Ст 15 402 фз

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ

О бухгалтерском учете

(В редакции Законов РФ от 23.07.1998 г. №123-ФЗ, 28.03.2002 г. №32-ФЗ, 31.12.2002 г. №187-ФЗ, №191-ФЗ 10.01.2003 г. №8-ФЗ, 28.05.2003 г. №61-ФЗ, 30.06.2003 г. №86-ФЗ, 03.11.2006 г. №183-ФЗ, 23.11.2009 г. №261-ФЗ, 08.05.2010 г. №83-ФЗ, 27.07.2010 г. №209-ФЗ, 28.09.2010 г. №243-ФЗ, 28.11.2011 г. №339-ФЗ)

Принят Государственной Думой 23 февраля 1996 года

Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи

1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

2. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

3. Основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешниминвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

руководитель организации — руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации;

синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета;

аналитический учет — учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета;

план счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета;

бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Статья 3.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ВходРегистрация

1.

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

4. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным «законодательством» Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

Примечание:БУХУЧЕТ
Большой раздел с массой полезной информации по бухучету

Главная — Статьи

Комментарий к статье 11 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»: Инвентаризация активов и обязательств

Комментарий к п. п. 1, 2, 3 ст. 11

В настоящее время общие требования к порядку и срокам проведения инвентаризаций определены ст. 12 прежнего Закона о БУ и п. п. 26 — 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Детализация требований осуществлена в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания).

В отличие от прежнего Закона о БУ в новом Законе о бухгалтерском учете не воспроизведена норма, определяющая цель проведения инвентаризации (обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

Вместе с тем норма п. 2 ст. 11 этого Закона представляется более точной, нежели прежняя формулировка (в ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущества и обязательств организации, их состояние и оценка).
Теперь в процессе инвентаризации обязательно только сопоставление фактического наличия активов и обязательств данным бухгалтерского учета. На практике это означает, что состояние объектов и их оценка проводятся за рамками процесса инвентаризации. Кроме того, указание на то, что сопоставляется именно фактическое наличие активов и обязательств с данными учета, а не наоборот, обусловливает практически единственный стандартный подход к технике проведения инвентаризации — сначала устанавливается фактическое наличие, а потом эти данные сопоставляются с данными учета.

Обращает на себя внимание отсутствие в новом Законе о бухгалтерском учете нормы, устанавливающей перечень случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным. Аналогичные перечни имеются в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, а также в Методических указаниях. Однако с высокой степенью вероятности можно предположить, что указанные нормативные акты в ближайшей перспективе будут отменены или существенно переработаны. Скорее всего, перечень случаев обязательной инвентаризации будет установлен одним из новых федеральных стандартов.

Таким образом, до момента разработки и утверждения данного стандарта перечни всех инвентаризаций, проводимых в организации, целесообразно утверждать внутренним нормативным актом экономического субъекта.
При этом проведение инвентаризаций в тех случаях, которые в соответствии с прежним Законом о БУ являлись обязательными, представляется целесообразным и оправданным.

В частности, проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности позволяет максимально точно установить стоимостные характеристики, необходимые для адекватной оценки финансового состояния экономического субъекта. При этом могут формироваться данные для оценки активов и обязательств (с целью их уменьшения или увеличения) в зависимости от факторов, возникших в течение отчетного года.

Необходимость проведения инвентаризации при смене материально ответственных лиц также представляется очевидной. В общем случае при этом проводится выборочная инвентаризация, состав объектов которой может быть ограничен одной группой активов или обязательств. Вместе с тем внутренним нормативным актов, коллективным договором или иным документом может быть предусмотрено проведение полной инвентаризации активов и обязательств при смене должностных лиц, ответственных за финансовое состояние организации (руководителя, его заместителей, главного бухгалтера экономического субъекта). В части назначения инвентаризаций по данному основанию, по нашему мнению, в учетной политике организации следует указать общее правило (о проведении инвентаризации при смене материально ответственных лиц, занимающих конкретные должности), а при самой смене указанных лиц издавать отдельный приказ или распоряжение с определением сроков проведения инвентаризации, категорий и групп инвентаризуемого имущества или обязательств, а при необходимости и состава инвентаризационной комиссии.

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества инвентаризация также чаще всего бывает выборочной. Необходимость проведения инвентаризации представляется очевидной в тех случаях, когда размер ущерба другими методами точно определен быть не может или имеются достаточные основания полагать, что недостача, хищение или порча могли иметь место и в отношении иных видов имущества.

Объем инвентаризационных мероприятий при выявлении ущерба в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, обусловливается масштабами чрезвычайной ситуации и вероятной локализацией ущерба. Например, если в результате пожара пострадало складское помещение, то нет необходимости проводить инвентаризацию всех основных средств и нематериальных активов, принадлежащих экономическому субъекту.

Прежним Законом о БУ отдельно устанавливалась обязательность проведения инвентаризации при реорганизации или ликвидации организации. По нашему мнению, это требование представляется избыточным, так как реорганизация или ликвидация организации сопровождается не только составлением и представлением бухгалтерской отчетности (перед составлением которой проведение инвентаризации обязательно), но и необходимостью составления промежуточного и ликвидационного баланса (при ликвидации организации), установления точного объема обязательств и источников их возмещения (при ликвидации и реорганизации).

Кроме перечисленных случаев в прежнем Законе о БУ были указаны еще две ситуации, при возникновении которых проведение инвентаризации было обязательным:

  • при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия.

    В данном случае необходимость проведения инвентаризации представляется очевидной, так как происходит не только реорганизация организации, но и смена собственника;

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже. Здесь проведение выборочной (в отношении передаваемых объектов со всеми принадлежностями, комплектующими и т.п.) инвентаризации также представляется целесообразным и логичным. Единственную оговорку можно сделать в отношении аренды. Прежним Законом о БУ не уточнялось, на каких условиях должен заключаться договор аренды, чтобы проведение инвентаризации было обязательным. По нашему мнению, обязательность инвентаризации в данном случае имеет место при долгосрочной аренде при условии, что арендованное имущество будет числиться на балансе арендатора. В остальных случаях (при краткосрочной аренде, а также в случае долгосрочной аренды, предусматривающей учет имущества на балансе арендодателя) большого экономического смысла в проведении инвентаризации нет. Впрочем, в подобной ситуации инвентаризация может быть проведена по требованию арендатора.

Комментарий к п. 4 ст. 11

Норма, регулирующая порядок регулирования инвентаризационных разниц, изменена принципиально.

Во-первых, не воспроизведены нормы, которыми на законодательном уровне устанавливался порядок отражения в учете излишков и недостач имущества (в том числе отдельно — недостач в пределах норм естественной убыли), а также отсылочные нормы в отношении регулирования инвентаризационных разниц в бюджетных и казенных учреждениях.

Видимо, предполагается, что это будет сделано на уровне федерального стандарта (регулирующего общие правила проведения инвентаризации, а также стандартов, устанавливающих правила учета отдельных видов активов и обязательств). Весьма вероятно, что при этом будут установлены и правила регулирования инвентаризационных разниц, выявленных в результате инвентаризации обязательств экономического субъекта. В настоящее время нормативное регулирование этого вопроса представляется явно недостаточным.

Во-вторых, установлена норма, которая, по-видимому, потребует дополнительных пояснений и трактовок — инвентаризационные разницы будут отражаться в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Следовательно, результаты инвентаризации активов и обязательств, проведенной по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, могут быть отражены только в отчетности (годовой и промежуточной) следующего отчетного года. В отношении инвентаризации неденежных активов (имущества) экономического субъекта данное изменение существенного значения иметь не будет — инвентаризация объектов основных средств, материально-производственных запасов и иных активов, как правило, начинается с таким расчетом, чтобы все необходимые мероприятия (включая обработку полученных результатов) могли быть проведены до окончания отчетного года (по состоянию на 1 октября, 1 ноября или 1 декабря отчетного года). Однако в отношении обязательств и денежных средств могут возникнуть определенные проблемы. Так, состояние дебиторской и кредиторской задолженности обычно инвентаризуется по состоянию на 1 января. В принципе можно назначать инвентаризацию по состоянию на 31 декабря отчетного года, но тогда может возникнуть вопрос, каким образом инвентаризовать в следующем периоде те обязательства, которые возникнут в течение этого дня.

Еще более сложным может оказаться проведение инвентаризации денежных средств — в кассе и на счетах в кредитной организации. Расчеты наличными, как правило, в последний рабочий день не только не прекращаются, но и имеют тенденцию к резкому увеличению по сравнению с другими днями года. Поэтому использовать результаты инвентаризации, проведенной по состоянию на 31 декабря, непосредственно при составлении годовой бухгалтерской отчетности будет нельзя, так как это может существенно исказить информацию о движении денежных средств.

Что же касается инвентаризации безналичных средств на счетах в кредитной организации, то ее проведение по состоянию на 31 декабря в целях формирования годовой бухгалтерской отчетности вообще может не иметь смысла. В выписках из лицевых счетов, представляемых экономическим субъектам кредитными организациями, указываются переходящие остатки на 1 января, и именно эти остатки должны отражаться в бухгалтерской отчетности.

Кроме того, новое требование относительно периода отражения в бухгалтерском учете инвентаризационных разниц может создать проблемы при проведении инвентаризаций в течение отчетного года (не приуроченных к составлению годовой бухгалтерской отчетности).

Некоторые виды активов и обязательств организации инвентаризуются чаще одного раза в год.

Например, один раз в квартал традиционно производится инвентаризация:

  • молодняка животных, животных на откорме, птицы, кроликов, зверей и семей пчел, а также подопытных животных, что обусловлено большим движением животных (рождением, переводом в другие возрастные группы и падежом);
  • расчетов по платежам в бюджет, необходимость которых чаще всего обусловлена необходимостью составления и представления налоговой отчетности;
  • расчетов с дебиторами и кредиторами.

Ежемесячно проводится инвентаризация денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности, нефти и нефтепродуктов, а также расчетов организаций со структурными подразделениями, выделенными на отдельные балансы.

Во всех перечисленных случаях, если дата инвентаризации будет назначена первым числом месяца, следующего за проверяемым периодом, ее результаты (при буквальном исполнении требований п. 4 ст. 11 нового Закона о бухгалтерском учете) придется отражать в промежуточной отчетности следующего периода.

С одной стороны, такое требование позволяет более тщательно обработать результаты инвентаризации. С другой — представляется, что данные о финансовом состоянии организации на дату промежуточной отчетности окажутся несколько неточными.

К оглавлению: Комментарий к Закону № 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете"

1. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

2. В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.

3.

Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

(в редакции Федеральных законов от 28.12.2013 № 425-ФЗ, от 04.11.2014 № 344-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Положения части 4 статьи 7 не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу данного документа возложено ведение бухгалтерского учета (часть 2 статьи 30 данного документа).

4. В открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

(в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

1) иметь высшее образование;

(в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

(в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

5. Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами.

6. Физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи, с которым заключен трудовой договор.

7. Главный бухгалтер кредитной организации и главный бухгалтер некредитной финансовой организации должны отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

(в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

8. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.



1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с «законодательством» Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

4. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:

1) субъекты «малого предпринимательства«;

Примечание:МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
По каким критериям фирма относится к малым предприятиям или микропредприятию не зависимо от системы налогообложения.

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

5. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты:

1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

4) микрофинансовые организации;

5) организации государственного сектора;

6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

7) коллегии адвокатов;

8) адвокатские бюро;

9) юридические консультации;

10) адвокатские палаты;

11) нотариальные палаты;

12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *