Аис налог 4

ФНС намерена перейти на АИС

ФНС планирует перейти на автоматизированную налоговую систему нового поколения – АИС «Налог-4». Об этом сообщается Плане деятельности ФНС на 2021 год.

Напомним, работающая в настоящее время АИС «Налог-3» является единой информационной системой ФНС РФ, которая обеспечивает автоматизацию деятельности налоговых органов по всем выполняемым функциям.

АИС «Налог-3» обеспечивает, в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС и предоставления информации внешним потребителям.

Согласно планам ФНС, в 2021 году ведомством будет подготовлена концепция АИС «Налог-4» — автоматизированной информационной системы четвертого поколения в условиях динамического внешнего окружения с учетом применения технологий импортозамещения.

Одновременно ФНС продолжит в 2021 году совершенствовать АИС «Налог-3». В частности, ведомством запланировано внедрение в промышленную эксплуатацию подсистемы «Налоговые расходы», программного обеспечения в части реализации дашборда по управленческой отчетности, а также подсистемы «Экспедитор данных».

УДК 004 ББК 32.97 Х 12

Финансы

Научный вестник ЮИМ №1′ 2014

ВНЕДРЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В налоговых ОРГАНАХ РОССИИ

(Рецензирована)

Хашева Зарема Муратовна,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Южного института ме-неджмента, г. Краснодар. Тел.: (861) 233 88 59, e-mail: zarema_muratovna@mail.ru

Серпков Юрий Владимирович,

заместитель начальника отдела информационных технологий УФНС России по Краснодарскому краю, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, г. Краснодар. Тел.: (961) 520 03 80, е-mail: urs1209@mail.ru

Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что динамичное развитие экономики заставляет налоговые органы в своей работе активно использовать достижения передовых информационных технологий с целью расширения объема бесплатных услуг, организации внутреннего налогового контроля в налоговых органах и качества обслуживания налогоплательщиков. В статье рассмотрены основные направления развития автоматизированной информационной системы, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Ключевые слова: налоги, налоговый контроль, эффективность, информационные технологии, онлайн-сервисы, автоматизация, модернизация, автоматизированные информационные технологии.

the introduction of advanced information technologies in the Russian tax authorities

Khasheva Zarema Muratovna,

Serpkov Yuri Vladimirovich,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научный вестник ЮИМ №1′ 2014

Финансы

Одним из приоритетных направлений налоговой политики государства является совершенствование налогового администрирования. В ФНС России разработана концепция комплексной модернизации налоговых органов, в основе которой лежат полная перестройка ИТ-инфраструктуры и существующих информационных систем ФНС России, мощное развитие электронных сервисов и услуг для всех категорий налогоплательщиков.

Комплексная модернизация налоговых органов позволит обеспечить дополнительные поступления в бюджетную систему. Основной задачей модернизации является переход на централизованную модель инфраструктуры, что влечет за собой кардинальное изменение прикладной информационной системы.

Выработано четыре основных компонента модернизации:

1.Оптимизация и снижение трудоемкости выполнения бизнес-процессов (нагрузки на рядовых сотрудников ИФНС) за счет повышения уровня автоматизации деловых процессов и выделения специализированных подразделений по отдельным процедурам обработки и подготовки информации.

2.Повышение открытости налоговых органов за счет значительного расширения состава электронных услуг при взаимодействии с НП, создания единого контакт-центра для круглосуточного информационного обслуживания. Это решение позволит практически полностью исключить очное взаимодействие налогового органа и налогоплательщика за счет реализации этих процедур в виде значимого электронного документооборота (включая не только сдачу налоговой и бухгалтерской отчетность, но и сверку, проведение зачетов и возвратов, уточнение платежей, получение документов со стороны ФНС и т.п.). Это в свою очередь так же приведет к снижению нагрузки при приеме налогоплательщиков, снизит очереди.

3.Комплексное использование накопленной в ФНС информации путем создания механизмов ее интеграции, анализа и выявления зависимостей, важных для налогового администрирования и проведения контрольной работы, повышения доступности для рядовых сотрудников в пределах их компетенции.

4.Повышение уровня внутреннего контроля над деятельностью налоговых органов в первую очередь — это контроль над соблюдением регламентных сроков и процедур налогового администрирования — здесь так же во многом поможет «налоговый автомат». Второе — это формирование индикативных показателей, характеризующих эффективность деятельности службы как системы.

Для успешной работы по администрированию налогов, обеспечению поступлений в бюджет и проведению результативных проверок ФНС России проводится обработка огромных массивов информации. Выполнение обработки постоянно увеличивающегося объема информации возможно с использованием новейшего программного обеспечения «АИС Налог-3», разрабатываемого в рамках модернизации Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов.

Новая система АИС «Налог-3» — это комплексная перестройка организационной структуры Службы, выстраивание новых бизнес-процессов и соответственно создание новой единой автоматизированной системы, использование всей накопленной в ФНС России информации путем создания механизмов ее интеграции на основе консолидации баз данных федерального и регионального уровня.

Создание АИС «Налог-3», должна привести к следующим результатам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Значительное сокращение объема ручных операций за счет внедрения технологии «Налоговый автомат».

Налоговый автомат — технология, обеспечивающая своевременную обработку поступающих в налоговые органы документов и автоматизацию четко формализованных процедур налогового администрирования. Система включает в себя такие программные средства и технологию работы, при которой начисления, проводки платежей, процедуры по взысканию недоимки и другие процессы администрирования будут осуществляться автоматически, по четко установленным в системе бизнесправилам.

Внедрение налогового автомата позволит передать функции по проведению расчетов и принятия формализованных решений из инспекций в информационные ресурсы федерального уровня.

2.Развитие сервиса «Личный кабинет».

Принципиальным отличием нового поколения АИС станет возможность стать фискальному органу сервисной службой, в которой налогоплательщики станут партнерами, а не просто пользователями. Важной задачей информационного менеджмента налоговой службы становится предоставление информационных сервисов как внешним (налогоплательщикам, государственным и муниципальным органам власти), так и внутренним пользователям АИС.

Налоговая служба представляет большой набор интернет-сервисов. На сегодняшний день развитие основных on-line сервисов позволило налогоплательщикам, через Интернет-сайт Федеральной налоговой службы — www.nalog.ru, знакомиться с налоговым законодательством, образцами и фор-

Финансы

Научный вестник ЮИМ №1′ 2014

мами налоговых документов, получать ответы, относящиеся к различным сферам законодательства о налогах. Особой популярностью среди посетителей сайта пользуются сервисы «Узнай свой ИНН» и «Личный кабинет налогоплательщика».

Одна из перспективных задач ФНС России дальнейшее развитие «Личного кабинета налогоплательщика», в котором любое физическое или юридическое лицо после авторизации сможет получить полную информацию о налогооблагаемой имущественной базе, начислениях налога, осуществленных платежах и учтенных льготах, а так же оплатить налоги через терминалы, банкоматы и платежные системы, пользуясь электронными деньгами.

Развитие сервисов личного кабинета помимо повышения удобства и оперативности взаимодействия так же снизит количество личных контактов налогоплательщиков с сотрудниками налоговых органов, т.е. снизится и потенциальная коррупционность процессов налогового администрирования на местах.

3.Существенное повышение эффективности деятельности налоговых органов.

Внедрение данных подходов, максимальная автоматизация процессов налогового администрирования и консолидация внутренней и внешней информации в виде электронного массива данных в информационном ресурсе федерального уровня позволит оценить аспекты деятельности налоговых органов, которые в настоящее время оценке не поддаются, и перейти к более прогрессивной системе оценки результатов деятельности налоговых органов.

Цели АИС «Налог-3»:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•обеспечение открытости налоговых органов для налогоплательщиков путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода этих процедур в электронный вид;

•гарантированное соблюдение регламентированных процедур налогового администрирования, обеспечение качества и сроков их реализации;

•обеспечение реального контроля исполнения налогоплательщиком налоговых обязательств путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику («досье» налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;

•совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами госу-

дарственной власти и местного самоуправления;

•повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым источникам информации;

•сокращение трудозатрат на эксплуатацию и сопровождение АИС «Налог-3» на местах;

•развитие электронных сервисов.

Архитектура действующей автоматизированной информационной системы ФНС России АИС «Налог-2» сформирована более 10 лет назад и повторяет трехуровневую структуру ФНС России (ИФНС — УФНС по субъектам РФ — ЦА ФНС). Часть информации со временем была перенесена в Федеральный центр обработки данных (далее -ФЦОД), на ее основе были созданы федеральные информационные ресурсы (далее — ФИР). Однако нормативно-правовая база налогового администрирования в последнее время претерпевает значительные изменения, что требует существенной доработки информационных систем всех уровней налоговой службы с организацией многочисленных механизмов обмена информацией, в том числе межуровневой. Поэтому стал вопрос о полной перестройки АИС «Налог-2».

АИС третьего поколения будет строиться на централизации всех информационных ресурсов в Федеральном хранилище данных (далее — ФХД). Взаимодействие основных компонентов прикладной архитектуры (верхнего уровня) строится через ФХД (рис.1).

Федеральное хранилище данных является ядром АИС «Налог-3» и представляет собой логически целостное хранилище полной, непротиворечивой, очищенной, юридически значимой, актуальной информации, необходимой налоговым органам и налогоплательщикам для обеспечения налогового администрирования и исполнения налогового законодательства.

Автоматизация процессов налогового администрирования в новой архитектуре потребовала проведение реинжиниринга бизнес-процессов ведомства. В результате были выделены функции, требующие интерактивного взаимодействия пользователей с системой и налогоплательщиками, которые выполняются на уровне налоговых органов (интерактивные сервисы), и функции «налогового автомата», которые должны быть перенесены в ФЦОДы.

Подсистемы внешнего взаимодействия обеспечивают единую точку входа для решения задач по предоставлению информации государственным

Научный вестникЮИМТОГ’ 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансы

ФХД

Подсистемы внешнего взаимодействия

Обеспечивающие подсистемы

Рисунок 1. Целевая прикладная архитектура АИС «Налог-3»

и муниципальным орланами власти черезсистему межведомственногоэлектрониего взаимодействия (далее — СМЭВ)ипортал госусауг, с налогоплатачыщиками в ээектронном виде с использованием таких сервисов, таких как «Личный кабинет». При этом существенно снижается нагрузка на налоговые органы.

ФХД состоит из двух сегментов: транзакционного и аналитического.

Аналитический сегмент — обеспечивает функционирование Информационно-аналитических подсистем, включает в себя зоны накопления и обработки данных, поступающих из Транзакционного сегмента и внешних источников, представляющие собой совокупность данных для аналитических приложений.

Информационно-аналитические подсистемы включают в себя:

отчетность (формирование отчетности);

мониторинг ключевых показателей (оценка эффективности деятельности налоговых органов);

аналитические приложения (анализ данных, моделирование и прогнозирование);

рабочие места руководителей (система для использования информации руководителями различных уровней и сотрудников, занимающихся контрольной деятельностью).

Информационно-аналитические подсистемы предназначены для решения задач по анализу, моделированию и прогнозированию тех или иных показателей деятельности налоговых органов, оценки эффективности работы отдельных подразделений, выявлению взаимосвязей и предоставления комплексной информации по налогоплательщику на основании всей имеющейся информации.

Тртннскцчонныйсегмент — часть ФХД, содержащая данные щниложени- налегавогн админи-сырвровмния, чктывкеет с лсбвснед^щик ключевые подсистемы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Налоговый автомат» — комплекс программных задач, реализующий формализованные процедуры и алгоритмы налогового администрирования, выполняемые в автоматическом режиме (без участия пользователей);

«Интерактивные сервисы» — комплекс программных задач автоматизации процессов налогового администрирования, требующих интерактивного взаимодействия пользователей с системой;

Досье налогоплательщика — ресурс, содержащий в себе полный перечень данных о налогоплательщике. Досье дает возможность получать все сведения о налогоплательщике из одной точки.

Функции аналитического и транзакционного сегмента выполняются независимо друг от друга. Таким образом, достигается гарантия непрерывного выполнения задач налогового администрирования.

АИС «Налог-3» включает в себя компоненты 2-х уровней. На рабочих местах устанавливается клиентское приложение, на серверном оборудовании ФЦОД — компоненты федерального уровня. Обновление клиентского приложения на местах осуществляется автоматически.

Начатый в конце 2010 года глобальный проект модернизации налоговых органов АИС «Налог-3» в 2013 году перешел на этап опытной эксплуатации. Закончить полномасштабное внедрение АИС «Налог-3» планируется к концу 2016 года.

Система обеспечения информационной безопасности

Финансы

Научный вестник ЮИМ №1′ 2014

Рисунок 2. Состав подсистем СОБИ АИС «Налог-3»

АИС «Налог-3» является системой государственной значимости, поэтому отдельное внимание уделяется обеспечению ее информационной безопасности. Централизация АИС ФНС привела к возникновению новых рисков и предъявила новые, более жесткие требования к обеспечению информационной безопасности. Если ранее консолидация налоговых данных производилась на региональном уровне, то теперь вся информация будет сразу консолидироваться в единой точке в ФЦОД. Соответственно и доступ к ФЦОД будет у всех сотрудников налоговой службы со всех объектов ФНС России.

В целях защиты информационной среды, для предотвращения утечек защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, в АИС «Налог-3» реализована Система обеспечения информационной безопасности (далее — СОБИ).

Архитектурно СОБИ состоит из следующих составляющих:

Организационная база — персонал и система организационно-распорядительных документов (ОРД);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исполнительный механизм — совокупность технических, программных и программно-аппаратных СЗИ;

Механизм поддержки — комплекс организационных и технических мер противодействия угрозам, осуществляемый различными структурными подразделениями ФНС России.

В состав СОБИ входят следующие подсистемы (Рис.2):

-Центр управления СОБИ;

-межсетевого взаимодействия;

-антивирусной защиты;

-анализа защищенности;

-обнаружения вторжения;

-обеспечения целостности;

-регистрации и учета событий ИБ.

-централизованная подсистема управления доступом к АРМ и серверам (ЦСУД).

В АИС «Налог-3» используется модель распределенного администрирования пользователей. Основное отличие состоит в том, что в АИС «Налог-3» предусмотрен администратор доступа в каждом налоговом органе. Для предоставления прав доступа

Научный вестник ЮИМ №1′ 2014

Финансы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

используется централизованная система управления доступом (далее — ЦСУД).

ЦСУД предназначена для обеспечения решения комплекса задач, связанных с организацией и управлением доступом пользователей к ресурсам и сервисам АИС «Налог-3».

Пользователю подсистем АИС «Налог-3» предоставляются только те права, которые необходимы ему для выполнения его функциональных обязанностей.

Управление доступом к функциям подсистем АИС «Налог-3» организуется в рамках типовых ролей пользователей.

Набор типовых ролей должен быть конечным, соответствовать стандартным деловым процессам, присутствующим в ФНС России и не противоречить общим принципам управления доступом к подсистемам АИС «Налог-3».

В системе имеется два вида защиты — контроль доступа к функциональности системы и контроль доступа к данным системы. Контроль доступа к функциональности системы базируется на понятии роли. Контроль доступа к данным системы назначается пользователю с привязкой к структурному подразделению.

Обучение пользователей АИС «Налог-3»

Эффективность работы налоговых органов во многом определяется наличием квалифицированного и стабильного кадрового состава. К сожалению, в связи со значительным увеличением нагрузки на одного налогового инспектора и востребованностью на рынке труда из территориальных органов ФНС России происходит отток специалистов в коммерческие структуры.

Необходимо переучивать специалистов налоговых органов по работе с новым программным обеспечением «АИС Налог-3». В 2013 году первыми обучение прошли сотрудники рабочих групп базовых налоговых органов, принимающие непосредственное участие в функциональном тестировании.

2 этап обучения пользователей проводился в конце 2013 года по основным направлениям работы налоговых органов:

•Учет налогоплательщиков — юридических и физических лиц.

•Камеральные налоговые проверки физических лиц.

•Камеральные налоговые проверки юридических лиц.

•Выездные налоговые проверки.

•Урегулирование задолженности. Обеспечение процедур банкротства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•Юридическая работа, в том числе досудебное урегулирование.

•Ввод данных.

•Информационные технологии.

•Было обучено около 4 тысяч сотрудников налоговых органов.

Переход на новую централизованную технологию налогового администрирования обеспечит повышение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика, за счет качества предоставления электронных услуг и расширения их спектра, позволит увеличить эффективность налогового администрирования, даст снижение общего уровня налоговых нарушений и существенно снизит нагрузку на налоговые органы.

ИСТОЧНИКИ:

1.Артеменко Д.А., Хашева З.М., Поролло Е.В. Организация контрольно-аналитической деятельности налоговых органов Российской Федерации в условиях налоговой и административной реформы // Финансы и кредит. 2006. № 18. С. 39-44.

2.Асабова О.М., Аршинов И.В. Контроль за организацией проведения камеральных и выездных налоговых проверок на основе использования инновационных технологий // — 2013. — «Экономика и социум» №4(9)

3.Подготовка к переходу на АИС «Налог-3». Учебное пособие для работников налоговых органов. // Учебный центр Микроинформ. Москва — 2013.- С. 59

4.Хашева З.М., Серпков Ю.В. Информационные технологии в налогообложении // Краснодар. 2012. — С. 224

Назначенный накануне на пост премьер-министра Михаил Мишустин, бывший глава федеральной налоговой службы (ФНС), назвал цифровую экономику одним из приоритетов своей работы, а также пообещал поддержку отечественным IT-разработчикам и, в частности, «Яндексу» – таковы первые заявления нового главы правительства.

D-Russia.ru предлагает вспомнить биографию премьера с точки зрения его «цифровых» достижений.

В 1989 году Мишустин окончил Московский станкоинструментальный институт (СТАНКИН) по специальности «системы автоматизированного проектирования». Специальности: инженер-системотехник, инженер-исследователь. Учёная степень: доктор экономических наук (2010).

С 1989 по 1992 год – аспирант СТАНКИН. В 1992 – 1995 гг. – директор тестовой лаборатории Международного компьютерного клуба, в 1995-1996 годах — заместитель генерального директора Международного компьютерного клуба, председатель правления Международного компьютерного клуба (влиятельная российская общественная организация, объединявшая квалифицированных специалистов, бизнесменов, энтузиастов).

С января 2007 по март 2008 года руководил Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ). ОЭЗ, напомним, начали создаваться в России после визита президента Владимира Путина в Бангалор, где он посетил технопарк индийской компании Infosys и остался под явным впечатлением. Тогдашний IT-министр Леонид Рейман в 2004 году заявил, что Россия может продавать за рубеж ПО и IT-сервисы на суммы, сопоставимые с теми, что выручает за сырьё. По первоначальному замыслу ОЭЗ в России создавались для развития в стране высокотехнологичного сектора, для создания программных продуктов на экспорт.

В апреле 2010 года Мишустин назначен руководителем Федеральной налоговой службы. Многие связывают выбор Мишустина президентом в качестве главы правительства с успехами ведомства в повышении собираемости налогов и прозрачности налогообложения. А это, в свою очередь, было достигнуто с помощью IT – об этом Мишустин говорил не раз, и это почувствовал каждый налогоплательщик: процедура уплаты налогов в России для граждан стала несложным онлайн-сервисом.

Отметим при этом, что ФНС тратила на развитие IT-систем немалые деньги, расходы ведомства на информатизацию последние годы были выше, чем у других ведомств. В 2018 году траты ФНС на IT составили 19,1 миллиарда рублей, в 2017-м – 17,7 миллиарда.

Результаты таковы, что, по данным ФНС, за последние пять лет при росте экономики на 3,2% поступления налогов в реальном выражении, то есть без учёта инфляции, выросли в 1,4 раза. Рост поступлений продолжается, несмотря на снижение цены на нефть.

Среди успешно работающих IT-сервисов и проектов ФНС наиболее часто выделяются: личный кабинет налогоплательщика, онлайн-кассы, маркировка товаров RFID-метками, единый реестр ЗАГС (основа для единого реестра населения Российской Федерации), мобильное приложение для регистрации самозанятых, «налог на Google»: налог на электронные услуги, которые оказывают иностранные производители программного обеспечения в Российской Федерации, автоматизированная система контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС всеми контрагентами), строительство ЦОДов ФНС, АИС «Налог-3».

В ноябре прошлого года первый заместитель председателя правительства РФ – министр финансов Антон Силуанов говорил: «Сегодня налоговая служба является крупнейшим агрегатором большого пула информации, которая представляется в общие базы данных государства. ФНС становится источником информации для аналитических баз данных, которые используются в статистике, министерствами экономики, финансов, а также другими ведомствами, которым нужны точные оперативные данные. Чем больше охват информации, тем более правильные управленческие решения мы сможем принимать».

Остановимся на некоторых проектах подробнее.

АИС «Налог-3»

Представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.

АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:

• обеспечение открытости налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;
• создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;
• гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;
• снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих в налоговые органы;
• совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
• обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;
• обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности ФНС России со стороны руководства налоговых органов;
• повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;
• повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов;
• снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;
• снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;
• снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;
• переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;
• обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

В ноябре Мишустин объявил, что ФНС России завершила внедрение АИС «Налог-3»: «Амбициозная задача централизовать разрозненные налоговые данные в единую систему и создать технологическую базу администрирования на годы вперед выполнена».

«АИС «Налог-3», по данным ФНС, одна из крупнейших баз данных в мире – 705 Тбайт, и её объем постоянно растёт. В ФНС её называют цифровой экосистемой, которая позволяет применять новые подходы в налоговом администрировании, развивать аналитику, расширять возможности экстерриториальных принципов взаимодействия с налогоплательщиками и оказания услуг – «адаптировать систему налогового администрирования к трансформации экономики и бизнеса в новой реальности убер-экономики».

Контрольная деятельность

Цифровизация налогового администрирования, по словам главы ФНС, повлияла и на контрольную работу. В январе-сентябре 2019 года количество выездных проверок сократилось на 34,4% (с 10,9 тысячи до 7,1 тысячи). При этом проверяются только два налогоплательщика из 1000, а в малом бизнесе (это 60% налогоплательщиков) – один из 5000.

Основной акцент служба делает на добровольном уточнении налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Доля поступлений по аналитической работе за девять месяцев выросла до 35% в общих поступлениях по контрольно-аналитической работе, в прошлом году этот показатель составлял 25%. Без проведения налоговых проверок в бюджет дополнительно поступило 90 млрд рублей, что в 1,6 раза больше, чем за девять месяцев 2018 года.

Происходит снижение количества жалоб на результаты выездных проверок, говорил в ходе отчёта в ноябре Мишустин. За девять месяцев их число снизилось почти в два раза – на 45,4% (с 4,3 тыс. до 2,4 тыс.). Количество судебных споров с бизнесом сократилось более чем на 20%.

В то же время сокращается задолженность. Показатель DTI (debt to income) «Отношение долга к поступлениям» (международный показатель, который характеризует эффективность работы с долгом) за девять месяцев составил 6,4%. Это самый низкий показатель за 15 лет. Совокупная задолженность снизилась на 24 млрд рублей, или на 1,3%.

«Дальнейшая стратегия службы в условиях цифровой трансформации экономики – это развитие бесконтактных технологий контроля, незаметных для плательщика. При этом новые технические возможности службы позволяют успешно создавать такие инструменты для работы со всеми категориями бизнеса», – заявил Михаил Мишустин.

Пример «незаметного» администрирования – налоговый мониторинг. Налогоплательщики открывают свои информационные системы, что позволяет налоговому органу контролировать миллионы операций в режиме реального времени без истребования документов. Взамен налоговые органы предоставляют компаниям мотивированные мнения по отдельным операциям. Уже составлено 45 мотивированных мнений на 121 миллиард рублей.

Внедрение налогового мониторинга во многом стало возможным благодаря реформе всей системы администрирования крупнейших налогоплательщиков. С 1 февраля 2019 года компании сгруппированы в инспекциях с учетом их специализации и потенциальных налоговых рисков, характерных для определенных отраслей экономики. В налоговых органах зарегистрированы 2 858 крупнейших налогоплательщиков, которые обеспечивают почти половину (47,6%) всех доходов консолидированного бюджета РФ (8 триллионов рублей).

Онлайн-кассы

В июле 2019 завершен третий этап реформы контрольно-кассовой техники (ККТ). Более 1,5 миллиона налогоплательщиков зарегистрировали 3,2 миллиона кассовых аппаратов, что в 2,5 раза больше дореформенного парка. Ежемесячно в режиме реального времени ФНС контролирует 3,3 триллиона рублей выручки. «Реформа ККТ позволила существенно снизить административную нагрузку на бизнес: ликвидирована кассовая отчётность, количество налоговых проверок относительно 2016 года сократилось в четыре раза», – заявляют в ФНС.

Мобильное приложение для самозанятых

С 1 января 2019 года в четырех регионах России проводится эксперимент по введению налога на профессиональный доход. С начала 2019 года по ноябрь 2019 в качестве самозанятых зарегистрировались 284 тысячи человек, общая сумма дохода составила 32,6 млрд рублей.

Главная цель проекта – дать возможность гражданам легализовать свои отношения с государством, получить доступ к программам кредитования и государственной поддержки. Ставки нового налогового режима – 4 и 6%. Две трети налога поступают в региональные бюджеты и одна треть – в фонд медицинского страхования.

Налог на Google

Налог на электронные услуги, которые оказывают России в том числе иностранные производители программного обеспечения в Российской Федерации, вступил в действие три года назад.

На первом этапе все иностранные производители программного обеспечения, оказывающие услуги физическим лицам в России в цифровой экономике, должны были платить НДС на эти электронные услуги, чтобы выровнять условия с российскими компаниями, которые также производят эти услуги. А с 1 января 2019 года они обязаны вставать на налоговый учёт и в том числе платить НДС самостоятельно в отношениях с юридическими лицами.

«За три года поступления от иностранных организаций составят около 82 миллиардов рублей. Это примерно на 1,4 миллиарда долларов США при наших минимальных вложениях, то есть в инфраструктуру, в разработку программного обеспечения у нас было вложено примерно несколько десятков миллионов рублей», — сказал Мишустин.

Единый реестр ЗАГС

По состоянию на май 2019 Федеральная налоговая служба зафиксировала 2 миллиона 700 тысяч записей актов гражданского состояния с 1 октября 2018 года, когда система была введена в промышленную эксплуатацию.

Единая облачная технология позволила фактически связать все ЗАГСы единой цепочкой. Причём их количество сократилось примерно с 6500 ЗАГСов – до начала соответствующих реформ – до 4200. Сегодня эта технология абсолютно централизована, говорил Мишустин.

Ведомство развивает систему совместно с Росстатом.

Личный кабинет налогоплательщика

Личные кабинеты физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, иностранной компании – сервисы, обеспечивающие онлайн-оплату налогов.

В личном кабинете гражданин видит свой профиль (электронный адрес, телефон, персональные данные), а также объекты налогообложения. Обычно это квартиры, земельные участки, транспортные средства и так далее. При несогласии гражданина с начисленными налогами их можно обжаловать через форму обратной связи на сайте, это работает.

Есть также линейка личных кабинетов юридического лица – для уплаты налогов компаниями, и личный кабинет индивидуального предпринимателя.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться:

Добавить комментарий