Ч 1 ст 18 ФЗ о рекламе

Содержание

Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 октября 2008 г. N 179-ФЗ в наименование статьи 18 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи

1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

2. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

3. При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в том числе осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.

4. При предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.

Дело N305-АД16-12201 по делу N А40-188021/2015. Об отмене постановления о привлечении к ответственности, по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 октября 2016 г. N 305-АД16-12201

История рассмотрения дела

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Домашние деньги» на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 по делу N А40-188021/2015 Арбитражного суда города Москвы по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Домашние деньги» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 26.08.2015 N 08-28/А321-15 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

общество с ограниченной ответственностью «Домашние деньги» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 26.08.2015 N 08-28/А321-15 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.03.2016 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований отказано.

Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

По результатам рассмотрения жалобы и приложенных к ней материалов оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установлено.

Как следует из судебных актов, антимонопольным органом установлен факт распространения обществом 28.08.2014 ненадлежащей рекламы посредством SMS-сообщения на абонентский номер гражданина Андрианова К.В. рекламы следующего содержания: «Деньги до 30 тыс. руб. в течение суток. Звоните сейчас! 88005559116», без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы , в отсутствие в рекламе наименования лица, оказывающего финансовые услуги, а также об умалчивании об иных условиях, определяющих полную стоимость займа для заемщика и влияющих на нее, нарушающей требования части 1 статьи 18 , части 7 статьи 5 и части 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38- ФЗ «О рекламе «.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 5 настоящей статьи , частью 4 статьи 14.3.1 , статьями 14.37 , 14.38 , 19.31 настоящего Кодекса, в виде наложения штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 3 Закона о рекламе определено, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования , формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1) ; рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5) ; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7) .

Частью 1 статьи 18 Закона о рекламе предусмотрено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы . При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).

При рассмотрении спора суды пришли к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях, признав общество рекламодателем указанной рекламы.

При этом суды указали, что рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к займу, предоставляемому ООО «Домашние деньги», в которой отсутствуют все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся рекламируемой финансовой услугой лица, искажает смысл информации о рекламируемом продукте, в том числе об условиях его приобретения и использования, и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Доказательств невозможности соблюдения обществом требований законодательства о рекламе в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, не представлено, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признавая постановление о привлечении к административной ответственности законным, апелляционный суд исходил из соблюдения антимонопольным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности, поскольку о месте и времени составления протокола общество было уведомлено заказным письмом (реестровый номер 14140288389961), которое, согласно распечатке с официального сайта Почты России вручено получателю 05.08.2015. О месте и времени рассмотрения дела 26.08.2015 общество уведомлено телеграммой (вручена 21.08.2015).

Указанные выводы суда в жалобе не опровергнуты.

Доводы, изложенные в жалобе, выводы судов не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 по делу N А40-188021/2015 Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью «Домашние деньги» — без удовлетворения.

Статья 18 реклама распространяемая по сетям электросвязи

Автострахование

Жилищные споры

Земельные споры

Административное право

Участие в долевом строительстве

Семейные споры

Гражданское право, ГК РФ

Защита прав потребителей

Трудовые споры, пенсии

  • Главная
  • Закон о рекламе № 38-ФЗ

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» вступил в силу с 1 июля 2006 года

Ниже представлен текст документа:

Закон «О рекламе» в последней редакции с последними изменениями (внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 89-ФЗ), вступившими в силу 12.05.2019 года (ред. 59).

13 марта 2006 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят
Государственной Думой
22 февраля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
3 марта 2006 года

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Особенности отдельных способов распространения рекламы

Глава 3. Особенности рекламы отдельных видов товаров

Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы

Глава 5. Государственный надзор в сфере рекламы
и ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации о рекламе

Глава 6. Заключительные положения

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
13 марта 2006 года
N 38-ФЗ

Штраф за спам-рассылку: как его избежать

28 февраля 2019 – 23:54

Видео (кликните для воспроизведения).

Любой человек, который получает от вас письма без согласия, может пожаловаться в ФАС (Федеральную антимонопольную службу), и вас оштрафуют. Возможно, даже на полмиллиона рублей.

Как это предотвратить и спокойно отправлять письма, зная, что в случае жалобы вам ничего не грозит? В этой статье вы узнаете, есть ли в России закон о спаме, и как законодательство влияет на жизнь обеих сторон: отправителей и получателей писем.

Что в законодательстве говорится о спаме

Закона о спаме в России не существует. Но есть федеральный закон «О рекламе» (N 38-ФЗ) и закон «О персональных данных» (N 152-ФЗ). Разберёмся, как они регулируют email-рассылки.

Закон «О рекламе»

В главе 2, статье 18 («Реклама, распространяемая по сетям электросвязи»), пункте 1 говорится (здесь и далее курсив наш):

1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Отсюда первый вывод: если вы отправляете человеку рекламные сообщения без его согласия, это незаконно. Читаем этот же пункт дальше:

При этом реклама признаётся распространённой без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

То есть если у вас нет доказательств, что пользователь согласился на получение рекламных писем, то вы снова вне закона. Читаем дальше:

Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Другими словами, вы должны предоставить пользователю доступ к немедленному отказу от рассылки. Например, предусмотреть в письме ссылку на моментальную отписку, как в письме от МИФа:

На сколько могут оштрафовать за нарушение закона о рекламе:

  • для граждан — от 2 000 до 2 500 рублей;
  • для должностных лиц — от 4 000 до 20 000 рублей;
  • для юридических лиц —- от 100 000 до 500 000 рублей.

Закон «О персональных данных»

Что такое персональные данные? В статье 3, пункте 1 говорится:

персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

Другими словами, это информация, которая помогает идентифицировать пользователя, отличить его от другого человека. То есть персональными данными считаются, как минимум:

Читаем этот же закон дальше. Статья 15, пункт 1:

1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

То же самое, что в законе о рекламе: если человек не разрешил использовать свои персональные данные, то использовать их в рекламных целях незаконно.

Вот какие штрафы вы можете получить, если неправильно обращаетесь с персональными данными подписчиков:

  • для граждан — от 100 до 5 000 рублей;
  • для должностных лиц — от 300 до 20 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — от 5 000 до 20 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 15 000 до 75 000 рублей.

УК РФ Статья 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации»

Ещё один интересный факт, который напрямую касается «чёрных» баз подписчиков. Если вы собрали email-адреса незаконно (скопировали из открытых источников или взломали подписную базу конкурентов), можете получить штраф до 200 тысяч рублей или другие наказания, вплоть до двух лет тюрьмы.

Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации.

За нарушение вам могут грозить:

  • штраф до 200 000 рублей или в размере дохода за 18 месяцев;
  • исправительные работы до года;
  • тюрьма или принудительные работы на срок до двух лет.

Поэтому работать с ворованной базой подписчиков — со всех сторон плохая идея. Действительно ли в России могут оштрафовать за спам?

Да, прецеденты уже были. Чаще всего несут ответственность за спам в СМС. Но есть и случаи, связанные с email. Например, в июле 2018 года Ставропольский суд оштрафовал «Сбербанк» за email-рассылку без согласия пользователя. Банк заплатил штраф в 250 000 рублей.

А вот ещё один громкий пример. В 2016 году туристическую компанию Travelata оштрафовали за то, что она присылала письма клиенту без его согласия. Хотя клиент пять раз (!) согласился на получение рассылки, поставив галочку «Хочу получать рассылку», когда заполнял форму на подбор тура.

Проблема в том, что галочка стояла по умолчанию и клиент не до конца понимал или не замечал, что подписался на рассылку. После каждого заказа тура он писал в службу поддержки, чтобы отписаться, а на пятый раз не выдержал и довёл дело до суда.

Так что судебная практика показывает, что галочка в форме подписки ничего не решает. Оказалось, что «решает» только физическая или электронная подпись пользователя. Но не может же каждый интернет-магазин требовать у пользователей подпись перед тем, как начать отправлять им письма, верно? К счастью, есть и другие методы доказать, что рассылка законна.

Как обезопасить себя от штрафов за спам

Следующие технические нюансы повысят ваши шансы на победу, если вдруг кто-то из подписчиков захочет пожаловаться на вас в ФАС.

Используйте double opt-in

Мы говорим об этом почти в каждой статье блога не случайно. Пускай пользователь дважды подтвердит согласие на рассылку: когда отправит данные через форму подписки и когда нажмет на кнопку «Подтвердить email» в первом письме.

Так вы не получите в базу «случайных» подписчиков, которые не заметили, что при отправке данных, например, при регистрации в интернет-магазине, они ещё и подписались на рассылку. Так что «жалобщиков» будет намного меньше или не будет совсем.

Добавьте на сайт пользовательское соглашение

В нём должен быть пункт о том, что вы имеете право использовать данные пользователя для того, чтобы отправлять ему письма. Ссылку на соглашение разместите в форме подписки, например, как у The Village:

Не ставьте галочку «Согласен на обработку персональных данных» по умолчанию

Хотя нет ничего незаконного в том, чтобы ставить галочку по умолчанию, случай с Travelata показывает: это может привести к административной ответственности за спам-рассылку и солидному штрафу. Кстати, теперь Travelata убрала с сайта галочки и оставила фразы вроде «Нажимая «Подписаться», я принимаю пользовательское соглашение». Отличный ход!

Добавьте справку

Укажите данные об отправителе и обоснуйте, почему вы отправляете письма этому человеку. Вот примеры футеров писем от BRANDSHOP и «Де Агостини»:

Отправляйте письмо на один адрес

В пункте «Кому» должен стоять только адрес одного получателя, иначе рекламная рассылка будет считаться массовой и автоматической, а это нарушение статьи 18 закона «О рекламе».

Сохраняйте лог-файлы

Это данные с сайта, которые фиксируют действия пользователя. В суде они помогут доказать, что пользователь действительно оставил email и нажал «Подписаться».

Добавьте кнопку «Отписаться»

Пользователь имеет право быстро отказаться от рекламной рассылки, согласно статье 18 закона «О рекламе». Вот пример письма от Ingate:

Если вы отправляете человеку письма без его согласия, это незаконно. Да, в российском законодательстве не предусмотрена прямая ответственность за спам, но за него всё равно вполне реально получить штраф.

Поэтому пользуйтесь советами из этой статьи и подписывайтесь на новые, чтобы быть в курсе последних обновлений. А заодно расскажите в комментариях, приходилось ли вам сталкиваться со штрафами за рассылку спама.

Постатейный комментарий к Федеральному закону «О рекламе»

1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было полущено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

2. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

3. При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в том числе осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.

4. При предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает требования к рекламе, распространяющейся но сетям электросвязи.

Согласно статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

В комментируемой части приводится определенный перечень видов электросвязи, на распространение рекламы посредством которых распространяются положения комментируемой части, — телефонная, факсимильная, подвижная радиотелефонная связь, однако данный перечень не является закрытым, соответственно положения данной части распространяются и на случаи распространения рекламы по иным видам электросвязи. Указанные требования распространяются в равной мере и на рекламу, распространяемую по сети «Интернет».

Распространение рекламы по любым сетям электросвязи должно осуществляться только при наличии согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Абонент, согласно статье 2 Федерального закона «О связи», — это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Понятие адресата содержится в статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», согласно которой адресат — это гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.

Таким образом, абонент и адресат выступают «пассивной» стороной отношений по передаче информации, они выступают получателями, но не отправителями сообщений.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

При этом в комментируемой части закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата, и именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказывать, что такое согласие было дано. Обязанность по получению согласия абонента и по подтверждению наличия соответствующего согласия лежит на рекламораспространителе. При этом рекламораспространителем выступает лицо, которое совершило определенные действия по доведению рекламы до потребителя. Поставщик услуг связи (телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи), который только обеспечил подключение к сети электросвязи, не осуществляет непосредственно распространение рекламы и рекламораспространителем не является.

В комментируемой части не определяется субъект, которому абонент или адресат должен дать согласие на получение рекламы. Соответственно это может быть как рекламораспространитель, так и рекламодатель. Однако поскольку обязанность доказывать наличие согласия абонента или адресата возложена на рекламораспространителя, то в случае получения такого согласия рекламодателем он вправе передать подтверждающие получение согласия документы рекламораспространителю в рамках договорных отношений по распространению рекламы. Если поставщик услуг связи при заключении договора с абонентом получил согласие последнего на получение любой рекламной информации, то такое согласие может рассматриваться как предварительное согласие абонента на получение рекламы, предусмотренное комментируемой частью. При распространении рекламы в сети «Интернет» посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов предварительное согласие адресата может быть получено при предоставлении ему электронного почтового ящика.

Также в комментируемой части закрепляется обязанность рекламораспространителя прекратить распространение рекламы в адрес лица незамедлительно после обращения к рекламораспространителю данного лица с таким требованием.

Данной обязанности рекламораспространителя корреспондирует право лица, получившего рекламу по сетям электросвязи, требовать от рекламораспространителя прекратить направлять ему рекламу, даже если ранее согласие на такую отправку абонент, адресат давал.

Каких-либо критериев, обусловливающих выполнение рекламораспространителем данного требования абонента, адресата, комментируемая часть не предусматривает. Рекламораспространитель в любом случае обязан прекратить распространять данному лицу рекламу, если к нему поступило указанное требование.

2. В части 2 комментируемой статьи содержится запрет на автоматическую рассылку рекламы по сетям электросвязи.

По сути данная норма запрещает так называемый спам (массовую рассылку рекламы и иной коммерческой информации лицам, не выражавшим желания их получать).

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» под спамом понимается телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя.

Под запрет, установленный в комментируемой части, подпадают как случаи, когда выбор абонента (абонентского номера) осуществляется не человеком, а техническим устройством, программой, компьютером, машиной, так и случаи, когда набор такого номера осуществляется автоматически, без участия человека (даже если выбор абонентов был произведен человеком).

3. Часть 3 комментируемой статьи регламентирует порядок распространения рекламы при справочном телефонном обслуживании.

Согласно пункту 2 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 № 310, телефонное соединение — это установленное в результате вызова взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю услугами телефонной связи передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию.

Указанные Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услугами телефонной связи и оператором связи при оказании услуг телефонной связи.

В дополнение к данным требованиям к услугам телефонной связи законодательство о рекламе предусматривает возможность размещения рекламы при справочном телефонном обслуживании только после сообщения справки (справок), запрашиваемой абонентом. При этом данное требование не зависит от того, является ли такое телефонное обслуживание платным или бесплатным.

В качестве примера подобного нарушения можно привести распространение банком рекламы при звонке на справочный телефон банка, когда после короткого приветствия сообщалась реклама предлагаемых банком вкладов, а затем абоненту предоставлялась справка. Такая реклама была расценена антимонопольным органом как нарушающая положения комментируемой части.

4. В части 4 комментируемой статьи закрепляется правило, согласно которому время получения рекламы не входит в оплату при повременной системе оплаты телефонных соединений.

Согласно пункту 88 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи оплата услуг местной телефонной связи может осуществляться по абонентской или повременной системе оплаты.

При этом при повременной системе оплаты стоимость услуг телефонной связи определяется исходя из продолжительности телефонного соединения и стоимости единицы тарификации. При абонентской системе оплаты телефонных соединений стоимость услуг составляет постоянную величину, не зависящую от объема телефонных соединений.

Увеличение времени пользования услугой на период распространения рекламы не должно увеличивать стоимость предоставления такой услуги при применении повременной системы оплаты услуг телефонной связи.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Ответственность за нарушение положений комментируемой статьи в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Источники

  1. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.
  2. Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.
  3. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.
  4. Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.
  5. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.

Реклама стимулирующих мероприятий является одной из наиболее популярной и часто встречающейся в рекламной практике. Реклама данных мероприятий имеет ряд существенных вопрос, которые необходимо рассмотреть в целях правильного право применения. Правовому регулированию рекламы стимулирующих мероприятий посвящена ст. 9 Закона о рекламе.

Основным вопросом применения данной статьи является вопрос отнесения тех или иных акций к стимулирующим мероприятиям. При этом, необходимо отметить, что понятие «стимулирующее мероприятие» является не совсем удачным, поскольку сам по себе процесс размещения рекламы уже является по сути стимулирующим мероприятием, поскольку реклама, исходя из ее определения и экономической сути, призвана формировать интерес к товару и стимулировать реализацию рекламируемого товара.

Также стоит отметить, что представляется не совсем правильным и корректным помещение статьи посвященной рекламе стимулирующих мероприятий в раздел общих требований к рекламе, поскольку «стимулирующие мероприятия» выделены в отдельную категорию, к которым предъявляются особые требования, то правильней было бы закрепить данные положения в раздел, посвященный рекламе отдельных видов товаров и услуг.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», под стимулирующим мероприятием понимается конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара.

Конкурс, игра — это соревновательные процессы, целью которых является определение победителя, в соответствии с правилами, определёнными перед началом проведения процесса, т.е. не каждый участник такого мероприятия становится его победителем и получает приз.

Таким образом, если в рекламном материале речь идет о скидке на товары, либо о предоставлении каждому покупателю при совершении покупки какого-то товара в подарок, то это не является стимулирующим мероприятием, подпадающим под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», так как отсутствует соревновательный процесс и победитель не определяется случайным образом.

Аналогичная позиция была отражена в Пленуме ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 г., где сказано, что нормы упомянутой статьи Федерального закона «О рекламе» применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и только тогда, когда они проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Кроме того, в своём письме от 02.12.2011 N АК/44977 Федеральная антимонопольная служба (далее – «ФАС») отмечает, что мероприятие, по условиям которого предоставляются одинаковые подарки всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования этой статьи, поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно, подобные подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.

Таким образом, можно выделить следующие признаки отнесения акции к стимулирующему мероприятию, которое подпадает под регулирование ст.9 ФЗ «О рекламе», это:

  • подарок получает не каждый принявший участие в мероприятии;
  • наличие соревновательного процесса;
  • для участия в мероприятии необходимо приобрести определенный товар.

Также следует обратить внимание на то, что с 1 июля 2014 г. вступила поправка в ст.9 ФЗ «О рекламе», которая установила запрет на проведение любых стимулирующих лотерей, при этом запрет на проведение стимулирующих мероприятий, идентичных по содержанию со стимулирующими лотереями, но в которых призовой фонд формируется за счет организатора акции, отсутствует. Таким образом рекламодатель может рекламировать стимулирующее мероприятие схожее с лотерей, в котором призовой фонд формируется за счет его собственных средств, но только теперь без уведомления госоргана о проведении мероприятия, как это ранее требовала ст. 7 Федерального закона № 138-ФЗ «О лотереях».

Следует также отметить, что реклама не стимулирующих лотерей в соответствии Федеральным законом № 38-ФЗ «О рекламе» возможна с учетом требований, указанных в ст. 27 данного закона, таким образом необходимо четко разграничивать, когда в рекламном материале речь идёт о стимулирующем мероприятии, а когда о лотерее.

Обратимся к определению лотерея и её отличительным признакам, которые описаны в Федеральном законе № 138-ФЗ «О лотереях», чтобы было легче её отграничить от стимулирующего мероприятия, которое регулируется ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно Федеральному закону № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Основными отличительными признаками лотереи от стимулирующего мероприятия являются:

  • договор между оператором лотереи и участником лотереи оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом на которых обязательно должна присутствовать лотерейная комбинация;
  • организатором лотереи может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта.
  • призовой фонд лотереи формируется за счет выручки от проведения лотереи.

Организаторами данных лотерей выступают Министерство спорта Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительства РФ (Спецстрой России), подведомственное Минобороны России РФ и Министерство Финансов Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, определить, когда в рекламном материале идёт речь о лотерее, а когда о стимулирующем мероприятии не представляется затруднительным.

В ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе стимулирующего мероприятия обязательно должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Попробуем разобрать в каком виде это должно быть.

В соответствии со ст. 190 ГК РФ срок может определяться календарной датой, периодом времени, либо событием, которое неизбежно наступит. Так, например, Девятый арбитражный апелляционный суд в своём Постановлении от 6 марта 2014 г. по делу N А36-4974/2013 установил, что определение срока акции путем указания на событие, которое должно неизбежно наступить, является правомерным и допустимым действием в рекламном материале следующего содержания: «Внимание! Внимание! Отправляющимся на море за 500 рублей обращаться в торгово-развлекательный центр «Москва». Купил в ТЦ «Москва» на 500 рублей — участвуй в акции до 3 августа и выиграй путевку на море на двоих. Торгово-развлекательный центр «Москва», Титова, 10. Подробности акции на сайте moskvacenter.ru. Едем на море за 500 рублей? Организатор акции ООО «Караван»».

Также следует отметить, что Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» устанавливает необходимость указания сроков проведения стимулирующего мероприятия непосредственно в тексте рекламы, срок должен быть указан полностью, включая год, иначе у потребителей отсутствует возможность достоверно определить срок, в течение которого проводится мероприятие.

Так в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 19.06.2013 N А63-512/2012 суд отметил , что отсутствие в рекламе указания на сроки проведения акции (не назван год) не позволяет потребителям правильно и адекватно воспринимать рекламную информацию, вводит их в заблуждение относительно временного промежутка реализации указанного в рекламе мероприятия, нарушает их права на получение достоверной информации о рекламируемой услуге, данная информация является существенной для потребителя рекламы, поскольку влияет на оценку и решение потребителей относительно приобретения рекламируемой услуги.

В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должен быть также указан источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения. В связи с этим ВАС РФ в Пленуме «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 г. обратил внимание на то, что эта норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, либо предоставления информации по конкретному адресу и т.п.), где можно получить данную информацию.

Однако, исходя из ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», реклама стимулирующего мероприятия должна сообщать об источнике каждого из данных условий и правил путем прямого указания на информацию, сообщающуюся данным источником. Так в Решении Арбитражного суда Новосибирского округа от 11.08.2015 N А45-5701/2015 суд установил, что формулировка «Подробности акции по телефону 212-52-95» информацию до потребителя рекламы, предусмотренную п.2 ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», не доводит.

На основании вышеизложенного, если стимулирующие мероприятие отвечает признакам, указанным выше, и подпадает под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», то в рекламном материале должна быть обязательно информация приблизительно следующего содержания: «Срок проведения акции с … по…. Подробности об организаторе акции, о правилах её проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения по телефону _________/на сайте _______».

*Если у Вас возникнет вопрос по данной статье или смежным вопросам правового регулирования рекламы, то Вы можете написать мне на grigorev.dm@icloud.com .

Больше полезных, практических материалов по рекламному закону в моей книге «Законы рекламы. Право для маркетинга».

Существует много способов воздействияна потребителя через текст. Автор книги»Рекламные процедуры Клеппнера» Рассел Дж. Томас выделяет несколькоподходов к созданию рекламного текста:

Фактологическийподход. Рекламасосредотачивается на самих товарах илиуслугах, то есть о том, как ониизготавливаются и функционируют.Желательно не просто перечислятьхарактеристики, но и упоминать, какуюконкретную выгоду они несут для клиента.Факты, однако, можно интерпретироватьпо-разному. Каждая трактовка по-своемуверна, но поражает разные линии мышления.

Художественный подход. Нет ничегоплохого в художественной, образнойподаче фактов. Искусство созданиярекламных текстов — это умение креативнорассказать самой обычной вещи. Удачныйобраз, подкрепленный хорошим дизайнерскимрешением, вызовет массу положительныхэмоций у читателя.

Эмоциональный подход. Эмоциимогут быть мощным инструментом рекламноговоздействия. Чувства по отношению ктовару или компании способны оказатьсякак большим «плюсом», так и огромным»минусом». Объявления, несущие такиепсихологические настроения, как любовь,ненависть или страх, могут быть оченьэффективными.

Сравнительная реклама. Прямоесопоставление своего товара с однимили несколькими конкурирующими товарами.Каждое сравнительное рекламное объявлениепо-своему уникально, однако есть у нихряд общих принципов. Во-первых,компания-лидер никогда не начинаетсравнительную рекламную компаниюпервой. Во-вторых, наиболее эффективнымизарекомендовали себя обращения, в которыхсравниваются товары, идентичны во всехотношениях, кроме рекламируемойособенности. В-третьих, отличительнаяособенность должна быть значимой дляпотребителя.

На эффективность рекламы влияет нетолько текст, но и его оформление,размещение на странице и связь сдругими элементами печатной рекламы.Психология человека так устроена, что,глядя на рекламу, он сначала смотрит накартинку, потом читает заголовок и лишьпосле этого читает основной текст. Всоответствии с вышесказанным и следуетделить рекламную площадь между всемиосновными элементами. Один из популярныхрецептов: 60–70% — площадь иллюстрации;10–15% — площадь заголовка; 20% — площадьосновного текста; 5–10% — площадь логотипа.

Также надо отметить, что композициис использованием абсолютной симметрииподчеркивают стабильность, достоинствои консерватизм образа.

Равновесие, достигаемое размещениемэлементов различных форм и размеров,цветовой интенсивности и затенения(неформальное равновесие) делает рекламуинтереснее и эмоционально насыщеннее.

Цветная реклама привлекает вдвое большеинтереса, нежели черно-белая. и здесьесть несколько неявных особенностей.Так, в Америке не любят черный цвет —он ассоциируется со сложностямии чрезвычайными ситуациями, тогдакак белый является символом чистоты,голубой — верности, зеленый — надежды,желтый — процветания, красный ассоциируетсяс любовью. В других странах ситуацияможет быть обратная. Разумеется,восприятие цвета будет изменяться отчеловека к человеку. Можно использоватьэти ассоциации или, наоборот, переворачиватьих, чтобы выделиться на рынке. Последнийподход, например, использовал брендпеченья «Oreo». Вместопривычных для сладостей ярких темныхтонов он использовал насыщенно-синий,что наверняка сыграло свою рольв завоевании популярности.

Добавить комментарий