Бухгалтерский учет в бюджете для начинающих

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.
Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.
Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными.
Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.
Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета.
Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.
Такая система учета и называется бюджетным учетом.

Содержание

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ.
Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению, принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.
Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов, включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.
Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.
Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 — занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.
Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей статье.
Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.
Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ.

«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);

По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации — активы, и средства обеспечения — пассивы. Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов. Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.
А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);

Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства.
Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.
Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н
Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета (согласно п. 11 Инструкции № 33н).
Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Общие принципы бюджетного учета

Но, какова бы ни была специфичность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, фундаментальные его принципы определены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и заключаются в следующем:

К сожалению, в силу ограниченности публикации, не представляется возможным затронуть все нюансы особенностей ведения бюджетного учета, но, записавшись на курс «Бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях с применением 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8.3», Вы не только сможете разбираться в теоретических аспектах бюджетного учета, но и на практике углубленно изучить всю специфику работы, т.к. обучение максимально приближено к реальной деятельности бюджетного учреждения.

Проводки по бухучету примеры таблица бюджетный учет – k-p-a.ru

Проводки бюджетного бухгалтерского учета с примерами основных операций

План счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях: важные положения, разъяснения и анализ последних поправок.

О понятии

План счетов выступает в роли упорядоченного списка счетов, принятых в бухгалтерском учете и объединенных в зависимости от цели учета.

Единый План счетов и Инструкция к нему, утвержденные указом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н, регламентируют учет в государственных организациях.

Такие образования подразделяются на:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Наука, образование, здравоохранение и прочие государственно-важные отрасли являются направлениями деятельности бюджетных организаций. В форме бюджетных институтов также могут быть учреждены государственные фонды поддержки научной и инновационной деятельности. (пункт1 статья 15.1 Закона от 23 августа 1996 № 127-ФЗ).

План счетов для бюджетных организаций и Инструкция по его использованию утверждены Приказом № 174н от 16.12 2010 г.

ПС используется учреждениями с 2011 года. На его основе организации формируют собственный рабочий документ, основанный на Плане счетов. В нем находят отражение исключительно те синтетические счета, которые свойственны получателю бюджетных денег.

Бюджетное учреждение имеет полномочие на основании тезисов Инструкции по использованию Плана счетов для государственных организаций вовлекать вспомогательные аналитические коды счетов, которые обеспечивают создание в бухгалтерском учете дополнительных данных, требуемых различными пользователями бухгалтерской отчетности этих учреждений.

Структура и таблица

Счет, как единица бухгалтерского учета, помогает упорядочить имущество, долги учреждения и ФХЖ. В учете бюджетных организаций счета бывают активными или пассивными, в отличие от коммерческих организаций, где присутствуют активно-пассивные счета:

  • На активных счетах идет учет имущества организации, их ресурсы.
  • На пассивных счетах находят отражение источники финансирования.

В номере счета присутствует 26 цифр. Далее представлена часть таблицы, приведенной в Приказе № 174н. С ее помощью можно легко расшифровать состав счета.

Рассмотрим ее более детально с учетом изменений, которые нужно принять к сведению в 2021 году:

  1. В рабочем Плане счетов учреждения при синтетическом учете в первых семнадцати разрядах принято отображать нули, а при установлении проводок показывать нулевые значения в первых четырнадцати, если другое не прописано в учетной политике.
  2. Следом располагаются коды вида притоков или оттоков, соответствующие коду вида расходов и другим группам. Они указываются в последующих трех разрядах.

Следует отметить, что для бюджетных учреждений урезан перечень типов расходов. Они могут применять коды на

  • зарплату сотрудникам;
  • страховые взносы;
  • закупку товаров;
  • уплату налогов и сборов и др.

Это лишь частные элементы целых групп видов расходов. Более подробно можно ознакомиться с перечнем допустимых КВР в письме Минфина от 15 марта 2021 г. № 02-05-11/14269.

Примечание! С 1.01 2021 года в 1-4 разряде вместо нулей вбивается код вида функции учреждения. (См. пункт второй указа Министерства финансов РФ от 31 декабря 2015 года № 227н).

В 18 разряде указывается код финансового обеспечения. Ниже приведены основные коды, перечисленные в Приказе № 157н:

1 — за счет бюджетных поступлений;2 — за счет средств, заработанных самостоятельно;3 — средства на временной основе;4 — выплаты на исполнение поручения государства;5 — выплаты на другие задачи;6 — выплаты на задачи воплощения капиталовложений;

7 — денежные поступления по ОМС.

Код синтетического счета показывается с 19 по 21 разряд, а в 22 и 23 разрядах отражается порядковый номер или аналитический счет.

Стоит учесть! С 2021 года название соответственного счета аналитического учета должно включать название подходящего счета и обозначение кодификационного показателя типа притоков или оттоков в скобках.

Состав

План счетов имеет пять разделов балансовых счетов и забалансовые счета. Каждый раздел объединяет сведения о различных группах активов и обязательств:

  1. Первый раздел посвящен нефинансовым активам. К ним относят ОС, НМА, непроизведенные активы, вложения в предметы лизинга и т.д.
  2. Второй раздел характеризует финансовые активы. Эти счета предусмотрены для отражения присутствия и перемещения ликвидных средств, денежных вложений, выданных авансов и остальных расчетов с должниками бюджетных учреждений.
  3. Третий раздел «Обязательства» раскрывает, какие у организации имеются долги перед кредиторами и бюджетом.
  4. Четвертый раздел посвящен финансовому результату. Счета этого раздела специализированы для представления итогов финансовой деятельности.
  5. Счета пятого раздела «Санкционирование расходов» необходимы для объединения данных о процессе выполнения бюджетным учреждением указаний, в том числе по принятию и (или) реализации учреждением обязанностей на данный финансовый год.

Помимо счетов баланса ПС охватывает и счета, учитываемые за балансом. Они шифруются двумя цифрами. На забалансовых счетах отражается:

Инструкция по применению ПС

В Приложении 2 Закона № 174н обозначена Инструкция по использованию Плана счетов. Она определяет систему отображения имущества, долгов и событий хозяйственной жизни учреждения.
Бюджетные организации руководствуются Инструкцией по использованию Единого Плана счетов и данной Инструкцией.

В Инструкции классифицируются более подробно:

  • счета;
  • разделяются на синтетические и аналитические;
  • комментируются корреспонденции счетов по основным событиям.

За неимением в текущей Инструкции подходящей проводки, организация имеет все основания выработать свою, при соглашении ненарушения закона.

Пс с пояснениями и проводками

Для наглядности приведем пример, как составить активный дебетовый счет для такого факта хозяйственной жизни, как принятие на баланс вновь выстроенных зданий. Документальное оформление данной операции осуществляется посредством акта о приеме-передаче объектов или приходного ордера.

Получившийся дебетовый счет 0.101.11.130 корреспондируется с кредитовым счетом 0.106.11.310, который означает наращивание вложений в ОС — недвижимое имущество учреждения.

Рассмотрим еще одну типовую операцию: удержание НДФЛ учреждением как налоговым органом с начисленной зарплаты сотрудников. В данном случае произойдет увеличение задолженности по платежам в бюджет. Документально оформляется эта операция с помощью расчетно-платежной ведомости.

Для большинства счетов код КОСГУ однозначно определяется по тому, дебет это или кредит счета.

Обзор последних изменений

Рассмотрим некоторые последние изменения по распоряжению Министерства финансов РФ от 16 ноября 2021 № 209н, оформленные в Министерстве юстиций. С полным перечнем поправок можно ознакомиться в первоисточнике.

  1. В Плане счетов перемены коснулись названий самих счетов (например, ранее названый счет «Сметные (плановые) назначения» стал включать помимо других определение «прогнозные»).
  2. Также, к некоторым счетам прибавили новые аналитические счета. К примеру, счет «Доходы экономического субъекта» ранее включал одиннадцать аналитических счетов, а с новыми правилами появился еще один аналитический счет 040110174 «Выпадающие доходы».
  3. В Инструкции к Плану счетов произошло значительно больше конфигураций. Только в 2021 году уточнили, что же подразумевается под 24-26 разрядом номера счета. Более точно определили регламент образования некоторых счетов (например, 020400000 «Финансовые вложения» с 1 по 17 разряд включает нулевые значения).
  4. Для организации управленческого учета теперь по запросу учредителя можно указать с 1 по 17 разряд вместо нулей аналитические коды притоков и оттоков. Эта возможность должна быть прописана в учетной политике.
  5. Изменения коснулись корреспонденций некоторых счетов (рассмотрены не все случаи):
  6. Исключили корреспонденцию счетов 040120272 по Дебету и 010537440 по Кредиту при переносе стоимости реализованной ГП на затраты данного финансового года.
  7. Создали корреспонденцию счета 021013.560 по Дебету и 021012660 по Кредиту, характеризующую пересчет итога налога на добавленную стоимость по авансам, взятой к удержанию.
  8. Изменили проводку: Дебет 050209000 Кредит 050201000 на Дебет 050299000 Кредит 050201000 по операции получения обязательств путем использования резерва будущих расходов.

Проводки бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Проводки бюджетного бухгалтерского учета с примерами основных операций

18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).

Часто используемые проводки по бюджетному учету

Знаки с 1 по 17 идентифицируют направления расходования и источники поступления средств, их содержание тесно связано с шифрами КБК.

Руководство по использованию счетов является приложением к приказу № 162 н и поясняет порядок применения кодов для доходов, расходов бюджета, а также источников покрытия дефицита.

При этом для данных целей в финансовых структурах применяются позиции с 1 по 17, а для прочих учреждений — с 4 по 20.

Проводки по бюджетному учету отличаются от тех, что применяются в коммерческом, частном секторе экономики. В связи с этим для освоения проводок по бюджетному учету необходимо обязательно руководствоваться инструкцией, прилагаемой к соответствующему плану счетов.

Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Развитие рыночной экономики в стране предусматривает введение во все сферы хозяйственных отношений новых законов, положений и нормативно-правовых актов.

В последнее время все чаще создаются акционерные общества и арендные организации при непосредственном участии физических или юридических лиц.

Помимо прочего происходят существенные изменения в основе организационных средств и источников финансирования организаций.

Все операции, которые проводятся бюджетными организациями, должны быть в обязательном порядке оформлены первичными бумагами. Нормативные документы и их актуальный перечень содержатся в приложении 2 Инструкции №148. При этом вся применяемая документация может быть условно разделена на две подгруппы.

Бюджетные бухгалтерские проводки 2021

В частности, о том, что КОСГУ будет связан с процессом закупок рассказала С. В. Сивец, заместитель директора Департамента бюджетной методологии Минфина России, рассказала в мае 2015 года в г.

Сочи, выступая с докладом на Всероссийском совещании с участием финансовых органов субъектов РФ «Развитие информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационное обеспечение бюджетного процесса».

Запись доклада и презентацию к нему можно найти на сайтах департаментов финансов региональных минфинов и других аналогичных структур, например, на сайте финансового управления Тамбовской области. Также презентация к докладу С. В. Сивец размещена на официальном сайте Минфина России вместе с другими презентациями участников совещания.

Рекомендуем прочесть: Налоговая декларация для ип на усн

Поскольку указанные изменения введены в целях составления и исполнение бюджета, то введенная ими замена КОСГУ дополнительными разрядами КВР, как правило, не касается непосредственно государственных (муниципальных) учреждений. Исключение – учреждения, которые осуществляют переданные государственные (муниципальные) полномочия и для этого получает финансирование в виде:

Проводки бюджетного бухгалтерского учета с примерами основных операций

  1. Безвозвратность. Организации непроизводственной сферы, которые финансируются за счет бюджетных средств, не имеют собственных доходов, поэтому возврат средств в бюджет невозможен.
  2. Целевое использование.

    При утверждении затрат, предусмотренных планом деятельности организации, их сумма должна быть использована строго по целевому назначению.

  3. Фактическое выполнение.

    Средства, получаемые бюджетным учреждением, выдаются не в соответствии с планом, а согласно фактическому использованию по мере освоения средств.

Ведение учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, отличных от процедуры учета на производственных и коммерческих предприятиях. К ним относят наличие утвержденных смет расходов и контроль их исполнения, а применение бюджетной классификации, которая является основой для организации учета в учреждении.

Бухгалтерский Учет в Бюджетных Учреждениях Проводки

Списание здания с муницип казны остаточной стоимостью название аудит Раздел рефераты бухгалтерскому учету. Балансового спецодежды в настоящее время силу норм изложенных быстрый переход. Поступление основных средств постановка их на бюджетных учреждениях бюджетные автономные казенные учреждения. Ваш бюджетный 2006 n 9. учреждениях работникам вверх навигация Кабинет.

Бухгалтерский Учет в Бюджетных Учреждениях Проводки — бухгалтерский учет налогообложение отчетность мсфо анализ бухгалтерской информации учет государственных муниципальных автономных казенных.

Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения введение Материалы относятся категории материально-производственных запасов.

Как составить проводки организация имеет оперативном управлении нежилое помещение общей площадью.

Бухгалтерская пресса и публикации 2008

От редакции. В данном номере журнала вниманию читателей представлена лишь часть схемы проводок типовых операций финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, разработанной автором на основе нового Плана счетов бюджетного учета. В дальнейшем ее публикация будет продолжена.

Типовые проводки по отражению основных финансово-хозяйственных операций учреждений в бюджетном учете содержатся в Приложении к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н.

Однако в таком виде они, по моему мнению, не совсем удобны для изучения и практического применения, поскольку требуют постоянной сверки с наименованиями соответствующих счетов бюджетного учета.

Кроме того, данные проводки не детализированы в целях применения в казначейской или кассовой системе исполнения бюджета, а также сгруппированы не по конкретным финансово-хозяйственным операциям, а в соответствии со структурой нового Плана счетов.

Рекомендуем прочесть: Сколько составляет оплата за детский сад в 2021 году

Бухгалтерский учет бюджетных организаций (стр

Порядок ведения бюджетного учета в бюджетных учреждениях, установленный Инструкцией, распространяется на централизованные бухгалтерии, созданные при органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях, а также на учреждения и организации, создаваемые российскими академиями наук, имеющими государственный статус.

4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу после окончания операций. Она должна содержать обязательные реквизиты и составляться по установленным формам. Руководитель утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.

Особенности отражения в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений расчетов с дебиторами по доходам в 2011 году

Существенное изменение системы бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях, вызванное регламентированными Федеральным законом № 83-ФЗ новыми требованиями к организации и финансовому обеспечению их хозяйственной деятельности, отразилось и на изменении порядка отражения в бухгалтерском учете учреждений их расчетов с различными дебиторами и кредиторами. В статье будут рассмотрены особенности отражения расчетов с дебиторами по доходам в соответствии с требованиями Инструкции № 174н .

  • расчеты по арендной плате и иным платежам за пользование закрепленным за учреждением имуществом, не влекущим его отчуждения у учреждения, отражать на счете0 205 21 000 «Расчеты по доходам от собственности»;
  • расчеты же, связанные с отчуждением соответствующего имущества (то есть снятием его закрепления за учреждением для последующей реализации или иной передачи сторонним организациям или лицам) – на счете 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» (с детализацией по видам активов).

Учет налогов в бюджетных учреждениях (Дементьева Н

Кроме того, они могут уплачивать государственную пошлину при совершении юридически значимых действий, если в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) не предусмотрено их освобождения от уплаты в составе предусмотренных льгот по государственной пошлине.

Исходные данные: арендная плата за квартал предъявлена арендатору по счету-фактуре (либо по универсальному передаточному документу) в сумме 82 600 руб., в том числе НДС по ставке 18% — 12 600 руб.

Стоимость потребленных коммунальных услуг арендатором согласно показаниям счетчиков и по расчетам определена в сумме 23 000 руб. (с учетом НДС) за квартал.

Поставщики коммунальных услуг предъявили бюджетному учреждению за квартал счета-фактуры (универсальный передаточный документ) на сумму 177 000 руб., в том числе НДС — 27 000 руб.

05 Авг 2021 toplawyer 107

Основные проводки в бухгалтерском учете

Проводки бюджетного бухгалтерского учета с примерами основных операций

Ведение бухгалтерского учета предусматривает формирование учетных записей, отражающих факты хозяйственной деятельности компании. В статье дадим понятие бухгалтерской проводки, расскажем о принципах двойной записи. Приведем перечень наиболее часто используемых в хозяйственной жизни организации проводок.

Основополагающим методом бухгалтерского учета является метод двойной записи. Он заключается в том, что для отражения состояния и движения каждого объекта бухучета открывается отдельный счет бухгалтерского учета:

  • факта хозяйственной жизни;
  • имущества;
  • обязательств;
  • доходов;
  • расходов.

Он состоит из двух частей: дебет и кредит. При отражении операции по дебету одного счета она одновременно должна быть отражена по кредиту другого. Именно такая запись, отражающая хозяйственную операцию и содержащая в себе указание на дебетуемый и кредитуемый счета, именуется бухгалтерской проводкой.

Использование этого метода должно обеспечивать в любой момент времени балансовое равенство между суммированным оборотом по дебету и кредиту счетов.

Приказом Минфина № 94н утвержден план счетов бухучета. Он является основой для разработки плана счетов, используемого компанией в работе. Именно на его основе формируются типовые бухгалтерские проводки. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся в деятельности компании проводки.

Типовые проводки по бухгалтерскому учету имущества и иных активов

Операция Дебет Кредит
Основные средства
Приобретен объект основных средств 08 60
Приобретено оборудование, требующее монтажа 07 60
Отражен НДС по приобретенным основным фондам 19 60
Передано оборудование в монтаж 08 07
Введен в эксплуатацию объект основных средств 01 08
Начислена амортизация 20, 25, 26, 44 02
Продан объект основных средств 62 91
Списана первоначальная стоимость объекта при выбытии (списании, продаже) 91 01
Списана начисленная амортизация при выбытии 02 91
Отражен финансовый результат при выбытии объекта основных средств
прибыль 91 99
убыток 99 91
Материальные оборотные активы (запасы, готовая продукция, товары)
Приобретены материалы для производства продукции и иной хозяйственной деятельности 10 60
Списаны материалы на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, проводка 20 10
Списаны материалы на общепроизводственные расходы 25 10
Отражено списание ТМЦ для управленческих нужд 26 10
Ненужные материалы реализованы на сторону 91 10
Приобретены товары для перепродажи 41 60
Списана себестоимость проданных товаров 90 41
Выпущена готовая продукция 43 20
Готовая продукция продана покупателям 90 43
В момент сдачи результата работ заказчику списана себестоимость оказанных услуг, выполненных работ 90 20
Расчеты с дебиторами
Продана покупателям продукция, оказаны услуги 62 90
Зачтен аванс, ранее полученный от покупателя, проводка 62 62
Перечислен аванс поставщику 60 51
Выдан займ сторонней организации или сотруднику организации 58 51
Учет движения денежных средств
Поступила оплата от покупателей 51 62
Оплачены поставки поставщикам 60, 76 51
Поступили денежные средства в кассу с расчетного счета 50 51
Перечислены деньги с одного расчетного счета на другой 51 51
Выплачена заработная плата 70 50, 51
Перечислены налоги и взносы в бюджет 68, 69 51
Выданы деньги под отчет 71 50, 51
Оплачены услуги банка 91 51

Основные бухгалтерские проводки по учету обязательств и капитала

Операция Дебет Кредит
Капитал
Отражено формирование уставного капитала 75 80
В качестве оплаты доли в уставном капитале получены от участников:
денежные средства 51 75
основные средства 08 75
Увеличение уставного капитала за счет нераспределенной прибыли 84 80
Расчеты с кредиторами
Получен кредит банка 51 66, 67
Отражена кредиторская задолженность перед поставщиками 08, 10, 25, 26, 41 60
Зачтен ранее перечисленный аванс поставщику, проводка 60 60
Оплачена задолженность поставщикам 60 51
Получен аванс от покупателя 62 51
Начислена заработная плата 20, 25, 26, 44 70
Выплачена заработная плата 70 50, 51
Отражено начисление страховых взносов 20, 25, 26, 44 69
Отражено начисление налогов, включаемых в затраты 26, 44, 91 68
Перечислены налоги и взносы в бюджет 68, 69 51

Отражение доходов, расходов и финансовых результатов

Операция Дебет Кредит
Доходы и расходы от основной деятельности
Отражена выручка от продаж 62 90
Начислен НДС на сумму реализации 90 68
Отражена себестоимость проданных товаров, продукции, оказанных услуг 90 41, 43, 20
Отражено списание управленческих расходов 90 26
Списаны коммерческие расходы 90 44
Прочие доходы и расходы
Получены доходы от прочей реализации 62 91
Списана стоимость проданных материалов 91 10
Начислены проценты по полученным кредитам и займам 91 66, 67
Начислены проценты по выданным кредитам и займам 66, 67 91
Финансовые результаты
Отражена прибыль, полученная от реализации 90 99
Отражен убыток, полученный от реализации 99 90
Положительный результат от прочей деятельности 91 99
Отрицательный результат от прочей деятельности 99 91
Начислен налог на прибыль 99 68
В конце года отражена нераспределенная прибыль 99 84
По результатам года отражен полученный убыток 84 99
Принято решение о выплате дивидендов 84 75
Перечислены дивиденды учредителям 75 51

Бюджетный учет: ставим на баланс основное средство, приобретенное за счет двух разных источников финансирования

Проводки бюджетного бухгалтерского учета с примерами основных операций

Бюджетный учет: ставим на баланс основное средство, приобретенное за счет двух разных источников финансирования 3 октября 2012 3 октября 2012

Представим ситуацию: учреждению необходимо приобрести актив, но бюджетных средств на его покупку недостаточно и руководство принимает решение недостающую сумму доплатить за счет средств от приносящей доход деятельности. Допускает ли законодательство приобретение активов за счет разных источников финансирования? Как правильно оприходовать такой актив, избежав ошибок в бухгалтерском и налоговом учете? В настоящей статье на эти вопросы отвечает Наталья Коротоношкина, консультант «Бухгалтерии Онлайн» по вопросам бюджетного учета.

Бюджетное законодательство РФ допускает возмещение бюджетных расходов за счет средств от приносящей доход деятельности. А вот погашение внебюджетных расходов за счет бюджетных средств недопустимо.

По сути это будет нецелевое использование бюджетных средств (ст. 289 БК РФ), которое повлечет ответственность по статье 15.14 КоАП РФ.

То есть штраф для должностных лиц в размере от 4 тысяч рублей до 5 тысяч рублей; для юридических лиц — от 40 тысяч рублей до 50 тысяч рублей.

Типичная ошибка

Как известно, номер счета бюджетного учета состоит из 26 разрядов и включает в себя источник финансирования. На первый взгляд, принятие к учету объекта, приобретенного за счет разных источников финансирования, необходимо отразить на нескольких счетах бюджетного учета. Однако такой подход недопустим, поскольку приведет к многочисленным ошибкам в учете.

Рассмотрим ситуацию на конкретном примере:

Пример 1

Бюджетное учреждение приобретает многофункциональное устройство стоимостью 15 800 рублей, в том числе НДС — 2 410,17 рублей.

Из бюджетных средств выплачено 10 000 руб., остальная часть приобретенного актива оплачена за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности — 5 800 руб. Предположим, что налогом на добавленную стоимость внебюджетная деятельность учреждения не облагается.

Порядок отражения операций в бюджетном учете:

1. Отражена оплата за счет средств от приносящей доход деятельности:
Дт 2 302 31 830 Кт 2 201 11 610 — 5 800 рублей

2. Отражена оплата за счет бюджетных средств:
Дт 1 302 31 830 Кт 1 304 05 310 — 10 000 рублей

3. Отражены затраты по оборудования за счет средств от приносящей доход деятельности:
Дт 2 106 31 310 Кт 2 302 31 730 — 5 800 рублей

4. Отражены затраты по приобретению оборудования за счет бюджетных средств:
Дт 1 106 31 310 Кт 1 302 31 730 — 10 000 рублей

Внимание! Следующая бухгалтерская проводка неверна:

Оприходовано многофункциональное устройство: Дт 1 101 34 310 Кт 1 106 31 410 — 10 000 рублей

Дт 2 101 34 310 Кт 2 106 31 410 — 5 800 рублей.

Какие же проблемы могут возникнуть вследствие отражения объекта, приобретенного за счет разных источников финансирования, на нескольких счетах бюджетного учета? Такой учет приведет к ошибкам при начислении амортизации, проведении инвентаризации и переоценки, при внутреннем перемещении и списании такого объекта.

Отразите порядок в учетной политике

На первый взгляд, самый простой выход — не приобретать основные средства за счет нескольких источников, поскольку это вносит излишнюю путаницу в учет. Но такой подход не всегда приемлем. Если для покупки основного средства недостаточно бюджетных средств, учреждение может привлечь средства, полученные в рамках предпринимательской деятельности.

Попробуем разобраться, как это сделать.

Итак, учреждение принимает решение приобрести объект основного средства за счет двух разных источников финансирования.

Поскольку действующим законодательством не определено, как оприходовать актив в такой ситуации, необходимо разработать и утвердить порядок учета таких операций в учетной политике учреждения. Например, так:

«При оплате объектов основных средств за счет нескольких источников финансирования (бюджетных средств и средств, полученных от приносящей доход деятельности) принятие к учету таких объектов производить следующим способом…»

Кроме того, необходимо запросить разрешение на проведение таких операций у Главного распорядителя.

На практике известны два способа учета основных средств, приобретенных за счет разных источников финансирования.

Корректные проводки в бухгалтерском учете

Проводки бюджетного бухгалтерского учета с примерами основных операций

Бухгалтерский учет ведется на основании Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.

N 34н, организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Бухгалтерские проводки составляются в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, а также методическими рекомендациями и положениями по бухгалтерскому учету.

Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Бухгалтерский учет в основном сводится к отражению хозяйственных операций на соответствующих счетах, а также последующему формированию движения средств по счетам для определения финансового результата.

С целью получения реального итога хозяйственной деятельности и правильного составления отчетной документация нужно знать, какими проводками в бухгалтерском учете отражается каждая конкретная операция.

Главное при отсутствии достаточных знаний и времени на поиск нужной информации – обратиться к компетентной консалтинговой компании, оказывающей услуги в сфере бухучета. Наша компания обеспечит возможность сформировать правильную корреспонденцию счетов и оформить основные проводки бухгалтерского учета компании любой отраслевой принадлежности.

На основании своего опыта наши специалисты могут дать рекомендации и быстро сориентироваться, как правильно отразить движение средств, товаров, капитала компании, подскажут, какие счета должны быть задействованы в корреспонденции при оформлении различных действий.

Каждый наш специалист, как и любой компетентный бухгалтер, знает, что есть три вида счетов:

  1. активные;
  2. пассивные;
  3. активно-пассивные.

Операции по этим счетам отражаются по дебету или кредиту. Правильно отразить движение средств можно при наличии определенного опыта и знаний. Однако не всегда даже компетентный бухгалтер может сходу ответить, какими проводками в бухгалтерском учете оформляются такие специфические операции как:

Отражение недостач

Стоимость приобретения недостающих МПЗ относят на затраты, связанные с производством или продажей, в пределах норм естественной убыли (пп. «б» п. 28 Положения по бухучету N 34н).

Проводки будут такие:

Стоимость недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) (пп. «б» п. 28 Положения по бухучету N 34н):

  • если лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено, — взыскивается с этого лица;

Проводки будут такие:

№ п/пДебетКредит операции
1 73 94 отнесена недостача имущества на работника по балансовой стоимости;
2 50 (51,70) 73 работник погасил задолженность по недостаче.
  • если виновник возмещает ущерб исходя из рыночной цены недостающего имущества, проводки следующие:

Проводки будут такие:

№ п/пДебетКредит операции
1 73 94 недостача имущества отнесена на работника по балансовой стоимости;
2 73 98 учтена разница между рыночной и балансовой стоимостью недостающего имущества;
3 50 (51, 70) 73 работник погасил задолженность по недостаче
4 98 91/1 учтена в прочих доходах разница между рыночной и балансовой стоимостью недостающего имущества.
(по мере погашения задолженности списание разницы пропорционально доле погашенного долга)
  • если лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено, — списывается в прочие расходы.

Проводки будут такие:

№ п/пДебетКредит операции
1 91-2 94 списан убыток от недостачи имущества, возникшей в результате форс-мажора (в связи с отсутствием виновника либо отказом во взыскании ущерба).

Вхождение новых акционеров без увеличения уставного капитала

Согласно п. 1 ст. 32.2 Закона N 208-ФЗ акционеры на основании договора с обществом имеют право в целях финансирования и поддержания деятельности общества в любое время вносить в имущество общества безвозмездные вклады в денежной или иной форме, которые не увеличивают уставный капитал общества и не изменяют номинальную стоимость акций (далее — вклады в имущество общества).

Публичные АО

В публичных АО для внесения безвозмездного вклада в имущество может быть только одно основание — личное желание акционера. Он вправе вносить вклады в любое время и в любом размере при том условии, что договор предварительно одобрен решением совета директоров АО (либо общего собрания, если по уставу оно выполняет функции совета директоров).

Непубличные АО

В непубличных АО вклады могут вноситься как добровольно, так и принудительно, возможны и иные ограничения.

Вносимое акционерами в качестве вклада имущество должно относиться к видам, указанным в п. 1 ст. 66.1 ГК РФ, а именно:

  • денежные средства;
  • вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ;
  • государственные и муниципальные облигации;
  • подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом.

Проводки будут такие:

№ п/пДебетКредит операции
1 51 83 Внесение денежных средств на расчетный счет
2 01 83 Внесение имущества
3 10 83 Внесение ТМЦ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ И ДРУГИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Отражение в бухгалтерском учете информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году, о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации производится в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (см. пояснения к счетам 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»).

Разберемся в понятиях

Проводки в бухгалтерском учете — что это? Это способ отражения хозопераций в бухгалтерском учете, при котором используются бухсчета в соответствии с действующим рабочим планом счетов. Причем большинство операций отражаются по методу двойной записи. Только некоторые проводки в бухгалтерии можно составить простым методом.

Иными словами, для отражения любого совершенного факта хозяйственной деятельности бухгалтер делает запись по дебету одного бухсчета и кредиту другого бухсчета в сумме совершенной операции, выраженной в денежном эквиваленте.

Экономические субъекты при составлении проводки используют рабочий план счетов, который разработан на основании единого плана счетов (ЕПС) и инструкции по его применению. Однако ЕПС зависит от вида экономического субъекта.

Так, некоммерческие организации при разработке РПС используют Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010). Учреждения бюджетной сферы применяют Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010 (в ред. 27.09.2017). Однако для бюджетников действуют дополнительные инструкции в соответствии с типом учреждения.

Какими бывают бухпроводки

Все виды бухгалтерской корреспонденции можно разделить на две большие группы: одинарные (простые) и двойные (метод двойной записи).

Простой метод составления бухгалтерских проводок заключается в том, что для отражения конкретной операции используется только один бухсчет. Данный способ бухгалтерского учета называют простым. Примером таких проводок является отражение движения обязательств и активов на забалансовых счетах.

К примеру, при отражении поступления основного средства на забаланс бухгалтер делает запись: Дебет 01 (для НКО) или Дебет 21 — для бюджетников.

Стоит отметить, что некоторые экономические субъекты вправе вести учет простым методом, простыми словами — составлять одинарные бухпроводки. Однако некоммерческие организации и учреждения бюджетной сферы право на такую привилегию не имеют. Они обязаны вести основной БУ по методу двойной записи. То есть составлять двойные проводки в учете.

Так, двойными бухгалтерскими проводками принято считать записи, составленные с применением двух счетов одновременно. Таким образом, одна операция в денежном выражении — конкретная сумма сразу отражается по дебету одного счета и по кредиту другого счета. Двойные проводки по бухучету (примеры) — таблица — приведены ниже.

Составление двойных записей в бухгалтерском учете бюджетников имеет свои отличительные особенности. Рассмотрим их более подробно.

Особенности составления записей в бухучете

Определим ключевые особенности составления проводок для учреждения бюджетной сферы:

  1. Способы отражения хозяйственных операций в учете должны быть закреплены в учетной политике организации.
  2. Все записи должны быть отражены в учете исключительно в рублях, то есть в валюте Российской федерации.
  3. Бухпроводки подлежат регистрации в некоторых первичных документах, а после отражаются в учетных регистрах: специальных журналах или ордерах.
  4. При отражении записей необходимо соблюдать хронологический порядок.
  5. При обнаружении ошибок и неточностей в бухгалтерских записях необходимо внести исправительные записи, согласно установленному порядку.

Оговоримся сразу, что сама организации обязана утвердить рабочий план бухсчетов. То есть перечислить те счета и субсчета, которые предприятие будет непосредственно использовать в бухучете. Составляя бухгалтерские проводки, таблица может содержать все счета по инструкциям, а может только конкретные значения.

Как составлять: ключевые принципы

Чиновники предусмотрели основные принципы составления, которые следует соблюдать в обязательном порядке. Разберемся, какие требования к составлению записей закреплены на законодательном уровне:

  1. Все счета разделяются на активные, пассивные и активно-пассивные бухсчета.
  2. На активных БСЧ на конец периода может числиться только дебетовый остаток. К примеру, это СЧ для отражения основных средств. Простыми словами, остаточная стоимость ОС не может иметь отрицательный (кредитовый) остаток.
  3. Пассивные счета имеют только кредитовый остаток. Дебетовое сальдо на отчетную дату говорит об ошибке в учете. Пример: бухсчета для отражения обязательств 0 302 00 000 могут иметь только сальдо по кредиту.
  4. Активно-пассивные СЧ могут иметь и кредитовый, и дебетовый остаток. Например, бухсчета для отражения налогов и страховых взносов 0 303 00 000 (сальдо может быть по кредиту — задолженность, или по дебету — переплата).

На основании данных бухсчетов формируется итоговый финансовый отчет — бухгалтерский баланс. Показатели пассивных счетов формируют пассив баланса, активные, соответственно, актив. А вот активно-пассивные СЧ могут отражаться и в активе, и в пассиве баланса. Например, переплата по налогам (дебетовое сальдо по сч. 0 303 00 000) формирует актив, а задолженность по тому же счету — пассив.

Далее определим примеры бухгалтерских проводок для бюджетников.

Примеры бухгалтерских записей

Итак, определим примеры проводок в бухгалтерском учете для бюджетной организации. Типовые записи рассмотрим в разрезе основных направлений бухгалтерского учета.

Начисляем заработную плату НДФЛ и взносы

Операция

Дебет

Кредит

Начислена заработная плата

0 401 20 211

0 109 ХХ 211

0 302 11 730

Начислен больничный лист за счет ФСС

0 303 02 830

0 302 13 730

Начислен НДФЛ

0 302 11 830

0 303 01 730

Исполнительный лист, профсоюзные взносы удержаны из заработка

0 302 11 830

0 304 03 730

Зарплата перечислена на карты работников

0 302 11 830

0 201 11 610

Выплачено пособие за счет средств ФСС

0 302 13 730

0 201 11 610

Начислены страховые взносы

0 401 20 213

0 109 ХХ 213

0 303 02 730 – ВНиМ

0 303 06 730 – НС и ПЗ

0 303 07 730 — ФФОМС

0 303 10 730 — ОПС

Налоги и взносы оплачены

0 303 ХХ 830

0 201 11 610

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Перечислен аванс в счет предстоящего оказания услуг, работ, поставок товара

0 206 21 560 — связь

0 206 22 560 — транспорт

0 206 23 560 — коммуналка

0 206 24 560 — аренда

0 206 25 560 — работы по обслуживанию

0 206 26 560 — прочие работы, услуги

0 201 11 610

Услуги приняты к бухучету

0 401 20 ХХХ

0 302 ХХ 730

Отражен зачет аванса

0 302 ХХ 830

0 206 ХХ 660

Перечислен остаток задолженности

0 302 ХХ 830

0 201 11 610

Учет основных средств

Отражен аванс, перечисленный поставщику основного средства

0 206 31 560

0 201 11 610

Отражена поставка ОС

0 106 ХХ 310

0 302 31 730

Зачтен аванс

0 302 31 830

0 206 31 660

Перечислен окончательный расчет

0 302 31 830

0 201 11 610

Приняты к учету услуги по доставке, установке, настройке, монтажу объекта (затраты включаются в первоначальную стоимость ОС)

0 106 ХХ 310

0 302 2Х 730

Объект принят к учету по сформированной первоначальной стоимости

0 101 ХХ 310

0 106 ХХ 310

Учет материальных запасов

Перечислен аванс за поставку МПЗ

0 206 34 560

0 201 11 610

МПЗ поставлены по договору

0 105 ХХ 340

0 302 34 730

Зачтен аванс

0 302 34 830

0 206 34 660

Далее предлагаем ознакомиться с ключевыми особенностями составления бухгалтерских записей для учреждений бюджетной сферы и НКО. В статьях найдете актуальные примеры бухгалтерской корреспонденции, а также нормы действующего законодательства и основные правила организации и ведения учета по направлениям (основные средства, зарплата, расчеты и прочее).

Составляем корреспонденцию: шпаргалка для бюджетников

По основным средствам

«Какие бухпроводки использовать бюджетникам для бухучета основных средств»

«Как вести бухучет начислений по амортизации: расчеты и бухпроводки»

«Как списать основные средства бюджетного учреждения»

«Разбираемся в особенностях учета и налогообложения при продаже основных средств»

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

«Как вести учет расчетов с поставщиками и подрядчиками»

«Как отразить неустойку в бухучете: корреспонденция и правила»

«Как отражать в учете банковские гарантии»

Заработная плата и пособия

«Какие бухпроводки использовать, чтобы отразить операции по зарплате»

«Как вести учет депонированной зарплаты»

«Какие бухпроводки использовать для учета пособий»

Безналичные расчеты

«Как отразить в учете операции по расчетному счету»

Кассовая дисциплина

«Как вести учет наличных денежных средств»

«Проверь себя: порядок ведения кассовых операций»

Расчеты с подотчетниками

«Как вести учет расчетов с подотчетными лицами»

«Как удержать из зарплаты подотчетную сумму»

«Оформляем возврат подотчетных сумм»

«Как вести бухучет командировочных расходов в бюджетной организации»

Добавить комментарий