Учет банковских гарантий

Банковская гарантия — это финансовый инструмент, который достаточно широко применяется в госзакупках. В статье разберемся, каким образом они отражаются в бухгалтерском и налоговом учете организации-заказчика.

Гарантия банка выступает в роли обеспечения стабильности договорных отношений между заказчиком и исполнителем. Она является своего рода страховым залогом от возникающих рисков, связанных с отказом одной из сторон от выполнения своих обязательств. В этой статье мы рассмотрим, как производится учет банковских гарантий в бухгалтерском учете.

Сущность и нормативно-правовая база

Банковская гарантия (проводки в бухучете приведем ниже) — это обязательство, которое банк или любая другая кредитная организация выставляют в качестве страховки исполнения контрактных (договорных, закупочных) условий. Она предоставляется как в электронной, так и в письменной форме.

Если исполнителем был нарушен ряд условий, то банк выплачивает организации-заказчику документально установленную денежную сумму.

В отношениях, связанных с предоставлением, задействованы три участника:

  • гарант (банк) — субъект, который за определенное вознаграждение принимает на себя обязательство;
  • принципал (исполнитель) — участник, инициирующий выдачу БГ и являющийся должником в соответствии с условиями соглашения;
  • бенефициар (заказчик) — лицо, чьи интересы защищаются посредством БГ.

Регулируются операции по БГ гражданским и банковским законодательством. В этих же нормативно-правовых актах можно найти ответ на вопрос, ставится ли на учет банковская гарантия.

В Гражданском кодексе РФ положения, регламентирующие данное финансовое обязательство, прописаны в главе 23 (параграф 6, ст.168, 169, 374-379, ст. 429 ГК РФ). Выдача БГ кредитными организациями относится к операциям банка на основании п.8 ч.1 ст. 5 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1.

Отражение банковской гарантии в бухгалтерском учете находится в прямой зависимости от вида финансового обязательства, для обеспечения которого она была выдана. Есть ряд ситуаций, для которых необходима выдача:

  1. Для обеспечения исполнения условий по оплате приобретаемого имущества (МПЗ и ОС).
  2. Для страховки выполнения кредитов, займов и прочих долговых обязательств.
  3. Для поручительства при возвращении авансового платежа, так как многие исполнители ставят условие о необходимости предоставления аванса.
  4. Для гарантирования реализации прочих обязанностей.

Учет банковских гарантий в бюджетном учреждении

При проведении конкурсных и аукционных процедур организация-заказчик устанавливает обязательное требование к обеспечению заявок. Оно может быть передано участником закупки как путем внесения денежных средств на расчетный (лицевой) счет заказчика, так и предоставлением БГ. На основании п. 351 Инструкции № 157н, бухгалтерский учет банковской гарантии, полученной в качестве обеспечения заявки, производится на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательства». Согласно письму Минфина от 27.07.2014 № 02-07-07/31342, денежные средства, поступившие как обеспечение на участие в конкурсе или закрытом аукционе, а также как обеспечение исполнения контракта, на забалансовом счете 10 не учитываются.

Банковская гарантия, учет в бухгалтерии бюджетного учреждения которой производится строго в день наступления гарантийной ответственности, должна совпадать по стоимости с теми обязательствами, исполнение которых она гарантирует. В день прекращения гарантийно-финансовых условий проводится уменьшение установленной суммы на 10 счете забаланса.

Проводки для бухучета

Поступившие от кредитной организации (банка) денежные средства, направленные на исполнение, отражаются в бухучете следующими проводками:

  • Дт 2.201.11.510 Кт 2.205.41.660 — денежные средства, поступившие на лицевой счет БУ (уплата бенефициару суммы, на которую выдана БГ);
  • Дт 2.205.41.560 Кт 2.401.10.140 — начисление дохода в размере обеспечения по БГ в случае ее поступления в распоряжение бюджетного учреждения.

Банковская гарантия: налоговый учет

Отражение БГ производится как в бухгалтерском, так и в налоговом учете организации.

Проведение в бухучете гарантийной документации имеет ряд отличий от операций в налоговом регистре, в котором вознаграждение относится как к прочим расходам, связанным с выпуском и реализацией различной продукции, так и к расходам иного характера.

Налоговый кодекс РФ предполагает сдачу в ИФНС отчетности, включающей расходы по БГ в период ее фактического предоставления, а не по срокам выплат по ней денежных сумм. В налоговом датой получения БГ считается день подписания договора (основного соглашения) о выдаче гарантийных обязательств клиенту.

.

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Забалансовый учет выданных независимых гарантий (Орлова О.Е.)

Забалансовый учет выданных независимых гарантий (Орлова О.Е.)

Дата размещения статьи: 04.07.2016

Независимая гарантия учитывается как условное или оценочное обязательство. Происходит ли при забалансовом учете гарантии признание условного обязательства? В какой момент осуществляется списание гарантии с забалансового учета — при признании в балансе оценочного обязательства или по окончании договора (исполнении гарантии)? В рамках настоящей статьи рассмотрен забалансовый учет гарантий с тем, чтобы прояснить, какой же экономический смысл за данным понятием стоит.

Списывается ли условное обязательство в момент признания оценочного обязательства?

Учет таких обязательств регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» <1>. Хотя в бухгалтерском стандарте напрямую не говорится о том, что условные и оценочные обязательства альтернативны друг другу, а значит, наличие одного исключает другое, это вытекает из общего смысла норм ПБУ 8/2010, в частности абз. 2 п. 9.
———————————
<1> Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н.

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год <2> (далее — Рекомендации аудиторам за 2015 г.) разъяснено, что при одновременном соблюдении условий, установленных п. 5 ПБУ 8/2010, коммерческая организация (гарант), выдавшая независимую гарантию по просьбе другого лица (принципала), признает в бухгалтерском учете оценочное обязательство. В иных случаях — условное обязательство. То есть Минфин описывает условные и оценочные обязательства как альтернативные.
———————————
<2> Приложение к Письму Минфина России от 22.01.2016 N 07-04-09/2355.

В Рекомендациях аудиторским организациям за 2013 год <3> Минфин высказывался по поводу учета оценочных и условных обязательств кредитных организаций, что позволяет обратиться к Положению о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, утвержденному Банком России 16.07.2012 N 385-П. В описании разд. 5 «Кредитные и лизинговые операции, условные обязательства и условные требования» гл. В «Внебалансовые счета» указанного Положения N 385-П говорится, что с внебалансового учета полностью списываются суммы условных обязательств некредитного характера при создании резерва — оценочного обязательства некредитного характера. Однако это лишь подтверждает общий принцип учета условных и оценочных обязательств на примере обязательств некредитного характера, а интересующая нас гарантия носит кредитный характер. Поэтому пока согласимся (по совокупности приведенных доводов) с тем, что одновременное наличие условного и оценочного обязательства невозможно.
———————————
<3> Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01.

Отражает ли забалансовый учет гарантии условное обязательство?

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета выданные гарантии отражаются на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Считать ли запись по дебету счета 009 отражением условного обязательства? На основании п. 14 ПБУ 8/2010 такие обязательства не признаются в бухучете. Весьма удобно, когда они учитываются за балансом, а не внесистемно. По мнению автора, этот подход наиболее оправдан, хоть и не лишен изъянов. При начислении оценочного обязательства по гарантии суммы с «забаланса» придется списать, а если кредитный риск по гарантии в течение срока договора значительно колеблется, то в учете могут быть неоднократные признания и списания.
Собирая доказательную базу, вновь остановимся на учете гарантий коммерческими организациями, поскольку именно банки профессионально занимаются выдачей гарантий. В банковском учете выданные гарантии считаются условными обязательствами кредитного характера. При этом через внебалансовый учет гарантий отражается условное обязательство, а в балансе по гарантии начисляется не оценочное обязательство, а оценочный резерв (резерв на возможные потери) <5>.

Таким образом, одновременно числятся условное обязательство и оценочный резерв. Аналогичный способ учета для коммерческих организаций мы предлагали ранее, но придерживаться его уже нет смысла: он, во-первых, не соответствует Рекомендациям аудиторам за 2015 г., во-вторых, лишь в части размера признаваемого на балансе резерва согласуется с МСФО. Пока же возьмем на вооружение тот факт, что условные обязательства кредитного характера банки оставляют на внебалансовом учете.

———————————
<5> Глава 3 «Определение расчетной базы резерва по условным обязательствам кредитного характера» Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери, утв. Банком России 20.03.2006 N 283-П.

Можно ли забалансовый учет гарантии не квалифицировать как признание условного обязательства?

Прежде чем останавливаться на варианте отражения условного обязательства через забалансовый учет как на единственно верном, рассмотрим и иные подходы. Напомним, что согласно п. п. 14 и 25 ПБУ 8/2010 информация об условных обязательствах раскрывается в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах. Причем остатки средств на забалансовых счетах в состав бухгалтерского баланса не входят. Это обстоятельство позволяет признавать гарантию на счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» вплоть до момента прекращения обязательства по ней (в связи с окончанием договора гарантии или выплатой сумм бенефициару) и не соотносить с фактом начисления в балансовом учете оценочного обязательства. Полагаем, здесь предприятие вправе решать самостоятельно.

Каков порядок оприходования выданной гарантии на забалансовый учет и ее списания с забалансового учета?

Вне зависимости от того, как относится к забалансовому обязательству предприятие, постановка на учет гарантии одна и та же и производится в момент заключения договора. Даже если на момент выдачи гарантии соблюдаются условия признания ее оценочным обязательством, этому будет предшествовать оприходование условного обязательства. Из контекста п. 6 ПБУ 8/2010 ясно, что признание в учете оценочного обязательства (как, впрочем, и иных резервов) происходит на отчетную дату. Значит, после заключения договора гарантии самый ранний срок для признания ее как оценочного обязательства наступает в ближайшую отчетную дату.
В Плане счетов бухгалтерского учета применительно к счету 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» момент списания гарантий не уточнен. Исходя из вышеизложенного списание сумм с забалансового счета 009 производится при истечении сроков либо при исполнении обязательства принципалом или гарантом, а также по усмотрению предприятия при начислении оценочного обязательства по выданной гарантии.

* * *

Не вызывает сомнения тот факт, что информация о наличии и движении выданных гарантий подлежит отражению на счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Считать эти записи только забалансовым обязательством кредитного характера или же признавать их и условным обязательством — право организации. По мнению автора, наиболее обоснованна позиция, согласно которой счет 009 предназначен для учета гарантии как условного обязательства. Но независимо от того, какое решение примет предприятие, основания для списания гарантии со счета 009 желательно зафиксировать в учетной политике.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).

Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *