Учет билетов в бухгалтерском учете

Текст статьи

Коваленко Елена Валентиновна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВО Омский государственныйпедагогический университет, г.Омскe.v.kovalenko@omgpu.ru

Шутов Владимир Иванович,студент 3 курса факультета «Экономики, менеджмента, сервиса и туризма»,ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, г. Омскneuertag@yandex.ru

Особенности учетаэлектронных билетов

Аннотация. Данная статья посвящена учету электронных билетов, а именно их бухгалтерскому и налоговому учету. Приведены бухгалтерские проводки, необходимые при учете электронных билетов. Рассмотрена возможность принятия НДС к вычету. Встатье проанализировано,в каком случае необходима регистрация электронных билетов в Книге покупок. А также в данной статье описано, что требуется сделать, чтобы списать расходы на проезд при утере билета, и что необходимо предпринять, если электронный билет на иностранном языке.Ключевые слова: электронный билет, учет, бухгалтерские проводки, НДС, Книга покупок.

Электронные документы значительно упростили многие действия и позволяют экономить время пользователей, являясь неотъемлемой частью жизни многих людей. В настоящее время большойпопулярностью стали пользоваться электронные билеты.Электронный билет или eticket –это цифровой документ, удостоверяющий договор перевозки между пассажиром и перевозчиком. В отличие от бумажногобилета, он представляет собой запись в базе данных [1].

Электронный авиабилет также как и бумажный билет является официальным документом, удостоверяющим заключение Договорао воздушной перевозке между авиакомпанией и пассажиром (п. 2 ст. 786ГК РФ).В электронном проездном билете информация о железнодорожной перевозке пассажира представлена в электронноцифровой форме и содержится в автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте[2].Контрольный купон электронного проездногодокумента формируется на каждого пассажира после покупки билета через интернет. При этом контрольный купон действителен в любом виде: изображение в мобильном телефоне, в электронной почте, распечатка и т.п.Однако контрольный купон электронного проездного документа служит бланком строгой отчетности, который можно непосредственно использовать для финансовых операций. Например, сотрудникам, ездящим в командировки теперь не обязательно предъявлять в бухгалтерию организации для подтверждения факта поездки бумажный билет,достаточно предоставитьраспечатку контрольного купона.Из письма Федеральной налоговой службы России от 18.08.2009 N3206/90 следует, что авансовый отчет является первичным документом, на основании которого принимаются к учету расходы на командировку.Утверждается при наличии письменного отчета о выполненной в командировке работе, согласованным с руководителем структурного подразделения работодателя) с приложенными к нему документами, подтверждающими произведенные расходы.Из разъяснений Министерства Финансов России следует, что если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то удостоверяющим документом, подтверждающим расходы на приобретение данного авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указываетсястоимость перелета, а также посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (письма Министерства Финансов России от 06.06.2012 N030306/4/61, от 24.11.2011 N030307/55, от 06.07.2011 N030307/25, от 13.12.2010 N030306/4/123, от 16.08.2010 N030307/27, от 27.07.2010 N030307/25)[3].В бухгалтерском учете делаются следующие записи: Дебет 60 Кредит 51 перечислены контрагенту денежные средства на приобретение билета; Дебет 50, субсчет «Денежные документы» Кредит 60 отражено поступление билета в сумме фактических затрат на его приобретение с учетом НДС (на основании накладной поставщика); Дебет 71 Кредит 50, субсчет «Денежные документы» выдан работнику электронный билет. На дату утверждения руководителем организации авансового отчета работника: Дебет 20 Кредит 71 отражена в расходах стоимость электронного билета; Дебет 19 Кредит 71 выделен предъявленный НДС; Дебет 68 Кредит 19 принят к вычету НДС.В налоговом учете основной проблемой, с которой сталкивается бухгалтер при отражении расходов на приобретение электронных билетов, является возможность принятия НДС к вычету, если в электронном билете не выделена отдельно сумма НДС, но есть записи «включая 18% НДС» либо «в т.ч. НДС –18%». По мнению Министерства Финансов России (письма от 30.01.15 г. № 030711/3522, от 30.07.14 г. № 0307 11/37594, от 10.01.13 г. № 030711/01), вычет НДС в такомслучае невозможен, так как электронный билет (в отличие от бумажного билета) не является бланком строгой отчетности, и положения п.7 ст. 171 НК РФ к нему не применимы.Если сумма НДС отдельной строкой в билете не выделена, то общая стоимость билета (с НДС) учитывается при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов (п.п. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).Многие авиакомпании расшифровывают каждый вид услуги отдельно (топливный сбор, услуги по бронированию авиабилетов) и проставляют соответствующую ему сумму НДС. Однако, возможны ситуации, когда в электронном авиабилете указывается общая стоимость и соответствующая ей сумма НДС без детализации кодов услуг, и, если обратным счетом вычислить ставку НДС, она не будет соответствовать 18% либо 10%.Если сумма НДС выделяется отдельной строкой, то билет необходимозарегистрироватьв Книге покупок. При этом номер билета, являющегося является номером документа строгой отчетности, а также дату оформления билета нужно проставить в графе «Дата и номер счетафактуры продавца».При этом, авиакомпании не указывают свой ИНН в билете, так как данный реквизит не является обязательным согласно приказа Министерства транспорта России от 08.11.06 № 134. Поэтому достаточно вписать название авиакомпании. А вот в электронных билетах на поезд ИНН есть, поэтому его следует вписать в Книгу покупок. Регистрировать билет надо на дату утверждения авансового отчета сотрудника, ведь именно в этот момент у компании возникает право на вычет. Эту дату отражают в графе 4 Книги покупок.Заявлять вычет неправомерно, если НДСв билетене выделен или в билете есть только общая строчка «Налоги и сборы» (ст. 168 НК РФ). Поэтому расчетным путем определять НДС компании не нужно. Регистрации такой билет в Книгепокупок не подлежит.

В этом случае всю стоимость билета, а также налоги и сборы, следует поставить в расходы по налогу на прибыль [4].Подтверждение расходов на проезд при направлении сотрудника в командировку является обязательным. Неправомерно принимать к оплате справку, содержащую только сведения о стоимости билета. Подтвердить расходы на проезд возможно архивной справкой, выданной авиаперевозчиком или его представителем и заверенной его печатью.В этой справе должны быть отражены данные, подтверждающие факт приобретения билета и его стоимость (фамилия, имя, отчество сотрудника, маршрут, стоимость билета, дата полета, номер рейса, номер посадочного места, и т.п.) (письма Министерства Финансов РФот 07.06.2013 № 030307/21187,от 18.05.2015 № 030306/2/28296, письмо УФНС России по г. Москве от 07.08.2012 № 1615/071659).Согласно пункту 9 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухучета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.В том случае, если организация изъявила желание принять к вычету суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки, например, проезд к месту служебной командировки и обратно, то ей следует сделать построчный перевод на русский язык. Однако,переводить необходимо только реквизиты, нужные для применения вычета. Отмечено, что перевод другой информации, не относящейся к применению налогового вычета, например, условия применения тарифа, правила перевозки багажа, и прочее, не является обязательным[5].

Ссылки на истончики1.Бухгалтерия.ру [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/article/n67351.2.КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/21778.html.3.Аккредитованный удостоверяющий центр [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://otchetonline.ru/art/konsultacziigaranta/29724kogdaikaksleduetotrazhatvbuxgalterskomuchetepriobretennyeuagentaaviabiletypodate.4.Интернетпортал pravcons.ru[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.pravcons.ru/publ081020121.php.5.«Актуальная бухгалтерия» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://aktbuh.ru/nalogiiuchet/nalognapribyl/eslielektronnyybiletnainostrannomyazyke.

Учет затрат на билеты имеет ряд особенностей, которые мы попытаемся изложить на этой странице.

Билет, вопреки устоявшемуся стереотипу, не является товаром. Согласно ст. 786 ГК РФ билет – этот документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира. В настоящее время все большее распространение получают «электронные билеты» — билеты в бездокументарной форме. В такой форме выпускаются более 90 % авиабилетов и уже значительная часть железнодорожных билетов.

Для целей налогообложения прибыли расходы по оплате стоимости проезда работника к месту командировки и обратно учитываются в суммах, подтвержденных проездным документом.

(Письмо Минфина РФ и от 10.01.2013 № 03-07-11/01).

Порядок списания расходов на приобретение электронных билетов устанавливается в письме ФНС России от 12.10.2012 № АС-4-2/17308.  «Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной нформационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете   маршруту.

Документом, подтверждающим произведенные расходы на приобретение железнодорожного билета, является контрольный купон электронного проездного документа (билета), полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети.»

Аналогичные положения содержатся и в письмах Минфина РФ от 16.08.2010 № 03-03-07/27, от 26.04.2012 № 03-03-04/1, и от 30.04.2013 № 03−03−07/15219, а такжеписьме УФНС по г. Москве от 07.08.2012 № 16-15/071659.

Стоимость билетов учитывается в составе командировочных расходов на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Организация также может списать на расходы и затраты на выплату вознаграждения организации-посреднику (агентству). В письме УФНС по г. Москве от 01.07.2010 № 16-158/069225  указывается, что затраты на выплату вознаграждения организации-посреднику в состав командировочных расходов не включаются и при определении суммы расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода, учитываются организацией-заказчиком обособленно. Основанием для такого учета являются посреднический договор с организацией-продавцом и документы, подтверждающие факт оплаты услуг посредника.

Особенно следует отметить, что согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Необходимость перевода проездных документов на русский язык устанавливается в письмах Минфина РФ от 24.03.2010 № 03-03-07/6 и от 20.04.2012 № 03-03-06/1/202, где также указывается, что подобный перевод может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистом самой организации.

Учет НДС, уплаченного при приобретении билетов для работников организаций, также имеет существенное отличие от порядка учета НДС по приобретаемым организацией товарам и услугам.

Минфин РФ в письмах от 21.09.2012 № 03-07-11/393 и от 10.01.2013 № 03-07-11/01 разъясняет, что на основании п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.»

Особо следует отметить, что счета-фактуры не могут служит основанием для предъявления к вычету суммы НДС по расходам на проезд. Разъяснение по данному вопросу содержится в письме УФНС по г. Москве от 10.01.2008 № 19-11/603, где сказано, что «при оказании авиатранспортной компанией услуг по перевозке пассажиров, оформленных авиабилетами, счета-фактуры не выписываются. Также авиатранспортная  компания не выписывает счета-фактуры и в случае реализации билетов населению (в том числе юридическим лицам для своих сотрудников) через другие организации (агентства), с которыми у нее заключены агентские договоры.

Налоговым законодательством не предусмотрено выставление счетов-фактур авиатранспортной компанией при реализации авиабилетов населению (юридическим лицам для своих отрудников), в том числе и через агентства (организации), с которыми у авиатранспортной компании заключены агентские договоры. Поэтому агентство (посредник) не вправе выставлять счета-фактуры при реализации билетов населению.»

Таким образом, выставление счетов-фактур на билеты, практикуемое некоторыми агентствами и, зачастую, требуемое организациями-покупателями, не соответствует налоговому законодательству РФ и является его прямым нарушением.

Также нарушением налогового законодательства является и учет НДС по билетам на основании счетов-фактур, поскольку, как указано в письме Минфина РФ от 10.01.2013 № 03-07-11/01, регистрация в книге покупок счетов-фактур,  выставленных агентством, реализующим авиабилеты от имени транспортных компаний, нормами Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 не предусмотрена.

Также следует помнить, что вычет НДС, указанного в билете, оформленном на иностранном языке, возможен только в случае перевода на русский язык реквизитов, необходимых для применения такого вычета. Это разъяснение содержится в письме Минфина РФ от 10.04.2013 № 03-07-11/11867.

В случаях, когда в билете сумма НДС отдельной строкой не выделена, то вся сумма, указанная в билете, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Такой порядок учета установлен в письме Минфина РФ от 10.01.2013 № 03-07-11/01.

Вернуться к списку статей

Бухгалтерский самолетик — техника отражения в бухгалтерском учете проводок, с помощью графического отражения записей по каждому счету в "Т"-образной форме, называемой самолетиком.

Разъяснение

В бухгалтерском учете используется метод двойной записи (см. Двойная запись), смысл которго в том, что каждая хозяйственная операция отражается отражением по дебету одного счета и кредиту другого. Состояние бухгалтерского счета нередко показывают с помощью так называемого Самолетика, где слева отражаются записи по дебету счета (см. Дебет бухгалтерского счета), а справа записи по кредиту счета (см. Кредит бухгалтерского счета). Сама "Т"-образная форма такого отражения напоминает самолетик, откуда и появилось название.

Обычно бухгалтерский самолетик используют новички в бухгалтерском учете, чтобы наглядно видеть результат отражения в учете той или иной операции. Профессионалы редко пользуются бухгалтерскими самолетиками.

Итоговый результат от всех операций называется остаток счета или сальдо (см. Сальдо (остаток) счета).

Пример

Торговая организация реализует товар, себестоимостью 100 рублей, по цене 120 рублей (НДС не облагается). Эта хозяйственная ситуация отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:

В результате этой операции Торговая организация получила дебиторскую задолженность на сумму 120 рублей (остаток по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»), прибыль в размере 20 рублей (остаток по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки») и списала с баланса товары себестоимостью 100 рублей (счет 41 «Товары»).

Бухгалтерские самолетики по этим операциям состоят из самолетиков по счетам 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 41 «Товары», 90 «Продажи», 99 «Прибыли и убытки». Бухгалтерские самолетики выглядит так (Д — дебет, К — кредит):

Примеры использования термина в речи

"Чтобы отразить эту операцию в бухгалтерском учете я использовал бухгалтерский самолетик к счетам 20 и 90".

бухгалтерском самолетике к счету 62 была выявлена ошибка в дебете счета на сумму 100 рублей".

30.05.2018

Дополнительно

Бухгалтерский счет — учетная единица, которая используется для бухгалтерского учета информации об однородных активах, обязательствах, капитале.

Дебет бухгалтерского счета — левая сторона бухгалтерского счёта. Происходит от латинского debet, что означает «он должен».

Двойная запись — метод ведения бухгалтерского учета, который предусматривает, что каждая хозяйственная операция отражается как по дебету, так и по кредиту счетов бухгалтерского учета.

Кредит бухгалтерского счета — правая сторона бухгалтерского счёта. Происходит от латинского credit, что означает «доверие».

Оборотно-сальдовая ведомость — регистр бухгалтерского учета, который содержит информацию об остатках и оборотах по бухгалтерским счетам за период.

План счетов бухгалтерского учета — документ, к котором указан перечень счетов бухгалтерского учета и порядок их применения.

План счетов бухгалтерского учета(Документ)

Сальдо (остаток) счета — итоговый результат бухгалтерского счета на какую-либо дату

Сторно (Красное сторно) — бухгалтерская проводка с отрицательными числовыми значениями. Используется для исправления ошибок в бухгалтерском учете.

Трактат о счетах и записях (Лука Пачоли)

Главная — Статьи

Авиационные билеты: бухгалтерский и налоговый учет продажи и штрафов при возврате

 

Авиабилет является договором перевозки между авиакомпанией и пассажиром, предоставляющим право на услуги авиационной пассажирской перевозки, в виде именного документа установленного образца. Билет является средством контроля и подлежит обязательной регистрации перед вылетом, после регистрации пассажир получает посадочный талон.
Приобрести авиабилеты покупатель может в туристской фирме или напрямую в авиакомпании. Необходимо отметить, что в дальнейшем от этого будет зависеть перспектива возмещения денежных средств за отказ от уже приобретенного авиабилета.
Практика свидетельствует, что наиболее распространена покупка авиабилетов через туристские фирмы, которые по действующему законодательству имеют заключенные с авиакомпаниями агентские договоры на реализацию данных билетов. В этом случае с туристом заключается договор купли-продажи.
По агентским договорам турфирмы обязуются оформить и продать билеты по требованиям и правилам, которые устанавливает авиакомпания. За свои услуги турфирма получает от перевозчика вознаграждение, которое и является ее выручкой и с которой необходимо платить налоги.
Авиакомпания самостоятельно решает, входит ли вознаграждение посредника в стоимость авиаперелета, которая указывается на бланке билета, либо такое вознаграждение оформляется на специальных бланках (квитанция сборов за оформление).

Данные квитанции, так же как и авиабилеты, являются бланками строгой отчетности.

Пример 1. Турагентство "Авиатур-Инн" имеет заключенный агентский договор с авиакомпаний "Ред Вингс Эйр", на основании которого осуществляет продажу авиабилетов по маршруту Москва — Салоники — Москва и Москва — Афины — Москва.
В мае 2010 г. турагентством было продано 8 авиабилетов:

    
М — Салоники — М 27.05 — 03.06.2010 — 2      12 000        
М — Салоники — М 02.06 — 12.06.2010 — 2      13 500        
М — Афины — М    21.06 — 28.06.2010 — 2      17 000        
М — Салоники — М 07.06 — 09.06.2010 — 2      13 000        

Вознаграждение турагентства в соответствии с договором составляет 15% от стоимости проданных авиабилетов. Авиакомпании перечисляется стоимость авиабилетов за вычетом вознаграждения.
В бухгалтерском учете турагента "Авиатур-Инн" будут сделаны следующие записи:
— в кассу получены денежные средства за авиабилеты (12 000 руб. x 2 + 13 500 руб. x 2 + 17 000 руб. x 2 + 13 000 руб. x 2):
Дебет счета 50 "Касса"
Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"    111 000 руб.;
— получены бланки авиабилетов от авиакомпании:
Дебет счета 006 "Бланки строгой отчетности"               111 000 руб.;
— списаны бланки проданных авиабилетов:
Кредит счета 006                                          111 000 руб.;
— отражена задолженность перевозчику по проданным авиабилетам:
Дебет счета 62
Кредит     счета     76    "Расчеты    с    разными    дебиторами     и
кредиторами"                                                  111 000 руб.;
— отражена выручка от продажи авиабилетов в размере агентского вознаграждения (111 000 руб. x 0,15):
Дебет счета 76
Кредит счета 90 "Продажи", субсчет "Выручка",              16 650 руб.;
— начислен НДС с агентского вознаграждения (16 650 руб. x 18% / 118%):
Дебет счета 90, субсчет "Налог на добавленную стоимость",
Кредит  счета 68  "Расчеты  по  налогам  и  сборам",  субсчет  "Расчеты
по НДС",                                                         2540 руб.;
— перечислена авиакомпании стоимость перевозки за вычетом вознаграждения по агентскому договору (111 000 руб. — 16 650 руб.):
Дебет счета 76
Кредит счета 51 "Расчетные счета"                           94 350 руб.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (п. п. 1, 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ). При этом на практике случаются ситуации, в результате которых пассажиру приходится аннулировать приобретенный авиабилет.
Клиент вправе отказаться от исполнения договора, вернув купленные авиабилеты, при этом ему необходимо оплатить установленные штрафы за расторжение договоренности.
В случае отказа от полета, возврата или обмена авиабилета необходимо помнить, что условия отказа от полета, возврата или обмена авиабилета зависят от тарифа. Общее правило заключается в следующем: чем дешевле билет, тем с большими потерями производится его обмен или возврат.
Возврат производится на основании предъявляемого авиабилета с неиспользованными полетными купонами.
В случае отказа от полета по желанию пассажира (добровольный возврат) возврат денег за неиспользованный билет производится только в агентстве продажи билета. За несвоевременный отказ от полета (как правило, менее чем за сутки до вылета) с пассажира может удерживаться сбор (штраф) в установленном порядке. Некоторые виды предлагаемых тарифов накладывают ограничения на возврат вне зависимости от времени возврата вплоть до полного запрета возврата купленного билета.
В случае отказа от полета по независящим от пассажира причинам — отмена или задержка рейса, отсутствие мест на рейсе и т.п. (вынужденный возврат) — возврат, как правило, может быть произведен в кассах непосредственно в аэропорту. При этом никакие сборы или штрафы взиматься не должны.
Необходимо уделить внимание тому, что в случае вынужденного возврата представители авиакомпании в аэропорту или работники службы регистрации обязаны сделать в билете соответствующую отметку и заверить ее печатью или личным штампом, так как только такая отметка является основанием для агентства, производящего возврат денег, для признания возврата вынужденным.
По ст. 108 Воздушного кодекса РФ пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета, уведомив об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправления. Кроме того, авиаперевозчик вправе установить льготный срок. Тогда пассажир должен получить обратно всю уплаченную перевозчику сумму. При отказе от полета позднее установленного срока (менее чем за 24 часа до вылета) пассажир имеет право получить обратно уплаченную сумму с удержанием сбора. Законодательно оговорено, что его размер не может превышать 25% от стоимости перевозки.
Иностранные компании в большинстве своем удерживают достаточно большие штрафы, так как на них не распространяются требования, предъявляемые к российским перевозчикам.
В любом случае покупка авиабилета должна сопровождаться изучением покупателем условий и правил его возврата, отказа или обмена, т.к. популярные на сегодняшний момент минимальные тарифы представляют собой невозвратные и неменяемые билеты, при этом они могут подразумевать возврат только такс и аэропортовых сборов.
Размер штрафа не более 25% за отказ от перевозки менее чем за 24 часа до полета установлен также в ч. XXIII "Возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку" Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82.
Такой вид штрафа действует только по договору перевозки, который заключается между пассажиром и самим перевозчиком.
В случае покупки авиабилета в туристской фирме, которая имеет агентский договор с перевозчиком, договором между клиентом и турфирмой оговариваются все размеры штрафов, правила взимания и условия их возникновения. Это обосновано тем, что перевозчик свободен в установке штрафов для турфирмы, реализующей его авиабилеты. Поэтому в данной ситуации конечные штрафы для пассажира в случае возврата билета и отказа от вылета могут отличаться от законодательно установленных и подлежат обязательному жесткому закреплению в договорных отношениях. Зачастую турфирмы устанавливают также дополнительные штрафные санкции для покрытия собственных расходов, понесенных при реализации авиабилетов.

Пример 2. Турагентство "ТревелЭйрбас" имеет заключенный агентский договор с авиакомпанией "Тай Авиа", на основании которого осуществляет продажу авиабилетов по маршруту Москва — Куала-Лумпур — Москва. Стоимость одного билета равна 60 000 руб. Агентское вознаграждение составляет 12% от стоимости билета. Турагентство "ТревелЭйрбас" не является плательщиком НДС.
Пассажиром было приобретено два авиабилета, и за 7 дней до осуществления вылета был осуществлен отказ от перелета. Штрафные санкции авиакомпании в данном случае составили 30% от общей стоимости авиаперелета, штрафы агентства — 2000 руб. с каждого проданного билета, подлежащего возврату.
В бухгалтерском учете турагента будут осуществлены следующие проводки:
— получены денежные средства за авиабилеты:
Дебет счета 50
Кредит счета 62                                           120 000 руб.;
— получены бланки авиабилетов от авиакомпании:
Дебет счета 006                                           120 000 руб.;
— списаны бланки проданных авиабилетов:
Кредит счета 006                                          120 000 руб.;
— передан авиабилет покупателю:
Дебет счета 62
Кредит счета 76                                           120 000 руб.;
— отражена выручка от продажи авиабилетов в размере агентского вознаграждения (120 000 руб.

x 0,12):
Дебет счета 76
Кредит счета 90, субсчет "Выручка",                        14 400 руб.;
— перечислена авиакомпании стоимость перевозки за вычетом агентского вознаграждения (120 000 руб. — 14 400 руб.):
Дебет счета 76
Кредит счета 51                                           105 600 руб.;
— отражен штраф за аннуляцию перевозки (120 000 руб. x 0,3):
Дебет счета 91 "Прочие расходы и доходы", субсчет "Прочие расходы",
Кредит счета 76                                            36 000 руб.;
— отражены штрафы и расходы, подлежащие возмещению организацией (36 000 руб. + 2000 руб. x 2):
Дебет счета 62
Кредит счета 91, субсчет "Прочие доходы",                  40 000 руб.;
— возвращен авиабилет покупателем:
Дебет счета 76
Кредит счета 62                                           120 000 руб.;
— получены бланки авиабилетов от покупателя:
Дебет счета 006                                           120 000 руб.;
— возвращены авиабилеты авиакомпании:
Кредит счета 006                                          120 000 руб.;
— на расчетный счет получены от авиакомпании деньги за возвращенный билет за вычетом штрафных санкций (105 600 руб.

— 36 000 руб.):
Дебет счета 51
Кредит счета 76                                            69 600 руб.;
— сторнировано агентское вознаграждение:
Дебет счета 76
Кредит счета 90, субсчет "Выручка",                        14 400 руб.;
— возвращен остаток денежных средств покупателю (120 000 руб. — 40 000 руб.):
Дебет счета 62
Кредит счета 50                                             80 000 руб.

Таким образом, штрафы, которые турфирма уплачивает авиакомпании за возврат билетов, включаются в бухучете в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
В целях налогообложения прибыли эти суммы отражаются как внереализационные расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (пп. 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Однако для турфирм, применяющих упрощенную систему налогообложения, штрафы в целях налогообложения не принимаются, поскольку они не поименованы в закрытом перечне затрат (п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *