Такси в командировке

Нередко командированные сотрудники если и не едут на такси к месту командировки и обратно, то используют его, чтобы доехать до вокзала или же перемещаться в месте командирования. Надо сказать, что прошли те времена, когда контролирующие органы категорически отказывали компаниям в учете таких расходов для целей налогообложения прибыли. Однако теперь может возникнуть проблема в документальном подтверждении названных затрат. В этой части чиновники оказались менее «прогрессивными».

Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК). Положения ст. 168 Трудового кодекса (далее — ТК) обязывают работодателя возмещать командированному сотруднику расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения затрат, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Еще один важный документ, который имеет прямое отношение к командировкам — это Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, которое утверждено Постановлением Правительства от 13 октября 2008 г. N 749 (далее — Положение N 749).

«Квалификация» расходов на проезд

В ст. 168 ТК говорится о необходимости возмещать сотруднику расходы на проезд до места командирования и обратно. В то же время в ряде случаев работники и в месте командировки вынуждены пользоваться услугами общественного транспорта или же такси. То есть по факту расходы на проезд командированного работника следует разбить на два вида.
Так, к первому виду относятся расходы на проезд именно до места командирования и обратно к месту работы. И в состав названных затрат входит не только, собственно, стоимость билета на поезд или самолет, но и расходы на проезд транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта. Сюда же включаются расходы на оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей (п. 12 Положения N 749). А если речь идет о загранкомандировке, то появляются еще и дополнительные командировочные расходы (п.

23 Положения N 749):
1) на оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов;
2) обязательные консульские и аэродромные сборы;
3) сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта;
4) расходы на оформление обязательной медицинской страховки;
5) иные обязательные платежи и сборы.
Второй вид проездных расходов — это расходы на проезд, которые понес работник уже в месте командирования. И этот вид затрат относится к иным командировочным расходам.

Общие и «иные» требования к расходам на проезд

Здесь стоит отметить, что для целей налогообложения прибыли признаются только расходы, которые отвечают критериям, установленным ст.

252 Налогового кодекса. Речь идет об их экономической обоснованности и документальном подтверждении. При этом в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса расходы организации на командировки, в частности и на проезд, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. А на основании пп. 5 п. 7 ст. 272 Кодекса датой осуществления расходов на командировки признается дата утверждения авансового отчета. То есть расходы на командировки учитываются на основании утвержденного в установленном порядке авансового отчета и иных документов, свидетельствующих о фактически осуществленных затратах и подтверждающих фактический срок пребывания работника в служебной командировке.
Что касается возмещения «иных» командировочных расходов, то в соответствии с п. 24 Положения N 749 таковое осуществляется при представлении документов, подтверждающих эти расходы, в порядке и размерах, которые предусмотрены абз. 2 п. 11 того же Положения. А в нем сказано, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных с командировками, определяются в соответствии с положениями ст. 168 ТК. Соответственно, это означает, что, во-первых, они определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. А во-вторых, эти «иные расходы» должны быть произведены работником с разрешения или ведома работодателя.

До чего прогресс дошел…

На практике как раз с документальным подтверждением «иных» расходов на проезд работников в командировке у организаций могут возникнуть проблемы. Дело в том, что в настоящее время большинство компаний, в том числе оказывающих услуги по перевозке пассажиров, переходит на электронный документооборот. В нашу жизнь уже прочно вошли электронные билеты не только в театр, но и на поезд, самолет и т.д.

При этом с документальным подтверждением расходов на проезд в случае, если приобретен электронный ж/д- или авиабилет, проблем уже как таковых нет. К примеру, еще в Письме Минфина от 25 августа 2014 г. N 03-03-07/42273 указывалось, что для возможности признания в целях налогообложения прибыли расходов на приобретение «виртуального» железнодорожного билета документом, достаточным для подтверждения факта поездки, является контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети. При этом, по мнению чиновников, никаких дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, в данном случае не требуется (см. также Письма Минфина от 14 апреля 2014 г. N 03-03-07/16777, от 29 августа 2013 г. N 03-03-07/35554 и т.д.). Проблем нет и в случае, если в бездокументарной форме приобретен авиабилет. При таких обстоятельствах в целях документального подтверждения расходов на приобретение авиабилета достаточно сформированной автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанции электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета и посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (см., например, Письмо Минфина от 19 июня 2015 г. N 03-03-07/35548).

…и не дошел

Все это, конечно, хорошо, но… В командировке сотрудники перемещаются отнюдь не на самолетах и поездах. И если у сотрудника на руках остается билет, чек или бланк БСО, то вопрос с документальным подтверждением соответствующих затрат, можно сказать, закрыт. Другое дело, можно ли для целей налогообложения прибыли учесть расходы на проезд, если тот факт, что услуги по перевозке были фактически оказаны, подтверждаются электронными квитанциями, которые по «электронке» прислал перевозчик? По большому счету это, очевидно, упростило бы жизнь, в том числе и самому командированному работнику, которому не пришлось бы в этом случае беречь как зеницу ока полученные им билетики.
В то же время, судя по Письму Минфина от 10 июня 2016 г.

N 03-03-06/1/34183, права признать расходы на проезд автомобильным транспортом на основании таких электронных квитанций у организаций нет.

Чиновники рассмотрели ситуацию, когда сотрудники в командировке пользовались услугами такси, но квитанцию об оплате они получали по электронной почте. Эта квитанция содержит данные о перевозчике, стоимость такси, пункты маршрута, длительность и расстояние маршрута, имя и фамилию пассажира — командированного сотрудника, данные о платеже (последние четыре цифры номера банковской карты).

Единственный ее минус: эта квитанция не содержит таких реквизитов, как подпись (электронная подпись) уполномоченного лица организации-перевозчика, а также номер и серию документа.
В Минфине считают, что на основании названной квитанции расходы на проезд на такси не могут быть признаны для целей налогообложения прибыли. При этом чиновники копнули достаточно глубоко. Они сослались на Постановление Правительства от 6 мая 2008 г. N 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники». Пунктом 5.1 данного Порядка установлено, что документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Постановлением Правительства от 14 февраля 2009 г. N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». А уже в п. 111 этих Правил сказано, что в подтверждение оплаты пользования легковым такси выдается кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, которые представлены в Приложении N 5 Правил. К таким обязательным реквизитам отнесены:
а) наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;
б) наименование фрахтовщика;
в) дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси;
г) стоимость пользования легковым такси;
д) фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.
В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. Однако сокращать их нельзя. Более того, в соответствии с Правилами серия и номер квитанции печатаются типографским способом. То есть в данном случае никаких «электронных» альтернатив не предусмотрено. Соответственно, признать расходы на такси можно лишь в том случае, если имеется либо кассовый чек, отпечатанный на ККТ, либо квитанция в форме БСО, в которой указаны все перечисленные обязательные реквизиты. В Минфине подчеркивают, что водитель легкового такси обязан выдать пассажиру эти документы, а за отказ предусмотрена ответственность по ст. 14.5 КоАП.
Таким образом, на сегодняшний день при отсутствии «бумажного» подтверждения затрат на проезд на такси налоговики, скорее всего, эти затраты исключат из состава учитываемых при расчете налога на прибыль. Электронные квитанции чиновники не признают оформленными ни в соответствии с законодательством, ни в соответствии с обычаями делового оборота. Думается, что в недалекой перспективе ситуация может быть исправлена благодаря Закону от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ, который устанавливает этапы перехода на применение ККТ, передающей информацию о наличных расчетах в налоговые органы. Помимо всего прочего, данный Закон вводит в обязанность пользователей ККТ формирование в момент расчета кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.

Ответ:

Для признания расходов на проезд командированных работников на такси к авансовому отчету следует приложить кассовый чек либо бланк строгой отчетности. Распечаток из приложения «Яндекс.Такси», а также выписок с банковского счета работника может быть недостаточно для признания организацией данных расходов.

Действующими правилами перевозок не установлено, какие документы требуются, если такси оплачено банковской картой, например, при помощи электронного приложения, в том числе «Яндекс.Такси». Согласно разъяснениям Минфина РФ расходы организации на проезд командированного работника на такси могут быть учтены при налогообложении, если они документально подтверждены. Распечаток, полученных из приложения «Яндекс.Такси» и выписок с банковского счета будет достаточно только в том случае, если организация заключает договор со службой такси и поездки сотрудников оплачиваются по безналичному расчету с банковского счета самой организации. Если же договора нет и работник расплачивается собственной банковской картой, ему необходимо приложить к авансовому отчету выданный водителем кассовый чек либо бланк строгой отчетности. Распечаток из электронной системы такси и выписок с банковской карточки работника для признания организацией таких расходов недостаточно, так как там могут отсутствовать все необходимые реквизиты.

Об этом говорится в письме Минфина РФ от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34183.

Обратите внимание на то, что водитель легкового такси обязан выдать пассажиру по окончании поездки либо кассовый чек, либо квитанцию в форме бланка строгой отчетности, которая должна содержать все необходимые реквизиты. Отказ от выдачи подтверждающих оказанную услугу документов влечет административную ответственность, установленную ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА

Возмещение командировочных расходов: отдельные вопросы налогообложения

В каких случаях возникает обязанность по удержанию НДФЛ со стоимости билетов? Освобождаются ли от обложения НДФЛ суммы возмещения работодателем расходов работников по проезду на такси во время нахождения в служебных командировках? Каков порядок учета "упрощенцами" расходов на проезд работника, в том числе на легковом такси, к месту командировки и обратно к месту постоянной работы? Правомерно ли учитывать для целей исчисления налога на прибыль расходы на аренду квартир у физических лиц для проживания в них командированных сотрудников организации? Какой позиции придерживаются контролирующие органы по этим и другим вопросам, связанным с возмещением командировочных расходов, вы узнаете из представленной статьи.

Возмещение расходов на проезд

Вопрос: В каких случаях возникает обязанность по удержанию НДФЛ со стоимости билетов?

Служебная командировка представляет собой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). Согласно ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
  • иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ст. 168 ТК РФ). Данная норма также закреплена в п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки <1> (далее — Положение).

<1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.

Решение о командировании работника и сроки командировки оформляются распоряжением работодателя и командировочным удостоверением (ст. 166 ТК РФ, п. п. 3 и 7 Положения).

В Письме Минфина России от 10.08.2012 N 03-04-06/6-234 была рассмотрена ситуация, которая довольно часто возникает на практике: работники организации выезжают в место командирования раньше даты начала командировки, указанной в распоряжении и командировочном удостоверении, либо остаются в месте командирования дольше, чем указано в распоряжении (командировочном удостоверении) работодателя. При этом работник может задержаться в месте командирования как на выходные и праздничные дни (в том числе на январские и майские праздники), так и в связи с отпуском, отгулом.

Является ли экономической выгодой работника, подлежащей обложению НДФЛ, компенсация расходов по проезду в случаях, когда даты начала и (или) окончания командировки в распоряжении (командировочном удостоверении) не совпадают с датой проезда к месту командирования и (или) обратно? В случае если экономическая выгода, подлежащая обложению НДФЛ, возникает у работника при задержке (раннем приезде) в месте командирования, имеет ли значение вид нерабочего времени, на которое работник задержался (приехал раньше) в месте командирования (на период выходных, праздничных дней либо неоплачиваемого отгула, ежегодного оплачиваемого отпуска, а также в течение иных аналогичных периодов)?

Обратимся к положениям налогового законодательства. Пунктом 3 ст. 217 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДФЛ всех видов установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов).

В абз. 12 данного пункта указано, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.

В соответствии со ст. ст. 106 и 107 ТК РФ выходные дни и нерабочие праздничные дни — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей.

Если работник убывает в командировку ранее даты, указанной в приказе о командировании (возвращается из командировки позднее установленной даты), оплата его проезда в некоторых случаях не может рассматриваться как компенсация расходов, связанных со служебной командировкой.

В частности, если срок пребывания в месте командирования значительно превышает срок, установленный приказом о командировании (например, если сразу после окончания командировки работнику предоставляется отпуск, который он проводит в месте командирования), имеет место получение работником экономической выгоды, предусмотренной ст. 41 НК РФ, в виде оплаты организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы.

В этом случае оплата организацией за сотрудника билета со сроком приезда позднее окончания срока командировки, обозначенного в приказе о командировании, в силу пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ признается его доходом, полученным в натуральной форме. Стоимость указанного билета подлежит обложению НДФЛ в соответствии с положениями ст. 211 НК РФ.

Если же, например, работник остается в месте командирования, используя выходные или нерабочие праздничные дни, оплата организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы не приведет к возникновению у него экономической выгоды.

Аналогичный подход используется в случае выезда работника к месту командировки до даты ее начала.

Такие же разъяснения Минфина мы видим и в более раннем Письме от 07.08.2012 N 03-04-06/6-221.

Вопрос: Освобождаются ли от обложения НДФЛ суммы возмещения работодателем расходов работников по проезду на такси во время нахождения в служебных командировках?

Такой вопрос в очередной раз был рассмотрен Минфином в Письме от 27.06.2012 N 03-04-06/6-180.

Чиновники уточнили, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа.

Трудовой кодекс и ст. 217 НК РФ не содержат ограничений в отношении видов средств транспорта, используемых работником для проезда до места назначения и обратно.

Исходя из вышеизложенного суммы оплаты организацией проезда работников на такси при направлении их в командировку, а также возмещение организацией стоимости использования такси для различных поездок работников во время нахождения в командировке относятся к числу компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиками трудовых обязанностей, и согласно п. 3 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ. При этом в организации должны иметься соответствующие оправдательные документы, оформленные надлежащим образом и позволяющие подтвердить использование работником такси для поездок, осуществляемых в служебных целях.

Ранее разъяснения финансистов по вопросу обложения НДФЛ компенсаций расходов на такси командированным работникам были приведены в Письмах от 25.04.2012 N 03-04-05/9-549, от 28.09.2011 N 03-04-06/6-241, УФНС по г. Москве от 24.12.2009 N 20-20/3/3535.

Вопрос: Каков порядок учета расходов на проезд работника, в том числе на легковом такси, к месту командировки и обратно к месту постоянной работы при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО?

В Письме от 27.06.2012 N 03-11-04/2/80 специалисты финансового ведомства отметили, что в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий УСНО с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, уменьшает полученные доходы на расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, поименованные в п. 1 данной статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст.

252 НК РФ. Расходы, предусмотренные пп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются в порядке, установленном для исчисления налога на прибыль организаций ст.

264 НК РФ. На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В связи с этим согласно пп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ "упрощенец" вправе учесть в целях налогообложения осуществленные им обоснованные и документально подтвержденные расходы на проезд работника, с которым его связывают трудовые отношения, к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

При этом расходы налогоплательщика по возмещению аналогичных расходов его контрагента, оказывающего данному налогоплательщику услуги, могут быть учтены в целях налогообложения на основании положений пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ как материальные расходы в виде оплаты услуг производственного характера, оказываемых сторонними организациями.

Что касается расходов на оплату услуг легкового такси, расходы налогоплательщика на проезд работника на легковом такси к месту командировки и обратно к месту постоянной работы учитываются при налогообложении при условии их оформления документами, соответствующими требованиям, установленным действующим законодательством.

Так, Приложениями 4, 5 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом <2> (далее — Правила) установлены обязательные реквизиты заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа и квитанции на оплату пользования легковым такси. В частности, согласно Приложению 5 к Правилам в квитанции на оплату пользования легковым такси должны содержаться следующие обязательные реквизиты:

  • наименование, серия и номер квитанции;
  • наименование фрахтовщика;
  • дата выдачи квитанции;
  • стоимость пользования легковым такси;
  • фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

<2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.

Вопрос: Какие документы для целей исчисления налога на прибыль работник должен представить организации для подтверждения обоснованности расходов на оплату услуг такси?

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Поскольку налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

Таким образом, расходы на проезд работника на такси до вокзала (аэропорта) и от вокзала (аэропорта) учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии их экономической обоснованности и оформления документами, соответствующими требованиям, установленным действующим законодательством. Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 11.07.2012 N 03-03-07/33.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Напомним, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 вышеназванного Закона.

Кроме того, как было указано выше, обязательные реквизиты, которые должна содержать квитанция на оплату пользования легковым такси, приведены в Приложении 5 к Правилам.

Возмещение расходов по найму жилья

Вопрос: Организация в Положении о порядке и размерах возмещения командировочных расходов, выдачи подотчетных денежных средств, представления авансовых отчетов о командировочных и хозяйственных расходах установила предельный размер расходов по найму жилых помещений. При этом согласно данному Положению по письменному заявлению работника с указанием причин перерасхода руководитель может возместить расходы по найму жилого помещения в фактическом размере при наличии подтверждающих документов. Учитывается ли в доходах работника сумма возмещения расходов по найму жилья сверх установленного размера в данной ситуации?

В Письме от 04.07.2012 N 03-04-06/6-204 Минфин уточнил: абз. 12 п. 3 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы по найму жилого помещения. Таким образом, при наличии письменного заявления работника с указанием причин перерасхода и решения работодателя о возмещении работнику расходов по найму жилого помещения во время нахождения в командировке в размерах, превышающих определенные в локальном нормативном акте, от обложения налогом на доходы физических лиц освобождаются суммы фактически возмещенных организацией документально подтвержденных расходов работника по найму жилого помещения в месте командирования.

К сведению. Подпунктом 12 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности на наем жилого помещения. Таким образом, расходы по найму жилого помещения при представлении соответствующих документов принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в размере фактических расходов.

Вопрос: Правомерно ли учитывать для целей исчисления налога на прибыль расходы на аренду квартир у физических лиц для проживания в них командированных сотрудников организации?

В Письме УФНС по г. Москве от 24.05.2012 N 16-15/045924@ чиновники ведомства указали, что затраты на аренду квартир, предназначенных для проживания в них командированных работников, на основании документов, косвенно подтверждающих факт пребывания в них данных работников во время командировки (командировочного удостоверения, проездных документов до места командировки и пр.), могут относиться к расходам, признаваемым для целей налогообложения прибыли. В обоснование своей позиции налоговики сослались на Письма Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/112, от 20.06.2006 N 03-03-04/1/533 и от 25.03.2010 N 03-03-06/1/178.

Возмещение командировочных расходов иностранным гражданам — высококвалифицированным специалистам

Вопрос: Имеет ли организация право удерживать НДФЛ по ставке 13% с суммы сверхнормативных командировочных расходов (суточные и др.), выплачиваемых иностранным гражданам — высококвалифицированным специалистам, не являющимся налоговыми резидентами РФ?

С оплаты расходов на командировку организация вправе удерживать НДФЛ по ставке 13%. Об этом было сказано в Письме Минфина России от 13.06.2012 N 03-04-06/6-168. Напомним, что в силу п. 3 ст. 224 НК РФ ставка НДФЛ установлена в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых, в частности, от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%. Таким образом, налогообложению по ставке 13% подлежат не любые доходы, получаемые физическим лицом — высококвалифицированным специалистом, а доходы от осуществления трудовой деятельности в РФ, включая премию за выполнение трудовых обязанностей и оплату расходов на командировки. При этом другие доходы, в частности в виде сумм оплаты организацией проживания и питания сотрудников, материальной помощи, подарков и др., подлежат обложению НДФЛ по ставке в размере 30%.

Учитываем в расходах для целей налогообложения прибыли невозвращенный аванс за командировку

Дебиторская задолженность по подотчетным суммам признается безнадежной по истечении срока исковой давности.

При этом указано, что в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года. В частности, такие разъяснения Минфина приведены в Письме от 24.09.2009 N 03-03-06/1/610.

Вопрос: Вправе ли организация после истечения срока исковой давности, установленного Гражданским кодексом, учесть задолженность по подотчетным суммам, выданным работнику (например, невозвращенный аванс за командировку), в расходах при исчислении налога на прибыль?

Подпунктом 2 п. 2 ст. 265 НК РФ установлено, что в целях применения гл. 25 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются суммы безнадежных долгов, а в случаях, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, — суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Налоговым кодексом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми дебиторская задолженность налогоплательщика признается безнадежной для целей налогообложения прибыли.

К таким основаниям относятся:

  • истечение установленного срока исковой давности;
  • невозможность исполнения в соответствии с гражданским законодательством;
  • невозможность исполнения на основании акта государственного органа;
  • ликвидация организации-должника.

Для признания задолженности безнадежной достаточно наличия хотя бы одного из указанных оснований.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года. По истечении срока исковой давности дебиторская задолженность является безнадежной (нереальной к взысканию) и подлежит списанию в налоговом учете. Для включения сумм дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, в состав расходов необходимы документы, подтверждающие истечение срока исковой давности.

В целях налогового учета задолженность по подотчетным суммам подлежит включению в налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода.

Следовательно, истечение срока исковой давности является одним из критериев признания долга безнадежным и, следовательно, учета его в расходах для целей налогообложения прибыли организаций (Письмо Минфина России от 08.08.2012 N 03-03-07/37).

Н.И.Будакова

Эксперт журнала

"Оплата труда:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Командировочные расходы: оплата проезда

Командировочные расходы: оплата проезда

В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. В частности, работодатель обязан возместить командированному работнику расходы на проезд (ст. 168 ТК РФ).

Какие документы служат подтверждением расходов на проезд различными видами транспорта? Что представляет собой электронный проездной документ? Каковы особенности его применения? Требуется ли в обязательном порядке перевод электронного документа на русский язык? При каких условиях расходы на такси могут быть признаны в целях бюджетного учета? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Положение об особенностях направления работников в служебные командировки утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее — Положение N 749). Согласно этому документу в командировки могут направляться работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

Следует иметь в виду, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, командировками не признаются (п. 3 Положения N 749).

Цель командировки работника определяется руководителем командирующего учреждения и указывается в служебном задании (ф. 0301025), которое утверждается работодателем. Она может быть указана и в приказе о направлении работника в командировку (ф. 0301022) наряду с такими реквизитами, как фамилия, инициалы и должность командируемого, время и место командировки. Приказ оформляется работником кадровой службы на основании служебного задания, подписывается руководителем учреждения или уполномоченным им на это лицом.

Факт отправления работника в командировку необходимо отразить в журнале учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующего учреждения. Его форма утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 N 739н.

На основании решения работодателя командируемому работнику оформляется командировочное удостоверение (ф. 0301024), которое в дальнейшем подтверждает срок его пребывания в командировке (дата приезда в пункт (пункты) назначения и дата выезда из него (из них)) (п. 7 Положения N 749). Данный документ оформляется в одном экземпляре, подписывается работодателем, вручается работнику и находится у него в течение всего срока командировки.

К сведению. Формы служебного задания, приказа о направлении в командировку, командировочного удостоверения утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

Работнику, направленному в командировку, также выдается денежный аванс на оплату расходов по выполнению служебного задания, возникающих в период его прохождения, в том числе на оплату проезда (п. 10 Положения N 749).

По завершении командировки работник обязан представить работодателю в течение трех рабочих дней (п. 26 Положения N 749):

— авансовый отчет об израсходованных суммах (ф. 0302001) и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом денежному авансу. К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом, а также документы о фактических расходах по проезду (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей);

— отчет о выполненной работе в командировке (ф. 0301025), согласованный с руководителем структурного подразделения работодателя, в письменной форме.

Таким образом, оплата расходов на проезд командируемому работнику осуществляется в размере фактически произведенных расходов на основании подтверждающих документов. Далее рассмотрим, какие виды подтверждающих документов могут быть представлены работником в зависимости от используемого им транспортного средства, а также какие требования предъявляются к заполнению этих документов, при несоблюдении которых расходы на проезд не принимаются к оплате или не учитываются при исчислении налога на прибыль.

Отметим, что хотя большинство нижеприведенных Писем Минфина и налоговых органов разъясняют лишь порядок учета расходов на проезд в целях обложения налогом на прибыль, по мнению автора, данными разъяснениями можно руководствоваться и в целях признания таких расходов в бюджетном учете.

Проезд транспортом общего пользования

К такому транспорту относятся самолеты, поезда, автобусы, маршрутные такси, речной транспорт, а также иные виды транспорта, проезд на которых удостоверяется проездными билетами (п. п. 2, 3 ст. 105 Воздушного кодекса, ст. 82 Устава железнодорожного транспорта РФ <1>, ст. 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <2>, п. 2 ст. 97 Кодекса внутреннего водного транспорта). Именно проездные билеты в данном случае являются документами, подтверждающими расходы на проезд.

Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“.

Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта“.

Зачастую в стоимость проезда включается не только плата за проезд, но и дополнительные услуги:

— сервисные сборы;

— плата за пользование постельными принадлежностями;

— страховые взносы по обязательному страхованию пассажиров.

Сервисные сборы и плата за пользование постельными принадлежностями формируют стоимость услуги по проезду по железной дороге, поэтому работодатель вправе полностью признать такие расходы в качестве командировочных (Письма Минфина России от 24.07.2008 N 03-03-06/2/93, от 21.11.2007 N 03-03-06/1/823).

Страховые взносы по обязательному страхованию пассажиров уплачиваются в соответствии с Указом Президента РФ от 07.07.1992 N 750 “Об обязательном личном страховании пассажиров“. Согласно ему на территории РФ действует обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев на время их поездки. Установлено, что страховой взнос включается в стоимость проездного документа и взимается при его продаже. Таким образом, сумма страхового взноса по обязательному страхованию пассажиров, включаемая в стоимость проездного документа, учитывается при исчислении налога на прибыль в составе расходов на командировку работника (Письмо Минфина России от 10.05.2006 N 03-03-04/2/138).

В последнее время большое распространение получил такой способ приобретения проездных документов, как электронный. Он очень удобен. Пассажир может совершить покупку самостоятельно (через Интернет), оплатив расходы платежной картой, либо за наличный расчет через агентство по продаже электронных билетов. Однако при всем удобстве и быстроте данного процесса стоит учитывать, что сделка по приобретению электронных билетов оформляется в бездокументарной форме. Возникает вопрос: что же в этой ситуации является подтверждением факта произведенной перевозки и ее оплаты?

Для ответа на поставленный вопрос обратимся к письмам Минфина.

Электронный авиабилет. Специалисты финансового ведомства в Письмах от 10.02.2010 N 03-03-06/1/59, от 05.02.2010 N 03-03-05/18, от 05.06.2009 N 02-06-10/2282 заявляют, что при приобретении работником авиабилета, оформленного в бездокументарной форме, — электронной маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) для поездок на территории РФ и за рубеж подтверждающими документами являются:

а) в части произведенных расходов по оплате:

— чек контрольно-кассовой техники;

— слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является работник;

— подтверждение кредитным учреждением, в котором открыт работнику банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного авиабилета;

— другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности;

б) в части факта произведенной перевозки: распечатка электронного документа — электронная маршрут/квитанция электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Причем в соответствии с п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 “Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации“ электронная маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Электронный железнодорожный билет. Пунктом 2 Приказа Минтранса России от 23.07.2007 N 102 “Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте“ установлено, что электронный билет должен быть оформлен на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности (БСО) проездном билете или дополнительно к оформленному не на БСО проездному документу должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки посредством ККТ (чек).

Таким образом, при приобретении электронного железнодорожного билета для поездок на территории РФ и за рубеж документами, подтверждающими произведенные расходы, могут являться маршрут/квитанция, оформленная на утвержденном в качестве БСО пассажирском билете, чек или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки (Письмо Минфина России от 04.06.2010 N 03-03-06/1/384).

Вместе с тем финансисты отмечают, что расходы на приобретение электронного железнодорожного билета могут быть признаны в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, если такие расходы имеют косвенное подтверждение, в частности, при наличии документов, подтверждающих направление сотрудника в командировку, проживание за границей, и иных оправдательных документов, оформленных унифицированными формами первичной учетной документации и удостоверяющих факт пребывания работника в командировке, и распечатки электронного билета или посадочного талона с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать проезд работника командировку (фамилия пассажира, маршрут, стоимость билета, дата поездки).

Перевод содержания электронных билетов на русский язык.

На сегодняшний день остро встает еще один вопрос, касающийся документального подтверждения расходов по приобретению электронных документов. Связано это с необходимостью перевода на русский язык содержания электронных билетов, заполненных на иностранном языке.

Минфин считает, что в случае выписки авиабилетов и других перевозочных документов на английском или ином (кроме русского) языке в обязательном порядке должны быть переведены реквизиты, необходимые для подтверждения произведенных расходов. Те реквизиты, которые не имеют существенного значения для признания расходов (например, условия применения тарифа, правила авиаперевозки, правила перевозки багажа, другая информация), перевода не требуют (Письма от 24.03.2010 N 03-03-07/6, от 22.03.2010 N 03-03-06/1/168, от 14.09.2009 N 03-03-05/170). Перевода не потребуется и в том случае, если пассажир представил архивную справку от авиаперевозчика, оформленную на русском языке, в которой содержатся подробные данные (фамилия, имя, отчество пассажира, направление, N рейса, дата вылета, стоимость билета), подтверждающие факт приобретения перевозочного документа и его стоимость.

Однако ФНС России в Письме от 26.04.2010 N ШС-37-3/656@ придерживается другого мнения: в общем случае авиабилет в целях определения величины налоговой базы по налогу на прибыль дополнительного перевода не требует. Свою позицию специалисты налоговой службы объясняют следующим.

Электронный авиабилет имеет унифицированную международную форму. При этом большинство реквизитов такой формы (месяц даты отправления рейса, наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения, код валюты и форма оплаты) заполняются согласно Единому международному кодификатору. Фамилия, имя пассажира записываются в билет в соответствии с порядком оформления загранпаспортов граждан РФ: набором букв с использованием латиницы способом транслитерации (замещения) букв кириллицы на соответствующие буквы или сочетания букв латиницы. Среди наименований реквизитов электронного билета также присутствуют наименования на английском языке.

При этом они совпадают с наименованием аналогичных реквизитов, указанных в форме пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации, утвержденной Приказом Минтранса России от 29.01.2008 N 15 (далее — Приказ Минтранса России N 15), значение которых установлено данным Приказом. Сопоставление названий реквизитов на иностранном языке и их русскоязычных значений приведено в Письме N ШС-37-3/656@.

ФНС обращает внимание на то, что в случае, когда в электронном авиабилете реквизиты, фактически обозначенные на иностранном языке, не совпадают с их значениями на русском языке, согласно Приказу Минтранса России N 15, билет подлежит переводу на русский язык.

К сведению. Кодификаторы даты отправления рейса, наименование аэропортов/пунктов отправления и назначения, валют, государств и форм оплаты приведены в Приложениях к Письму N ШС-37-3/656@, а также размещены на главной странице официального сайта Минтранса (www.mintrans.ru) в рубрике “Авиация“ (Документы. Минтранс. Авиация).

Служит ли подтверждением расходов на проезд ксерокопия проездного билета?

По этому поводу разъяснения дают специалисты Минфина России в Письме от 05.02.2010 N 03-03-05/18: под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, а также документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В качестве документа, подтверждающего расходы на проезд работника к месту командировки и обратно, по общему правилу выступает подлинник проездного документа.

Однако принимая во внимание то, что п. 1 ст. 252 НК РФ допускает использование в налоговом учете документов, косвенно подтверждающих произведенные расходы, Минфин считает, что в случае утраты проездного документа, оформленного на бланке строгой отчетности, его могут заменить дубликат, копия экземпляра билета, оставшегося в распоряжении транспортной организации, осуществившей перевозку физического лица, или справка из транспортной организации с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать физическое лицо, маршрут его проезда, стоимость билета и дату поездки.

Мнение о том, что в случае отсутствия оригиналов документов расходы можно подтвердить их заверенными копиями, подтверждают также специалисты налоговых служб (Письмо УФНС России по г.

Москве от 02.02.2009 N 08-19/008020).

Напомним, что копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации.

Таким образом, из вышеперечисленного можно сделать вывод: в случаях, когда оригинал проездного билета представить невозможно, подтверждением расходов на проезд может служить копия проездного документа, позволяющая идентифицировать физическое лицо, оплатившее указанные расходы, маршрут его проезда, стоимость билета и дату поездки.

Проезд на такси

До сих пор вопрос о том, могут ли быть признаны в расходах произведенные командируемым работником затраты на такси, остается очень сложным и неоднозначным.

Напомним, что в соответствии с п. 12 Инструкции о служебных командировках, утвержденной Минфином СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62, командированному работнику возмещаются расходы по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы на любом транспорте, за исключением проезда на такси. Ссылаясь на указанную норму законодательства, специалисты финансового ведомства не разрешали учитывать при исчислении налога на прибыль расходы на такси, произведенные командируемым работником (Письма от 10.05.2006 N 03-03-04/2/138, от 26.01.2005 N 03-03-01-04/2/15).

Однако после того как было введено Положение N 749, согласно которому исключение, касающееся признания расходов на такси, было убрано, мнение финансистов поменялось.

В более поздних Письмах Минфин разрешает налогоплательщикам уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму расходов на такси, но только при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности (Письма от 27.08.2009 N 03-03-06/2/162, от 31.07.2009 N 03-03-06/1/505, от 22.05.2009 N 03-03-06/1/339, от 12.05.2008 N 03-03-06/2/47).

Аналогичного мнения придерживаются налоговые органы (Письма УФНС России по г.

Москве от 06.08.2009 N 16-15/080978, от 19.12.2007 N 28-11/121388): документальным подтверждением расходов на оплату услуг такси является кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности с реквизитами, предусмотренными Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.

Что касается экономической обоснованности и целесообразности осуществления расходов на такси, то их подтвердить и доказать очень сложно. Стоит отметить, обязанность проверки экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов возложена на налоговые органы (Письма N N 03-03-06/2/162, 03-03-06/1/505). Поэтому прежде чем оплатить такие расходы, нужно запастись неоспоримыми доказательствами экономической целесообразности их осуществления. В случае периодического осуществления расходов на такси командируемыми работниками необходимо предусмотреть возможность их возмещения в локальных нормативных актах или в учетной политике. При представлении работником по возвращении из командировки документов, подтверждающих расходы на такси, следует потребовать от него дополнительно служебную пояснительную записку с разъяснениями о производственной необходимости этих расходов, которую впоследствии нужно заверить руководителем учреждения. Зачастую в записках указывают такую информацию:

— в связи с очень поздним отправлением поезда и невозможностью воспользоваться общественным транспортом (в позднее время общественный транспорт не ходит) пришлось воспользоваться услугами такси;

— в связи с задержкой прибытия самолета и, как следствие, опозданием на деловую встречу пришлось воспользоваться услугами такси.

Проезд на личном или служебном автомобиле

Возможность использования личного автомобиля работником, направляемым в командировку, должна быть закреплена в локальных нормативных актах учреждения, так же как и его право на возмещение расходов, связанных с эксплуатацией автомобиля в период прохождения командировки. Такими расходами являются расходы на приобретение ГСМ, оплату услуг автостоянки и автомойки, оплату работ по непредвиденному ремонту автомобиля.

Подтверждающими документами по осуществлению указанных видов расходов могут служить чеки с АЗС, квитанции по оплате услуг, договоры на оказание услуг и акты выполненных работ.

Стоит отметить, что при оплате расходов по ГСМ необходимо учитывать Распоряжение Минтранса России N АМ-23-р <3>, определяющее нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте.

Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р “О введении в действие Методических рекомендаций “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте“.

Если же работник отправился в командировку на служебном автомобиле, то помимо кассовых чеков или квитанций, подтверждающих оплату расходов, связанных с эксплуатацией автомобиля, ему нужно представить в учреждение путевой лист, выписанный на весь срок командировки. Формы путевых листов, применяемых бюджетными учреждениями, приведены в Приложении 2 “Унифицированные формы первичных учетных документов“ к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Проезд, осуществляемый с привлечением

транспортных организаций

Нередки случаи, когда в командировку направляются сразу несколько работников от организации, в данной ситуации ей выгоднее воспользоваться услугами транспортной организации по перевозке пассажиров, чем оплачивать каждому работнику расходы по проезду. Оплата таких услуг производится на основании счетов, счетов-фактур, актов оказанных услуг, предоставленных от транспортной организации.

Отметим, что в целях исчисления налога на прибыль расходы по оплате этих услуг не могут быть отнесены к расходам на командировки в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, однако учреждение вправе учесть их на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (Постановление ФАС СЗО от 27.04.2007 по делу N А05-11584/2006-31).

Л.Ларцева

Эксперт журнала

“Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение“

Можно ли включить в авансовый отчет яндекс такси

Может ли сотрудник заказать такси, чтобы добраться до аэропорта или вокзала? Может ли директор ездить на встречи с клиентами на такси? Могут ли сотрудники заказывать такси, чтобы добраться до дома, если они задержались в офисе допоздна?

В каком случае расходы на такси уменьшают налог на прибыль, а в каком нет?

Какие документы должен приложить сотрудник к авансовому отчету, чтобы расходы на такси не вызывали вопросов у налоговой?

Все эти вопросы достаточно часто интересуют руководителей компаний, ведь многие из них хотят, создавая комфортные условия для своих сотрудников не упускать выгоду, уменьшая сумму налогов, которые необходимо заплатить. Ответы на эти вопросы вы найдёте в этой статье. Если сотрудник направляется в командировку в другой город или страну, то чаще всего он добирается туда на поезде или самолёте, а до вокзала или аэропорта — на такси.

Можно ли возместить и принять для уменьшения налога на прибыль такие расходы?

Возможность возмещения сотруднику расходов на оплату его проезда на такси во время командировки компания решает самостоятельно, но произведенные расходы обязательно должны быть подтверждены правильно оформленными документами.

Чтобы принять расходы для уменьшения прибыли, они должны быть обоснованными, например аэропорт находится далеко от места отправления, слишком позднее время отправления поезда или самолета, высокая ценность перевозимого в багаже груза, обычаи делового оборота предполагаю использование такси и пр.

Таким образом, вернувшись из командировки, сотрудник должен приложить к авансовому отчету правильно заполненную квитанцию об оплате услуг такси и тогда компания возместит ему эти расходы и примет их для уменьшения прибыли.

Во многих компаниях директор и менеджеры ездят на встречи с клиентами на такси.

Иногда компания заключает договор с фирмой — перевозчиком (тогда директор издает приказ о том, чтобы все сотрудники пользовались в служебных целях услугами этой фирмы), иногда сотрудники заказывают такси в любой компании и отчитывается через авансовый отчет о произведенных расходах. Для того, чтобы принять такие затраты для уменьшения налога на прибыль, должно быть распоряжение директора, в котором обосновываются такие поездки (например в связи с тем, что в компании отсутствует собственный или арендованный транспорт, сотрудникам разрешается пользоваться услугами такси для выполнения служебных обязанностей), а в должностных инструкциях сотрудников, использующих такси для поездок в налоговую, на переговоры и т.п. рекомендуется прописать, что их работа связана с поездками, с поддержанием имиджа фирмы.

Также должны быть отчеты о поездках, это могут быть акты, в которых описано, куда ездил сотрудник, какая сумма потрачена. Если поездок много, сотрудник не всегда вспомнит, куда ездил или не предоставит эту информацию в бухгалтерию вовремя. В этом поможет приложение Авансовка.

с его помощью можно сразу выслать бухгалтеру копию документа об оплате такси с комментарием.

Если в трудовом договоре или коллективном соглашении прописано, что в определенных ситуациях сотрудник может воспользоваться такси, то эти расходы будут экономически оправданы, а значит их можно принять для уменьшения налога на прибыль.

При этом сотрудник должен приложить к авансовому отчету квитанцию такси. Каждая поездка должна быть подтверждена документами.

Рекомендуем прочесть:  Фмс 840

По Российскому законодательству таксист должен выдавать квитанцию, которая содержит все необходимые реквизиты — реквизиты компании-перевозчика, информацию о поездке, о стоимости поездки, о клиенте, иметь печати и подписи и т.п. Но в реальности такие квитанции получить не удается.

В зависимости от того, какую квитанцию приложит к авансовому отчету сотрудник, возможны разные варианты возмещения ему денег: если квитанция содержит всё необходимую информацию то деньги за поездку возмещаются сотруднику полностью, если же квитанция не соответствует законодательству или же утеряна и сотрудник предоставил только служебную записку, в которой просит возместить расходы на такси, то бухгалтер удержит 13% (Налог на доходы физических лиц) из суммы, указанной в ней. Для того, чтобы избежать таких ситуаций, компании лучше заключить договор с фирмой-перевозчиком.

Тогда сотрудник будет прикладывать к авансовому отчету талон, в котором прописан маршрут, стоимость и прочее, а в бухгалтерию перевозчик будет ежемесячно предоставлять акт и счет-фактуру, в которых будут прописаны все поездки и фамилии тех, кто пользовался услугами и маршруты. Но и в этом случае для проверки правильности актов бухгалтеру необходимо, чтобы сотрудник передавал эти талоны с комментариями, к какому клиенту или по каким служебным делам он ездил, а правильность заполнения талона не будет иметь значения.

Обычно при наличии правильно оформленных расходных и обосновывающих документов у налоговой инспекции не возникает вопросов, а приложение Авансовка поможет вам оперативно предоставлять всю необходимую информацию для составления таких документов вашему бухгалтеру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *