Ст 9 5 коап рф

Содержание

Оформление приказа об изменении фамилии

3 октября 2017     Приказы

Смена фамилии или изменение имени сотрудника на любом предприятии должна сопровождаться составлением соответствующего приказа. При этом необходимо внести корректировки в ряд других бумаг. Осуществление этих действий происходит только после получения подтверждения о том, что данные изменения являются законными.

Приказ руководителя является основанием для корректировки всех кадровых документов.

Чтобы внести изменения в необходимые документы, руководству или сотрудникам отдела кадров необходимо предоставить подтверждающие документы  — свидетельство о заключении брака или паспорт. Только после этого происходит составление приказа.

Особенности оформления приказа об изменении фамилии

Определенных требований к оформлению документации данного вида нет.

Следовательно, отсутствует необходимость использования унифицированной формы. При составлении приказа нужно соблюдать правила соответствующих нормативно-правовых актов. Бумага может быть оформлена на фирменном бланке компании или на листе формата А4.

В обязательном порядке на ней указывается следующая информация:

  • полное наименование организации, ее реквизиты и адрес;
  • название документа;
  • присвоенный порядковый номер;
  • текст приказа с распоряжением о внесении изменений в связи со сменой фамилии работника;
  • сведения о сотруднике – его должность, ФИО;
  • список документации, в которую необходимо внести корректировки об измененной фамилии;
  • информация о лице, ответственном за внесение изменений;
  • место составления;
  • подпись директора и работника;
  • дата подписания.

Помимо этого в приказе следует оставить напоминание для сотрудника, сменившего фамилию, о необходимости замены ИНН и СНИЛС.

Датой оформления бумаги считается дата выдачи нового паспорта. Приказ составляется в единственном экземпляре, который в последующем копируется и передается всем лицам, которым необходима данная информация.

Если работник сотрудничает с контрагентами компании на основе доверенности, в документе нужно предусмотреть наличие уведомления об изменении его персональных данных. В случае если фамилию или имя меняет главный бухгалтер, или руководящее лицо фирмы, следует отправить информацию об изменениях в органы налоговой службы.

Заявление от сотрудника о смене фамилии

Перед тем как перейти к оформлению приказа, руководство компании должно ознакомиться с документами, которые выступают в роли подтверждения смены персональных данных. Таковыми являются:

  • паспорт;
  • свидетельство о заключении брака.

Для этого работник оформляет соответствующее заявление. К нему он прилагает оригиналы и копии этих документов. Бумага может быть оформлена в свободной форме или на фирменном бланке предприятия.

Допустимо ее заполнение как в письменном, так и печатном виде. Заявление может быть предоставлено до получения нового паспорта. В этом случае его необходимо предоставить руководству сразу после получения.

Внесение изменений в другие документы

При смене фамилии сотрудника руководство предприятия не только издает специальный приказ, но и вносит изменения в ряд других бумаг. К таковым относят:

  • журнал учета трудовых книжек;
  • личная карточка работника (форма Т-2);
  • личное дело;
  • трудовая книжка;
  • договор;
  • электронная база кадрового учета;
  • график отпусков;
  • зарплатная карточка.

Изменения данных о фамилии работника в трудовой книжке оформляются в соответствии с инструкцией №30. Корректировки указываются на основании предоставленных сотрудником документов и приказа руководителя. Все исправления должны быть отображены на первой странице документа. Старая фамилия зачеркивается, сверху вписывается новая. Ссылка на подтверждающую документацию указывается внутри обложки. Все эти действия должны быть заверены подписью лица, вносившего корректировки, и печатью.

Скачать образец

Образец приказа об изменении фамилии в связи с вступлением в брак — скачать.

Нарушение трудовой дисциплины по ТК РФ: примеры и последствия

Правила внутреннего распорядка утверждаются на каждом предприятии. Этот документ считается своеобразной инструкцией для сотрудников, где прописаны все особенности порядка работы — от количества трудовых часов до порядка начисления премий или дисциплинарных взысканий. Часто работники нарушают эти правила. Чем грозит несоблюдение правил трудового распорядка сотрудникам и правомерны ли действия работодателя в случаях фиксации нарушений?

Что такое трудовая дисциплина?

Дисциплина труда — это комплекс правил, разработанных предприятием с целью оптимизации рабочего процесса. Он основан на прописанных в законодательстве обязанностях каждого работника.

Статья 21 Трудового Кодекса РФ “Основные права и обязанности работника:

“Работник обязан:

  • добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  • соблюдать трудовую дисциплину;
  • выполнять установленные нормы труда;
  • соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
  • бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
  • незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества)”.

Помимо основных требований, в правилах трудовой дисциплины могут быть указаны и другие обязанности сотрудников, связанные со спецификой работы каждой организации. К ним относится: соблюдение корпоративной этики, хранение коммерческой тайны, нарушение субординации и т.д. В случае однократного нарушения распорядка на сотрудника может быть наложено дисциплинарное взыскание, предусмотренное законом. Его вид зависит от тяжести проступка. К основным нарушениям дисциплины труда относятся:

  • несоблюдение правил охраны труда, повлекшее за собой несчастный случай на производстве;
  • прогулы или систематические опоздания;
  • появление на работе в состоянии опьянения;
  • аморальные поступки;
  • кража рабочего или личного имущества сотрудников;
  • умышленное невыполнение обязанностей или выполнение их не в полном объеме;
  • подделывание юридических документов;
  • игнорирование приказов руководителя.

В частных предприятиях вопрос выбора дисциплинарного взыскания решается непосредственно руководителем. Наказание считается правом руководителя, но не обязанностью. Поэтому работодатель самостоятельно принимает решение о целесообразности наложения дисциплинарного взыскания. Систематическое нарушение трудовой дисциплины рассматривается как грубое несоблюдение правил и предусматривает более строгие меры наказания, вплоть до увольнения работника.

Виды дисциплинарных взысканий и их применение

Дисциплинарные взыскания направлены на улучшение качества и организации труда. На основании трудового договора, работники обязаны неукоснительно соблюдать все предписания, поскольку в случае нарушения трудовой дисциплины согласно ТК РФ, на работника могут быть наложены регламентированные законом меры наказания.

Статья 192 Трудового Кодекса РФ. Дисциплинарные взыскания

“За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям”.

Дисциплинарным нарушением будет считаться проступок, совершенный только по вине сотрудника. Работодатель обязан требовать выполнения всех правил только в случае, если на предприятии обеспечены все условия для этого. при этом, каждый работник должен быть ознакомлен с трудовым распорядком, правилами охраны труда и своими служебными обязанностями, что подтверждается его личной подписью.

  • Замечание. Наиболее легкая мера наказания. Замечание накладывается в случаях негрубого или однократного нарушения трудовой дисциплины. Устное замечание подкрепляется актом, где указана суть проступка и пояснения сотрудника относительно полученного замечания.
  • Выговор. По форме разделяют устные и письменные выговоры. При вынесении выговора составляется внутренний приказ, который вносится в личное дело работника. Различают строгие выговоры, которые выносятся за более серьезные нарушения и могут облагаться материальными взысканиями и штрафами для сотрудника, если это предусмотрено внутренним распорядком компании.
  • Увольнение.

    Это крайняя мера наказания нарушителя. Она выносится в случаях многократного или однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей. Правомерность увольнения регламентирована законодательством.

Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

“Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

  • неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание”.

Статья 192 Трудового Кодекса РФ. Дисциплинарные взыскания

“К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 настоящего Кодекса, а также пунктом 7, 7.1 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен”.

Дисциплинарное наказание может быть оформлено на основании служебной записки. Если работодатель посчитает это недостаточным поводом, то он может инициировать дисциплинарное производство при участии трудового коллектива. Результатом заседания комиссии станет акт с решением о виде дисциплинарного наказания.

Примеры нарушения трудовой дисциплины

Практика знает множество примеров нарушения дисциплины труда. Большинство из них относятся к негрубым проступкам и зачастую ограничиваются устными замечаниями.

Например, работник Иванов. А.А. нарушил трудовой распорядок, явившись на работу на час позже положенного времени без уважительной причины. В таком случае работодатель может ограничиться устным предупреждением, которое оформляется в виде акта о дисциплинарном нарушении. При систематических опозданиях Иванову А.А. может быть вынесен выговор, однако закон не допускает вынесение выговора сразу после первой провинности.

К вынесению выговора может привести, например, невыполнение своих служебных обязанностей заведующим складом Петровым В.В., что повлекло за собой финансовые потери для предприятия в виде срыва подписания договора с поставщиками. Сотруднику может быть вынесен обычный или строгий выговор (на усмотрение работодателя).

Однократным нарушением, влекущим за собой увольнение может стать появление сотрудника на рабочем месте в состояние опьянения, хищение служебного имущества или действия, спровоцировавшие аварию или несчастный случай на производстве.

Любое решение о дисциплинарном взыскании может быть обжаловано работником в суде. Тогда будет актуальной помощь профессионального юриста, компетентного в вопросах трудового законодательства РФ.

Оглавление:

Адвокат Ивлев

В соответствии со ст. 20 ТК РФ работодателем признается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются.

Вопрос юристу

Если речь идет о выполнении иной трудовой функции (функции руководителя орга­низации/директора), чем определено тру­довым договором, без освобождения от основных обязанностей, то в данном случае имеет место совмещение должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ)1. Таким образом, ваше письменное согласие — обязательное условие совмещения.

При этом дополнительная работа выполняется одновременно с изначально оговоренной работой в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены).

Временно исполняющий обязанности директора

Вопрос: Руководитель уходит в отпуск, как грамотно это оформить и может ли исполняющий обязанности директора (по приказу на время исполнения) подписывать трудовые договоры, трудовые книжки. Нужна ли для этого доверенность?

Первый вариант достаточно простой. Обычно в должностную инструкцию (трудовой договор) заместителя директора включается обязанность замещения в случае отсутствия руководителя.

Временное исполнение обязанностей

руководителя фирмы требуется в случаях, когда он по каким-то причинам отсутствует (болеет, находится в командировке, отпуске и т. п.). Как правило, временное исполнение обязанностей генерального директора возлагается на его заместителя. Если у директора нет заместителя, в должностные обязанности которого входило бы временное выполнение функций руководителя, то эти обязанности генеральный директор возлагает на другого сотрудника.

Вход на сайт

1) в труд.книжку сделать запись: » Назначена исполняющим обязанности директора» 2) увольнение по ч.1 ст 260 ТК как руководителя. Правильно ли это будет? не слышала я про такую должность как «исполняющий обязанности директора».

а почему просто не можете оформить свое увольнение как юрисконсульта? и.о. тоже прекратиться я не поняла зачем Вы собираетесь вносить в трудовую запись «Назначена исполняющим обязанности директора»? В трудовую вносятся сведения о временном возложении обязанностей?

ст.

Как заместителю грамотно подписывать документы

Д остаточно часто возникает ситуация, когда лицо, полномочное на подписание срочного документа, отсутствует. Его может не быть день, а может и месяц. Как правильно заместителю оформлять свою подпись на документах (договорах, приказах, письмах и т.д.)? Будет ли разница в оформлении этого реквизита на разных видах документов?

Одним из самых «любимых» действий при передаче полномочий руководителя является использование слов-«паразитов».

Как назначить исполняющего обязанности директора? (1 из 2)

В случае если директор организации убывает в отпуск или в длительную командировку, то своим приказом он назначает исполняющего обязанности генерального директора на время своего отсутствия. Как правило, исполняющим обязанности директора назначается один из его заместителей. В приказе может быть оговорен круг передаваемых полномочий, а может быть только указано, что лицо назначается исполняющим обязанности директора и срок назначения.

Как уволить директора

Иногда и рядового сотрудника уволить довольно сложно, а директор фирмы все-таки руководитель, или, как сейчас принято говорить, топ-менеджер. Мало того, что нужно правильно оформить все документы, так еще о смене директора надо сообщить в различные инстанции.

В небольших и средних компаниях такая должность, как кадровый менеджер, попросту отсутствует. Как правило, вопросами приема сотрудников на работу и их увольнения приходится заниматься бухгалтерам.

Как уволить исполняющего обязанности директора

Иногда и рядового сотрудника уволить довольно сложно, а директор фирмы все-таки руководитель, или, как сейчас принято говорить, топ-менеджер.

Мало того, что нужно правильно оформить все документы, так еще о смене директора надо сообщить в различные инстанции.

В небольших и средних компаниях такая должность, как кадровый менеджер, попросту отсутствует. Как правило, вопросами приема сотрудников на работу и их увольнения приходится заниматься бухгалтерам.

Как уволить исполняющего обязанности?

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Согласно п. 5 ст. 24 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 123 НК РФ предусматривает, что неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% суммы, подлежащей перечислению.

В Постановлении от 17.09.2007, 24.09.2007 N КА-А40/9418-07 ФАС Московского округа указал, что гл. 25 НК РФ не установлена обязанность налогового агента уплачивать за счет собственных средств не удержанные с налогоплательщика налоги.

Если налоговый агент не удержал сумму налога из дохода налогоплательщика, то налоговый орган не вправе взыскать этот налог за счет средств налогового агента, поскольку иное будет являться мерой ответственности (санкцией).

Ответственность за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, предусмотрена ст. 123 НК РФ. Однако указанной статьей предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% суммы неудержанного налога. Взыскание всей суммы неудержанного налога означает применение штрафа в размере 100%, что не предусмотрено нормами НК РФ. К тому же взыскание с налогового агента суммы неудержанного налога является повторным привлечением к ответственности за одно правонарушение, что в соответствии с п. 2 ст. 108 НК РФ недопустимо.

Судебная практика приходит к аналогичным выводам. При этом суды указывают, что обязанность по уплате налога, не удержанного налоговым агентом, лежит на налогоплательщике — иностранной организации, а взыскание его с налогового агента приведет к двойному налогообложению выплаченного дохода, что является недопустимым.

Пример.

СУТЬ ДЕЛА

Налоговый орган провел проверку налогового агента, по результатам которой было принято решение о доначислении налога на прибыль организаций и привлечении налогового агента к налоговой ответственности, предусмотренной ст.

123 НК РФ. Основанием принятому решению послужило неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Налоговый агент заключил с иностранной организацией контракты на оказание услуг по технической поддержке лицензионного программного обеспечения и связанных с этим услуг по обучению.

В п. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ).

В п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров о применении к налоговому агенту ответственности, установленной в ст. 123 НК РФ, судам необходимо учитывать, что указанное правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.

В силу п.

1 ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ доходов. Сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций в соответствии с настоящим пунктом, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода.

В силу п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Между Российской Федерацией и Королевством Швеция заключена Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15 июня 1993 г., в соответствии со ст. 3 которой компетентным органом, подтверждающим постоянное местонахождение иностранной организации применительно к Швеции, считаются министр финансов, его уполномоченный представитель или орган, назначенный в качестве компетентного представителя для целей настоящей Конвенции.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в п. 1 ст. 312 НК РФ, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Несоблюдение условий, предусмотренных п. 1 ст. 312 НК РФ, обязывало налогового агента произвести удержание из дохода, выплачиваемого иностранному юридическому лицу, налога и его перечисление в бюджет.

Из указанных норм следует, что налог на доходы иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства на территории Российской Федерации, получаемый от источников в Российской Федерации, подлежит перечислению в бюджет за счет средств (дохода), подлежащих выплате иностранной организации, а не самого налогового агента.

При этом до момента удержания этих средств обязанность по уплате названного налога лежит на иностранной организации. В случае удержания суммы налога налоговым агентом обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы становится налоговый агент.

Суд установил, что налогоплательщик на момент выплаты дохода не имел подтверждения, указанного в п. 1 ст. 312 НК РФ. Свидетельство о регистрации и регистрационное свидетельство, выданные регистрационным органом Швеции, налогоплательщик представил только в судебное заседание.

Следовательно, на момент выплаты дохода у налогового агента имелась обязанность удержать налог с дохода, выплаченного иностранной организации.

Однако при указанных обстоятельствах налог на доходы, полученные иностранной организацией от источника в Российской Федерации, подлежит уплате на территории Королевства Швеция, а не в Российской Федерации.

В данном случае налоговый агент должен был удержать налог на доходы, полученные иностранной организацией от источников в Российской Федерации. После этого иностранная организация имела право обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента за возвратом удержанного налога (п. 2 ст. 312 НК РФ). Поскольку в рассматриваемых обстоятельствах налог не был удержан, оснований для его возврата не возникло. Следовательно, налог должен быть уплачен на территории Швеции, а взыскание его с налогового агента приведет к двойному налогообложению суммы дохода как в Российской Федерации, так и в Швеции, что является недопустимым в силу Конвенции, заключенной между Российской Федерацией и Королевством Швеция.

Следовательно, требование налогового органа о взыскании с налогового агента суммы налога, не перечисленной в бюджет в связи с ее неудержанием с налогоплательщика, не основано на нормах НК РФ. Взыскание с налогового агента суммы неудержанного налога является, по сути, дополнительным видом ответственности, не предусмотренным НК РФ, поскольку в таком случае налоговый агент помимо взыскания штрафа подвергается денежному взысканию и лишается собственного имущества — денежных средств.

Следовательно, налоговый орган неправомерно доначислил налоговому агенту налог на доходы, полученные иностранной организацией от источников в Российской Федерации, и соответствующие ему пени.

Налоговый агент не исполнил обязанность по удержанию и перечислению налога, поэтому он правомерно привлечен к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ.

Таким образом, суд сделал вывод о незаконности доначисления налоговому агенту не удержанного им налога на доходы, полученные иностранной организацией от источников в Российской Федерации.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.07.2007 N А82-9088/2006-14.)

Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 13.12.2006 N А82-2436/2006-14 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.09.2006 N А58-4362/04-Ф02-4559/06-С1.

Однако в судебной практике существует и противоположная точка зрения (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 N 990/05, Постановления ФАС Уральского округа от 03.10.2005 N Ф09-4372/05-С7, ФАС Дальневосточного округа от 18.10.2006, 11.10.2006 N Ф03-А59/06-2/3499).

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 3 ст. 75 НК РФ определено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

На основании п. 7 ст. 75 НК РФ указанные правила распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

В арбитражной практике существуют споры по вопросу правомерности начисления пеней налоговому агенту, не удержавшему налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации.

Пример.

СУТЬ ДЕЛА

Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой было принято решение о начислении налоговому агенту пеней на сумму налога, не удержанного с доходов, выплаченных иностранной организации из источников в Российской Федерации. Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о том, что налоговый агент обязан удержать налог с доходов иностранной организации, поскольку представленные им в налоговый орган документы не отвечают установленным требованиям.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Согласно ст. 75 НК РФ пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу гл. 11 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Поскольку ст. 310 НК РФ обязанность по удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, возложена на налоговых агентов, пени служат способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом.

Пени — правовосстановительная мера государственного принуждения, носящая компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет, и должна применяться к тому субъекту налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность.

Согласно п. 6 ст. 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 — 48 НК РФ.

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя — на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, — инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

Следовательно, пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества.

Учитывая изложенное, суд признал решение налогового органа о доначислении налоговому агенту пеней по налогу с доходов иностранной организации правомерным.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2007 N А56-6800/2007.)

Таким образом, в приведенном Постановлении суд установил, что налоговый агент был обязан произвести удержание и перечисление в бюджет налога с доходов, выплаченных иностранным юридическим лицом, так как документы, представленные им в качестве доказательств, подтверждающих местонахождение иностранного юридического лица, не отвечают требованиям, предъявляемым к официальным документам. Учитывая неисполнение налоговым агентом обязанности, предусмотренной п. 1 ст. 310 НК РФ, суд пришел к выводу, что пени — как правовосстановительная мера государственного принуждения за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога — могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества.

Данные выводы суда пересекаются с позицией, высказанной Президиумом ВАС РФ в Постановлениях от 16.05.2006 N 16058/05 и от 26.09.2006 N 4047/06 в отношении исполнения обязанности налогового агента по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц.

С учетом данных Постановлений можно сделать следующие выводы.

Пунктом 2 ст. 287 НК РФ установлена обязанность налогового агента перечислить соответствующую сумму налога в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

Из указанной обязанности следует, что у налогового агента данная обязанность возникает ранее, чем аналогичная обязанность у налогоплательщика — резидента Российской Федерации, а в случае с иностранной организацией, не имеющей постоянного представительства в Российской Федерации, данная обязанность для бюджета Российской Федерации не наступает вообще, следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае неудержания с него налога налоговым агентом и в случае, если такое удержание возможно) не обеспечивает в полной мере возмещения ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога. Таким образом, пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества и тем самым компенсировать несвоевременную уплату налога в бюджет.

В то же время из данной ситуации вытекает вопрос применения п.

5 ст.

75 НК РФ, в соответствии с которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Однако в комментируемом Постановлении суд указал следующее: из положений НК РФ следует, что на налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику. Таким образом, возникает ситуация, в которой налоговому агенту, не удержавшему налог с доходов, выплаченных иностранным организациям, в силу п. 3 ст. 75 НК РФ пени будут начисляться за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, т.е. до момента, когда налоговый агент сможет удержать сумму налога с доходов иностранной организацией, если такая возможность ему предоставится. В то же время выходом в данной ситуации для налогового агента может стать уплата налога за счет собственных средств, что в свою очередь, как указал суд в представленном ранее Постановлении, противоречит нормам НК РФ.

Ю.Борисов

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации

3 класса

В госзакупках не обойтись без электронной подписи. Разберемся, чем различаются квалифицированная и неквалифицированная, в каких случаях нужны и как их получить.

ЭЦП применяется в ходе документооборота, при получении каких-либо государственных услуг, при сдаче отчетности в контролирующие органы и др. Документ, который подписан электронно, имеет юридическую силу подписанного собственноручно.

Законом № 63-ФЗ выделены несколько видов ЭП:

  • простая (подтверждает факт подписания при помощи кодов, паролей либо иных средств);
  • усиленная. В свою очередь, подразделяется на квалифицированную и неквалифицированную.

Обычно она выглядит как обычная флешка. Внутри хранится специальная программа — криптопрограмма закрытого и открытого ключей.

Уточним, подобного рода программа — это специализированное программное обеспечение, предназначенное для работы с данной ЭЦП. При этом закрытый ключ представляет собой уникальную совокупность символов, известную только самому владельцу, а открытый — это файл, который несет в себе сведения о пользователе данного инструмента.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись

К основным признакам этого инструмента можно отнести следующие:

  • получается в результате криптографического преобразования информации с использованием специального ключа;
  • возможно определить того, кто подписал;
  • возможно обнаружить факт внесения изменений после подписания;
  • создается с использованием средств электронной подписи.

Применяется во внутреннем и внешнем документообороте организации (к примеру, заверение цифровых документов), а также для предоставления документов в Арбитражный суд в небумажном формате.

Создать ее может неаккредитованный удостоверяющий центр.

Усиленная квалифицированная электронная подпись: что это такое

Она обладает всеми свойствами неквалифицированной подписи, а также имеет дополнительные признаки:

  • квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи;
  • в целях создания используются средства, которые соответствуют требованиям 63-ФЗ.

Другими словами, подобного рода инструменты создаются с привлечением специальных средств, которые подтверждаются компетентными органами, а именно ФСБ России. Гарантирует такую подлинность специальный сертификат, который выдается аккредитованным удостоверяющим центром (УЦ).

Область применения достаточно обширна. Помимо работы с документооборотом она позволяет работать с порталом Госуслуг, сдавать отчетность в налоговые органы, отправлять банковские и иные документы через интернет, взаимодействовать с органами казначейства, предоставлять отчетность во внебюджетные фонды, а также участвовать в торгах.

В чем различия квалифицированной и неквалифицированной ЭЦП

Мы разобрали, что представляет собой квалифицированная и неквалифицированная электронная подпись, разница же между ними заключается в следующем: ЭЦП первого типа включает в себя все признаки неквалифицированного, но при этом дополняется сертификатом безопасности ключа. Этот, казалось бы, незначительный факт существенно влияет на безопасность, а также сферу применения.

Неквалифицированная Квалифицированная

Создается в результате криптографического преобразования информации и с использованием средств ЭЦП.

Позволяет определить подписавшее лицо, а также обнаружить внесение изменений в цифровой документ.

Обладает всеми признаками неквалифицированной.

Для ее создания требуются средства ЭЦП, обладающие подтверждением в соответствии с требованиями Закона.

Есть ключ проверки, он указан в сертификате.

На сегодняшний день более популярна квалифицированная, так как она предлагает наиболее обширную сферу применения, а также обеспечивает максимальную защиту.

Как получить усиленную квалифицированную электронную подпись

Необходимо обратиться в один из аккредитованных УЦ (узнать о таких организациях можно на сайте Минкомсвязи). В зависимости от того, кому необходима ЭЦП (физическому или юридическому лицу), список документов для получения различен.

Пакет документов для физических лиц включает в себя:

  • паспорт;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС).

Квалифицированная электронная подпись для юридических лиц изготавливается на основании следующих документов:

  • учредительные документы юридического лица;
  • лист внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе заявителя.

Как получить квалифицированную электронную подпись для ИП? Так же как и при получении данного инструмента для физических и юридических лиц.

Потребуется обратиться в УЦ с пакетом документов:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • ЕГРИП.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *