Экспортный ндс порядок применения вычета

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы "Экспортный" НДС: вычет без "особенностей" (Мухин В.)

"Экспортный" НДС: вычет без "особенностей" (Мухин В.)

Дата размещения статьи: 01.07.2016

До сих пор Налоговый кодекс устанавливал особый порядок применения вычетов «входного» НДС в отношении товаров (работ, услуг), облагаемых данным налогом по нулевой ставке. С 1 июля 2016 г. благодаря Закону от 30 мая 2016 г. N 150-ФЗ ситуация кардинальным образом меняется. Правда, во-первых, нововведение коснется не всех, а во-вторых, за «удовольствие» в любом случае придется заплатить…

В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (опубликованы на сайте Минфина 27 июля 2015 г.) одним из «пунктов» антикризисной программы на ближайшую трехлетку значилось упрощение порядка возмещения НДС при экспорте. Основные направления не являются нормативным правовым актом. Однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство РФ о налогах и сборах и внесения их в Правительство.
Стоит отметить, что в части, касающейся упрощения возмещения «экспортного» НДС, законотворцы сработали досрочно — соответствующий законопроект был разработан и внесен в Госдуму еще до утверждения Основных направлений налоговой политики на 2016 — 2018 гг. Тем не менее на некоторое время он «завис» в нижней палате парламента.
Изначально предлагалось установить, что вычеты НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по ставке 0 процентов, будут производиться в общем порядке, то есть по мере принятия приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) на учет и получения счетов-фактур от поставщиков.

«Особые» сложности

Здесь стоит пояснить, в чем, собственно, проблема с «экспортным» НДС. Дело в том, что согласно старым правилам (п. 3 ст. 172 НК) вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом НДС по ставке 0 процентов, в соответствии с п. 1 ст. 164 Налогового кодекса (далее — Кодекс) производятся на момент определения налоговой базы, установленной ст. 167 Кодекса. Для отдельных видов таких операций этим моментом является, в частности, последнее число квартала, в котором собран полный комплект документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки (ст.

165, п. 9 ст. 167 НК).
Авторы законопроекта констатировали, что исходя из правоприменительной практики данных норм Кодекса у налогоплательщиков отсутствует право на налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), использованным для производства товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке до отгрузки соответствующих товаров (работ, услуг). Это подтверждается в Постановлении Президиума ВАС от 14 марта 2006 г. N 12797/05, Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 октября 2012 г. N А10-4826/2011, от 28 февраля 2013 г. N А10-1755/2012, в Постановлении ФАС Уральского округа от 15 марта 2012 г. N А60-13988/2011 и, разумеется, в разъяснениях контролирующих органов.
В наиболее сложном положении оказывались налогоплательщики, которые как реализовывали товары внутри страны, так и направляли их на экспорт; и изначально было неизвестно, сколько товаров и в каком направлении уйдет. Здесь нужно было следовать по следующему алгоритму. В момент приобретения товаров вся сумма НДС заявлялась к вычету, а в момент, когда произойдет отгрузка товаров на экспорт, по закрепленной в учетной политике специальной методике расчетным путем нужно было определить сумму «входного» НДС, приходящуюся на товары, отгруженные на экспорт. На эту дату следовало восстановить «входной» НДС, который ранее (при принятии на учет этих товаров, работ, услуг) был принят к вычету в отношении экспортированных товаров. А уже затем, после подтверждения права на применение нулевой ставки, восстановленный налог вновь надо принять к вычету, заявив его в периоде подтверждения экспорта (в квартале, когда собран весь пакет подтверждающих документов в пределах 180 дней). В общем — «круговорот» с вычетом НДС очевиден.

Обоснованные претензии

Законодатели посчитали, что указанное ограничение является искусственным, нецелесообразным и препятствует развитию хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих операции, облагаемые НДС по нулевой ставке. И на то есть как минимум три причины.
Во-первых, здесь имеет место явная «нестыковка» с принципом равенства налогообложения, которое закреплено в п. 3 ст. 3 Налогового кодекса.

НДС при экспорте в 2018 году

Ведь при применении 18-процентной и 10-процентной ставки НДС такого «круговорота» нет.
Во-вторых, корректно посчитать сумму именно «экспортного» НДС не всегда реально. Любая методика допускает определенные искажения и является, соответственно, не совсем некорректной.
Ну и, наконец, затраты на администрирование данного ограничения (как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговых органов) не оправдывают результатов. Экономический эффект состоит в единоразовом отвлечении денежных средств налогоплательщиков в первом налоговом периоде применения данного ограничения и впоследствии существенно не влияет на размер налоговых обязательств. По факту что происходит? С одной стороны, налогоплательщик «откладывает» новый вычет, но получает право дополнительно возместить старый вычет и так далее.
Так стоит ли, как говорится, «овчинка выделки»?

Законодатели решили, что оно того все же не стоит.

Новые правила — не для всех

Законом от 30 мая 2016 г. N 150-ФЗ указанная несправедливость устранена. Плательщикам НДС предоставлено право получения налоговых вычетов в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, используемых для осуществления операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, при принятии приобретенных товаров на налоговый учет. То есть в данном случае будет работать общий порядок принятия НДС к вычету, предусмотренный в ст. ст. 171 и 172 Кодекса, но…
Надо сказать, что изначально в правительстве поддержали данную идею, направленную как на упрощение жизни экспортеров, так и налоговиков, с одной единственной оговоркой — срок вступления в силу новых правил чиновники настоятельно рекомендовали привязать к дате вступления в силу соответствующего Закона. Дескать, это позволит снизить дополнительные издержки бюджета.
Однако впоследствии появилось еще одно новое вводное. На VII съезде Торгово-промышленной палаты (который проходил в начале марта 2016 г.) глава государства Владимир Путин обратился с просьбой к парламентариям принять как можно скорее законопроект, который предоставит отечественным компаниям, экспортирующим несырьевую продукцию, право применять налоговые вычеты по НДС в упрощенном, ускоренном порядке. Так в законопроект попало уточнение, что общий порядок применения вычетов распространяется только на «несырьевых» экспортеров, а вычеты в отношении операций по реализации сырьевых товаров, как и прежде, применяются в особом порядке.
Отметим, что к сырьевым товарам для целей гл. 21 Кодекса отнесены минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанные с ней другие отрасли промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них. Коды видов данных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС определяются правительством.
Ну и, наконец, последнее изменение: при совершении не подлежащих обложению НДС операций по реализации товаров, вывезенных за пределы территории РФ на территорию государства — члена Евразийского экономического союза, налогоплательщикам вменяется в обязанность составлять счета-фактуры, вести книги покупок и книги продаж. При этом в счетах-фактурах надлежит указывать соответствующие коды вида товара в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС.
Обратите внимание! Нововведения вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. Плюс ко всему общий порядок применения вычетов в отношении экспортных операций распространяется только на товары, принятые на учет после вступления в силу Закона N 150-ФЗ. А поскольку данный Закон официально опубликован на интернет-портале правовой информации 30 мая 2016 г., то «работа» с НДС у экспортеров упростится с 1 июля 2016 г.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

НДС при экспорте

Автор: Светлана

Дата: 2016-07-10

НДС при экспорте

Введение
Эта презентация о главных особенностях расчета НДС в компаниях, которые занимаются экспортом. Итак, при экспорте товаров ставка налога составляет 0 процентов. Но применение нулевой ставки НДС нужно обосновать.

1 При каких условиях можно применить ставку 0 процентов

Для этого компания-экспортер должна:
• подтвердить факт экспорта документами;
• сдать пакет документов в налоговую инспекцию вместе с декларацией по НДС.

2  Какими документами подтвердить ставку 0 процентов

В пакет документов, которые подтверждают факт экспорта, входит:
• экспортный контракт (копия контракта);
• таможенные декларации (их копии или реестры); НДС при экспорте
• копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками таможни.
Чтобы собрать эти документы, организации отводится 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.

3 Как рассчитать налоговую базу по экспорту и принять к вычету входной НДС

Допустим компания уложилась в отведенные 180 дней.

Тогда она вправе применить нулевую ставку. При этом расчет налоговой базы нужно отразить в декларации за квартал, в котором компания собрала полный пакет документов.
Величину налоговой базы надо рассчитать в рублях по курсу Банка России на дату отгрузки товаров.
С авансов, полученных в счет предстоящих экспортных поставок, НДС исчислять не требуется. Суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным при производстве экспортированных товаров, компания может принять к вычету. А если по итогам квартала общая сумма вычетов превысит сумму налога к начислению, – возместить из бюджета.

4 Как возместить налог из бюджета

Получив декларацию по НДС и документы, подтверждающие экспорт, инспекция может провести их камеральную проверку, а также встречные проверки поставщиков компании. Если в декларации будет отражена сумма НДС к возмещению из бюджета, налоговая инспекция проведет камеральную проверку в обязательном порядке. По результатам камеральной проверки налоговая инспекция может принять одно из следующих решений:
• возместить суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным для проведения экспортной операции;
• отказать в возмещении НДС. Если инспекция решила возместить налог, то подлежащая возмещению сумма сначала направляется на погашение недоимки по федеральным налогам. Остальную сумму налога на основании заявления инспекция должна вернуть на расчетный счет или зачесть в счет предстоящих платежей по НДС или по другим федеральным налогам. Но вернемся к мультфильму.

НДС при экспортных операциях

5  Как рассчитать налог, если компания не собрала пакет документов, подтверждающих экспорт

Если компания не соберет в течение 180 календарных дней пакет документов, подтверждающих факт экспорта, с выручки по реализации товаров придется заплатить НДС по ставке 10 или 18 процентов. Тогда входной НДС по товарам (работам, услугам), которые использованы для проведения неподтвержденной экспортной операции, можно принять к вычету на дату отгрузки товаров. Сумму налога, которую нужно начислить к уплате в бюджет, рассчитайте так:
• если реализованные товары облагаются НДС по ставке 18 процентов, по формуле приведенной на слайде;
• если же реализованные товары облагаются НДС по ставке 10 процентов, по формуле приведенной на слайде.
Кроме того, в налоговую инспекцию придется подать уточненную декларацию за тот квартал, в котором товары были фактически отгружены, а также заплатить пени. Если впоследствии компания представит в инспекцию пакет документов, обосновывающих применение нулевой ставки, то суммы НДС, уплаченные по ставке 10 или 18 процентов, можно будет принять к вычету. Право на вычет сохраняется за компанией в течение трех лет после периода отгрузки.

Итоги

Итак, о чем важно помнить, когда речь идет об экспорте.
Первое. Для продажи товаров на экспорт предусмотрена ставка 0 процентов.
Второе. Чтобы применить ставку 0 процентов, компания должна собрать пакет документов, подтверждающих экспорт.
Третье. Тогда входной налог по товарам (работам, услугам), использованным для производства экспортных товаров, можно принять к вычету.

Просмотров: 266

Проблемы возмещения экспортного НДС в Российской практике

Одним из важнейших в российской налоговой системе, но трудным для исчисления является налог на добавленную стоимость. Экономическая природа данного налога сложна для понимания, поскольку содержит в себе ряд противоречий, которые до сих пор не удалось разрешить. Впервые в мировой практике НДС появился во Франции в 1958 г. в результате синтеза налогов на потребление: налога с оборота и налога с продаж. Благодаря своим универсальным качествам (НДС охватывает не только внутренний и внешний товарооборот, но и произведенные работы и услуги) и преимуществам косвенного налогообложения он нашел широкое применение в налоговых системах большинства развитых стран. В России НДС был введен с 1992 г., фактически заменив (вместе с акцизами) прежние налог с оборота, установленный в 1930 г., и налог с продаж, действовавший в течение 1991 г. Новый налог намного превзошел их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций. Его введение в нашей стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы: переход к рыночной экономике, к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг.

Добавленная стоимость как объект налогообложения не выделяется при ведении бухгалтерского учета. Более того, налог взимается даже с таких операций, которые не создают добавленной стоимости (реализация на безвозмездной основе) или объекты которых не имеют потребительских качеств (передача имущественных прав). Налог взимается при отсутствии объекта (с авансов). Исчисляется НДС косвенным методом вычитания (зачетным методом по счетам), предложенным создателем данного налога, французским экономистом М. Лоре. В его основе лежит принцип зачета ранее уплаченных сумм налога при приобретении товаров, работ и услуг, в результате чего каждый последующий продавец уплачивает только ту сумму налога, которая начисляется на вновь созданную в процессе обращения стоимость. Таким образом, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога, полученной от покупателя за реализованные товары, и суммой налога, фактически уплаченной поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы. Метод также получил название счет-фактурного от названия основного носителя налоговой информации — счета-фактуры, в котором отражают стоимость сделки (базу для начисления налога) и валовой НДС по установленной ставке. При этом роль налоговых органов сводится к контролю за исполнением обязательств по уплате НДС поставщиками проверяемых налогоплательщиков, что является самой сложной задачей. Анализ практических материалов налоговых органов по встречным проверкам поставщиков свидетельствует о том, что нередко контрагенты проверяемого налогоплательщика не исполняют свои обязательства по уплате НДС в бюджет, при этом отсутствие у проверяемого налогоплательщика ответственности за действия третьих лиц не позволяет налоговым органам обоснованно отказать экспортеру в возмещении налога в подобных случаях <1>.

<1> Кононыкина М.Г. О нарушении российского законодательства при использовании льготы по возмещению НДС при экспорте товаров, работ, услуг // Российский налоговый курьер. 2006. N 3. С. 15 — 21.

НДС является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджета России. Его удельный вес в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета (без учета сумм возмещаемого налога по экспортным операциям) составляет больше 1/3 на протяжении последних лет <2>.

<2> Овчинникова О.А. Налогоплательщик меняет налоговый режим: тонкости переходного периода по НДС // Российский налоговый курьер. 2006. N N 1 — 2. С. 8 — 15.

В результате сопоставления динамики фактического поступления НДС в федеральный бюджет с суммами возмещаемого налога и темпами роста экспорта установлено, что сумма возмещаемого экспортерам налога составляет практически половину от поступившего в бюджет НДС. Причем имеет место более быстрый рост сумм вычетов (возмещения) НДС по сравнению с увеличением суммы начисленного налога. Это создает реальную угрозу экономической безопасности государства, и проблема контроля над возмещением НДС переходит в разряд стратегических задач обеспечения национальной экономической безопасности.

Обеспечение национальной экономической безопасности в рамках администрирования НДС по экспортным операциям заключается в создании условий, необходимых экспортерам для ведения эффективной хозяйственной деятельности, а государству в лице налоговых органов — для осуществления контроля за возмещением НДС.

Важно отметить, что фактор обеспечения национальной экономической безопасности сопряжен с большими рисками. Применение нулевой ставки по экспортным операциям как юридическая конструкция, созданная для реализации принципа взимания НДС в "стране назначения", создает видимость обложения налогом (без его уплаты) с формальным правом на возмещение налога, уплаченного поставщикам. Такая конструкция предоставляет недобросовестным налогоплательщикам возможность для злоупотреблений и мошенничества (фиктивный экспорт, искажение данных в документах при экспорте, завышение цен при приобретении товаров). Ежегодные потери стран ЕС от такого рода махинаций оцениваются в 4,5 млрд евро, а потери России — в 1,5 — 2 млрд руб. <3>. Однако для налоговых органов экспортный НДС даже без учета преступлений в данной сфере является довольно слабым звеном. Неполная и противоречивая нормативно-правовая база по налогу в части порядка возмещения экспортного НДС, недостаточная эффективность применяемых налоговыми органами методов контроля за возмещением налога используются налогоплательщиками в ущерб государственным интересам, что создает угрозу национальной экономической безопасности. Поэтому совершенствование системы администрирования НДС по экспортным операциям является актуальной задачей для государства, и усиление контроля над правомерностью возмещения НДС в настоящее время остается одним из приоритетных направлений работы налоговых органов.

<3> Пахатинский Э.В. Проблемы документального подтверждения экспорта, связанного с обоснованием налоговой ставки 0% при возмещении НДС организациям-экспортерам // Финансы, деньги, инвестиции. 2006. N 5. С. 14 — 18.

С 1 января 2007 г. применяется новая процедура возмещения НДС при реализации товаров, работ и услуг за рубеж. Теперь на любые вычеты распространяется "внутренний" порядок, иными словами, возмещение НДС по экспорту из категории разрешительного перешло в разряд заявительного <4>.

<4> Шальнева М.С. Проблемы возмещения экспортного НДС в российской практике // Финансы, деньги, инвестиции. 2006. N 3. С. 3 — 13.

Отныне фирме-экспортеру достаточно отразить "иностранные" операции в декларации и в ней же заявить вычет, причем сдавать отдельный отчет больше не надо. Связано это с тем, что п. 6 ст.

Вычет НДС при экспорте несырьевых товаров

164 Налогового кодекса, который содержал требование о подаче отдельной декларации по ставке 0%, с 1 января 2007 г. отменен <5>.

<5> Кононыкина М.Г. Указ. соч.

Упрощенная процедура возмещения экспортного НДС действует только в том случае, если по итогам декларации фирме не причитается возврат налога из бюджета, т.е. если НДС к уплате больше или хотя бы равен сумме вычетов и по экспортным операциям, и по внутренним. В этом случае, как и ранее, в течение 180 дней с даты проведения операции компания должна собрать документы, подтверждающие применение нулевой ставки НДС. Если такие бумаги будут своевременно подготовлены, то в последний день месяца, в котором это произошло, фирма получает право на применение вычетов (абз. 1 п. 3 ст. 172, п. 9 ст. 167 НК). Причем, как уже говорилось, вычеты по экспортным операциям суммируются с аналогичными показателями по внутренним операциям. Полученный результат будет уменьшать НДС, подлежащий уплате в том налоговом периоде, за который подается декларация.

Если же в отведенный срок экспортер не смог собрать необходимый пакет документов, то он все так же должен будет заплатить НДС по ставке 10 или 18% (абз. 2 п. 9 ст. 165 НК). Налоговая база определяется на день отгрузки товаров на экспорт (абз. 2 п. 9 ст. 167 НК), причем в этот же момент у фирмы появляется и право на вычет "входного" НДС по экспортированным товарам (п. 3 ст. 172 НК). Заметим, что ранее такое право налогоплательщикам приходилось отстаивать в судах (Постановление Президиума ВАС от 25 июля 2006 г. N 2014/06).

Как только компания все же соберет документы, подтверждающие применение нулевой ставки НДС, она снова получит право принять к вычету ранее уплаченную сумму налога. Такое право возникнет у экспортера в последний день месяца, в течение которого были окончательно подготовлены документы (п. 10 ст. 171, абз. 2 п. 3 ст. 172 НК).

Несколько иная ситуация складывается в том случае, если сумма вычетов превышает сумму НДС к уплате и в итоге экспортеру причитается некое возмещение из бюджета. Тогда в действие вступают правила обновленной ст. 176 Налогового кодекса. В соответствии с ними экспортер может получить возмещение только после окончания камеральной налоговой проверки декларации. Если ревизия не выявит никаких нарушений, то инспекция в течение семи дней обязана принять решение о возврате НДС фирме. И уже на следующий день контролеры должны направить поручение на возврат суммы налога в Федеральное казначейство, которое в свою очередь обязано перечислить экспортеру налог в течение пяти дней со дня получения платежного документа.

Выходит, что в данном случае порядок возмещения НДС остался разрешительным. Более того, в рассматриваемом случае за инспекцией сохранено право самостоятельно проводить зачет экспортного НДС в счет недоимки по самому налогу, а также в счет задолженности по пеням и штрафам. В то же время теперь компания может сама инициировать подобный зачет, подав соответствующее заявление (п. 6 ст. 176 НК).

Новая редакция Налогового кодекса уточнила и порядок начисления процентов за несвоевременный возврат НДС. Теперь проценты начисляются с 12-го дня после окончания камеральной проверки и по день фактического возврата денежных средств. Справедливости ради заметим, что в ст. 176 Налогового кодекса никак не оговорена ситуация, когда камеральная проверка не завершена в отведенные на нее три месяца. Получается, что, сколько бы ни длилась проверка, проценты все равно будут начисляться лишь с 12-го дня после ее фактического окончания. Таким образом, возможно затягивание вопроса с возмещением НДС.

Проблема возмещения НДС при экспорте всегда порождала проблему уклонения от уплаты НДС. Согласно принципам построения НДС возмещение НДС при экспорте осуществляется для избегания двойного налогообложения с целью обеспечения конкурентоспособности экспортируемых товаров. При этом предполагается, что на всех стадиях создания добавленной стоимости товара соответствующие суммы НДС уплачиваются в бюджет. Поэтому проблем с возмещением НДС экспортерам в теории не возникает. Государство возвращает то, что было уже уплачено.

На практике государство не может обеспечить в полном объеме уплату НДС в бюджет поставщиками и предшествующими им по технологическим цепочкам поставщиков фирмами.

Это связано с тем, что количество участников и сложность структуры экспортных цепочек ничем не ограничены. Среди них могут быть фирмы, имеющие льготы, показывающие прирост недоимки или реструктуризирующие задолженность, либо подставные "однодневки", в которые с помощью трансфертного ценообразования переносится налогооблагаемая база, а деньги просто обналичиваются или с помощью вексельных схем переводятся в другие компании. В результате складывается ситуация, когда к возмещению из бюджета предъявляются суммы, превышающие объем НДС, уплаченный в бюджет на всех стадиях создания экспортируемого товара. Необходимо отметить, что проблема с возмещением НДС при экспорте существует во всех странах, где функционирует НДС и уплата осуществляется по принципу страны назначения, т.е. бюджет страны происхождения товара возмещает экспортеру НДС, который он уплатил своим поставщикам, а импортер уплачивает НДС в бюджет своей страны. Такая система принята, например, в рамках ЕС, где проблема с возмещением НДС в последнее время вышла на одно из первых мест.

Таким образом, для эффективного решения проблемы с возмещением НДС необходимо создать условия, при которых к возмещению в принципе может предъявляться только объем НДС, который уже был или гарантированно будет уплачен в бюджет на всех стадиях формирования добавленной стоимости экспортируемого продукта.

В.С.Мелоян

Аспирант

кафедры налогового права

Всероссийской государственной

налоговой академии

г. Москва

Н.А.Саттарова

Д. ю. н.,

научный руководитель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *