Достоинством аккредитивной формы международных расчетов является

Аккредитив- поручение банка-покупателя (банкаэмитента) банку поставщика производитьоплату счетов этого поставщика заотгруженный товар или оказанные услуги,на условиях, предусмотренных в заявленииаккредитива покупателем. Виды аккредитива:

1)покрытый (депонированный);

2)непокрытый (гарантированный).

А)отзывной;

Б)безотзывной.

Приоткрытии покрытого аккредитивабанк-эмитент зачисляет сумму актива наспециальный аккредитивный счёт вбанке-исполнителе, обслуживающемпоставщика. Отзывной аккредитив можетбыть изменен или отменен без согласияполучателя средств. Механизм его являетсяотзывным.

Аккредитивдепонированный (подтверждающий).

(1)Заявление на открытие аккредитива отплательщика к банку-эмитента; (2) открытиеаккредитива; одновременно (3) списываетсясумма аккредитива с расчетного счётаплательщика в банке-эмитенте и зачислениеее на специальный аккредитивный счётв исполняющем банке. (4) Отгрузка товаров,(5) передача аккредитива от производителяот плательщика к производителю; (6)передача аккредитива в банк исполнитель,(7) зачисление аккредитива на расчётныйсчёт. Недостаток- отвлечение средств на моментдепонирования, поэтому расчёты подомнымобразом осуществляются в основном сненадежными контрагентами.

Гарантированный(непокрытый)аккредитив

Участники:производитель, потребитель, банк-исполнитель,банк-эмитент.

Механизм:(1) Заявление на открытие аккредитива,(2) открытие аккредитива, (3) передачатовара, (4) оплата аккредитивом, (5) передачааккредитива в свой банк,

(6)зачисление суммы аккредитива на расчётныйсчёт поставщика (производителя), (7)писание суммы аккредитива с расчетногосчета плательщика.

Использованиегарантированного аккредитива возможнов том случае, если между коммерческимибанками установлены прямые корреспондентскиеотношения (в банках открыты счета другдруга).

Основныепреимущества документарных аккредитивов:

    применимость в качестве инструмента обеспечения при операциях практически со всеми странами мира;

    высокая степень защиты от рисков для всех участников сделки;

    гибкость в отношении условий платежа;

    возможность использования в качестве средства краткосрочного финансирования;

    быстрое и беспрепятственное осуществление платежа;

    альтернатива авансовому платежу;

    международная правовая надежность.

Аккредитивнаяформа расчета дает поставщику уверенность,что товар будет отгружен после выставлениясуммы аккредитива. В отличие от предоплатыи аванса при аккредитивной форме расчетапродавец может использовать выставленнуюсумму денег только после отгрузкитовара. Это способствует соблюдениюусловий договора. При непоставке(недопоставке) товара деньги в обязательномпорядке будут возвращены покупателю.Продавец при данной форме расчетаполностью уверен, что деньги перечислены,так как они находятся в обслуживающемпродавца банке. Преимуществааккредитива в том, что эта форма расчетанадежна, проста и привлекательна какгарантия оплаты.

Дляпокупателянедостаткомаккредитива, каки при предоплате или авансе, являетсято, что на определенное время деньгивыводятся из оборота — они «замораживаются»в банке покупателя. Недостатокаккредитива для продавцапо сравнению с предоплатой или авансомсостоит в том, что деньги нельзяиспользовать до момента поставки товара.

В настоящее время аккредитивная форма расчетов является более надежной по сравнению с другими формами безналичных расчетов, она включает в себя элементы банковской гарантии, прямых платежей предприятия и расчетов векселями. Кроме того, аккредитив может облегчить коммерческую сделку путем обеспечения соответствующего механизма и делая различными способами невозможные сделки возможными.

Аккредитив является гибким инструментом, позволяющим сторонам обсуждать различные механизмы защиты. Например, клиент может предложить, чтобы условия основного контракта требовали обеспечения аккредитивом только определенного процента продажной цены, тем самым позволяя клиенту удержать часть цены в случае неудовлетворительного исполнения. Клиент может также потребовать, чтобы платеж был зависим от представления бенефициаром сертификата, подтверждающего удовлетворительную инспекцию товаров независимым третьим лицом. Покупатель-клиент может также потребовать от продавца-бенефициара приобретения «запасного» аккредитива для обеспечения удовлетворительного исполнения обязательства продавцом.

Положительной сторонами аккредитивной формы расчетов является:

  • · гарантия платежа при соблюдении всех основных правил осуществления расчетов;
  • · оплата осуществляется после отгрузки товара;
  • · оплата производится с согласия плательщика, выраженного в данном случае самим фактом открытия аккредитива;
  • · плательщику предоставляется право отказаться от оплаты, если обнаружены нарушения условий договора;
  • · аккредитив открывается за счет средств покупателя или кредита банка, если покупатель имеет право на его получение.

Рассмотрим основные преимущества использования аккредитивной формы расчетов для покупателя и поставщика.

Для покупателя преимущества заключаются в следующем:

  • · аккредитив дает возможность покупателя продемонстрировать свою платежеспособность, что особенно важно при установлении новых торговых связей;
  • · используя аккредитивную форму расчетов, покупатель может добиться более выгодных условий поставки и оплаты товара;
  • · покупатель может отказаться оплачивать товар, если представленные поставщиком документы не соответствуют условиям аккредитива;
  • · покупатель может получить товарный кредит при использовании аккредитива с отсрочкой платежа или, при отсутствии в необходимом количестве оборотных средств для открытия аккредитива может использовать возможность открытия аккредитива под определенный залог (товаров, ликвидных активов и пр.), расплачиваясь «живыми деньгами» с банком-эмитентом только в момент платежа или в сроки, оговоренные договором об открытии аккредитива.

Преимущества аккредитивной формы расчетов для поставщика в следующем:

  • · поставщик может быть уверен, что в полном объеме получит платеж при условии своевременного представления документов, соответствующих условиям аккредитива;
  • · возможность получения подтверждения аккредитива другим банком или непосредственно банком-эмитентом;
  • · аккредитив дает уверенность в том, что поставщик получит платеж за поставленный товар вне зависимости от финансового состояния импортера и банка импортера (при подтвержденном аккредитиве);
  • · использование резервных аккредитивов (stand-bay) позволяет получить гарантии, как покупателю, так и продавцу о возмещении расходов и возможных убытков при невыполнении обязательств по основному договору.

Необходимо также отметить наличие ряда недостатков присущих аккредитивной форме расчетов, к ним относятся:

  • · более высокая по сравнению с прямыми расчетами ставка комиссионного вознаграждения банков;
  • · сложность в квалифицированном составлении условий аккредитива для покупателя и продавца;
  • · необходимость всем участникам расчетов иметь специфические знания в области международной торговли;
  • · временной «пробег» документов между банками.

Без сомнения, аккредитив — очень действенная и надежная форма расчетов, которая больше, чем другие, позволяет контрагентам чувствовать себя защищенными от ненадлежащих действий другой стороны, в связи, с чем она и получила широкое распространение при осуществлении международных расчетов.

Она является одной из наиболее востребованных форм платежа при осуществлении международных расчетов и проведении сложных структурированных сделок.

При оптимально сформулированных условиях и требованиях к документам, против которых он оплачивается, аккредитив предоставляет покупателю максимальную гарантию получения оговоренного в нем товара (работ, услуг) в обусловленные сроки и возможность контролировать их оплату при нарушении условий аккредитива. Для поставщика же расчеты посредством аккредитива гарантируют своевременность получения платежа (при соблюдении им всех условий) и исключают риск отказа от поставки, а, следовательно, являются хорошей альтернативой авансовым платежам.

Кроме того, получив открытый в его пользу аккредитив, экспортер может быть уверен в выполнении его контрагентом требований валютного законодательства своей страны и беспрепятственном осуществлении платежа. Для импортера же аккредитив является еще и инструментом контроля за правильностью оформления и своевременностью представления иностранной фирмой-экспортером коммерческих документов, необходимых для ввоза на территорию РФ и надлежащего таможенного оформления импортируемых товаров, в том числе получения различного рода сертификатов (качества, происхождения, соответствия стандартам ГОСТ, санитарного, ветеринарного и др.).

Безотзывный документарный аккредитив, очевидно, является более дорогой формой расчетов по сравнению с другими (перевод, инкассо), но в то же время позволяет контролировать сроки исполнения поставок и осуществления платежей.

Банкиры почти единодушно называют аккредитивы одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся инструментов. В настоящее время аккредитивы становятся все более привлекательными. Рынок аккредитивов ежегодно увеличивается пропорционально росту объемов импорта.

В международной банковской практике этот уникальный в своем роде инструмент, сочетающий в себе расчетную и обеспечительную функции, активно используется на протяжении столетий и по-прежнему не теряет своей актуальности, поскольку при его использовании значительно уменьшаются риски неисполнения своих обязательств контрагентами.

Сегодня спектр банковских услуг настолько широк, что клиенты могут найти среди них варианты на любые случаи жизни. В том числе и аккредитив может стать хорошим помощником в определенных жизненных ситуациях.

Аккредитив — это обязательство банка, выпущенное по поручению покупателя, оплатить представленные продавцом документы, если соблюдены все условия контракта.

Аккредитив представляет собой безналичную форму расчетов, а также безотзывное банковское обязательство произвести платеж. Он является гарантом оплаты только против предоставления продавцом документов, для проверки которых существуют единые международные стандарты.

Форма расчета аккредитивами призвана достичь договоренности между продавцом и покупателем, особенно в тех случаях, когда предприятие впервые осуществляет внешнеторговую операцию или только осваивает новый рынок сбыта.

Особенности аккредитива

Важной особенностью при расчетах аккредитивами является то, что банки имеют дело только с документами, но не с товарами, которые эти документы представляют. Также стоит учитывать, что банки рассматривают только документы, указанные в условиях аккредитива, и не принимают во внимание какие-либо иные документы (например, контракты и иные соглашения между продавцом и покупателем).

Условия аккредитива полностью определяются покупателем и письменно сообщаются в банк покупателя одновременно с заявлением на открытие аккредитива.

Наиболее часто данный вид расчета применяется во внешнеторговой сделке и при осваивании нового рынка сбыта. В этих случаях аккредитив помогает разрешить ситуацию, когда продавец отказывается отгрузить товар без гарантии оплаты, в то время как покупатель отказывается оплатить товар до тех пор, пока не будет уверен, что товар доставлен в полном соответствии с условиями контракта.

В аккредитиве в обязательном порядке должны быть указаны:

дата и номер;

реквизиты плательщика, получателя, исполняющего банка и банка-эмитента;

вид аккредитива;

срок действия;

способ исполнения;

перечень документов и требования к ним, представляемых получателем средств;

назначение платежа;

срок представления документов;

необходимость подтверждения (при наличии);

порядок оплаты комиссионного вознаграждения банков;

в аккредитиве может быть указана иная информация.

Подробнее см. в Положении ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» п. 6.7

Виды аккредитивов

Отзывный аккредитив

Может быть аннулирован или его условия могут быть изменены без уведомления продавца.

Безотзывный аккредитив

Не может быть аннулирован и его условия не могут быть изменены без согласия заинтересованных сторон.

Переводной (трансферабельный) аккредитив

Продавец, не являющийся поставщиком всей партии товаров передает свои права на получение средств полностью или частично третьим лицам и дает соответствующие указания исполняющему банку.

Гарантийный (резервный) аккредитив

Представляет собой гарантию обеспечения платежа, если покупатель по резервному аккредитиву не выполняет своих обязательств по контракту.

Револьверный (возобновляемый) аккредитив

Применяется при регулярных поставках товара. Сумма аккредитива по мере выплат автоматически пополняется в рамках установленного общего лимита и срока действия аккредитива.

Порядок расчета аккредитивом

Схема расчета аккредитивом может быть представлена следующим образом:

Схема расчета аккредитивом

Источник: «Документарные аккредитивы». Пособие для клиентов. ЗАО КБ «Гагаринский. Москва, 2008

Этап 1 — Заключение контракта.

Этап 2 — Заявление на открытие аккредитива от покупателя банку-эмитенту. Уведомление об открытии аккредитива от банка эмитента авизующему банку.

Авизование аккредитива продавцу.

Этап 3 — Поставка товара

Этап 4 — Документы, в соответствии с условиями аккредитива, от продавца авизующему банку. Документы и требования от авизующего банка банку-эмитенту.

Документы покупателю.

Этап 5 — Дебетование счета покупателя. Перевод средств от банка эмитента-исполняющему банку. Платеж продавцу.

Чаще всего в сделке аккредитива участвуют следующие стороны:

Покупатель (приказодатель, импортер, Applicant, Opener, Importer).

Покупатель поручает своему банку выпустить (эмитировать) документарный аккредитив в пользу продавца, перечислив при этом банку необходимую сумму денег.

Банк-эмитент (банк покупателя, Issuing Bank, Opening Bank).

Банк, который выпускает документарный аккредитив и берет на себяОбязательстваперед продавцомот лицапокупателя.

Продавец (бенефициар, экспортер, Beneficiary, Exporter).

Сторона, в чью пользу выпускается аккредитив, которая будет получать оплату, предусмотренную аккредитивом, против документов, представленных в соответствии с его условиями. Довольно распространенным является случай, когда продавец и покупатель находятся в разных странах, и банк-эмитент не вступает впрямой контакт с продавцом, а пользуется для этой цели услугами банка в стране продавца. Такой банк называется авизующим.

Авизующий банк (Advising Bank).

Банк, который уведомляет продавца о деталях выставленного в его пользу документарного аккредитива (то есть авизует аккредитив), и, тем самым, подтверждает его подлинность.

Плюсы аккредитива:

гарантированное получение всей суммы от покупателя;

контроль со стороны банка соблюдения условий договора;

полный и гарантированный возврат денег покупателю в случае отмены сделки;

юридическая ответственность кредитных организаций за законность сделок, в которых применяется аккредитив.

Минусы аккредитива:

сложности, связанные с большим количеством документов на разных этапах оформления аккредитива;

высокая стоимость подобной формы расчета для сторон по внешнеторговой сделке.

В соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов аккредитив- это соглашение, в силу которого банк обязуется по просьбе клиента произвести оплату документов бенефициару, в пользу которого открыт аккредитив, или произвести оплату, акцепт тратты, выставленной бенефициаром, или негоциацию (покупку) документов, если выполнены все условия аккредитива. Обязательство банка по аккредитиву является самостоятельным и не зависит от правоотношений сторон по коммерческому контракту. Это положение направлено на защиту интересов банков и их клиентов: экспортеру обеспечивает ограничение требований к оформлению документов и получению платежа только условиями аккредитива; импортеру — четкое выполнение экспортером всех условий аккредитива.

В расчетах по документарному аккредитиву участвуют:

  • импортер (приказодатель), который обращается к банку с просьбой об открытии аккредитива;
  • банк-эмитент, открывающий аккредитив;
  • авизующий банк, которому поручается известить экспортера об открытии в его пользу аккредитива и передать ему текст аккредитива, удостоверив его подлинность;
  • бенефициар-экспортер, в пользу которого открыт аккредитив. Схематично осуществление аккредитивной формы расчетов можно представить в виде следующих этапов (рис. 6.1).

Рис. 6.1.

Импортер после заключения контракта с экспортером (1) представляет в банк заявление на открытие аккредитива (2).

Банк-эмитент открывает аккредитив и направляет его своему корреспонденту, как правило, в стране экспортера, поручая ему авизовать аккредитив бенефициару (3).

Авизующий банк извещает и передает аккредитив бенефициару, удостоверяя его подлинность (4).

После получения открытого в его пользу аккредитива (т.е. обязательства банка произвести платеж) бенефициар производит отгрузку товара (5), представляет документы, как правило, в авизующий банк (6), который пересылает их для оплаты банку-эмитенту (7).

После проверки правильности оформления документов, если документы соответствуют условиям аккредитива, банк-эмитент переводит деньги согласно инструкциям авизующего банка (8) и выдаст документы приказодателю (9), который получает товар.

Поступившая в авизующий банк экспортная выручка зачисляется на счет бенефициара (10).

В соответствии с условиями аккредитива в качестве исполняющего банка, уполномоченного на оплату документов, возможно назначение и авизующего банка, который в этом случае производит оплату документов экспортеру в момент их представления в банк, а затем потребовать возмещения произведенного платежа у банка-эмитента (по непокрытым аккредитивам). Если у исполняющего банка и банка-эмитента нет взаимных корреспондентских счетов, то в расчетах принимает участие третий (рамбурсирующий) банк, в котором открыты корреспондентские счета указанных банков. В этом случае при открытии аккредитива банк-эмитент дает инструкции (рамбурсное полномочие) рамбурсирующему банку оплачивать требования исполняющего банка в течение срока действия и в пределах суммы аккредитива. Порядок действий банков определяется Унифицированными правилами для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам.

Виды аккредитивов разнообразны и могут быть классифицированы но следующим принципам.

  • 1. С точки зрения возможности изменения или аннулирования аккредитива банком-эмитентом различаются: безотзывный аккредитив — твердое обязательство банка-эмитента не изменять и не аннулировать его без согласия заинтересованных сторон; отзывной, который может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара. При отсутствии соответствующего указания аккредитив считается безотзывным.
  • 2. С точки зрения дополнительных обязательств другого банка по аккредитиву различаются подтвержденный и неподтвержденный аккредитивы. Пели банк-эмитент просит авизующий или иной третий банк подтвердить его безотзывный аккредитив, то такое подтверждение (если предусмотренные документы представлены и выполнены все условия аккредитива) означает твердое обязательство подтверждающего банка в дополнение к обязательству банка-эмитента по платежу, акцепту или негоциации тратты.
  • 3. С точки зрения возможности возобновления аккредитива применяются возобновляемые (ролловерные, револьверные) аккредитивы, которые открываются па часть стоимости контракта с условием восстановления первоначальной суммы аккредитива после его полного использования (за ряд комплектов документов) либо после представления каждого комплекта документов. Как правило, в тексте аккредитива указывается общая сумма, которую не может превысить совокупность обязательств по данному аккредитиву. Возобновляемые аккредитивы, позволяющие сократить издержки обращения, находят широкое применение при расчетах по контрактам на крупные суммы с регулярной отгрузкой товаров в течение длительного периода.
  • 4. С точки зрения возможности использования аккредитива вторыми бенефициарами (непосредственными поставщиками товара) различаются переводные (трансферабелъные) аккредитивы. При комплектных поставках, осуществляемых субпоставщиками, по указанию первого бенефициара аккредитив может быть переведен полностью или частично второму бенефициару. Трансферабельный аккредитив переводится не более одного раза.
  • 5. С точки зрения предоставления банком-эмитентом иностранному банку валютного покрытия различаются покрытый и непокрытый аккредитивы. При открытии аккредитива с покрытием банк-эмитент переводит сумму аккредитива, как правило, подтверждающему банку в качестве обеспечения им выполнения обязательств по аккредитиву, что в ряде случаев свидетельствует о недоверии подтверждающего байка к платежеспособности банка-эмитента. Иногда вместо покрытия банк-эмитент выставляет подтвержденное обязательство, выплачивая подтверждающему банку комиссию. В современных условиях преобладают непокрытые аккредитивы.
  • 6. С точки зрения возможностей реализации аккредитива различаются: аккредитивы с платежом против документов, акцептные аккредитивы, предусматривающие акцепт тратт банком-эмитентом при условии выполнения всех требований аккредитива; аккредитивы с рассрочкой платежа, аккредитивы с негоциацией документов. Аккредитивы с платежом против документов используются для расчетов по контрактам без рассрочки платежа (или с краткосрочной отсрочкой платежа, например, до 30 дней от даты отгрузки товара). Для расчетов по контрактам, предусматривающим коммерческий кредит, предоставленный продавцом покупателю, применяются аккредитивы с отсроченным платежом, или акцептные аккредитивы. Акцептные аккредитивы предусматривают обязательство банка-эмитента акцептовать и при наступлении срока оплатить выставленную на него тратту (или простой вексель) при выполнении всех условий аккредитива. При осуществлении расчетов по аккредитиву с отсроченным платежом в случае представления документов, полностью соответствующих условиям аккредитива, банк-эмитент принимает на себя обязательство в рамках открытого им аккредитива произвести платеж при наступлении срока, о чем уведомляет бенефициара. Срок действия таких аккредитивов не охватывает весь период рассрочки платежа и предназначен только для представления документов. Аккредитивы, исполняемые путем негоциации (покупки), подразумевают обязанность банка оплатить без оборота на бенефициара выставленную им тратту и (или) документы, представленные по аккредитиву.

В отличие от документарного аккредитива денежный аккредитив — именной документ, содержащий поручение о выплате денег получателю в течение определенного срока при соблюдении указанных в нем условий.

7. С точки зрения исполнения аккредитива различаются аккредитивы с исполнением в банке-эмитенте и в третьих банках (подтверждающем, авизующем). Разновидностью аккредитива является аккредитив с исполнением в любом банке (со свободной негоциацией, циркулярный). Такие аккредитивы — безотзывные и выставляются лишь крупными банками, известными в деловых кругах и с первоклассной репутацией, иначе экспортеру трудно их реализовать.

В современных условиях также применяются аккредитивы компенсационные и «бэк-ту-бэк». Экономическое содержание этих видов аккредитивов сводится к следующему. Бенефициар, в пользу которого по поручению иностранного покупателя открывается аккредитив, является посредником, а не производителем товара. Для того чтобы обеспечить поставку товара конечному покупателю, он обязан его закупить. Если расчеты с фирмой — производителем товара должны осуществляться в форме документарного аккредитива, то в качестве обеспечения для открытия такого аккредитива посредническая организация может предложить банку первоначальный аккредитив, открытый в его пользу банком импортера. Некоторые страны, особенно США, Западной Европы, используют резервный гарантийный аккредитив (стэнд-бай), который служит гарантией выполнения контрагентами взятых на себя обязательств по контракту. В случае неоплаты документов должником по контракту кредитор может обратиться в банк за получением платежа в счет резервного аккредитива.

Аккредитивная форма расчетов — наиболее сложная и дорогостоящая. За выполнение аккредитивных операций (авизование, подтверждение, проверку документов, платеж) банки взимают более высокую комиссию, чем но другим формам расчетов, например инкассо.

Аккредитивная форма расчетов имеет следующие преимущества и недостатки для экспортера (табл. 6.1).

Таблица 6.1. Преимущества и недостатки аккредитивной формы расчетов для экспортера

Преимущества

Недостатки

Гарантия своевременной оплаты экспортных поставок товаров/услуг, поскольку банк берет на себя это обязательство

Ускорение получения экспортной выручки, если банк производит выплату после отгрузки товара на основе представленного комплекта документов в соответствии с условиями контракта

При необходимости экспортер может получить кредит в своем банке под залог аккредитива до получения экспортной выручки

Сложность этой формы расчетов для экспортера состоит в необходимости тщательного оформления документов и своевременного их представления в банк

Длительное прохождение документов через банки, участвующие в этой форме расчетов Высокая банковская комиссия. Импортер может требовать от экспортера принять на себя часть расходов по обслуживанию аккредитива

Таким образом, для экспортера аккредитивная форма расчетов имеет больше преимуществ, чем недостатков, особенно при выборе его оптимального вида — безотзывного, подтвержденного, покрытого и других. Обычно экспортеры развитых стран настаивают на этой форме расчетов с импортерами из развивающихся стран в целях обеспечения гарантии получения своей выручки (табл. 6.2).

Таблица 6.2. Преимущества и недостатки аккредитивной формы расчетов для импортера

Преимущества

Недостатки

Возможность контролировать выполнение условий сделки экспортером на основе представленных документов. Уменьшение риска неполучения товара, так как оплата по аккредитивам осуществляется после его отгрузки и представления отгрузочных документов Снижение риска оплаты непоставленного товара Импортер может получить более длительную отсрочку платежа

Невозможность контроля за состоянием товаров после их транспортировки Риск оплаты поврежденных товаров Иммобилизация и распыление финансовых средств импортера, поскольку он обычно открывает аккредитив до получения и реализации товаров Высокая стоимость аккредитивной формы расчетов

Для открытия аккредитива импортер обычно прибегает к банковскому кредиту. Стоимость этого кредита (процент, комиссия и др.) удорожает эту форму расчетов

Таким образом, для импортера аккредитивная форма расчетов менее выгодна, чем для экспортера.

  • 201. Установите соответствие обозначенных способов переда­чи чеков их видам.
  • 202. Установите соответствие обозначенных платежей по чеку их видам.
  • 203. Установите соответствие обозначенных возможностей из­менения условий аккредитивов их конкретным видам.
  • Тема 7. Наличный денежный оборот
  • 224. Установите соответствие обозначенных характеристик денежным фондам, открываемым в расчетно-кассовых центрах.
  • 274. Установите соответствие обозначенных характеристик конкретным видам денег.
  • 275. Установите соответствие обозначенных экономических факторов эмиссии конкретным видам денег.
  • 276. Установите соответствие обозначенных эмитентов конк­ретным разновидностям кредитных денег.
  • 277. Установите соответствие обозначенных разновидностей конкретным видам кредитных денег.
  • 278. Установите соответствие обозначенных характеристик конкретным видам денег.
  • 280. Плательщиком в переводном векселе выступает:
  • Тема 9. Денежная система
  • 290 Денежной системы — это правила, в соответствии с которыми государство организует денежную систему страны.
  • 304. Закон Коперника-Грешема гласит:
  • 305. В Российской Федерации срок обмена старых денежных знаков на новые составляет не менее:
  • 306. Укажите последовательность развития форм золотого стандарта:
  • 307. Установите соответствие характеристик, приведенных в правой колонке, элементам денежной системы, обозначенным в левой колонке.
  • 329. Установите соответствие среднегодовых темпов прироста цен конкретным разновидностям инфляции.
  • 347. Цель антиинфляционной политики заключается в:
  • 357. Установите соответствие обозначенных характеристик конкретным методам стабилизации денежного обращения и валют.
  • 358. Установите соответствие обозначенных мероприятий конкретным методам стабилизации денежного обращения.
  • 368. Российский рубль является… Валютой.
  • 369. При… Конвертируемости валюты устанавливаются ограничения для нерезидентов.
  • 370. Первая мировая валютная система была основана на… Стандарте.
  • 375. Международная валютная… — это способность страны обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами.
  • 376. Укажите последовательность заключенных мировых валютных соглашений.
  • 378. Вторая мировая валютная система была основана на… Стандарте.
  • 382. Валютный… — это цена денежной единицы данной страны, выраженная в иностранной валюте или международных валютных единицах.
  • 383. В настоящее время стоимостной основой курсовых соотношений валют является:
  • 390. Четвертая мировая валютная система изначально основы­валась на:
  • 410. В кредитных отношениях, в отличие от денежных отно­шений, стоимость:
  • 433. Посредством перераспределительной функции кредита могут перераспределяться:
  • 455. Субъектами коммерческого кредита выступают:
  • 464. Заемщиками в банковском кредите выступают:
  • 515. В сфере производства при реализации товаров с отсрочкой платежа основную роль играет… Кредит.
  • 524. Международные кредиты предоставляются:
  • 532. В международном кредите применение… Обусловливается давлением экспортера или особой заинтересованностью импор­тера в сделке.
  • Тема 19. Ссудный процент
  • 547. При уплате ссудного процента по окончании кредитной сделки заемщик передает кредитору:
  • 550. При уплате ссудного процента собственность на него:
  • Тема 22. Особенности современных банковских систем
  • 624. В соответствии с законом 1945 г. Французские… Банки специализировались на проведении долгосрочных операций с цен­ными бумагами.
  • 675. Девизная политика центрального банка связана с проведением:
  • 682. Центральный банк стимулирует денежно-кредитную эмиссию, проводя политику:
  • 693. Установите соответствие обозначенных видов кредитов рефинансирования признакам их классификации.
  • 794. Международная финансовая корпорация предоставляет кредиты наиболее… Предприятиям.
  • 795. Специфика выдачи кредитов Международным валютным фондом состоит в том, что:
  • 798. Правление Международного валютного фонда находится в:
  • 799. Обязательным условием при вступлении любой страны в Международный банк реконструкции и развития является:
  • 800. Международный валютный фонд осуществляет выдачу ссуд после предварительного анализа:
  • Недостатком аккредитивной формы расчетов является:

    A.Быстротаи простота проведения расчетной операции.

    B. Замедлениетоварооборота, отвлечение средствпокупате­ля из хозяйственного оборотана срок действия аккреди­тива.

    C. Отсутствиедля поставщика гарантии оплаты покупателемпоставленной ему продукции.

    D. Необходимостьполучения специального разрешенияБан­ка России на право проведениярасчетов аккредитивом.

    163….- этописьменное поручение одного кредитногоучреждения другому о выплате определеннойсуммы физическому или юридическомулицу при выполнении указанных в порученииус­ловий.

    Аккредитив, открываемый в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента, называется:

    A.Покрытым.

    B.Коммерческим.

    C. Некоммерческим.

    D. Непокрытым.

    165. При аккредитивнойформе расчетов продукция оплачивается:

    A. После ее отгрузки.

    B. До ее отгрузки.

    C. При ее получениипокупателем.

    D. Авансовымплатежом.

    166. Аккредитив,который может быть изменен или аннулиро­ванбанком-эмитентом без предварительногосогласования с постав­щиком, называется:

    A.Безотзывным.

    B. Классическим.

    C. Отзывным.

    D. Ордерным.

    167….формарасчетов предполагает, что плательщикпоруча­ет обслуживающему его банкупроизвести за счет средств, предва­рительнодепонированных на счете, либо подгарантию банка, оп­лату товарно-материальныхценностей по месту нахождения получателясредств на условиях, предусмотренныхплательщиком.

    A.Аккредитивная.

    B. Инкассовая.

    C. Вексельная.

    D. Чековая.

    168. Аккредитив,который не может быть изменен илианнули­рован без согласия поставщика,в пользу которого он был открыт, считается:

    A.Отзывным.

    B. Ордерным.

    C. Классическим.

    D. Безотзывным.

    169. Выплата саккредитива наличными деньгами:

    A.Недопускается.

    B. Допускается.

    C. Допускается приразрешении банка-эмитента.

    D. Допускаетсяпри разрешении территориальногоуправления Банка России.

    170. Особенностьюобращения аккредитивов в России являет­сято, что они:

    A.Могутиспользоваться для расчетов с несколькимипостав­щиками и могут быть переадресованы.

    B. Могутиспользоваться для расчетов только содним по­ставщиком и не могут бытьпереадресованы.

    C. Оплачиваютсятолько наличными деньгами.

    D. Используютсятолько в сделках между физическимилицами.

    171. Срок действияи порядок расчетов по аккредитивууста­навливаются:

    A.Центральнымбанком РФ.

    B. Министерствомфинансов РФ.

    C. Территориальнымуправлением Банка России.

    D. Договороммежду плательщиком и поставщиком.

    172. Достоинствомаккредитивной формы расчетов является:

    A.Простотаоформления сделки.

    B. Быстрыйтоварооборот.

    C. Обеспечениегарантии платежа для поставщикапродук­ции.

    D. Невысокиенакладные расходы.

    173. Аккредитив,по которому банк-эмитент перечисляетза счет средств плательщика илипредоставленного ему кредита денежнуюсумму в распоряжение исполняющего банкана весь срок его действия, называется:

    A.Непокрытым.

    B. Коммерческим.

    C. Покрытым.

    D. Некоммерческим.

    174. Плательщикупредоставляется право отказаться отоплаты при аккредитивной форме расчетовв том случае, если:

    A.Поставщиктребует оплаты безналичным порядком.

    B. У поставщикаоткрыт счет в другом банке.

    C. Аккредитивявляется безотзывным.

    D. Обнаруженынарушения условий договора.

    175. Чеки могутиспользоваться:

    A.Толькофизическими лицами.

    B. Только юридическимилицами.

    C. Физическими июридическими лицами.

    D. Толькокоммерческими банками.

    176. Форму бланковчековых книжек устанавливает:

    A.Центральныйбанк РФ.

    B. Министерствофинансов РФ.

    C. ПравительствоРФ.

    D. ГосударственнаяДума РФ.

      Чек должен быть предъявлен к оплате в банк в течение… дней.

      Чек, эмитированный российским банком, может обращать­ся на территории:

    A.СтранСНГ.

    B. России и Беларуси.

    C. Бывших республикСССР.

    D.ТолькоРоссии.

    179. Расчеты чекамимежду физическими лицами:

    A.Допускаются.

    B. Недопускаются.

    C. Допускаются приразрешении Банка России.

    D. Допускаются,если чеки именные.

    180….пластиковаякарточка позволяет ее владельцуосуще­ствлять расчеты только в пределахтой суммы, которая находится на егоотдельном (карточном) счете в банке.

    A.Срочная.

    B.Дебетная.

    C. Кредитно-дебетная.

    D. Кредитная.

    181. Чековаякнижка может быть выдана банком бездепони­рования средств на счетеклиента в том случае, если клиентамиявляются:

    A.Бюджетныеорганизации.

    B. Коммерческиеорганизации.

    C. Хозяйствующиесубъекты с устойчивым финансовымположением и стабильной платежнойдисциплиной.

    D. Муниципальныеорганы власти.

    182. Прием чековво вклады граждан на их лицевые счета:

    A.Допускается.

    B. Не допускается.

    C. Допускаетсятолько при разрешении Банка России.

    D. Допускаетсятолько при разрешении Министерствафинан­сов РФ.

    183. Банки оплачиваютчеки клиента с его:

    A.Отдельногосчета, на котором депонируются средства.

    B. Общего расчетногосчета без открытия специальных счетов.

    C. Транзитногосчета.

    D. Валютногосчета.

    184. Клиент банкаможет выписывать чеки:

    A.Налюбую сумму.

    B. Только на суммусвоей задолженности поставщикам.

    C. На сумму,депонированную в банке.

    D. Налюбую сумму, кратную 1000 руб.

    185. Чек,платеж по которому совершается тольков пользу лица, указанного в чеке,именуется:

    A. Ордерным.

    B. Предъявительским.

    C. Ассигнационным.

    D. Именным.

    186. Банкиосуществляют операции по счетам клиентовна осно­вании:

    A.Счетов-фактур.

    B. Расчетныхдокументов.

    C. Транспортныхнакладных.

    D. Сертификатовсоответствия.

    187. Чек, платежпо которому совершается лицом,предъявив­шим его в банк, именуется:

    A.Ассигнационным.

    B. Именным.

    C. Предъявительским.

    D. Ордерным.

    188….чекине подлежат передаче.

    A. Ассигнационные.

    B. Предъявительские.

    C. Ордерные.

    D. Именные.

    189. В качестверасчетных документов, представляемыхк за­чету взаимных требований,выступают:

    A.Любыерасчетные документы.

    B. Только платежныепоручения.

    C. Только платежныетребования-поручения.

    D. Толькорасчетные чеки.

    190. Чеки, передаваемыедругому лицу путем простого вручения,именуются:

    A.Ордерными.

    B. Именными.

    C. Предъявительскими.

    D. Ассигнационными.

    191. Чек,платеж по которому совершается как впользу лица, указанного в чеке, так ипутем передаточной надписи другомулицу, именуется:

    A.Предъявительским.

    B. Ордерным.

    C. Именным.

    D. Ассигнационным.

    192. Разрешениебанка осуществить операцию с применениембанковской пластиковой карточки,порождающее обязательство банкаперечислить деньги по расчетномудокументу, составленно­му с ее помощью,называется:

    A.Эквайрингом.

    B. Инкассированием.

    193 Расчеты междубанками на территории Россииосуществ­ляются:

    АТолькочерез расчетно-кассовые центры БанкаРоссии.

    B. Только покорреспондентским счетам банков.

    C. Черезрасчетно-кассовые центры Банка России,по коррес­пондентским счетам банкови на клиринговой основе.

    D. Черезсчета банков, открываемые в Министерствефинан­сов РФ.

    194. Чеки, передаваемыепутем оформления передаточной над­писи(индоссамента), именуются:

    A.Ордерными.

    B. Именными.

    C. Предъявительскими.

    D. Ассигнационными.

    195. Деятельностькоммерческого банка по обслуживаниюпластиковых карточек называется:

    C. Эквайрингом.

    D. Домициляцией.

    196. Расчеты междуклиентами одного учреждения банкапро­водятся:

    A.Списаниемили зачислением средств по счетамклиентов, минуя корреспондентский счетбанка.

    B. Только черезкорреспондентский счет банка.

    C. Только черезрасчетно-кассовые центры.

    D. Толькопутем зачета взаимных требований.

    197….пластиковаякарточка дает возможность ее владельцупроводить расчеты денежными средствамибанка, которые могут быть ему предоставленыв пределах определенного установленно­гобанком лимита.

    А.Дебетная.

    В- Срочная.

    C. Кредитно-дебетная.

    D. Кредитная.

    198. Расчетыпутем зачета взаимных требований междубанками:

    A. Не допускаются.

    B. Допускаются безограничений.

    C. Допускаютсятолько между банками, действующими вод­ном территориальном образовании.

    D. Допускаютсятолько между банками, обслуживаемымив одном расчетно-кассовом центре.

    199. Кформам безналичных расчетов не относятся:

    B. Акции и облигации.

    C. Аккредитивы.

    D. Платежныепоручения.

    200. Установитесоответствие обозначенных характеристики конкретных форм безналичных расчетов.

    Казначейский аккредитив как инструмент

    казначейского сопровождения государственных контрактов

    Шишков Ростислав Сергеевич,

    аспирант, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», shishkovrs@rambler.ru

    В статье рассматривается перспективный способ государственного (муниципального) контроля — казначейское сопровождение. Рассматривается его содержание, а также основные этапы становления. На первом этапе был проведён эксперимент по внедрению процедур сопровождения. На следующем этапе наметилась общая концепция казначейского сопровождения. В настоящее время происходит распространение казначейского сопровождения на всю систему государственных контрактов, а также разработка отдельных инструментов казначейского сопровождения.

    Автор приходит к выводу, что на данном этапе казначейское сопровождение необходимо, однако оно не лишено отдельных недостатков.

    В связи с этим исследует казначейский аккредитив, который является одним из инструментов механизма казначейского сопровождения. Казначейский аккредитив призван снизить негативные последствия от введения казначейского сопровождения. В статье анализируются отдельные аспекты казначейского аккредитива: основания его выдачи, порядок функционирования, способы исполнения. Кроме того, автором делается попытка разграничить особенности казначейского аккредитива и переведённого казначейского аккредитива. В заключении делается вывод о дальнейшей судьбе казначейского аккредитива, перспективах его совершенствования. Ключевые слова: публичный финансовый контроль, государственный (муниципальный) контроль, казначейское сопровождение, казначейский аккредитив.

    Неотъемлемой частью финансового права является государственный (муниципальный) финансовый контроль. В последнее время происходит разработка новых способов финансового контроля, одним из которых является казначейское сопровождение. Оно представляет собой комплексный механизм, который призван повысить прозрачности реализации бюджетных средств, а также эффективности и результативности их использования.

    Впервые казначейское сопровождение было опробовано с 1 января 2014 года на автономных учреждениях и государственных унитарных предприятий, которым предоставлялись субсидии для вложений в объекты капитального строительства государственной собственности и приобретение объектов недвижимости в государственную собственность.

    Суть изменений, которые были внесены Федеральным законом от 28.12.2013 № 418-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»1, заключалась в обязанности указанных организаций открывать отдельные лицевые счета в органе Федерального казначейства для получения и использования субсидий.

    Порядок предоставления организациям для этих целей средств устанавливался Приказом Министерства финансов РФ от 31.12.2013 № 144н «О санкционировании расходов федеральных государственных унитарных предприятий, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации»2.

    Следующим этапом стала попытка распространить казначейское сопровождение на более широкий круг отношений. С этого момента можно констатировать появление первой полноценной модели казначейского сопровождения.

    Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»3, а также Постановлению Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»»4, открывать лицевые счета в органах Федерального казначейства

    О 55 I» £

    1Федеральный закон от 28.12.2013 № 418-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 52. Ст. 6983.

    2Приказ Министерства финансов РФ от 31.12.2013 № 144н «О санкционировании расходов федеральных государственных унитарных предприятий, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации» // Министерство финансов РФ . URL: http://minfin.rU/ru/documerrt/i ndex.php?id_4=20743 (дата обращения 13.07.2016).

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    3Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70810756/ (4дата обращения 13.07.2016).

    Постановление Правительства РФ от 27.12.2014 № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»» // Правительство РФ . URL: http://government.ru/docs/16376/ (дата обращения 13.07.2016).

    В п П Н

    о ы

    а

    «

    а б

    обязаны государственные заказчики и исполнители государственного контракта (далее — исполнители), заключившие:

    Во-первых, государственные контракты, осуществление которых предполагается за счёт субсидий, бюджетных инвестиций или взносов в уставной капитал юридических лиц. Их список устанавливался Правительством РФ.

    Во-вторых, государственные контракты на сумму более 1 млрд. рублей. Стоит отметить, что в отношении государственных контрактов реализуемых в рамках программы гособоронзаказа указанные правила не распространялись.

    Кроме того, чтобы попасть под обязанность об открытии такого лицевого счёта, необходимо было установить в таких договорах условие об авансовых платежах.

    В начале 2015 года был издан Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 16.02.2015 № 23н «О санкционировании расходов юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставленные из федерального бюджета на основании статьи 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»»1. Данный акт установил перечень требований, которые необходимо выполнить исполнителю, чтобы получить бюджетные средства.

    Среди них — требование о предоставлении различных документов-оснований (документов-сведений) о процессе осуществлении государственного контракта. Этим актом также закреплены и некоторые ограничения, к ним, в частности, относится запрет при определённых условиях перечислять средства на расчётный счёт, открытый в кредитных организациях.

    В марте 2015 года были принятые изменения в Постановление Правительства РФ от 27.12.2014 №1563, которые предусматривали обязательное открытие лицевого счета исполнителями в органе Федерального казначейства при наличии в договоре с ним условия об авансовых платежах в размере от 30 до 80 процентов цены указанного контракта2.

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    Последним на стоящий момент этапом является действующие в настоящее время правила о казначейском сопровождении. Для этого этапа характерно первое появление в нормативных актах понятия «казначейское сопровождение».

    Впервые оно было введено в ст. 5 Федерального закона от 14.12.2015 №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год». В ч. 1 указанной статьи было закреплено, что порядок казначейского сопровождения устанавливается Правительством РФ.3 Заметим,

    1Приказ Министерства финансов РФ от 31.12.2013 № 144н «О санкционировании расходов федеральных государственных унитарных предприятий, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации» // Министерство финансов РФ . URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=58214 (дата обращения 13.07.2016).

    2Постановление Правительства РФ от 20.03.2015 № 256 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102365997&backlink= 1&&nd=102369506 (дата обращения 13.07.2016).

    3Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюд-

    жете на 2016 год» // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190535/ (дата

    обращения 13.07.2016).

    что ни данный акт, ни другие легального определения казначейского сопровождения до сих пор не дают.

    Во исполнение закона о бюджете было издано Постановление Правительства РФ от 04.02.2016 № 70 «О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения»4.

    Согласно нему, казначейскому сопровождению стали подлежать государственные контракты (контракты, соглашения), закреплённые в п. 3-7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона о бюджете на 2016 год. К ним следует отнести:

    1)Государственные контракты (договоры), заключенные юридическими лицами за счёт субсидий, бюджетных инвестиций и взносов в уставные капиталы, содержащие авансовые платежи;

    2)Государственные контракты на сумму свыше 100 млн. рублей, предусматривающие авансовые платежи;

    3)Контракты (договоры) исполнителей (соисполнителей) по поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в рамках приведенных в п. 1-2 государственных контрактов, если предусмотрены авансовые платежи;

    4)Государственные контракты об отдельных закупках товаров, работ, услуг, в установленных Правительством РФ случаях.

    Нельзя не отметить, что в феврале 2016 г. также было принято решение об упразднении Федеральной службы финансового-бюджетного надзора. Мы ранее замечали, что это был один из основных органов внутреннего контроля, а в его функции входил контроль над правомерностью и эффективностью использования бюджетных средств5.

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    Рассмотрев отдельные аспекты казначейского сопровождения, можно констатировать наличие определённых плюсов от указанного нововведения как, например, повышение контроля над участниками государственных контрактов. Однако нельзя забывать и о тех рисках, которые влечёт за собой закрепление казначейского сопровождения в Бюджетном кодексе.

    Негативно казначейское сопровождение может сказаться на экономической активности предпринимателей и инвестиционной привлекательности государственных проектов. Ведь исполнители по государственным контрактам будут получать бюджетные средства только после выполнения государственных контрактов, но при условии, что такие операции будут санкционированы Федеральным казначейством. Это может привести к массовому отказу от участия в государственных контргайлахм инимизировать эти негативные последствия, разработан такой инструмент как казначейский аккредитив, который может использоваться при рас-

    4Постановление Правительства РФ от 04.02.2016 № 70 «О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения» // Правительство РФ . URL: (дата обращения 13.07.2016).

    5Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 г № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // Президент РФ . URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40487 (дата обращения 13.07.2016).

    чётах между заказчиком и исполнителем (соисполнителем).

    Казначейский аккредитив — это новый инструмент финансовой системы, ранее неизвестный ни науке, ни практике финансового права России. Согласно п. 23 Постановление № 70, казначейский аккредитив представляет собой документ, подтверждающий обязательство органа Федерального казначейства произвести оплату со счёта государственного заказчика в пользу исполнителя за счёт авансовых платежей по государственному контракту, в случае предъявления последним документально подтвержденных фактов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

    Тем самым, получатель бюджетных средств вместо выплаты аванса будет передавать исполнителю документ, который будет подтверждать, что за выполнение условий государственного контракта этому исполнителю будут выплачены из этого аванса денежные средства, но только по фактически произведенным им действиям.

    Выдаваться казначейский аккредитив будет по заявлению государственного заказчика, основанием для которого будет выступать заключенный между государственным заказчиком и исполнителем договор. Согласно п. 24 Постановление № 70, для целей исполнения казначейского аккредитива будет производиться блокировка лимитов бюджетных обязательств в размере суммы аванса на лицевом счету получателя бюджетных средств.

    Одной из особенностей казначейского аккредитива как инструмента казначейского сопровождения выступает гибкость. На практике при заключении государственного контракта исполнитель нередко берёт на себя обязательство по выполнению сложных, комплексных заданий, осуществление которых невозможно без привлечения третьих лиц (соисполнителей). Поэтому для таких ситуаций был введён переведённый казначейский аккредитив.

    Его суть заключается в поддержании экономических связей между исполнителями по государственным контрактам и соисполнителями, привлекаемыми для выполнения отдельных работ по указанному контракту. Согласно п. 25 Постановления №70, казначейский аккредитив переходит к новому исполнителю на суммы, не превышающие предусмотренные авансовые платежи. Из этого можно сделать вывод, что основной казначейский аккредитив может дробиться на любое количество переведённых казначейских аккредитивов, но при условии, что сумма, предусмотренная для оплаты по ним, не превышает размера авансового платежа по государственному (основному) контракту.

    В остальном переведённый казначейский аккредитив аналогичен казначейскому аккредитиву. Это документ, подтверждающий обязательство органа Федерального казначейства оплатить со счёта исполнителя и из предусмотренных ему авансовых платежей документально подтверждённые и фактически поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги соисполнителя.

    Переводной аккредитив также заменяет предусмотренные контрактом (договором) авансовые платежи соисполнителю, которые последний может получить при предъявлении документов, подтверждающих факт выполнения условий соответствующего контракта (договора). Как и в случае с казначейским

    аккредитивом, он выдаётся по заявлению исполнителя государственного контракта при наличии заключенного с соисполнителем договора.

    Отдельно стоит упомянуть об исполнении казначейского аккредитива. Как было ранее сказано, чтобы соблюсти условие получения авансового платежа по казначейскому аккредитиву исполнителю (соисполнителю) необходимо представить в территориальный орган Федерального казначейства платёжные документы, а также документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. В свою очередь соответствующий орган Федерального казначейства осуществляет санкционирование операций в соответствии с правилами, закреплёнными в Приказе Министерства финансов РФ от 25 декабря 2015 г. № 213н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения»1.

    После этого, как документы исполнителя (соисполнителя) проходят проверку, территориальным органом Федерального казначейства принимает к исполнению казначейский аккредитив. Однако из п. 26 Постановление № 70 следует, что будет производиться исполнение не только того переведённого казначейского аккредитива, который принимается к исполнению, но и казначейского (основного) аккредитива, а также переводных казначейских аккредитивов, частью которых является исполняемый переведённый казначейский аккредитив. Из этого можно сделать две теории.

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    Во-первых, предположим, что ранее выдвинутая нами идея о делимости казначейского аккредитива верна. Тогда, исходя из положения п. 26 Постановления № 70, получается, что при исполнении одного из переведённых казначейских аккредитивов мы исполняем также и основной казначейский аккредитив. Однако это утверждение не может быть верным по следующим причинам. Прежде всего, остаются и другие переведённые казначейские аккредитивы, которые остаются неисполненными. Кроме того, в приведённом выше пункте говорится об исполнении именно на сумму, указанную в платёжном поручении.

    Следовательно, исполнение одного из переведённых казначейских аккредитивов не приведёт к полному исполнению основного казначейского аккредитива. В таком случае мы можем говорить только о частичном исполнении основного казначейского аккредити -ва на сумму исполненного переведённого казначейского аккредитива.

    Во-вторых, если ранее сделанное нами предположение о делимости казначейского аккредитива не является верным, то получается, что мы не можем из одного основного казначейского аккредитива сделать несколько переведённых. Основной казначейский аккредитив и переведённые казначейские аккредити-

    О

    £

    55 п п Н

    1 Приказ Министерства финансов РФ от 25 декабря 2015 г. № 213н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения» // Министерство финансов РФ . URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=104264 (дата обращения 13.07.2016).

    о ы

    а

    «

    а б

    вы будут представлять собой цепочку, по которому от государственного заказчика к исполнителю, а от исполнителя к соисполнителю и т.д. будет передаваться сумма аванса по договору. Исполнение одного из переведённых казначейских аккредитивов в указанной цепочке приведёт к исполнению всех остальных аккредитивов, частью которых является исполненный аккредитив.

    В таком случае территориальный орган Федерального казначейства будет вынужден выдавать несколько основных казначейских аккредитивов, так как при сложившейся системе экономических отношений, как мы ранее отмечали, один исполнитель с большой вероятностью будет взаимодействовать сразу с несколькими соисполнителями, каждый из которых может реализовывать отдельную часть обязательства исполнителя перед государственным заказчиком.

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    На наш взгляд, несмотря на то, что последняя теория более приближена к тем правилам, которые закреплены в Постановлении № 70, основной казначейский аккредитив выдаётся на сумму аванса, а не на часть указанного аванса, как прописано в п. 23, поэтому выдача нескольких основных казначейских аккредитивов не является самым последовательным решением.

    Однако из приведённых положений п. 26 явно следует, что дробить переведённый казначейский аккредитив нельзя. Стоит согласиться с указанным подходом, так как дробление переведённых казначейских аккредитивов потребует дополнительного контроля по сопровождению вновь заключённых контрактов (договоров) соисполнителя с его контрагентами.

    Согласно п. 27 Постановление № 70, моментом исполнения казначейского аккредитива считается подтверждение операции по списанию средств на основании платёжных документов со счёта, открытого территориальному органу Федерального казначейства, для учёта денежных средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса. Форма казначейского аккредитива устанавливается Федеральным казначейством.

    Начальник управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства А.С. Васин, давая комментарии относительно законодательного закрепления положений о казначейском сопровождении, отметил следующее.

    «В 2015 году — проведение эксперимента по казначейскому сопровождению государственных контрактов. В 2016 году — закрепление соответствующих норм в федеральном законе о федеральном бюджете на

    2016год и на плановый период 2017 и 2018 годов. В

    2017году — закрепление соответствующих норм в положениях новой редакции Бюджетного кодекса»1.

    По словам представителя Федерального казначейства, уже в ближайшей перспективе как казначейское сопровождение, так и казначейский аккредитив будут закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Однако из этого не следует, что в Бюджетном кодексе казначейский аккредитив будет закреплён в таком виде, в котором мы сейчас его рассматриваем.

    Вплоть до настоящего момента происходит совершенствование работы над казначейским сопровождением, о чём говорит большое количество совместных разъяснений Министерства финансов и Федерального казначейства2. Всё это говорит о том, что исследуемый нами инструмент казначейского сопровождения в дальнейшем будет претерпевать существенные изменения.

    Подводя итого, следует сказать, что за последние несколько лет наша страна столкнулась с проблемой увеличения дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, предоставленные из бюджета средства не доходили до реального сектора экономики, а различными способами переходили в собственность недобросовестных лиц.

    Выходом из данной ситуации может стать казначейское сопровождение. В перспективе оно, на наш взгляд, сможет выполнять такие важные функции, как регулирующая функция (сохранение бюджетных средств, приостановление их бесконтрольного расходования), а также воспитательная функция (улучшение дисциплины государственных заказчиков и исполнителей (соисполнителей), повышение их заинтересованности в осуществлении публичных нужд). Между тем, при наличии очевидных плюсов от казначейского сопровождения нельзя забывать и о возможных негативных последствиях, которые могут последовать за этим нововведением.

    Казначейский аккредитив является инструментом, призванным снизить негативные последствия введения казначейского сопровождения. Его можно определить как документ, подтверждающий обязательство органа Федерального казначейства произвести оплату со счёта государственного заказчика в пользу исполнителя за счёт авансовых платежей по государственному контракту, в случае предъявления последним документально подтвержденных фактов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

    В будущем указанный инструмент способен заменить реальное обращение денег между контрагентами при выполнении государственных контрактов. В связи с тем, что осуществление казначейского аккредитива во многом зависит от усмотрения органов Федерального казначейства, перспективным является разработка механизма оспаривания/обжалования решений о выдаче (невыдаче) казначейского аккредитива или о его исполнении.

    Литература

    1.Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70810756/ (дата обращения 13.07.2016).

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    2.Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» // Федеральное казначействоРФ.URL: http://www.roskazna.ru/dokumenty/kaznacheyskoe-soprovozhdenie/ (дата обращения 13.07.2016).

    ный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1905 35/ (дата обращения 13.07.2016).

    3.Федеральный закон от 28.12.2013 № 418-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 52. Ст. 6983.

    4.Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 г № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // Президент РФ . URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40487 (дата обращения 13.07.2016).

    5.Приказ Министерства финансов РФ от

    31.12.2013№ 144н «О санкционировании расходов федеральных государственных унитарных предприятий, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации» // Министерство финансов РФ . URL: http://minfin.ru/ru/document/index.php?id_4=20743 (дата обращения 13.07.2016).

    6.Постановление Правительства РФ от

    27.12.2014№ 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»» // Правительство РФ . URL: http://government.ru/docs/16376/ (дата обращения 13.07.2016).

    7.Приказ Министерства финансов РФ от 31.12.2013 № 144н «О санкционировании расходов федеральных государственных унитарных предприятий, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации» // Министерство финансов РФ . URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=58214 (дата обращения 13.07.2016).

    8.Постановление Правительства РФ от

    20.03.2015№ 256 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=10236 5997&backlink=1&&nd=102369506 (дата обращения 13.07.2016).

    9.Постановление Правительства РФ от

    04.02.2016№ 70 «О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения» // Правительство РФ . URL: (дата обращения 13.07.2016).

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    10.Приказ Министерства финансов РФ от 25 декабря 2015 г. № 213н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения» // Министерство финансов РФ .URL:

    http://minfin.ru/ru/document/?id_4=104264 (дата обращения 13.07.2016).

    11.Совместное письмо Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 4 апреля 2016 г. 02-03-08/19065/07-04-05/05-243 «О казначейском сопровождении государственных контрактов, контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг», Совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 02.03.2016 № 02-01-09/12147/07-04-05/05-147 «О реализации части 4 статьи 5 Федерального закона 359-ФЗ» // Федеральное казначейство РФ . URL: http://www. roskazna.ru/dokumenty/kaznacheyskoe-soprovozhdenie/ (дата обращения 13.07.2016).

    12.Васин А.С. Казначейское сопровождение отдельных государственных контрактов // Бюджет. 2015. № 9. С. 32-33.

    Treasurer letter of credit as instrument of treasurer support of public

    contracts Shishkov R.S.

    the prospects for its development. Keywords: public financial control, state (municipal) control, treasury

    support, treasury letter of credit. References

    1.Federal Law of 01/12/2014 number 384-FZ «On the Federal Budget for

    2.Federal Law of 12.14.2015 number 359-FZ «On the Federal Budget for

    3.Federal Law of 12.28.2013 number 418-FZ «On Amendments to the

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    4.Presidential Decree of 02.02.2016, № 41 «On some issues of state

    5.Order of the Ministry of Finance dated 31.12.2013 number 144n «On

    6.Resolution of the RF Government of 27.12.2014 number 1563 «On

    7.The Order of the Ministry of Finance dated 31.12.2013 number 144n «On

    http://minfin.ru/ru/document/?id_4=58214 (reference date 13/07/2016).

    О R U

    £

    8.Government Decree of 03.20.2015 number 256 «On Amending Resolution

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    9.The Government Decree of 02/04/2016 number 70 «On the order of

    10.Order of the Ministry of Finance dated 25 December 2015 № 213n «On the

    Добавить комментарий