Уставный капитал проводки

.

Бухгалтерское сопровождение операций по формированию первоначальной величины уставного капитала, а также последующему изменению размера фонда осуществляется в следующей последовательности:

— Определение размера уставного капитала, внесение данных в учредительную документацию, регистрация сведений в контролирующих органах и отображение в бухгалтерском учете.
Примечание! Размер уставного фонда должен быть определен общим собранием акционеров (учредителей общества).
— Отображение задолженности учредителей по взносам.
— Поступление активов от учредителей в счет погашения задолженности (финансы или оцененное имущество).
— Отображение изменений величины уставного фонда на основании корректировки учредительной документации.

При создании юридического лица одной из обязательных процедур в момент государственной регистрации является формирование уставного капитала. Он представляет собой первоначальный фонд, предусмотренный для защиты интересов кредиторов компании.

Законодательно утверждены минимальные размеры фонда в зависимости от организационно-правовой формы организации:

  • ООО – 10 тыс. рублей.
  • Публичные АО – 100 тыс. рублей.
  • Непубличные АО – 10 тыс. рублей.

Размер уставного фонда – имидж компании. Некоторые организации стремятся к увеличению его размера для повышения финансовой привлекательности на рынке.

Уставный капитал может быть сформирован как за счет денежных средств, так и имуществом, которое может подлежать оценке. Доказательством внесения доли учредителей может являться:

  1. Акт приема-передачи имущества (с приложением отчета об оценке).
  2. Выписка по банковскому счету компании.
  3. Платежное поручение от учредителя (в назначении платежа указывается направление перечисления денежных средств в уставный фонд).
  4. Копии первичных платежных документов при взносе наличными.

Следует иметь в виду! Для учредителей ООО установлен максимальный срок внесения доли в фонд – не более 4 месяцев с момента регистрации общества.

Бухгалтерский учет организации в части занесения информации о величине уставного капитала, его последующее уменьшение или увеличение должно отражаться на сч.80. Счет является пассивным: по кредиту отображается фактический размер установленного фонда одновременно с задолженностью собственников, фиксируемой на сч.75, по дебету — вклады учредителей. Аналитический анализ счета осуществляется обособленно по каждому учредителю для оценки его задолженности.

Дополнение от автора! Все взносы учредителей в счет своей доли в уставном капитале компании отражаются на сч.75 в корреспонденции со счетами учета активов (наличных денежных средств, безналичного перечисления, товаров, оборудования и т. д.).

Основные проводки по учету уставного капитала

Особенностью бухгалтерского учета уставного капитала является обязательное соответствие размера фонда учредительной документации. Все бухгалтерские проводки по изменению его величины отображаются исключительно после регистрации изменений в ЕГРЮЛ.

  1. Сформирована величина первоначального уставного капитала в момент регистрации юридического лица в ИФНС России:

    Дт 75 Кт 80

  2. Увеличение уставного фонда:

    Дт 82 Кт 80 – направление средств резервного капитала на увеличение уставного фонда.

    Дт 83 Кт 80 – финансы добавочного фонда, появившиеся без участия контрагентов фирмы (например, курсовые разницы), направлены на изменение величины уставного капитала.

    Примечание от автора!

    Дополнительное увеличение размера установленного уставного капитала рассматривается только после полного погашения учредителями своих обязательств перед фондом в части внесения средств в первоначальный фонд (покрытие своей доли в обществе, погашение стоимости полученных акций).

  3. Уменьшение величины фонда:

    Дт 80 Кт 75 – выход учредителя из общества, снижение номинала акций.

    Дт 80 Кт 81 – процедура аннулирования собственных ценных бумаг.

    Дт 80 Кт 84 – перераспределение средств организации: списание убыточного периода и доведение чистых активов до величины уставного фонда.

    Следует иметь в виду! Уменьшение уставного капитала юридических лиц допустимо только до минимально установленного законодательством размера.

По результатам года информация о размере уставного капитала заносится в бухгалтерский баланс по строке 1310 (в сравнении с данными предыдущего года и предшествующего предыдущему).

Практический пример

Пример 1

При регистрации ООО «Маяк» учредителями было принято решение сформировать минимальный уставный капитал – 10 000 рублей. Доли были разделены между 4 собственниками, взнос каждого составил 2500 рублей. Информация о размере первоначального капитала была зарегистрирована в уставе компании, сведения отобразились в ЕГРЮЛ.

Бухгалтерские проводки ООО «Маяк»:

Дт 75 Кт 80

10 000 рублей – сформирован уставный капитал общества.

Дт 50 Кт 75.1

5000 руб. – 2 собственника внесли свои доли в уставный капитал компании наличными средствами.

Дт 51 Кт 75.1

2500 рублей – денежные средства второго участника были зачислены на расчетный счет.

Дт 10.09 Кт 75.1

2500 рублей — третий собственник компании покрыл свою долю офисным креслом, которое было оценено в 2500 руб.

После года работы на рынке в обществе с ограниченной ответственностью «Маяк» для повышения привлекательности фирмы среди партнеров по бизнесу и потенциальных кредиторов на общем собрании учредителей было принято решение об увеличении размера уставного фонда до 20 000 рублей средствами резервного капитала. Изменения были утверждены и официально зарегистрированы

Авторское дополнение! Для регистрации изменений в учредительной документации в ИФНС по месту регистрации общества предоставляется пакет документов с заявлением по форме № Р13001.

Бухгалтерские проводки ООО «Маяк» по увеличению капитала:

Дт 82 Кт 80

10 000 рублей – денежные средства, хранящиеся в резервном фонде, перенаправлены на изменение уставного капитала.

По результатам отчетного периода в строке 1310 III раздела бухгалтерского баланса  ООО «Маяк» будет отображен новый размер фонда – 20 000 рублей.

Виктор Степанов, 2018-06-05

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Справочные материалы по теме



Сохраните статью в социальные сети:

Если при получении ОС не было других затрат (транспорт, погрузка, разгрузка, etc) то можно оформить одной проводкой:

ПБУ 6/01

9. Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Налоговый кодекс РФ, статья 170

3. Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях:

1) передачи имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость имущества, нематериальных активов и имущественных прав и подлежат налоговому вычету у принимающей организации в порядке, установленном настоящей главой. При этом сумма восстановленного налога указывается в документах, которыми оформляется передача указанных имущества, нематериальных активов и имущественных прав;

Уставный капитал ООО (Общество с Ограниченной Ответственностью) – это сумма денежных или иных средств, которая была инвестирована в проект на момент создания структуры. Он гарантирует интересы кредиторов, служит обеспечением уставной деятельности Общества.

ООО – это учреждение, где уставный капитал ООО разделен на доли. О чем свидетельствует  Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ (статья 2. п.1).  Возможно учреждение ООО и одним участником, Закон разрешает.

Рассмотрим процедуру создания ООО на примере. На практике формирование уставного капитала происходит следующим образом:

  • собрание двух учредителей принимает решение – открыть Общество, имеющее уставный капитал ООО 10 тысяч рублей;
  • уставный капитал по решению собрания учредителей формируется в равных долях – по 5 тыс.руб. от каждого учредителя;
  • каждый учредитель открывает накопительный счет в банке с активом 5 тыс.руб. Банковские ордера на общую сумму 10 тыс. руб. подтверждают этот факт;
  • происходит подача документов на регистрацию ООО;
  • после официальной регистрации ООО открывается расчетный счет в этом же банке. С накопительных счетов  переводятся средства. Документы-подтверждения – банковские выписки.

Доля ООО в уставном капитале

Размеры долей определяются учредительными документами. По закону при регистрации Общества оплата уставного капитала ООО должна составлять не менее 50%.

Оплата долей может осуществляться следующими правами, имеющими денежную оценку (статья 15. п.1 ФЗ № 14) :

  • деньгами (как в нашем примере);
  • ценными бумагами;
  • имущественными;
  • другими способами.

Проводки по уставному капиталу при создании ООО

Если вновь созданное ООО будет вести бухгалтерский учет в полном объеме, то формируются следующие проводки (на дату государственной регистрации):

 

  • На основе бухгалтерской справки (в качестве первичного документа)

Д 75.01 — К 80.01 сумма 10 тыс. руб. – формирование уставного капитала;

  • На основе двух банковских выписок (для каждого учредителя)

Д 51 — К 75.01 сумма 5 тыс. руб. учредитель 1;

Д 51 — К 75.01 сумма 5 тыс. руб. учредитель 2.

Если вновь созданное ООО применяет УСН, то оно освобождено от обязанности ведения бухгалтерского учета.

При расчете налога на прибыль при определении налоговой базы не учитываются расходы на  взнос в уставный капитал (ст. 270. п.3 НК РФ). 

Проводки по уставному капиталу при ликвидация ООО

В такой ситуации составляется промежуточный и окончательный ликвидационные балансы. Промежуточный баланс должен показывать состояние взаиморасчетов с дебиторами кредиторами; показатели убытков или прибыли; цифры по состоянию уставного капитала – счет 80.1.

Следует учитывать, что при проверке перед закрытием ООО или ликвидации ЗАО налоговая может начислить штрафы, которые также должны найти отражение в промежуточном ликвидационном балансе.

Если происходит ликвидация предприятия с прибылью, то гашение долгов перед кредиторами происходит за счет нее.

В противном случае именно уставный капитал является источником погашения долгов: К 80.1 – Д 75.2 Взаиморасчеты с кредиторами.

Если происходит ликвидация предприятия с убытком, то с расчетного счета происходит выплата учредителям сумм, пропорционально взносам в уставный капитал ООО.

Именно проводки такого типа: К 80.1 – 51 (по каждому учредителю) указываются в окончательном ликвидационном балансе. На основе банковских выписок. После этого расчетный счет предприятия закрывается.

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *