Что такое проявить инициативу

Для чего нужно предлагать изменения на работе, и как это корректно делать.

В Украине каждый третий сотрудник проявляет инициативу на работе. Но для каждого второго — она по-прежнему наказуема. Как правильно продвигать новые идеи, чтобы получить плюс к карьерному росту, советует Work.ua.

Думайте, наблюдайте, говорите

В должностных инструкциях пункт «обязан проявлять инициативу» отсутствует. Действительно, это же не функция и не профессиональный навык. А показатель, что человек в состоянии действовать самостоятельно. Он указывает на стремление работника улучшить производственный процесс, даже если его об этом не просят.

Наверняка во время работы вы сталкиваетесь с бытовыми нюансами, которые вас не устраивают, — говорите о них. Появились идеи, как сделать что-то лучше, затратив меньше средств (время, финансы, люди), — озвучивайте. Уверены, что ваша рекламная кампания прославит определенный бренд или компанию в целом, — предлагайте.

Действуйте в рамках полномочий

Уместность инициативы определяется должностью инициатора, его ролью в компании и пониманием, что в ней вообще происходит.

Чего ожидает, например, глава банка от кассира? Чтобы он точно и быстро выполнял свою работу, не допуская ошибок. А вот для некоторых профессий инициатива просто must-have. Инертный бренд-менеджер, журналист, пиарщик, инженер или менеджер по продажам становится неэффективным и подлежит замене. Вы же этого не хотите?

Что может сделать инициативу неуместной:

  • Некомпетентность — беритесь за выполнение задания, если уверены, что для этого у вас достаточно знаний и опыта.
  • Слабые аргументы — предлагайте идею только, если знаете, для чего компании нужно то или иное новшество, как будете достигать поставленной цели.
  • Несвоевременность — прежде чем выступить с инициативой, просчитайте выгоду, которую получит фирма в настоящем, а не в эфемерном будущем.

Озвучивайте идеи в нужном месте и нужным людям

К инициативным работникам руководители относятся по-разному. На формирование отношения влияет форма собственности предприятия, сложившаяся корпоративная культура, личное видение главы компании, особенности коллектива.

К примеру, если вы государственный служащий (речь не о депутате или публичном политике), то произвести даже маленькую революцию в вашей сфере очень сложно. В таких организациях существуют незыблемые внутренние правила, традиции, регламент и царит строгая субординация. Да и человек, которому вы хотите рассказать о своих планах, отделен приемной, секретарем или помощником, и все ваши идеи рискуют попасть в их тайники. Но никто не запрещает попытаться.

Как показывает практика, в частных компаниях новшества, напротив, приветствуется. Молодые структуры, особенно, осваивающие перспективные направления рынка (IT, интернет, продажи), внедряют программы поддержки инициатив, которые не только дают возможность каждому сотруднику показать свою вовлеченность в процесс, но и получить дополнительный доход.

Продумайте суть инициативы, ее презентацию

Перед походом к руководителю подготовьте развернутую устную или письменную презентацию ваших идей о развитии компании или усовершенствовании работы участков, которые плохо налажены. Не поленитесь добавить цифры, продумайте аргументы, доказывающие положительный результат нововведения, и список шагов, по которым будет реализовываться инициатива. С такой доказательной базой у вас есть шанс быть услышанным.

Берите ответственность

Если ваша идея была воспринята начальством, будьте готовы взять на себя ответственность за ее выполнение. Это продемонстрирует ваш интеллект и уровень профессионального развития, повысит степень доверия к вашей персоне со стороны руководства.

Не бойтесь негативного опыта, если когда-то в прошлом ваша инициатива была отвергнута. Воплощайте полезные идеи и беритесь за новые. Ведь проактивный человек — это человек с высоким карьерным потенциалом. Work.ua желает, чтобы ваша ответственная, уместная, успешная инициативность помогала работать и строить карьеру.

Для того чтобы сотрудник почувствовал, что инициатива в компании приветствуется, важно дать ему понять: работая над своим проектом, он может ошибиться, и это не будет грозить ему увольнением. При этом ему следует научиться качественно выполнять свои обязанности и брать ответственность за проделанную работу. Промахи на этом пути неизбежны, и в таком случае задача руководителя — продемонстрировать готовность поддержать подчиненного и помочь исправить ошибки. Сотрудники должны почувствовать вкус самостоятельности, при этом груз ответственности не должен стать для них непосильной ношей. Так, руководитель может делегировать сотруднику только часть управления проектом, стать для него наставником. На всех этапах работы важно возвращаться к сотруднику с обратной связью. Практика показывает: чем моложе поколение, тем большее значение имеет для его представителей признание. Если задание было выполнено хорошо, это непременно нужно отметить. Кроме того, признание успехов инициативного сотрудника мотивирует других на то, чтобы предлагать свои идеи и реализовывать их. Как понять, что работа по взращиванию инициативных сотрудников увенчалась успехом? Об этом может свидетельствовать возросшее количество идей, поступающих от сотрудников, число проектов, которые они выполняют самостоятельно и за результаты которых несут ответственность. Наконец, рост числа сотрудников, которые перешли от реактивной модели поведения к проактивной. Стоит помнить, что взращивание инициативных сотрудников — это весьма длительный процесс, поэтому все эти показатели будут возрастать планомерно, не следует ожидать их резкого увеличения за короткий промежуток времени.

Школьная любовь

Вплоть до середины 80‑х годов прошлого века более 40% решивших пожениться пар начинали свои отношения со школьной дружбы. Кто знает, может быть, так происходило именно благодаря смелости тех самых девочек, решившихся на откровения. Они играли в Татьян, а мальчики тех времен учились чувствовать себя Онегиными. Каким бы развращенным ни был подросток, дворянское благородство всегда побеждало. Реальный пример из жизни моего отца.

«Женя, о тебе говорят ужасные вещи, – написала ему Леночка, – но я знаю, что ты хороший, и все равно тебя люблю».

Если бы девочка знала, насколько мальчик соответствует тем ужасным вещам, которые о нем говорят! Во всяком случае, когда он показал записку лучшему другу, тот предложил отыскать для свидания с Леночкой наиболее уединенные кусты и постоять «на шухере». Однако онегинщина, к счастью, одержала верх. Встретившись с влюбленной девочкой после уроков, он просто проводил до дому, неся ее портфель, и на прощание нежно поцеловал в щечку. Он женился на другой, но Леночкино признание бережно хранит в душе всю жизнь. Возможно, именно оно помогло ему выйти из компании дворовой шпаны, начать активно учиться и осознанно строить свою жизнь, благодаря чему он достиг очень высокого статуса.

Стоит ли женщине проявлять инициативу в отношениях с мужчиной, можно ли открывать душу, говорить о своих чувствах? Этим вопросом постоянно задается каждая из нас. И ответ – у каждой свой.

Счастье – в женских руках

«Я всегда добиваюсь мужчин, которые мне нравятся. Сам процесс увлекателен и, на всякий случай, я априори готова к отказу», – говорит 43-летняя Алла.

Эту позицию поддерживают психологи: выросшее преимущественно в неполных семьях поколение инфантильных мужчин нуждается в женском руководстве. А иначе женщины рискуют остаться и без партнеров, и без детей. В больших городах на одного здорового, работающего, свободного мужчину приходится уже по 7–9 представительниц прекрасного пола, и эта цифра будет только расти. Конкуренция просто вынуждает нас к активности, к умению подать себя наилучшим образом, опередить и оттеснить соперниц.

Похожего мнения придерживаются феминистки: уравнивание прав и социального положения мужчины и женщины полностью отменяет предрассудок об исключительно мужской инициативе в отношениях. В прежние времена муж брал на себя обязательства по обеспечению жены и детей, поэтому за ним была прерогатива выбора женщины, которую он будет кормить и одевать, лечить и баловать – возможно, всю жизнь. В современной семье супруги, как правило, добывают приблизительно равное количество денег, поровну делят домашние дела, полностью взаимозаменяемы в общении с детьми. А раз женщина заботится о себе сама и не менее половины средств вкладывает в ребенка, значит, она имеет право на выбор мужчины, от которого захочет родить.

Инициатива наказуема

«Нельзя им показывать, что любишь! Даже собственному мужу, – признается Екатерина, 55 лет. – На шею садятся и ни в грош не ставят!».

В ее словах тоже есть доля правды, это подтверждается недавним социальным опросом среди россиян от 25 до 50 лет. Одиноких и разведенных мужчин спрашивали, почему они не торопятся создать семью. Около 80% ответили, что затрудняются с выбором: слишком много вокруг красивых, успешных, свободных женщин, готовых практически на все за призрачную перспективу брака.

В мужском просторечии это звучит: «Сами вы нас избаловали своей доступностью».

Увы, эта доступность во многом обусловлена нашими жизненными реалиями. В «продвинутой» Европе и обеспеченной Америке равноправие мужчин и женщин активно поддерживается общественным мнением. В России одинокую женщину, каких бы успехов в карьере она ни добилась, не шпыняет и не пытается унизить только разве что ленивый. «Баба» должна быть при муже, и пусть он будет плохонький – зато свой. Именно эту позицию в большинстве своем разделяет общественность.

Считается, что женщине брак нужен больше. Немудрено, что, стоит даме проявить инициативу, и без того уверенный в своей неотразимости (зачастую безосновательно) мужчина начинает чувствовать себя просто центром вселенной. Российские психологи с феминистическим уклоном считают, что для счастливой жизни женщинам важно не столько быть инициативными, сколько бороться за дальнейшую эмансипацию, за признание обществом «женского права на одиночество».

Не наш случай

И все же, если вам нравится кто-то из вашего окружения, не надо бояться сделать первый шаг – вполне вероятно, что он принесет вам счастье. Поступать подобно пушкинской Татьяне не рекомендуется лишь в некоторых случаях:

— Объект прочно занят – у него семья и маленькие дети.

— Мужчина не вполне к вам дружелюбен, позволяет себе насмешки, колкости, не проявляет элементарной вежливости (выражается в вашем присутствии, может грубо вас отчитать и т. п.).

— Между вами пропасть по социальной лестнице. Вряд ли владелец собственной яхты и процветающего бизнеса захочет в подруги скромную уборщицу. А если вы, обеспеченная и успешная, решите признаться в чувствах полотеру, то не жалуйтесь потом, что вас используют. «Любовь любит равных» – правило, сформулированное еще в Древнем Риме.
По этой же причине не стоит пускаться в откровения с человеком, который старше вас более чем на 20 лет либо младше более чем на 10. Любви, конечно, покорны все возрасты. Но признания в такой ситуации могут показаться нелепыми – ищите другие способы завоевать расположение.

— Вам не столько нравится личность объекта, сколько привлекают его положение и связи, либо вы решаетесь на инициативу из мести. Решившись на признание, следует быть благородной и ориентироваться на высокие чувства в другом человеке – иначе на собственную низость получите втрое большую.

Действуй, сестра!

Если все пять пунктов решительно отметены и вы решились пойти по стопам Татьяны, для начала стоит подготовиться. Сходите в какое-нибудь общественное место и познакомьтесь с кем-нибудь «для тренировки». Подходите к свободным мужчинам, легко и небрежно завязывая разговор. Выбирайте тех, кто вам не нравится – так вы будете застрахованы от эмоционального удара в случае отказа от общения. Если объект согласился поболтать, обязательно произнесите фразу: «Вы показались мне симпатичным (понравились) – и мне захотелось с вами поговорить!». Пусть она прозвучит посреди беседы. Добивайтесь максимальной непринужденности и естественности. Можете считать себя готовой, когда будете уверены в том, что способны подойти к любому свободному мужчине на улице и произнести с дружелюбной улыбкой и естественным тоном: «Вы мне понравились!», при этом будучи готовой к любому варианту ответа – от агрессии, равнодушия и пошлости до… предложения руки и сердца.

После этого возьмите паузу в несколько дней и обдумайте, как вы преподнесете свои чувства избраннику. Будет ли это красивая открытка с признанием, доставленная в офис посыльным, или ночной телефонный разговор, или небрежно оброненный намек в курилке, или приглашение в кафе, где за уединенным столиком вы начнете разговор о чувствах…

Станьте на место мужчины – вы же примеряете на себя исконно мужскую роль. Кавалеры во все времена покоряли сердца дам, создавая романтику, проявляя безудержную фантазию.

Способ избран? Тогда возьмите чистый лист бумаги и, продумывая каждый вариант отказа, запишите, что вы будете делать и говорить, если услышите от избранника «нет». Переберите все возможные ситуации и не ленитесь описывать свои слова и действия в каждой из них. Хорошо, если на листе появится как минимум десяток вариантов. А в конце запишите две такие фразы: «Отказ (имя) – еще не конец света!» и «Навязчивость – главный враг любви!». Теперь спрячьте бумажку подальше – она понадобится вам в случае неудачи. Перечитывая написанное, вы быстро излечитесь от душевной боли. А пока листок вам не нужен, ведь теперь вы готовы сказать: «Я Вас люблю»!

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Ефимова Галина Николаевна

Организация: МАДОУ д/с №6 комбинированного вида

Населенный пункт: Новгородская область, г. Окуловка

Моё педагогическое кредо: «Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями».

Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, в общине, когда старшие учили, показывали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т.к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Моя деятельность педагога направлена на развитие инициативности и самостоятельности детей, через личностно-ориентированное взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, которые я определяю через систематические наблюдения. В центр образовательной системы я ставлю личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития,

реализации её природного потенциала. Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности является для меня первоочередной задачей.

В результате анализа литературы по развитию самостоятельности у детей мною сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников, которые помогают мне решать задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности. Авторы отмечают, что самостоятельность — одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Изучив работы психологов, я сделала вывод, что для инициативной личности характерно:

— произвольность поведения;

— самостоятельность;

— развитая эмоционально волевая сфера;

— инициатива в различных видах деятельности;

— стремление к самореализации;

— общительность;

— творческий подход к деятельности;

— высокий уровень умственных способностей;

— познавательная активность.

Исходя из этого, я строю свою деятельность так, чтобы каждый ребёнок мог само реализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным. Поэтому я создаю условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создаю условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; оказываю не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Личностно-ориентированная модель свободного воспитания акцентирует своё внимание на предоставлении ребёнку свободы выбора и самостоятельности, этому также способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. В соответствии с этим мы совместно с детьми вырабатываем цели, содержание занятия, оцениваем результаты, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Для этого каждое утро в моей группе проводится утренний сбор, на котором планируется совместная деятельность на день. А в конце дня проводится заключительный сбор, на котором дети оценивают проделанную работу.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, а не авторитарного общения. Поэтому я использую педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, которое является условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

В своей работе использую технологию проектной деятельности, которая, на мой взгляд, наиболее приемлема для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор, и уже третий год руковожу районным методическим объединением «Проектная деятельность в ДОУ». За это время накоплен богатый практический опыт, осуществлялись разные виды проектов. В проектной деятельности я стараюсь быть партнером, помощником ребенка.

Также большое значение я придаю использованию здоровьесберегающих технологий. Для этого я провожу консультации с родителями о сохранении и укреплении здоровья, о правилах общения и незнакомыми людьми и незнакомыми животными. С детьми беседуем о приёмах сохранения здоровья, просматриваем обучающие фильмы и презентации, оформляем наглядные пособия. Вместе изготовили макет «Улицы нашего города», где закрепляем правила дорожного движения, изученные во время образовательной деятельности, а потом во время экскурсий дети применяют полученные знания. Всё это помогает детям самостоятельно заботиться о своём здоровье и беречь его.

Во время образовательной деятельности и в режимных моментах провожу развивающие игры, создаю игровые и проблемные ситуации, использую потешки и напоминания, что ведёт к лучшему запоминанию и осознанному самостоятельному применению правил личной гигиены. Вместе изготавливаем наглядные пособия и составляем алгоритмы действий: умывания, одевания, накрывания на стол, позволяющие дошкольнику впоследствии самостоятельно и эффективно их применять. Решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помогают разнообразные сюжетно-ролевые игры, атрибуты к которым мы изготовили вместе с родителями. Дети любят играть в «Скорую помощь», «Пожарных», «Полицию». Моя задача воспитателя – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с детства. Для этого мною разработана система здоровьесбережения, которая включает в себя следующие формы работы: проведение физкультминуток, комплекс упражнений после сна, точечный массаж, самомассаж; артикуляционная гимнастика; зрительная гимнастика; пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика; физкультурные минутки; сказкотерапия; релаксационные, расслабляющие упражнения.

Для включения в проект данных форм работы изготовлены тематические картотеки пальчиковых и подвижных игр, дыхательных и артикуляционных упражнений, утренних гимнастик и гимнастик после сна. Для проведения зрительной гимнастики пространство вокруг рабочей панели оформлено с помощью 3Д наклеек,

изображающих транспортные средства, которые движутся в разных направлениях. Также подобраны картотеки загадок, считалок, произведений художественной литературы, которые помогают педагогу продуктивнее использовать время, быстрее подготовить необходимые материалы для занятий. Во время образовательной деятельности, я обязательно учитываю интересы каждого ребенка, для этого выбираю темы или проблемы из близкого окружения ребёнка и адекватные его возрасту; всегда предоставляю детям возможность действовать самостоятельно и оказываю поддержку детской инициативы, поэтому вместе мы поэтапно достигаем намеченных целей.

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом высшей формой самостоятельности детей является творчество. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. За долгие годы работы я обратила внимание, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Этому способствует создание разнообразной предметно – развивающей среды, которая мне обеспечить познавательную активность каждого ребенка, соответствует его интересам и имеет развивающий характер. Поэтому я стараюсь создать образовательную среду с благоприятными условиями для развития детей, обеспечивающую разные виды активности, которая становится основой для самостоятельной деятельности, в которой каждый из детей мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями и возможностями, индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Я, как воспитатель, подключаюсь к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помогаю тому или иному ребенку войти в группу сверстников. Предметно – развивающая среда организована мною таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру. Для этого оформлены:

* Центр «Семья», в котором есть наборы для организации игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» размещены в специальных контейнерах, а также уголок ряженья с зеркалом, где есть наряды как для девочек, так и для мальчиков;

* Центр «Мы – строители», в котором кроме строительных материалов есть большой автопарк и мастерская с инструментами;

* спортивный уголок с оборудованием и масками для самостоятельных спортивных и подвижных игр;

* Цент исследований с уголком природы и разнообразными коллекциями, собранными вместе с детьми;

* Центр художественного творчества, где есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, формочки для лепки, бумага для рисования, гуашь и кисти, печатки, ватные палочки;

* Центр развивающих игр, в котором разные виды мозаик, лото по разным темам, настольных и дидактических игр, которые способствуют обогащению чувственного и тактильного опыта детей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов;

* Музыкальный уголок, где есть музыкальные инструменты и игрушки;

* Театральный уголок, в котором представлены различные виды театра: настольный театр, пальчиковый, театр резиновых игрушек и каждый ребенок может выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Такая среда способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей.

Дети моей группы любят делать подарки, и если ребенок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку для определенного лица или группы лиц, для изготовления украшений к праздникам, а также помочь в изготовлении пособий для игр, при желании поупражняться в умениях, навыках, полученных в ходе образовательной деятельности – я считаю это высоким уровнем самостоятельности.

Развиться самостоятельной изобразительной деятельности помогает собранная мною огромная тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и других настольных игр, которые находятся в доступном для детей месте, помогают им проявлять инициативу и самостоятельно осуществлять свой замысел. Моя задача, как педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникает такая необходимость. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности — целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости — даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку — это необходимое условие развития его самостоятельности. Я развиваю самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, развивающие вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии. В тоже время я даю возможность детям самим выбрать для работы понравившийся природный, бросовый и нетрадиционный материал, который в изобилии собран нами

совместно с родителями и доступен детям для рассматривания, изучения и изготовления поделок. Всё это, собранное, изготовленное и приобретённое, даёт мне возможность предложить ребенку разные идеи по изготовлению любой игрушки или подарка. Вместе мы коллекционируем, исследуем и экспериментируем с разными материалами, предметами, тем самым я развиваю у них творческое воображение. Также в своей работе с детьми использую разнообразные, художественные материалы: восковые мелки, гуашь, акварель, пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто, глина, природный, бросовый, нетрадиционный материал и т.д., что позволяет ребенку самостоятельно выбрать заинтересовавший его материал и творить яркие и запоминающиеся работы.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, образовательная деятельность, в тоже время должна быть и игровой, что поможет динамичнее развиваться личности каждого ребёнка. Инициативность детей моей группы проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, они стремятся к организации самостоятельных игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, умеют найти занятие, соответствующее собственному желанию, включаются в разговор, предлагают интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью, инициативного ребенка отличает содержательность интересов. И всё же ребёнка необходимо побуждать к деятельности, важен мотив. Мотивация побуждает ребёнка к деятельности, придаёт этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Поэтому при организации детской деятельности я всегда использую разные виды мотивации, это и игровая мотивация – «Помоги игрушке» (кукла Анечка не знает когда надо надевать варежки), при которой ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек; и помощь взрослому – «Помоги мне» (взрыхлить почву у цветочков, им «дышать» трудно), когда мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Также использую такой мотив, как «Научи меня» (я не умею играть в трансформера, объясни, как он превращается в машину), который основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. А такой мотив как «создание предметов своими руками для себя», основанный на внутренней заинтересованности ребёнка, побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Мотивируя детей, я не навязываю ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы). При выполнении совместных действий спрашиваю у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом, за полученный результат обязательно хвалю ребёнка, действуя совместно с ребёнком, знакомлю его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила,

даю детям новые знания, обучаю их определённым умениям, формирую необходимые навыки.

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников,

Известно, что «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», это натолкнуло меня на создание различных тематических презентаций для детей, которые помогли мне интереснее сообщать детям новые знания об объектах или явлениях.

Так же использую обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшается обучение детей, значительно возрастает мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Я считаю, что моя роль в процессе становления детской самостоятельности и инициативы существенна, так как направлена на развитие любознательности и творческого воображения, умственных и художественных способностей, коммуникативных навыков, что поможет детям научиться ставить новые проблемы, находить новые решения.

Использованная литература:

1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

2. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.

3. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», Ярославль: «Академия развития», 1999 г.;

4. Козлина А. В. «Уроки ручного труда. Конспекты занятий» М: «Мозаика-Синтез» 2006;

5. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 — № 6.

6. Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду, М: «Просвещение», 2002 г.;

7. Крулехт М. В. «Дошкольник и рукотворный мир», Методическое пособие Санкт-Петербург: «Детство-Пресс» 2002г;

8. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ — М. : Центр педагогического образования, 2008г.

9. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.

Опубликовано: 18.06.2015

Добавить комментарий