Учет рекламы в бухгалтерии

Многие организации, желая увеличить объем продаж, тратят большие деньги на рекламу. Учет и налогообложение расходов на рекламу всегда вызывает множество вопросов. Данная статья посвящена учету рекламных расходов как на общем режиме налогообложения, так и на УСН.

 

Особенности бухгалтерского учета рекламных расходов

Рекламные расходы в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности и учитываются без НДС.

Бухучет рекламных расходов как и многие другие расходы регламентируется положением по бухгалтерскому учету под номером 10/99 «Расходы организации» и ведется в соответствии с Планом счетов, утвержденный Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

Рекламные расходы признаются в бухучете на день подписания акта об оказании таких услуг. К акту может быть приложено сопроводительное письмо и фотоотчет.

 В этот день бухгалтер обязан сделать следующие проводки:

Дт 44 «Расходы на продажу» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Расходы, связанные с рекламой, признаются в бухучете в полном объеме в том периоде, в котором они были признаны расходами по обычным видам деятельности. При этом данный вариант учета обязательно должен быть прописан в учетной политике фирмы.

Списание расходов на рекламу производиться по Кт 44 счета в дебет 90.2 счета, который имеет название «Себестоимость продаж».

 

Рекламные расходы при УСН

Список расходов при УСН при системе налогообложения «доходы-расходы» носит исчерпывающих характер, и такой перечень закреплен в п.1 ст. 346.16 НК РФ. В список входят и расходы на рекламу (пп. 20 п.1 статья 346.16 НК РФ). А именно расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.

 

О том, как отразить расходы на рекламу

Многие налогоплательщики применяют упрощенную систему налогообложения, но при этом также несут рекламные расходы. Рекламные расходы при УСН учитываются по аналогичным правилам, что и действуют для налога на прибыль. Соответственно расходы на рекламу можно разделить на нормируемые и ненормируемые расходы. Полный и исчерпывающий перечень рекламных расходов закреплен в пункт 4 статьи 264 НК РФ.

Согласно  п.

2 статьи 346.17 Налогового кодекса расходами организации при УСН признаются затраты только после момента их оплаты. Поэтому существуют особенности при расчете норматива. Например, при расчете норматива в состав доходов от реализации входят суммы полученных авансов. А при возврате аванса доходы от реализации можно уменьшить на сумму возвращенного аванса. При этом перерасчет прошлых периодов не производиться (Письмо Минфина N 03-11-06/2/5832 от 11.02.2015).

 

Рекламные расходы при УСН отражаются определенными бухгалтерскими записями, во-первых, делается проводка Дебет 44 счета «Расходы на продажу» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а списаны расходы на рекламу проводка: Дт 90 счета «Продажи», субсчет 90.2 «Себестоимость продаж» Кредит 44 счета.

 

Суть проводки

Дт

Кт

Сумма, рублей

Отражены расходы на рекламу

44

60

1 180

Перечислены денежные средства за рекламу

60

51

1 180

Расходы за рекламу включены в себестоимость

90.2

44

1 180

 

Как учесть расходы на рекламу при УСНО

Реклама — двигатель торговли. И, пожалуй, не существует организаций и предпринимателей, которые не стремились бы продвинуть свой товар, привлечь к нему внимание покупателей. Но реклама требует затрат, и порой немалых. Давайте разберемся, какие особенности учета рекламных расходов существуют при применении УСНО с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Рекламные расходы: нормируемые или нет

При "упрощенке" расходы на рекламу учитываются по тем же правилам, что и для целей исчисления налога на прибыль <1>. Следовательно, "упрощенные" рекламные расходы также делятся на нормируемые и ненормируемые <2>.

Перечень ненормируемых рекламных расходов закрытый <3>. К ним относятся расходы:

  • на рекламу через СМИ;
  • на наружную рекламу;
  • на участие в выставках, ярмарках, экспозициях (в том числе на уценку товаров, потерявших первоначальные качества при экспонировании);
  • на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
  • на изготовление рекламных брошюр и каталогов (в том числе листовок, лифлетов и флаерсов) <4>.

Все остальные рекламные расходы нормируются. К примеру, это могут быть расходы:

  • на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;
  • на рекламу на транспортных средствах;
  • на размещение рекламных щитов в вестибюлях станций метро и у эскалаторов.

Как и все иные, расходы на рекламу в целях исчисления налога при УСНО принимаются только после их оплаты <5>. И конечно же, они должны быть обоснованны и документально подтверждены <6>.

Сложностей с учетом ненормируемых рекламных расходов у "упрощенцев" обычно не возникает. Главное — правильно определить, что ваши расходы действительно ненормируемые. А вот с учетом нормируемых расходов не все так просто.

<1> Подпункт 20 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ.
<2> Пункт 4 ст. 264 НК РФ.
<3> Абзацы 2 — 4 п. 4 ст. 264 НК РФ.
<4> Письмо Минфина России от 06.12.2006 N 03-03-04/2/254.
<5> Пункт 2 ст. 346.17 НК РФ.
<6> Пункт 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ.

Учет нормируемых расходов

Лимит нормируемых расходов на рекламу составляет 1% выручки от реализации. Так как при УСНО доходы и расходы определяются кассовым методом, в расчет принимается только "оплаченная" выручка и полученные авансы <7>.

Внимание!При расчете норматива для учета рекламных расходов внереализационные доходы не учитываются.

Поскольку доходы и расходы при расчете налоговой базы определяются нарастающим итогом, то объем выручки в течение года растет от одного отчетного периода к другому, а значит, растет и размер лимита рекламных расходов <8>. В связи с этим затраты на рекламу, не признанные ранее из-за превышения норматива в одном отчетном периоде, могут быть учтены в последующих отчетных периодах или по итогам года.

Для упрощения учета рекламных затрат можно вести отдельный налоговый регистр, например, в таком виде:

Период Сумма оплаченных
нормируемых
расходов
на рекламу, руб.
"Оплаченная"
выручка и
полученные авансы,
руб.
Норматив,
руб.
(гр. 5 x
1%)
Учитываемая сумма
расходов, руб.
За
квартал
Нарастающим
итогом с
начала года
(гр. 3
предыдущей
строки +
гр. 2)
За
квартал
Нарастающим
итогом с
начала года
(гр. 5
предыдущей
строки +
гр. 4)
Нарастающим
итогом с
начала года
(гр. 3, если
гр. 3 <
гр. 6; гр. 6,
если гр. 3 >=
гр. 6)
За квартал
(гр. 7 —
гр. 7
предыдущей
строки)
1 2 3 4 5 6 7 8
I
квартал
1 200 1 200 280 000 280 000 2 800 1 200 1 200
II
квартал
4 000 5 200 400 000 680 000 6 800 5 200 4 000
III
квартал
7 500 12 700 300 000 980 000 9 800 9 800 4 600
IV
квартал
2 200 14 900 400 000 1 380 000 13 800 13 800 4 000

* * *

Для того чтобы не допустить ошибок при исчислении налога при УСНО, в первую очередь надо определить, являются ли ваши рекламные расходы нормируемыми. Если расходы не нормируются, учесть их можно без затруднений. А если нормируются, следите за тем, чтобы не допустить превышения норматива.

<7> Пункт 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17, п.

4 ст. 264, п. 2 ст. 249 НК РФ.
<8> Пункт 5 ст. 346.18 НК РФ.

А.В.Кононенко

Юрист

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *