62 2 5

В момент отгрузки выпущенной продукции покупателям или оказания услуги заказчикам на счетах компании возникает дебиторская задолженность. Расчеты с покупателями, заказчиками могут производиться в следующем виде:

  • платежными поручениями,
  • платежными требованиями-поручениями,
  • товарообменными операциями,
  • в порядке уступки права требования,
  • договора мены.
Замечание 1

Дебиторская задолженность отражается на $62$ счете «Расчеты с покупателями и заказчиками» по цене реализации продукции. По дебету данного счета отражаются суммы, на которые имеются расчетные документы. По кредиту счета $62$ фиксируются суммы платежей поступивших, в том числе и суммы авансов. Но суммы авансов полученных и предварительной оплаты должны учитываться обособленно.

К $62$ счету открываются следующие субсчета:

  • субсчет $1$ — «Расчеты в порядке инкассо» отражающий суммы по предъявленным счетам за отгруженную продукцию или выполненные работы и принятым банком к оплате документам;
  • субсчет $2$- «Расчеты плановыми платежами», используемый компаниями, находящимися между собой в длительных хозяйственных связях;
  • субсчет $3$ — «Векселя полученные», на котором учитывается задолженность покупателей, обеспеченная векселями.

Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками

Учет расчетов с покупателями должен обеспечивать контроль возникновения дебиторской задолженности, сроков оплаты и фактов погашения. Правильно организованный учет задолженности дебиторов способствует актуальной оценке дебиторской задолженности и планового расчета времени поступления финансовых средств в компанию. Учет расчетов с покупателями – это составная часть учета реализации и соответственно оказывает влияние на уровень налогообложения.

Все взаиморасчеты с покупателями и заказчиками строятся на основании заключенных контрактов, с указанием сроков, условий поставки продукции, порядка оплаты.

На суммы реализованной продукции или выполненных работ компания предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику, при этом дебетуя $62$ счет «Расчеты с покупателями и заказчиками» и, соответственно, кредитуя $90$ счет «Продажи». Погашение покупателями и заказчиками задолженности отражается по кредиту счета $62$ и дебету счетов денежных средств.

Если продается амортизируемое имущество, включая основные средства, нематериальные активы и прочее имущество, то стоимость имущества по продажным ценам списывается в дебет $62$ счета с кредита $91$ счета «Прочие доходы и расходы». Поступление денег за проданное имущество подлежит отражению по дебету счетов, предназначенных для учета денежных средств, в частности по счетам $50, 51, 55, 52$ и кредиту счета $62$.

Основные проводки представлены в таблице:


Рисунок 1.

Погашение дебиторской задолженности возможно путем уступки права требования первоначальным кредитором новому кредитору. Переход прав кредитора к иному лицу не допускается по регрессным требованиям. Размер обязательств по уступке требования может быть меньше или больше суммы первоначальной дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность классифицируется на истребованную, которая признана не удовлетворенной, несмотря на предпринятые меры по ее возврату, и неистребованную. В случае неистребованной задолженности считается, что кредитором не были предприняты необходимые меры по ее возврату, включая попытку возврата через суд.

Неистребованная дебиторская задолженность может быть списана кредитором на убытки по истечении трех лет с даты фактического получения предприятием-должником товаров, работ или услуг. Если после этого сумма дебиторской задолженности все же поступит, то ее необходимо отнести на прочие результаты.

Дебиторская задолженность признается нереальной к погашению в связи с неплатежеспособностью должника и относится на убытки предприятия через три года. При этом контроль за ней продолжается. Для этого она принимается к учету после отнесения на убытки на забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» и числится там, в течение пяти лет для отслеживания возможности ее взыскания.

Аналитический учет по $62$ счету «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по предъявленным счетам и по каждому покупателю.

Аналитический учет должен обеспечивать возможность получения необходимой информации:

  • по покупателям и заказчикам по каждому расчетному документу, срок оплаты которых не наступил;
  • по покупателям и заказчикам по просроченным расчетным документам;
  • по авансам полученным;
  • по векселям, по которым не наступил срок поступления денежных средств;
  • по векселям, дисконтированным в банках;
  • по векселям, денежные средства по которым не поступили в указанный срок.
Замечание 2

Аналитический учет расчетов с покупателями ведется по каждому покупателю в ведомости номер $38$. В конце отчетного месяца данные по $62$ счету переносятся в журнал-ордер номер $11$, а уже из него — в Главную книгу. В современном учете данные манипуляции, как правило, автоматизированы.

Общие сведения

Предприятия, оказывающие различные услуги, выполняющие какие-либо работы либо осуществляющие продажу товаров, ведут расчеты с покупателями и заказчиками.

Покупатель — юридическое или физическое лицо, приобретающее товары, работы или услуги за определенную плату у другого лица.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, обратившееся с заказом к другому лицу — изготовителю товаров, работ и услуг, заинтересованное в надлежащем исполнении данного заказа и обязующееся оплатить стоимость заказа.

Расчеты с покупателями и заказчиками включают в себя: отражение операций на счетах бухгалтерского учета, оформление первичных документов, перечисление денежных средств и другие операции.

Операции взаиморасчетов с покупателями и заказчиками отражаются в учете на основании первичных документов. К первичным документам относятся, например: счета на оплату, накладные на отпуск материальных запасов, акты выполненных работ, услуг и другие документы, подтверждающие обоснованность взаиморасчетов.

В случае получения авансов в счет будущих поставок товаров, выполнения работ или услуг от покупателей и заказчиков у предприятия возникает обязательство перед покупателем, которое отражается на счете учета 3510 «Краткосрочные авансы полученные».

После отгрузки товаров, формируется проводка по дебету счета 3510 «Краткосрочные авансы полученные» и кредиту счета 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков», т.е. будет выполнено обязательство предприятия перед покупателем.

Если же период отгрузки товаров, работ, услуг не совпадает с периодом поступления оплаты от покупателей и заказчиков, то у предприятия возникает дебиторская задолженность.

Дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность — это задолженность по платежам (юридических лиц) или индивидуальных предпринимателей (физических лиц) за поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы перед другим лицом.

Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков возникает в случае, если:

  • покупателю был отгружен товар, но оплата покупателем не была произведена;
  • были выполнены работы, услуги, но оплата заказчиком не была произведена.

На практике выделяют следующие виды дебиторской задолженности:

  • краткосрочная — со сроком погашения до 12 месяцев;
  • долгосрочная — со сроком погашения более 1 года;
  • просроченная (сомнительная) — наступает в случае превышения срока, установленного договором с покупателями и заказчиками;
  • безнадежная — наступает в случае превышения 3 лет с момента окончания срока исполнения. Данный вид дебиторской задолженности подлежит списанию на убытки предприятия, если было получено подтверждение безнадежности долгов от дебитора после подписания акта инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.

На предприятии может быть создан резерв для покрытия расходов по сомнительным или безнадежным обязательствам покупателей и заказчиков.

Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков отражается на следующих счетах учета:

  • 1210 — «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»;
  • 2110 — «Долгосрочная задолженность покупателей и заказчиков».

Списание дебиторской задолженности происходит в период оплаты покупателем за ранее реализованные товары. При этом необходимо учитывать наличие аванса от покупателя, и в каком размере был перечислен аванс. С учетом ранее перечисленного аванса (при его наличии) происходит частичное либо полное погашение дебиторской задолженности.

Акт сверки взаиморасчетов

Согласно пункту 60 от 31.03.2015 года № 241, проведение инвентаризации активов и обязательств осуществляется не менее 1 раза в год. Одним из видов инвентаризации является инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности, которая оформляется актом инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности ( к приказу Министра финансов РК от 20.12.2012 г. № 562), с приложением акта сверки взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами, в произвольной форме.

В акте сверки взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами отражаются обороты за указанный период по операциям проведения оплаты или реализации товаров, работ, слуг. На основании согласованного и подписанного представителями сторон акта сверки взаиморасчетов подтверждается наличие либо отсутствие дебиторской задолженности покупателей и заказчиков.

Акт сверки взаиморасчетов с покупателями и заказчиками является инструментом контроля за состоянием дебиторской задолженности и позволяет отслеживать расхождения в учете.

Расчеты с покупателями и заказчиками отражаются по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Данный счет предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками. Также он может применяться и для обобщения информации о расчетах с заказчиками по законченным этапам работ, имеющим самостоятельное значение, в соответствии с заключенными договорами, в организациях, выполняющих работы долгосрочного характера (строительные, научные, проектные, геологические и др.), начальные и конечные сроки выполнения которых относятся к разным отчетным периодам.

Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, обеспеченная полученными организацией векселями, учитывается в аналитическом учете обособленно.

Справочно: если по полученному векселю, обеспечивающему дебиторскую задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности сумма погашения отражается по дебету счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др. и кредиту счета 62, сумма процентов – по дебету счетов 51, 52, 55 и др. и кредиту счета 91″Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок (п. 48 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50)).

Наталья Курская, аудитор

Материал доступен подписчикам портала GB.BY

Наталья Курская, аудитор

Добавить комментарий