитсяколлегиальная оценка полученныхрезультатов и их обсуждение;

  • представляетсяотчет руководству компании и вносятсяпредложения о необходимых улучше­нияхорганизации системы экологическогоменеджмента;

  • выносится решениепо списку необходимых улучшений свозложением персональной ответст­венностина исполнителей, составляется графикработы, предлагаются рекомендации дляследующей аудиторской проверки.

Основные факторыуспеха экологического аудита:.

  • Заинтересованностьруководства предприятия и персонала- план аудитадолжен разрабаты­ваться при участиивсего персонала, а не просто спускатьсядирективным образом с уровня высшегоменеджмента.

  • Квалификацияаудиторов -часть аудиторов должна выбираться изчисла персонала самого пред­приятия,а часть приглашаться со стороны вкачестве внешних консультантов (внешниеконсультанты необходимы прежде всегопотому, что они вносят большую степеньобъективности в анализ и могут податьсвежие идеи).

  • Применениеэкологического аудита как элементасистемы эко-менеджмента.

  • Более низкиеиздержки при использовании «вопросника»,детально охватывающего основные сферы,которыедолжны быть подвергнуты проверке.

Расширениекомплексного подхода к эко-аудиту,рассмотрение его как средства установленияпроцесса непрерывных улучшений качестваэкологического менеджмента, анализвсех сторон органи­зационного,производственного процесса и движенияпродукта с точки зрения концепцииэкологиче­ского жизненного циклапродукта создает предпосылки дляпостепенного продвижения предприятийв сторону все большей экологическойответственности.

Международныестандартизированные системы экологическогоаудита

Любая программаэко-аудита должна иметь некий объекткак базу для сравнения и сопоставлениярезультатов. Таким образом возникаетнеобходимость формирования системыстандартов качества эко-менеджмента.Разработкой стандартов занимаютсяинституты и ассоциации стандартизации,та­кие как BSI (Британский ИнститутСтандартизации), ISI (Ирландский ИнститутСтандартизации), CSA (Канадская АссоциацияСтандартизации) и ISO (МеждународнаяОрганизация Стандартизации).

В течение 90-х годовХХ столетия был разработан ряд стандартовэко-менеджмента и эко-аудита:

1. BS 7750 — Британскийстандарт (первая версия — март 1992 г.).

2. EMAS — стандартЕвросоюза (первая версия — 1993 г.).

3. IS 310 — Ирландскийстандарт (1994 г.).

4. CSA Z750 94 А — Канадскийстандарт (1994 г.).

5. ISO 14000 — стандартМеждународная Организация Стандартизации(1996 г.).

Основой для появленияпервого в мировой практике стандартаэко-менеджмента BS 7750 явились стандартыуправления качеством продукции BS 5750 истандарты качества ISO 9000 и EN 29000.

Центральная идеястандарта BS 7750 состоит в необходимостирегулярного эко-аудита и реализа­циипостоянно возобновляющегося циклаулучшений. Его основные требованиятаковы.

  • Экологическаяполитика — должно обеспечиватьсясоответствие между коммерческимицеля­ми фирмы и ее политикой охраныокружающей среды, четкое распределениеролей и персональной ответственностив организации системы экологическогоменеджмента.

  • Открытость игибкость системы менеджмента дляконтроля и проверок со стороныобщест­венности и обеспечения быстройреакции на предложения по улучшениюсистемы.

  • Организация должнапоставить себе цель превзойти минимальныезаконодательные требова­ния,основываясь на концепции цикла постоянныхулучшений.

  • Документация иотчетность — все планы и стратегиифирмы, показатели ее влияния наокру­жающую среду, результаты аудита,а также все нарекания, полученные фирмойсо стороны потребителей и партнеров,должны быть документированы и представленыв отчетах.

Требования BS 7750предполагают инвентаризацию следующихактивов.

1. Инвентаризацияпотребления. Учитываются все материалы,которые фирма использовала заданныйвременной промежуток, в особенности -природные ресурсы и особо опасныесубстанции, в том числе запасы опасныхвеществ.

2. Инвентаризациявсех произведенных фирмой продуктов сучетом концепции жизненного циклапродукта.

3. Инвентаризациявсех выбросов в воду, атмосферный воздух,размещенных отходов и оценка их влиянияна состояние окружающей природнойсреды.

4. Пересчет всехвышеперечисленных активов с точкизрения материального баланса (выполнениеэтого требования поможет обнаружитьнеопределенные ранее потоки загрязняющихвеществ).

5. Расчет общеговлияния деятельности фирмы на состояниеокружающей среды.

6. Определениемеханизма воздействия фирмы на окружающуюсреду. С точки зрения жизненного циклапродуктов анализируются процессыпроизводства, хранения, транспортировки,размещения отходов, все случаи выбросов,в том числе аварийных.

В современныхусловиях наибольшее распространениеполучили системы EMAS (европейская системаэко-менеджмента и эко-аудита) и ISO 14001,являющаяся составной частью международныхстандартов эко-менеджмента ISO14000. Эти стандартизированные системыэко-менеджмента пресле­дуют одни ите же цели, отличаясь однако по некоторымпризнакам.

Таблица

Краткаяхарактеристика систем эко-менеджментаи эко-аудита

Признак

EMAS

ISO 14001

Год введения

1993/95

1996

Масштаб действия

Европейский Союз

Весь мир

Отрасли

Любые

Любые

Предмет исследования

Место предприятия

Предприятие и егоорганизация

Обязательностьпубликации

Экологическаядекларация

Экологическаяполитика

Экологическийаудит согласно EMAS.

В основе EMAS лежитпринцип компенсации экономиче­скогоущерба от загрязнения окружающейприродной среды за счет виновного внанесении ущерба. Согласно статье 1Предписания ЕС об эко-аудите, предприятияберут на себя ответственность за ох­рануокружающей среды и стремятся к»непрерывному улучшению охраны окружающейсреды пред­приятия».

Членство в системеевропейского эко-аудита предполагаетреализацию и прохождение предпри­ятиемследующих этапов:

1. Экологическаяпроверка.

Проведение первойэкологической проверки имеет цельюсбор и документацию необходимыхпроизводственных данных относительновоздействия на окружающую природнуюсреду (потребление сырья и энергии, учетвыбросов, отходов, шума), регистрируемыхв эко-балансе предприятия, а такжебазисной информации об экологическойорганизации и целях предприятия. Далееоценивается сте­пень отрицательноговоздействия на при родную среду иидентификация связанных с этим узкихмест.

2. Экологическаяполитика.

Формулируютсякачественные и количественные целиэкологической политики предприятия иус­танавливаются конкретные мероприятия,относящиеся к выполнению этих целей.

3. Построениесистемы экологического менеджмента.

Предписание оевропейском эко-аудите требует эффективнойорганизации производственной ох­раныокружающей среды или про веркиэффективности существующего ужеэкологического менедж­мента. Сюдаотносится и формирование наглядностипроизводственного процесса, т.е. оценкавыпол­нения требований законодательстваи условий, необходимых для достиженияпоставленных целей (например, описаниезадач, ответственности и компетенций,обязательность ведения соответствую­щейдокументации и т.д.).

4. Производственнаяэкологическая проверка (эко-аудитпредприятия).

Регулярная проверкаэкологических данных, достижения целейи выполнения экологических про­грамм;приемлемость организации экологическогоменеджмента и технического оборудованиядля охраны окружающей среды осуществляетсяв рамках внутрипроизводственнойэкологической провер­ки. Последняяможет проводиться как внутренними, таки внешними проверяющими (эко­-аудиторами).При этом происходит оценка степениинтеграции системы экологическогоменеджмента в производственный процесс.

5. Экологическаядекларация.

ЕМАS-предписаниетребует от предприятия публикацииэкологической декларации (заявления),в которой должны быть предоставленывсе необходимые данные, результаты ицели предприятия. Ин­формация,относящаяся к коммерческой тайне, можетне предоставляться.

6. Экологическаяэкспертиза.

Все рассмотренныевыше процессы от 1 до 4 и проект экологическойдекларации должны быть проверены иподтверждены внешними независимымиэко-экспертами (службами).

7. Подтверждениечленства в системе европейскогоэко-аудита.

Предприятия,выполняющие требования ЕМАS-предписанияи имеющие разрешение на добро­вольноеучастие в системе, получают право наиспользование факта участия в системеевропейского эко-аудита в рекламныхцелях и связях с общественностью.

Образованная врезультате реализации данных этаповсистема эко-аудита, преследуя цельулучше­ния производственных показателей,является инструментом систематического,периодического и объ­ективного учетаэкологических показателей определеннойпроизводственной деятельности ссоблю­дением экологическогозаконодательства и самостоятельноустановленных целей в рамках экологиче­скойполитики.

Согласно требованиямЕМАS-предписания, внутрипроизводственныйконтроль включает в себя два уровня.Во-первых, предприятие информирует опроизводственной окружающей средепосредст­вом экологической декларации,которая публикуется каждый год. Во-вторых,уполномоченные эко-­эксперты проверяютформальное выполнение требованийпредписания.

Экологическийаудит согласно ISO14000. Центральнымдокументом стандарта ISO 14000 считает­сяISO 14001 — «Спецификация и руководство поиспользованию систем экологическогоменеджмен­та». В отличие от остальныхдокументов, все его требования являются»аудируемыми» — предполага­ется, чтосоответствие или несоответствие имконкретной организации может бытьустановлено с вы­сокой степеньюопределенности. Именно соответствиестандарту ISO 14001 и является предметомформальной сертификации. Все остальныедокументы рассматриваются каквспомогательные. На­пример, ISO 14004содержит более развернутое руководствопо созданию системы экологическогоменеджмента, серия документов 14010определяет принципы аудита экологическогоменеджмента. Серия 14040 определяетметодологию «оценки жизненного цикла»,которая может использоваться при оценкеэкологических воздействий, связанныхс продукцией организации (такая оценкатребуется стандартом ISO 14001). Экологическийаудит согласно серии ISO 14000 не требуетв отличии от EМAS опубликования экологическойдекларации.

Актуальная ситуацияотносительно количества сертифицированныхпредприятий (ISO 14001 и EMAS) в мире такова:среди 15281 фирм сертифицированных по ISO14001 из Японии — 3316, Герма­нии — 1950 иШвеции — 1025, Великобритании — 1014, США -740, а из 3315 фирм сертифицирован­ных поEМAS из Германии — 2432, из Австрии — 253, изШвеции — 17939.

Юриспруденция / Законодательство в БЖД / 9.5. Правовые основы экологического аудита

Экологический аудит – это предпринимательская деятельность экологических аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и по выработке рекомендаций по снижению потенциального негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье населения.

Задачами экологического аудита являются:

обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранного законодательства;

повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;

снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

При проведении экологического аудита должны соблюдаться следующие принципы:

1) объективность и независимость экологических аудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников, руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;

2) профессионализм и компетентность экологического аудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;

3) достоверность и полнота информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;

4) планирование работ по проведению экологического аудита;

5) комплексность экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую природную среду);

6) конфиденциальность информации, получаемой в результате проведения экологического аудита;

7) ответственность экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Экоаудит может быть обязательным и инициативным (добровольным). Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных в нормативно-правовых актах, а также по решению государственных органов (суда, правоохранительных органов). В действующем федеральном законодательстве такие случаи не определены, некоторые субъекты РФ в своем законодательстве восполняют этот пробел.

Например, законом Томской области «Об экологическом аудите в Томской области» от 27 августа 1997 г. (Официальные ведомости Администрации Томской области. – 1997. – № 18. – Ст. 10.) установлено, что обязательный экологический аудит проводится:

при обосновании инвестиционных проектов и программ, если это предусмотрено условиями инвестирования;

при обосновании и реализации экологических программ (федеральных, региональных, местных отделений – предприятий природопользователей), финансируемых за счет бюджетных и внебюджетных средств;

по решению муниципальных органов при лицензировании и сертификации видов деятельности в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Инициативный аудит проводится по решению субъекта хозяйственной деятельности, определяющего цели и задачи проведения экологического аудита

Э

кологический аудит проводится экоаудиторами, действующими в составе экоаудиторских организаций либо индивидуально.

Для подтверждения профессиональной пригодности и квалификации аудиторов проводится их аттестация специальной Комиссией Госкомэкологии РФ (ныне – МПР РФ). Аттестуемый экоаудитор должен иметь высшее образование, практический опыт работы, связанной с охраной окружающей среды, природопользованием и методологией экоаудирования не менее 4 лет, обладать знаниями специфики отрасли, в которой полагается проводить аудит, и пройти курс специального обучения в области экоаудирования.

Экологическое аудирование является лицензируемым видом предпринимательской деятельности.

Для обеспечения реализации принципа независимости и объективности экоаудита установлено, что он не может проводиться:

экологами–аудиторами, являющимися учредителями, акционерами, руководителями, должностными и иными заинтересованными лицами аудируемого хозяйствующего субъекта, либо состоящими с вышеуказанными лицами в близком родстве, либо свойстве (родители, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети их супругов);

экологическими аудирующими организациями:

в отношении хозяйствующих субъектов, являющихся учредителями, акционерами, собственниками, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых указанные фирмы, являются учредителями, акционерами, собственниками;

в отношении хозяйствующих субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, либо филиалами, отделениями, представительствами, либо имеющими в своем капитале долю этих аудиторских организаций.

Результатом экологического аудита является заключение, составляемое и подписываемое экологами-аудиторами. Оно должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.

В вводной части указываются юридический адрес, расчетный счет аудиторской организации; фамилии, имена и отчества экоаудиторов, номер и дата выдачи лицензии на осуществление экологического аудита, срок ее действия, а также срок проведения экологического аудита.

В аналитической части указываются:

наименование субъекта хозяйственной деятельности;

период его деятельности;

результаты анализа природоохранной деятельности, соответствие ее экологическим требованиям;

факты, выявленные в ходе осуществления проверки исполнения природоохранного законодательства РФ, которые нанесли, либо могут нанести ущерб окружающей природной среде или здоровью населения.

Итоговая часть содержит:

обоснованные выводы о воздействии субъекта хозяйственной деятельности на состояние окружающей природной среды;

конкретные и приемлемые меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

информацию о последствиях непринятия субъектом хозяйственной деятельности соответствующих мер.

К сожалению, в действующем законодательстве до сих пор не урегулирован вопрос, какой юридической силой обладает данное заключение. Думается, что заключение аудитора должно иметь обязательную силу для всех юридических и физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, а в случае проведен

ия проверки по поручению государственных органов, должно приравниваться к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ.

Добавить комментарий