Ст.5 закона о коммерческой тайне

Порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

На документах, предоставляемых указанным органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.

В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

123


Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 148;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Статья 5.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;

(в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 86-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.


При увольнении сотрудник скопировал всю адресную базу клиентов и переманил большую часть постоянных посетителей в новую организацию. Информация о разработках новой линии производства стала известна конкуренту из-за действий одного из сотрудников компании. Как? Секрет прост: его лучшие друзья работают в конкурирующей организации. Считаются ли все эти проступки разглашением коммерческой тайны? Можно ли наказать «предателя», и как оформить меру возмездия в рамках трудового законодательства? Попробуем ответить на эти вопросы.

Понятие коммерческой тайны

Трудовое законодательство устанавливает перечень документов, положений, которые в обязательном порядке должны быть разработаны и утверждены в каждой организации. Например, правильно заполненный график отпусков, подписанные трудовые договоры, различного рода приказы (по личному составу, о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и пр.), личные карточки работников — все это должно быть у каждого работодателя. Согласно п. 8 ст. 86 ТК РФ обязательным локальным документом является положение о защите персональных данных работников организации, с которым все сотрудники обязаны быть ознакомлены под роспись.

Положение о защите данных, относящихся к коммерческой тайне, не входит в перечень обязательных документов, но тем не менее увольнение за разглашение коммерческой тайны — довольно распространенное основание расторжения трудовых отношений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон N 98-ФЗ) под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. К такого рода информации относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность. При этом данная информация не находится в свободном доступе и не предоставляется третьим лицам (например, конкурентам).
Закон N 98-ФЗ не приводит список конкретных сведений, представляющих коммерческую тайну.
Однако даже среди документов, представляющих на первый взгляд коммерческую ценность, есть такие, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне. Данные сведения установлены и перечислены в ст. 5 Закона N 98-ФЗ. Так, к ним относится информация:
— о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размерах и составе их имущества, об их расходах, численности и оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
— о задолженности работодателей по выплате заработной платы и иным социальным выплатам;
— о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;
— о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений и пр.
Кроме того, информация теряет свою секретность, если она становится общедоступной после опубликования самой организацией (или с ее согласия) в средствах массовой информации, Интернете.
Таким образом, практически каждое предприятие, организация устанавливает свой перечень сведений, не подлежащих разглашению, что определяется спецификой работы компании. После чего организация принимает необходимые меры, направленные на защиту конфиденциальной информации.

Охрана конфиденциальности информации

Меры по охране конфиденциальности информации перечислены в ч. 1 ст. 10 Закона N 98-ФЗ:
1) определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничить доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля соблюдения такого порядка;
3) вести учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулировать отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанести на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включить в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Как правило, порядок работы с информацией, представляющей коммерческую тайну, закрепляется и утверждается в локальном нормативном акте организации, например в положении о коммерческой тайне.

Положение о коммерческой тайне и порядок установкирежима коммерческой тайны в организации

Данный локальный нормативный акт разрабатывается на основе положений Закона N 98-ФЗ.

Документ обычно состоит из следующих разделов:
1) список сведений, составляющих коммерческую тайну;
2) меры ее защиты;
3) список должностей, в обязанности которых входит работа со сведениями, представляющими коммерческую ценность;
4) правила доступа и работы со сведениями, относящимися к коммерческой тайне;
5) правила хранения сведений;
6) ответственность за разглашение коммерческой тайны.
Положение о коммерческой тайне утверждается приказом руководителя организации, после чего вступает в силу. С этим локальным актом должны быть ознакомлены под роспись все сотрудники, в должностные обязанности которых входит работа с засекреченной информацией.
Согласно ч. 4 ст. 57 ТК РФ условие о неразглашении коммерческой тайны относится к обязательным дополнительным и должно быть отражено в трудовом договоре при его заключении с работником. Если режим коммерческой тайны устанавливается для уже давно работающих в организации лиц, то необходимо заключить с ними дополнительное соглашение к трудовому договору, т.к. в соответствии с ч. 3 ст. 57 ТК РФ при отсутствии в договоре какого-либо из обязательных условий недостающие условия определяются дополнительным соглашением к трудовому договору либо специальным соглашением сторон о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну, заключаемом в письменной форме. Если при введении режима коммерческой тайны работник отказывается от допуска к засекреченным сведениям, принудительно заставлять его исполнять дальше свои обязанности запрещено (ст. 60 ТК РФ).
Кроме того, информация о допуске к секретным сведениям отражается и в должностной инструкции.
Иногда организации идут на хитрость, пытаясь обезопасить себя от разглашения сведений, обладающих коммерческой ценностью, и заставляют работников давать подписку о неразглашении такой информации, если сотрудник в процессе своей деятельности с ней столкнется. При этом режим коммерческой тайны в таких организациях не установлен, специальные положения, а также перечень секретной информации отсутствуют. Это нарушение норм действующего законодательства, и на основании ч. 8 ст. 11 Закона N 98-ФЗ работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Сведения о допуске сотрудника к коммерческой тайне следует зафиксировать в личной карточке работника в разделе «Дополнительные сведения».
Согласно п. 62 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558, документы, устанавливающие режим коммерческой тайны, хранятся в организации постоянно.

А была ли тайна?

Иногда работодатели при составлении перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, списка обязанностей работников по защите конфиденциальной информации, допускают грубые ошибки. Довольно часто в различного рода положениях о защите коммерческой тайны встречается запрет на трудоустройство в конкурирующую компанию в течение некоторого времени после увольнения работника. Такое ограничение допустимо только в отношении определенных лиц и исключительно в случаях, установленных федеральными законами (например, ст.

64.1 ТК РФ вводит ограничения для работы бывших государственных и муниципальных служащих в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы).
Для сотрудников, в том числе бывших, коммерческих организаций таких ограничений не установлено, поэтому даже если работник и подпишет положение о коммерческой тайне, одним из условий которого окажется запрет на работу у конкурентов, это не будет иметь никакой юридической силы, и привлечь к ответственности работника по указанному основанию будет невозможно.
Правомерность включения информации о заработной плате и системе оплаты труда — еще одна проблема при установлении перечня сведений, представляющих коммерческую тайну.

Многие работодатели относят данную информацию к коммерческой тайне. Однако, как уже указывалось выше, согласно п. 5 ст. 5 Закона N 98-ФЗ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, не относятся сведения о системе оплаты труда. Более того, в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» сведения о доходах физического лица относятся к его персональным данным, в отношении которых также должен соблюдаться определенный режим конфиденциальности (ст. 86 ТК РФ).

Надбавки за работу с коммерческой тайной

Несмотря на то что Законом N 98-ФЗ такая обязанность не установлена, некоторые работодатели выплачивают сотрудникам соответствующие надбавки за работу со сведениями, составляющими коммерческую тайну, т.к. допуск к такой информации налагает на работника дополнительные обязательства. Поскольку порядок установления такой надбавки законодательно не описан, рекомендуется использовать правила, устанавливающие надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Например, Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573.

Ответственность за разглашение сведений,представляющих коммерческую тайну

Согласно ст. 3 Закона N 98-ФЗ под разглашением коммерческой тайны понимается действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору. За разглашение коммерческой тайны, а также за получение сведений незаконными методами ст. 14 Закона N 98-ФЗ предусмотрена ответственность.
Работник, по роду своей деятельности получивший доступ к коммерческой информации, в случае ее умышленного или неосторожного разглашения несет ответственность:
— дисциплинарную (п. 6 ч. 1 ст. 81, ст. 192 ТК РФ);
— уголовную (ст. 183 УК РФ);
— гражданско-правовую (ст. 1472 ГК РФ);
— административную (ст. 13.14 КоАП РФ).
Все перечисленные виды ответственности не исключают, а дополняют друг друга. Например, если работник разгласил сведения, относящиеся к коммерческой тайне, которые стали известны ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, с него может быть взыскана компенсация материального ущерба, причиненного в результате работодателю. Одновременно с этим его также можно привлечь к уголовной ответственности, если он разгласил коммерческую тайну умышленно.
К мерам дисциплинарной ответственности относится увольнение по основанию, предусмотренному пп.

«в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, — расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с разглашением охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Для того чтобы увольнение было оправданным, работодатель должен соблюсти все нормы Закона N 98-ФЗ, официально (а не на словах) ввести режим защиты коммерческой тайны и доказать, что разглашаемая информация действительно относится к коммерческой тайне, которая стала известна сотруднику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а не из других источников (например, по слухам из Интернета). Данное требование предусмотрено п.

43 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Наличие данных условий необходимо также и для привлечения работника к другим видам ответственности.
При наложении дисциплинарного взыскания работодатель должен соблюдать порядок, установленный ст. 193 ТК РФ, и помнить, что дисциплинарное взыскание в виде увольнения не может быть наложено на работника по истечении месяца со дня обнаружения или шести месяцев со дня совершения проступка. В этот срок не включаются периоды болезни работника, пребывания его в отпуске, а также время, необходимое для учета мнения представительного органа работников.
Вместе с дисциплинарной и уголовной ответственностью работник несет еще и материальную ответственность, которая предполагает возмещение лишь прямого действительного ущерба (упущенная выгода, неполученные доходы возмещению не подлежат). Материальную ответственность перед работодателем несет и уже уволенный работник при условии, что материальный ущерб был причинен им до увольнения при выполнении своих трудовых обязанностей. Поскольку ущерб связан с неполученными доходами, упущенной выгодой, что не может быть возмещено работником, материальный ущерб, причиненный организации, оценить и определить довольно сложно.
При разработке и утверждении положения о коммерческой тайне и ее защите перечень мер дисциплинарного воздействия и пределы материальной ответственности не подлежат расширению: например, нельзя установить штрафы за разглашение коммерческой тайны, т.к. это условие ухудшит положение работников по сравнению с положением, определяемым действующим законодательством.
Также необходимо отметить, что разработанное и утвержденное положение о коммерческой тайне требует постоянного пересмотра, доработки, т.к. и законодательство не стоит на месте (в Закон N 98-ФЗ периодически вносятся изменения), и бизнес-процессы регулярно подвергаются изменениям, а значит, и перечень сведений, представляющих коммерческую ценность, также будет меняться, чтобы организация успешно и плодотворно функционировала в своем сегменте.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

.

Клерк.Ру > Юридический отдел > Правовая помощь > Устав — закрытая информация?


PDA

Просмотр полной версии : Устав — закрытая информация?


Скажите, пожалуйста, неужели Устав является секретным документом. Вробе бы обычно он содержит все тоже самое, что ГК РФ, ну, за исключение р-ра уст.капитала, учредителя.


Скажите, пожалуйста, неужели Устав является секретным документом. Вробе бы обычно он содержит все тоже самое, что ГК РФ, ну, за исключение р-ра уст.капитала, учредителя.

Нет, т.к. Устав, Учреди д-р (уставные док-ты), Балансы являются открытой информацией, не являются коммерческой тайной.

Уставные (Копии) может заказать любое лицо в налоговой.


А вот попробуй докажи это руководству. Еще и нагоняй получишь за то, что готовишь копию Устава для партнеров.


Лена С., а Вы попробуйте доказать это руководству )))
Дайте им почитать 129-ФЗ от 08.08.2001 "О гос. регистрации юр. лиц и ИП"

Статья 6. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

1. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.
(в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

(т.е. если запросить выписку — паспортные данные ваших учредителей не впишут, но если запросить копии уч. доков и там есть паспортные данные — то никто их вымарывать не будет)

2. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде:
выписки из соответствующего государственного реестра;
копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Другими словами — любой желающий может получить ваш устав за символические деньги — 200 рублей, если мне память не изменяет.


Спасибо!


А если у Вас акционерное общество, так вообще обязаны опубликовать и Устав, и годовой баланс, и списки аффилированных лиц:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ
ПРИКАЗ
от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О РАСКРЫТИИ ИНФОРМАЦИИ ЭМИТЕНТАМИ
ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

В приказе есть ссылки на все НПА, где от эмитента требуется раскрывать информацию.

А самое интересное, что заплатив 200руб.

(или 400руб. — могу ошибаться) любой может заказать вналоговой копию устава Вашей организации


Татьяна_М

28.12.2007, 06:27

Вот еще:
29 июля 2004 года N 98-ФЗ
——————————————————————
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну
Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;


Ну, думаю, теперь то руководство мнение свое изменит. Спасибо всем!


… Еще и нагоняй получишь за то, что готовишь копию Устава для партнеров.

Ну, думаю, теперь то руководство мнение свое изменит.Да уж… А в секретности ли тут вопрос?
Может "медвежью" то услугу и действительно не стОит делать?
Если партнеры считают, что им нужен Ваш устав, пусть получают его стандартным путем в налоговой.
Я так понимаю, Ваша "услуждивость" навеяна многочисленными обсуждениями на эту тему.
Так может руководтво то право и ему не надо ничего доказывать?

😉


Дело не только в партнерах. Директор и его супруга (гл.бух) уверены на 100%, что кроме них никто не должен видеть Устав, т.к. эта информация не для посторонних.


Лена С., а кому нужно видеть устав и с какой целью?
ИМХО, если это праздное любопытство, его можно удовлетворить за деньги в налоговой.
То же касается и партнеров.

ps: Как-то бух одного из клиентов потребовал выписку из реестра. Послал счет на 1000 рублей и срок — 10 дней, с припиской — в налоговой это можно получить за 400 руб. и 1 день. Вместе с директором клиента посмеялись 😉


Powered by vBulletin® Version 4.2.1 Copyright © 2018 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *