Уступка права требования ндс

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы НДС при уступке права требования с убытком (Никитина С.)

НДС при уступке права требования с убытком (Никитина С.)

Дата размещения статьи: 23.08.2017

Представим себе ситуацию: продавец переуступил задолженность своего покупателя по оплате товара в сумме 118 тыс. руб. третьему лицу за 110 тыс. руб. Иными словами, между продавцом товара и третьим лицом заключен договор цессии, когда продавец становится цедентом, а третье лицо — цессионарием. Такое на практике бывает гораздо чаще, нежели переуступка права требования долга с прибылью. Надо ли цеденту в такой ситуации выставлять счет-фактуру и отражать его в налоговой декларации? Давайте разберемся.

Есть мнение

Существует мнение, что цеденту в течение пяти календарных дней со дня подписания договора уступки необходимо:
1) составить счет-фактуру в двух экземплярах;
2) один экземпляр счета-фактуры передать новому кредитору;
3) второй экземпляр счета-фактуры зарегистрировать в книге продаж (п. 3 ст. 169 НК РФ, п. 2, 3 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Заполнить выставленный счет-фактуру (применительно к рассматриваемому примеру) цедент должен следующим образом:
— в графах 2 — 4 поставить прочерки;
— в графах 5 и 8 — 0;
— в графу 7 — 18%;
— в графу 9 — 110 000 руб.
Аргументируется эта точка зрения ссылкой на п. 3 ст. 168 НК РФ, где, напомним, говорится, что при передаче товаров, работ, услуг и имущественных прав не позднее пяти календарных дней, считая со дня их передачи, выставляются соответствующие счета-фактуры.
При этом налогоплательщики столкнулись с тем, что сотрудники налоговых инспекций настаивают, чтобы в книге продаж и разделе 9 НДС-декларации такой счет-фактура отражался обязательно, а вот заполнять раздел 7 декларации в этом случае не следует, ведь налоговая база по НДС здесь не возникает.
Надо ли налогоплательщикам следовать этим рекомендациям?

Что говорит налоговое законодательство

В соответствии с п.

1 ст. 155 НК РФ налоговая база при уступке первоначальным кредитором денежного требования определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.
Если право требования уступлено с убытком либо по стоимости передаваемого права (с нулевым результатом), то налоговая база отсутствует, ведь не выполнено основное требование — нет превышения суммы доходов над размером уступаемого требования. А если нет налоговой базы, то и о налоге не может быть речи.
В соответствии с подп. «д» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства от 26.12.2011 N 1137, в графе 5 счета-фактуры в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 155 НК РФ, указывается налоговая база, определенная в порядке, установленном п. 1 ст. 155 НК РФ. Получается, если налоговой базы нет, то и ставить в графу 5 счета-фактуры нечего.
Можно ли цеденту не выставлять счет-фактуру новому кредитору? Мы считаем, что ссылка сторонников обязательного выставления счета-фактуры на п. 3 ст. 168 НК РФ в данной ситуации неубедительна, ведь само название этой статьи звучит так: «Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю».
Обратимся к судебной практике.

Судебная практика. В п. 3.1 постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П было отмечено, что обязанность по выставлению счета-фактуры в качестве безусловного требования распространяется на плательщиков налога на добавленную стоимость. А предусмотренные ст. 168 НК РФ правила выставления счета-фактуры, который определяется ст. 169 НК РФ как документ, служащий основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету, распространяются именно на оформление операций, облагаемых НДС (п. 3.2).

Поскольку у цедента при уступке права требования долга с убытком нет ни налоговой базы, ни исчисленного налога, НДС он цессионарию не предъявляет, то и выставлять новому кредитору счет-фактуру он не должен.
Без счета-фактуры нечего регистрировать в разделе 9 налоговой декларации. Статья 80 НК РФ говорит нам о том, что налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Если же у цедента нет ни налоговой базы, ни исчисленного налога, то о каком отражении в декларации «убыточной уступки» может идти речь?
Итак, делаем выводы. Если право требования уступлено с убытком, то, во-первых, налоговая база не возникает, во-вторых, у цедента нет необходимости выставлять счет-фактуру и, в-третьих, ему не надо эту операцию отражать в книге продаж и, соответственно, в разделе 9 налоговой декларации.
Надеемся, что наши аргументы помогут читателям отстоять свою точку зрения, если им вдруг будут предъявлены претензии по несоставлению счетов-фактур по «убыточным уступкам» и неотражению их в налоговой декларации.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

НДС при первоначальной уступке права требования

Скупость информации о первоначальной уступке права требования в Налоговом кодексе явно не соответствует частоте таких операций, встречающихся в практике работы бухгалтера.

Следует отметить, что ст.

155 Налогового кодекса регулирует начисление НДС при использовании двух видов договоров:

  • уступка требования (договор цессии) гл. 24 Гражданского кодекса;
  • финансирование под уступку денежного требования (факторинг) гл.

    43 Гражданского кодекса.

Уступка права требования — это замена кредитора. Кредитор, передающий свое право, называется цедентом, а принимающий — цессионарием. Для уступки требования (цессии) характерен, в частности, следующий признак, отличный от факторинга: уступается уже существующее обязательство, принадлежащие кредитору (п. 1 ст. 382 ГК РФ).

Финансирование под уступку денежного требования (факторинг) — это способ кредитования одного лица (клиента) другим (финансовым агентом). Обычно банк (финансовый агент) покрывает сумму задолженности покупателя клиенту (продавцу), получая потом эту сумму с покупателя. Для факторинга характерны, в частности, следующие признаки, отличные от цессии:

  • возможность заключения договора по еще не существующему обязательству (п. 1 ст. 826 ГК РФ);
  • уступается только денежное требование (ст. 826 ГК РФ).

Рассмотрим их более подробно.

Уступка требования (договор цессии)

Согласно ст. 382 Гражданского кодекса право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования).

Порядок налогообложения указан в ст. 155 Налогового кодекса, а именно при уступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (не освобождаются от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона налоговая база по операциям реализации указанных товаров (работ, услуг) определяется в порядке, предусмотренном ст. 154 Налогового кодекса. То есть если операция подлежит обложению НДС, то и переуступка облагается НДС. Далее в п. 2 ст. 155 Налогового кодекса указан порядок расчета налоговой базы для последующей уступки права требования.

Но как определить налоговую базу при первоначальной уступке? Специальных правил для определения базы в ст. 155 Налогового кодекса не указано, поэтому, видимо, следует руководствоваться отсылочной нормой: по ст. 154 Кодекса следует начислять НДС на всю сумму уступаемого требования.

Согласно п. 1 ст. 167 Налогового кодекса на день передачи имущественных прав у организации возникает налоговая база по НДС. Однако при переходе возникшего требования в нашем случае налоговая база по НДС не возникает, так как согласно п. 1 ст. 155 Налогового кодекса налоговая база косвенно "привязана" к отгрузке (реализации) товара.

При уступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, налоговая база по операциям реализации указанных товаров (работ, услуг) определяется в порядке, предусмотренном ст. 154 Налогового кодекса (п. 1 ст. 155 НК РФ).

Сумма НДС была начислена со стоимости проданной продукции при ее реализации по ссылке п. 1 ст. 155 Налогового кодекса на основании п. 1 ст. 154 Налогового кодекса.

Анализ гл. 21 Налогового кодекса дает возможность утверждать, что понятия "отгрузка товара" и его "реализация" в общем виде идентичны. Хочется обратить внимание, что при переуступке первичного права требования документы, выписываемые покупателю, должны быть без НДС, так как на основании вышеизложенного НДС нет и, соответственно, счет-фактура не выписывается.

В противном случае продавец по неправомерно выписанному счету-фактуре должен будет уплатить НДС в бюджет в части общей начисленной суммы по книге продаж. Однако права у покупателя принять его к вычету тоже не будет исходя из смысла правоприменительной практики положений п. п. 1, 2 и 5 ст. 169, п. п. 1 и 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в Определении от 16.11.2006 N 467-О.

Проводки в подобной ситуации будут следующие:

Дебет 62 Кредит 90-1 — 118 000 руб. — отражена задолженность покупателя за отгруженную продукцию;

Дебет 90-3 Кредит 68 — 18 000 руб. — начислен НДС на стоимость отгруженной продукции;

Дебет 76 Кредит 91-1 — 118 000 руб. — отражен доход от уступки права требования денег за отгруженный товар;

Дебет 91-2 Кредит 62 — 118 000 руб. — отражено выбытие задолженности за отгруженный товар;

Дебет 51 Кредит 76 — 118 000 руб. — получены деньги за уступленное право требования.

К сожалению, не совсем понятно, как определять базу НДС, если уступается требование, вытекающее не из договора поставки, а, например, договора займа, банковского счета и т.п. Есть указания п. 5 ст. 155 Налогового кодекса об определении налоговой базы по передаче прав на заключение договора и арендных прав, но здесь перечислены не все случаи. В частности, заем и банковский счет там не указаны. Видимо, надо применять эту статью по аналогии, то есть определять НДС по общему правилу ст. 154 Налогового кодекса. Причем в данном случае нет сумм, уменьшающих НДС к уплате через вычет. НДС будет просто уплачен со всей суммы переуступаемого обязательства.

Аналогичная ситуация и с предоплатой. Например, организация оплатила товар до его поставки, после чего, не получив товар в назначенный срок, передает право на аванс другой организации. При уступке права требования перечисленного аванса возникает вопрос по начислению НДС. Действительно, отгрузки товара не было, но есть уступка имущественного права, которая, как и отгрузка, включается в налогооблагаемую базу (п. 1 ст. 146 НК РФ).

К сожалению, порядок определения налоговой базы в этом случае специально не прописан в гл. 21 Налогового кодекса, из чего можно сделать вывод, что налоговая база определяется также по общему правилу, то есть НДС должен быть уплачен со всей суммы уступаемого требования:

Дебет 62 Кредит 51 — 118 000 руб. — выплачен аванс (предоплата);

Дебет 76 Кредит 91-1 — 118 000 руб. — отражен доход от уступки права требования выплаченной предоплаты;

Дебет 91-2 Кредит 62 — 118 000 руб. — отраженно выбытие задолженности по предоплате;

Дебет 91-2 Кредит 68 — 118 000 руб. x 18% = 21 240 — начислен НДС;

Дебет 51 Кредит 76 — 118 000 руб. — получены деньги за уступленное право требования предоплаты.

Однако следует отметить, что в ст. 155 нет четких указаний по определению налоговой базы при передаче имущественных прав по авансам. Возникает желание указать на это обстоятельство. На наш взгляд, в рамках п. 1 ст. 17 Налогового кодекса следует признать налог (НДС) не установленным при первоначальной переуступке имущественного права по авансам и договорам займа, банковского счета и т.п. Ведь налог считается установленным, если определены все элементы налогообложения, в том числе и налоговая база. В этой ситуации следует указать на неоднозначность формулировок гл. 21 Налогового кодекса в части уступки имущественных прав, сославшись на п. п. 6, 7 ст. 3 Налогового кодекса. Поэтому необходимо трактовать статьи гл. 21 Налогового кодекса в пользу отсутствия необходимости начисления НДС в этом случае, так как все сомнения и неясности должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

Судебная практика, видимо, покажет весомость данных аргументов и, возможно, даст Федеральной налоговой службе и Минфину повод отрегулировать спорные моменты с налогоплательщиками путем выпуска разъясняющих писем.

Финансирование под уступку денежного требования (факторинг)

Следует отметить, что договор цессии может быть заключен не всегда. Например, продавец заключает договор об уступке права требования на еще не произведенную предоплату, а лишь указанную в договоре, то есть уступается право получить предоплату.

Следует отметить, что гл. 24 Гражданского кодекса регулирует передачу имущественного права, то есть право на имущество, в качестве которого в случае предоплаты выступают деньги.

Другими словами, передается вид имущественного права (обязательство, в бухгалтерском учете — кредиторская задолженность).

Но пока не произведена предоплата, т.е. нет 100-процентного обязательства, так как согласно ст. 719 Гражданского кодекса в случае нарушения условий договора (в нашем случае — неперечисление предоплаты) продавец имеет полное право приостановить (отложить, отказаться) выполнение работ (оказание услуг), а не только требовать предоплаты и тем более продавать, фактически не имея права на нее.

В рамках бухгалтерского учета ситуация еще нагляднее: предприятие не имеет на счетах задолженности (дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"), которую собирается передать.

В данном случае речь может идти о втором типе договора, налогообложение по которому также регулируется ст. 155 Налогового кодекса, — договоре факторинга (договор под уступку денежного требования). Согласно ст. 824 Гражданского кодекса по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Причем сделка факторинга, возможно, совершается и на требование, которое может возникнуть в будущем (п. 1 ст. 826 ГК РФ), например предоплата, указанная в договоре. В нашем случае следует заключить договор факторинга на денежное требование, которое возникнет в будущем (будущее требование) на основании уже заключенного договора, в котором указана дата предоплаты.

Проводки в этой ситуации будут следующие.

До наступления срока предоплаты по договору:

Дебет 51 Кредит 76 — 118 000 руб. — поступление денежных средств под уступку денежного требования;

Дебет 76 НДС Кредит 68 — 18 000 руб. — начислен НДС с поступившей суммы;

Дебет 91-2 Кредит 76 — 5000 руб. — начислена комиссия, взимаемая банком (расчет размера комиссии банка, принимаемого в расходы, не является предметом статьи и взят условно);

Дебет 19 Кредит 76 — 5000 руб. x 18% = 900 руб. — сумма НДС, предъявленная банком;

Дебет 68 Кредит 19 — 900 руб. — принята сумма к вычету (Письмо МНС России от 23.04.2004 N 03-2-06/1/1054/22@ "О налоге на добавленную стоимость");

Дебет 76 Кредит 51 — 5000 руб. + 900 руб. = 5900 руб. — уплачена комиссия банку.

После наступления срока предоплаты и отгрузки товара:

Дебет 62 Кредит 90-1 — 118 000 руб. — отгружена продукция;

Дебет 90-3 Кредит 69 — 18 000 руб. — начислен НДС при отгрузке;

Дебет 68 Кредит 76 НДС — 18 000 руб. — учтен НДС, начисленный с полученного от банка финансирования;

Дебет 76 Кредит 91-1 — 118 000 руб. — отражен доход при уступке права требования предоплаты;

Дебет 91-2 Кредит 62 — 118 000 руб. — отражен расход при выбытии права требования предоплаты.

В.С.Иванов

Аудитор

Введение

Договоры  перехода права кредитора к другому  лицу достаточно распространены в сфере  современного отечественного бизнеса. Вопрос налогообложения операций по уступке права требования долгое время оставался не в полной мере урегулированным. В первую очередь это касалось порядка обложения налогом на добавленную стоимость. Положениями вступившей в силу второй части Налогового кодекса РФ многие спорные вопросы этой сферы налоговых отношений были, наконец, урегулированы. Ниже данная проблема рассматривается в свете положений главы 21 Налогового кодекса РФ.

1. Понятие уступки права требования.

Уступка права требования в общем смысле представляет собой передачу первоначальным кредитором, которого обычно именуют цедент, принадлежащего ему права требования новому кредитору (цессионарию). Сама возможность такого рода сделок предусмотрена статьей 382 Гражданского кодекса РФ. Как правило, речь при цессии идет о передаче права на получение от должника оплаты за реализованные ему товары, работы или услуги. Подобная передача обыкновенно осуществляется в обмен на производимую цессионарием оплату в той или иной форме.

Согласно  статье 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено  законом или договором, право  первоначального кредитора переходит  к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.

В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, право на неуплаченные проценты и т.п.

В принципе, возможны два основных варианта приобретения права требования:

а) оплата задолженности третьего лица перед правообладателем путем покупки  у последнего принадлежащего ему  права требования;

б) реализация цессионарием товара (работ, услуг) цеденту, который оплачивает этот товар путем передачи принадлежащего ему права требования к третьему лицу.

В соответствии со статьей 382 ГК РФ получения  согласия должника для перехода прав кредитора к другому лицу не требуется, за исключением случаев, предусмотренных  законом или договором. При этом указанной статьей установлено, что если должник не уведомлен о передаче права требования, то новый кредитор несет риск неблагоприятных последствий, вызванных отсутствием такого уведомления, и исполнение должником своих обязательств первоначальному кредитору признается исполнением надлежащему кредитору.

В соответствии со статьей 386 ГК РФ должнику предоставляется право выдвигать  против требований нового кредитора  все возражения, которые он имел против первоначального кредитора  на момент получения уведомления  о переходе прав по обязательству к цессионарию.

Первоначальный  кредитор (цедент) в соответствии с  законом:

а) обязан передать новому кредитору документы, удостоверяющие право требования, сообщить сведения, имеющие значение для осуществления  требования (п. 2 ст. 385 ГК РФ);

б) несет ответственность перед  новым кредитором за недействительность переданного ему требования, а  в случае, если он принимает на себя поручительство за должника перед новым  кредитором, на него также возлагается  ответственность за неисполнение должником переданного требования (ст. 390 ГК РФ).

В качестве отдельного вида обязательств выделяется финансирование под уступку  денежного требования (факторинг), которое  фактически имеет много общего с  договором цессии, поскольку при  факторинге к финансовому агенту так же, как и при цессии к цессионарию, переходит право требования к должнику клиента по переуступленному последним финансовому агенту требованию. Видообразующая разница между договорами цессии и факторинга состоит в том, что предметом сделки при факторинге является денежное требование клиента (при цессии — цедент), вытекающее из предоставления им товаров, выполнения работ или оказания услуг третьему лицу и приобретаемое путем передачи его обладателю (клиенту) денежных средств. Кроме того, в соответствии со ст. 828 ГК РФ уступка денежного требования действительна даже в случае, если между клиентом и его должником существует соглашение о ее запрете или ограничении. Наконец, еще одно существенное отличие состоит в том, что деятельность приобретателя требования (финансового агента) по финансированию под уступку денежного требования могут осуществлять только коммерческие организации, а в соответствии со ст. 825 ГК РФ такая деятельность подлежит лицензированию.

В дальнейшем в статье лицо, уступающее право требования, именуется цедентом, правообладателем, первоначальным кредитором или клиентом, а приобретающее право требования — цессионарием, новым кредитором или финансовым агентом.

В соответствии со ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуется предоставить денежные средства заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты на нее.

В то же время банк может не ждать наступления срока возврата кредита, а уступить свое право требования другому лицу (п. 1 ст. 382 ГК РФ).

Передача  дебиторской задолженности, вытекающей из кредитного договора, состоит из двух взаимосвязанных операций:

— у кредитора, уступающего свое право, погашается данная задолженность;

— кредитор передает новому кредитору  право требования этой задолженности.

Гражданским законодательством предусмотрены  следующие обязательные условия  для возможности осуществления  уступки права требования:

— уступка требования кредитором другому  лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору;

— уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора  имеет существенное значение для  должника, не допускается без согласия должника (ст. 388 ГК РФ).

Таким образом, в большинстве случаев на уступку права требования не требуется согласие должника (п. 2 ст. 382 ГК РФ). Ведь ему, по большому счету, должно быть безразлично, в чей адрес исполнять обязательство. Но должника необходимо письменно уведомить о произведенной уступке, иначе, во-первых, он не будет знать, кому должен надлежаще исполнить свое обязательство (п. 1 ст. 408 ГК РФ); во-вторых, должник будет вправе произвести исполнение первоначальному кредитору, что признается исполнением обязательств надлежащему кредитору (п. 3 ст. 382 ГК РФ).

Форма совершения уступки права требования должна быть произведена в той  же форме, что и сделка, на которой  она основана. То есть, например, уступка  требования, основанного на сделке, совершенной в письменной нотариальной форме, должна быть совершена также в письменной форме и заверена у нотариуса (ст.

389 ГК РФ).

Кредитор, уступивший требование, несет ответственность  перед новым кредитором только за недействительность переданного ему  требования. За неисполнение переданного  требования должником он будет отвечать, если только принял на себя поручительство за должника перед новым кредитором (ст. 390 ГК РФ).

2.НДС у первоначального кредитора.

Статья 155 Налогового кодекса РФ для каждого  из участников сделки по уступке требования устанавливает особые правила определения налоговой базы по НДС.

В соответствии с пунктом 1 указанной  статьи в случае уступки требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (не освобождаются от налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ), а также при переходе такого требования к другому лицу на основании закона налоговая база по операциям реализации указанных товаров (работ, услуг) определяется в порядке, предусмотренном статьей 154 НК РФ.

Анализируя  содержание статьи 155 НК РФ можно сделать  следующие наблюдения:

Относительно  теоретически возможных случаев  превышения дохода цедента от уступки  требования над доходом, предусмотренным  первоначальным договором, в настоящее  время высказываются две точки зрения. С одной стороны, п. 1 ст. 155 НК РФ говорит об определении налоговой базы при цессии по правилам статьи 154 НК РФ (то есть в обычном порядке), а это позволяет сделать вывод о том, что для цедента размер налоговой базы определяется в любом случае исходя из договорной стоимости реализованных товаров (работ, услуг) и не зависит от стоимости уступленного права требования. С другой стороны, налоговые органы имеют по этому вопросу несколько иную позицию. В пункте 39.2. Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 указывается, что при продаже дебиторской задолженности по стоимости, превышающей предусмотренную договором поставки товаров (работ, услуг) величину выручки, с суммы превышения также должен быть уплачен налог. Отметим, что речь в Методических рекомендациях идет о "переуступке права требования", однако какой смысл вложен в это определение — не совсем ясно. Если предположить, что в данном случае речь идет именно о первоначальном кредиторе, то следует признать, что адресованные налоговым органам рекомендации МНС, согласно которым положительная разница (превышение дохода по договору цессии над доходом, предусмотренным первоначальным договором) должна облагаться у первоначального кредитора налогом на добавленную стоимость, вряд ли имеют под собой правовые основания.

Данный  вопрос можно рассматривать и под несколько иным углом зрения.

Если  все-таки допустить, что полученный цедентом от уступки требования доход (а точнее, положительная разница  между ценой требования и ценой  первоначального договора) связан с  расчетами за товары (работы, услуги), то налоговая база должна в порядке, предусмотренном подп. 2 п.1 ст.162 НК РФ, рассчитываться с учетом сумм, полученных в счет увеличения доходов. В этом случае НДС с дополнительного дохода исчисляется по расчетной ставке 16,67%. Такой подход вполне соответствует изложенной выше позиции МНС РФ.

Если  же доход (положительная разница), полученный в результате уступки требования первым кредитором, считать не связанным  с операцией реализации товаров (работ, услуг) по первоначальному договору, то такой доход не должен облагаться НДС. Такой вывод делается по следующим основаниям:

Согласно  пункту 1 статьи 39 Налогового кодекса  РФ реализацией товаров, работ или  услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в т.ч. обмен  товарами, работами или услугами) права  собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе. Однако из содержания ст. 38 НК РФ следует, что имущественные права, к которым относится и право требования, не признаются товаром, работой или услугой. Соответственно операции по уступке права требования не могут быть признаны реализацией товара, а следовательно налогом на добавленную стоимость облагаться не должны. Это означает, что при передаче прав по договору цессии никакого дополнительного объекта налогообложения по НДС у цедента не возникает.

Отметим также то обстоятельство, что пункт 1 статьи 155 НК РФ говорит об операциях, не освобождаемых от НДС.

Таким образом, если в основе договора цессии лежат операции, освобожденные от налога на добавленную стоимость, то денежные средства, причитающиеся по первоначальному договору, указанным налогом не облагаются. Во всяком случае это положение применимо к средствам, получаемым в пределах цены первоначального договора.

3.НДС у нового кредитора.

Если  Цедент по договору цессии уступает право требования, то цессионарий, наоборот, это право приобретает. Как уже отмечено выше, можно определить два основных способа приобретения права требования. Эти способы отражены соответственно в пунктах 1 и 2 статьи 155 НК РФ.

  1. Налоговая база при реализации новым кредитором, получившим требование, финансовых услуг, связанных с уступкой требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования либо при прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования.
  2. Налоговая база при реализации новым кредитором, получившим требование, иных финансовых услуг, связанных с требованиями, являющимися предметом уступки, определяется в порядке, установленном статьей 154 НК РФ.

Первоначально следует определить, что понимает законодатель под дважды встречающимся  в статье оборотом "финансовые услуги", ибо представляется, что без такого определения понятий не очень удачно сформулированные положения статьи 155 НК РФ будет весьма трудно адекватно истолковать. Тем более, что Методические рекомендации МНС по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ эту статью никак не комментируют.

Страницы:12следующая →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *