Ставки налог на прибыль

Налоги и сборы России в вопросах и ответах

Раздел 1. Федеральные налоги и сборы

      

5. Налог на прибыль организаций

       Вопрос 48. Какие виды налоговых ставок по налогу на прибыль установлены для различных категорий налогоплательщиков?

      

       Установлению налоговых ставок посвящена ст. 284 НК РФ, согласно которой установлены общая ставка налога на прибыль, а также несколько специальных ставок, применяемых исключительно в случаях, прямо закрепленных в нормах ст. 284 НК РФ:

       Общая налоговая ставка установлена в размере 24%, при этом:

       — сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет;

       — сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

       Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, однако не ниже 13,5%.

       Установлены следующие виды специальных налоговых ставок:

       1. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

       — 20% — со всех доходов, за исключением указанных в иных частях ст. 284 НК РФ с учетом положений ст. 310 НК РФ;

       — 10% — от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

       2. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

       — 9% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами РФ;

       — 15% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

       3.

К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

       — 15% — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг, указанных в пп. 2 и 3 п. 4 ст. 284 НК РФ, и процентного дохода, полученного российскими организациями по государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами РФ, за исключением процентного дохода, полученного первичными владельцами государственных ценных бумаг РФ, которые были получены ими в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации в порядке, установленном Правительством РФ), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 г.;

       — 9% — по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.;

       — 0% — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга РФ.

       4. Прибыль, полученная Банком России от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке 0%.

       Прибыль, полученная ЦБ РФ от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по общей налоговой ставке.

       Существенным отличием вышеперечисленных специальных ставок, установленных п.п. 2-4 ст. 284 НК РФ, является квалификация сумм налога на прибыль, исчисленных с их применением, для целей бюджетного администрирования: рассчитанные по специальным ставкам суммы налога подлежат зачислению в федеральный бюджет полностью.

Доходы местных бюджетов

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих налогов:
1) от местных налогов:
а) земельного налога;
б) налога на имущество физических лиц;
2) от федеральных налогов и сборов:
а) налога на доходы физических лиц;
б) единого сельскохозяйственного налога;
3) от федеральных и региональных налогов и сборов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Бюджетным кодексом;
4) в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии с Бюджетным кодексом.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от:
1) местных налогов:
а) земельного налога, взимаемого на межселенных территориях;
б) налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях;
2) федеральных налогов и сборов:
а) налога на доходы физических лиц;
б) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
в) единого сельскохозяйственного налога;
г) государственной пошлины.
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду.
В бюджеты городских округов и муниципальных районов подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления.
В бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства.
В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства.
Нормативным правовым актом представительного органа муниципального района установлены единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законом субъекта РФ в бюджет муниципального района.
Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок и предоставляют льготы по уплате налогов и сборов в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ.
А органы местного самоуправления определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных и региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты.

Распределяем налог на прибыль

Пожалуй, наибольшее число вопросов возникает у бухгалтеров при исчислении налога на прибыль. А если фирма имеет обособленные подразделения, то вопросов больше вдвойне.

Налог на прибыль зачисляется в федеральный и региональный бюджеты. В федеральный бюджет авансовые платежи и налог уплачиваются по месту нахождения организации без распределения по обособленным подразделениям. Налог на прибыль (авансовые платежи) в бюджет субъекта РФ перечисляется по месту нахождения организации и каждого ее филиала. По каждому подразделению налог распределяется пропорционально доле прибыли (ст. 288 НК РФ). Если на территории субъекта РФ у организации несколько обособленных подразделений, можно выбрать из них одно ответственное, через которое будет уплачиваться налог в региональный бюджет <*>.

<*> Подробнее об уплате налога в этом случае читайте в статье "Налог на прибыль: выбираем ответственное подразделение" // РНК, 2006, N 24. — Примеч. ред.

Доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, рассчитывается как средняя арифметическая величина двух показателей:

  • удельного веса среднесписочной численности сотрудников (или расходов на оплату труда) подразделения в общей численности работающих в организации;
  • удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества подразделения в остаточной стоимости основных средств по всей организации.

Организации, которая выбрала показатель среднесписочной численности работников, при его расчете следует руководствоваться Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 09.10.2006 N 56.

Расчет ведется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной величины на количество календарных дней месяца.

Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. Среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за отчетный период, и деления полученного значения на количество месяцев.

Сумма расходов на оплату труда рассчитывается в соответствии со ст. 255 НК РФ.

Налогоплательщик самостоятельно выбирает, какой показатель применять — среднесписочную численность работников или расходы на оплату труда, и закрепляет его в учетной политике. Выбранный показатель не меняется в течение налогового периода.

Остаточная стоимость амортизируемого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ. Механизм определения средней (среднегодовой) остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу, за отчетный (налоговый) период изложен в п. 4 ст. 376 НК РФ.

Амортизируемое имущество учитывается за тем обособленным подразделением, где это имущество фактически используется для получения дохода. Причем независимо от того, у кого на балансе оно находится (Письма Минфина России от 07.03.2006 N 03-03-04/1/187 и от 10.03.2006 N 03-03-04/1/199).

Пример. ООО "Солнышко", зарегистрированное в Москве, имеет обособленное подразделение в Санкт-Петербурге. Налогооблагаемая прибыль организации за I квартал 2007 г.

составила 1 000 000 руб.

Организация уплачивает квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Для расчета прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, используется показатель среднесписочной численности работников. Среднесписочная численность работников в целом по организации за I квартал составила 150 человек, а по обособленному подразделению — 18 человек.

Данные об остаточной стоимости имущества ООО "Солнышко", а также имущества обособленного подразделения на 1-е число каждого месяца за I квартал 2007 г. приведены в табл. 1.

Таблица 1

Дата Остаточная стоимость основных средств, руб.
по организации в целом обособленного подразделения
01.01.2007 17 000 000 2 500 000
01.02.2007 16 500 000 2 400 000
01.03.2007 16 000 000 2 300 000
01.04.2007 15 500 000 2 200 000

Определим удельный вес среднесписочной численности работников подразделения:

18 чел. : 150 чел. x 100% = 12%.

Средняя остаточная стоимость основных средств за I квартал 2007 г. составит:

  • по организации — 16 250 000 руб. [(17 000 000 руб. + 16 500 000 руб. + 16 000 000 руб. + 15 500 000 руб.) : 4];
  • по обособленному подразделению — 2 350 000 руб. [(2 500 000 руб. + 2 400 000 руб. + 2 300 000 руб. + 2 200 000 руб.) : 4].

Рассчитаем удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества подразделения:

2 350 000 руб. : 16 250 000 руб. x 100% = 14,46%.

Доля налогооблагаемой прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, определяется так:

(12% + 14,46%) : 2 = 13,23%.

Величина налогооблагаемой прибыли, приходящаяся на подразделение, равна:

1 000 000 руб. x 13,23% = 132 300 руб.

Сумма налога на прибыль, которую нужно перечислить в бюджет Санкт-Петербурга, — 23 152,5 руб. (132 300 руб. x 17,5%).

Ежемесячные авансовые платежи исчисляются обособленными подразделениями в общем порядке, то есть по правилам п. 2 ст. 286 НК РФ.

При ежеквартальной отчетности сумма ежемесячного авансового платежа равна 1/3 суммы аванса, исчисленной за предыдущий квартал. Если организация рассчитывает ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, то доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется на последнее число отчетного периода.

Порядок представления деклараций по налогу на прибыль установлен в ст. 289 НК РФ (табл. 2).

Таблица 2

Налог на прибыль организаций: уплата и отчетность

Порядок
уплаты
налога
Уплата в бюджет Сдача отчетности
федеральный региональный порядок
и сроки
уплаты
по месту
нахождения
организации
по месту
нахождения
обособленного
подразделения
Порядок
и сроки
сдачи
Не выбрано
ответственное
подразделение
+ (централи-
зованно
по месту
нахождения
организации
(головного
офиса))
+ (по месту
нахождения
организации
(головного офиса)
и каждого
обособленного
подразделения
пропорционально
доле прибыли)
Статьи
286 — 288
НК РФ
+ (представля-
ется в целом по
организации с
распределением
сумм налога
по обособленным
подразделениям)
+ (представляется
каждым
обособленным
подразделением
в части налога,
подлежащего
уплате в субъект
РФ через это
подразделение)
Статья
289 НК РФ
Выбрано
ответственное
подразделение
+ (централи-
зованно
по месту
нахождения
организации
(головного
офиса))
+ (в бюджет
каждого субъекта
РФ по месту
нахождения
ответственного
подразделения
без распределения
налога между всеми
подразделениями,
расположенными
в том же субъекте
РФ)
+ (представля-
ется в целом по
организации с
распределением
сумм налога
по группе
обособленных
подразделений,
находящихся
на территории
одного субъекта
РФ)
+ (представляется
ответственным
подразделением
в части налога,
подлежащего
уплате
в соответствующий
бюджет субъекта
РФ)

В состав декларации, сдаваемой по месту нахождения организации (головного офиса), обязательно включаются титульный лист (лист 01), подраздел 1.1 разд.

1, лист 02, Приложения N 1 и N 2 к листу 02. Это установлено п. 1.1 разд. 1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н (в ред. Приказа Минфина России от 09.01.2007 N 1н). Кроме того, надо заполнить Приложение N 5 к листу 02 по организации без обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению (или группе подразделений, если налог уплачивается централизованно).

Таким образом, количество приложений, подаваемых по месту учета организации, будет равно количеству подразделений или групп подразделений (включая головной офис).

В налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения представляется декларация, включающая титульный лист (лист 01), подраздел 1.1 и (или) подраздел 1.2 разд. 1, а также расчет суммы налога (Приложение N 5 к листу 02), подлежащей уплате по месту нахождения данного подразделения. При расчете налога по группе обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ, декларация в указанном объеме сдается в налоговую инспекцию по месту нахождения ответственного подразделения.

В ситуации, когда организация и все ее обособленные подразделения находятся на территории одного региона и налог уплачивается централизованно через головной офис, Приложение N 5 к листу 02 можно не представлять.

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-03-06/1/17267 от 28.03.2016

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу возможности применения организацией разных налоговых ставок при расчете налога на прибыль организаций в течение одного налогового периода и сообщает следующее.

Статьей 286 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что налог на прибыль организаций определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 286 Кодекса по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено статей 286 Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном статей 286 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 284 Кодекса определено, что налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, если иное не установлено статьей 284 Кодекса. При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента, если иное не предусмотрено статьей 284 Кодекса.

Для организаций — резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. Размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5 процента.

Необходимо отметить, что глава 25 Кодекса не содержит ограничений по установлению законами субъектов Российской Федерации положений о периоде времени, в течение которого налогоплательщики вправе применять соответствующую пониженную ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, при исчислении налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, налогоплательщик может применять в рамках одного налогового периода две налоговые ставки (общеустановленную и пониженную). При этом в случае если условия применения соответствующей пониженной налоговой ставки реализованы налогоплательщиком не с начала, а в течение налогового периода, то с даты реализации таких условий налогоплательщик вправе применять пониженную налоговую ставку для исчисления региональной части налога, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденная приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@, предусматривает возможность исчисления налога по пониженной ставке с части налоговой базы за налоговый (отчетный) период. В частности, пониженная ставка и налоговая база, к которой она применяется, указываются по строкам 130 и 170 листа 02 декларации. Сумма налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, за налоговый период, исчисленная по разным налоговым ставкам, приводится в строке 200 листа 02.

Расчет налога производится по алгоритму, приведенному в данной строке.


Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.С.КИЗИМОВ

Комментарий эксперта

Налог на прибыль в бюджет субъекта РФ можно платить по разным ставкам

При исчислении налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, налогоплательщик может применять в рамках одного налогового периода две налоговые ставки (общеустановленную и пониженную). Форма налоговой декларации также предусматривает такую возможность.

Ставки налога на прибыль

В общем случае налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20 процентов, из них:

Аудитор Т.М.Прокофьева

Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику. Введем понятие предельной и средней налоговой ставки.

Предельная ставка налога – это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

Средняя ставка налога – это отношение суммы налогов к сумме доходов.

Причем наиболее верное представление о налоговом бремени дает средняя налоговая ставка.

В экономической теории выделяют три вида налоговых ставок:

1) прогрессивные, т.е. увеличивающие процент налоговых отчислений с увеличением дохода;

2) пропорциональные, т.е. процент налоговых отчислений не меняется от величины дохода;

3) твердые (фиксированные), устанавливаемые на объекты независимо от их стоимости.

1.4.2. Взгляды на роль налогов как регуляторов экономики

Существуют разные точки зрения на роль налогов как регуляторов экономики:

По Кейнсу, во время спада налоги снижаются для стимулирования производства. Во время подъема, наоборот, налоги возрастают, что позволяет затормозить рост инвестиций. Рост налоговых поступлений во время подъема позволит выплатить государственную задолженность, которая образовалась в депрессивный период для финансирования государственных расходов.

По теории монетаристов и концепции экономики предложение о снижении налогов становится значительным стимулом эффективного производства. М. Фридмен – идеолог монетарной школы – рекомендует снижать налоговое бремя, когда экономический кризис пройдет свою низшую точку и оставит на рынке только эффективных производителей, разорив остальных. В этом случае более низкие ставки налогов для сильных производителей предоставят им большие возможности для инвестирования и позволяет стране перейти на высокую ступень эффективности производства.

Теория предложения рекомендует поддерживать режим конкуренции, облегчая налоговое бремя, вплоть до применения налоговых каникул для массового бизнеса, или для тех, кто осуществляет выпуск товаров, в наибольшей степени отвечающих интересам общества. Теория предложения предполагает наличие оптимальной налоговой ставки, стимулирующей хозяйственных субъектов увеличивать доходы и, следовательно, их налоговые отчисления в бюджет.

1.4.3. Анализ кривой Лаффера

Зависимость между объемом налоговых поступлений бюджета и ставкой налога показывает кривая Лаффера:

При rT=0, государство никаких налогов не получит, при rT=100%, государство налогов также не получит. При любых других значениях rT, государство в том или ином размере получает налоги, при этом, при каком то значении rT (rT0) сумма налоговых поступлений становиться максимальной. Рост налоговой ставки только до определенного значения (rT0) ведет к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее же ее повышение обуславливает их сокращение. Причем, одну и ту же величину налоговых поступлений (за исключением Tmax) можно получить при двух разных уровнях налоговой ставки.

Однако эффекты применения разных ставок в экономике будут различны:

1) при rT1 создаются условия для стимулирования экономического роста и деловой предпринимательской активности;

А. Поффер выявил троякое воздействие снижения налогов на экономику:

А) налоговая база расширяется, благодаря увеличению производства.

Б) труд и капитал будут перетекать из сфер высокого налогообложения в сферы с низким налогообложением, повышая общую эффективность экономики.

С этим явлением связан принцип «Невидимой ноги». Он проявляется в способности потребителей и фирм голосовать ногами, переезжая в ту местность, которая обеспечивается оптимальной корзиной налогов и выгод.

В) сокращается число участников экономического процесса, уклоняющихся от уплаты налогов.

2) при rT2 создаются условия для подавления деловой экономической активности, производство уменьшается и возрастает роль теневой экономики, наносящей большой урон экономике государства.

Таким образом, кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережений и тем самым содействовать инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, т.к. количество налогоплательщиков при этом должно возрастать.

1.4.4. Воздействие государственных расходов на объем национального производства

Таким образом, мы видим, что дискреционная фискальная политика влияет на объем национального производства, занятость и инфляцию. Проанализируем это воздействие. Для этого воспользуемся графиком 1.2. Примем некоторые допущения, упрощающие анализ воздействия налогово-бюджетной политики на совокупный спрос, а именно допустим, что фискальная политика влияет на совокупный спрос, государственные расходы, не влияет на потребление и инвестиции, чистый экспорт равен 0.

Отложим по оси x величину ВНП, по оси y – совокупные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг. Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т.е. будет равна их расходам, можно графически изобразить в виде прямой линии, идущей к оси x под углом 450. В любой точке этой прямой совокупные расходы равны ВНП в этой точке. Теперь введем график потребления C. Точка А показывает состояние, когда расходы населения равны его потреблению. В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций C+I. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке B достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП будет предъявлен спрос населения и предприятий.

Введение в экономический анализ государственных расходов (G ) сдвигает график совокупных расходов (C+I) вверх и вызывает рост валового национального продукта (Q2 ® Q3). Точка макроэкономичного равновесия смещается вверх по линии биссектрисы. Точка E показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства. Исходя из данных рассуждений, можно записать, что ВНП = C + I + G.

1.4.5. Сущность мультипликатора госрасходов

Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, как изменяется объем ВНП в результате изменения государственных расходов:

KG = DВНП / DG,

где G – государственные расходы;

КG – мультипликатор государственных расходов

Мультипликатор государственных расходов количественно можно выразить и через такие экономические категории, как предельная склонность к сбережению (MPS) и предельная склонность к потреблению (MPC):

KG = 1 / 1 – MPC = 1 / MPS

Таким образом, DВНП = DG * KG

1.4.6. Влияние налогов на объем национального производства, потребление и сбережения

Рассмотрим теперь влияние налогов на национальное производство и величину ВНП. Для упрощения анализа предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог, сумма которого не меняется при любой величине ВНП (налог постоянной величины). Введение этого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков (дохода после уплаты налогов), следовательно, сократятся и расходы. Это в свою очередь отразится на всей сумме совокупных расходов — она уменьшится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *