Детективная деятельность

После изучения настоящей главы студент должен:

знать

  • • понятие частной детективной и охранной деятельности;
  • • виды частной детективной и охранной деятельности, их содержание;
  • • основы правового статуса частного детектива и частного охранника;

уметь

• анализировать и толковать правовые нормы, касающиеся частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации;

владеть

  • • юридической терминологией по рассматриваемой теме;
  • • навыками работы с нормативными правовыми актами;
  • • навыками разрешения правовых проблем и коллизий в сфере организации и деятельности частных детективов и частных охранных организаций.

Частная детективная и охранная деятельность: понятие, правовая основа, виды сыскных и охранных услуг

Впервые частные сыскные бюро (агентства) стали использоваться в США в начале 30-х гг. XX в., когда уровень борьбы с преступностью принял угрожающие размеры. После Второй мировой войны в связи с ростом преступности примеру США последовали другие страны.

В России институт частной детективной и охранной деятельности стал активно развиваться с 1990-х гг., что, в частности, было обусловлено расширением частного сектора экономики и криминализацией бизнеса.

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности в настоящее время составляют Конституция РФ (ст. 19, 22, 23, ч. 1 ст. 24, ст. 25, ч. 4 ст. 29, ст. 30, 34, ч. 1–3 ст. 35, ст. 36, 49), Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о частной детективной и охранной деятельности), другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

Частная детективная и охранная деятельность – это деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

Законом о частной детективной и охранной деятельности предусмотрены два ее вида: частная сыскная (детективная) деятельность и частная охранная деятельность.

Частная сыскная (детективная) деятельность «направлена на сбор информации и обеспечение ею клиента в установленной форме».

Частный детектив обязан заключить с каждым из заказчиков договор на оказание сыскных услуг в письменной форме, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, срок их оказания, стоимость услуг или порядок их определения.

Договор на оказание сыскных услуг и акт о выполнении работ подлежат хранению в течение пяти лет.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг (ч. 2 ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности):

  • 1) сбор сведений по гражданским и уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор сведений по уголовным делам частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело;
  • 2) сбор информации в предпринимательской сфере:
    • – изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров (например, сбор информации об участниках рынка конкретного товара, об особенностях реализации данного товара на конкретной территории, выяснение коммерческой биографии партнера, его экономической состоятельности, добросовестности, авторитета и других факторов деятельности);
    • – установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований;
    • – выявление фактов недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
  • 3) сбор биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
  • 4) поиск без вести пропавших граждан, а также утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества.

Данный перечень услуг частной сыскной (детективной) деятельности носит исчерпывающий характер.

В процессе осуществления указанных услуг для получения необходимой информации допускается проведение сыскных действий, указанных в ч. 1 ст. 5 Закона о частной детективной и охранной деятельности:

  • – устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия) для получения сведений об исследуемом событии или причастных к нему лицам;
  • – наведение справок, которое состоит в официальном получении частным детективом данных из различных информационных систем, архивов, находящихся в ведении органов государственной власти или местного самоуправления, учреждений, организаций, получении необходимой информации от физических и юридических лиц (с их согласия);
  • – изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев) с целью получения информации об их назначении, времени, месте изготовления, качественных характеристиках, о биологических объектах, иных свойствах и характеристиках исследуемых предметов и документов;
  • – внешний осмотр строений, помещений и других объектов, который заключается в визуальном наружном обследовании различных жилых и служебных помещений, транспортных средств, участков местности и т.д. для возможного обнаружения необходимой информации;
  • – наблюдение – негласное слежение за лицами, местами их нахождения и иными объектами с целью получения информации, составляющей предмет договора об оказании сыскных услуг.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в соответствии с законодательством РФ.

Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

В ходе осуществления своей деятельности частный детектив обязан соблюдать законодательство РФ в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан.

При осуществлении сыскной деятельности частный детектив не имеет права:

  • – собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
  • – совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
  • – осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
  • – использовать документы и иные сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности органами, уполномоченными в данной сфере деятельности;
  • – получать и использовать информацию, содержащуюся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В порядке, установленном Правительством РФ, частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.

Частная охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг (ч. 3 ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности):

  • 1) защита жизни и здоровья граждан «путем активной физической защиты охраняемых лиц от различного рода преступных посягательств»;
  • 2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на этих объектах;
  • 3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
  • 4) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством РФ.

При обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества частные охранники имеют право:

  • а) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов;
  • б) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);
  • в) производить в пределах, установленных законодательством РФ, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества;
  • г) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством РФ;
  • д) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач;
  • 5) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств – «выдача клиенту заключения о степени надежности имеющейся у него системы охраны с точки зрения его личной безопасности либо безопасности его имущества и выдачу рекомендаций о необходимости принятия тех или иных охранных мер, позволяющих повысить уровень безопасности»;
  • 6) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Указанный перечень услуг частной охранной деятельности носит исчерпывающий характер.

Охранная деятельность частных охранных организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством РФ, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Запрещается вооруженная охрана имущества на территориях закрытых административно-территориальных образований, а также приобретение и использование оружия частными охранными организациями, зарегистрированными и (или) расположенными на их территориях.

В порядке, установленном Правительством РФ, организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.

В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять огнестрельное оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных Законом о частной детективной и охранной деятельности.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью осуществляют органы внутренних дел, иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом о частной детективной и охранной деятельности, другими законами и иными правовыми актами РФ.

Надзор за исполнением Закона о частной детективной и охранной деятельности осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать сыскные и охранные услуги, предусмотренные Законом о частной детективной и охранной деятельности.

  • См.: Савюк Л. К. Правоохранительные органы: учебник. М.: Норма, 2007. С. 647.
  • См., например: Федеральные законы от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», НК РФ, УК РФ, КоАП РФ, постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» и т.д.
  • Савюк Л. К. Указ. соч. С. 651.
  • См.: Гладких С. Р. Комментарий к закону РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2008. С. 16–17.
  • Савюк Л. К. Указ. соч. С. 653; Гладких С. Р. Указ. соч. С. 35.
  • Гладких С. Р. Указ. соч. С. 37.
  • Савюк Л. К. Указ. соч. С. 653; Гладких С. Р. Указ. соч. С. 37–38.
  • Гладких С. Р. Указ. соч. С. 38.
  • Савюк Л. К. Указ. соч. С. 655.
  • Гладких С. Р. Указ. соч. С. 27.
  • Например, федеральных судов, органов прокуратуры, дипломатических и консульских представительств, учреждений Центрального банка РФ, международных аэропортов и т.д.

В случаях, когда предприятие имеет собственные внутренние структурные подразделения правового обеспечения и безопасности, именно они защищают предприятие от противоправных действий, представляют его интересы в профильных государственных органах и осуществляют с ними взаимодействие. В тех случаях, когда у компании нет такой возможности, она прибегает к аутсорсингу и обращается к услугам адвокатов или частных детективов. При этом если деятельность адвокатов носит традиционный характер и хорошо известна в предпринимательской среде, то институт частных детективов создан в 1992 г. и широкого распространения не приобрел.

Для получения лицензии на частную детективную деятельность

гражданин представляет в органы внутренних дел заявление; собственные данные индивидуального предпринимателя; сведения о предполагаемой территории своей профессиональной деятельности; анкету; фотографии; медицинскую справку о состоянии здоровья; документы, подтверждающие его гражданство, наличие среднего или высшего юридического образования или прохождения обучения для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет. Лицензия не выдается соискателям, которые не достигли 21 года, состоят на учете по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании, имеющим судимость за совершение умышленного преступления, привлеченным в качестве обвиняемых по уголовным делам. Лицензия частного детектива также не выдается, если лицо уволено с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям, бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год, а также в случаях когда гражданин не прошел обязательной дактилоскопической регистрации.

Частные детективы в целях сыска предоставляют следующие виды услуг:

  • • сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
  • • изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
  • • установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
  • • выяснения биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
  • • поиск без вести пропавших граждан;
  • • поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
  • • сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело;
  • • поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, на договорной основе с взыскателем.

Фактически полномочия частных детективов настолько малы, а регламентация получения лицензии и организации детективной деятельности настолько детализированы, что возможность расширения данного института весьма проблематична.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какие вам известны принципы и способы самозащиты гражданских прав предприятия при их неправомерном нарушении?
  • 2. Перечислите принципы защиты предприятия от внешних и внутренних угроз, связанных с совершением административно наказуемых правонарушений.
  • 3. Раскройте основные принципы защиты предприятия от внешних и внутренних угроз, связанных с совершением уголовно наказуемых правонарушений.
  • 4. Расскажите о правилах подготовки и направления заявления в уполномоченный государственный орган о выявленном правонарушении.
  • 5. Каковы возможности частного детектива при участии в защите предприятия от противоправной деятельности? Какие действуют правила лицензирования деятельности частных детективов?

Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»‘ предусмотрел новый вид деятельности в сфере правоохраны, получившей название «частная детективная и охранная деятельность». Ее сущность согласно Закону заключается в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов (ст. 1). Содержанием этой деятельности являются услуги частных детективных и охранных предприятий, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, охрану имущества собственников, обеспечение порядка, поиск без вести пропавших лиц и т. д. И в этом смысле она переплетается с деятельностью, осуществляемой государственными правоохранительными органами. Более того, в ряде случаев частная правоохранительная деятельность проникает в такие сферы отношений, которых государственные правоохранительные органы до сих пор не касались Например, частные детективные и охранные предприятия оказывают услуги в сфере бизнеса: сбор информации для ведения деловых переговоров, выявление ненадежных деловых партнеров, осуществление функций телохранителя и т. д.

Частная детективная и охранная деятельность характеризуется рядом признаков, позволяющих отличать ее от правоохранительной деятельности, осуществляемой государственными органами.

Во-первых, эта деятельность по своему характеру является предпринимательской, рассчитанной на поддержку частной инициативы граждан и их объединений в сфере правоохраны. Она осуществляется на возмездной, коммерческой основе и рассчитана на получение прибыли теми лицами и предприятиями, которые ее осуществляют.

Во-вторых, эта деятельность рассчитана на оказание охранно-сыскных услуг индивидуально определенным клиентам — физическим и юридическим лицам. Клиентами частных детективных и охранных предприятий могут быть отдельные граждане, а также предприятия, учреждения, организации любой организационно-правовой формы (государственные, частные, коммерческие, общественные и т. д.). Обязательным условием осуществления частной детективной и охранной деятельности является предварительное заключение между частным детективно-охранным предприятием и клиентом письменного договора. В договоре не только указывается содержание оказываемых услуг клиенту, но и оговаривается ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, устанавливается порядок их возмещения. Обязанностью частного детективного (охранного) предприятия является представление клиенту письменного отчета о результатах проделанной работы.

В-третьих, осуществлять подобную деятельность могут не любые, а только такие предприятия, которые получили на это специальное разрешение (лицензию) органа внутренних дел и прошли государственную регистрацию.

В-четвертых, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, правовой статус работников государственных правоохранительных органов не распространяется.

В соответствии с Законом от 11 марта 1992 г. частная детективная и охранная деятельность может осуществляться для сыска и охраны.

Сыскная деятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в обусловленной форме. В целях сыска разрешается представление следующих видов услуг:

а) сбор сведений по гражданским и уголовным делам;
б) сбор информации в сфере предпринимательской деятельности (бизнеса);
в) сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов;
г) поиск без вести пропавших граждан и утраченного имущества.

Содержанием первого вида услуг является сбор информации по гражданским и уголовным делам, имеющей значение для правильного их разрешения. Клиентами в сфере данного вида услуг могут быть не только участники процесса (истец, ответчик, потерпевший, обвиняемый), но и иные лица (защитник, родственники, знакомые участников процесса). Необходимым условием выполнения указанного вида услуг, связанных со сбором сведений по уголовным делам, является обязательное в течение суток с момента заключения контракта с клиентом письменное уведомление об этом частным детективом органа дознания, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится уголовное дело.

Деятельность частных детективов в сфере бизнеса может проводиться для получения информации о состоянии рынка (спрос, предложение, цена и т. д.), о надежности партнера (его кредитоспособность, состояние и уровень финансово-хозяйственной деятельности и т. д.), о фактах недобросовестной конкуренции (распространение ложных сведений о деловой репутации клиента, попытки сбора сведений, составляющих коммерческую тайну, и т. д.).

Сбор информации об отдельных лицах связан с выяснением биографических и иных характеризующих личность данных при заключении трудового и иного контракта (например, брачного контракта). Такая информация о частной жизни лица может быть получена только с его письменного согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ и п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона от 11 марта 1992 г.).

Содержанием деятельности, связанной с поиском (пропавших граждан, утраченного имущества), является сбор информации об истинных причинах их исчезновения или утраты, о месте их нахождения.

Охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

  1. Защита жизни и здоровья граждан, которая предполагает осуществление мер по активной физической защите охраняемых лиц от различного рода преступных посягательств. Цель ее — не допустить причинения телесных повреждений охраняемым лицам, лишения их жизни.
  2. Охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке, предполагает как физическую, так и техническую охрану имущества. Это могут быть здания, сырье, продукция, транспортные средства. Охраняемое имущество может находиться в государственной, федеральной или муниципальной собственности, в коллективной и личной. Оно может принадлежать как российской стороне, так и зарубежным деловым партнерам либо находиться в совместной собственности. Охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется только на объекты, подлежащие государственной охране’.
  3. Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации.
  4. Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.
  5. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями съездов, симпозиумов, спортивно-массовых мероприятий и др.).

Приведенный перечень сыскных и охранных услуг, оказываемых клиентам в процессе частной детективной и охранной деятельности, является исчерпывающим. Такая деятельность не должна служить никаким другим целям, кроме защиты законных прав и интересов клиентов. Поэтому охранно-сыскные предприятия не вправе заключать договоры на выполнение услуг, которые направлены на ограничение законных прав и интересов третьих лиц.

Частные детективные и охранные предприятия создаются и функционируют не в противовес деятельности государственных правоохранительных органов, а в ее дополнение. И те и другие решают ряд общих задач по охране и улучшению правопорядка. В некоторых случаях совпадает их компетенция, связанная с выполнением отдельных видов правоохранительной деятельности. Все это объективно выдвигает задачу организации четкого взаимодействия между государственными и негосударственными субъектами правоохранительной деятельности. Вопрос о механизме такого взаимодействия частично решен в Законе от 11 марта 1992 г. Закон, в частности, допускает возможность сбора частными детективами сведений по уголовным делам, но с определенными ограничительными условиями: на договорной основе с участником процесса, с обязательным уведомлением о заключении контракта государственных должностных лиц и органов, в производстве которых находится дело.

Еще одной формой взаимодействия является предоставление законом частным детективным и охранным предприятиям права на оказание содействия государственным правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. Содержанием этого вида взаимодействия является практическое выполнение совместных сыскных и охранных действий, направленных на поддержание правопорядка. Взаимодействие между охранно-сыскными предприятиями и правоохранительными органами осуществляется также в форме информационного обмена, оказания друг другу различного рода услуг, личного контакта руководителей, проведения совместных совещаний и т. д. Особенностью взаимодействия частных детективных и охранных предприятий с правоохранительными органами в рамках обеспечения правопорядка является то, что оно может осуществляться на договорной основе.

Частные детективные и охранные предприятия

В соответствии с Законом от 11 марта 1992 г. частная детективная и охранная деятельность осуществляется предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел (ст. 1). В ст. 11 этого же Закона подчеркнуто, что оказание услуг в целях охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения. Отдельные граждане могут заниматься частной охранной деятельностью только в составе частного охранного предприятия после заключения с ним трудового соглашения (контракта).

Несколько иное положение складывается в сфере сыска. Отдельные граждане, имеющие индивидуальную лицензию на занятие частной сыскной деятельностью, могут, как и частные охранники, работать в составе объединения частных детективов на контрактной основе. Вместе с тем они могут осуществлять сыскную деятельность индивидуально. Для этого они должны зарегистрировать индивидуальное частное детективное предприятие (ч. 5 ст. 6 Закона от 11 марта 1992 г.).

Учредителями детективных и охранных предприятий, как правило, выступают физические лица — граждане Российской Федерации.

Особый правовой статус занимают службы безопасности. Они создаются на предприятиях, которые являются их учредителями.

Создание и деятельность частных детективных и охранных предприятий возможны только при наличии на то лицензии, которая выдается органом внутренних дел по месту учреждения сроком на пять лет. В дальнейшем действие лицензии продлевается на тот же срок неограниченное число раз. В предусмотренных законом случаях органы внутренних дел могут аннулировать выданную предприятию лицензию (ч. 2 ст. 10 Закона от 11 марта 1992г.).

Лицензия является лишь разрешением на открытие частного детективного или охранного предприятия и юридическим основанием для государственной регистрации соответствующего предприятия местным органом исполнительной власти. Предприятие считается учрежденным и приобретает статус юридического лица со дня его государственной регистрации. Деятельность незарегистрированных предприятий запрещена.

В настоящее время предусмотрены создание и деятельность следующих видов детективных и охранных предприятий:

  1. Индивидуальные частные детективные предприятия.
  2. Объединения частных детективных предприятий.
  3. Филиалы объединений частных детективных предприятий.
  4. Частные охранные предприятия.
  5. Ассоциации частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных детективов.
  6. Службы безопасности на предприятиях.
  7. Негосударственные образовательные учреждения и организации специальной подготовки частных детективов и охранников.

Индивидуальное частное детективное предприятие образуется в порядке, предусмотренном ст. 8 Закона РСФСР от 25 декабря 1990г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»‘, частным лицом, имеющим персональную лицензию на право занятия частной детективной деятельностью. Имущество данного предприятия образуется из имущества учредителя (его семьи), полученных доходов и других законных источников.

Частный сыщик — собственник индивидуального предприятия — несет ответственность по обязательствам предприятия в пределах, определенных уставом предприятия.

Объединение частных детективных предприятий создается в соответствии со ст. 13 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», как правило, по инициативе группы лиц, уже зарегистрировавших индивидуальные частные детективные предприятия. Оно создается на договорной основе в целях расширения возможностей индивидуальных предприятий, связанных с оказанием сыскных услуг, координацией деятельности, улучшением их прибыльности. При этом частные детективные предприятия, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Объединение имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы, действует на основании своего устава.

Возможность создания филиалов объединений частных детективных предприятий предусмотрена в ст. 8 Закона от 11 марта 1992 г. в соответствии со ст. 14 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Филиалы открываются в других регионах Российской Федерации в качестве обособленных подразделений с правом открытия текущих и расчетных счетов. При этом каждый филиал должен получить лицензию в соответствующих органах внутренних дел по месту своего расположения.

Частное охранное предприятие создается в порядке, установленном Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ст. 4, 5) с соблюдением требований, предусмотренных Законом от 11 марта 1992г. (ст. 11). Оно образуется для оказания охранных услуг, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, охрану имущества собственников, в том числе в виде вооруженной охраны, а также иных услуг, предусмотренных ст. 3 Закона от И марта 1992 г. Эти виды услуг должны быть отражены в уставе предприятия. Закон не оговаривает организационно-правовых форм охранных предприятий. Это могут быть товарищества, акционерные общества и т. д.

Законом от 11 марта 1992 г. последовательно проводится принцип недопустимости смешения детективной и охранной деятельности, в силу которого одно и то же предприятие не может одновременно заниматься сыскной и охранной деятельностью. Исключением из этого правила являются два вида предприятий, в которых допускается осуществление смешанных форм детективной и охранной деятельности. Законом от 11 марта 1992 г. предусмотрена возможность создания охранными предприятиями и объединениями частных детективов совместных ассоциаций (ст. 13), а также учреждение на предприятиях охранно-сыскных подразделений (служб безопасности) — ст. 14.

Ассоциации частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных детективов образуются на договорной основе с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Цель создания таких смешанных предприятий- расширить возможности каждого соучредителя в производственном (профессиональном), научно-техническом и социальном развитии. Получения лицензии на создание такой ассоциации не требуется.

Службы безопасности на предприятиях (охранно-сыскные подразделения) создаются в соответствии со ст. 14 Закона от 11 марта 1992 г. на предприятиях независимо от их организационно-правовых форм (в коммерческих фирмах, банках, акционерных обществах, торговых домах и т. д.).

Служба безопасности — самостоятельное структурное подразделение в составе предприятия-учредителя и создается для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности предприятия. Она решает задачи непосредственной защиты жизненных интересов конкретного предприятия в условиях коммерческого и производственного риска, конкурентной борьбы. Службам безопасности запрещается оказывать услуги, которые не связаны с обеспечением безопасности своего предприятия.

Правовое положение частного детектива и частного охранника

Частный детектив и частный охранник- это физические лица, отвечающие определенным требованиям, имеющие государственную лицензию и выполняющие услуги, составляющие содержание частной сыскной или частной охранной деятельности.

Ими могут быть граждане Российской Федерации, достигшие двадцати одного года и пригодные по состоянию здоровья для занятия соответствующей деятельностью, имеющие юридическое образование либо прошедшие специальную подготовку, отличающиеся безусловной социальной репутацией и законопослушным поведением. Отсутствие юридического образования может быть заменено наличием стажа практической работы не менее трех лет в оперативных или следственных подразделениях правоохранительных органов (для лица, претендующего на работу в качестве частного сыщика) или в органах внутренних дел либо органах Федеральной службы безопасности (для лица, претендующего на работу в качестве частного охранника).

Не допускаются к частной детективной и охранной деятельности граждане: состоящие на учете по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; имеющие судимость за совершение умышленного преступления; которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке); уволенные с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их обстоятельствам.

Обязательным условием для работы в качестве сыщика или охранника является получение на то разрешения (лицензии) органа внутренних дел. Для этого гражданин должен представить в орган внутренних дел по месту жительства: заявление и анкету установленного образца, фотографии, медицинскую справку о состоянии здоровья, а также другие документы, указанные в ст. 6 Закона от 11 марта 1992 г. Одновременно претендент на лицензию должен представить сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах в своей будущей работе и намерении их использовать. Претендент на должность охранника должен, кроме того, представить сведения о намерении использовать огнестрельное оружие.

Лицензия выдается органом внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления сроком на пять лет. Одновременно гражданину, получившему лицензию, выдается удостоверение личности охранника (детектива). За один месяц до истечения срока действие лицензии по ходатайству заявителя продлевается на пять лет.

Получение гражданином лицензии еще не делает его частным детективом или охранником. Таковым он становится после заключения трудового договора (контракта) с соответствующим предприятием. Лицензия на работу в качестве детектива дает возможность ее обладателю зарегистрировать «индивидуальное частное детективное предприятие». Работа в качестве частного детектива или частного охранника должна быть основным видом занятости. Совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. На указанных лиц статус работников правоохранительных органов не распространяется. Им запрещается проведение каких-либо оперативно-розыскных мероприятий. Частный сыщик и частный охранник не вправе вызывать граждан и требовать от них дачи объяснений, проверять у них документы, производить личный досмотр, досмотр личного транспорта, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения и т. п.

Законом от 11 марта 1992 г. определены средства и методы работы частных сыщиков и охранников. Особенно широкими полномочиями наделен частный детектив, который может проводить устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия); наводить справки, изучать предметы и документы (с письменного согласия их владельцев); проводить внешний осмотр строений, помещений и других объектов, а также наблюдение.

Содержанием деятельности частного охранника является предупреждение и пресечение противоправных посягательств на жизнь и здоровье граждан, на имущество собственников. И если такое посягательство будет совершено, охранник обязан применить к правонарушителю принуждение в соответствии с правилами необходимой обороны и крайней необходимости, установленными Уголовным кодексом. Охранник также вправе задержать лицо, застигнутое на месте совершения преступного посягательства, с незамедлительной передачей задержанного в орган внутренних дел (в милицию).

При осуществлении частной детективной и охранной деятельности допускается использование видео-, кино-, фотоаппаратуры, средств аудиозаписи, оперативной радио- и телефонной связи. Могут использоваться иные технические средства при условии, что они не будут причинять вред жизни и здоровью граждан и окружающей среде.

В случае необходимости оказания услуг, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья частных детективов и охранников, им разрешается использовать специальные средства: жилет защитный, шлем защитный, спецсредство «Черемуха-10» и его аналоги, газовый пистолет, наручники, палку резиновую или пластмассовую. Специальные средства они вправе применять и в случаях, когда использованы и не дали желаемых результатов ненасильственные способы предупредительного воздействия на правонарушителей.

Охранники, кроме того, имеют право применять огнестрельное оружие. Охранные предприятия вооружаются пистолетами ПМ и ружьями охотничьими гладкоствольными’.

Специальные средства могут применяться:

а) для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью самого частного сыщика или охранника:
б) для отражения нападения при защите жизни и здоровья охраняемых граждан;
в) для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Огнестрельное оружие охранники вправе применять:

а) для отражения нападения, когда их собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;
б) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;
в) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие;
г) для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Законом установлены не только случаи, когда частные охранники (сыщики) могут применять специальные средства и огнестрельное оружие, но и условия, а также порядок их применения. Незаконное применение специальных средств и оружия либо их применение с превышением пределов необходимой обороны или крайней необходимости влечет уголовную или иную ответственность в зависимости от характера и последствий нарушения.

Деятельность частных детективов и частных охранников должна осуществляться при неуклонном соблюдении законности. Им запрещается собирать сведения, связанные с личной жизнью граждан, с их политическими и религиозными убеждениями. Настоящий запрет вытекает из установленных Конституцией РФ гарантий свободы вероисповедания, политических убеждений, права на личную и семейную тайну. Собранную для клиента информацию они не вправе разглашать, использовать ее вопреки интересам клиента или в интересах третьих лиц.

Они не должны прибегать к действиям, посягающим на иные права и свободы граждан, ставящим под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество иных лиц. Нарушение естественных, конституционных прав и свобод граждан, невыполнение принятых на себя обязательств влечет гражданско-правовую, административно-правовую, уголовно-правовую ответственность.

В определенных случаях закон допускает возможность аннулирования органами внутренних дел лицензий, выданных как предприятиям, так и частным лицам (охранникам, детективам).

Частные охранники и сыщики являются гражданами Российской Федерации. Поэтому на них в полном объеме распространяются все гражданские права и свободы, закрепленные в Конституции России. Осуществляя свою деятельность в сфере правоохраны, работники охранно-сыскных предприятий нередко рискуют своей жизнью, здоровьем. Поэтому государством установлен целый ряд гарантий социальной и правовой защиты этих лиц, направленных на обеспечение их трудовых, материальных, пенсионных и иных прав.

Добавить комментарий