Договор аренды судна

В КТМ регулируются договоры, именуемые договором фрахтования судна на время (тайм-чартер) и договором фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер). Цели этих договоров, их характер, признаки и содержание позволили подавляющему числу цивилистов рассматривать их как договоры арендного типа.

Вместе с тем нет единого мнения по поводу правовой природы каждого из них. В частности, высказана точка зрения о том, что договор аренды транспортного средства на время можно рассматривать как комплексный, поскольку он устанавливает обязательства, не только непосредственно связанные с предоставлением транспортного средства в аренду, но и по оказанию арендатору услуг по управлению этим транспортным средством и его технической эксплуатации. А договор, не предусматривающий таких услуг, т.е. договор фрахтования транспортного средства без экипажа, носит чисто арендный характер.

Исходя из п. 3 ст. 421 ГК, точнее было бы назвать договор фрахтования транспортного средства на время смешанным договором, поскольку он содержит элементы и договора аренды, и договора возмездного оказания услуг.

Как справедливо отмечает В. В. Витрянский, договор фрахтования транспортного средства на время (как с экипажем, так и без него) «имеет ряд квалифицирующих признаков, относящихся к его предмету, которые позволяют выделить его в отдельный вид договора аренды». Он считает, что по этому «договору в аренду передается не просто транспортное средство, владение и пользование которым требует управления им и обеспечения его надлежащей технической эксплуатации. Этот признак придает договору аренды транспортного средства значение обязательства, которое действительно является квалифицированным видом аренды. Причем сказанное в равной степени относится к обеим разновидностям договора аренды транспортного средства: как с экипажем, так и без экипажа, поскольку и в том и в другом случае требуются как управление транспортным средством, так и его надлежащая техническая эксплуатация. Все различие состоит в том, на какую из сторон (арендодателя или арендатора) возлагаются соответствующие обязанности».

Но это различие является принципиальным как один из квалифицирующих признаков, относящихся к предмету договора, на которые ссылается сам автор. Именно данный признак позволяет отграничивать договор аренды транспортного средства с экипажем от договора аренды транспортного средства без экипажа. Применительно к договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) его предметом является предоставление фрахтователю судна и услуг членов экипажа в пользование, тогда как предмет договора фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартера) – предоставление фрахтователю не только в пользование, но и во владение, не укомплектованного экипажем и не снаряженного судна.

В связи с этим есть основания считать тайм-чартер и бербоут-чартер разновидностями договора аренды транспортного средства, имеющими существенные различия, но объединенные преобладающими признаками договора арендного характера.

Принципиальным является вопрос о разграничении договора фрахтования судна на время (тайм-чартера) и договора фрахтования (чартера). Основным разграничительным признаком является предмет того и другого договора. Предмет тайм-чартера включает, в частности, предоставление фрахтователю судна в пользование на время. Что касается чартера, то его предметом является услуга по перевозке груза с использованием всего судна, части его или определенных судовых помещений.

Другой разграничительный признак заключается в том, что по тайм- чартеру судно передается фрахтователю в пользование с правом его коммерческой эксплуатации (п. 1 ст. 204 КТМ). Что касается чартера, то хотя в КТМ и указывается на предоставление для морской перевозки груза судна, части его или определенных судовых помещений (отдельный вопрос, насколько правомерна такая формулировка), но исходя из целей, характера и содержания этого договора следует, что фрахтователю предоставляется вместимость судна, судовых помещений. Поэтому ни о какой коммерческой его эксплуатации фрахтователем речи не идет.

Следующий разграничительный признак связан с тем обстоятельством, что по тайм-чартеру фрахтователю оказываются услуги по управлению судном и его технической эксплуатации. Этого не скажешь о чартере, по которому управление судном и его техническая эксплуатация являются неотъемлемыми составными элементами обязательства перевозчика по перевозке груза.

Еще один разграничительный признак касается целевого использования судна. По тайм-чартеру, оно используется для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. К таким «иным целям» относятся промысел водных ресурсов, экспедиции, лоцманские и ледокольные проводки и т.п. В соответствии же со ст. 115, 120 КТМ по договору фрахтования (чартеру) судно используется только для перевозки груза.

Имеются и некоторые другие разграничительные признаки.

Договору фрахтования судна на время посвящена гл. X «Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)» КТМ. В ней дается определение этого договора, указывается на его отдельные элементы, перечисляются обязательные данные, которые должен содержать договор, регулируются основные обязанности сторон, их ответственность и некоторые другие вопросы.

В соответствии со ст. 198 КТМ по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Из приведенного определения следует, что этот договор является консенсуальным, так как считается заключенным, т.е. порождающим права и обязанности сторон, с момента достижения судовладельцем и фрахтователем согласия по всем существенным условиям.

Договор относится к числу взаимных. По нему судовладелец обязан предоставить фрахтователю судно и услуги экипажа в пользование на определенный срок, встречное же обязательство фрахтователя заключается в оплате судовладельцу фрахта. Тайм-чартер является возмездным договором: предоставление судна и услуг экипажа осуществляется за обусловленную плату.

Сторонами договора являются судовладелец и фрахтователь. Организационно-правовая форма того и другого – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Судовладелец может иметь судно в собственности или владеть им на ином законном основании.

Предмет договора. В качестве предмета договора следует выделить, во-первых, судно, предоставляемое в пользование на указанный срок, во-вторых, услуги экипажа, связанные с обеспечением пользования этим судном, управлением им.

По условиям договора, судно предоставляется в пользование на определенный сторонами срок – срок действия тайм-чартера. Пользование указанным транспортным средством означает его коммерческую эксплуатацию. Тайм-чартер содержит основные параметры судна, его технические характеристики. Оно должно отвечать требованиям относительно мореходного состояния. Они такие же, как и по договору фрахтования (чартеру).

Вторая составляющая предмета тайм-чартера – услуги членов экипажа судна – неразрывно связана с первой. Исходя из особенностей характеристики судна как транспортного средства оно может использоваться только при управлении им квалифицированными специалистами, какими являются именно члены экипажа. Оказываемые ими услуги связаны с судовождением и технической эксплуатацией судна.

Качество услуг зависит в первую очередь от квалификации капитана судна, других лиц командного состава и судовой команды. Поэтому к занятию должностей членов экипажа судна допускаются лишь лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства (ст. 54 КТМ).

Поскольку целью заключения тайм-чартера является использование судна в коммерческой деятельности, принципиальное значение имеет закрепление в договоре коммерческих условий, которыми он отличается от других близких договоров, например рейсового чартера. Основные из этих условий касаются судна, груза, портов, порядка передачи судна в тайм-чартер, ремонта судна в период действия тайм-чартера и других составляющих процесса эксплуатации.

Тайм-чартер обычно содержит отдельную статью (пункт), посвященную каждому из перечисленных условий. Условия о судне, предоставляемом фрахтователю, включают характеристику, указывающую на его мореходные качества, данные о грузовместимости, регистровом тоннаже, скорости, расходе топлива и некоторые другие. Они необходимы фрахтователю для определения как провозных возможностей судна, так и соответствующих эксплуатационных затрат.

Важное значение имеет условие о скорости судна. Данные о ней обычно содержат оговорку о гарантии указанной скорости. Зафиксированная в тайм-чартере скорость судна распространяется на весь период действия договора. В случае если судно не выдерживает зафиксированный скоростной режим, фрахтователь может предъявить судовладельцу дополнительные требования компенсационного характера. Более того, несоответствие заявленной скорости реальным возможностям судна может служить основанием для расторжения фрахтователем тайм-чартера.

Условие о грузе включает его качественные характеристики. В тайм- чартере не определяется количество перевозимого груза. Договор содержит оговорку о перевозке только дозволенного груза, т.е. груза, разрешенного к вывозу из порта погрузки и ввозу в порт разгрузки. Как правило, тайм-чартер содержит перечень грузов, запрещенных для перевозки. Это обычно следующие виды груза: оружие и боеприпасы, взрывчатые вещества, химические вещества, радиоактивные грузы и некоторые другие. Иногда в договоре содержится указание о перевозке определенного вида груза. В этом случае для его перегрузки при необходимости судовладелец снабжает судно за свой счет соответствующими приспособлениями и оборудованием.

Для условия о портах характерным является то, что в тайм-чартере не указываются порты погрузки и выгрузки. Обычно договор содержит оговорку о безопасных портах захода судна. Такие порты должны быть безопасными в навигационном, военно-политическом, санитарно-карантинном отношении. Нередко судовладелец включает в тайм-чартер оговорку, содержащую перечень стран и регионов, куда фрахтователь не вправе направлять судно. Ими могут быть страны, с которыми у страны флага судна нет дипломатических отношений, страны, где к судовладельцу имеются претензии в связи с долгами и существует угроза ареста судна. Это также могут быть районы с опасной ледовой обстановкой.

Условие о передаче судна в тайм-чартер – это оговорка в договоре о месте его передачи – в определенном порту либо согласованной географической точке. Если им является порт, дополнительно уточняется, будет ли передача судна происходить на внешнем рейде или у причала. Определение конкретного места передачи имеет существенное значение для сторон, так как требует решения вопроса о том, на кого возлагается оплата портовых сборов при заходе судна в порт.

Время передачи судна фрахтователю определяется либо конкретной датой, либо периодом, в течение которого оно должно быть передано.

При приеме судна фрахтователь проверяет судовые документы, состояние судна и его грузовых помещений, средств погрузки. Кроме того, он выясняет, каковы численность и квалификация членов экипажа судна. Итогом этих действий является составленный сторонами акт приемки судна. В нем фиксируется годность судна для эксплуатации, имеющиеся запасы топлива, час и дата передачи судна в тайм-чартер. Акт подписывается сторонами или их представителями (капитаном судна или агентом судовладельца и агентом фрахтователя).

Условие о ремонте судна в период действия тайм-чартера предусматривает моточистку, которая, как правило, производится без вывода судна из эксплуатации. Оно предусматривает также предоставление судовладельцу не более 24 часов для текущего технического обслуживания судна. Расходы в связи с выполнением указанных работ несет судовладелец.

В том случае, когда ремонт судна необходим из-за столкновения и других форс-мажорных обстоятельств, применяется принцип, согласно которому каждая сторона несет свои убытки: ремонт выполняется за счет судовладельца, ущерб же, связанный с несохранностью груза, несет фрахтователь. Оговариваются и условия при выходе из строя судового крана. Его ремонт осуществляет судовладелец, он же несет все расходы, связанные с ремонтом.

Иногда в тайм-чартере согласовывается вопрос о праве судовладельца на вывод судна из эксплуатации для проведения очередных ремонтных работ, смены экипажа, продления срока действия судовых документов. Все связанные с указанными действиями расходы и расходы по содержанию судна в течение времени вывода судна из эксплуатации оплачиваются судовладельцем. При этом срок действия тайм-чартера прерывается на все время вывода судна из эксплуатации.

Условие о распределении расходов. При заключении тайм-чартера стороны решают важный вопрос о том, какие расходы, связанные с эксплуатацией судна, несет судовладелец, а какие фрахтователь. Обычно судовладелец несет расходы на приведение судна в мореходное состояние и поддержание его в мореходном состоянии в течение срока действия договора. Это: расходы на обычный ремонт корпуса, двигателя, оборудования; расходы на техническое обслуживание судна, в том числе проведение моточисток, окраски корпуса; расходы на смазочные материалы, обычный инвентарь. Судовладелец осуществляет также страхование судна. Кроме того, он оплачивает зарплату членам экипажа, провизию, питьевую воду и осуществляет их социальное страхование.

Фрахтователь несет расходы по оплате топлива, воды для технических нужд, а также различных сборов: портовых, причальных, маячных и др. Он оплачивает лоцманскую проводку, проходы по каналам, пользование буксиром. Что касается услуг экипажа, то на фрахтователя возлагается оплата только сверхурочной работы членов экипажа судна.

Обязанности и права судовладельца. Одна из основных обязанностей судовладельца заключается в приведении судна в мореходное состояние к моменту передачи фрахтователю. Он должен принять необходимые меры к обеспечению и поддержанию годности судна для целей фрахтования. Речь идет о технической исправности судна: корпуса, двигателя, оборудования.

Обязанность по поддержанию судна в мореходном состоянии не снимается с судовладельца в течение всего срока действия договора. Если в течение срока возникает потребность в усовершенствовании оборудования судна, судовладелец выполняет эту работу. Однако все расходы по ее выполнению несет фрахтователь, так как в соответствии с договором судовладелец поддерживает судно в том состоянии, в котором оно было передано фрахтователю при заключении тайм-чартера.

В обязанность судовладельца входит также надлежащее снаряжение судна перед выходом его в рейс. Речь идет о снаряжении его необходимыми приспособлениями, навигационным оборудованием, такелажем и др.

Существенной обязанностью судовладельца является предоставление фрахтователю услуг членов экипажа. Следует иметь в виду, что экипаж судна во главе с капитаном подчиняется распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению и внутреннему распорядку на судне. Что же касается услуг, которые члены экипажа должны оказывать фрахтователю, то речь идет о таких услугах, которые связаны с коммерческой эксплуатацией судна. В КТМ указывается, что для капитана судна и других членов экипажа распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна, обязательны (п. 2 ст. 206).

Права судовладельца связаны с ненадлежащим исполнением фрахтователем своих обязанностей. Так, при просрочке уплаты им фрахта свыше 14 календарных дней судовладелец вправе без предупреждения изъять у фрахтователя судно и взыскать с него убытки, причиненные просрочкой.

В случае если судно становится непригодным для эксплуатации по вине фрахтователя, судовладелец имеет право на фрахт, предусмотренный тайм- чартером, независимо от возмещения фрахтователем причиненных ему убытков (п. 1 ст. 208 КТМ).

Обязанности и права фрахтователя. Основная обязанность фрахтователя заключается в уплате судовладельцу фрахта за предоставление судна и услуг членов экипажа. Уплата производится в порядке, предусмотренном договором, и в установленные им сроки. Обычно фрахт выплачивается ежемесячно авансом. Оплачивается весь период, в течение которого действует тайм-чартер, независимо от того, используется ли фрахтователем судно или оно простаивает. Причины простоя, как правило, во внимание не принимаются. Ими могут быть плохие погодные условия, но позволяющие использовать судно, задержки в портах, при прохождении каналов и др. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации вследствие немореходного состояния.

Следующая обязанность фрахтователя – пользование судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, указанными в договоре. В КТМ определены следующие цели: перевозка грузов, пассажиров, а также иные цели торгового мореплавания. Фрахтователь не вправе использовать судно для целей, не предусмотренных тайм-чартером. При его использовании он должен действовать в рамках коммерческой эксплуатации судна. В его обязанность входит оплата стоимости бункера и других связанных с коммерческой эксплуатацией расходов и сборов.

Фрахтователь не вправе вносить какие-либо конструктивные изменения в устройство судна, связанные с погрузкой и перевозкой специальных грузов, если это не оговорено в договоре.

По истечении срока действия договора фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том же состоянии, в каком оно было принято при заключении тайм-чартера, с учетом естественного износа за время эксплуатации. Место возврата судна определяется договором, им может быть конкретный порт или географическая точка (район). При выполнении этой обязанности должен быть соблюден срок возврата судна. Как правило, он определяется сторонами в виде конкретной даты или интервала между соответствующими датами. В последнем случае обязанность фрахтователя будет считаться выполненной, если судно возвращено судовладельцу в рамках установленного временно́го интервала.

На практике иногда возникают споры о ставке фрахта судна за время просрочки его возврата фрахтователем. В таких случаях действует следующее правило: ставка фрахта определяется исходя из ставки фрахтового рынка (рыночной ставки), действующей в период задержки возврата судна, но не ниже ставки, установленной в договоре.

Фрахтователь обязан соблюдать установленный сторонами запрет на перевожу отдельных видов грузов. Обычно при заключении тайм-чартера стороны согласовывают перечень видов грузов, которые не могут перевозиться. Фрахтователь должен строго выполнять это условие договора.

Еще одна обязанность фрахтователя заключается в том, что перевозки должны осуществляться по маршруту или географическим районам, оговоренным в тайм-чартере.

К правам фрахтователя относится право заключать договор перевозки. Если стороны заключили тайм-чартер для перевозки груза, фрахтователь имеет право заключать от своего имени договоры перевозки груза, подписывать чартеры, коносаменты, морские накладные, иные перевозочные документы. В таких ситуациях он выступает перед грузовладельцем в качестве перевозчика и несет перед ним ответственность. Заключая договор перевозки груза, вырабатывая его условия и выполняя перевозку груза, фрахтователь действует самостоятельно, без согласования своих действий с судовладельцем.

Следующее существенное право фрахтователя – это право на доходы, которые он получит от пользования судном, переданным ему судовладельцем. В КТМ оно сформулировано следующим образом: «Доходы, полученные в результате пользования зафрахтованным судном и услугами членов его экипажа, являются собственностью фрахтователя» (п. 1 ст. 204). Исключение составляют доходы, полученные за услуги по спасанию, которые распределяются между судовладельцем и фрахтователем в равных долях за вычетом расходов на спасание и причитающейся экипажу судна доли вознаграждения.

В пределах предоставленных тайм-чартером прав фрахтователь может заключать от своего имени договоры фрахтования судна на время с третьими лицами. Такой договор именуется субтайм-чартером. Он может быть заключен на весь срок действия тайм-чартера или на часть этого срока. Заключение фрахтователем субтайм-чартера не освобождает его от исполнения тайм-чартера.

Форма договора. Тайм-чартер должен быть заключен в письменной форме. В нем указываются следующие данные: наименование сторон; название судна; технические и эксплуатационные данные судна (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и др.); район плавания; цель фрахтования; время передачи и возврата судна; место передачи и возврата судна; ставка фрахта; срок действия тайм-чартера.

В практике торгового мореплавания широко применяются типовые проформы тайм-чартера. Наиболее распространенными из них являются «Болтайм» и «НАЙП». Они используются в основном для перевозок сухих грузов. В линейном судоходстве применяется разработанная Балтийской и международной морской конференцией (БИМКО) проформа «Лайнер- тайм». В некоторых странах предпочитают применять свои проформы, например во Франции – «Франктайм», в Германии – «Дойцайт».

Срок договора. Срок действия тайм-чартера исчисляется либо календарным периодом, либо количеством рейсов. Если при расчете срока в качестве критерия используется календарный период, то при фрахтовании судна до года срок устанавливается в месяцах, при фрахтовании от года до трех лет – в месяцах или годах, а при фрахтовании судна на срок свыше трех лет – в годах.

В случае исчисления срока количеством рейсов в тайм-чартере указывается соответствующее их количество. При этом судовладелец обычно оговаривает максимальный календарный срок использования судна (например, «три рейса, но не более чем на… суток»).

  • Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000. С. 505 (автор главы В. В. Витрянский); Гражданское право. Часть вторая: учебник / под общ. ред. А. Г. Калпина. М.: Юристъ, 1999. С. 126–127 (автор параграфа А. Г. Калпин); Российское гражданское право: учебник. Т. 2 / отв. ред. Е. А. Суханов. С. 337 (автор главы В. С. Ем). Можно встретить и другую трактовку указанных договоров как договоров, являющихся самостоятельными и особыми договорами морского права, имеющими своеобразную юридическую природу. См.: Транспортное право: учеб. пособие / О. В. Сиваков . М.: Былина, 1999. С. 106, 115.
  • См.: Гражданское право России. Ч. 2: курс лекций / отв. ред. О. Н. Садиков. С. 214.
  • Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 2. С. 505.
  • Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч. Кн. 2. С. 505.
  • См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / под ред. Г. Г. Иванова. (Комментарий к ст. 198.)
  • См. об этом: параграф 12.3 данного учебника.
  • См.: Лимонов Э. Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки. С. 116–122.
  • См.: Транспортное право: учеб. пособие / О. В. Сиваков . М.: Былина, 2000. С. 108.
  • См.: Юридический справочник по торговому мореплаванию / под ред. А. С. Кокина. М.: Спарк, 1998. С. 194.

ДОГОВОР N _____
аренды судна без экипажа
г. _______________ «__»___________ ____ г.
_______________________________, именуем__ в дальнейшем «Арендодатель»,
(наименование или Ф.И.О.)
в лице _________________________________________, действующ___ на основании
(должность, Ф.И.О.)
_______________________________________________________, с одной стороны, и
(Устава, положения, доверенности или паспорта)
_________________________________, именуем___ в дальнейшем «Арендатор»,
(наименование или Ф.И.О.)
в лице _________________________________________, действующ___ на основании
(должность, Ф.И.О.)
________________________________________________________, с другой стороны,
(Устава, положения, доверенности или паспорта)
совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий договор (в дальнейшем —
«Договор») о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Арендодатель обязуется передать Арендатору за плату во временное
владение и пользование неснаряженное и не укомплектованное экипажем судно
«___________________________________», (далее — «Судно»), имеющее следующие
(указать название судна)
характеристики:
— класс Судна: __________________________________;
— грузоподъемность: _____________________________;
— грузовместимость: _____________________________;
— скорость: _____________________________________;
— количество расходуемого топлива: ______________;
— назначение Судна: _____________________________;
— район плавания: ___________________________ <1>;
— цель аренды: ______________________________ <2>.
1.2. Судно носит опознавательные и регистрационные знаки Российской
Федерации и зарегистрировано в ____________________________________________
___________________________________________________________________________
(указать один из применимых реестров: Государственный судовой реестр,
реестр маломерных судов, реестр арендованных иностранных судов,
Российский международный реестр судов)
«__»___________ ____ г. под N _____.
(указать дату)
Нанесение на Судно эмблемы Арендатором с согласия Арендодателя и ее
удаление по окончании срока действия настоящего Договора производятся
Арендатором за его счет.
Судно оборудовано на _____ мест.
(Вариант: 1.3. Судно принадлежит Арендодателю на праве собственности,
что подтверждается: _____________________________________________________.)
(указать реквизиты соответствующего документа)
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Арендодатель обязуется:
2.1.1. Передать Судно в состоянии, пригодном к плаванию, вместе с документами, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации <3> (далее — комплект судовых документов), по передаточному акту (Приложение N _____ к настоящему Договору).
Время передачи Судна: _________________________________________.
Место передачи Судна: _____________________________________ <4>.
Расходы, связанные с доставкой Судна в указанный пункт, несет Арендодатель.
Если Судно опаздывает к вышеуказанному времени передачи, Арендодатель обязан уведомить Арендатора об этом не позднее _____ (__________) дня(ей) и запросить Арендатора о намерении последнего использовать свое право отказа от настоящего Договора.
Арендатор в течение _____ (__________) дня(ей) после получения указанного сообщения обязан известить Арендодателя о своем намерении использовать либо не использовать право отказа от настоящего Договора.
2.1.2. Привести Судно в исправное состояние к моменту его передачи Арендатору — принять меры по обеспечению годности Судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей аренды, предусмотренных настоящим Договором, устранить скрытые недостатки Судна, обнаруженные Арендатором, в срок до _____ (__________) дней с момента подписания Сторонами передаточного акта.
2.1.3. Информировать орган, в котором зарегистрировано Судно, об изменениях сведений, вносимых в реестр, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
(Вариант: 2.1.4. Арендодатель обязан известить собственника Судна о заключении настоящего Договора аренды <5>.)
2.2. Арендатор обязуется:
2.2.1. Укомплектовать экипаж Судна лицами, ранее не являвшимися/являвшимися членами экипажа Судна <6>.
2.2.2. Использовать Судно с учетом его класса и по назначению в соответствии с целями, указанными в настоящем Договоре.
2.2.3. Осуществлять эксплуатацию Судна в соответствии с настоящим
Договором, нести расходы, связанные с эксплуатацией Судна, а именно:
________________________________________, в том числе расходы на содержание
(указать определенные виды расходов)
членов экипажа Судна <7>.
2.2.4. Уплачивать установленные сборы.
2.2.5. Арендатор обязан в течение срока действия Договора поддерживать Судно в состоянии, пригодном к плаванию.
2.2.6. Своевременно уплачивать Арендодателю арендную плату.
2.2.7. Возвратить Судно Арендодателю по передаточному акту (Приложение N _____ к настоящему Договору) в порт _______________.
Дата возврата: _______________ <8>.
Расходы, связанные с доставкой Судна в указанный пункт, несет Арендатор.
Арендатор обязан уведомить Арендодателя в срок за _____ (__________) дня(ей) до даты возврата Судна обо всех уважительных обстоятельствах, препятствующих возврату Судна в установленный настоящим Договором срок или порт. В этом случае Стороны согласовывают новые условия возврата Судна, причем Арендатор, добросовестно выполнивший обязанность по уведомлению Арендодателя, не является лицом, допустившим просрочку исполнения обязательства по возврату.
Арендатор обязан возвратить Судно Арендодателю в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа.
2.2.8. В течение _____ (__________) дня(ей) с момента подписания передаточного акта застраховать Судно, указав Арендодателя в качестве выгодоприобретателя, а также застраховать риск гражданской ответственности.
2.3. Арендатор вправе:
2.3.1. Потребовать от Арендодателя устранения недостатков Судна, если таковые обнаружатся во время приема-передачи Судна, согласовать с Арендодателем объем и сроки устранения недостатков Судна/срок приведения Судна в состояние, пригодное к плаванию, или отказаться от настоящего Договора.
2.3.2. Требовать от Арендодателя передачи всех документов, предусмотренных законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, для эксплуатации арендуемого Судна.
2.3.3. Оставить на Судне членов прежнего экипажа. Члены экипажа Судна подчиняются распоряжениям Арендатора.
2.3.4. Вправе без согласия Арендодателя сдавать Судно в аренду с экипажем.
2.4. Стороны обязаны совместно производить полную инвентаризацию судового оборудования, снабжения, устройств и расходных материалов, имеющихся на борту Судна в следующих случаях:
а) при приеме-передаче Судна;
б) при возврате Судна.
Арендатор в момент передачи ему Судна, а Арендодатель в момент возврата Судна должны соответственно принять и оплатить все топливо, смазочные масла, воду, невскрытую провизию, краски, канаты и иные расходные запасы, имеющиеся на борту Судна. Оплата указанных материалов и топлива производится по действующим на момент сдачи-приемки Судна рыночным ценам.
3. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА, СРОК АРЕНДЫ
3.1. Настоящий Договор вступает в силу после регистрации Договора органом, осуществляющим государственную регистрацию Судна, и действует по «__»___________ ____ г.
3.2. Расходы по государственной регистрации Договора несет
_________________________________.
(указать соответствующую сторону)
(Вариант: 3.2. Расходы по государственной регистрации Договора Стороны несут поровну.)
3.3. Отчуждение Судна во время действия настоящего Договора не влечет за собой прекращение его действия <9>.
4. АРЕНДНАЯ ПЛАТА
4.1. Арендная плата составляет _____ (__________) рублей.
4.2. Указанная сумма подлежит уплате в порядке: ____________________ в сроки: _______________.
4.3. Арендатор освобождается от уплаты арендной платы и расходов, связанных с Судном, на время, в течение которого Судно было непригодно к эксплуатации по вине Арендодателя. В случае если Судно было непригодно к эксплуатации по вине Арендатора, арендная плата подлежит выплате в полном объеме.
4.4. В случае гибели Судна арендная плата должна быть внесена Арендатором за время, включающее в себя день его гибели, а если этот день установить невозможно — день получения последнего известия о нем.
4.5. При несвоевременном возврате Судна Арендодателю Арендатор уплачивает за задержку Судна арендную плату исходя из ставки арендной платы, предусмотренной Договором.
4.6. В случае задержки уплаты арендной платы более чем на 15 (пятнадцать) суток Арендодатель вправе без предупреждения изъять Судно у Арендатора и взыскать с него понесенные в связи с этим убытки.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.2. В случае гибели или повреждения Судна Арендатор обязан возместить Арендодателю ущерб, если гибель или повреждение произошли по обстоятельствам, за которые Арендатор отвечает в соответствии с законом или настоящим Договором.
5.3. Арендатор несет ответственность за вред, причиненный третьим лицам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4. В случае нарушения срока внесения Арендатором арендной платы Арендодатель вправе потребовать от Арендатора уплаты пени в размере и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
6. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ (ФОРС-МАЖОР)
6.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, как: стихийные бедствия, пожары, наводнения, землетрясения, военные действия или введение чрезвычайного положения, забастовки, гражданские беспорядки.
6.2. Сторона, которая подвергается воздействию непреодолимой силы, должна уведомить об этом контрагента любым доступным способом в течение _____ (__________) дня(ей) с момента возникновения таких обстоятельств.
7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
7.1. Споры, которые могут возникнуть из настоящего Договора или в связи с ним, будут по возможности разрешаться Сторонами путем переговоров и/или направления претензий. Сторона, получившая претензию, обязана направить уведомление о получении не позднее _____ (__________) дня(ей) с момента получения и направить ответ по существу в течение _____ (__________) дня(ей) с момента получения претензии.
7.2. Если Стороны не придут к соглашению, спор подлежит рассмотрению в суде по правилам подсудности, установленным действующим законодательством Российской Федерации.
8. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
8.1. Стороны обязаны в письменной форме уведомлять друг друга обо всех изменениях адресов и других реквизитов, указанных в разделе 9 настоящего Договора, не позднее чем _____ (__________) дней до даты, начиная с которой будут применяться новые реквизиты.
8.2. Во всем, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Настоящий Договор составлен и подписан в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
8.4. Все Приложения являются неотъемлемой частью настоящего Договора:
8.4.1. Выписка из ____________________ (реестра, в котором зарегистрировано Судно) от _______________.
8.4.2. Комплект судовых документов.
8.4.3. Передаточный акт.
9. АДРЕСА, РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН
Арендатор Арендодатель
_____ «____________________________» _____ «____________________________»
Юридический/почтовый адрес: ________ Юридический/почтовый адрес: ________
____________________________________ ____________________________________
ОГРН _______________________________ ОГРН _______________________________
ИНН/КПП ____________________________ ИНН/КПП ____________________________
Р/с ________________________________ Р/с ________________________________
в ____________ банке г. ____________ в ____________ банке г. ____________
К/с ________________________________ К/с ________________________________
БИК ________________________________ БИК ________________________________
________________/___________________ ________________/___________________
(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)
(М.П. <10>) (М.П. <10>)
———————————
Информация для сведения:
<1> Согласно ст. 1 Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации регулирует общественные отношения, связанные с судоходством на внутренних водных путях Российской Федерации, а его положения распространяется на суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации.
<2> В соответствии с п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Средства идентификации судна регулируются ст. 13 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
<3> Статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации предусматривается перечень судовых документов, которые должны находиться на подлежащих государственной регистрации судах.
<4> Передача судна в аренду и возврат судна по истечении срока действия договора аренды осуществляются арендодателем и арендатором в пункте отстоя судна (п. 5 ст. 60 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
<5> Данное условие подлежит включению в договор, если арендодатель не является собственником судна (п. 2 ст. 63 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации). В этом случае п. 1.3 Договора подлежит исключению.
<6> В соответствии с п. 4 ст. 64 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации арендатор самостоятельно и за свой счет осуществляет укомплектование судна экипажем, члены которого должны соответствовать требованиям, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
<7> Согласно ст. 644 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 64 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации арендатор самостоятельно и за свой счет осуществляет снаряжение судна, несет расходы, связанные с эксплуатацией судна, в том числе с осуществлением его текущего и капитального ремонта, со страхованием, включая страхование своей ответственности.
<8> Арендатор не обязан принимать судно в свое распоряжение ранее даты наступления такого срока. Арендатор обязан принять судно в свое распоряжение до истечения даты окончания такого срока. В случае если по истечении даты окончания такого срока судно не будет предоставлено в распоряжение арендатора, он имеет право требовать расторжения договора аренды. Арендодатель также вправе расторгнуть договор аренды, если судно по истечении даты окончания такого срока не было принято арендатором (п. 6 ст. 60 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
<9> В этом случае новый собственник приобретает все права и обязанности, предусмотренные таким договором и законодательством Российской Федерации. При этом лицо, у которого отчуждается судно, обязано уведомить лицо, приобретающее право собственности на судно, обо всех договорах аренды, заключенных в отношении отчуждаемого судна. Обязанностью лица, приобретающего право собственности на судно, является уведомление всех арендаторов данного судна о смене собственника (п. 4 ст. 60 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
<10> С 07.04.2015 хозяйственные общества не обязаны иметь печать (Федеральный закон от 06.04.2015 N 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ»).

Добавлено в закладки: 0

Аренда судна является одним из распространенных договоров в прибрежных районах. На практике все чаще появляются споры о том, необходима ли регистрация такого договора или обременения права собственности на судно, как право аренды.

Эта проблема появилась ввиду того, что нормы Законов не имеют четкого, определенного императива по этому вопросу, а подзаконные акты расширяют в неоправданной степени положения Законов.

Соответственно со статьей 130 Гражданского кодекса РФ морские и воздушные суда, космические объекты, суда внутреннего плавания, которые подлежат государственной регистрации, относят к недвижимым вещам.

В согласии со статьей 131 Гражданского Кодекса РФ, регистрации при операциях с недвижимостью (как с условной, так и материальной) подлежат: право оперативного управления и хозяйственного ведения, право собственности, право наследуемого пожизненного владения, право постоянного использования, сервитуты, ипотека и другие права в случаях, которые предусмотрены Гражданским Кодексом РФ и другими законами.

По общему правилу, которое установлено частью 2 статьи 609 Гражданского кодекса РФ, договор аренды недвижимого имущества нуждается в государственной регистрации, когда другое не установлено законом.

Таким образом, нужно исходить из того, установлено ли это «другое» законодательством.

Соответственно со статьей 33 Кодекса торгового мореплавания РФ право собственности и другие вещные права на судно и обременения (ограничения прав на него: доверительное управление, ипотека и другие) подлежат регистрации в судовой книге или Государственном судовом реестре. Аналогичная норма заключена и в части 4 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, соответственно с которой государственной регистрации подлежат право собственности и прочие вещные права на судно. Вместе с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации обременения (ограничения) прав, которые указанны и другие сделки с судном, которые подлежат обязательной государственной регистрации соответственно с законодательством Российской Федерации.

Статьей 216 Гражданского Кодекса РФ вещными правами наряду с правом собственности являются, в частности:

  • право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком (статья 268);
  • право наследуемого пожизненного владения земельным участком (статья 265);
  • право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и
  • сервитуты (статьи 274, 277);
  • право оперативного управления имуществом (статья 296).

Рассмотрим специальные нормы законодательства об аренде судов.

К примеру, ни глава 10 КВВТ РФ, ни главы 10, 11 КТМ РФ, которые регулируют аренду судов, не усматривают регистрации права аренды судна и последствий отсутствия этой регистрации.

Помимо этого, в статьях 633 и 643 Гражданского кодекса РФ оговорено специально, что к договору аренды транспортного средства не используются правила о регистрации договоров аренды, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 609 Гражданского Кодекса РФ.

Данные правила применяются и к аренде транспортного средства, ввиду того, что соответственно со статьей 632 договор аренды транспортного средства в себя включает фрахтование судов.

Так, статья 632 Гражданского Кодекса РФ выглядит так: «По договору фрахтования (временной аренды) транспортного средства с экипажем арендодатель арендатору предоставляет транспортное средство за плату во временное пользование и владение и оказывает собственными силами услуги по его технической эксплуатации и управлению им».

Единственный акт, который предусматривает регистрацию договора аренды судна водного внутреннего транспорта – Приказ МЧС РФ от 29 июня 2005 N 500 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий”.

В пункте 5 Правил установлено, что «Государственной регистрации в судовой книге подлежат такие обременения (ограничения прав) на судно (регистрация проводится в разделе II «Государственная регистрация ипотек и других ограничений (обременений) прав на суда” судовой книги):

  • аренда (лизинг);
  • залог (ипотека);
  • арест судна;
  • доверительное управление;
  • другие ограничения (обременения).

Ипотека и прочие обременения (ограничения прав) на судно регистрируют на день подачи заявления об их государственной регистрации».

Соответственно с пунктом 12 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в рыбных морских портах Приказ Госкомрыболовства РФ от 31 января 2001 N 30 (ред. От 15 предварял 2008) регистрации в судовой книге (Государственном судовом реестре) подлежат такие обременения (ограничения прав) на судно:

  • ипотека;
  • морской залог;
  • доверительное управление;
  • другие обременения (ограничения).

Соответственно с частью 3 Статьи 16 КВВТ РФ под государственной регистрацией судна и прав на него подразумевается акт подтверждения и признания государством возникновения обременения (ограничения), прекращения или перехода прав на судно соответственно с гражданским законодательством.

Так как, Гражданский кодекс РФ возникновение права аренды не связывает с его регистрацией, то и эта регистрация не может за собой повлечь каких-нибудь последствий.

Помимо этого, порядок государственной регистрация недвижимости определяется ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, однако в статье 4 данного Федерального закона закрепляется, что его действие не распространяется на морские и воздушные суда, космические объекты, суда внутреннего плавания.

Таким образом, из системного толкования указанных выше норм следует вывод, что договор фрахтования (аренды) судна необходимо заключить в письменной форме вне зависимости от его срока, и в силу вступает в день его подписания независимо от того, произведена его госрегистрация или нет.

Образец договора аренды судна

Образец договора аренды судна _001 Образец договора аренды судна _002

Договор аренды судна – договор между арендодателем и арендатором о судне. Договор аренды судна содержит размер арендной платы, стоимость и описание арендуемого имущества, распределение обязанностей договаривающихся сторон по восстановлению и ремонту арендуемого имущества, обязанности арендатора по возвращению и сохранению имущества и условия возможности его выкупить арендатором.

Аренда теплохода в Москве от собственника – это недорого!

Снять теплоход в Москве у компании-собственника всегда выгоднее, чем сделка, проведенная через посредника. Стоит отметить, что Московский банкетный флот располагает огромной флотилией кораблей различных классов от «стандарта» до «люкса» и «премиума». У нас Вы легко сможете найти свой корабль, оснащенный 1-ой или 2-мя просторными палубами, для проведения массовых мероприятий самой разной направленности или же заказать небольшое по габаритам прогулочное судно, которое подойдет для небольшой дружной компании.

Кроме того, Вы сможете воспользоваться услугой бронирования, детально рассчитать цену почасовой аренды теплохода на любой срок при помощи удобного калькулятора на нашем сайте.

Путешествие на корабле по Москве-реке в вечернее время или дневная прогулка с высадкой в самом живописном месте идеально для проведения любого праздника или делового мероприятия. Это могут быть совершенно разные события:

  • аренда теплохода на свадьбу;
  • аренда для проведения дня рождения или юбилея;
  • теплоход на выпускной вечер;
  • аренда корабля для профессионального праздника, проведения корпоратива, мероприятий по тимбилдингу, для рабочей встречи, деловой конференции;
  • для тематической вечеринки;
  • для детского праздника;
  • для свидания;
  • аренда комфортабельного судна для реализации социального проекта, проведения фестиваля.

Кроме того, можно снять теплоход, когда нет для этого особого повода, а хочется просто провести время в теплой приятной компании родных и друзей и сделать это в необычной обстановке.

С готовыми решениями по проведению мероприятия на теплоходе Вы можете познакомиться на соответствующих страницах нашего сайта.

Как можно воспользоваться нашими услугами?

  • закажите обратный звонок на нашем сайте – и мы перезвоним Вам в короткие сроки;
  • закажите аренду теплохода через онлайн-чат, здесь Вы сможете уточнить детали аренды, стоимость и др.;
  • свяжитесь с нами по телефонам, указанным на сайте;
  • закажите услугу аренды речного теплохода в нашем офисе.

Какие цены на услуги в 2020 году?

Мы в течение 20 лет успешно предлагаем оптимальные цены на услуги аренды теплохода. Этого удалось достичь за счет того, что Вы берете теплоход в аренду напрямую у владельца. Наша компания обладает огромным опытом, гарантирует качественный сервис и лояльную ценовую политику. Аренда теплохода в Москве от «МБФ» поможет Вам получить судно по наиболее выгодной стоимости.

Для уточнения деталей обращайтесь к менеджерам компании по телефону: 8 (495) 744-000-6.

В чем состоит наше преимущество в сравнении с компаниями аналогичного профиля?

Корабли от собственника! Аренда теплохода от владельца всегда более выгодна, чем от посредников. Это не только существенная денежная экономия, но и экономия Вашего личного времени: для осуществления речной прогулки нет необходимости подстраиваться под расписание рейсов, ожидать полного заполнения судна пассажирами. Достаточно лишь прибыть в указанное место в назначенный час. Таким образом, Вы можете организовать отдых в любое удобное время!

Московский банкетный флот располагает профессиональной службой организации праздника «под ключ». Наши event-менеджеры подготовят и проведут для Вас и Вашей компании яркий, незабываемый праздник на теплоходе абсолютно на любую тематику. Мы возьмем на себя все организационные моменты при проведении Вашего мероприятия.

Мы готовы организовать праздник для больших компаний (до 250 человек)!

Также мы предлагаем сопутствующие услуги:

  • Комплексное ресторанное обслуживание. Мы готовы организовать банкет, фуршет, кейтеринг для Вашего мероприятия на самом высоком уровне. Наша банкетная служба украсит столы самыми красивыми, свежими, вкусными блюдами европейской или современной русской кухни из меню по Вашему желанию. Мы готовы предложить Вам кулинарные деликатесы, сделанные по индивидуальному рецепту. Исходя из маршрута, кейтеринговое обслуживание может быть организовано как на борту судна, так и в местах высадки пассажиров на природе.
  • Праздничное декоративное оформление палубы арендованного теплохода. Для этих целей у нас имеется всевозможный декор, а именно: ленточки, флористические элементы, воздушные шары. Мы готовы украсить арендованный теплоход по Вашему желанию и эскизам; обсуждение деталей декора производится максимально детально и позволяет нам исполнить все желания, озвученные напрямую, а не через посредника.
  • Музыкальное сопровождение. Ни одно торжество не обходится без музыки! В нашей команде работают профессиональные ведущие мероприятий, ди-джеи, способные создать по-настоящему праздничную атмосферу. Поклонникам караоке мы предлагаем большой список песен абсолютно на любой вкус прямо на палубе арендованного парохода.
  • Развлекательная программа. Профессионалы из нашей команды организуют оригинальную шоу-программу, насыщенную увлекательными, зрелищными номерами. Программа будет создана на основе Ваших предпочтений. Вы можете быть уверены: мероприятие пройдет на высоте! Танцоры, вокальные исполнители, артисты оригинального жанра, фейерверки, шоколадные фонтаны не оставят равнодушными Ваших гостей.
  • Профессиональная фото- и видеосъемка. Наши операторы зафиксируют все самые важные и интересные моменты праздничного мероприятия. Возможна также моментальная печать фотографий, изготовление фото-магнитов, что станет приятным сюрпризом для гостей.

При проведении рабочих конференций, официальных презентаций, важных деловых и бизнес-мероприятий мы предоставляем в аренду необходимую аппаратуру, мебель и даже водные мотоциклы.

Мы тщательно следим за внешним видом, а также техническим состоянием кораблей, сдаваемых в аренду. Наш флот кораблей находится в превосходном техническом состоянии. Абсолютно каждый теплоход ежегодно проходит текущий контроль, если это необходимо, ремонтные работы, о чем свидетельствуют соответствующие отметки. Имеются все необходимые разрешения на эксплуатацию судов. Перед каждым рейсом профессиональные механики проводят детальный осмотр каждого судна, подтверждая его полную готовность к использованию на воде.

Офис нашей компании, а также причал располагаются близко от метро, имеется удобная стоянка. Гости мероприятия могут легко добраться до места посадки на собственном автомобиле или общественном транспорте.

Гибкая ценовая политика – важное преимущество нашей компании, отличающее ее от конкурентов. В «МБФ» Вы сможете недорого арендовать теплоход. Стоимость проката сможет стать еще более привлекательной благодаря специальным предложениям, регулярным акциям, предоставляемым бонусам.

Если у Вас остались вопросы, звоните менеджерам нашей компании по телефону:

Добавить комментарий