Бюджетный процесс

Бюджетный процесс в Российской Федерации

Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:

  • составление проектов бюджетов;
  • рассмотрение и утверждение бюджетов;
  • исполнение бюджетов;
  • составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Участники бюджетного процесса в РФ

Участниками бюджетного процесса являются определенные действующим законодательством субъекты управления бюджетной сферой и получатели бюджетных средств, имеющие отношение к разработке проекта, рассмотрению, утверждению закона (решения) о бюджете на очередной год, а также к его исполнению и контролю за процессом исполнения с позиций норм действующего бюджетного законодательства.

Бюджетным кодексом РФ определены следующие участники бюджетного процесса:

Президент РФ.

Федеральное Собрание РФ (парламент), т.е. его обе палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, а также органы законодательной (представительной) власти на местах.

Правительство РФ.

Министерства и ведомства, ответственные за разработку проекта бюджета, ведомства, являющиеся субъектами бюджетного планирования, а также соответствующие органы на местах. Особое место среди министерств занимают Министерство экономического развития РФ, ответственное за разработку макроэкономических прогнозов, а также Министерство финансов РФ, которое от имени и по поручению Правительства РФ разрабатывает проект закона о бюджете и осуществляет подготовку для Правительства РФ предложений по внесению изменений в бюджетное законодательство. Правительство является субъектом права законодательной инициативы.

Органы, администрирующие исполнение бюджета но доходам. В России такие органы определены Бюджетным кодексом РФ, согласно которому каждый вид дохода имеет закрепленного за ним администратора, отвечающего за своевременность и полноту поступлений доходов в бюджет, а также за возврат излишне перечисленных в бюджет доходов.

Федеральное Казначейство и его органы на местах, осуществляющие кассовое исполнение бюджета. Это наиболее активные участники бюджетного процесса, не только занимающиеся исполнением бюджета, но и ответственные за составление отчетов об исполнении бюджетов и осуществляющие разработку рекомендаций, вытекающих из результатов исполнения бюджетов.

Органы, осуществляющие банковское обслуживание исполнения бюджета — Центральный банк (Банк России) и его структуры на местах. В исключительных случаях допускается исполнение бюджета коммерческими банками, что было нормой в период, когда подобных ограничений не было. Но так называемые уполномоченные банки в 90-е годы активно использовали бюджетные средства в своих интересах, задерживая их поступление в бюджетный сектор. Эта негативная тенденция постепенно была преодолена.

Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств, составляющие организационное единство бюджетной сферы. Именно в их адреса поступают на счета в банках бюджетные средства. Поэтому они ответственны за законность, целевое и эффективное использование бюджетных средств.

Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов Федерации, осуществляющие предварительный, последующий и текущий финансовый контроль, в том числе в форме экспертизы качества разработки и исполнения бюджета. Они осуществляют финансовый контроль законности, целевого и эффективного использования бюджетных средств.

Иные органы, получающие бюджетные средства для выполнения заказов в интересах развития бюджетной сферы. В качестве примера можно назвать крупные коммерческие организации, поставляющие дня бюджетной сферы товары, выполняющие работы и оказывающие услуги на основе госзаказов и заключенных контрактов и в связи с этим получающие в значительных объемах бюджетные средства.

Стадии бюджетного процесса в РФ

Последовательное осуществление бюджетного процесса происходит поэтапно. Эти этапы принято называть стадиями. На федеральном уровне бюджетный процесс охватывает следующие стадии:

  • Разработка проекта бюджета (Минфином) в соответствии с постановлением Правительства РФ.
  • Внесение на рассмотрение и рассмотрение проекта бюджета.
  • Утверждение проекта бюджета.
  • Исполнение бюджета по доходам и расходам.
  • Рассмотрение и утверждение закона об исполнении бюджета.

Регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности называется бюджетным процессом.

Участниками бюджетного процесса в Российской Федерации являются:

  • o Президент РФ;
  • o высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
  • o законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
  • o исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
  • o Банк России;
  • o органы государственного (муниципального) финансового контроля;
  • o органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • o главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
  • o главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
  • o главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
  • o получатели бюджетных средств.

В Б К РФ за всеми участниками бюджетного процесса закреплены бюджетные полномочия. Бюджетные полномочия — это права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

В бюджетном процессе выделено четыре этана.

Первый этап — составление проекта бюджета

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Проект федерального бюджета составляется Минфином России на основании следующих документов:

  • o бюджетное послание Президента РФ, с которым он не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, выступает перед Федеральным Собранием РФ. В нем содержатся основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период;
  • o прогноз социально-экономического развития РФ (территорий), разрабатываемый на период не менее чем три года (очередной финансовый год и плановый период) и одобряемый Правительством РФ;
  • o прогноз социально-экономического развития субъекта РФ, муниципального района (городского округа) — разрабатывается на период не менее трех лет;
  • o прогноз социально-экономического развития поселений — разрабатывается на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период;
  • o основные направления бюджетной и налоговой политики;
  • o проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период — уточняет показатели утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждает показатели второго года планового периода составляемого бюджета.

Второй этап — рассмотрение и утверждение проекта бюджета

Правительство РФ вносит па рассмотрение и утверждение Государственной Думы РФ проект федерального бюджета не позднее 1 октября, совместно со следующими документами и проектами федеральных законов:

  • o основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период (последующие два года);
  • o предварительные итоги социально-экономического развития РФ и за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития РФ за текущий финансовый год;
  • o прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период;
  • o постановление об утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в отчетном финансовом году;
  • o проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • o проекты программ (целевых, инвестиционных, ведомственных, предоставления кредитов, осуществления заимствований, государственных гарантий, государственного оборонного заказа);
  • o прогноз основных характеристик (общий объем доходов, расходов, дефицита (профицита), консолидированного бюджета);
  • o пояснительная записка к проекту бюджета;
  • o другие документы.

Банк России также представляет в Государственную Думу РФ проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ.

Проект федерального бюджета рассматривается в трех чтениях Государственной Думой РФ, одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. Принятый документ вступает в действие с 1 января в форме федерального закона.

Государственная Дума РФ рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 20 дней со дня его внесения в Государственную Думу РФ Правительством РФ.

При рассмотрении Государственной Думой РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждаются:

  • o концепция проекта закона о федеральном бюджете;
  • o прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе указываемые в федеральном законе федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета;
  • o основные направления бюджетной и налоговой политики.

Предметом рассмотрения в первом чтении являются основные характеристики бюджета, к которым относятся:

  • o прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета (приостановлено до 01.01.2014);
  • o нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены БК РФ;
  • o общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
  • o условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;
  • o объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде (приостановлено до 01.01.2014);
  • o верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;
  • o нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде (приостановлено до 01.01.2014);
  • o дефицит (профицит) федерального бюджета.

При утверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен) (декабрь к декабрю предыдущего года).

В течение 10 дней с момента внесения проекта закона комитеты и комиссии Государственной Думы РФ готовят заключение по законопроекту и предложения о принятии или отклонении.

При отклонении в первом чтении Государственная Дума РФ имеет право:

  • o передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы РФ, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключения комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета;
  • o вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;
  • o поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается постановление Государственной Думы РФ о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год.

Государственная Дума РФ рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении.

Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются:

  • 1) приложения к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающие:
    • — перечень главных администраторов доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета,
    • — финансирование по долгосрочным целевым программам,
    • — распределение межбюджетных трансфертов;
  • 2) бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета;
  • 3) программа предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов;
  • 4) программа государственных внутренних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период;
  • 5) программа государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период;
  • 6) программа государственных гарантий РФ в валюте РФ на очередной финансовый год и плановый период;
  • 7) программа государственных гарантий РФ в иностранной налоге на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума РФ рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 10 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

При рассмотрении, в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренными отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой РФ федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается па рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления

Государственной Думой РФ, и он голосуется на предмет его одобрения в целом.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации указанный законопроект передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы РФ согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума РФ повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете па очередной финансовый год и плановый период в одном чтении.

В случае несогласия Государственной Думы РФ с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы РФ.

Добавить комментарий