160 охранные зоны

Земельные юристы нашей компании проведут необходимые согласования для разрешения строительства в охранной зоне, с возможным изменением границ охранной зоны. Помимо изменения границ охранных зон в согласовательном порядке, мы накопили существенный опыт по переносу линейных объектов (ЛЭП, водопроводы, газопроводы, линии связи) с земельных участков заказчиков.

Наши услуги:
Согласование строительства в охранной зоне (1 инстанция)- от 30000 рублей.
Разрешение на строительство в охранной зоне «под ключ» — от 90000 рублей.

  • Как согласовать строительство в охранной зоне?
  • Как получить разрешение на строительство в охранной зоне?
  • Что можно строить в водоохранной зоне?
  • Можно ли согласовать строительство в охранной зоне газопровода?
  • Как получить разрешение на строительство в охранной зоне ЛЭП?
  • Как согласовать строительство в охранной зоне линий связи?
  • Как получить разрешение на строительство в охранной зоне объекта культурного наследия?
  • Что можно строить в охранной зоне особо охраняемой природной территории?
  • Как согласовать строительство в охранной зоне водопровода?
  • Как согласовать строительство на земельном участке с охранными зонами в Москве?
  • Как согласовать реконструкцию дома в охранной зоне?
  • Можно ли изменить или оспорить границы охранных зон?
  • Как обжаловать отказ в разрешении на строительство в охранной зоне?

Чтобы построить жилой дом или другой объект капитального строительства, необходимо обратиться за разрешением в местную администрацию. Такими вопросами занимается Управление архитектуры. Однако предварительно придется согласовывать работы с представителями организаций, чьи коммуникации размещены в пределах охранной зоны.

Земельные юристы нашей компании проведут все согласования, собрав нужные документы и обратившись в муниципалитет. Мы получим разрешение на строительство в охранной зоне в два раза быстрее. При этом будет учитываться вид коммуникаций, из-за которых эту зону создали: газопровод, водоохранная территория, линии электропередач или памятники архитектуры.

По общему же правилу в границах данных земель запрещено практически любое строительство. Даже возведение капитального забора считается нарушением. Самовольные строения обяжут снести за свой счет, назначив крупный штраф. А попытка узаконить самострой через суд сопряжена с дополнительными тратами и риском вынесения отрицательного решения.

Содержание

Как согласовать строительство в охранной зоне?

Процедура длительная, сложная и требующая специальных знаний не только земельного законодательства, но и строительных норм.

  1. Начинается все с подготовки бумаг на участок и заявления в организацию, в ведении которой находятся конкретные коммуникации (газопровод, ЛЭП и т.д.).
  2. Когда ходатайство готово, оно направляется лично (второй экземпляр нужно завизировать) или заказным письмом (с уведомлением о вручении) в адрес данной компании. Отправить обращение можно в представительство, филиал или структурное подразделение сетевой организации.
  3. Подача заявления осуществляется максимум за две недели до начала работ. Ответ дается в течение двух дней с момента поступления документа. Решение направляют заявителю тем же способом, которым подавалось ходатайство.
  4. Дополнительно могут потребоваться доказательства соблюдения условий, позволяющих сохранить объекты, из-за которых создана данная охранная зона. Таким доказательством послужит проект будущего строения.

По результатам рассмотрения обращения выносится обоснованное решение. Если сетевая организация отказывается согласовывать строительство, она должна озвучить причины и нормы закона, подтверждающие правомерность такого отказа. В противном случае отказ следует обжаловать в судебном порядке. Если выносится положительное решение, необходимо переходить на следующий этап оформления разрешения.

Как получить разрешение на строительство в охранной зоне?

Имея на руках документы на участок и положительный ответ организации, в чьем ведении находится охраняемый объект, нужно обратиться в администрацию. Именно здесь выдается разрешение на строительство в охранной зоне. Помимо заявления сюда подают:

  • свидетельство о праве собственности на территорию;
  • если обращается арендатор, то потребуется договор аренды;
  • необходимо представить согласие собственника на проведение строительных работ;
  • также прикладывают результаты согласования размещения объекта недвижимости в охранной зоне;
  • документы на заявителя (удостоверение личности, выписка из реестра юридических лиц и т.д.);
  • доверенность, если обращаетесь через представителя.

Если в сетевой компании решат уменьшить санитарную зону, то сначала придется дождаться окончательного решения по этому вопросу. В администрации рассматривают полученную документацию, изучают проект на соблюдение строительных норм и иных ограничений, установленных для охранных зон, а затем выносят окончательное решение.

В случае отказа необходимо обращаться в судебные органы за его обжалованием. Заручившись поддержкой земельных юристов нашей компании, можно не бояться отрицательного решения. Мы проведем необходимые согласования, соберем пакет документации и добьемся выдачи разрешения.

Что можно строить в водоохранной зоне?

Строительство в водоохранной зоне разрешается, если в процессе возведения объекта или его эксплуатации не будут загрязнены или истощены водные ресурсы. С соблюдением этого правила в данной зоне можно размещать объекты практически любого назначения. Все, что представляет опасность для водоемов и прочих ресурсов (станции техобслуживания, скотомогильники, автозаправки и т.д.) – запрещено.

Разрешается строительство садовых домов, индивидуальных жилых объектов, вспомогательных построек, но с оговоркой – все здания должны исключать загрязнение, заиление или истощение водного объекта. Чтобы обеспечить охрану водного ресурса, капитальное строение или иная конструкция оборудуется:

  • ливневой системой отведения воды;
  • централизованной канализацией;
  • сооружениями по сбору отходов;
  • системами по очистке воды и т.д.

Если на территории СНТ или огороднического хозяйства отсутствуют очистные сооружения и нет возможности подключить дома к сторонним очистным системам, допускается временное использование водонепроницаемых емкостей. Их содержимое должно вывозиться на специальной технике.

Разработкой собственной системы очистки, либо подключением к централизованной канализации, занимается собственник участка или застройщик. Если в пределах водоохранной зоны размещаются производственные предприятия, потребуется создание системы полной очистки стоков. Любые возводимые на такой территории объекты должны соответствовать требованиям государственных стандартов и СНиПов.

Если планируете построить индивидуальный жилой дом, придется предусмотреть безопасную площадку для движения и стоянки транспортных средств. Для этого создается твердая поверхность, полностью скрывающая почву и растительный покров (стоянка должна быть покрыта слоем асфальта). Когда объект располагается в лесу, который входит в состав водоохранной зоны, помимо перечисленных выше ограничений придется руководствоваться положениями Лесного кодекса РФ. Разобраться в ситуации вам помогут земельные юристы Геобюро.

Можно ли согласовать строительство в охранной зоне газопровода?

При соблюдении требований к строительству, согласовать возведение объекта в охранной зоне газопровода можно. Главное полностью исключить вероятность повреждения магистрали. В этих целях приходится получать разрешение на строительство в уполномоченных органах (как правило, это организации, отвечающие за конкретную ветку газопровода).

С письменного согласия собственника магистрального трубопровода допускается размещение следующих объектов:

  • загоны для скота, места хранения удобрений и сена;
  • туристические стоянки, причалы для судов;
  • гаражи, парковки и стоянки для транспорта;
  • инженерные коммуникации и прочее.

Однако здания и другие капитальные объекты размещать в охранной зоне (ближе 25 метров от газопровода) запрещено. Особенно данный запрет касается объектов индивидуального жилищного строительства (частные дома, коттеджи и прочие).

Помимо собственника магистрального трубопровода, согласование строительных работ может проводиться с организацией, эксплуатирующей его. Если построить объект из списка, указанного выше, без разрешения уполномоченного органа, его обяжут снести за собственный счет. Либо такое строение демонтируется, а расходы в судебном порядке взыскиваются с нарушителя.

Если же вы построите частный дом в охранной зоне газопровода, его обяжут снести в любом случае. Подобные объекты нарушают правила безопасности, а если происходит авария, могут быть разрушены или пострадают жильцы дома. Согласование проводится через подачу заявления и документов на строение в организацию, отвечающую за газопровод. Здесь учитывают риски и выносят решение: допуски к строительству или отказ. Чтобы строительство точно согласовали, заручитесь поддержкой наших юристов.

Как получить разрешение на строительство в охранной зоне ЛЭП?

Строительные работы в охранной зоне ЛЭП запрещены без получения соответствующего разрешения от уполномоченного органа. Такими органами выступают собственник электросетей и местная администрация. Сюда направляют пакет документации и заявление на согласование стройки. Если разрешение получено, строительные работы должны осуществляться в полном соответствии с требованиями безопасности.

Первый этап оформления допусков – поиск организации, владеющей электросетями. Чтобы определить владельца, нужно обратиться в администрацию района, на территории которого расположен участок и ЛЭП, с заявлением:

  • в нем указывают место расположения надела;
  • данные на заявителя (включая контакты);
  • просьбу представить сведения о собственнике ЛЭП.

Либо можно изучить информацию из ЕГРН или иным образом выяснить, кому принадлежат электросети. Затем необходимо:

  1. Определить размеры охранной зоны и ее местоположение на участке;
  2. Собрать проектно-строительные документы на будущий объект недвижимости;
  3. Подготовить заявление на выдачу допусков к строительным работам;
  4. Обратиться в энергоснабжающую организацию с официальным запросом;
  5. Если согласование получено, составить новое заявление в администрацию;
  6. Прикрепить пакет документации и разрешение от сетевой компании;
  7. Дождаться ответа и, либо начать строительство, либо обжаловать отказ.

Чтобы разрешение оформили, потребуются документы на участок, согласие собственника электросетей, бумаги на будущий объект недвижимости. Документация на объект должна подтверждать, что строение соответствует нормативам, предъявляемым к недвижимости в охранной зоне ЛЭП.

Для выдачи разрешения могут запросить подтверждение того, что будут соблюдены условия сохранения линий электропередач – строительные работы или объект не нарушат подачу электричества. Неправомерный отказ на любом этапе (согласование с собственником ЛЭП или в администрации) обжалуется в судебном порядке. Специалисты компании Геобюро накопили значительный опыт согласования строительства в охранных зонах линейных объектов.

Как согласовать строительство в охранной зоне линий связи?

Линии связи прокладываются как по воздуху, так и под землей. Во втором случае охранная зона устанавливается от центра кабеля в обе стороны на несколько метров. Имеет значение и глубина залегания кабеля. Если строительство предполагает вскрытие грунта в зоне размещения линии, то застройщик или заказчик работ должен получить письменное согласие организации, владеющей этой линией. Когда кабель протянут по воздуху, подобное согласование также надо проводить.

Перед обращением в уполномоченные органы, необходимо убедиться, что согласовывать строительство действительно требуется. Охранная зона, проходящая по участку, предполагает наложение обременения. Информация об этом содержится в ЕГРН. Поэтому сначала собственник земли или застройщик должен проверить наличие данных об обременении. Если их нет, надо получить соответствующее подтверждение и можно обращаться за разрешением на строительство.

Согласование строительства в зоне залегания линии связи начинается с вызова представителя компании, владеющей данной линией:

  • обращение подается минимум за 3 дня до начала работ;
  • специалист приедет на участок для определения местоположения линии;
  • он уточнит глубину залегания на всей территории;
  • установит соответствующие знаки и информирующие вешки;
  • составит акт, где указываются данные о наличии линии и виде работ.

В организацию, в чьем ведении находится конкретная линия связи, направляются документы на участок и будущий объект недвижимости. Здесь учитывают параметры будущего строения, необходимость выемки грунта (если кабель пролегает под землей) и другие особенности строительных работ. По результатам рассмотрения выдадут согласие на стройку или откажут в таковом. Далее можно обращаться за разрешением на строительство.

Выезд специалистов компании, владеющей линией связи, необходим для ознакомления застройщика с местами залегания кабелей. Подобная мера применяется, если провода укладываются в подземные трассы. В случае с воздушным размещением элементов связи, достаточно обратиться в данную организацию с документами на участок и здание. Мы поможем вам разобраться с нюансами такого согласования, либо проведем процедуру самостоятельно.

Как получить разрешение на строительство в охранной зоне объекта культурного наследия?

Разрешение на строительство оформляется в местном муниципалитете, к которому относится участок. Но этот документ не выдадут, если не будет согласований с уполномоченным ведомством, отвечающим за объекты культурного наследия. Как правило, согласовывать будущее строительство надо в Минкульте и государственной инспекции по охране объектов культурного наследия.

До начала строительных работ изучите документы на участок, чтобы определить наличие охранной зоны:

  1. Если на территории имеется объект культурного наследия (ОКН), для согласования строительства потребуется проект действий по его сохранению в прежнем виде;
  2. Если участок только входит в ЗОУИТ, но такого объекта здесь нет, необходимо получить заключение об отсутствии памятника культуры (его выдают после историко-культурной экспертизы).

Проект мероприятий, направленных на сохранение внешнего вида ОКН, согласовывается в Минкульте. Здесь же получают заключение, что такого объекта на территории нет.

Обращение в гос. инспекцию по охране ОКН позволит понять, можно ли вообще строить в пределах определенной территории и что именно здесь допускается возводить. Если строительство допускается при соблюдении определенных условий:

  • разрабатывается указанный выше проект;
  • к нему прикладывают документы на участок и заявителя;
  • и все это направляют в Минкульт;
  • на согласование потребуется около 30 дней.

Проект подтверждает, что будет сохранен фасад ОКН, строительные нормы в пределах охраняемой зоны и другие требования. Если же объект культурного наследия отсутствует, достаточно получить заключение, собрать новый перечень документов и обратиться в администрацию за разрешением на строительство. При наличии объекта, заключение Минкульта следует заменить результатами согласования проекта. Чтобы разрешение точно выдали, проконсультируйтесь с юристами нашей компании или доверьте им проведение согласований.

Что можно строить в охранной зоне особо охраняемой природной территории?

Строительство на такой территории возможно только в исключительных случаях. Речь об объектах, которые используются, чтобы работа по обслуживанию и сохранению этой территории не нарушалась. Особо охраняемые земли можно разделить на несколько категорий:

  • заповедники, охраняемые государством;
  • природные или национальные парки;
  • памятники природы;
  • государственные заказники;
  • ботанические сады и дендрарии.

Если участок, входящий в состав населенного пункта и предназначенный для строительства частного дома, попал в охранную зону такой территории, строительство допускается только при определенных условиях:

  • согласование с санитарно-эпидемиологической службой;
  • подключение к централизованной канализации;
  • исключение загрязнения почвы и соблюдение иных ограничений.

Прокладывать дороги на охраняемых землях можно только для обеспечения деятельности на данной территории. То же касается ЛЭП, трубопроводных магистралей и других коммуникаций. Допускается здесь и строительство музеев и медицинских объектов.

В границах национальных парков строительство ведется с учетом конкретной функциональной зоны. К примеру, в зоне хозяйственного назначения допускаются здания, обеспечивающие функционирование такого парка, а в рекреационной зоне можно возводить объекты для занятия спортом и отдыха. На территории иных особо охраняемых зон можно строить объекты, обеспечивающие государственную безопасность.

На землях, отведенных под природоохранные зоны, можно возводить жилые строения, если будет обеспечена сохранность этих земель. Узнать о наличии охраняемой природной территории можно по специальным знакам и табличкам, либо оформив выписку из ЕГРН. Определить точные виды объектов, которые можно строить в пределах охранной зоны, вам помогут юристы нашей компании.

Как согласовать строительство в охранной зоне водопровода?

Строительство в охранной зоне водопровода возможно только после согласования будущего объекта с органами, которым принадлежит водопровод. Но сначала надо определить, где по участку пролегает охранная зона. Для этого оформляется ГПЗУ, на котором и отмечены необходимые параметры.

Даже если сам водопровод проходит не по территории участка, а на него приходится только отвод, согласовывать строительные работы придется.

  1. Найдите компанию, ответственную за водоснабжение. Если речь о коттеджном поселке, то данная конструкция обычно стоит на балансе у товарищества собственников недвижимости.
  2. Подготовьте проект будущего строения, где указаны характеристики фундамента, высота и площадь застройки и другие параметры.
  3. Обратитесь с проектом и документами на землю в товарищество или иную организацию, отвечающую за водопровод. Здесь составляется документ, допускающий строительство конкретного объекта.
  4. Подайте заявление в муниципалитет, представив новый пакет документов. На этой стадии выдают разрешение на строительство.
  5. Если водопровод принадлежит товариществу собственников недвижимости, то Правление ТСН проводит собрание и выносит решение. Председатель товарищества готовит выписку из данного решения, ставит на ней подпись и печать ТСН. Этот документ подтверждает согласие товарищества на строительство в охранной зоне водопровода.

Перед обращением в ТСН желательно проконсультироваться с юристами. Они подскажут, надо ли вообще согласовывать строительство того объекта, что вы задумали строить. Также наши эксперты проведут согласование на всех уровнях – с владельцем водопровода и муниципальными органами власти.

Как согласовать строительство на земельном участке с охранными зонами в Москве?

Строительство на участке, часть которого обременена охранными зонами, осуществляется после согласования с ведомствами, ответственными за наложение таких зон. Конкретная организация, с которой надо проводить согласование, определяется исходя из вида охранной зоны. В Москве почти половина земель находится на той или иной охраняемой территории:

  • участки недалеко от аэродромов;
  • в районе с объектами культурного наследия;
  • рядом с водными ресурсами и т.д.

Без согласия уполномоченных органов на размещение недвижимости, вы не получите разрешение на строительство. Но процедура согласования с каждым конкретным ведомством отличается.

  1. Чтобы дали допуски на строительство в приаэродромной зоне, необходимо подать заявление руководству аэродрома. В нем указывают координаты объекта недвижимости в авиационной системе, отметки высоты и прочую информацию. К заявке прикрепляют схему здания в плане, где обозначены размеры, и схему его расположения на карте Московской области.
  2. Строительство в водоохранной зоне согласуется с Росрыболовством. Здесь же проводится согласование объектов в зоне санитарной охраны источников снабжения питьевой водой. Надо представить проект строения, подтверждающий, что приняты все меры против загрязнения водных ресурсов. На проведение процедуры потребуется около месяца.
  3. Если участок расположен в охранной зоне культурного наследия, за согласованием следует обращаться в Управление культурного наследия города или региона.
  4. В Роспотребнадзор пишут заявление и подают остальные бумаги, если надел расположен в зоне санитарной защиты.
  5. Участок за пределами населенного пункта и относится к землям сельскохозяйственного назначения – придется оформлять в Роснедрах заключение, что на территории нет полезных ископаемых. Для этого надо составлять топографический план и собирать другие бумаги.

Если неподалеку расположен храм XVIII века, либо участок находится на территории исторического поселения, придется составлять описание внешнего облика будущего объекта недвижимости. В случае с церковью в согласовании и вовсе могут отказать, если не соблюдается расстояние от такого объекта. Зачастую получение допусков требует специальных знаний и опыта. Добиться положительного ответа по заявке вам помогут земельные юристы Геобюро.

Как согласовать реконструкцию дома в охранной зоне?

В ходе реконструкции меняются характеристики объекта недвижимости. Обычно изменяют высоту, размеры помещений, этажность и прочие параметры, устанавливают новые конструктивные элементы. Учитывая, что подобные переделки влияют на целостность объекта, перед началом работ надо получать разрешение на реконструкцию.

Если здание находится в охранной зоне, то помимо разрешения нужно оформлять согласие ответственных органов. Согласование проводится в ведомстве, отвечающем за введение конкретной охранной зоны. Выбор уполномоченного органа осуществляется в зависимости от этой зоны: Минкульт, энергоснабжающая организация, Управление культурного наследия области и т.д.

Для согласования реконструкции потребуется проект, подтверждающий, что будущие параметры здания не нарушают требования, установленные в охранной зоне:

  • количество этажей и высота;
  • внешний облик дома;
  • наличие очистительных сооружений;
  • давление на грунт и прочее.

К примеру, если объект реконструкции находится в зоне культурного наследия, придется согласовывать соответствие внешнего облика фасада, количество этажей и другие характеристики. Все это отображается в проекте, который, вместе с заявлением, направляют в уполномоченные органы.

Процедура согласования выглядит следующим образом:

  1. Если того требует закон, надо оформить согласие правообладателя недвижимости на реконструкцию;
  2. Обратиться в проектную организацию с допусками СРО за составлением проекта (проектировщик приедет на объект для проведения замеров);
  3. Заказать ГПЗУ, где отмечено место расположения недвижимости, получить готовый проект и обратиться за согласованием реконструкции в охранной зоне;
  4. Получив положительный ответ (в письменном виде, с печатью ведомства и подписью уполномоченного лица), обратиться за разрешением на реконструкцию.

Разрешение выдают на определенный срок, в течение которого надо закончить все работы. И действовать придется в точном соответствии с проектом, иначе результаты реконструкции не зарегистрируют.

Можно ли изменить или оспорить границы охранных зон?

Наличие охранных зон на участке накладывает на него определенные ограничения. Если подобные запреты не позволяют использовать надел согласно его целевому назначению, границы охранных зон можно оспорить. К подобным мерам прибегают, когда:

  • нельзя строить капитальные объекты недвижимости;
  • наложили запрет на реконструкцию здания;
  • запрещают ведение определенной деятельности;
  • нельзя проводить массовые мероприятия и т.д.

При этом объект, из-за которого установлена охранная зона, был размещен здесь после того, как участок куплен и владелец начал осуществлять на нем определенную деятельность. Чтобы изменить или оспорить границы зоны, придется подготовить достаточные основания:

  1. Охранная зона установлена без согласования с собственником участка, тогда как подобное согласование требуется по закону;
  2. Линейный объект, в отношении которого были введены данные ограничения, демонтирован или не используется;
  3. Необходимость во введении такой зоны отпала, либо она была определена неверно или ошибки содержатся в кадастровой документации;
  4. Имелись другие недочеты в ходе установления охранной зоны, приведшие к нарушению прав владельца земли.

В результате собственник может потребовать уточнить местоположение охранной зоны, когда сомневается, что информация в ЕГРН соответствует действительности, либо перенести границу, если закон допускает уменьшение охранной зоны. Также владелец участка или иное заинтересованное лицо вправе оспорить наличие таких зон, если они вводились с нарушениями.

За изменением границ нужно обращаться в организации, ответственные за установление охранных зон. Оспорить их можно через суд. Процедура корректировки зависит от ситуации:

  • исправляется ошибка в кадастре – вызывают геодезиста, проводятся замеры, составляется схема границ и т.д.;
  • происходит оспаривание законности зоны – собираются документы, подтверждающие наличие нарушений, составляется иск и подается в суд;
  • переносятся границы – проводят геодезические работы, учитывают нормативы, разработанные для конкретного линейного объекта и т.п.

В каждом случае процесс потребует специальных знаний. Самостоятельно провести изменение или оспаривание точно не получится. Единственное, что можно сказать определенно до начала процедуры, в случае успеха итог у нее будет один – внесение изменений в кадастровую документацию.

Как обжаловать отказ в разрешении на строительство в охранной зоне?

Разрешение на строительство в охранной зоне не выдадут, если не получены допуски от организаций, ответственных за установление таких зон. Отказать могут и по другим причинам:

  • нет нужных документов;
  • заявление составлено с ошибками;
  • конкретный объект строить нельзя;
  • обратилось неуполномоченное лицо и т.д.

В случае, когда основания для отрицательного ответа предусмотрены законом, достаточно их устранить и подать новое обращение. Если же названые причины отсутствуют на деле, либо нарушают права заявителя, такое решение придется обжаловать в судебном порядке.

На досудебной стадии можно подать претензию в орган, вынесший отказ. Либо вы можете сразу направить исковое заявление в суд. Помимо иска потребуются доказательства того, что отказали необоснованно:

  • результаты согласования, тогда как в ответе ведомства ссылаются на их отсутствие;
  • схема размещения границ охранной территории, подтверждающая соблюдение отступов;
  • проект объекта недвижимости, доказывающий соблюдение нормативов;
  • иные документы, подтверждающие вашу точку зрения.

В иске же надо сослаться на приведенные уполномоченным органом основания, привести нормы закона и перечислить детали ситуации (когда отказали, в отношении какого участка, что собирались строить и т.п.). В исковых требованиях попросите признать отказ незаконным.

В какой суд направлять заявление, зависит от правовой формы истца. Физические лица, как правило, обращаются в районное отделение суда. Придется уплатить госпошлину и ответить на возражения второй стороны разбирательства в ходе судебного заседания. Если представлены достаточные доказательства и есть основания для отмены отрицательного ответа, судья удовлетворит требования. С данным решением следует обращаться за выдачей разрешения. Для оспаривания отказов любой степени сложности, заручитесь поддержкой земельных юристов нашей компании.

Более года назад прекратили свое действие Правила охраны электрических сетей, утвержденные еще Советом Министров СССР (до 1000
вольт – в 1972 году, свыше 1000 вольт – в 1984 году).
После этого вступило в силу постановление правительства России от 24 февраля 2009 года «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Данное постановление, по сути, не изменило ограничений по строительству, но поменяло порядок надзора за охранными зонами. Контроль и надзор за соблюдением особых условий поручен «федеральному органу исполнительной власти, на который возложены функции по техническому контролю и надзору в электроэнергетике» (в настоящее время это Ростехнадзор).
Пункт 3 постановления № 160 предусматривал разработку в трехмесячный срок Министерством природных ресурсов и экологии РФ (в чьем подчинении находится Ростехнадзор) по согласованию с Министерством энергетики РФ порядка осуществления государственного контроля за соблюдением особых условий использования земель в охранных зонах электросетей.
Однако не через 3 месяца, а через год, и не Минприроды с Минэнерго, а само правительство РФ принимает постановление № 103 от 27 февраля 2010 года «О мерах по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства». Каково же основное содержание нормативного правового акта?
Утверждены Правила осуществления госконтроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
Контроль осуществляется Рос-технадзором и его территориальными органами в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок.
Определяя порядок осуществления контроля, Правила воспроизводят положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», дополняя их некоторыми техническими деталями, главным образом сроками, в которые должны проводиться предусмотренные указанным законом процедуры организационного характера.
При документарных проверках контролирующие органы анализируют материалы электросетевых организаций, собственников и пользователей земельных участков, других лиц.
Выездные проверки проводятся с предварительным уведомлением не позднее чем за 3 рабочих дня.
Основание для плановой проверки – план, утверждаемый руководителем контролирующего органа.
Внеплановые проверки проводятся при истечении срока исполнения предписания об устранении нарушения, при поступлении сведений, установленных федеральным законом (в частности, при возникновении угрозы и / или причинения вреда жизни, здоровью граждан) и т. д.
Проведение проверки оформляется приказом Ростехнадзора. В нем указываются наименование соответствующего объекта электросетевого хозяйства и место проверки.
Доступ должностных лиц контролирующих органов на земельные участки и объекты, расположенные в границах установленных охранных зон объектов электросетевого хозяйства, осуществляется при предъявлении ими заинтересованным лицам приказа о проведении проверки либо его копии, заверенной печатью, а также служебного удостоверения.
Проведение проверок сторонних землепользователей может осуществляться с участием в них представителей сетевой организации.
Постановление № 103 вступило в силу 16 марта 2010 года и предусматривает также принятие приказа Минприроды России, согласованного с Минэнерго России, утверждающего порядок согласования Ростехнадзором границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства.
Будем надеяться, что Порядок согласования границ охранных зон (и соответствующие внутренние административные регламенты Ростехнадзора) будут приняты в кратчайшее время. Необходимо без аппаратных задержек переходить к формированию правоприменительной практики взаимодействия электросетевых организаций и Ростехнадзора по выводу за пределы границ охранных зон землепользователей, нарушающих правила охраны электрических сетей, а также по предупреждению таких нарушений, что, в конечном счете, должно положительно сказаться на надежности единой национальной электрической сети.
Александр МУРАШОВ, заместитель начальника Департамента сопровождения инвестиционной программы ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС»
Текст постановления

Правительство Российской Федерации
Постановление

от 27 февраля 2010 года № 103
О мерах по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации разработать и утвердить порядок согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства.

Председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин

Утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 года № 103
Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее соответственно – государственный контроль, земельные участки).
2. Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами (далее – контролирующие органы).
3. При осуществлении государственного контроля проверяется соблюдение органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами особых условий использования земельных участков, предусмотренных Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. №160 (далее – Правила установления охранных зон).
4. Государственный контроль осуществляется с учетом требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон).
5. Государственный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок.
6. Документарная проверка проводится путем анализа документов сетевых организаций и иных лиц, владеющих на праве собственности (ином законном основании) объектом электросетевого хозяйства, в отношении соблюдения особых условий использования земельных участков охранной зоны которого проводится проверка (далее – сетевая организация), собственников и пользователей земельных участков, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющихся в распоряжении контролирующего органа, и (или) документов, полученных по запросу контролирующего органа в соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона.
При проведении документарной проверки контролирующие органы не вправе требовать сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.
Документарная проверка проводится в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 11, 13 и 14 Федерального закона.
7. Выездная проверка проводится с предварительным уведомлением (не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проверки) сетевой организации, а также иных лиц, в отношении которых планируется осуществление проверки, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 12 и 13 Федерального закона.
8. Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов проверок, утверждаемых руководителем контролирующего органа в установленном порядке.
9. Основаниями для проведения внеплановых проверок являются:
а) истечение срока исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
б) поступление в контролирующие органы сведений, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона;
в) приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
10. При поступлении в контролирующие органы сведений, предусмотренных подпунктом «б» пункта 9 настоящих Правил, решение о проведении внеплановой проверки принимается не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем поступления указанных сведений.
11. Проведение проверки оформляется приказом контролирующего органа, в котором содержатся сведения в соответствии со статьей 14 Федерального закона, а также указывается наименование объекта электросетевого хозяйства, в границах охранной зоны которого подлежит проверке соблюдение особых условий использования земельных участков, и место проверки.
12. При проведении проверки должностные лица контролирующих органов обязаны исполнять требования, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона.
13. Должностные лица контролирующего органа при проведении проверки:
а) самостоятельно определяют последовательность действий при проведении проверки (исходя из особенностей расположения и размера охранной зоны объекта электросетевого хозяйства);
б) осуществляют осмотр земельных участков и объектов, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства;
в) применяют предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений;
г) фиксируют факты противодействия проведению проверки, в том числе предоставления им недостоверной, неполной информации или ее несвоевременного предоставления.
14. Доступ должностных лиц контролирующих органов на земельные участки и объекты, расположенные в границах установленных охранных зон объектов электросетевого хозяйства, осуществляется при предъявлении ими заинтересованным лицам приказа о проведении проверки либо его копии, заверенной печатью, а также служебного удостоверения.
15. Должностными лицами контролирующего органа в отношении фактов нарушений Правил установления охранных зон, выявленных при проведении проверки, принимаются меры в соответствии со статьей 17 Федерального закона.
16. Проверки могут проводиться совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Проведение проверок может осуществляться с участием в них представителей сетевой организации.
17. По результатам проверки составляется акт проверки.
18. Акт проверки должен содержать информацию в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона, а также наименование объекта электросетевого хозяйства, в границах охранной зоны которого проведена проверка.
19. Акт проверки оформляется должностным лицом контролирующего органа непосредственно после завершения проверки и составляется в 2 экземплярах, один из которых вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю лица, в отношении которого проводилась проверка, под расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки.
20. В случае отсутствия лиц, в отношении которых в ходе проведения проверки составлен протокол об административном нарушении и (или) выдано предписание об устранении нарушений, или их уполномоченных представителей, а также в случае отказа указанных лиц дать расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки этот акт направляется таким лицам заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящегося в деле контролирующего органа.
21. В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений представители сетевой организации и (или) лица, которым в ходе проведения проверки выдано предписание об устранении нарушений, вправе представить в течение 15 дней с даты получения акта в контролирующий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или их отдельных положений.
22. Должностные лица контролирующих органов несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля.
23. Действия должностных лиц контролирующих органов при осуществлении государственного контроля могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПостановлениеПравительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160

«О порядкеустановления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условийиспользования земельных участков, расположенных в границах таких зон»

(в редакции, актуальной с 1 января 2019 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно постановлениям Правительства РФ: от 05.06.2013 г. № 476,
от 26.08.2013 г. № 736, от 17.05.2016 г. № 444, от 21.12.2018 г. № 1622)

В соответствии со статьей 89 Земельногокодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерациипостановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления охранных зонобъектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельныхучастков, расположенных в границах таких зон.

2. Установить, что:

проверки соблюдения особых условий использования земельныхучастков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевогохозяйства, проводятся уполномоченным федеральным органом исполнительной властипри осуществлении федерального государственного энергетического надзора;

Правила, утвержденные настоящим постановлением, нераспространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектовэлектросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего постановления.

3. Министерству природных ресурсов и экологии РоссийскойФедерации по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации в3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления разработать иутвердить порядок осуществления государственного контроля за соблюдением особыхусловий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зонобъектов электросетевого хозяйства.

4. Признать не действующими на территории РоссийскойФедерации:

Правила охраны электрическихсетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденные постановлением СоветаМинистров СССР от 26 марта 1984 г. № 255 (Свод законов СССР, 1990, т. 6, с.590);

Правила охраныэлектрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденные постановлениемСовета Министров СССР от 11 сентября 1972 г. № 667 (Свод законов СССР, 1990, т.6, с. 595).

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйстваи особых условий использования земельных участков, расположенных в границахтаких зон

(утв.постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160)

1. Настоящие Правила определяют порядок установленияохранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее — охранные зоны), атакже особые условия использования земельных участков, расположенных в пределахохранных зон (далее — земельные участки), обеспечивающие безопасноефункционирование и эксплуатацию указанных объектов.

2. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условийэксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иныхобъектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использованиятерриторий.

3. Границы охранных зон определяются в соответствии снастоящими Правилами.

4. Земельные участки у их собственников, землевладельцев,землепользователей или арендаторов не изымаются.

II. Установление охранных зон

5. Охранные зоны устанавливаются для всех объектовэлектросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранныхзон согласно приложению.

6. Границы охранной зоны в отношении отдельного объектаэлектросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им направе собственности или ином законном основании (далее — сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный органисполнительной власти, осуществляющий федеральный государственныйэнергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны вотношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в видеэлектронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны,которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения граництакой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системекоординат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетическийнадзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления исведений.

После согласования границ охранной зоны федеральный органисполнительной власти, осуществляющий федеральный государственныйэнергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службугосударственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящийсведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны вотношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименованиеи содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, сприложением текстового и графического описаний местоположения границ такойзоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системекоординат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, наосновании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимаетрешение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границахохранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения вдокументы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

7. Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счетсетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размерохранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а такженеобходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений.

III. Правила охраны электрических сетей, размещенных на земельных участках

8. В охранных зонах запрещается осуществлятьлюбые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектовэлектросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению илиуничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан иимуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесениеэкологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе:

а) набрасывать на провода и опоры воздушных линийэлектропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушныхлиний электропередачи;

б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределахсозданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документовпроходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а такжепроводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствоватьдоступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых длятакого доступа проходов и подъездов;

в) находиться в пределах огороженной территории и помещенияхраспределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительныхустройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрическихсетях (указанное требование не распространяется на работников, занятыхвыполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь впределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций,воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линийэлектропередачи;

г) размещать свалки;

д) производить работы ударными механизмами, сбрасыватьтяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионныхвеществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельныхлиний электропередачи).

9. В охранных зонах, установленных дляобъектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимодействий, предусмотренных пунктом 8 настоящихПравил, запрещается:

а) складировать или размещать хранилища любых, в том числегорюче-смазочных, материалов;

б) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки,торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видовмашин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплениемлюдей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (вохранных зонах воздушных линий электропередачи);

в) использовать (запускать) любые летательные аппараты, втом числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранныхзонах воздушных линий электропередачи);

г) бросать якоря с судов и осуществлять их проход сотданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонахподводных кабельных линий электропередачи);

д) осуществлять проход судов с поднятыми стрелами кранов идругих механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

10. В пределах охранных зон без письменногорешения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицамзапрещаются:

а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или сносзданий и сооружений;

б) горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числесвязанные с временным затоплением земель;

в) посадка и вырубка деревьев и кустарников;

г) дноуглубительные, землечерпальные ипогрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растенийпридонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (вохранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);

д) проход судов, у которых расстояние по вертикали отверхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провесапроводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менееминимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровняподъема воды при паводке;

е) проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузомили без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушныхлиний электропередачи);

ж) земляные работы на глубине более 0,3 метра (навспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (вохранных зонах подземных кабельных линий электропередачи);

з) полив сельскохозяйственных культур в случае, если высотаструи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линийэлектропередачи);

и) полевые сельскохозяйственные работы с применениемсельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранныхзонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы,связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).

11. В охранных зонах, установленных дляобъектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо действий,предусмотренных пунктом 10 настоящихПравил, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается:

а) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки,торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видовмашин и механизмов, садовые, огородные земельные участки и иные объектынедвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданамисадоводства или огородничества для собственных нужд, объекты жилищногостроительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линийэлектропередачи);

б) складировать или размещать хранилища любых, в том числегорюче-смазочных, материалов;

в) устраивать причалы для стоянки судов, барж и плавучихкранов, бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями,цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельныхлиний электропередачи).

12. Для получения письменного решения о согласованииосуществления действий, предусмотренных пунктами 10и 11 настоящих Правил, заинтересованныелица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу,представительству или структурному подразделению), ответственной заэксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чемза 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.

Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступлениязаявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе всогласовании) осуществления соответствующих действий.

Письменное решение о согласовании (отказе в согласовании)осуществления действий, предусмотренных пунктами 10и 11 настоящих Правил, вручается заявителю,либо направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении.Заявитель также информируется сетевой организацией о принятом решении сиспользованием факсимильных или электронных средств связи в случае, если взаявлении указано на необходимость такого информирования.

Отказ в согласовании действий, предусмотренных пунктами 10 и 11настоящих Правил, допускается, если осуществление соответствующих действийнарушает требования, установленные нормативными правовыми актами, и можетповлечь нарушение функционирования соответствующих объектов электросетевогохозяйства. Отказ должен быть мотивированным и содержать ссылки на положениянормативных правовых актов, которые будут нарушены вследствие производствазаявителем соответствующих работ (осуществления соответствующих действий).

Лица, получившие решение о согласовании осуществлениядействий в охранных зонах, обязаны осуществлять их с соблюдением условий,обеспечивающих сохранность объектов электросетевого хозяйства.

Письменное решение о согласовании производства взрывныхработ в охранных зонах выдается только после представления лицами, производящимиэти работы, оформленной в установленном порядке технической документации(проекты, паспорта и т.п.), предусмотренной правилами безопасности при взрывныхработах, установленными нормативными правовыми актами.

При получении письменного решения о согласованиистроительства, капитального ремонта и реконструкции зданий и сооруженийодновременно с указанным заявлением сетевой организации направляется проектнаядокументация, разработанная применительно к соответствующим объектам. В случаеесли разработка такой документации в соответствии с законодательством оградостроительной деятельности не является обязательной, одновременно с такимзаявлением представляются сведения о параметрах объекта, который планируетсяпостроить (изменении его параметров при реконструкции), а также о сроках иобъемах работ по строительству, реконструкции и ремонту. Требовать от лиц,заинтересованных в осуществлении строительства, реконструкции и ремонта зданийи сооружений, иные документы и сведения не допускается.

Отказ сетевых организаций в выдаче письменного решения осогласовании осуществления в охранных зонах действий, предусмотренных пунктами 10 и 11настоящих Правил, может быть обжалован в суде.

При обнаружении федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, фактовосуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктами 8 и 9настоящих Правил, или действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящихПравил, без получения письменного решения о согласовании сетевой организации, уполномоченныедолжностные лица указанного органа составляют протоколы о соответствующихадминистративных правонарушениях в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.

При обнаружении сетевыми организациями и иными лицами фактовосуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктами 8 и 9настоящих Правил, или действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящихПравил, без получения письменного решения о согласовании сетевой организации,указанные лица направляют заявление о наличии таких фактов в федеральный органисполнительной власти, осуществляющий федеральный государственныйэнергетический надзор, а также вправе в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации обратиться в суд и (или) органы исполнительной власти,уполномоченные на рассмотрение дел о соответствующих правонарушениях.

13. При совпадении (пересечении) охранной зоны с полосойотвода и (или) охранной зоной железных дорог, полосой отвода и (или)придорожной полосой автомобильных дорог, охранными зонами трубопроводов, линийсвязи и других объектов проведение работ, связанных с эксплуатацией этихобъектов, на совпадающих участках территорий осуществляется заинтересованнымилицами по согласованию в соответствии с законодательством Российской Федерации,регламентирующим порядок установления и использования охранных зон, придорожныхзон, полос отвода соответствующих объектов с обязательным заключениемсоглашения о взаимодействии в случае возникновения аварии.

14. На автомобильных дорогах в местах пересечения своздушными линиями электропередачи владельцами автомобильных дорог должнаобеспечиваться установка дорожных знаков, запрещающих остановку транспорта вохранных зонах указанных линий с проектным номинальным классом напряжения 330киловольт и выше и проезд транспортных средств высотой с грузом или без грузаболее 4,5 метра в охранных зонах воздушных линий электропередачи независимо отпроектного номинального класса напряжения.

15. Лица, производящие земляные работы, при обнаружениикабеля, не указанного в технической документации на производство работ, обязанынемедленно прекратить эти работы, принять меры к обеспечению сохранности кабеляи в течение суток сообщить об этом сетевой организации, владеющей на правесобственности (ином законном основании) указанной кабельной линией, либофедеральному органу исполнительной власти, осуществляющему федеральныйгосударственный энергетический надзор.

IV. Особенности использования сетевыми организациями земельных участков

16. Доступ к объектам электросетевого хозяйства для ихэксплуатации и плановых (регламентных) работ осуществляется в соответствии с гражданскими земельным законодательством.

Для предотвращения или устранения аварий работникам сетевыхорганизаций обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам электросетевогохозяйства, а также возможность доставки необходимых материалов и техники.

17. Плановые (регламентные) работы по техническомуобслуживанию объектов электросетевого хозяйства производятся с предварительнымуведомлением собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов)земельных участков.

Уведомление направляется в письменной форме почтовымотправлением с уведомлением о вручении. Направление уведомления осуществляетсяс учетом определенных в установленном порядке контрольных сроков пересылкиписьменной корреспонденции в срок, позволяющий обеспечить его получение не позднеечем за 7 рабочих дней до даты начала проведения соответствующих работ, заисключением случаев, предусмотренных пунктом 18настоящих Правил. В уведомлении указывается продолжительность работ, а также ихсодержание.

18. Работы по предотвращению или ликвидацииаварий, а также их последствий на объектах электросетевого хозяйства могутпроводиться без предварительного уведомления собственников (землепользователей,землевладельцев, арендаторов) земельных участков. При проведении указанныхработ сетевые организации обязаны направить уведомление собственникам(землепользователям, землевладельцам, арендаторам) соответствующих земельныхучастков не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала работ.

В уведомлении указывается характер и вид поврежденияобъектов электросетевого хозяйства, а также сроки начала и окончания работ.

После выполнения работ по техническому обслуживанию объектовэлектросетевого хозяйства, работ по предотвращению или ликвидации аварий натаких объектах или их последствий сетевые организации должны привести земельныеучастки в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению илив состояние, в котором соответствующие земельные участки находились довыполнения работ, а также возместить собственникам (землепользователям,землевладельцам, арендаторам) убытки, причиненные при производстве работ.

19. В случае если охранные зоны установлены насельскохозяйственных угодьях, проведение плановых работ по техническомуобслуживанию объектов электросетевого хозяйства осуществляется в период, когдаэти угодья не заняты сельскохозяйственными культурами или когда возможнообеспечение сохранности этих культур.

20. Плановые (регламентные) работы по техническомуобслуживанию кабельных линий электропередачи, вызывающие нарушение дорожногопокрытия, могут производиться только после предварительного согласованияусловий их проведения с лицами, владеющими на праве собственности или иномзаконном основании автомобильными дорогами, а в пределах поселений — также сорганами местного самоуправления.

В целях согласования условий проведения работ сетеваяорганизация, осуществляющая эксплуатацию соответствующих кабельных линийэлектропередачи, направляет указанным субъектам не позднее чем за 7 дней доначала проведения работ письменное заявление, в котором указываются содержаниеи сроки проведения работ, а также проект схемы организации движения на этотпериод.

Лица, владеющие на праве собственности или ином законномосновании автомобильными дорогами (органы местного самоуправления поселений, впределах которых расположены соответствующие автомобильные дороги), обязанырассмотреть указанное заявление сетевой организации в течение 2 рабочих дней сдаты его поступления и принять решение о его согласовании (отказе в согласовании).Отказ в согласовании допускается в случаях, если содержание и сроки проведенияработ не соответствуют установленным обязательным требованиям или проект схемыорганизации движения не соответствует требованиям нормативных правовых актов всфере обеспечения безопасности дорожного движения.

По согласованию с лицом, владеющим на праве собственностиили ином законном основании автомобильной дорогой, выполнение работ поустранению повреждений, причиненных дорогам, может производиться указаннымлицом за счет средств соответствующих сетевых организаций.

21. Для обеспечения безаварийногофункционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранныхзонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основаниисоответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:

а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линийэлектропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств вслучае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;

б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределахминимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев,угрожающих падением.

22. Необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствиис пунктом 21 настоящих Правил, расстояния,в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев(лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьевопределяются в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативныхправовых актов Российской Федерации, в том числе настоящих Правил.

23. Сетевые организации при содержаниипросек обязаны обеспечивать:

а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии всоответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;

б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренныхпроектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями,определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;

в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений),произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

24. Рубка деревьев в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23настоящих Правил, осуществляется по мере необходимости без предварительногопредоставления лесных участков.

Рубка деревьев (кустарников и иных насаждений), неотнесенных к лесам, в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 настоящихПравил, осуществляется в соответствии с гражданским и земельнымзаконодательством.

Сетевые организации или организации, действующие наосновании соответствующих договоров с сетевыми организациями, представляют вуполномоченные органы государственной власти отчеты об использовании лесов всоответствии со статьей 49 Лесного кодекса Российской Федерации.

Приложение

к Правилам установленияохранных
зон объектов электросетевого
хозяйства и особых условий
использования земельных участков,
расположенных в границах таких зон

Требования к границам установления охранных зон объектовэлектросетевого хозяйства

Охранные зоны устанавливаются:

а) вдоль воздушных линий электропередачи — в виде частиповерхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующуювысоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельнымивертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи открайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии:

Проектный номинальный класс напряжения, кВ

Расстояние, м

до 1

2 (для линий с самонесущими или изолированными проводами, проложенных по стенам зданий, конструкциям и т.д., охранная зона определяется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами минимальными допустимыми расстояниями от таких линий)

1 — 20

10 (5 — для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов)

150, 220

300, 500, +/-400

750, +/-750

Примечание. Требования, предусмотренные подпунктом «а»настоящего документа, применяются при определении размера просек.

б) вдоль подземных кабельных линий электропередачи — в видечасти поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (наглубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи),ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе сторонылинии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождениикабельных линий напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами — на 0,6метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей частиулицы);

в) вдоль подводных кабельных линий электропередачи — в видеводного пространства от водной поверхности до дна, ограниченного вертикальнымиплоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних кабелей на расстоянии100 метров;

г) вдоль переходов воздушных линий электропередачи черезводоемы (реки, каналы, озера и др.) — в виде воздушного пространства над воднойповерхностью водоемов (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линийэлектропередачи), ограниченного вертикальными плоскостями, отстоящими по обестороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном ихположении для судоходных водоемов на расстоянии 100 метров, для несудоходныхводоемов — на расстоянии, предусмотренном для установления охранных зон вдольвоздушных линий электропередачи;

д) вокруг подстанций — в виде части поверхности участказемли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшейточки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всехсторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии, указанном в подпункте»а» настоящего документа, применительно к высшему классу напряженияподстанции.

Новеллы сферы недвижимости: систематизация норм об "охранных" зонах и корректировка требований к проектной документации объектов капстроительства

silverjohn / .com

В Градостроительный кодекс, Земельный кодекс, Воздушный кодекс, Лесной кодекс и Водный кодекс, а также в целый ряд иных федеральных законов, включая Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах», Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Федеральный закон от 21 ноября 1995 г.№ 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» вносятся изменения. Всего корректировке согласно Федеральному закону от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 342-ФЗ) подлежат 26 нормативных актов. Поправки, за отдельными исключениями, вступят в силу с 1 января 2019 года.

Новеллы касаются преимущественно правового регулирования отношений, связанных с установлением зон с особыми условиями использования территорий, определения правового режима и границ таких зон. Например, Земельный кодекс РФ уже дополнен новой главой XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий». Соответствующие поправки вступили в силу с 4 августа 2018 года.

Кроме того, Законом № 342-ФЗ решается ряд задач в сфере градостроительной деятельности – например, устанавливаются требования к созданию, эксплуатации и ведению государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Систематизация норм о зонах с особыми условиями использования территорий

Понятие зон с особыми условиями использования территорий в настоящее время устанавливается п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. При этом оно дается через перечисление некоторых видов таких зон, а не посредством выявления их признаков, возможно, ввиду того, что зоны имеют различную юридическую природу и отраслевую принадлежность, чем и осложняется вычленение их общих черт. Зоны с особыми условиями использования территорий должны обозначаться в генпланах, на картах и в других документах территориального планирования. Регулирование установления таких зон важно прежде всего потому, что в их границах действуют специальные ограничения в отношении расположения тех или иных объектов недвижимости и осуществления той или иной деятельности. Если используемый юрлицом или физлицом объект окажется в такой зоне, то этим лицам придется переезжать или приводить объект в соответствие новым требованиям, или менять род деятельности, или даже сносить объект.

Ключевой проблемой регулирования вопросов, касающихся зон с особыми условиями использования территорий, до недавнего времени можно было считать отсутствие системного изложения норм о таких зонах в одном НПА. Так, управляющий партнер юридического бюро «Law & Wise», эксперт общественного движения «Молодые юристы России» Денис Дубовик указал на то, что нормы о зонах с особыми условиями использования территорий содержатся в разных законах (Градостроительный кодекс, Земельный кодекс, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и др.) и подзаконных актах, поэтому давно назрела необходимость в формировании единых требований и правил, раскрывающих общую характеристику зон с особыми условиями использования территорий, что и было сделано путем внесения специальной главы в Земельный кодекс РФ.

Эксперт обозначил важность того, что законодатель учел необходимость унификации терминологии в различных НПА, содержащих положения о рассматриваемых зонах. Так, п. 1 ст. 4 Закона № 342-ФЗ в ст. 31 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» слова «особые территории» были заменены словами «зоны с особыми условиями использования территорий», что оправданно, поскольку понятие «особых» зон или территорий российскому законодательству не известно.

В ст. 105 Земельного кодекса РФ теперь поименованы в рамках закрытого перечня 28 видов зон с особыми условиями использования территорий. Могут быть, например, установлены охранные зоны объектов электроэнергетики, железных дорог, трубопроводов, санитарно-защитные зоны, охранные зоны тепловых сетей, объектов инфраструктуры метрополитена и другие. Примечательно, что п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ не скорректировали – в нем по-прежнему предусмотрен открытый перечень зон. В этом нет ошибки, поскольку норма Градостроительного кодекса РФ отсылает к «иным зонам, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации», а соответственно, и к зонам перечисленным теперь в Земельном кодексе РФ. Однако, если бы в п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ добавили «недостающие» зоны, то он ничем бы не отличался от ст. 105 Земельного кодекса РФ, которая устанавливает не понятие, а именно виды рассматриваемых зон. Такая особенность формулировки понятия зон с особыми условиями использования территорий в Градостроительном кодексе РФ объясняется, скорее всего, сложностью вычленения их общих черт, как уже было отмечено ранее. Каждый из видов зон обладает своей спецификой и предполагает существование отдельного нормативного правового регулирования.

Порядок и последствия установления или изменения «охранных» зон

Порядок установления, изменения и прекращения существования рассматриваемых зон, за исключением тех, которые возникают на основании федерального законодательства (водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), согласно новеллам в земельном законодательстве должен детально быть определен в соответствующих положениях, которые предстоит утвердить Правительству РФ. В этих положениях закон предписывает определить среди прочего порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении или прекращении существования зон, исчерпывающий перечень объектов, территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается зона, требования к предельным размерам зон и прочее (п. 1 ст. 106 Земельного кодекса РФ).

Действующие сейчас правила в отношении тех или иных зон предполагается заменить положениями о них, утвержденными Правительством РФ с учетом новых требований закона. Например, как следует из п. 2 ст. 8 Закона № 342-ФЗ, действующие сейчас Правила охраны магистральных трубопроводов должны будут заменить положением об охранных зонах трубопроводов.

Установление «охранных» зон, как уже ранее упоминалось, связано с определенными ограничениями. В границах таких зон могут располагаться только определенные виды зданий и сооружений, в том числе с учетом их разрешенного использования, и осуществляться только определенные виды деятельности, которые будут зафиксированы в обозначенных выше положениях. Кроме того, конкретные ограничения использования земельных участков в границах зон должны теперь указываться в решении об установлении зоны или ее изменении. При этом запрещается указывать в таких решениях ограничения, которые не предусмотрены законом или положением о соответствующей зоне (п. 7, п. 9 ст. 106 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 4 ст. 107 Земельного кодекса РФ на приведение видов разрешенного использования зданий, сооружений и земельных участков, расположенных в зоне, в соответствие требованиям об ограничениях или на снос объектов, которые не могут находиться в устанавливаемой зоне, отводится три года со дня установления последней или два года со дня ввода в эксплуатацию объекта, который строился и в связи с этим необходимо было обозначить такую зону.

В связи с определением ограничений важным аспектом установления (изменения) зон с особыми условиями использования территорий является очерчивание их границ (и границ их подзон). Именно поэтому к решению об установлении или изменении зоны, которое принимается соответствующими органами власти, необходимо обязательно прикладывать сведения о границах зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН (п. 10 ст. 106 Земельного кодекса РФ). Поправками законодатель уточнил, кто должен осуществлять подготовку сведений о границах устанавливаемой или изменяемой зоны. Такая обязанность остается за правообладателями зданий или сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие зоны (ранее – п. 5.2 ст. 87 Земельного кодекса РФ), и закрепляется теперь напрямую также за застройщиками – если речь идет об объекте, планируемом к строительству, и за органами, принимающими решение об установлении или изменении зоны при отсутствии названных выше лиц (п. 10-11 ст. 106 Земельного кодекса РФ).

Денис Дубовик считает, что новеллы помогут разрешению до сих пор существующей проблемы внесения информации о рассматриваемых зонах в ЕГРН, которая создает трудности для хозяйствующих субъектов на практике – они могут использовать объект недвижимости на протяжении длительного времени, а потом вдруг узнать, после того, как соответствующие органы внесут, исполняя закон, коррективы в реестр, что этот объект располагается в границах «охранной» зоны и подлежит, например, сносу. Напомним, что законом установлен срок для внесения сведений о расположении зон в ЕГРН – до 1 января 2022 года (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ). Эксперт отметил, что закрепление информации о зонах в реестре будет способствовать устранению ошибок при оценке кадастровой стоимости объектов недвижимости, находящихся в границах рассматриваемых зон.

Земельный кодекс РФ теперь четко фиксирует, что зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными, измененными либо прекратившими свое существование с момента внесения соответствующей информации в ЕГРН (данное правило действует с 4 августа в отношении вновь устанавливаемых или изменяемых зон). Они могут создаваться как на определенный срок, так и бессрочно, а также независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков (п. 22-24 ст. 106 Земельного кодекса РФ).

Урегулирование вопросов возмещения убытков в связи с установлением «охранных» зон

Правообладатели, чьи объекты недвижимости оказались в границах рассматриваемых зон, сталкиваются с неблагоприятными последствиями, а потому они должны иметь право на компенсацию.

Однако, как сказал Денис Дубовик, ссылаясь на судебную практику, возместить убытки до внесения изменений в законодательство по ст. 57 Земельного кодекса РФ было практически невозможно (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2016 г. № 10АП-7039/16 и др.) Он указал и на то, что на практике не применяется возмещение убытков по таким делам в форме упущенной выгоды. Благодаря поправкам ситуация должна измениться. Новая редакция Земельного кодекса РФ предусматривает полноценный механизм защиты прав заинтересованных лиц при их ограничении в связи с установлением или изменением «охранных» зон, отметил эксперт.

Во-первых, теперь предусмотрено, что собственники (граждане, юрлица) объектов недвижимости в границах рассматриваемых зон вправе потребовать у правообладателей объектов, в связи с размещением которых создана (изменена) зона, застройщиков таких объектов или ответственных органов, чтобы они выкупили находящиеся в собственности объекты, использование которых стало невозможным из-за установления (изменения) такой зоны. Указанные лица по такому требованию собственников обязаны выкупить объекты (п. 7 ст. 107 Земельного кодекса РФ).

Во-вторых, те же лица, которые в указанном выше случае обязаны выкупать объекты, должны заключать соглашения о предоставлении возмещения за прекращение прав на земельные участки в границах зоны, пользование которыми согласно разрешенному использованию стало невозможным, с арендаторами таких участков и лицами, которым участки принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или безвозмездного пользования. При этом определение размера возмещения производится исходя из вида разрешенного использования участка на день, предшествующий дню принятия решения об установлении или изменении зоны (п. 8-9 ст. 107 Земельного кодекса РФ).

В-третьих, если в связи с установлением или изменением зоны правообладатели объектов недвижимости, оказавшихся в границах этой зоны, не могут исполнить договоры, заключенные ими в отношении таких объектов или обязательства перед третьими лицами, то они вправе в одностороннем порядке расторгнуть соответствующие договоры (п. 15 ст. 107 Земельного кодекса РФ).

Кроме того, возмещение убытков в связи с установлением или изменением зон с особыми условиями использования территорий может осуществляться по ст. 57.1 Земельного кодекса РФ, которая с 4 августа вступила в силу и была инкорпорирована в главу VIII кодекса, посвященную возмещению убытков в земельных правоотношениях. При этом важно сделать оговорку о том, что если убытки были возмещены лицу согласно указанной ст. 57.1, то такое лицо уже не может претендовать на указанные выкуп земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости или заключение соглашения о возмещении за прекращение прав на земельный участок.

Изменения в регулировании градостроительной деятельности

Эксперт общественного движения «Молодые юристы России» Ольга Журавлева отметила, что на практике нередко возникают споры относительно признания строений объектами капитального строительства (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2017 г. № 09АП-6684/2017 по делу № А40-88933/2013 и др.). По ее мнению, поправки в законодательство позволят четко разграничивать капитальные и некапитальные объекты. Так, с 4 августа ст. 1 Градостроительного кодекса РФ была дополнена новым п. 10.2, которым вводится понятие некапитальных строений, сооружений. Под ними понимаются строения, сооружения, не имеющие прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений). В связи с данной поправкой было скорректировано и понятие объектов капстроительства.

Может ли самовольная постройка считаться объектом гражданского оборота? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Эксперт заметила также, что в Градостроительном кодексе РФ с 4 августа появилась новая глава – 6.4 «Снос объектов капитального строительства», введенная Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ. В этой главе, в частности, детально регламентированы основания и порядок сноса объектов капстроительства, в том числе самовольных построек; установлен механизм прекращения прав на земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, в случае неисполнения решения о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.

Поправки по Закону № 342-ФЗ коснулись также порядка внесения изменений в правила землепользования и застройки. Появились новые основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в указанные правила:

  • несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в ЕГРН описанию местоположения границ указанных зон, территорий;
  • несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капстроительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий, территорий достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения, содержащимся в ЕГРН ограничениям использования объектов недвижимости в пределах таких зон, территорий;
  • установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения (п. 3-5 ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ).

Ольга Журавлева отметила среди новелл урегулирование вопросов создания и эксплуатации государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД). По ее словам, на сегодняшний день, например, в муниципальных образованиях отсутствуют полные и достоверные реестры наземных и подземных коммуникаций, сведения о которых должны размещаться в ГИСОГД и отображаться в градостроительном плане земельного участка, а отсутствие таких данных иногда не позволяет получить полную информацию об ограничениях землепользования и застройки.

С 1 января 2019 года ст. 7 Градостроительного кодекса РФ будет дополнена п. 8, согласно которому за создание, эксплуатацию и ведение указанных систем, в том числе их ведение в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов, будут отвечать органы государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности. Ранее такое полномочие на эти органы не возлагалось, что находило свое подтверждение и в судебной практике (решение Архангельского областного суда от 14 апреля 2006 г. № 3-40). За ведение ГИСОГД в муниципальных районах и городских округах будут отвечать соответствующие органы местного самоуправления.

Совершенствованию с 1 июля 2019 года подлежит также регулирование требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капстроительства (ч. 12-13 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ) в целях сокращения сроков проектирования. Вводится дифференциация количества разделов документации и требований к их содержанию применительно к различным видам объектов, а также в зависимости от назначения объектов, видов работ, их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов возведения, реконструкции.

Одной из наиболее практически значимых новелл Закона № 342-ФЗ является также включение в предмет экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий оценки соответствия проектной документации заданию на проектирование, проверки сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта на предмет достоверности ее определения (ч. 2 ст. 8.3, ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ). Изменения связаны с тем, что сейчас проверка достоверности определения сметной стоимости в большинстве случаев проводится одновременно с экспертизой проектной документации и для проведения такой проверки представляются те же документы, что и для экспертизы. Включение проверки достоверности определения сметной стоимости в предмет экспертизы будет способствовать оптимизации обозначенных процедур и снижению затрат на их проведение. Эти поправки вступят в силу с 1 января 2019 года.

***

В связи с внесенными в земельное законодательство изменениями Правительству РФ предстоит утвердить положения в отношении каждого из видов зон с особыми условиями использования территорий. Поправки направлены на комплексное урегулирование вопросов, касающихся указанных зон, что представляется целесообразным, поскольку нормативная база их регулирования очень разрозненна.

В Градостроительный кодекс РФ были и будут внесены поправки, касающиеся различных вопросов: от регулирования полномочий госорганов до нюансов содержания и экспертизы проектной документации. Многие изменения продиктованы реальными проблемами практики градостроительства и должны способствовать их устранению.

Добавить комментарий