Актуальные проблемы налогового права

УДК 336.2

Актуальные проблемы налогообложения физических лиц в РФ Actual problems of taxation of individuals in the Russian Federation

Мезенцева Юлия Рузановна Mezentseva Iuliia Ruzanovna

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность, учет и право» Донского государственного технического университета

e-mail :mezentseva.y.r@maiLru

Гончаев Дени Хамзатович Gonchayev Deni Khamzatovich

бакалавр последнего года обучения Донского государственного технического университета e-mail: gonchaev.deni2016@yandex. ru

Харченко Ксения Евгеньевна Kharchenko Ksenia Evgenievna

бакалавр последнего года обучения Донского государственного технического университета

e-mail :xsenia.ksu@yandex.ru

Шевченко Елена Евгеньевна Shevchenko Elena Evgenievna

бакалавр последнего года обучения Донского государственного технического университета

e-mail: helennew 1@mail. ru

Аннотация. Налогообложение физических лиц занимает ключевое место в налоговой системе подавляющего числа стран. В статье рассмотрены основные положения, характеризующие систему налогов, уплачиваемых гражданами Российской Федерации. Цель статьи — определить степень развитости налогообложения физических лиц в стране, оценить, насколько действенны механизмы, позволяющие реализовывать социальную роль налогообложения. Авторами определены три группы налогов с физических лиц, действующих на территории страны. На основе проведенного исследования оценена динамиканалоговых поступлений в структуре доходов бюджета Ростовской области. Проанализировав информацию, предоставляемую министерством финансов РФ, авторы установили, что доля налогов, уплаченных физическими лицами в 2016 году, составилачуть менее половины общей доходной части консолидированного бюджета Ростовской области. Акцентировано внимание на основных изменениях в механизме налогообложения физических лиц (постановка на учет, налоговый и иные виды контроля, отчетность, прямое повышение налогового бремени и так далее), ухудшающих положение налогоплательщиков.Особое внимание уделено перспективе введения в Ростовской области налога на имущество физических лиц, рассчитываемого по кадастровой

стоимости. Авторами обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования налоговой системы РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: налог; налогообложение физических лиц; НДФЛ; налог на имущество физических лиц; социальная функция налогов; кадастровая стоимость; инвентаризационная стоимость.

Налогообложение физических лиц является важнейшим элементом налоговой системы любого государства, представляя собой не только экономический, но и социальный рычаг управления.

Ученые-экономисты в своих трудах неоднократно выдвигали идеи того, что достичь социальную справедливость в обществе и понизить уровень разрыва между доходами богатых и бедных возможно путем применения на практике механизмов прогрессивного налогообложения как доходов, так и имущества физических лиц, элементами налогообложения роскоши и сверх доходов. Идеи Дж. М. Кейнса, Д. Локка, В. Петти и др. нашли свое воплощение в налоговых системах стран с развитой рыночной экономикой. Разработанные А. Смитом и дополненные А. Вагнером базовые принципы налогообложения в XX веке были уточнены с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики и в настоящее время сформированы в определенную систему. Особое место занимает принцип равенства и справедливости, согласно которому налогоплательщики должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. Несмотря на то, что с момента обоснования данного принципа прошло почти два с половиной столетия и наука о налогообложении придвинулась далеко вперед, проблема формирования справедливого налогообложения до настоящего времени остается одной из самых дискуссионных и малоисследованных в налоговой области .

Россия также, медленно, но верно, подготавливает с начала 20 века подобные преобразования в части налогообложения физических лиц, что не всегда соответствует представлениям общества о справедливости. В.И. Ленин в 1919 г. писал: «В области финансов РКП будет проводить прогрессивный подоходный и поимущественный налог во всех случаях, когда к этому представляется возможность» .

Последователи либеральной направления в развитии экономики российские учёные Н.В. Акиндинова, Е.Г. Ясин, Я.И. Кузьминов считают, что переход к прогрессивному налогообложению «позволит получить дополнительные доходы, но с учётом неизбежного ухода в «тень» не компенсирует даже половины нынешнего бюджетного дефицита» .

Обобщив результаты многолетних исследований ИСЭРТ РАН, В.А. Ильин, А.И. Поварова показали, что и без прогрессивного налогообложения все эти процессы имеют место, а в последние годы усиливаются благодаря целенаправленным действиям властей по созданию условий для минимизации налогообложения крупного капитала .

Признанный авторитет В.Г. Пансков не раз заявлял, что «сохраняя плоскую шкалу налогообложения личных доходов населения, государство тем самым расписывается в собственном бессилии навести порядок в установлении цивилизованных форм оплаты труда в экономике страны» .

Его мнение разделяет М.М. Соколов, говоря «это выглядит настоящим парадоксом современной налоговой системы, когда бедные содержат богатых — через финансирование за счёт подоходного налога школ, больниц, полиции, армии» .

По мнению Мусаевой Х.М. «в результате исследования: показано не соблюдение принципов экономической целесообразности и социальной ориентированности в действующем механизме исчисления и взимания налога на доходы физических лиц (НДФЛ), что сдерживает развитие человеческого потенциала и рост благосостояния граждан» .

При этом государство в лице представителей различных инстанций постоянно говорит о том, что введения прогрессивного налогообложения не будут в ближайшей перспективе. Министр финансов А. Силуанов признаёт, что нынешняя система подоходного налога не учитывает разницу в доходах россиян, но при этом заявляет: «Собираемость подоходного налога резко упадёт, если ввести прогрессивную шкалу»1

Согласно официального сайта информационного агентства «Клерк.Ру» «Власти намерены отстаивать сохранение плоской шкалы НДФЛ. Сохранение плоской шкалы отстаивают представители либерального крыла органов государственной власти и управления РФ. Так, заместитель министра экономического развития С. Воскресенский приравнял плоскую шкалу к завоеваниям и призвал охранять её как институт»2.

Глава Минэкономразвития также выступает против введения прогрессивной шкалы налогообложения3.

В качестве одного из основных аргументов против введения прогрессивной шкалы приводится рост бегства капитала и вывод доходов из-под налогообложения, в том числе с помощью офшоров4.

Исходя из вышесказанного, осуществим анализ действующей в РФ системы налогообложения физических лиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обязанность граждан добросовестно исполнять обязанности плательщиков законно установленных налогов и сборов зафиксирована в статье 57 Конституции РФ. Налогообложение физических лиц регламентируется Налоговым кодексом РФ в части федеральных налогов и региональными законами в части региональных и муниципальных налогов. В налоговой системе России физические лица являются плательщиками следующих налогов:

1) федеральные налоги:

-НДФЛ;

-водный налог,

1Информационно-дискуссионный портал Newsland. -Режим доступа: https://newsland.com/user/4297686316/

2//Официальный сайт Информационного агентства «Клерк.Ру». -Режим доступа: http://www.klerk.ru/buh/news/440845/

3/Российский налоговый портал. -Режим доступа: http://taxpravo.ru/novosti/statya-356287

4Прогрессивная шкала НДФЛ//Информационно-аналитическое электронное издание «Бухгалтерия. ги». -Режим доступа: http://www.buhgalteria. ru/article/n139061

-сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,

-государственная пошлина.

2)региональные налоги:

-транспортный налог;

3)местные налоги и сборы:

-налог на имущество физических лиц;

-земельный налог.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ряде случаев физические лица будут также уплачивать и страховые сборы. Налоги являются одним из основных источников формирования доходной части бюджета РФ. Не последнюю роль в этом играют и налоги с физических лиц. Так, согласно официальных данных, за 2016 год доля налогов, уплаченных физическими лицами, в общей доходной части консолидированного бюджета Ростовской области составила почти 50 %, что наглядно представлено данными таблицы и рисунка ниже.

Таблица — Совокупная величина налоговых поступлений в структуре доходов бюджета Ростовской области за 2016 год5_

Администрируемые доходыПоступило в консолидированный бюджет РФв том числе :

в федеральный бюджетв консолидированный бюджет Ростовской области

млн. руб.в % к 2015. годув % к общей величинемлн. руб.в % к 2015. годмлн. руб.в % к 2015. годв % к общей величине

Всего поступило доходов196 207,70116100,0060 992,60111,9135 215,20118100,00

Налог на прибыль38 925,30138,219,842 886,00129,936 039,30138,926,65

НДФЛ54 530,50109,727,79XX54 530,50109,740,33

НДС15 450,0071,37,8715 450,0071,3XXX

Акцизы43 798,80129,922,3236 789,20129,27 009,60133,95,18

Налог на имущество физических лиц979,8122,40,50XX979,8122,40,72

Налог на имущество организаций14 925,00125,97,61XX14 925,00125,911,04

Транспортный налог3 075,6098,61,57XX3 075,6098,62,27

Земельный налог6 750,8094,63,44XX6 750,8094,64,99

НДПИ583,296,80,30335,198,224894,90,18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Остальные налоги и сборы17 188,70139,38,765 532,30309,711 656,40110,48,62

5Составлено автором по материалам открытых данных, размещенных на интернет-ресурсе Федеральной налоговой службы http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm для Ростовской области

Рисунок — Совокупная величина налоговых поступлений в структуре доходов бюджета Ростовской области за 2016 год6

Как известно, налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1)обеспечение финансирования государственных расходов — фискальная функция;

2)государственное регулирование экономики — регулирующая функция;

3)стимулирующая функция;

4)поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними — социальная функция (перераспределительная).

Акцентируем внимание на последней из перечисленных выше функций, которая носит ярковыраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это становится возможным через установление прогрессивных ставок налогообложения, направление значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полное или частичное освобождение от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

По мнению ряда исследователей, одним из главных показателей того уровня, на котором находится развитие любого государства, является то, каким образом оно оказывается способно обеспечивать социальную устойчивость и стабильность, опираясь при этом на справедливое распределение национальных богатств и перераспределение доходов населения. При этом аналитики предлагают множество показателей, с помощью которых возможно оценить степень дифференциации (расслоения) общества в зависимости от размеров доходов граждан. Одним из таких критериев является широко применяемый на Западе показатель или коэффициент Джинни, который для России в 2016 году составил 39,9 %, что значительно выше его значения для развитых стран Европы — от 25 до 34 процентных пунктов .

Согласно статье 7 Конституции «Российская Федерация — социальное государство,

политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и

1 » свободное развитие человека» , оказание всемерной помощи наименее защищенным

категориям граждан, что достигается, в том числе, с помощью образующих налоговую

систему государства механизмов. Одним из действенных механизмов, позволяющих в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Составлено автором по материалам открытых данных, размещенных на интернет-ресурсе Федеральной налоговой службы http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm для Ростовской области

7 Конституция Российской Федерации. . — Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm/ , свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

полной мере реализовать социальную роль налогообложения, в том числе обеспечитьсниженияразрыва в уровнях доходов граждан, может стать дальнейшее совершенствованиеналоговой системы в части реформирования налогообложения физических лиц.

Несмотря на декларируемую социальную направленность налогообложения физических лиц, за последние годы мы можем наблюдать противоположную тенденцию: ужесточение налоговой политики в отношении физических лиц. Данная тенденция проявляется буквально по всем основным аспектам налогообложения: постановка на учет, налоговый и иные виды контроля, отчетность, прямое повышение налогового бремени и т.д.

С одной стороны, можно предположить, что это всё есть ответная реакция государства на падение бюджетных доходов из-за падения цен на нефть, т.е. не что иное, как попытка их компенсировать посредством вовлечения более широких слоев населения в процессы, связанные с его налоговым обложением.

Рассмотрим основные изменения в налогообложении физических лиц, ухудшающих их положение.

Так, еще до 2014 г. начались перерасчеты размеров земельного налога в связи с переходом на кадастровую стоимость земли при его исчислении. В этом году также была введена обязанность для физических лиц сообщать в налоговый орган об объектах, по которым не формируется уведомление об уплате имущественных налогов.

Приняты поправки в главу 23 НК РФ, которыми срок владения объектами недвижимости для целей получения полного имущественного вычета по НДФЛ при их продаже был увеличен с 3х до 5 лет. Данная корректировка законодательной базы может объясняться и желанием законодателей вывести из тени доходы, получаемые от реализации имущества, приобретаемого физическими лицами исключительно для целей перепродажи.

Другой мерой, обсуждаемой в 2016г. вновь была тема введения «налогового контроля за расходами физических лиц». Несмотря на то, что в РФ имели место две неудачные попытки введения такого контроля, этот вопрос по-прежнему на повестке дня .

Пока в прессе обсуждается только сама гипотетическая возможность введения такого контроля над расходами населения (некоторые особо отмечают «крупными расходами»), однако по заверениям чиновников технически наладить такой контроль вполне возможно. Тем более, что некоторые механизмы контроля за расходами сегодня уже внедрены и функционируют, в частности, значительное количество граждан, относящихся к государственным служащим, либо являющихся сотрудниками

государственных компаний должны ежегодно декларировать не только доходы и

состояние, но и крупные расходы .

Следует отметить активизацию контрольной деятельности налоговых органов при применении физическими лицами налоговых льгот: налоговые органы ужесточают требования по их подтверждению.

С 1 января 2014 г. на основании Федерального закона от 23.07.2013 N 214-ФЗ произошло увеличение транспортного налога в отношении легковых автомобилей стоимостью от 3 млн руб. Сумма транспортного налога исчисляется с учетом повышающих коэффициентов в размерах от 1,1 до 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее сильно ударили по карманам налогоплательщиков-физических лиц (в тех регионах, где норма уже введена) и ударят (после утверждения на региональном уровне) изменения в части исчисления налога на имущество физических лиц.

8 Федеральный законот 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». . — Режим доступа: http://base.garant.ru/70271682/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

Принятый Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ, которым во вторую частьНКРФ вводилась гл. 32 — «Налог на имущество физических лиц», установил последовательный переход на исчисление налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости (к 2020 г.), в нем также были пересмотрены основания и порядок предоставления налоговых льгот для некоторых категорий физических лиц.

С 2017 года налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости осуществляется в 72 субъектах Российской Федерации.

Окончательное решение о переходе на исчисление налога на имущество физических лиц в соответствии с его кадастровой стоимостью в Ростовской области пока не принято, но это может быть сделано не позднее 1 января 2018 года.

В 2016 году в области проведена актуальная кадастровая оценка объектов недвижимости. Результаты оценки вступают в силу с 1 января 2018 года и будут действовать в течение пяти лет».Переход на налогоисчисление на основании кадастровой стоимости объектов недвижимости позволит вовлечь в налоговый оборот имущество, не имеющее инвентаризационной стоимости, в том числе имущество собственников домов, квартир, гаражей, другой недвижимости, приобретенной после 1 марта 2013 года. В настоящее время в Ростовской области таких объектов более 240 тысяч.

В случае принятия решения о введении налога с 2018 года граждане должны будут уплатить налог на имущество физических лиц до 1 декабря 2019 года, причем поэтапно -с ежегодным увеличением на 20% от разницы между новым и предыдущим налогом. И только через пять лет будет уплачиваться полная сумма налога.

Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются «на местах» -нормативными актами муниципальных образований или городов федерального значения. Однако, Налоговым кодексом предусмотрены пределы этих ставок.

Если налоговая база определяется по кадастровой стоимости объекта, то ставки не должны превышать:

-0,1% в отношении: жилых домов и помещений; объектов незавершенного строительства жилых домов; единых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение или дом; гаражей и машино-мест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства. Эти ставки на местном уровне могут быть снижены до нуля или увеличены не более, чем в 3 раза.

-2% в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

-0,5% в прочих случаях. Если налоговая база определяется по инвентаризационной стоимости объекта, то ставки устанавливаются как суммарная инвентаризационная стоимость объектов имущества, умноженная на коэффициент-дефлятор (в 2017 году он равен 1,425)9

По опыту регионов, уже исчисляющих налог на имущество по данной схеме, суммы налоговых платежей выросли повсеместно.

Опыт тех стран, которые широко применяют заложенный в налогообложении доходов и имущества граждан перераспределительный потенциал для решения острых социально-экономических задач, свидетельствует: для того, чтобы обеспечить соблюдение принципа справедливости при совершенствовании налогообложения в нашей стране, следует максимально аккуратно внедрять применение прогрессивных методов налогообложения, активно сочетая их с широкой, но адресной системой налоговых вычетов и льгот.

9 http://ugpressa.ru/12596-s-2018-goda-zhiteli-dona-budut-platit-nalog-na-imuschestvo-po-kadastrovoy-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее же время мы можем констатировать, что те изменения, которые происходят в российском налоговом законодательстве в части налогообложения физических лиц не позволяют говорить о том, что они способствуют социальной стабильности в обществе.

И, вероятнее всего, «прогрессивная ставка обложения доходов граждан — будущее налоговой системы. Вопрос лишь в том, какое именно содержание приобретет эта ставка» .

Список литературы:

1.Пансков В.Г. Принцип справедливости и его отражение при налогообложении физических лиц в российской налоговой системе // ЭТАП. 2016. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/printsip-spravedlivosti-i-ego-otrazhenie-pri-nalogooblozhenii-fizicheskih-lits-v-rossiyskoy-nalogovoy-sisteme (дата обращения: 03.05.2017).

2.Ленин, В.И. Полн. собр. соч. -Т. 38. -С. 122. -Режим доступа: http://lenin-ulijanov.narod.ru/sobran_0.html ,свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

3.Акиндинова, Н.В. Экономика России: перед долгим переходом/Н.В. Акиндинова, Е.Г. Ясин, Я.И. Кузьминов//Вопросы экономики. -2016. -№ 6. -С. 5-35.

4.Ильин, В.А. Эффективность государственного управления 2000-2015. Противоречивые итоги -закономерный результат/В.А. Ильин, А.И. Поварова. -Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. -304 с.

5.Пансков, В.Г. К вопросу о прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц/В.Н. Пансков//Налоги и налогообложение. -2009. -№ 7. -С. 14-19.

6.Соколов, М.М. О налоговой нагрузке в экономике России и зарубежных стран/М.М. Соколов//Экономист. -2016. -№ 6. -С. 77-89.

7.Мусаева Х.М. Потенциал налога на доходы физических лиц и проблемы его реализации в условиях Российской Федерации. // Налоги и налогообложение. — 2015. — № 10. — C. 761-771.

8.Изотова О.И. Перспективы реформирования налога на доходы физических лиц как инструмента социальной политики государства: Автореф. дис. … канд. эконом. наук: 08.00.10. -Москва, 2015. — 27 с.

9.Елизавета Базанова. Чиновники обсуждают возможность контроля за крупными расходами населения / Е. Базанова, Ф. Стеркин, М. Папченкова, А. Прокопенко «Ведомости»..-Режимдоступа: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/07/13/648989-kontrolya-rashodami-naseleniya/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

10.Голик Е.Н. Приоритетные направления развития налогообложения в России // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014. № 2. С. 111-114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.Sokolov, M.M. On the tax burden in the economy of Russia and foreign countries / M.M. Sokolov // The Economist. -2016. -No 6.-C. 77-89.

Сотый, юбилейный, номер журнала российского профессионального издания, посвященного налоговой проблематике, — безусловно, повод задуматься о том, что удалось сделать, и поставить новые цели. Членам редакционной коллегии «Налоговеда» мы адресовали вопрос, ответы на который сформируют тематику будущих номеров журнала

Р.И. Ахметшин,
старший партнер «Пепеляев Групп», канд. юрид. наук

На мой взгляд, одна из острейших проблем – вопрос об обратной силе изменившейся арбитражной практики по налоговым спорам.

Высказанные Высшим Арбитражным Судом РФ позиции де-факто воспринимаются судами как обязательные, даже если ВАС РФ на это не указывает.

При этом указанные правовые позиции распространяются на все споры, по которым еще не состоялись судебные решения.

Иначе говоря, фактически любое постановление Высшего Арбитражного Суда РФ имеет трехлетнюю ретроспективную силу, то есть распространяется судами на налоговые периоды, в которых налогоплательщик при всей своей «разумности и должной осмотрительности» не мог руководствоваться будущей позицией арбитражных судов.

И никаких законодательных или принятых Высшим Арбитражным Судом РФ ограничений для этого не существует.

М.Ф. Ивлиева,
завкафедрой финансового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, канд. юрид. наук

Остается актуальным вопрос правовой природы страховых взносов во внебюджетные фонды. Прошедший год показал, что формальное выведение этих платежей из налоговой системы не изменило их правовой природы. Конструкция взносов, механизмы взимания и администрирования, безусловно, схожи с теми, которые предусмотрены НК РФ для налоговых платежей.

Причем передача администрирования взносов в фонды оказалась крайне неэффективной. Этот вопрос заслуживает отдельного изучения специалистами в области налогового и финансового права. Идут жаркие споры, существуют разные точки зрения, но, к сожалению, концептуальных работ по этой теме, которые бы законодатель смог использовать для совершенствования правового регулирования страховых взносов, пока нет.

Сказанное касается и таможенной пошлины, которая давно выведена из налоговой системы и переведена в состав неналоговых доходов федерального бюджета. Но что это за феномен и признавать ли пошлину налоговым платежом – интересные темы для научного исследования.

На мой взгляд, тема сборов, их правового регулирования, порядка установления, законности и конституционности выступает на первый план и актуальна несмотря на то, что, казалось бы, несколько лет назад была «разложена по полочкам».

А.А. Никонов,
старший партнер «Пепеляев Групп»

В первую очередь это вопрос о возможности и пределах небуквального толкования норм Налогового кодекса РФ. Ни в судебной практике, ни в разъяснениях единых принципов не выработано.

В результате невозможно выработать стратегию, которая бы позволила налогоплательщику чувствовать себя в безопасности.

Применишь норму, как в Кодексе указано, – могут сказать, что надо было по смыслу или по аналогии. И наоборот, будешь ориентироваться на здравый смысл – могут поправить, сославшись на необходимость применения нормы в ее буквальном истолковании.

Налоговые органы находятся, кстати, в таком же положении. Да и суды, за исключением ВАС РФ, никогда не могут быть уверенными в том, что принятое решение не будет отменено.

Актуален вопрос о применении неправильных (ошибочных) разъяснений фискальных органов. Сейчас разъяснения могут освободить налогоплательщика от санкций и пеней, но не от других неблагоприятных последствий.

С предыдущим связан и более общий вопрос – о злоупотреблении правом налоговыми органами (см. примеры из практики)

Примеры из практики
1. Пропуск срока на возврат переплаты или превышения вычетов над исчисленной суммой НДС (акциза).Фискальные органы в своих разъяснениях сначала ориентируют на задержку в применении вычета (признании расходов), а когда указанный ими момент вычета наступает – отказывают в его применении со ссылкой на истечение срока.
2. В инспекции состоят на учете перевозчик и его клиент. Перевозчик ошибочно применил ставку НДС 18% вместо нуля, его клиент принял НДС к вычету. По итогам выездной проверки с клиента взыскивается принятая к вычету сумма НДС, ошибочно уплаченная перевозчику. При этом на момент принятия решения трехлетний срок для возмещения налога перевозчику уже истек, то есть инспекция понимает, что взыскание налога с клиента приведет к поступлению в бюджет суммы, которой в нем быть не должно.
Это не оправданное никакими целями причинение вреда клиенту (или перевозчику, если с него налог взыщет клиент).

Помимо названных, есть вопросы, разрешение которых актуально для отдельных категорий налогоплательщиков. Это урегулирование налоговых последствий инвестиционного строительства (инвестиционного договора). Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил, что право собственности по инвестиционному договору на объект недвижимости не возникает у инвестора автоматически, а сам договор нужно рассматривать как договор купли-продажи, простого товарищества и т. п.

Такое разъяснение создает серьезные проблемы для участников долевого строительства в части уплаты налога на добавленную стоимость с инвестиционных взносов, возмещения НДС, уплаченного через заказчика-застройщика, и т. д.

Также нужны ясные критерии для разграничения скидок, премий и услуг, так как в зависимости от квалификации выплаты организуется документооборот, определяется налоговая база и применяются вычеты.

Пока же одни компании рассматривают выплату за исполнение определенных обязательств покупателем как услугу, другие – как премию, а третьи – называют премией выплату, которая по сути является скидкой.

И.В. Хаменушко,
доцент кафедры финансового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, канд. юрид. наук

Налоговое право традиционно развивается в двух направлениях. Одно – стратегическое, назовем его «Шаги Командора». Это развертывание налогового аппарата против агрессивного налогового планирования международных компаний, российских или зарубежных по происхождению. Вероятно, изменения налогового законодательства будут сопровождаться возвратом государства (в той или иной форме) к практике валютных ограничений на вывоз капитала. Этот процесс идет, но настолько медленно, что не все убеждены в его реальности. Между тем пора убедиться: государство не будет вечно смотреть сквозь пальцы на офшорные конструкции. Явный шаг в этом направлении – новые правила трансфертного ценообразования в НК РФ. Поэтому актуальны все вопросы, связанные с этим стратегическим направлением: правильное применение норм контроля трансфертных цен, правил «тонкой капитализации», появление цивилизованных правил о контролируемых иностранных компаниях и т. п.

Борьба борьбой, но в ходе нее не должны пострадать законные деловые интересы, обусловленные подлинным желанием вести бизнес в международном масштабе, а не сиюминутным использованием налоговых преимуществ. В этой связи показательна ситуация с налогообложением евробондов, когда государство «вспомнило» о налоге у источника с сумм выплачиваемых процентов, после чего было найдено разумное компромиссное решение.

Второе направление – тактическое, назовем его «Конец Бумажной эпохи». Это ужесточение отдельных налоговых норм законодателем и трактовок налогового законодательства налоговой службой и судами. Вероятно, следует ожидать введения новых налогов, скажем так, социально-воспитательного назначения (на роскошь), повышения уже действующих (прогрессивная шкала НДФЛ, реформа поимущественного налогообложения граждан), усиления налогового контроля.

Но есть и неочевидные вещи. Мы еще не осознали, какие изменения в налоговом законодательстве повлекут:

  • развитие электронной коммерции в широком смысле слова, включая финансовые операции;
  • качественное сокращение и фактическое прекращение наличного денежного обращения (в силу экономических причин и / или административно-командных мер государства);
  • развитие электронного документооборота и электронных способов финансового контроля.

Электронные технологии сбора и обработки данных позволяют сделать налоговый контроль гораздо более жестким, тотальным, что в перспективе приведет к увеличению налоговых споров, так как в поле зрения налоговых органов будет попадать гораздо больше неоднозначных ситуаций. Налогоплательщикам и налоговым юристам надо наращивать профессионализм для отстаивания своих прав и настойчивее требовать справедливого, непредвзятого применения налогового законодательства.

Д.М. Щекин,
доцент кафедры финансового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, канд. юрид. наук

Выделю три вопроса:

1. совершенствование правил налогового контроля трансфертного ценообразования (в части источников информации о рентабельности; применения методов, когда нет информации для их применения; применения налогоплательщиком симметричных корректировок без решения налогового органа; совершенствования механизмов заключения соглашений с ФНС России);

2. принятие проекта Постановления Пленума ВАС РФ по части первой НК РФ, которое содержит много новаций (в частности, по взысканию неудержанного налога с налогового агента; по представлению доказательств в суд, если они не представлялись в налоговый орган; по «исцелению» процессуальных дефектов решения вышестоящим налоговым органом);

3. совершенствование режима консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль, хотя это актуально пока только для 10 крупнейших компаний.

Экономические науки

УДК 336.2

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Болатаева А.А., магистрант,

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ

E-mail: albinabolataeva@mail.ru Булкаева Р.А., магистрант,

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ

E-mail: reginabagaeva.20@mail.ru Джагаева В.С., магистрант,

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ

E-mail: vikadjagaeva25@mail.ru

В данной статье рассмотрены проблемы и представлены возможные пути совершенствования налоговой системы. Налоговая система это один из важнейших регуляторов экономических отношений. Актуальность исследуемой работы заключается в том, что в современной налоговой системе продолжает оставаться ряд актуальных проблем, требующих непременного решения. Проблемы возникают в области налогового законодательства; собираемости налогов и сборов; налогового администрирования и контроля. Ключевые слова: налоговая система, экономические отношения, налоговое законодательство, налоговое администрирование, налоговый контроль.

TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION: URGENT PROBLEMS AND WAYS OF IMPROVEMENT OF MODERN TAX SYSTEM

Bolatayeva A.A., undergraduate,

FSBEI HE «North Ossetian state university named after K.L. Khetagurov», city of Vladikavkaz Bulkayeva R.A., undergraduate,

FSBEI HE «North Ossetian state university named after K.L. Khetagurov», city of Vladikavkaz Dzhagayeva V.S., undergraduate,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FSBEI HE «North Ossetian state university named after K.L. Khetagurov», city of Vladikavkaz

В российской науке на сегодняшний день не сформировалось единого мнения понятия налоговой системы, поскольку задачи налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных условий.

Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Однозначно и простой, в первую очередь, должно быть законодательство по налогам и сборам.

АА. БОЛАТАЕВА, РА БУЛКАЕВА, В.С. ДЖАГАЕВА

В действующей налоговой системе Российской Федерации продолжает оставаться ряд актуальных проблем, требующих непременного решения. Рассмотрим наиболее важные из них.

Самой актуальной проблемой в современной налоговой системе является проблема противоречивого, нестабильного и двусмысленного истолкования норм налогового законодательства в России. Имеет место быть недостаточно проработанные нормы налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений, частые изменения.

Требуется обработка экономико-правовой и законодательной базы по налогам и сборам, которая в настоящее время не является четкой и стабильной. Данная задача встает по той причине, что при исчислении налогов и сборов обязательным условием является соблюдение норм налогового законодательства, которые часто меняются. Более того, планируется введение совершенно новых налогов, что опять-таки подтверждает нестабильную законодательную основу страны в части налогообложения. В свою очередь, несоблюдение, незнание налогового законодательства, а также его недостаточно правовая проработка и экономическая обоснованность повышает налоговые риски, причем как государства, так и налогоплательщиков.

Вместе с тем внесение кардинальных изменений в структуру налоговой системы нецелесообразны сегодня, поэтому следует находить другие резервы, способствующие росту налоговых поступлений, например, выявление недекларируемых объектов налогообложения. От уплаты налогов и сборов пытаются уйти практически все, и позиция такая вполне объяснима, поскольку высокий уровень налогового гнета не дает возможности выйти на рыночную плоскость.

Одним из основных критериев, характеризующих состояние налоговой системы и ее отдельных субъектов, является уровень собираемости налогов. Показатель собираемости налогов отражает эффективность функционирования налоговой системы и, в частности, налоговых органов и других органов власти и управления в сфере налогообложения. Показатель собирае-

мости рассчитывается, как соотношение фактически зачисленных и планируемых налоговых доходов за вычетом задолженности по налогам и сборам.

В последние годы все меньше предоставляется налоговых льгот по налогам и сборам. Имеет некоторые противоречия установление сроков уплаты налогов. Частью первой Налогового кодекса достаточно четко и подробно установлены формы изменения сроков уплаты конкретных налогов, а также порядок и условия их применения. В случае если налогоплательщик не может уплатить налог или сбор по определенным причинам, налоговым законодательством предусмотрена возможность отсрочки или рассрочки. Для этого следует обратиться в налоговый орган с заявлением. Отметим, что отсрочка отличается от рассрочки тем, что в первом случае, предполагается уплата налога по истечении срока его действия, во втором случае предлагается возможность постепенной уплаты суммы налога или сбора в соответствии с графиком. Для получения отсрочки или рассрочки необходимо обоснование и пакет документов для предоставления.

Заслуживает особого внимания порядок распределения федеральных налогов и сборов между звеньями бюджетной системы Российской Федерации. На сегодняшний день большинство субъектов Российской Федерации дотационные. И это не удивительно, так как бюджетообразующие виды налогов сосредотачиваются в федеральном бюджете. А все труднособираемые налоги остаются в регионах, например, имущественные налоги. Поэтому в большинстве регионов Российской Федерации плановые показатели бюджетов выполняется не в полном объеме. Хотя, в целом, несмотря на рост поступлений федеральных налогов и сборов плановые показатели федерального бюджета Российской Федерации по отдельным видам налогов также не всегда выполняются.

Таким образом, наиболее острой проблемой федеральных налогов и сборов является налоговое законодательство. Плательщики налогов и сборов не всегда в курсе всех изменений в области налогообложения. Незнание законодательства приводит к налоговым правонарушениям. Разумно проводить мероприятия в области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

налогового администрирования, что обеспечит более высокий уровень исполнения бюджетных показателей федеральных налогов и сборов.

К сожалению, следует констатировать, что и в самих налоговых органах также существуют проблемы, которые необходимо решать в самом ближайшем будущем: отсутствие единого адресного пространства; множественность информационных ресурсов ФНС России, содержащих сведения об объектах имущества и налогоплательщиках; несогласованность данных, содержащихся в информационных ресурсах ФНС Российской Федерации.

Первоочередной задачей налоговой политики является повышения налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации, поскольку уровень собираемости налогов и сборов недостаточно высок, особенно в региональных и местных бюджетах. Плательщики налогов и сборов стремятся снизить налоговое бремя, что сокращает показатель собираемости. Иногда субъекты налогообложения, истолковывают двусмысленные нормы закона в свою пользу и тем самым снижают налоговую нагрузку. Хотя неправильное истолкование налогового законодательства может привести в конечном итоге к уплате штрафов и санкций.

Важно учесть, что меры налоговой политики сводятся к улучшению налогового администрирования, а также к эффективности контрольной работы налоговых органов. Налоговый контроль является необходимым условием результативного функционирования налоговой системы страны. С помощью проведения и организации грамотного налогового контроля зависит своевременное и полное поступление налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации.

Отметим, что налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий по проверке соблюдения законности, целесообразности и эффективности системы налоговых органов в формировании денежных фондов всех уровней государственной власти в части налоговых доходов, по выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты, улучшению налоговой дисциплины среди налогоплательщиков, соблюдению ими налогового законодательства.

В целях повышения роли федеральных налогов и сборов разумно проводить мероприятия в области налогового администрирования, что обеспечит более высокий уровень исполнения бюджетных показателей федеральных налогов и сборов. В последние годы сводится к минимуму спектр предоставления налоговых льгот. Данное обстоятельство провоцирует налогоплательщиков на осуществление коррупционных мер. И, как следствие, к уклонению от уплаты налогов и сборов. Практика подтверждает, что неопределенность федеральных налогов, сборов и несправедливое налогообложение наиболее часто становятся основными причинами налоговых нарушений. Проблема преодоления и ликвидации налоговых правонарушений во многом связана с усовершенствованием деятельности самих налоговых органов. Более того, чрезвычайно важным становится эффективное взаимодействие между налоговыми органами.

Повысить налоговые поступления от федеральных налогов и сборов представляется возможным с использованием таких инструментов, как способы расчета налоговой базы, определение продолжительности налогового периода, налоговая ставка и налоговые льготы.

Действительно, повышение налоговых ставок может кардинально решить проблему. С одной стороны, это хорошо для государства. Поскольку, чем выше ставка, тем больший объем поступает от налога в казну государства. С другой стороны, разумно учитывать интересы налогоплательщика, у которого и без того налоговая нагрузка ощутимая. Поэтому к данному вопросу следует подходить осторожно и рационально.

Между тем налоговые поступления федеральных налогов и сборов можно регулировать с помощью такого инструмента как налоговые льготы. Опять-таки при внедрении в практическую деятельность любой льготы надо учитывать потерю доходов бюджета, и обоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды.

Стратегия действующей налоговой политики направлена на проведение анализа применения налоговых льгот по всем налогам. Целесообразно эффективно применять налоговые льготы в экономической системе общества с учетом интересов обоих сторон — государства и

А.А. БОЛАТАЕВА, РА БУЛКАЕВА В.С. ДЖАГАЕВА

налогоплательщика. Сегодня нет достоверных данных, которые позволяли бы принимать объективное решение при использовании налоговых льгот.

В этой связи в перспективе предлагаем получать сведения о количестве налоговых льгот, контингенте и категории налогоплательщиков, их применяющих, о выпадающих налоговых доходах бюджета из анализа отчетности Федеральной налоговой службы Российской Федерации, формируемой по налоговым декларациям. Но поскольку на сегодняшний день полная информация по налогу в налоговой декларации не отражается, представляется целесообразным уточнить содержание и структуру налоговых деклараций, чтобы отразить в них все данные налогоплательщика, путем введения новых строк.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вызывает вопросы, в целом связанные с поиском путей устранения недостатков, присущих

отечественной системе имущественных налогов. Для решения указанных проблем, прежде всего, следует изменить порядок формирования и учета недвижимости и практику налогового администрирования. К сожалению, на сегодняшний день четкий и понятный механизм оспаривания результатов кадастровой оценки недвижимости не выработан.

Еще одной проблемой, которая также не может быть решена в самые ближайшие сроки, является отсутствие на сегодняшний день качественного электронного документооборота между всеми участниками процесса налогового администрирования. Качественное администрирование является достаточно дорогим и сложным. Для правильного исчисления налога необходимо собирать, обрабатывать и периодически актуализировать значительный объем информации.

ЛИТЕРАТУРА

1.АгузароваЛ.А., Агузарова М.Т. Обзор основных изменений налогового законодательства в 2016 году // Научные Известия. 2016. № 4. С. 25-28.

2.АгузароваЛ.А., Валгасов Г.А. Основные направления налоговой политики Российской Федерации в краткосрочной перспективе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 810.

3.Агузарова Ф.С. Роль косвенных и прямых налогов и сборов в формировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2014. № 10. С. 910-918.

4.Агузарова Ф.С. Российская налоговая система: понятие, проблемы и перспективы // Налоги и налогообложение. 2014. № 11. С. 1024-1028.

5.Агузарова Ф.С. Трансформация модели межбюджетного распределения налогов и сборов — путь к повышению налоговой составляющей бюджетов субъектов РФ // Налоги и налогообложение. 2015. № 10. С. 815-823.

6.БалаеваД.А. Налоговый механизм: специфика взимания налогов // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2015. № 5-1. С. 88-90.

7.БалаеваД.А. Особенности механизма реализации налоговой политики России // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2015. № 5-1. С. 8-10.

8.Балаева Д.А., АгузароваЛ.А., Агузарова Ф.С. Основные направления совершенствования налоговой политики // В сб.: Актуальные проблемы налогового регулирования в современной России. Сб. научн. трудов. Владикавказ, 2013. С. 22-26.

9.БестаеваЗ.У., АгузароваЛ.А. Методология исчисления и взимания налогов с физических лиц в России: проблемы и пути совершенствования // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-1 (63-1). С. 597-600.

10.Джусоева Л.Х., Зангионов А.Н. Теоретические и практические аспекты использования налогового потенциала региона в планировании налоговых поступлений // В сб.: Экономические основы налоговых отношений. Сб. научн. трудов. Владикавказ, 2011. С. 124-130.

11.Козаева О.Т., Тадтаева В.В., БугуловаЛ.Г. Роль и значение налога на доходы физических лиц в формировании доходов государственного бюджета Российской Федерации (на примере Республики Северная Осетия — Алания) // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-1. С. 330-332.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

12.Тадтаева В.В. Налогообложение физических лиц: анализ и пути оптимизации (на примере Республики Северная Осетия — Алания) // В сб.: Актуальные проблемы современной науки: теория и практика: Материалы I международной заочной научно-практической конференции / Отв. ред. З.Н. Зангиева. 2013. С. 49-59.

13.Токаева С.К. К вопросу о причинах и последствиях роста дотационности бюджетов бюджетной системы РФ // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-1. С. 1067-1069.

14.Токаева С.К., Туаева В.Ю. Роль налогового потенциала в формировании доходов региональных и местных бюджетов // В сб.: Актуальные вопросы социально-экономического развития регионов России. Сб. трудов. Владикавказ, 2016. С. 132-137.

15.Хапсаева Р.Б., Каряева С.Т., Циноева Д.Р. Об итогах функционирования стабилизационного фонда РФ // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 17. С. 159-164.

Н.Н Семенова, А.Н. Масанова

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

N.N. Semenova, A.N. Masanova

URGENT PROBLEMS OF TAXATION MODERN CONDITIONS

Ключевые слова: налоговая система, налоговая политика, двойное налогообложение, налоговые правоотношения.

Keywords: tax system, tax policy, double taxation, tax legal relationship.

Аннотация

В статье рассмотрены основные проблемы налогообложения в РФ, а также предложены рекомендации по совершенствованию налогового законодательства.

С развитием экономики в России возникла необходимость реформирования и оптимизации налогового законодательства, стимулирования или сдерживания различных отраслей и сфер деятельности экономики, а так же государственного регулирования финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Примененные меры по достижению поставленных целей не были столь эффективны, как планировалось. В связи с этим у налогоплательщиков, как физических, так и юридических лиц, возникли проблемы в области налогообложения.

Одной из основных проблем является конфликтность налоговых правоотношений, где один участник налоговых правоотношений (налоговые органы) имеет возможность применить от имени государства к другим участникам (налогоплательщикам) меры принуждения . В связи с этим возникает необходимость защиты налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов. Последние в свою очередь руководствуются задачей по наполнению бюджетной системы и поэтому непосредственно заинтересованы в применении к налогоплательщику штрафных финансовых санкций. В результате деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства остается недостаточно эффективной. В связи с этим необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон налоговых правоотношений были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы реализации и были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения. Например, если на налоговый или другой государственный орган возлагается обязанность информировать налогоплательщика об изменениях в налоговом законодательстве или о тех налогах, которые он должен уплачивать, то необходимо указать, какие последствия наступят, если налогоплательщик неправильно подсчитает налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной налог по вине налогового органа.

Одной из самых сложных и слабо разработанных считается система ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения. Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности, отсутствие законодательных процедур их применения — все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, вообще формирования иных подходов к решению проблемы.

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введённые привилегии, что создаёт дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение

значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько лет. При этом обо всех планируемых изменениях налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

В настоящее время продолжает иметь место недостаточная чёткость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность. Это значительно затрудняет изучение данных документов налогоплательщиком, в связи с чем его ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными. Только стабильность налогового законодательства, а также правовые гарантии для налогоплательщика со стороны государства, обеспеченные четкой налоговой политикой по вопросам законодательства о налогах и сборах, позволят говорить о становлении стройной и правомерной системы законодательства в данной области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также существенной проблемой остается наличие рисков хозяйствующих субъектов -возможность (угроза) финансовых и иных потерь, связанных с формированием и расходованием фондов денежных средств государства. Предприятие, осуществляя свою деятельность, может столкнуться с негативным воздействием налоговых факторов. Последствием такого воздействия может стать экономический или финансовый убыток, вызванный довзысканием налогов или наложением штрафов, начислением пеней. Поэтому необходима разработка мер, направленных на минимизацию налоговых рисков. Их снижение приведет к уменьшению фискальных рисков хозяйствующих субъектов и повышению их налоговой безопасности .

Необходимо также урегулировать на законодательном уровне вопрос повышения эффективности налогового контроля. На сегодняшний день нет никаких указаний о периодичности и продолжительности налоговых проверок, о формах и процедурах участия налогоплательщиков в рассмотрении актов проверок, о порядке и сроках принятия решений и т. д. Этого можно достичь, применяя следующие меры:

-создание действенной системы отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок, которая дает возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

-применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации проверок налогоплательщиков, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

-использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы .

В части косвенного налогообложения налоговой политике присущ преимущественно фискальный характер, который затрудняет межотраслевой небанковский перелив капитала и ставит барьеры на пути развития финансовых операций. В этой связи кажется несправедливым изъятие любых денежных средств, поступивших на счета предприятий, в уплату НДС. Наиболее целесообразно ужесточить штрафы по несвоевременным расчетам и сокрытой величине на учётную ставку процента Центрального банка. Из-за большого разрыва во времени между моментами уплаты НДС при приобретении предприятиями сырья, материалов, топлива и моментом получения средств за реализованные товары (с учётом НДС) все предприятия оказываются в сложном финансовом положении, когда возрастает и без того огромный дефицит оборотных средств. В условиях РФ ослабление внутренних отрицательных свойств НДС должно идти, прежде всего, по пути дифференциации и умеренности ставок налога.

В отношении предприятий и организаций следует обратить внимание на амортизационную политику. Она тесно связана с налогообложением предприятия, поскольку определяет уровни налогооблагаемых баз налогов на имущество и прибыль. Для решения проблем в об-

ласти амортизационной политики необходимо успешное практическое участие оценщиков в целях ее оптимизации. Это достигается, во-первых, более полной необходимой информационной базой по управлению амортизационным фондом. Во-вторых, профессионализмом и опытом исполнителей работ по оптимизации амортизационной политики.

Налог на имущество является одним из самых проблемных для налогоплательщика обременений, и сложность его оптимизации заключается в том, что он является «прямым» налогом, то есть обложение им не предусматривает возможности уменьшения его на суммы каких-либо вычетов. При этом отягощает данный налог и тот факт, что он взыскивается и с транспортных средств, что не вполне справедливо по отношению к налогоплательщику, уплачивающему с них еще и транспортный налог. По сути, это двойное налогообложение одних и тех же объектов налогового учета.

Несовершенство российского законодательства в области имущественного налогообложения также ведет к возникновению ряда трудностей. Очевидными являются проблемы, связанные с правомерностью включения в состав объекта налогообложения тех или иных объектов имущества. Например, налог на незарегистрированное имущество. Энергичная позиция Минфина, который требовал и требует уплачивать налог на имущество с фактически эксплуатируемых основных средств, независимо от того, зарегистрировано на них право собственности в реестре прав или нет, все-таки заставила большинство налогоплательщиков начислять указанный налог в данной ситуации.

Так, в Письме Минфина России от 11.04.2007 № 03-05-06-01/30 довольно недвусмысленно заявлено, что регистрация права собственности зависит от волеизъявления самого собственника и что, если он уклоняется от регистрации по фактически эксплуатируемому объекту, то это не что иное, как попытка уклониться от уплаты налогов.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объекта основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Порядок принятия на баланс организаций объектов основных средств регулируется ПБУ 6/01 «Учет основных средств», Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, а также Планом счетов и инструкцией по его применению. При этом активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств на основании первичных документов при единовременном выполнении условий, установленных п.4 ПБУ 6/01. Тем не менее, ни слова о регистрации права собственности на объект в данных документах действительно нет .

Или, например, налог на паевые инвестиционные фонды. Проблема с исчислением налога на имущество в отношении паевых инвестиционных фондов (далее ПИФ) возникла не сегодня, а довольно давно. Напомним, что согласно ст. 10 Федерального закона РФ № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», паевый инвестиционный фонд — это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Паевый инвестиционный фонд не является юридическим лицом. При этом, как указано в Письме Минфина России от 20.11.2007 № 03-05-06-01/133, ценные бумаги (в том числе инвестиционные паи, удостоверяющие долю его владельца в праве собственности на общее имущество, составляющее ПИФ), учитываются по правилам бухгалтерского учета на счете 58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовые вложения, на основании положений п. 1 ст. 374 НК РФ, не являются объектом обложения налогом на имущество. Однако имущество, переданное в ПИФ, существует, налог с него уплатить необходимо. Возникает вопрос: кто должен платить? Ответ на него пока остается открытым, так как необходимо законодательное регулирование данной проблемы.

Проблема, с которой регулярно сталкиваются многие организации — это двойное налого-

обложение прибыли. Она возникает тогда, когда с одной и той же прибыли (дохода) у одного и того же лица или двух последовательных ее получателей налог на прибыль подлежит исчислению и уплате в бюджет дважды. В Российской Федерации основными источниками правового регулирования устранения двойного налогообложения являются Налоговый кодекс Российской Федерации, а также заключенные Россией международные договоры об избежании двойного налогообложения. В Налоговом кодексе Российской Федерации проблеме устранения двойного налогообложения посвящены статьи 311 и 312. Основную же роль в разрешении проблемы двойного налогообложения прибыли организаций играют международные акты — договоры об избежании двойного налогообложения. Несмотря на то, что международные договоры вносят существенный вклад в дело устранения двойного налогообложения, данная проблема на сегодняшний день полностью не разрешена. Причиной тому — различное соотношение норм международного и национального права в каждом отдельном государстве, а также несоответствие положений внутреннего законодательства международным актам. Не во всех странах положениям международного договора отдается безоговорочный приоритет. Второй причиной является то, что устранение (избежание) двойного налогообложения в отношении ряда доходов остается вне правового регулирования международных договоров. Кроме того, международно-правовое регулирование способно устранить только возникающее международное двойное налогообложение. Возникновение внутреннего двойного налогообложения должно регулироваться нормативными актами национального законодательства. Однако в российском законодательстве проблеме двойного налогообложения уделено незначительное внимание.

Существенной проблемой также остается борьба с производством подпольной алкогольной продукцией. Ежегодный доход подпольных алкогольных производителей на территории одного региона составляет по самым скромным подсчётам 300 млн. рублей. Данный теневой бизнес наносит существенный ущерб и законным производителям алкогольной продукции, т.к. они недополучают причитающуюся им долю прибыли, и, соответственно, бюджету региона.

Конечно, это лишь небольшой круг проблем, касающихся налогообложения в России, будоражащих нашу налоговую систему. И все же не следует забывать, что помимо фискальной (наполнение бюджета) и регулирующей (поощрение или подавление экономической активности) функций налоги должны выполнять еще и важную социальную роль. Они связывают общество и государство. По сути, каждый из нас зависит от налоговой политики, которая проводится в стране . Добросовестное выполнение всех установленных функций и обязательств способствует созданию эффективной формы взаимодействия государства с налогоплательщиками.

Библиографический список

1.Демин А.В. Налоговый процесс и налоговые процедуры: в поисках компромисса / А.В. Демин // Налоги. — 2010. — №3. — С. 6-9.

2.Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже XXI века / А.В. Ильин // Финансы. — 2006. — №4. — С. 31-34.

3.Пименов И.А. Фискальные риски в системе налоговой безопасности предприятий и государства / И.А. Пименов // Налоги. — 2010. — №4. — С.34-36.

4.Турчина О.В. Проблемы повышения эффективности налогового контроля России / О.В. Турчина // Налоги. — 2010.- №4. — С. 3-6.

Добавить комментарий