Бюджетные сметы

Бюджетная смета — это обязательный документ, в котором лимиты и расходы организации распределяются по классификационным кодам. Его составляют на текущий финансовый год и плановый период.

в эксель

на 2021 год

в 2021 году

на 2021 год

на 2021 год

Что такое смета

Финансово-хозяйственная деятельность бюджетников ведется по плановым документам. Бюджетные, казенные и автономные учреждения заполняют специальные формы, в которых построчно (постатейно) расшифровываются расходы, предстоящие в текущем финансовом периоде (ст. 6 БК РФ).

Распорядители средств ежегодно планируют бюджет, классифицируют расходы, распределяют деньги, согласовывают лимиты бюджетных средств (ЛБО) и финансируют подведомственные организации. ЛБО доводятся в соответствии с плановыми документами: бюджетная смета на 2021 финансовый год и плановый период 2022 и 2023 годов представляет собой план, в котором определяется объем финансирования, то есть доведенных лимитов бюджетных обязательств. Рекомендованная форма утверждена приказом Минфина № 26н от 14.02.2018 (приложение № 1 к приказу). Номер по ОКУД — 0501012. Законодатели обновили рекомендации по заполнению на 2021 год, перед составлением документа проверяйте его формат.

Как она связана с закупками

Заказчики осуществляют закупочную деятельность по плану-графику. Плановая закупочная документация формируется после того, как организации утвердят плановые финансовые регистры. Для бюджетников основным документом является план финансово-хозяйственной деятельности, для казенных — смета. План-график необходимо сформировать в течение 10 рабочих дней после утверждения плановой документации по ведению финансово-хозяйственной деятельности (ч. 7 ст. 16 44-ФЗ).

Любая смета — это расшифровка и анализ бюджета на отчетный период. Действующие коды аналитического показателя в бюджетной смете на 2021 год закреплены в Методических рекомендациях Минфина на 2021 год.

Организации готовят свод всех планируемых расходов и отражают его в сметном регистре: бюджетная смета казенного учреждения с печатью является основой для разработки плановых закупочных документов. После того как РБС доводит лимиты, заказчики начинают планировать закупки и составлять план-график. Заказы, не включенные в плановую документацию, проводить нельзя. Смета (или ПФХД) и график закупок — это взаимосвязанные документы. В сметном регистре заказчики сводят расходные направления по статьям затрат, а в плане-графике ЛБО распределяют по закупочным процедурам.

ВАЖНО!
Организациям-заказчикам важно не только подготовить плановые документы, но и оформить их по установленным правилам. План-график готовьте по нормам, закрепленным в ПП РФ № 1279 от 30.09.2019. При подготовке сметных документов используйте приказ № 26н от 14.12.2018.

Какова структура документа

В приказах № 26н и № 141н от 20.06.2018 разъясняется, сколько разделов имеет действующая форма бюджетной сметы — сметная документация состоит из шести разделов. Вот структура бюджетной сметы:

  1. Первый раздел предназначен для итогового свода по всему документу.
  2. Во втором разделе приводится расшифровка ЛБО по расходам получателя средств. Учитываются все затраты, связанные с функциями подведомственного учреждения: заработная плата и другие выплаты работникам, закупочная деятельность (приобретение товаров, работ, услуг для нужд организации), налоговые отчисления и другое.
  3. В третьем разделе отражаются лимиты по расходам на предоставление бюджетных инвестиций, субсидии бюджетным и автономным учреждениям, субсидирование производителям товаров, работ и услуг и другие специализированные показатели.
  4. В четвертом разделе расписываются планируемые затраты на госзакупки.
  5. Пятый раздел — для справочной информации об объемах и направлениях расходования средств по принятым публичным обязательствам.
  6. В шестом разделе указываем сведения о курсах иностранных валют к рублю для операций, совершенных в такой валюте.

Как заполнить смету

С приказом № 26н вступил в силу и новый порядок составления, утверждения и ведения: бюджетная смета на 2021 год муниципального казенного учреждения формируется по новым правилам. В п. 4.7 порядка указано, что документ составляется и ведется по обоснованиями плановых показателей. Показатели сметного расчета и обоснований всегда соответствуют друг другу.

ВАЖНО!
В мае 2021 года вступил в силу приказ Минфина № 30н от 26.02.2021. Он внес изменения в приказ № 139н, который утверждает формы расчетов обоснований плановых сметных показателей. Приложения № 66, 67 и 91 утратили силу. Ряд приложений изложили в новой редакции. К расчетам добавили новые приложения — № 142-175. Кроме того, в разработке находится проект еще одного приказа Минфина, который расширяет количество приложений-обоснований до 197.

Чтобы правильно заполнить смету, используйте бесплатно методические рекомендации по заполнению на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в КонсультантПлюс.

Другие правила заполнения:

  1. Сметный регистр формируется на один отчетный (финансовый) год и плановый период. В 2021 году расписывают показатели на текущий период и на 2022-2023 гг.
  2. Документ составляется на основании показателей финансово-хозяйственной деятельности, утвержденных главным распорядителем.
  3. В объем финансирования закладываются средства на осуществление закупочной деятельности.
  4. Смета подается вместе с сопроводительными документами: расчетами-обоснованиями планируемых расходов. Обновленный порядок ведения на 2021 год утвержден приказом Минфина № 139н от 20.06.2018 (с изменениями из приказа № 30н от 26.02.2021), приказом Минфина № 125н от 29.06.2020.
  5. Документы предоставляются в установленный срок. Если нарушите порядок сдачи, вас ожидает штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

Составляйте смету по новым кодам бюджетной классификации (КБК) и классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Лимиты бюджета и объемы финансирования заполняем по новым требованиям. Действуют обновленные редакции приказов Минфина № 85н от 06.06.2019 и № 209н от 29.11.2017.

Сметные значения в части закупочной деятельности (4 раздел) соответствуют плану-графику закупок — сверьте объемы финансирования и направления расходования средств.

Если вы обязаны формировать государственное или муниципальное задание, заполняйте смету в строгом соответствии с утвержденными цифрами по ГЗ или МЗ (п. 2 и 3 ст. 69.2 БК РФ). Для бюджетников федерального уровня Минфин утвердил дополнительные требования к составлению сметной документации.

Как ее утверждать

Выделяют следующие этапы составления сметного расчета:

  1. Планирование показателей на финансовый год и плановые периоды.
  2. Разработка сметного документа и обоснований расчетов.
  3. Согласование и утверждение с вышестоящими органами.

Утверждают сметный регистр в течение 10 рабочих дней после доведения ЛБО: бюджетные сметы расходов подписывает руководитель или иное уполномоченное лицо. Для тех учреждений, чья деятельность связана с государственной тайной, сроки иные — 20 рабочих дней с даты доведения лимитов.

Некоторые учреждения обязаны согласовывать сметные документы с вышестоящими организациями или учредителями. Если предусмотрено согласование, заполните раздел «Согласовано». Напишите Ф.И.О. ответственного лица и оставьте место для его подписи. Утвержденный документ передают ГРБС на следующий день после подписания, но не позже.

Пример, как заполнить смету за год казенному учреждению:

пример заполнения сметы казенного учреждения на 2021 год

Как внести изменения

В приказе № 26н указано, как казенные учреждения вносят изменения в бюджетную смету, — по форме 0501013. Изменения вносятся, если корректируются лимиты обязательств (уменьшаются или увеличиваются). Сметные показатели всегда соответствуют фактическим ЛБО. Если лимиты изменились, получатель средств направляет распорядителю запрос на их перераспределение по КБК.

Предложение о перераспределении оформляют на унифицированном бланке, код по ОКУД 0501013. Дополнительно готовится обоснование расходов заказчика. Если корректировки сметного расчета привели к изменению бюджетной росписи, РБС производит необходимые исправления и только после этого утверждает обновленные сметные показатели.

Нужно ли оформлять в «Электронном бюджете»

В ГИИС «Электронный бюджет» вносятся все сметные документы. Исключением являются регистры, содержащие гостайну. Их составляют по особым правилам.

Для заполнения сметного расчета используется специальный модуль в подсистеме бюджетного планирования ГИИС. После доведения лимитов заказчики создают сметный документ в государственной информационной системе. Любые изменения оформляем после доведения новых лимитов — в течение 10 рабочих дней с момента получения информации о новых объемах. Все изменения утверждают главные распорядители средств бюджета.

Бюджетная смета — это что такое? Порядок составления и утверждения бюджетной сметы

В соответствии с ФЗ № 63, внесшим ряд изменений в БК, в законодательство введено новое понятие – бюджетная смета. Это документ, устанавливающий лимиты обязательств. Рассмотрим далее особенности его оформления.

Общие сведения

Бюджетные учреждения обязаны совершать операции по расходованию средств в соответствии со сметой. Данное правило закрепляет 161 статья НК (п. 1). Составление бюджетной сметы – обязанность указанных организаций. Перечень затрат, которые отражаются в документе, закреплен в 70 статье НК. К таким расходам относят:

  1. Оплату работы сотрудников, денежное содержание (довольствие, вознаграждение, з/п) служащих органов госвласти, структур территориального самоуправления, лиц, находящихся на госдолжностях РФ, муниципальных и госслужащих, прочих категорий.
  2. Командировочные и другие выплаты, начисляемые в соответствии с трудовым договором, законодательством РФ, нормативными актами регионов и МО.
  3. Оплату производства работ, поставок продукции, предоставления услуг для муниципальных или госнужд.
  4. Отчисление налогов и прочих обязательных сумм.
  5. Компенсацию вреда, нанесенного учреждением при ведении им своей деятельности.

Правила

Порядок составления и утверждения бюджетной сметы определяет главный распорядитель средств, в подчинении которого находится организация. Установленные правила должны соответствовать предписаниям Минфина. Главный распорядитель средств определяет реквизиты, которые содержит бюджетная смета. Это:

  1. Гриф, включающий в себя подпись руководителя, имеющего полномочия согласовывать документ. В отметке должна присутствовать расшифровка росписи.
  2. Название документа.
  3. Финансовый период, на который предоставляются сведения.
  4. Наименование организации, оформившей документ, код ОКПО.
  5. Название единиц измерения для показателей, включаемых в смету. Указывается также их код по ОКЕИ.

Обухова Т., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Бюджетная смета – это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 БК РФ). Он составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными приказами Минфина РФ:

– Приказ от 20.11.2007 № 112н (применялся при составлении, утверждении и ведении бюджетных смет до 2018 года);

– Приказ от 14.02.2018 № 26н (применяется при составлении, утверждении и ведении бюджетных смет с 2019 года на 2019 год).

При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения ревизорами делается анализ правильности составления и исполнения бюджетной сметы. Об особенностях формирования и исполнения этого документа поговорим далее.

Предмет проверки составления и исполнения бюджетной сметы

Приказом Минфина РФ № 112н установлены общие требования к порядку формирования и исполнения бюджетных смет. Руководствуясь названным документом, главный распорядитель средств бюджета утверждает для своих подведомственных учреждений свой порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет. При разработке этого нормативного акта он вправе установить особенности для отдельных учреждений и (или) групп учреждений с учетом:

  • данных по результатам проверки правильности составления и ведения смет;

  • результатов выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;

  • данных о соблюдении учреждением бюджетного законодательства РФ по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения.

Порядок составления, утверждения и ведения смет учреждений принимается в форме единого документа.

Целью проведения анализа исполнения бюджетной сметы является:

  • определение отклонений кассовых расходов от фактических;

  • определение отклонений кассовых и фактических расходов от назначений по бюджетной смете;

  • отклонения фактических расходов от выделенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

В большинстве случаев анализ деятельности учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретного учреждения, соответствует ли объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет бюджет. Содержанием анализа исполнения бюджетной сметы является оценка эффективности, результативности и продуктивности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонений фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения. Основными задачами анализа исполнения бюджетной сметы являются:

  • изучение соблюдения сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;

  • изучение состава и структуры расходов;

  • анализ выполнения основных показателей деятельности учреждения;

  • оценка причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных бюджетных ассигнований в бюджетных сметах.

Анализ показателей бюджетной сметы

При проведении анализа исполнения бюджетной сметы проверяющими используются:

  • данные бюджетных смет за проверяемый период;

  • уведомления бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств за проверяемый период;

  • отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127);

  • выписки с лицевого счета учреждения;

  • регистры бюджетного учета.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов (п. 4 порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ № 112н). Главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей. Так, показатели смет ФСИН, территориальных органов и учреждений УИС формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов, в рублях(см. Приказ ФСИН РФ от 02.02.2017 № 76).

Казенные учреждения, входящие в систему силовых министерств и ведомств, чаще всего применяют следующие коды видов расходов, которые отражаются в бюджетной смете:

  • 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»;

  • 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений»;

  • 129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов»;

  • 133 «Расходы на выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, зависящие от размера денежного довольствия»;

  • 134 «Иные выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания»;

  • 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Анализ исполнения бюджетной сметы осуществляется по направлениям расходов, отраженных в бюджетной смете.

1. В ходе проверки правильности ведения учета и расходования средств по выплате денежного довольствия, денежного содержания (оплате труда) ревизорами проверяются:

  • соответствие приказов, распоряжений, положений проверяемого учреждения требованиям нормативных правовых актов РФ;

  • правильность выплаты денежного довольствия, денежного содержания, оплаты труда;

  • правильность оформления и составления первичных документов, являющихся основанием для начисления денежного содержания, денежного довольствия, заработной платы, наличие подписи руководителя, а также правильность начисления при арифметических проверках;

  • правильность расходования средств на оказание материальной помощи, прочих компенсаций, выплат за счет экономии фонда оплаты труда;

  • правильность возмещения расходов при служебных командировках;

  • соответствие представленной отчетности данным бюджетного и бухгалтерского учета учреждения.

2. В ходе проверки правильности совершения расходов по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд обращается внимание:

  • на наличие и законность заключенных контрактов;

  • на правильность расчетов в пределах установленных действующих тарифов для учреждений (нет ли завышения расценок по оплаченным услугам);

  • на соответствие оплаченных подрядчику счетов по капитальному и текущему ремонту объему фактически выполненных работ (при необходимости производится контрольный замер фактически выполненных работ с участием специалистов с составлением промежуточного акта);

  • на проектно-сметную документацию;

  • на лицензии подрядчика на осуществление деятельности (если она лицензируется) (строительство, строительно-монтажные работы);

  • на акты приемки и сдачи выполненных работ по форме КС-2 и соответствие их фактическому выполнению;

  • на справки на оплату стоимости выполненных строитель– но-монтажных работ за месяц и с начала года в текущих ценах по форме КС-31;

  • на контракты на поставку оборудования в соответствии со спе­цификацией проектно-сметной документации;

  • на то, кем разработана и утверждена документация, и на наличие положительного заключения вневедомственной экспертизы на проектно-сметную документацию;

  • на правильность применения коэффициентов строитель– но-монтажных работ, а также лимитированных затрат (плановые накопления, накладные расходы, затраты на возмещение дополнительных затрат в зимнее время и др.);

  • на целесообразность использования средств на предметы снабжения и расходные материалы;

  • на правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе и мягкого);

  • на правильность расходования средств на ГСМ, соответствие фактических расходов топлива и смазочных материалов установленным действующим законодательством нормам;

  • на соблюдение порядка закупки товаров и услуг, осуществление закупок товаров и услуг на основе муниципальных контрактов. При проведении анализа использования бюджетных средств на приобретение оборудования и прочего имущества необходимо обратить внимание на использование этого оборудования по целевому назначению.

В ходе проверки правильности расходования средств по уплате налогов, сборов и иных платежей проверяются обоснованность и целевое использование, выделенных для этих целей средств.

Помимо кодового анализа исполнения показателей бюджетной сметы, проверяющими устанавливается соответствие лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового и фактического расхода. Результаты отражаются в таблице. При наличии отклонений учреждение дает по ним пояснения. В частности, в таблице могут быть отражены направления расходования таких средств и указаны числовые значения по каждому направлению, из которых видны причины возникшего отклонения.

Выявленные в ходе проверки нарушения составления и исполнения бюджетной сметы, а также результаты выполненного анализа исполнения показателей бюджетной счета отражаются в акте проверки.

Нарушения, выявляемые в ходе проверки бюджетной сметы

В ходе проверки исполнения бюджетной сметы обычно выявляются следующие нарушения:

1. Отсутствует дата утверждения бюджетной сметы (предусмотрена формой сметы).

2. Наименование получателя бюджетных средств, указанное в бюджетной смете, не соответствует наименованию, указанному в уставе казенного учреждения.

3. КБК, отраженные в бюджетной смете, не соответствуют бюджетной росписи.

4. Указано ошибочное наименование главного распорядителя.

5. Значения, проставленные в столбцах «раздел», «подраздел» представленной для проверки сметы, не соответствуют значениям, содержащимся в типовой форме бюджетной сметы.

6. К сметам не прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованные при формировании сметы и являющиеся ее неотъемлемой частью (нарушение п. 6 порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ № 112н).

7. Нарушение методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями № 65н. Нарушение встречается в случае детализации показателей бюджетной сметы по кодам КОСГУ.

8. Нарушения оформления платежных получений. При проведении проверки бюджетной сметы контролеры рассматривают журналы операций с безналичными денежными средствами, выписки с лицевых счетов и, соответственно, сами платежные поручения. Зачастую, просматривая последние, они выявляют нарушения при заполнении поля «назначение платежа» – это назначение не указывается.

9. Расчетные таблицы, являющиеся неотъемлемой частью бюджетной сметы по статьям бюджетной классификации, составлены без учета фактических расходов, сложившихся в предыдущем отчетном периоде, роста тарифов на электрическую и тепловую энергию.

10. Показатели бюджетной сметы расходов по учреждению не соответствуют уведомлению о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств, составленных на аналогичный период в части кодов элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также дополнительно по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления (нарушение ч. 2 ст. 221 БК РФ, п. 3 и 4 порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ № 112н).

* * *

В завершение отметим, что при составлении бюджетной сметы на 2019 год и позднее следует применять Приказ Минфина РФ № 26н. Рекомендуемая к использованию на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов форма бюджетной сметы изменена и включает в себя следующие разделы:

  • 1 «Итоговые показатели бюджетной сметы»;

  • 2 «Лимиты бюджетных обязательств по расходам получателя бюджетных средств» (в этом разделе отражаются расходы, осуществляемые в целях обеспечения выполнения функций учреждения, установленные ст. 70 БК РФ);

  • 3 «Лимиты бюджетных обязательств по расходам на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, иным некоммерческим организациям, межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, субсидий государственным корпорациям, компаниям, публично-правовым компаниям; осуществление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного долга, исполнение судебных актов, государственных гарантий Российской Федерации, а также по резервным расходам»;

  • 4 «Лимиты бюджетных обязательств по расходам на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые получателем бюджетных средств в пользу третьих лиц»;

  • 5 «Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств»;

  • 6 «Курс иностранной валюты к рублю Российской Федерации».

Рекомендуемые формы расчетных таблиц, на основании которых составляется бюджетная смета и которые являются ее неотъемлемой частью, Приказ Минфина РФ № 26н не содержит. В целях организации бюджетного процесса в 2019 году и в плановом периоде 2020 и 2021 годов Минфином разрабатываются порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, а также порядок формирования и представления обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, используемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, в рамках которых предполагается урегулировать механизм увязки изменений обоснований (расчетов) плановых сметных показателей и показателей бюджетных смет федеральных казенных учреждений, а также соответствующих обоснований бюджетных ассигнований главных распорядителей бюджетных средств (Письмо Минфина РФ от 08.05.2018 № 02-04-05/31537).

Добавить комментарий