Экспорт в узбекистан

Ответ:

Узбекистан членом ЕАЭС и Таможенного союза не является, поэтому вывоз товаров из России для их постоянного нахождения в Узбекистане осуществляется в режиме экспорта в общем порядке (ст. 2 Договора ЕАЭС, ст.

1 ТК ЕАЭС, п. 1 ст. 139 ТК ЕАЭС).

Договор ЕАЭС на указанную сделку не распространяется, Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС — не применяется. Реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта в Узбекистан, облагается НДС по ставке 0% (ст. 3 Соглашения, пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

От Покупателя из Узбекистана для подтверждения ставки НДС нужно получить копии транспортных и товаросопроводительных документов, CMR – с отметками таможни и покупателя о получении груза (пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Документы, необходимые для подтверждения ставки НДС 0% (п. 1 ст. 165 НК РФ):

1) контракт на поставку товара в Узбекистан;

2) таможенная декларация (ее копия) с соответствующими отметками таможенных органов;

3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов (накладная, счет-фактура, CMR с соответствующими отметками таможенных органов и покупателя).

Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА

При импорте товаров в Россию из стран СНГ – Азербайджана, Узбекистана и других – декларант (держатель контракта) или его таможенный представитель (брокер), в качестве агента, должен уплатить налог на добавленную стоимость (НДС). НДС при импорте из Азербайджана, Узбекистана и других стран СНГ рассчитывается как процент (ставка) от суммы таможенной стоимости, таможенных пошлин и акцизов (в случае подакцизной продукции). Законодательством установлен срок уплаты косвенных налогов при ввозе товаров из-за рубежа в РФ: до или одновременно с подачей таможенной декларации на товары (ДТ, ранее – грузовой таможенной декларации, ГТД).

С 2001 года в России косвенные налоги взимаются по принципу страны назначения (в практике 1992 – 2001 годов не было возможности эффективно использовать этот принцип), т.е. в общепринятом в сфере международной торговли порядке. Другими словами, в настоящее время правила расчета и уплаты, ставки и сроки оплаты НДС при импорте из Узбекистана, Азербайджана, Туркменистана такие же, как при растаможке грузов из Германии или Китая, стран Евросоюза и других государств, не являющихся членами ЕАЭС. Для товаров, странами происхождения которых являются государства – члены СНГ и, одновременно, Евразийского экономического сообщества, установлен иной порядок уплаты и учета косвенных налогов.

При импорте товаров из стран СНГ принимается нулевая экспортная ставка НДС и ненулевая (за исключением товаров, в отношении которых действует освобождение от уплаты косвенных налогов) ставка НДС в стране назначения. Т.е. экспортер освобождается от уплаты НДС (получает право на возврат ранее уплаченного налога), а импортер – вне зависимости от используемой системы налогообложения, включая УСН, ЕСХН, ЕНВД! – обязан оплатить ввозной (таможенный) налог на добавленную стоимость.

Правила и порядок уплаты импортного НДС по товарам из стран СНГ устанавливаются Налоговым кодексом РФ (НК РФ), Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), Инструкцией о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной ГТК России от 07.02.2001 №131, письмами Минфина РФ и другими правовыми актами.

В частности, ст. 146 НК РФ устанавливает, что налоговой базой для исчисления суммы НДС при импорте товаров из Узбекистана, Азербайджана и других стран СНГ и дальнего зарубежья, являются операции по ввозу товаров на территорию России.

Ст. 150 НК РФ устанавливает список товаров, при ввозе которых налогообложение не применяется, а в ст. 164 дается перечень товаров, по которым можно использовать ставку НДС в размере 10%. Уплатить налог может как декларант, так и его агент – во втором случае для получения в последующем вычета по НДС, необходимо будет предварительно получить от агента платежные документы, подтверждающие уплату косвенных налогов, и сопроводить агентские документы подтверждающими факт возмещения агентских расходов получателем груза. 

Власти Узбекистана вводят новые правила, призванные упростить порядок импорта и экспорта товаров. Им посвящены сразу три документа — указ президента Шавката Мирзиеева и два постановления (ознакомиться с ними можно здесь и здесь).

Согласно нововведениям, с 1 декабря предприниматели смогут экспортировать товары, работы и услуги за иностранную валюту без предварительной оплаты и открытия аккредитива; им не придется оформлять гарантии банка и полис по страхованию экспортного контракта от политических и коммерческих рисков. Кроме того, таможенное оформление на экспорт разрешат без справки о расчетах в ЕЭИСВО (Единой электронной информационной системе внешнеторговых операций). Исключения предусмотрены для плодовоовощной продукции и некоторых сырьевых товаров, указанных в приложении к документам.

При 100-процентной предоплате на счета предпринимателей в банках Узбекистана они получат право вывозить товары за рубеж без заключения экспортного контракта, на основании инвойсов (но в таком случае, информацию о сделке нужно будет внести в ЕЭИСВО). Данная мера призвана, в частности, активизировать приграничную торговлю. Она касается и экспортеров плодовоовощной продукции, однако сумма поставки для них не должна превышать $20 тысяч на день оформления экспортной таможенной декларации.

В постановлении президента установлен единый срок – 120 календарных дней, — по истечении которого образуется просроченная дебиторская задолженность по экспортным операциям. Сейчас, пишет Norma.uz, эти сроки варьируются и составляют 60, 90 и 180 дней. Для экспорта работ и услуг срок образования задолженности будет отсчитываться с момента подписания акта приема выполненных работ. А для экспорта товаров – с момента оформления грузовой таможенной декларации. Это положение не распространяется на товары, вывозимые учредителями-резидентами Узбекистана в адрес организаций за рубежом (торговые дома, торговые представительства, дочерние предприятия, фирменные магазины, дилерские сети и консигнационные склады), а также членами торгово-промышленной палаты в адрес торгово-инвестиционных домов Палаты. Для них, по данным Sputnik, как и прежде сроки поступления оплаты составят 180 дней.

По новым правилам, если у экспортера есть просроченная дебиторская задолженность, он сохранит право экспорта. Однако поблажки с документами на него уже распространяться не будут – то есть, ему придется брать предварительную оплату, открывать аккредитив, страховать контракт и так далее. А поставщикам сельхозпродукции к тому же запретят вывозить товар иностранному покупателю-должнику.

Для импортеров и экспортеров фермерских продуктов создадут единый информационный портал. В нем будут сведения о сельхозпродукции отечественного производства, ее сортности и ценах, а также запросах иностранных покупателей на ее приобретение.

Помимо этого, c 1 декабря узбекских предпринимателей ждут следующие нововведения:

— сумма дебиторской задолженности по экспортному контракту будет уменьшаться за счет поступившего на счет экспортера страхового возмещения;

— больше не понадобится разрешение таможни на реэкспорт товаров, находящихся под таможенным режимом «временный ввоз»;

— импортерам не придется предоставлять экспортную грузовую таможенную декларацию для подтверждения стоимости товаров, ввозимых в Узбекистан с применением льгот по таможенным платежам;

— будут продлены сроки поступления выручки в иностранной валюте на период действия форс-мажора;

— начиная с 10 ноября, лицензированием экспорта и импорта специфических товаров будет заниматься информационно-аналитический департамент при правительстве республики.

Из перечня лицензируемых товаров исключат ювелирные изделия, изделия из драгоценных металлов, а также драгоценные камни и изделия из них.

Также власти отменят экспертизу импортных контрактов с суммой менее $100 тысяч. Для контрактов с большей суммой, заключенных по результатам тендерных торгов, будет проводиться либо экспертиза конкурсной документации, либо оценка предложений в ходе тендера. Ставить на учет импортные контракты, заключенные по результатам конкурса, также будут без дополнительной экспертизы.

Проект постановления по упрощению импорта и экспорта товаров и услуг обсуждался около месяца. Из первой версии документа, в частности, убрали положение, позволявшее бизнесменам самостоятельно выбирать условия оплаты по внешнеторговым контрактам. Кроме того, допустимый срок дебиторской задолженности в 120 дней распространили только на экспортные контракты, хотя в проекте он касался и импорта тоже.

Власти Узбекистана демонстрируют стремление постепенно устранить административные барьеры на пути экспорта и облегчить жизнь местным предпринимателям. Так, минувшим летом всем субъектам предпринимательства был разрешен свободный вывоз за рубеж свежей плодоовощной продукции, винограда и бахчевых культур без контроля со стороны монополиста АО «Узагроэкспорт». Тогда же президент отменил правило, по которому экспортеры были обязаны продавать часть валютной выручки государству.

Внешнеторговый оборот Узбекистана в январе-сентябре 2017 года составил более $19,95 миллиарда. Этот показатель вырос на 16,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более 10,35 миллиарда пришлось на экспорт, 9,6 миллиарда – на импорт. Среди основных внешнеторговых партнеров Узбекистана значатся Россия, Китай, Казахстан и Турция.

Международное информационное агентство «Фергана»

 

http://www.fergananews.com/news/27203

Назад

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *