2 классификация налогов

9.3. Классификация налогов

Система налогов представляет собой основанную на предусмотренных налоговым законодательством принципах совокупность установленных законом налогов и сборов, взимаемых в бюджетную систему Республики Беларусь. Для Беларуси характерна двухуровневая система налогов: 1) республиканские налоги и сборы; 2) местные налоги и сборы. Следовательно, такая структура системы налогов соответствует организации бюджета Республики Беларусь, имеющего две самостоятельные части. Однако следует отметить, что принцип направления сумм налога, сбора или пошлины в бюджет соответствующего уровня не является определяющим при построении налоговой системы. Вопросы зачисления сумм налоговых платежей в бюджеты вообще не являются предметом регулирования Налогового кодекса и подлежат определению бюджетным законодательством Республики Беларусь.

По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги.

Общегосударственные (республиканские) налогиустанавливаются в законодательном порядке Парламентом или Президентом Республики Беларусь, действуют на всей территории и подлежат зачислению в бюджеты различных уровней. По действующему законодательству к ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы.

Местныеналоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с законом (Закон о республиканском бюджете на очередной бюджетный год), который определяет перечень данных платежей и правовые основы их взимания, действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц и полностью зачисляются в местные бюджеты. С момента вступления Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь в силу перечень местных налогов определяется ст. 9 НК: налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей.

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыеналоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и плательщиками налогов устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость.

Косвенныеналоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную стоимость. При косвенном налогообложении юридическим плательщиком выступает продавец товаров (работ, услуг), являющийся посредником между государством и потребителем товаров (работ, услуг). Потребитель, в свою очередь, представляет собой реального плательщика – носителя налога.

В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальныеналоги – налоги, уплачиваемые с предполагаемого среднего дохода, размер которого отражает потенциальные (предполагаемые) результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (единый налог с индивидуальных предпринимателей, налог на игорный бизнес). При взимании реальных налогов финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание, а в расчет берется только непосредственно объект налогообложения.

Личныеналоги – налоги, уплачиваемые с действительно полученного дохода, учитывающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (подоходный налог с граждан, налог на прибыль с организаций).

По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц(подоходный налог с физических лиц); налоги с юридических лиц(налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности); смешанные налоги,которые уплачивают как организации, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог).

Классификация налогов по субъектам налогообложения важна не столько с точки их индивидуальных особенностей, сколько с позиций оценки их роли и значения в системе налогообложения. Структура налоговой системы Республики Беларусь с количественной стороны свидетельствует о преобладании в ней налоговых платежей, уплачиваемых организациями, что объясняется рядом причин: низким уровнем доходов большинства граждан страны; в структуре населения страны высокий уровень занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже остальной части населения; направленность граждан, получающих высокие доходы, на оптимизацию той части, которая поступает в бюджет.

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые.

Налоги общего назначения (абстрактные налоги) используются на общие цели без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Такими являются, как правило, основополагающие налоги, взимаемые на территории определенного государства (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость).

Целевые(специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий и зачисляются, как правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. В Республике Беларусь распространена практика применения целевых налоговых платежей, посредством которых формируются доходы государственных целевых бюджетных фондов (республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканский дорожный фонд и др.).

В зависимости от источника уплаты различают налоги, уплачиваемые с заработной платы (взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты аселения Республики Беларусь), дохода (прибыли) (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций), а также относящиеся на себестоимость(экологический налог, земельный налог). Классификация налогов по источникам их уплаты распространяется преимущественно на налоги, уплачиваемые организациями и позволяет с налоговой точки зрения определить эффективность работы предприятия.

По субъекту исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные.

При окладных налогах их сумма устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом, и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового сообщения) с указанием исчисленной суммы налога. К числу таких налогов относятся земельный налог и налог на недвижимость с физических лиц.

Неокладныеналоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления налога и своевременностью его уплаты. К числу неокладных налогов относят налог на прибыль с организаций, налог на добавленную стоимость, земельный налог с организаций.

В зависимости от метода установления налоговых ставок можно выделить налоги с твердыми (специфическими) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы) и налоги с процентными (адвалорными) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в процентах от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы).

В историческом аспекте можно говорить о делении налогов в зависимости от формы уплаты на натуральные и денежные. Натуральные налоги уплачиваются в неденежной форме (пример — продналог), а денежные — в форме отчуждения денежных средств.

Действующие в России налоги можно классифицировать как минимум по трем признакам:

  • — по способу взимания (прямые и косвенные);
  • — территории их действия (федеральные, региональные и местные);
  • — объектам налогообложения (имущество, прибыль, доход и др.).

Прямые налоги ориентированы либо на обложение доходов от предпринимательства (например, налог на прибыль), либо на обложение доходов населения (например, подоходный налог), либо на обложение имущества (налог на имущество организаций или физических лиц, транспортный и земельный налоги). В отличие от прямых налогов, косвенные налоги — это налоги на потребление, взимаемые в результате реализации (продажи) товара или услуги. Налоги данной группы, независимо от облагаемых ими стадий производства, направлены на конечное потребление и включаются в цену продукции (работ, услуг). К косвенным налогам относятся НДС, акцизы и таможенные пошлины. В России таможенные пошлины регулируются не Налоговым, а Таможенным кодексом РФ (ТК РФ) и не входят в систему действующих налогов. Таможенными пошлинами облагаются лишь импортные товары, наряду с фискальными целями пошлины могут использоваться для защиты отечественных производителей.

К федеральным налогам относятся налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Региональными признаются налоги, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком в пределах, которые предусмотрены НК РФ.

К местным относятся налоги, устанавливаемые НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований; они обязательны к уплате па территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ. При установлении местного налога определяются налоговые ставки в пределах, установленных ПК РФ, порядок и сроки уплаты налога, также могут предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их использования налогоплательщиком.

В зависимости от объектов налогообложения в налоговой системе Российской Федерации установлены налоги, сборы, а также четыре специальных налоговых режима.

Виды налогов Российской Федерации

Федеральные налоги:

  • 1) налог на добавленную стоимость;
  • 2) акцизы;
  • 3) налог на доходы физических лиц;
  • 4) налог на прибыль организаций;
  • 5) налог на добычу полезных ископаемых;
  • 6) водный налог. Региональные налоги:
  • 1) налог на имущество организаций;
  • 2) налог на игорный бизнес;
  • 3) транспортный налог.

Местные налоги

  • 1) земельный налог;
  • 2) налог на имущество физических лиц.

В результате в различных регионах уровень налоговой нагрузки может отличаться. При этом ставка налога (полностью или частично), а также льготы могут устанавливаться на региональном или местном уровне. Например, ставка налога на прибыль (20%) частично устанавливается на региональном уровне (в федеральный бюджет — 2%, региональный — от 13,5 до 18%), налог на имущество предприятий (до 2,2%).

Кроме того, при наличии филиалов или подразделений в разных регионах данная структура налогов приводит к необходимости уплачивать в разные бюджеты по разным ставкам, а также вставать на учет и представлять отчетность в каждом месте деятельности.

Следует отметить, что российское налоговое законодательство для отдельных категорий налогоплательщиков предусматривает специальные (более льготные) налоговые режимы.

Специальные налоговые режимы

Единый налог для сельхозпроизводителей — режим, цель которого — снизить налоговые расходы для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции.

Единый налог на вмененный доход — режим, позволяющий мелкому бизнесу в сфере торговли и услуг населению снизить не только расходы на уплату налогов, но и упростить саму процедуру учета и налогового контроля.

Упрощенная система налогообложения (УСН) — режим для малого и среднего бизнеса, стимулирующий развитие данной категории предпринимательства как основы экономики государства.

Соглашение о разделе продукции — особый режим для организаций-инвесторов, вкладывающих средства в разработку месторождений полезных ископаемых на период действия соглашений, когда организациям сложно планировать финансовые результаты своей деятельности. Соглашения заключаются в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Финансовые ресурсы государства формируются также и за счет сборов.

В соответствии со ст. 8 НК РФ «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

К сборам, уплачиваемым организациями, индивидуальными предприятиями и физическими лицами относятся:

  • • государственная пошлина — сбор, взимаемый при обращении в государственные и иные органы;
  • • сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов — взимается при получении соответствующего разрешения на право пользования данными объектами.

Виды налогов и сборов — значимый элемент налоговой системы. Важную роль в ней играет также совокупность норм взимания налогов: кто и когда должен уплачивать налоги, какие применяются формы и методы налогового контроля, какова ответственность за налоговые нарушения.

Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации

Постатейное содержание Главы 2 Налогового кодекса РФ

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

2. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

3. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

4. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

5. Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Статья 13. Федеральные налоги и сборы

1. К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Статья 14. Региональные налоги и сборы

1. К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

2. При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Статья 15. Местные налоги и сборы

1. К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Статья 16. Информация о налогах и сборах

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении и отмене региональных и местных налогов и сборов направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Министерство финансов Российской Федерации, а также в соответствующие региональные налоговые органы и финансовые органы.

Сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях ежеквартально публикуются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, а сведения о действующих местных налогах и сборах и об их основных положениях не реже одного раза в год публикуются соответствующими региональными налоговыми органами.

Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Статья 18. Специальные налоговые режимы

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Добавить комментарий